Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей по технике безопасности при замене и ремонте ведущих мостов

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Техническое обслуживание ведущих мостов заключается в проверке их крепления, в поддержании нормального уровня масла, устранении течи масла, проверке и регулировке подшипников.

Техническое состояние ведущих мостов оценивается следующими факторами. При прямолинейном движении автомобиля и на поворотах, а также при резком изменении режима движения или при трогании с места не должно быть стука в механизмах ведущих мостов. Ведущие мосты не должны перегреваться. Не допускается также местный перегрев в зоне подшипников.

Смена масла в картерах ведущих мостов, колесных и цилиндрического редукторов проводится для нового или капитально отремонтированного автомобиля после обкатки через 3000 км пробега, последующие замены — через каждые 30 000 км пробега или при сезонных технических обслуживаниях. Заливать масло в картеры через заливные (контрольные) отверстия, расположенные в верхней части и закрываемые пробками, до появления течи масла. Сливают отработавшее масло после предварительного прогрева агрегатов через имеющиеся сливные отверстия в картерах редукторов. Контрольные (заливные) отверстия при этом должны быть, открыты. При смене масла картеры ведущих мостов и цилиндрического редуктора промывают веретенным маслом, которое заливают в каждый картер в количестве 1,0-1,5 л. Затем при вывешенных ведущих мостах пускают двигатель и включают коробку передач: на 4-5 мин. После остановки двигателя сливают промывочное й заливают свежее масло.

При техническом обслуживании необходимо периодически прочищать вентиляционные клапаны картеров ведущих мостов; засорение их вызывает повышенное давление, что может привести к течи масла.

В процессе эксплуатации автомобиля по мере необходимости следует выполнять проверочные и регулировочные работы.

Основными регулировками ведущих мостов являются: регулировка подшипников ведущего вала главной передачи, регулировка зацепления зубьев конической пары шестерен и регулировка подшипников ступиц колес.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.

Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».

При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.

Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

§ выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников

§ находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств

§ подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы

§ снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля

§ проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя

§ поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма

§ снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами

§ поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма

§ поднимать груз при косом натяжении троса или цепей

§ работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями

§ самому производить устранение неисправностей оборудования

§ оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы

§ Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

§ работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора

§ использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора

§ работать с поврежденными или неправильно установленными упорами

§ пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове

§ производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:

§ мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)

§ хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее

§ заправлять автомобили топливом

§ хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными

§ загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)

§ хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топ

лива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Читайте также:  Техника безопасности в цехе по ремонту двигателя

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Все работы по техническому обслужива­нию и ремонту автомобиля следует проводить на специаль­но оборудованных постах.

При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажига­ние, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулиров­ка карбюратора, реле-регулятора и т. ) следует проверить и за­стегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, за­править волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.

На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать — работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием колен­чатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить вы­ключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в ней­тральное положение. При пуске двигателя вручную следует осте­регаться обратных ударов и применять правильные приемы за­хвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачи­вать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.

Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запре­щается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необ­ходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поста­вить рычаг переключения передач в нейтральное положение и ос­вободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в ко­робке передач.

При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механиз­мах (домкратах, талях и т. ), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

Инструмент, применяемый при работах по техническому об­служиванию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Мо­лотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревян­ные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно произво­диться только исправными ключами соответствующих размеров.

После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие уча­стие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудо­вание и инструмент убраны на свои места.

Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тор­мозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на под­ножках, крыльях запрещается.

При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следую­щие требования:

при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным поло­жением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы; поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса; пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве мож­но только с напряжением не выше 12 В; не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих; перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования; следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами горючего.

При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним Бензин— легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилирозапным бен­зином, в котором содержится сильнодействующее вещество — тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, дета­лей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин — ядовит». Для удаления пролитого бен­зина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.

Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд — этилен-гликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслу­живания системы охлаждения, заправленной антифризом, необхо­димо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в ме­дицинский пункт для оказания помощи.

Тормозные жидкости и их пары также могут вы­звать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.

Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и про­мыть сильной струей воды.

Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содер­жат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие ве­щества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть че­ловека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры по предупреждению отравлений отработавшими газами.

Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двига­теля в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудован­ных вентиляцией, запрещается.

Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в каби­ну отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравле­ниям.

При работе с электроинструментом необ­ходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техниче­ском обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током напряже­нием 127—220 В, следует надевать защитные перчатки и пользо­ваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Ос­тавляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выклю­чить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.

При монтаже и демонтаже шин необходимо со­блюдать следующие правила: монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в полевых условиях — на разостлан­ном брезенте или другой подстилке; перед демонтажем шины с обода колеса воздух из камеры дол­жен выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин; производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, за­прещается; во время накачивания шины необходимо применять специаль­ное ограждение или страхующие приспособления, при выполне­нии этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.

Читайте также:  Услуги по обслуживанию и ремонту вычислительной техники

Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на ав­томобиле. Необходимо следить за исправностью электрообо­рудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к ту­шению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара неза­висимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.

Список используемой литературы

Запрещается

  • поднимать автомобиль за буксирные крюки;
  • работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
  • ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.

При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.

При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др. Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.

Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.

Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.

Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.

Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.

Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.

Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.

Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.

Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

Техника безопасности при ремонте ведущих мостов

KAMA3-4310 (43101). ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При выполнении ремонтных работ соблюдайте правила техники безопасности.

Руководствуйтесь действующими постановлениями, директивами и приказами.

При постановке на ремонт автомобиля затормозите его стояночной тормозной системой, включите низшую передачу, выключите подачу топлива и подложите противооткатные клинья под колеса.

Не выполняйте никаких работ на автомобиле, вывешенном на одних подъемных механизмах.

Не ремонтируйте автомобиль при работающем двигателе, за исключением проверки работы двигателя и тормозной системы.

При пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: вначале убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а впереди автомобиля никого нет; перед пуском дайте предупредительный сигнал.

При замене агрегатов снимайте, транспортируйте и устанавливайте двигатель, коробку передач, мосты, редукторы мостов только при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные крюки, снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатом без специальных захватов.

При работе под опрокинутой кабиной автомобиля обязательно зафиксируйте положение ограничителя защелкой. При опускании кабины убедитесь в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазе опорной балки.

При снятии и установке рессор на автомобилях предварительно разгрузите их. от веса автомобиля поднятием его за раму подъемным механизмом с последующей постановкой на подставки.

Не приступайте к демонтажу шин до полного выпуска воздуха из них.

Накачивайте шины после сборки колес в специальном ограждении, которое предохраняет от травмы при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачке шин в дорожных условиях положите колесо замочным кольцом вниз.

При приготовлении электролита, а также перед заливкой электролита в батареи наденьте защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала.

Для приготовления электролита применяйте

стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, свинцовуй, но не металлическую или стеклянную), не вливайте воду в концентрированную серную кислоту.

При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, снимите кислоту чистой ветошью, промойте пораженные места струей воды и затем нейтрализующим раствором десятипроцентного нашатырного спирта или кальцинированной соды.

При осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания не пользуйтесь открытым огнем (спичками, свечками и т. Во время зарядки не наклоняйтесь к аккумуляторным батареям.

При работе металлическими инструментами не допускайте коротких замыканий одновременным прикосновением к разиополярным выводам батарей.

Не разбирайте тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором без пресса или специального приспособления.

Не используйте гаечные ключи, которые не соответствуют размерам гаек и головок болтов и имеют износ, трещины, забоины и непараллельные губки. Нельзя удлинять рукоятки ключей трубами и другими предметами, кроме случаев применения специальных удлинителей.

Запрещается использовать напильники без рукояток и другие инструменты с заостренными концами.

Антифриз ядовит, переливайте его специальным насосом.

Для предотвращения пожара запрещается:

— оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы;

— курить вблизи от приборов системы питания;

— пользоваться открытым огнем для определения и устранения неисправностей;

Охрана труда

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

План-конспект урока учебной практики

по профессии 23. 03 «Автомеханик»

01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Тема: « Ремонт ведущих мостов»

мастер п/о Савицкий Андрей Генрихович

Читайте также:  ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ТЕХНИК ПО РЕМОНТУ

01 « Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Цель: Освоить практические навыки по ремонту ведущих мостов.

обучающая: показать трудовые приёмы владения необходимым оборудованием и инструментом с соблюдением техники безопасности при ремонте ведущих мостов.

развивающая: развить умение решать ситуационные задачи; работать в команде (ОК-6); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК-3).

воспитательная : воспитывать старательность и ответственность за выполненную работу; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых мастером производственного обучения (ОК-2).

Тип урока: изучение трудовых приёмов и операций.

Вид урока: урок – упражнение.

Материально – техническое оснащение:

формирование умений и навыков по ремонту ведущих мостов;

Организационный момент (3-5 минут):

отчёт старосты о наличии обучающихся;

осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие спецодежды условиям работы и требованиям безопасности труда.

Вводный инструктаж (40 минут):

сообщение темы урока;

сообщение цели урока; разъяснить цель урока; объяснить характер и назначение предстоящей учебно – производственной работы с демонстрацией эталонов готовых изделий, конечного результата работы обучающихся;

сообщить о форме проведения урока;

записать фамилии обучающихся в карту обхода рабочих мест и ознакомить с критериями оценивания.

Актуализация опорных знаний и умений (фронтальный опрос):

Экспресс – опрос по изученному на уроках профессионального цикла

(межпредметные связи: физика, слесарное дело, материаловедение, охрана труда).

Чтобы сегодняшний урок прошёл успешно, нам необходимо вспомнить изученный теоретический материал. Обращаю внимание, что ваша активность на вводном инструктаже будет учитываться при выставлении общей оценки за сегодняшнее занятие. Вспомните, пожалуйста;

В каких случаях производится ремонт ведущих мостов?

( выработка шлицевого соединения на полуосях, утечка в сальниках, продолжительная работа без смазки).

Возможна ли работа ведущего моста при поломки полуосей? ( нет).

Разрешена ли работа ведущего моста без смазки? ( нет ).

Во время опроса мы выяснили;

движение автомобиля без ведущего моста невозможна,

не возможна эксплуатация без смазки,

каким инструментом и оборудованием мы пользуемся при техническом обслуживании автомобиля.

Очень важным является использование исправного инструмента и оборудования. Сейчас вашему вниманию будет продемонстрирован видеофильм о ремонте ведущих мостов и о технике безопасности при проведении данного вида работ.

Мы с вами посмотрели и вспомнили еще раз основные требования техники безопасности при ремонте ведущих мостов.

каким инструментом запрещено пользоваться?

на что вы обратили внимание при просмотре фильма?

скажите, что нужно сделать, чтобы правильно использовать стенд?

Повторим правила безопасности при работе с инструментом и агрегатом:

Использовать только исправный инструмент.

Быть одетым только в защитную одежду.

Соблюдать пожарную и электробезопасность.

Остерегаться травм во время сборки и разборки механизмов.

Работать только в хорошо проветриваемом помещении.

Двигатель, с которым предстоит работать должен быть надёжно закреплён

Что вам не понятно?

Какие у вас есть вопросы?

Назвать составные части ведущего моста?

Подвести итоги актуализации опорных знаний: отметить лучшие и грамотные ответы, а также недочёты, выявленные экспресс – опросом.

Занести полученные балы в оценочную таблицу индивидуального учёта знаний обучающихся ( приложение № 1 )

Актуализация новых знаний, умений и навыков.

Переходим к новому материалу.

Изучение инструкционной карты.

Разборка — сборка главной передачи заднего моста автомобиля ГАЗ — 53А

Технические условия и указания

Вывернуть пробку и слить масло из заднего моста

Емкость под масло не менее 8,2 л

Отвернуть гайки крепления фланца полуосей

Ключ торцовый 22 мм

Завернуть два монтажных болта в резьбовое отверстие фланца и сдвинуть полуось с места

Ключ гаечный 14 мм

Извлечь полуось из ступицы заднего моста

Полуось вынимать осторожно, чтобы не повредить уплотнительную прокладку

Аналогично снять вторую полуось

Снятие главной передачи

Вывернуть болты крепления картера главной передачи к балке заднего моста

Ключ торцовый 17 мм

Завернуть два монтажных болта и сдвинуть с места картер главной передачи

Извлечь картер главной передачи

Вывернуть винт упора из картера главной передачи

Ключ гаечный 10 мм

Торец упора не должен выступать над торцом прилива картера

Расконтрить стопорный болт маслосъемной трубки

Молоток, отвертка, ключ гаечный 10 мм

Вывернуть стопорный болт

Вынуть маслосъемную трубку

Расконтрить болты крепления крышек подшипников дифференциала

Молоток, отвертка, плоскогубцы

Ослабить болты крепления крышек

Ключ гаечный 22 мм

Сделать метки на крышках относительно картера

Расконтрить болты стопорных пластин гаек подшипников дифференциала

Вывернуть болты стопорных пластин, снять пластины

Вывернуть гайки подшипников

Снять крышки подшипников дифференциала

Вынуть дифференциал (в сборе) из картера главной передачи

Дифференциал для облегчения операции извлечения сдвинуть в сторону ведомой конической шестерни

Вывернуть болты, соединяющие коробки сателлитов дифференциала

Разъединить коробки сателлитов дифференциала и вынуть: а) полуосевые шестерни; б) крестовину; в) четыре сателлита; г) две опорные шайбы полуосевых шестерен; д) четыре опорные шайбы сателлитов

Установить поочередно в левой коробке дифференциала, закрепленной на ведомой шестерне: а) опорную шайбу полуосевой шестерни; б) левую полуосевую шестерню; в) крестовину с четырьмя сателлитами и опорными шайбами сателлитов; г) правую полуосевую шестерню; д) опорную шайбу полуосевой шестерни

Установить правую коробку сателлитов дифференциала

Стянуть коробки болтами

Ключ гаечный 19 мм

Установить дифференциал (в сборе) в картере главной передачи

Установить крышки подшипников

Крышки установить на свои места по меткам

Завернуть болты крепления крышек

Болты завернуть не до конца

Завернуть гайки подшипников

Гайки завернуть на одинаковое число оборотов

Завернуть до конца болты крепления крышек

Установить стопорные пластины

Закрепить пластины болтами и законтрить болты

Ключ гаечный 10 мм, молоток, зубило

Установить маслосъемную трубку в картере

Завернуть стопорный болт маслосъемной трубки и законтрить его

Завернуть винт упора до касания ведомой шестерни, далее вывернуть его на 1/4 оборота назад

Ключ гаечный 17 мм

Установка главной передачи

Установить картер главной передачи на балку заднего моста

Завернуть болты крепления картера

Установить прокладки под фланец полуосей

Установить левую и правую полуоси

Завернуть гайки крепления полуосей

Мы повторили правила безопасности труда при выполнении операций по ведущего моста.

Скажите, пожалуйста, в каких случаях производится ремонт ведущего моста?

Износ подшипников, сальников.

Износ шлицевого соединения.

Помочь нам при выполнении этой операции сможет инструкционная карта.

Инструкционная карта – это основной нормативный документ , который содержит подробное описание рекомендуемых приёмов труда при выполнении конкретных операций.

Для чего предназначена инструкционная карта?

Рассмотрим по инструкционной карте этапы предстоящей работы ( раздать инструкционные карты ).

Мы с вами разобрали этапы выполнения работ по инструкционной карте. А сейчас вашему вниманию предоставляются этапы выполнения работы по замене смазки и охлаждающей жидкости.

Демонстрация мастером производственного обучения этапов выполнения работ.

Что не понятно, задавайте вопросы.

Чтобы закрепить новый материал, перескажите последовательность проведения работ при ремонте ведущих мотов.

По данной теме вопросы есть?

Следующим этапом нашего урока будет ваша практическая работа.

Ваша практическая работа будет оценена по таблице критериев оценивания работы на уроке учебной практики (знакомство с критериями).

На время выполнения данного вида работ разделимся на две команды для того чтобы и первая и вторая команда выполнила весь спектр работ.

Текущий инструктаж (4 часа 50 минут):

Целевые обходы ( приложение № 2 ).

проверить организацию рабочего места и правильность выполнения работы, последовательность операций;

проверка соблюдения безопасности условий труда.

проверка правильности выполнения приёмов работ и оказать помощь обучающимся;

при первом же нарушения правил безопасности остановить работу всей группы и сделать соответствующие замечания;

индивидуальные инструктажи , помощь отстающим обучающимся.

контроль правильности выполнения приёмов работ;

проверка правильности осуществления самоконтроля (обратить внимание на выполнение обучающимися приёмов контроля УПР , исправление и предупреждение ошибок обучающихся);

проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. Приём и оценивание работы. Выдача следующих заданий. Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим ученикам, коллективное текущее инструктирование. При однотипных ошибках – остановка работы всей группы. Проведение повторного инструктажа;

наблюдение за взаимоконтролем. Приём и оценка выполнения учебно – производственных работ обучающихся;

приём собранных приборов и рабочих мест.

Все три обхода производятся два раза в процессе перемещения звеньев по рабочим местам.

Заключительный инструктаж (25 минут):

Вопросы к обучающимся:

Какие умения и навыки по ремонту ведущих мостов вы сегодня приобрели?

Достигнута ли цель урока учебной практики?

Какие трудности возникли при выполнении работ?

Как считаете – справились вы с запланированной работой или нет? (ответ обоснуйте).

Краткий анализ работы учебной группы мастером п/о:

общая характеристика обучающихся;

анализ дисциплины труда при выполнении текущего инструктажа;

рекомендации мастера производственного обучения;

разбор типичных ошибок;

дать оценку качества выполненных работ;

демонстрация лучших работ обучающихся;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *