Стандартизация и сертификация российской авиационной техник
А.Ю. Буровой рассмотрены вопросы, связанные со стандартизацией и сертификацией авиационной техники в Российской Федерации в XXI в., и определены этапы их развития.
Ключевые слова: авиационная техника, менеджмент качества, стандартизация, сертификация, техническое регулирование.
Исследование важнейших событий в истории авиационной техники (АТ) позволяет определить основные тенденции развития стандартизации и сертификации. Анализ опыта их развития и выявление его тенденции способствуют поиску новых путей повышения качества и конкурентоспособности отечественной АТ.
Историю развития стандартизации и сертификации АТ в Российской Федерации можно разделить на три этапа: этап реорганизации, этап модернизации и этап инноваций. При исследовании развития АТ использовались методы сравнительного анализа исторических событий и их последствий.
Сертификация российской АТ для проверки и подтверждения ее качества была обусловлена Законом РФ от 10.06.1993 № 5151-I «О сертификации продукции и услуг», который установил правовые основы обязательной и добровольной сертификации в РФ.
Создание на его основе российских систем стандартизации и сертификации, введенных в действие в 1993 г., и системы сертификации АТ и объектов гражданской авиации (ГА), введенной в действие в 1994 г., а также системы сертификации на воздушном транспорте РФ, введенной в действие в 1995 г. и усовершенствованной в 2001 г., обеспечило развитие стандартизации и сертификации российской АТ с 2001 г.
В 2001 г. вышли постановление Госстандарта России от 12.04.2001 № 34 «О работе «Системы сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации» и приказ Минтранса России от 17.05.2001 № 88 «О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации», а также введены в действие Федеральные авиационные правила (ФАП) «Сертификация наземной авиационной техники».
В 2002 г. распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 была определена вся номенклатура подлежащих обязательной сертификации видов продукции (товаров, работ и услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов ГВС или авиационной безопасности.
После принятия Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», отменившего действие Закона РФ от 10.06.1993 № 5151-I «О сертификации продукции и услуг» была произведена частичная замена принципа обязательного соблюдения требований технических стандартов принципом соблюдения стандартов на основе добровольной сертификации.
На созданную Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральную службу по надзору в сфере транспорта РФ (Ространснадзор) были возложены контрольные и надзорные функции в сфере воздушного и прочего транспорта, в том числе выдача разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и осуществление эксплуатационной сертификации в области ГА. Позднее было образовано Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация), созданное на основе ранее существовавших структурных подразделений Минтранса России и специализированных федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших государственное управление в сфере воздушного транспорта в рамках административной реформы. На новую структуру были возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ГА. В составе Управления организации воздушного движения Росавиации создан специальный отдел радиотехнического обеспечения и сертификации средств и систем.
В 2004 г. вышли постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации», согласно которому функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и технического регулирования возлагались на Министерство промышленности и энергетики РФ.
Федеральная аэронавигационная служба РФ (Росаэронавигация), образованная Указом Президента РФ от 05.09.2005 № 1049 «О Федеральной аэронавигационной службе», стала специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: государственное регулирование, контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации; оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации; организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания; управление государственным имуществом, лицензирование и сертификация в установленной сфере деятельности (в том числе сертификация типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, а также их производства).
В 2005 г. ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» был разработан специальный технический регламент (ТР) «Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях». К сожалению, заказчик (Министерство промышленности и энергетики РФ) и исполнитель не смогли преодолеть разногласия ни по содержанию этого ТР, ни по его концепции ввиду отсутствия систематизированной базы знаний в авиационной отрасли отечественной промышленности и Системы ТР АТ, поскольку он содержал не конкретные числовые технические нормы и требования, а лишь ссылки на ФАП РФ, авиационные правила (АП) Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и стандарты, без указания конкретных стандартов. Дело в том, что стандарты получили статус рекомендательных документов. Камнем преткновения стало требование ФЗ № 184 «О техническом регулировании» о принципе добровольности подтверждения соответствия всех процессов авиационной деятельности и деятельности в области авиации требованиям ТР, ФАП РФ, АП Авиарегистра МАК, национальных стандартов и иных нормативных правовых документов.
ГОСТ Р ЕН 9100—2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования», подготовленный ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» на основе аутентичного перевода EN 9100:2009, разработанного Ассоциацией по стандартизации аэрокосмической и оборонной отраслей промышленности Европы ASD-STAN на основе ИСО серии 9000, позволил установить единые требования к СМК организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности.
ГОСТ Р 55252—2012 «Воздушный транспорт. Контроль неразрушающий авиационной техники. Квалификация и сертификация персонала. Основные положения» установил требования к применению, организации и проведению работ по неразрушающему контролю АТ и содержащий рекомендации по организации работ в процессе технической эксплуатации ГВС (отечественного и зарубежного производства).
Приказами Минтранса России от 31.01.2013 № 18 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением» и Минтранса России от 13.02.2013 № 40 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники» была прописана процедура проведения Росавиацией обязательной сертификации организаций, осуществляющих ТОиР АТ и определен перечень документов, представляемых для получения сертификата соответствия и приведены требования к их оформлению.
В этом же году были определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росавиации, его территориальных органов и их структурных подразделений, порядок взаимодействия с юридическими лицами, являющимися потребителями результатов предоставления государственной услуги по проведению в установленном порядке обязательной сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности.
В 2014 г. постановлением Правительства от 15.04.2014 № 303 утверждена Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы».
В 2015 г. принят Федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и утверждена Программа стандартизации в авиационной промышленности на 2016—2020 годы, реализация которой позволит усилить конкурентные позиции российской АТ на внутреннем и мировом рынках. В целях выполнения требований и положений ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» этой программой предусмотрена разработка национальных стандартов на гражданскую АТ и стандартов Союза авиапроизводителей России, а также предусмотрено аннулирование отраслевых стандартов.
Стандартизация и сертификация АТ в рамках функций и полномочий Минтранса России, Росавиации и Минпромторга России обеспечивают повышение соответствия качества сертифицированной АТ требованиям существующих ФАП РФ и АП Авиарегистра МАК, а также технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) и нормативов Международной организации ГА ICAO при использовании общих ТР ТС и ТР «Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях».
Общие ТР ТС обязательны для использования и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, поскольку устанавливают требования пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также безопасной эксплуатации и утилизации механизмов и оборудования, безопасной эксплуатации сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, т.е. те требования безопасности, подтверждение соответствия которым необходимо при сертификации АТ в свете текущего реформирования и дальнейшего развития российской системы технического регулирования.
Результаты исследований позволили сделать вывод, что тенденцией развития стандартизации и сертификации российской авиационной техники в новом тысячелетии можно считать ее импортозамещение: разработку отечественных конструкций воздушных судов и авиационных двигателей, а также их серийное производство. Стандартизация и сертификация АТ в России обеспечивают развитие гражданской авиации на основе продукции отечественных производителей и способствуют повышению ее качества.
Аделия Юрьевна БУРОВА — старший преподаватель кафедры «Метрология, стандартизация и сертификация» Московского авиационного института (национального исследовательского университета)
ГОСТ Р 59816-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Maintenance and repair system of aviation equipment. Organization of work on the repair of aircraft equipment. General provisions
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт «Центр» (ФГУП «ВНИИ «Центр»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2021 г. N 1572-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации ремонта авиационной техники гражданского назначения с учетом требований воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.
Стандарт позволяет повысить эффективность ремонтных работ (мероприятий), необходимых для достижения заданных параметров качества, надежности и безопасности авиационной техники при эксплуатации.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на авиационную технику гражданского назначения, устанавливает основные положения по организации работ по ремонту авиационной техники и применяется к гражданским воздушным судам, зарегистрированным:
— в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, за исключением гражданских воздушных судов, в отношении которых функции по выдаче сертификатов летной годности переданы иностранному государству в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации;
— в реестрах иностранных государств, которые передали Российской Федерации функции по выдаче сертификатов летной годности в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.103 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки
ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 2.603 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию
ГОСТ 3.1102 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения
ГОСТ 14.004 Технологическая подготовка производства. Термины и определения основных понятий
ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее
ГОСТ 27693 Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание паспортов, этикеток и талонов летной годности
ГОСТ Р 55847 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Контроль параметров технологического оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 55867 Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения
ГОСТ Р 57907 Воздушный транспорт. Техника авиационная гражданская. Ремонт по техническому состоянию. Общие требования
ГОСТ Р 58876 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования
ГОСТ Р 59815 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по техническому обслуживанию авиационной техники. Основные положения
ГОСТ Р 59817 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Правила оформления технологической документации на процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
3 Термины, определения и сокращения
3.1.5 договор на ремонт авиационной техники: Договор (контракт), заключенный организацией-заказчиком ремонта с ремонтной организацией на проведение работ по ремонту авиационной техники и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность.
Примечание — Организация-заказчик ремонта может являться эксплуатантом авиационной техники или иным лицом, обладающим правами на заключение договора (контракта).
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АТ — авиационная техника;
ВС — (гражданское) воздушное судно;
РД — ремонтная документация;
РДО по ТО — руководство по деятельности организации по техническому обслуживанию;
РОТО — руководство по организации технического обслуживания;
СЧ — составная часть;
ТОиР — техническое обслуживание и ремонт;
ФАП — федеральные авиационные правила;
ФОИВ — федеральные органы исполнительной власти;
ЭД — эксплуатационная документация.
4 Общие положения
4.1 Ремонт АТ является частью системы ТОиР АТ, представляющей совокупность взаимосвязанных процессов и ресурсов, включая средства ремонта АТ, исполнителей и документацию, устанавливающую организационные, нормативные и технические требования к работам по ремонту АТ.
4.2 Процессы ремонта АТ взаимосвязаны со всеми процессами жизненного цикла АТ, что обусловливает необходимость организации и выполнения работ по ремонту АТ, обеспечивающих достижение конкурентных показателей эффективности системы ТОиР АТ, повышение надежности, качества, безопасности АТ и удовлетворенности потребителей, и согласуется с целями авиационной деятельности эксплуатанта.
4.3 Управление процессами ремонта АТ должно осуществляться на основе требований системы менеджмента качества, процессного и риск-ориентированного подхода по ГОСТ Р 58876.
4.4 В практике авиационной деятельности выделяют следующие виды ремонта АТ:
— ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию.
4.5 Текущий ремонт АТ является внеплановым и проводится без вывода ВС из эксплуатации. Организация работ по текущему ремонту осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 59815.
4.6 Средний и капитальный ремонты АТ являются плановыми, устанавливаются ЭД и проводятся с выводом ВС из эксплуатации. Организация работ по среднему и капитальному ремонту АТ предусматривает следующий порядок:
— разработка программ и руководств по организации ремонта АТ (в соответствии с разделом 5);
— подготовка ремонтного производства (в соответствии с разделом 6);
— планирование работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 7);
— проведение работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 8);
— мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 9).
4.7 Аварийный ремонт является внеплановым и проводится вследствие авиационного события
4.8 Ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию, осуществляется по ГОСТ Р 57907.
4.9 Ремонт АТ проводится ремонтными организациями, обладающими:
4.10 Работы по ремонту АТ проводят на основании заключенного договора (контракта). Заключение договоров (контрактов) на ремонт изделий АТ проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5 Разработка программ и руководств по организации ремонта
5.1 Разработка и одобрение программ ТО (ТОиР) АТ, включающих работы по среднему и капитальному ремонту АТ, осуществляются эксплуатантом ВС в соответствии с ГОСТ Р 59815. Одобренная программа ТО (ТОиР) АТ является основанием для заключения договоров (контрактов) на ремонт АТ.
5.2 На основании одобренной программы ТО (ТОиР) эксплуатант разрабатывает, одобряет (согласует) и внедряет РОТО, включая процедуры проведения и контроля качества работ по ремонту АТ в соответствии с ГОСТ Р 59815.
5.3 Организация по ТО при наличии прав на работы по ремонту АТ, указанные в приложении к сертификату организации по ТО, осуществляет разработку, одобрение (согласование) и внедрение РДО по ТО в соответствии с ГОСТ Р 59815.
6 Подготовка ремонтного производства
6.1 Ремонтная документация
6.1.1 Работы по ремонту АТ каждого типа ВС должны быть обеспечены РД
В соответствии с ГОСТ 18675 для гражданских ВС обязательная разработка РД не предусмотрена.
6.1.2 РД для среднего и капитального ремонта соответствующего типа АТ обеспечивает ремонтная организация.
6.1.3 Разработка РД осуществляется на основании информации от разработчика АТ и должна соответствовать ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.602, включая требования к литерам документации по стадиям опытного, серийного (массового) ремонта, разового ремонта одного или ограниченного количества изделий АТ.
6.1.4 Внесение изменений в РД осуществляется в соответствии с ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.603.
6.1.5 При необходимости, ремонтная организация обеспечивает разработку РД с привлечением разработчика изделий АТ или иных организаций, обладающих правами на разработку соответствующей РД на изделия АТ.
6.2 Подготовка производства
6.2.1 Подготовка производства по ремонту АТ включает:
— подготовку необходимых производственных помещений с обеспечением промышленной, экологической, санитарной безопасности и охраны труда;
— достижение технологической готовности производства;
— достижение готовности к обеспечению контроля качества;
— подготовку персонала;
— документационное и информационное обеспечение.
6.2.2 Для выполнения ремонта АТ ремонтная организация должна обладать следующими производственными помещениями:
— крытыми помещениями (ангарами), отапливаемыми в холодной климатической зоне;
— местами стоянок ВС, площадками для проверки двигателей и винтов;
— производственными и вспомогательными площадями для размещения лабораторий по обслуживанию и ремонту авиационного и радиоэлектронного оборудования ВС, проведению неразрушающего контроля и технической диагностики, метрологическому обеспечению ремонта
— ремонтными мастерскими, участками подготовки производства, хранения СЧ и материалов, контрольного, измерительного, испытательного и вспомогательного оборудования, административными помещениями.
6.2.3 Достижение технологической готовности производства в соответствии с ГОСТ 14.004 обеспечивается наличием полных комплектов РД и технологической документации, а также средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема работ с установленными технико-экономическими показателями.
6.2.3.1 Наличие полных комплектов РД и технологической документации достигается за счет выполнения ремонтной организацией мероприятий:
— по созданию комплекта РД (в соответствии с 6.1);
— разработке технологических процессов в соответствии с ГОСТ 3.1102 и формированию полного комплекта технологической документации по ГОСТ Р 59817 с учетом типовой последовательности работ по ремонту, включая процессы разборки изделий АТ, диагностирования технического состояния, восстановления надлежащего технического состояния, сборки, контроля и испытаний АТ.
6.2.3.2 Наличие средств технологического оснащения обеспечивается за счет:
— приобретения необходимого дополнительного оснащения в соответствии с требованиями технологической документации и внедрения его в производство;
— разработки конструкторской документации на необходимые средства технологического оснащения в соответствии с ГОСТ 2.103, изготовления и внедрения средств технологического оснащения в производство;
6.2.4 Достижение готовности к обеспечению контроля качества выполнения ремонтных работ и изделий АТ реализуется в рамках системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р 58876.
6.2.5 Подготовка персонала к выполнению необходимых производственных процессов и операций обеспечивается на основе изучения соответствующей ремонтной и технологической документации.
6.2.6 Для документационного и информационного обеспечения деятельности ремонтной организации предусматривают формирование процессов движения и учета документов и информации, необходимой для управления ремонтом АТ, ведение и хранение «дела ремонта изделия» ВС.
7 Планирование работ по ремонту
7.1 При планировании работ по ремонту АТ ремонтная организация на основании заключенных договоров (контрактов) на ремонт АТ или прогнозной информации по ремонту АТ разрабатывает взаимосвязанные производственные планы:
а) план производства по типам ВС с распределением работ по производственным подразделениям и операциям, установленным технологическими процессами с момента передачи ВС эксплуатантом на ремонт до приемки ВС эксплуатантом после ремонта. Рекомендуется обеспечить планирование производства по нескольким временным периодам:
— долгосрочное планирование на год и более,
— среднесрочное планирование работ на квартал/месяц,
— оперативное планирование работ на неделю и сутки/смену с учетом фактически реализуемых работ по ремонту АТ;
б) в случае необходимости привлечения других организаций для ремонта СЧ, ремонтная организация разрабатывает план ремонта СЧ по данным организациям, начиная с момента подготовки договора (контракта) и до возврата СЧ из ремонта.
7.2 В целях ресурсного обеспечения планов по ремонту АТ одновременно с производственным планированием ремонтных работ необходимо обеспечить планирование:
— текущих работ по подготовке производства, включая ТОиР средств производства, разработку организационно-технических и(или) приобретение нормативных документов;
— пополнения текущих потребностей в необходимом инженерно-техническом и производственном персонале;
— приобретения СЧ АТ и материалов;
— мероприятий по управлению качеством;
— метрологического обеспечения работ по ремонту АТ.
7.3 В целях финансового обеспечения деятельности ремонтной организации целесообразно формирование финансово-экономического плана.
7.4 При планировании ремонта АТ необходимо обеспечить взаимную согласованность указанных планов (7.1-7.3) по видам работ, срокам и ресурсам.
8 Проведение работ по ремонту
8.1 Проведение работ по ремонту АТ в ремонтной организации включает следующие стадии:
— прием ВС в ремонт;
— ремонт ВС;
— передача ВС после ремонта.
8.2 Прием ВС в ремонт осуществляется с оформлением документов, подтверждающих прием ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов
в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.
8.3 Ремонт ВС осуществляется в соответствии с требованиями ремонтной и технологической документации. В процессе ремонта осуществляется ведение и последующее хранение «дела ремонта изделия» в отношении каждого ремонтируемого ВС.
8.4 По результатам ремонта осуществляется оформление паспорта ВС с внесением соответствующих записей о выполненном ремонте и комплектование удостоверяющими документами по ГОСТ 27693.
8.5 Передача ВС после ремонта осуществляется с оформлением документов, подтверждающих передачу ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.
9 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту
9.1 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ осуществляется специально назначенным персоналом ремонтной организации путем анализа показателей результатов деятельности.
9.2 В состав показателей для мониторинга и контроля рекомендуется включать:
— удельные показатели объема несоответствий, выявленных в процессе контроля работ по различным процессам ремонта АТ;
— удельные затраты на устранение несоответствий;
— показатели трудоемкости работ по ремонту АТ;
— замечания эксплуатанта ВС после выполнения работ по ремонту АТ.
9.3 Состав показателей для мониторинга и контроля и их плановые значения устанавливаются ремонтной организацией в ходе планирования производственной деятельности.
9.4 В ходе проведения мониторинга и контроля результатов деятельности по ремонту АТ фактически достигнутые значения показателей оцениваются на соответствие плановым значениям. Оценка проводится на регулярной основе с установленной периодичностью.
9.5 Результаты оценки подвергаются анализу для разработки и реализации корректирующих мероприятий.
10 Особенности организации аварийного ремонта
10.2 Работы по аварийному ремонту АТ проводят организации по ТО, имеющие право на соответствующий ремонт, или ремонтные организации в соответствии с договором (контрактом) на ремонт АТ.
УДК 629.083:629.735:006.354 ОКС 01.040.49
Ключевые слова: авиационная техника, ремонт авиационной техники, средний ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, аварийный ремонт, ремонтное производство, техническая эксплуатация