Списаны запчасти на ремонт техники

В практике хозяйственной деятельности предприятий все чаще встречаются случаи покупки техники, бывшей в употреблении (б/у). На то могут быть разные причины. Иногда имеет смысл купить не новое оборудование, автомобили, станки, погрузчики и т.д., что дает возможность при меньших капитальных затратах получить планируемую выручку.

Обычно б/у техника приобретается:

  • для использования по прямому функциональному назначению. Чаще временно, так как оставшийся ресурс такой техники все же небольшой;
  • для продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Рассмотрим эти случаи подробнее.

Для временного использования в своих нуждах

После чего амортизация в процессе использования техники как основного средства начисляется в обычном порядке. Через некоторое время, когда затраты на возможный ремонт превысят доход, получаемый от эксплуатации данного ОС, принимается решение о его разборке, так как это стало более выгодно экономически.

Далее производим разборку основного средства. Стоимость материальных ценностей, полученных при разборке, можно определить исходя из пропорционального уменьшения их стоимости с учетом начисленной амортизации и количества деталей.

Имеет смысл создать на фирме комиссию по определению возможности использования отдельных узлов, деталей и прочих комплектующих выбывающего объекта ОС и определению их текущей рыночной стоимости по данным сторонних организаций. Например, в виде приказа, который может быть Приложением к учетной политике или одним из ее пунктов (Пример 1).

Организация приобрела бывший в употреблении шлифовальный станок, уплатив за него 118 000 рублей (включая НДС).

Бухгалтеру следует отразить операцию следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60 – 118 000 руб. – оплата поставщику техники;

Дебет 01 Кредит 08 – 100 000 руб. – приняли на учет основное средство;

Дебет 19 Кредит 08 – 18 000 руб. – учтен НДС;

Дебет 68 Кредит 19 – 18 000 руб. – принят к вычету НДС.

Руководство приняло решение о списании шлифовального станка, несмотря на то, что это ОС не до конца амортизируемо. Бухгалтер делает следующие проводки:

Дебет 01-2 Кредит 01-1 – 100 000 руб. – списана стоимость ­основного средства;

Дебет 02 Кредит 01-2 – 20 000 руб. – списан начисленный износ;

Дебет 91-2 Кредит 01-2 – 80 000 руб. – определен результат ­от выбытия основного средства.

Разобрав основное средство, фирма отражает произведенные операции в бухгалтерском учете предприятия:

Дебет 91-2 Кредит 60 – 15 000 руб. – расходы, связанные с разборкой ОС;

Дебет 19 Кредит 60 – 2 700 руб. – сумма НДС;

Дебет 68 Кредит 19 – 2 700 руб. – принят к вычету НДС;

Дебет 10-5 Кредит 91-1 – 90 000 руб. – оприходованы запчасти по текущей рыночной стоимости плюс затраты на разборку (15 000 руб. + + 75 000 руб. = 90 000 руб.) (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (далее – ПБУ 5/01), письмо Минфина РФ от 10.09.2007 г. № 03-03-06/1/656).

Рыночная цена по данным пунктов приема металлолома и т.п. составляет 25 000 руб. Соответственно, бухгалтер делает следующую проводку:

Дебет 10-6 Кредит 91-1 – 25 000 руб. – оприходован металлолом по рыночной стоимости.

Кроме того, в подобных случаях имеет смысл использовать дефектную ведомость, которая может быть использована как приложение к акту списания (см. Пример 3).

В налоговом учете появляются внереализационные доходы согласно пунк­ту 13 статьи 250 Налогового кодекса. Доход будет признан на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ), то есть непосредственно в тот момент, когда была проведена ликвидация (письмо Минфина РФ от 19.09.2007 г. № 03-03-06/1/675), что существенно при выведении объекта из эксплуатации и ликвидации в разных налоговых периодах.

Акт следует составить по форме № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств», утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7.

Также следует составить приходный ордер по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а (далее – Постановление № 71а). Приходный ордер является основанием для оприходования материалов, полученных при демонтаже ­ликвидированных основных средств.

Но при учете запчастей (металлолома) в ремонтных работах или при реализации в расходы можно будет списать лишь сумму налога на прибыль (стоимость запчастей × 24%) (п. 2 ст. 254 НК РФ – при учете в ремонтных работах, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ – при реализации).

В нашем примере 90 000 руб. × 24% + 25 000 руб. × 24% = 27 600 руб.

Данный подход объясняется позицией, согласно которой в расходы принимаются затраты, реально понесенные налогоплательщиком, а в данном случае это как раз налог на прибыль, исчисленный с внереализационного дохода.

В случае реализации (продажи) запчастей расход принимается на дату продажи (ст. 320 НКРФ) и одновременно составляется накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 (утв. Постановлением № 71а).

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не включается в доходы стоимость материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к указанной Конвенции (ратифицирована законом от 05.11.1997 г. № 138-ФЗ).

Также обращаем внимание, что при использовании запчастей в оборотах, не облагаемых НДС (например, гарантийный ремонт), следует восстановить НДС на остаточную стоимость следующей проводкой: Дебет 68 Кредит 19.

В бухучете НДС будет списан проводкой: Дебет 91 Кредит 19.

В налоговом учете он не будет принят в уменьшение налоговой базы налога на прибыль. Возникает постоянное налоговое обязательство, которое следует отразить проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль (согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль ­организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

В случае использования запчастей в операциях, облагаемых НДС (случаи, рассмотренные выше, – продажа, обычный ремонт техники), налог восстанавливать не требуется.

Приобретение техники для последующей продажи или для разборки на запчасти

При приобретении б/у техники для продажи отражаем ее приобретение по счету 41 «Товары» согласно пункту 2 ПБУ 5/01.

Если с течением времени выясняется отсутствие спроса на данный вид б/у техники, то принимается решение разобрать ее на запчасти и продать по частям или использовать запчасти в ремонтных работах, производимых предприятием.

Согласно ОК005-93 (утв. постановлением Госкомстандарта от 30.12.1993 г. № 301) детали, полученные при разборке, квалифицируем как материальные ценности, так как б/у техника выполняет в данном случае своего рода роль материала для переработки, в результате которой мы получим запчасти.

Поэтому после решения о разборке («переработке») б/у техники ­отражаем ее на счетах бухгалтерского учета как материалы. Полученные при разборке запасные части следует оприходовать на одноименный счет 10-5 «Запасные части». Согласно пункту 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, цену ­оприходования определяем следующим образом:

Подетально стоимость запчастей можно определить пропорционально исходя из общей суммы деталей, их количества и общей стоимости ­б/у техники за минусом количества некондиционных деталей.

Организация приобрела технику, бывшую в употреблении. Бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 41 Кредит 60 – 118 000 руб. – оприходование техники;

Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. – учтен НДС.

Читайте также:  РЕМОНТ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В ДЗЕРЖИНСКЕ ЧКАЛОВА 10

Организация приняла решение о разборке приобретенной техники. ­Бухгалтер сделал следующие записи:

Дебет 10-1 Кредит 41 – 100 000 руб. – отражаем б/у технику как материалы;

Дебет 20 Кредит 10-1 – 100 000 руб. – переданы в разборку («переработку»);

Цена оприходования = 35 000 руб. + 100 000 руб. – 10 000 руб. = 125 000 руб.

Дебет 10-5 Кредит 20 – 125 000 руб. – оприходованы запчасти.

Часть деталей после разборки техники оказалась в некондиции.

Дебет 10-6 Кредит 20 – 10 000 руб. – оприходованы некондиционные детали.

В данном случае отсутствует внереализационый доход, так как отсутствует безвозмездность получения запчастей. Производится разборка неиспользовавшегося основного средства, поскольку оно было куплено не для использования его по прямому назначению, а для разборки на детали, из которых ОС состоит.

Также следует отметить, что при последующем использовании запчастей (в ремонте или продаже) в расходах налогового учета принимается стоимость оприходования на счете 10-5, то есть в сумме реально понесенных затрат на покупку деталей в составе б/у техники.

Все письма ФНС РФ касаются разборки ОС после их использования на предприятии. В данном же случае происходит покупка по сути дела деталей, которые могли продать оптом (без разборки ОС) или по частям (разобрав ОС).

Следует отметить, что по деталям, которые нельзя реализовать (некондиция), Налоговый кодекс не предусматривает включения их стоимости в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, то есть это будет убыток, покрываемый за счет собственных средств предприятия.

По таким деталям следует составить акт о ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15). Первый экземпляр отдают в бухгалтерию для списания потерь ТМЦ, второй остается в подразделении, третий – ­у материально ответственного лица.

Также необходимо восстановить НДС по этим списанным материальным ценностям, так как они не будут использоваться в операциях, облагаемых НДС, следовательно, вычета по ним не будет (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Если при покупке «входной» НДС по ним был уже принят к вычету, то его необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором списаны реализованные детали. НДС можно определить из пропорции стоимости списанных и проданных материальных ценностей.

Дебет 68 Кредит 19 – НДС на остаточную стоимость (сторно) и далее списать в бухучете проводкой Дебет 91 Кредит 19.

Как и в предыдущем примере, этот НДС не будет учтен в расходах по налоговому учету. Кроме того, здесь также возникает постоянное налоговое обязательство, оформленное проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль.

Ремонт основных средств – это процесс, в результате которого происходит восстановление эксплуатационных свойств объектов. Как учитываются затраты на ремонт основных средств в бухгалтерии и какие проводки отражают этот процесс – разберемся в статье.

Объект основного средств может быть восстановлен двумя способами:

  • с помощью текущего ремонта;
  • с помощью капитального ремонта (реконструкция и модернизация).

Учет затрат в обоих случаях происходит по-разному. Необходимо четко понимать различия в этих процессах, чтобы в будущем не иметь проблем с налоговой инспекцией и не решать споры с проверяющей инстанцией в судебном порядке. Очень важно на начальном этапе определиться, каким образом происходит восстановление объекта.

Больше о ФСБУ и учете основных средств рассказывают на курсе «Шесть ФСБУ». За один месяц научитесь работать по всем правилам бухучета.

Если проводится обычный текущий ремонт, то все сопутствующие расходы списываются в затраты организации в текущем налоговом периоде.

Если же проводится реконструкция и модернизация объекта, то все асходы относятся на увеличение стоимости объекта.

Основное отличие ремонта ОС от его реконструкции заключается в том, что в первом случае не происходит изменение технико-экономических показателей объекта. Реконструкция или модернизация — это, в первую очередь, улучшение технических, экономических и производственных показателей объекта.

Ремонт ОС – это устранение неисправностей, повреждений, а также проведение профилактических мероприятий по недопущению преждевременного износа объекта, а также работы, направленные на поддержание рабочего состояния оборудования.

Проведение ремонтных работ, как правило, начинается с формирования смет и плана работы, утвержденного руководителем предприятия.

Оформление документов ремонта и модернизации

При проведении ремонта основных средств оформляются следующие документы:

  • приказ руководителя, который определяет в отношении каких объектов должны быть проведены работы;
  • дефектная ведомость, в которой указан характер неисправностей и дефектов, требующих проведения ремонтных работ;
  • договор подряда в случае, если привлекаются сторонние лица;

Бухгалтерский учет

Ремонт может быть проведен двумя способами:

В первом случае, ремонтные работы проводится с помощью сторонних подрядных организаций, с которыми заключается договор подряда, после окончания работ подрядчик составляет сметы выполненных работ.

Во втором случае, ремонтные работы выполняется собственными силами.

Затраты на ремонт объектов основных средств относятся на счета учета производственных издержек, то есть включаются в себестоимость продукции с помощью проводок: Д20 (23, 25, 26, 44) К10 (60, 70, 69).

Если же расходы составляют значительную сумму, то организация может осуществлять ремонтные работы за счет заранее сформированного резерва. Этот резерв образуется путем постепенного включения определенных сумм в состав себестоимости продукции в течении длительного времени, при этом выполняются проводки Д 20 (23, 25, 26) К96, где счет 96 именуется «Резерв предстоящих расходов», на котором по кредиту и формируется резерв. Сумма ежемесячных отчислений на формирование резерва определяется, как 1/12 от годовой стоимости ремонта по смете. В процессе проведения ремонта все затраты списываются на счет этого резерва с помощью проводок: Д96 К10 (70, 60, 69..).

Если в конце года по кредиту счета 96 остались средства (то есть сумма, необходимая для ремонта оказалась меньше сформированного резерва), то оставшиеся средства списываются на 91 счет проводкой Д96 К91/1, таким образом счет 96 закрывается.

Если суммы резерва не достаточно для проведения ремонтных работ, то недостающие средства либо получают с помощью дополнительной проводки по увеличению резервного фонда Д20 К96, либо списывают эту сумму на издержки проводкой Д20 К10, 60, 70.

Проводки по учету расходов на ремонт основных средств:

Еще мы изучили стандарты и составили понятный курс про шесть новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, с которым вы легко сможете вести отчетность в 2023 году, а еще получите удостоверение о повышении квалификации.

  • понимать сложные формулировки официальных документов,
  • использовать в работе шесть ФСБУ,
  • сдавать годовую отчётность по новым правилам стандарта,

Чтобы убедиться в полезности курса, посмотрите программу и бесплатный урок.

Отремонтировать вышедший из строя автомобиль, экскаватор, грейдер и т. д. можно, обратившись в специализированную фирму, либо собственными силами строительной организации. Какими документами необходимо обосновать произведенные затратыв каждом из этих вариантов? Какие претензии чаще всего предъявляют инспекторы, проводящие налоговую проверку?

Учим правильно вести бухгалтерский учет в строительных компаниях на курсе повышения квалификации «Учет в строительстве»
Вы узнаете об учете капитальных вложений, долевого строительства, их особенностях для инвестора, подрядчика, застройщика и заказчика.

Курс ведут эксперты из строительной сферы, которые на живых примерах, с тестами и практическими заданиями помогут освоить материал. 
После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 120 часов и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора.

Ответы на эти вопросы – в данной статье.

Ремонт выполняет сторонняя компания

Законодательством не определен перечень документов, которые нужно составить в этом случае, поэтому имеются некоторые отличия в составе документов, применяемых фирмами, выполняющими работы по ремонту и обслуживанию автомобилей и спецтехники. Как правило, стороны заключают договор, например на год, и по мере необходимости отправляют технику в ремонт. Предварительная стоимость работ по ремонту и необходимых запасных частей фиксируется в заявке на ремонт. Факт сдачи машины в ремонт подтверждается актом приема-передачи транспортного средства исполнителю (в нем указываются комплектность автотранспортного средства, видимые наружные повреждения и дефекты и т. д.). Окончательная стоимость фактически выполненных работ и использованных запасных частей и материалов указывается в заказе-наряде, на основании которого составляются акт приема-передачи выполненных работ и счет-фактура. Возврат автомобиля стройфирме удостоверяется актом приема-передачи транспортного средства заказчику.

Читайте также:  Вакансия по ремонту бытовой техники ростов на дону

Для наглядности представим вышесказанное в виде блок-схемы.

Однако это не единственно возможный способ оформления взаимоотношений со специализированной компанией. Иногда стороны не заключают договор. Бывает, что заказ-наряд одновременно является актом приемки-передачи выполненных работ. Случается, что отдельно оформляются приобретение запчастей и заказ-наряд на выполнение работ по ремонту. Словом, варианты допустимы, что не должно негативно влиять на возможность признания расходов на ремонт и техническое обслуживание автомобилей и спецтехники для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

Для бухгалтера важно, чтобы имеющиеся у строительной организации документы подтверждали факт несения расходов по оплате ремонтных работ и использования автомобиля в хозяйственной деятельности, направленной на получение доходов, облагаемых НДС. При выполнении этих требований инспекторы не смогут лишить вас права признать затраты в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и принять к вычету предъявленный исполнителем НДС. А если решение по результатам налоговой проверки принято не в пользу организации, не стоит торопиться перечислять в бюджет начисленные контролерами суммы. Нужно идти в суд и отстаивать право на получение налоговой экономии. Арбитры не столь придирчивы к документальному оформлению и при рассмотрении споров во главу угла ставят не формальности, а факты (осуществления расходов и использования техники в основной деятельности). Например, ФАС ПО (Постановление от 09.09.2008 № А57-7577/07) отклонил довод инспекции о ненадлежащем подтверждении расходов в связи с отсутствием договора, заключенного со специализированной фирмой, производившей ремонт, и непредставлением дефектных ведомостей. Судьи решили, что представленные предприятием заказы-наряды, акты выполненных работ, счета свидетельствуют о выполнении работ по ремонту автомобилей.

В другом случае (см. Постановление ФАС ЗСО от 15.02.2010 № А81-3471/2009) инспекторы поставили под сомнение реальность операций по ремонту автосамосвалов и экскаваторов и добросовестность налогоплательщика. Арбитры, изучив представленные документы (договоры на ремонт техники, сметы стоимости ремонта, дефектные ведомости, акты о приеме-сдаче отремонтированных объектов, путевые листы и др.), пришли к выводу, что расходы, понесенные организацией на оплату работ по ремонту техники, носят производственный характер, указанная техника использовалась в основной деятельности (при производстве строительных работ). Ремонт техники вызван наличием повреждений, неполадок, что подтверждается дефектными ведомостями. Необходимые узлы и агрегаты заменены и установлены на соответствующих машинах.

И еще один нюанс, касающийся необходимости составлять унифицированную форму ОС-3. Некоторые налоговые инспекторы, исключая расходы на ремонт, обосновывают свое решение отсутствием у налогоплательщика названной формы. Налоговики отмечают: поскольку для строительной организации – заказчика ремонтных работ автотранспортное средство является основным средством, его передача-приемка из ремонта должна осуществляться по унифицированной форме ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Напомним, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств предусмотрено, что форма ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Ее подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на приемку объектов основных средств, а также представитель организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо, затем документ сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй передается фирме, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные о ремонте, реконструкции, модернизации вносятся в Инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

И в таких случаях с инспекторами можно поспорить. Нередко этот аргумент суды также признают неубедительным. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 08.02.2011 № А69-564/2010 указал: поскольку текущий ремонт и техобслуживание автотранспортных средств осуществляются в процессе эксплуатации автомобиля без его остановки на длительное время, в данных случаях достаточно составить акт выполненных работ в произвольной форме, который в соответствии со ст. 753 ГК РФ подпишут обе стороны.

Исходя из положений гл. 37 «Подряд» ГК РФ законодательством не установлена форма документа, подтверждающего работы по ремонту и техобслуживанию, а также в нем нет требования о подтверждении таких расходов актом по форме ОС-3. Таким образом, в случае когда на основании документов, оформляемых сторонами договора в подтверждение выполняемых исполнителем работ (в том числе актов принятия результата работ, заказов-нарядов, заявок на осуществление работ, иных документов, предусмотренных договором), возможно установить объект имущества, в отношении которого осуществлялись ремонтные работы, а также объем работ, данные документы являются достаточным основанием отражения расходов по ремонту основного средства.

Примечательно, что в рассматриваемом ФАС ВСО случае нарушителем было Управление ФНС, а претензии ему предъявил Росфиннадзор, настаивавший на том, что налоговики ненадлежащим образом израсходовали бюджетные средства. Как видим, суд не согласился с мнением контролирующего ведомства и указал, что доказательством надлежащего расходования бюджетных средств могут являться любые первичные бухгалтерские документы, позволяющие достоверно установить их отношение к ремонту конкретных транспортных средств и его оплате.

Однако вернемся к налоговым спорам и в качестве примера приведем выдержку из Постановления ФАС ВВО от 10.09.2009 № А82-1209/2008-99. В этом случае ИФНС отказала организации в признании расходов на ремонт ввиду отсутствия актов формы ОС-16 и ОС-3, а также записей в инвентарных карточках формы ОС-6. Рассуждали арбитры так.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке формы ОС-6 на основании соответствующих документов. В рассматриваемом случае был произведен текущий ремонт двигателей, при котором не требуется внесение записей в инвентарную карточку.

Акт о выявленных дефектах оборудования по форме ОС-16 составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. Указанный документ не был представлен налогоплательщиком, поскольку необходимость ремонта вызвана иными причинами, а именно большой степенью износа двигателя и перерасходом топлива, и подтверждена документами, включенными в материалы дела.

Акт формы ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Однако в данном случае производился ремонт части основного средства – двигателя, при этом выбытие самих основных средств для ремонта не происходило, поэтому составлять указанный акт не требовалось.

Подведем итог. Отсутствие каких-либо документов еще не повод для исключения затрат из состава расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, и не основание для отказа в вычете «входного» НДС. Расходы на ремонт можно подтвердить самыми разными документами.

Ремонт собственными силами стройфирмы

При таком способе проведения ремонта претензий к документальному подтверждению расходов еще больше. Обратимся к конкретным примерам, чтобы выяснить точку зрения налоговых инспекторов и позицию судов.

ПостановлениеФАС ЦО от 28.04.2011 №А35-6355/2010. В целях поддержания арендованных транспортных средств в надлежащем состоянии налогоплательщик приобретал запасные части на автомобили, которые приходовались на склад, о чем свидетельствуют приходные ордера.

По мере возникновения необходимости проведения ремонта издавались приказы на списание запчастей на текущий ремонт автомашин. В соответствии с такими приказами и на основании требований-накладных со склада водителям выдавались запчасти.

При этом налогоплательщик вел журнал учета использованных запчастей для ремонта автомобилей, в нем указывались сведения о марке и номере автомобиля, на который была установлена запасная часть, о наименовании запчасти, ее количестве и цене, а также ФИО водителя и его подпись.

Суд решил, что такой порядок оформления документов позволяет определить, какие именно запчасти и на какой автомобиль были установлены. Поэтому арбитры отклонили довод налогового органа о необходимости составления дефектных ведомостей и актов на списание запасных частей.

Постановление ФАС ЗСО от 15.12.2008 №Ф04-7695/2008 (17399-А45-25). Исключив расходы на ремонт, инспекторы указали, что затраты отражены не в регистрах налогового учета, а в калькуляционных ведомостях, которые не являются первичными бухгалтерскими документами.

Арбитры исходили из того, что гл. 25 НК РФ не установлены формы документов, являющихся первичными в целях начисления налога на прибыль. Не определены такие формы для целей признания расходов на ремонт и правилами бухгалтерского учета.

На основании учетной политики организации ремонт объектов основных средств производится в соответствии с планом и оформляется соответствующими документами (дефектная ведомость, утвержденная смета, заказ, акт выполненных работ).

В связи с отсутствием унифицированной формы для определения статей затрат и планируемой стоимости ремонта использовалась калькуляционная ведомость, в которой суммировались расходы на ремонт конкретного объекта основных средств.

Необходимость проведения ремонтных работ подтверждена дефектной ведомостью, которая составляется на каждый объект основных средств, подлежащий ремонту.

Фактические расходы на ремонт объекта основных средств подтверждаются актом приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств (унифицированная форма).

На основании перечисленных обстоятельств суд встал на сторону налогоплательщика.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 № 09АП-15448/2010-АК. Инспекция указала, что организация включила в состав расходов в целях налогообложения прибыли стоимость запасных частей, использованных для ремонта автотранспортных средств, без документов, подтверждающих необходимость ремонта и его выполнение, факт использования тех или иных запасных частей, замену автошин и связь произведенных расходов с деятельностью, направленной на получение дохода. В обоснование своей позиции ИФНС сослалась на отсутствие документов, предусмотренных постановлениями Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 и от 21.01.2003 № 7.

Читайте также:  Планирование эксплуатации и ремонта техники

Данный довод судьи отклонили, обратив внимание на следующее. Материалами дела установлено, что для осуществления деятельности по оказанию автотранспортных услуг у организации имеются числящиеся на балансе основные средства, в том числе автомашины.

Для проведения текущего ремонта автомобилей предприятие располагает ремонтным боксом, местом хранения запасных частей, имеет штат соответствующих работников, что подтверждается материалами налоговой проверки.

Необходимость проведения текущего ремонта устанавливается на основании ежедневного осмотра автомобилей и жалоб водителей. Проведение текущего ремонта подтверждает механик.

Указанные обстоятельства подтверждены включенными в материалы дела приходными ордерами, товарными накладными, требованиями-накладными, актами технического осмотра автомобиля, заявками, ведомостями на установку запасных частей, сертификатом соответствия запчастей.

Списание использованных запасных частей для текущего ремонта производилось по унифицированной форме М-11, что инспекцией не оспаривалось.

Необходимость и объем произведенных текущих ремонтов инспекцией также не поставлена под сомнение.

Дефектная ведомость, на которую сослался налоговый орган, не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Отражение текущего ремонта в карточках формы ОС-6 не предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете.

При таких обстоятельствах совокупность представленных организацией документов подтверждает обоснованность списания в расходы стоимости использованных запасных частей.

Постановление ФАС ЗСО от 05.03.2007 №Ф04-231/2007 (31203-А70-25). Основной аргумент инспекторов: отсутствуют дефектные ведомости. Вывод суда: законодательством не предусмотрено обязательное составление дефектных ведомостей в целях подтверждения обоснованности затрат на содержание и ремонт автомобиля.

Приведенные судебные акты наглядно свидетельствуют о том, что инспекторы при желании всегда найдут повод для исключения затрат на ремонт из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и отказа в применении вычета «входного» НДС. Однако, поскольку суды встают на сторону добросовестных налогоплательщиков, есть смысл обращаться в суд и отстаивать право на налоговую экономию.

Рассмотрим еще одну показательную ситуацию, изложенную в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 № 09АП-14258/2011-АК. Организация своими силами отремонтировала принадлежащие ей на праве собственности объекты основных средств, используемые в основной деятельности. Контролерам были представлены:

  • план ремонтных работ;
  • документы, свидетельствующие о наличии в штате организации главного инженера и механиков;
  • заявки главного инженера на покупку запчастей, накладные, счета-фактуры, платежные документы, подтверждающие в совокупности факт закупки запасных частей у специализированных фирм;
  • требования-накладные на запасные части;
  • акты о списании материальных затрат с указанием наименований запасных частей, израсходованных при ремонте, их количества, стоимости, норм расхода, направления расходования, счетов бухгалтерского учета, по которым отражены данные операции;
  • инвентарные карточки основных средств по форме ОС-6, в которых сделаны отметки о датах проведения ремонта, указаны номера документа и суммы затрат.

Как вы думаете, на что сослались налоговики, начислив недоимку по налогу на прибыль и НДС (при наличии у фирмы такого объемного пакета подтверждающих документов)? Инспекторы решили, что, во-первых, ремонт следовало проводить в сервисном центре, во-вторых, при отсутствии актов по форме КС-3 расходы являются неподтвержденными.

Налогоплательщик обратил внимание арбитров на то, что налоговый орган в ходе проверки не затребовал акты по форме КС-3, поэтому они были представлены непосредственно в суд.

И, конечно, весьма предсказуемой является отмена судом решения ИФНС о доначислениях.

Если для выполнения ремонта производилось перемещение техники из одного структурного подразделения организации в другое (например, со стройплощадки в ремцех), налоговики могут потребовать еще и накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2. Вместе с тем, по мнению автора, ее отсутствие не помешает суду поддержать налогоплательщика.

О дефектной ведомости особо

На конкретных примерах мы показали, что дефектная ведомость, по мнению налоговиков, является обязательным документом, причем независимо от способа, которым производился ремонт: силами организации или специализированной фирмы (например, автосервиса). Тем не менее обязанность ее составления законодательством не установлена, что позволяет судам признавать требования инспекций необоснованными. Следовательно, выбор остается за организацией: оформлять дефектные ведомости или защищаться от предъявленных инспекторами претензий в арбитражном суде.

Для подавляющего большинства случаев форма дефектной ведомости не утверждена, поэтому налогоплательщик вправе разработать ее самостоятельно и предусмотреть обязанность ее применения в приказе об учетной политике.

Итак, организация может «изобрести» собственную форму дефектной ведомости или воспользоваться одной из существующих, например рекомендованной одним из ведомств для организаций соответствующей отрасли. В частности, в Методических рекомендациях по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях (утверждены Минсельхозом РФ 16.05.2005) представлены примерные формы ведомости дефектов оборудования и акта о выявленных дефектах оборудования (машин, зданий и сооружений). Кроме того, форма дефектной ведомости имеется в Рекомендациях по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения. РД 10‑112‑1‑04 (одобрены Федеральной службой по технологическому надзору, протокол от 26.04.2004). Еще один вариант дефектной ведомости содержится в Письме Минсельхоза РФ от 10.11.2009 № АС-05-54/7018.

Представляем один из возможных, по мнению автора, вариантов дефектной ведомости:

Некоторые бухгалтеры испытывают трудности в понимании отдельных терминов. Разобраться поможет ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 № 2986). В соответствии с этим документом:

– капитальным признается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия (автомобиля, спецтехники) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. При этом значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации;

– текущим является ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;

– техническое обслуживание включает регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы. В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т. д.

Напомним, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств предусмотрено, что сведения о проведенном капитальном ремонте должны отражаться в унифицированной форме ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».

Предполагается, что поломки устраняются не по гарантии.

Постановлением ФАС МО от 17.11.2010 № КА-А40/13995-10 данное постановление оставлено без изменения.

Для некоторых специфических отраслей предусмотрены свои унифицированные формы дефектной ведомости. Например, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.06.2003 № 94 введена ведомость дефектов трубопроводов, которая используется для трубопроводов тепловых электростанций, Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 утверждена форма дефектной ведомости, применяемая при обследовании объектов защитных сооружений гражданской обороны, и др.

Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей. Применительно к автомобилю капитальным ремонтом признается, например, замена двигателя, рамы.

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Списание запчастей на ремонт оборудования

Списание запчастей на ремонт оборудования

Подборка наиболее важных документов по запросу Списание запчастей на ремонт оборудования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 N 08АП-14446/2020 по делу N А46-3135/2017Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, взыскании убытков.Решение: Определение оставлено без изменения.Обстоятельства о списании имущества подтверждаются определением суда от 15.11.18, из которого также следует, что, оценив представленные доказательства по указанному выше имуществу (акты о списании, об использовании запасных частей для ремонта иных автотранспортных средств), суд считает, что данные документы подтверждают факты списания и износа указанного в нем оборудования, однако, в отношении автотранспортных средств, данные доказательства могут являться лишь основанием для снятия автотранспортных средств с регистрационного учета в установленном законом порядке.

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2022 N 88-11659/2022Категория спора: Безвозмездное пользование.Требования ссудодателя: 1) О расторжении договора; 2) Об истребовании имущества.Обстоятельства: Истец указал, что направил ответчику уведомление об отказе от договора и возвращении оборудования, но ответчик оборудование не возвратил.Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Отвечая на аналогичные возражения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что доказательств фактической утилизации спорного имущества ответчиком не представлено, позиция ответчика по данному вопросу являлась противоречивой. Как-то, ответчиком изначально были заявлены возражения о принадлежности спорного оборудования обществу, его приобретении в свою собственность и отсутствии оснований для его возвращения истцу. Впоследствии ответчиком была представлена дефектная ведомость о неисправности оборудования и необходимости его списания (л.д. 92), даны пояснения о продаже оборудования на запасные части через сервис «Авито» и без оформления каких-либо документов (л.д. 138-оборот). Между тем, после объявления перерыва в судебном заседании ответчиком были приобщены акт списания оборудования от 25 мая 2021 года и акт приема оборудования на утилизацию от 28 мая 2021 года (л.д. 133, 135).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *