Списание техники из ремонта

Slide
Обращайтесь к нам за списанием техники.


Списание техники

Списание техники, в соответствии с действующим законодательством, должно осуществляться на основании оправдательных документов, выданных уполномоченным лицом. Сервисный центр предоставляет заказать услугу экспертной оценки технического состояния оборудования для дальнейшего снятия с баланса организации. Мы поможем в сжатые сроки с минимумом затрат пройти формальности, связанные с выполнением предписаний государственных служб.

Особенности процедуры списания техники

Электронные отходы несут угрозу для окружающей среды. Предприятие не могут избавиться от морально устаревшей или сломанной техники в общем порядке. Стандартная процедура списания техники и дальнейшей утилизации состоит из следующих этапов:

  • Создание комиссии. Приказом по предприятию создается специальная комиссия для принятия коллегиального решения о необходимости списания техники;
  • Подготовка документов. Комиссионное заключение составляется на основании экспертного заключения. В качестве эксперта может выступать штатный сотрудник компании, имеющий подтвержденное документально образование в области ремонта или техобслуживания техники. При отсутствии такого специалиста предприятие может воспользоваться услугами независимых экспертов – сервисных центров, имеющих разрешение на обслуживание компьютерной оснастки, оргтехники и др. Акт технической экспертизы подтверждает факт неисправности техники и нерациональности ее дальнейшего ремонта;
  • Утилизация компьютерного оборудования. Окончательное списание техники осуществляется после получения документов о проведении утилизации, выданного уполномоченным органом.

МЫ ОТКРЫТЫ

ПН — ПТ : 10:30 — 18:30
СБ — ВС : по договоренности

МЫ НАХОДИМСЯ

МОСКВА, ЮННАТОВ УЛ., Д. 18, ОФИС 218

TELEGRAM

Списание и утилизация техники – выгодное решение

Списание техники – долгая, требующая материальных затрат процедура. Вы цените свое время и не хотите вносить изменения в трудовой процесс? Оптимальный вариант решения проблемы – поручить проведение всех необходимых для проведения процедуры действий специализированной компании.

Обратившись в наш сервисный центр, клиенты гарантированно могут рассчитывать на следующие преимущества:

  • Полный комплекс услуг по списанию техники. Мы поможем в сжатые сроки организовать снятие с бухгалтерского учета комьютерную, орг- и бытовую технику предприятий различных форм собственности;
  • Экономия времени при точном соблюдении норм экологического и налогового законодательства. Сервисный центр располагает всеми необходимыми сертификатами и лицензиями на проведение технической экспертизы и дальнейшую утилизацию оборудования. Предоставляемая нами документация имеет законную силу в глазах проверяющих органов;
  • Экономически выгодная цена. Стоимость услуги отличается своей доступностью.

Не выкидывайте в контейнер технику, не засоряйте окружающую среду.

Как мы работаем?

Закажите списание техники уже сейчас!

Заказать услугу списания техники, уточнить детали сотрудничества можно, оставив заявку на сайте компании или связавшись с менеджером сервисного центра по телефону. Мы ждем ваш звонок.

Связаться с нами

Ответим как можно скорее!

Нужно списать технику?

Заполните форму и нажмите отправить

Утверждена Минфином СССР
и Госпланом СССР
1 июля 1985 г. N 100

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ПРИШЕДШИХ В НЕГОДНОСТЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА, ОТНОСЯЩЕГОСЯ К ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ (ФОНДАМ)

(в ред. писем Минфина СССР и Госплана СССР от 23.09.87 N 188 и от 28.05.90 N 64)

1. С балансов предприятий, объединений, организаций и учреждений могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам:

а) пришедшие в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

б) морально устаревшие;

в) в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

При этом имущество, относящееся к основным средствам, подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть в установленном порядке реализовано или передано другим предприятиям, объединениям, организациям, учреждениям.

2. Предприятия, объединения и другие хозяйственные организации не переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могут могут списывать со своих бухгалтерских балансов основные средства, указанные в пункте 1, в случае, если они пришли в негодность вследствие истечения амортизационного срока службы, аварий или стихийных бедствий. В остальных случаях списание с указанных балансов основных средств производится с разрешения соответственно министерств (ведомств), управлений всесоюзных и республиканских промышленных объединений или других вышестоящих органов, определяемых министерствами (ведомствами).

Предприятия, объединения и организации переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могут списывать здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам, если они изношены или морально устарели.

3. Учреждения и организации, состоящие на государственном бюджете, списание с балансов основных средств производят в следующем порядке:

стоимостью единицы основных средств до 2000 руб. включительно — самостоятельно; свыше 2000 руб. до 3000 руб. включительно — с разрешения вышестоящей организации; свыше 3000 руб. — с разрешения министерств и ведомств, а учреждения и организации, состоящие на местных бюджетах, — с разрешения исполкомов Советов народных депутатов.

Министерства и ведомства, а также исполнительные комитеты Советов народных депутатов, их управления и отделы производят списание со своих балансов основных средств независимо от стоимости единицы основных средств.

4. Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание основных средств на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе:

а) на предприятиях и в других хозяйственных организациях:

главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии);

начальников соответствующих структурных подразделений (служб);

главного бухгалтера или его заместителя (на предприятиях и в организациях, где выделены учетно-контрольные группы, — руководителя этой группы);

лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств;

б) в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете:

руководителя или его заместителя (председатель комиссии);

главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, в которых по штатному расписанию нет должности главного бухгалтера, того лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета). В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, в состав постоянно действующей комиссии включаются руководители групп учета или другие работники этой бухгалтерии;

лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

На предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях в состав постоянно действующей комиссии входят представители общественных организаций, а также другие должностные лица (по усмотрению их руководителей).

5. Постоянно действующие комиссии на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях:

а) производят непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, используют при этом необходимую техническую документацию (паспорт, поэтажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учета и устанавливают непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;

Читайте также:  Ремонт бытовой техники будет производиться в Сергиевом Посаде

б) устанавливают конкретные причины списания объекта (износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и другие);

в) выявляют лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносят предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

г) определяют возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производят их оценку;

д) осуществляют контроль за изъятием из списываемых основных средств годных узлов, деталей, материалов, цветных и драгоценных металлов, определяют их количество, вес и контролируют сдачу на соответствующий склад;

е) составляют следующие акты на списание отдельных объектов основных средств: «Акт о ликвидации основных средств» по типовой междуведомственной форме N ОС-4, утвержденной ЦСУ СССР; в бюджетных учреждениях, организациях — «Акт о ликвидации основных средств в бюджетных учреждениях» по форме N ОС-4 бюдж., утвержденной Министерством финансов СССР; «Акт о ликвидации автотранспортных средств» по типовой междуведомственной форме N ОС-4а, утвержденной ЦСУ СССР.

В тех случаях, когда оборудование списывается в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, комиссия должна проверить соответствие предъявленного к списанию оборудования оборудованию, предусмотренному в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, цехов (производств), утвержденным вышестоящей организацией, и сделать в акте на их списание ссылку на пункт и дату утверждения плана.

6. В актах на списание указываются следующие данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления или постройки объекта, дата его поступления на предприятие, в объединение, организацию, учреждение, время ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта (для переоцененных — восстановительная), сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов. Подробно освещаются также причины выбытия объекта основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля и дается техническая характеристика агрегатов и деталей автомобиля и возможности дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки.

При списании с балансов предприятий, объединений, организаций и учреждений основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагается копия акта об аварии, а также поясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

7. Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия, объединения, организации, учреждения.

8. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов (получения разрешения вышестоящей организации) на списание не допускается.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются по соответствующим счетам, на которых учитываются указанные ценности, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье. При этом учет, хранение, использование и списание лома и отходов черных, цветных металлов, а также утильсырья осуществляется в порядке, установленном для первичного сырья, материалов и готовой продукции.

Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат сдаче в государственный фонд, а детали и узлы, изготовленные из цветных металлов и не используемые для ремонта других машин, инструментов, приборов и оборудования, подлежат сдаче организациям «Вторцветмета».

9-10. исключены.

11. Вторичное сырье, полученное от разборки списанных основных средств и непригодное для повторного использования на данном предприятии, в объединении, организации и учреждении, подлежит обязательной сдаче организациям, на которые возложен сбор такого сырья.

Основные средства списываются с баланса предприятия, объединения, организации и учреждения лишь после обязательной сдачи в металлолом предприятиям и организациям системы «Вторчермет» и «Вторцветмет» металлических конструкций, сооружений, машин, оборудования с учетом их возможного повторного использования.

12. Суммы, полученные предприятиями, объединениями, организациями от продажи материальных ценностей, относящихся к основным средствам, а также стоимость материальных ценностей, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, за вычетом расходов, связанных с этим, остаются в их распоряжении и направляются в фонд развития производства (по предприятиям и организациям, образующим этот фонд), или как средства целевого финансирования (по остальным предприятиям и организациям).

Суммы, полученные бюджетными учреждениями и организациями от продажи основных средств, а также материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, вносятся в доход соответствующего бюджета (если решениями Правительства СССР не установлен иной порядок использования этих сумм), а стоимость материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств и оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд этих учреждений и организаций, относится на увеличение средств бюджетного финансирования.

Предприятия, объединения и организации, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, выручку от реализации неиспользуемых основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием основных средств в оценке возможного использования или реализации, направляют в фонд развития производства, науки и техники.

13. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных средств относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, за исключением случаев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок.

Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и других основных средств, по которым амортизация на полное восстановление не начисляется, а также основных средств, ликвидируемых в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, на результаты хозяйственной деятельности производственных объединений, предприятий и организаций не относятся. По не полностью амортизированным основным средствам, выбывшим вследствие стихийных бедствий, а также реализованным в установленном порядке как излишние и неиспользуемые, убытки не определяются. Остаточная стоимость таких основных средств относится на уменьшение уставного фонда.

Предприятия, объединения и организации, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, убытки, возникающие при передаче другим предприятиям и организациям основных средств, при их продаже и списании (в связи с разборкой зданий и сооружений, демонтажом оборудования и т. п.), покрывают за счет соответствующих фондов экономического стимулирования. В состав убытков не включается не полностью амортизированная часть основных средств.

14. В случаях нарушения действующего порядка списания с баланса основных средств, а также при бесхозяйственном отношении к материальным ценностям (уничтожения, сжигания и т.п.) виновные в этом должностные лица должны привлекаться к ответственности в установленном порядке.

15. Министерства и ведомства в отраслевых инструкциях на основании действующего законодательства могут устанавливать особенности списания отдельных видов имущества, относящегося к основным средствам.

16. Указанная Типовая инструкция распространяется на государственные, кооперативные (кроме колхозов) и общественные предприятия, объединения, организации и учреждения.

Установленный настоящей инструкцией порядок списания зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам, не применяется в тех случаях, когда Советом Министров СССР установлен иной порядок списания основных средств.

Читайте также:  ВЫВЕСКИ ДЛЯ СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА

17. В связи с изданием настоящей Типовой инструкции утрачивают силу:

— Типовая инструкция «О порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств)», утвержденная Министерством финансов СССР и Госпланом СССР 16 июня 1962 г. N 161/31-и;

— письмо Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 31 июля 1968 г. N 188/АБ-22-Д;

— письмо Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 6 мая 1983 г. N 63.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стоимость запчастей, предназначенных для использования в составе основного средства в течение срока, превышающего 12 месяцев (или обычный операционный цикл организации), отражается в составе внеоборотных активов (например, на отдельном субсчете к счету 01).
Порядок учета использования таких запчастей при ежегодном ремонте ОС российскими стандартами по бухгалтерскому учету не урегулирован.
В Рекомендации БМЦ Р-32/2016-КпР предлагается использовать единый подход, основанный на п. 13 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», в рамках которого стоимость выбывающих частей списывается, а новые части и стоимость работ по их установке (работ по монтажу, реконструкции, ремонту) капитализируется (пример определения балансовой стоимости выбывающей запчасти приведен в Рекомендации).
Если стоимость замененной запчасти определить не представляется возможным, то ее стоимость принимается равной расходам на ее замену (в т.ч. с учетом стоимости новой запчасти) на момент приобретения заменяемой запчасти.
Таким образом, стоимость новых запчастей, использованных при ремонте, учитывается в расходы через амортизацию, но одновременно в расходах периода, в котором проведена замена запчастей, отражается балансовая (остаточная) стоимость замененных запчастей.
По нашему мнению, исходя из принципа рациональности и осмотрительности организация может принять решение списывать стоимость запчастей, используемых при ежегодном ремонте, сразу в расходы (т.е. без расчета балансовой стоимости заменяемых запчастей, подлежащей учету в расходах) при условии, что стоимость новых запчастей не составляет существенную сумму по отношению к балансовой стоимости ремонтируемого оборудования.

Обоснование позиции:
Порядок учета запчастей, используемых для ремонта основных средств (далее — ОС), которые будут использоваться в составе отремонтированного ОС в течение периода, превышающего 12 месяцев (или обычный операционный цикл) (далее — длительный период), не урегулирован.
При этом с отчетных периодов 2021 года учет активов, используемых для замены вышедших из строя запасных частей основных средств, со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев должен производиться по правилам учета основных средств (ОС) вне зависимости от положений учетной политики, поскольку такие активы не отвечают понятию «запасы» (п. 3 ФСБУ 5/2019 «Запасы»), но соответствуют условиям признания основным средством, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01, п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
Так, исходя из п. 3 ФСБУ 5/2019 запасные части, срок использования которых превышает 12 месяцев, не могут быть учтены в составе запасов*(1).
В соответствии с действующим ПБУ 6/01 «Основные средства» к ОС относят активы, которые предназначены для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла) в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 4 ПБУ 6/01). Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если одновременно выполняются условия, поименованные в п. 4 ПБУ 6/01, независимо от его стоимости.
В новом ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (применение которого является обязательным с 2022 года) условия для признания актива в качестве ОС аналогичны перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01.
При этом п. 5 ПБУ 6/01 дает право учитывать малоценные основные средства (до 40 000 руб. за единицу) в составе запасов. Новый ФСБУ 6/2020 предоставляет организациям право самостоятельно установить лимит стоимости активов, относимых к ОС (п. 5 ФСБУ 6/2020). Но в отличие от ПБУ 6/01 в новом стандарте предусмотрено списание стоимости активов, которые отвечают понятию «основные средства», но стоимость которых не превышает лимит, установленный в учетной политике организации для учета в составе ОС, сразу в расходы.
Таким образом, основное отличие основных средств от запасов в цели и сроке их использования. Если предполагается длительный период получения дохода при использовании актива, то возникает необходимость переноса стоимости актива в расходы равномерно в течение всего периода получения дохода (экономических выгод). При этом среди условий отнесения актива к ОС отсутствует такой критерий, как способность работать самостоятельно*(2).
Отметим, что согласно п. 8 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (далее — МСФО (IAS) 16)*(3) запасные части, резервное оборудование и вспомогательное оборудование признаются основными средствами, если они отвечают определению основных средств (т.е. предназначены для использования при производстве товаров (работ, услуг) в течение длительного периода). В противном случае такие объекты классифицируются как запасы.
То есть стоимость запчасти с длительным сроком использования, отражается в составе внеоборотных активов (например, на отдельном субсчете к счету 01). Однако дальнейший порядок учета использования таких запчастей при ремонте ОС не урегулирован.
В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, может быть применен п. 13 МСФО (IAS) 16, в соответствии с которым при периодических заменах запчастей их стоимость увеличивает первоначальную стоимость ОС, но при этом балансовая стоимость заменяемых запчастей списывается (и уменьшает стоимость ремонтируемого ОС). Предполагается, что такая периодическая замена запчастей улучшает состояние объекта ОС — сохраняет его производственную мощность и срок полезного использования.
В Рекомендации БМЦ Р-32/2016-КпР «Ремонт и техническое обслуживание объектов основных средств»*(4) (смотрите пример N 3) со ссылкой на указанные положения МСФО (IAS) 16 также указано, что любая замена запчасти, которая имеет длительный срок использования, учитывается как увеличение стоимости объекта ОС, в котором происходит замена.
Но одновременно при замене списывается балансовая стоимость выбывающей запчасти (вне зависимости от того, амортизировалась эта часть отдельно или амортизировалась в составе ОС).
Если стоимость замененной запчасти определить не представляется возможным, то ее стоимость принимается равной расходам на ее замену (в т.ч. с учетом стоимости новой запчасти) на момент приобретения заменяемой запчасти (п. 70 МСФО (IAS) 16)*(5). То есть в таком случае балансовая стоимость выбывающей запчасти определяется исходя из расходов на ее замену и стоимости новой запчасти с учетом срока ее использования до замены.
Отметим, что учетная политика организации должна обеспечивать, в частности, соблюдение требования рациональности, установленное абзацем 7 п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» — т.е. затраты на представление правдивой информации не должны превышать полезность этой информации для пользователей, что для рассматриваемой ситуации означает, что расчет балансовой стоимости выбывающих в ходе замены запчастей может быть признан нерациональным в условиях отсутствия учета ОС в разрезе компонентов*(6).
Кроме этого, при разработке положений учетной политики, касающихся учета расходов на регулярный ремонт ОС с заменой дорогостоящих запчастей с длительным сроком использования, следует ориентироваться на собственное профессиональное суждение (смотрите Рекомендацию Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение») с учетом общих принципов, одним из которых является принцип осмотрительности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Принцип осмотрительности заключается в большей готовности признать в бухгалтерском учете расходы и обязательства, чем возможные доходы и активы, не допуская создания скрытых резервов.
В таком случае если при проведении ежегодных ремонтных работ с заменой запчастей стоимость новых запчастей составляет не существенную сумму по отношению к балансовой стоимости ремонтируемого оборудования, организация может принять решение списывать стоимость запчастей сразу в расходы (т.е. без расчета балансовой стоимости заменяемых запчастей, подлежащей учету в расходах).

Читайте также:  Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования книга

Налог на прибыль

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов определяет мероприятия по демонтажу и утилизации списываемого объекта основного средства.
При отсутствии в учреждении специалиста, способного дать заключение о наличии или отсутствии в технике драгоценных металлов, а также на которого могут быть возложены обязанности по демонтажу деталей, содержащих такие металлы, за оказанием таких услуг следует обратиться в специализированную организацию.
Объекты основных средств, содержащие отходы I-IV классов опасности, передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Обоснование вывода:
Согласно п. 335 Инструкции 157н, п. 10 Инструкции N 162н до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности на хранении», то есть объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании. Таким образом, профильная комиссия учреждения при подписании акта о списании объекта должна предусмотреть мероприятия по утилизации. Так, указанные мероприятия могут быть осуществлены собственными силами или же с привлечением сторонних организаций в отдельных случаях.
Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», далее — Закона N 89-ФЗ).
Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. Нормативными актами также не устанавливается обязательность привлечения специализированной организации для представления технического заключения о состоянии компьютерной, бытовой или инженерной техники и необходимости ее списания. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства, с учетом требований учредителя.
В компьютерной технике, изделиях технического назначения, бытовых приборах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат обязательному учету.
В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731.
Вся информация о наличии драгоценных материалов в списываемом объекте должна быть указана в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки. Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.
Таким образом, если драгоценные металлы содержатся в списываемых объектах имущества, принадлежащих казенному учреждению на праве оперативного управления, согласно требованиям действующего законодательства должностными лицами этого учреждения должны быть организованы мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов.
Подобные мероприятия прямо могут быть предусмотрены Актом о списании имущества и осуществляться учреждением:
— самостоятельно (если целесообразно выполнение этих мероприятий штатными специалистами);
— с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора.
Обратите внимание, что из положений Закона N 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации.
При утилизации предметов компьютерной техники, изделий технического назначения, бытовых приборов, оборудования могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Законом N 89-ФЗ.
С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду указанные объекты, утратившие потребительские свойства, могут относиться к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Обезвреживание и размещение отходов IV класса опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Если в учреждении нет документально подтвержденной информации об отсутствии в списываемой компьютерной технике вредных веществ и отнесении отходов от этой техники к V классу опасности (практически неопасные отходы), то для утилизации лучше привлечь специализированную организацию.
Таким образом, компьютерная, бытовая и инженерная техника могут содержать в себе цветные металлы, опасные отходы производства, соответственно, такие объекты в металлолом сдавать нельзя. Для проведения мероприятий по утилизации таких предметов следует привлечь специализированную организацию.

К сведению:
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных Актами о списании имущества или же оплатой демонтажных работ, как правило, в фактическую стоимость вновь принимаемых к учету материальных запасов не включаются и списываются в дебет счетов 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта».
Ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, предусмотрена ст. 15.47 КоАП, а ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — ст. 8.2 КоАП.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

8 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *