Роль технического обслуживания и ремонта автотранспортной техники

Техническое
обслуживание автомобилей проводится
по планово-предупредительной системе.
Особенность этой системы заключается
в том, что все автомобили проходят
техническое обслуживание по плану-графику
в обязательном порядке. Основная цель
технического обслуживания- предупреждение
отказов и неисправностей, предотвращение
преждевременного износа деталей,
своевременное устранение повреждений,
препятствующих нормальной работе
автомобиля. Таким образом, техническое
обслуживание является профилактическим
мероприятием и включает в себя комплекс
операций по поддержанию подвижного
состава в работоспособном состоянии и
надлежащем внешнем виде.

Ремонтом
является комплекс операций по
восстановлению технически исправного
состояния, ресурса и безотказности
работы подвижного состава и его составных
частей, таким образом ТР служит для
устранения отдельных отказов и
неисправностей, возникающих во время
эксплуатации. Его выполняют по потребности
, при котором неисправные агрегаты и
узлы заменяют на исправные полученные
из оборотного фонда. Потребность в ТР
выявляют при проведении диагностики.
Производственную программу по ТО и
ремонту определяют исходя из плана
эксплуатации автомобильного парка,
принятой системы и методов выполнения
технических воздействий и установленных
норм.

Она
включает расчёты количества технических
норм обслуживания и капитальный ремонт
на планируемый период (год, квартал,
месяц), общей трудоёмкости по каждому
виду технического обслуживания, текущем
и капитальном ремонте на планируемый
период.

Количество
ТО и ремонтов подвижного состава
устанавливают расчётным путём или
построением графиков.

Тема 1. Цели и задачи технической эксплуатации автомобилей

1.
Введение. Цели ТЭА

2.
Основные тенденции развития автомобильного
транспорта и технической эксплуатации

3.
Задачи технической эксплуатации

4.
Основные понятия и определения ТЭА

Автомобильный
транспорт играет существенную роль в
транспортном комплексе страны, регулярно
обслуживая почти 3 млн. предприятий и
организаций всех форм собственности,
крестьянских и фермерских хозяйств и
предпринимателей, а также население
страны. Особенности и преимущества
автомобильного транспорта, предопределяющие
его опережающее развитие, связаны с
мобильностью и гибкостью доставки
грузов и пассажиров «от двери до двери»,
«точно в срок» и соблюдением при
необходимости расписания. Эти свойства
автомобильного транспорта во многом
определяются уровнем работоспособности
и техническим состоянием автомобилей
и парков, зависящими, во-первых, от
надежности конструкции автомобилей,
во-вторых, от мер по обеспечению их
работоспособности в процессе эксплуатации
и от условий последней.

Как
область практической деятельности ТЭА
— это комплекс взаимосвязанных технических,
экономических, организационных и
социальных мероприятий, обеспечивающих:

1)
своевременную передачу службе перевозок
или внешней клиентуре работоспособных
автомобилей необходимых номенклатуры
и количества и в нужное для клиентуры
время;

2)
поддержание автомобильного парка в
работоспособном состоянии при:

Как
отрасль науки ТЭА определяет пути и
методы управления техническим состоянием
автомобилей и парков для обеспечения:


регулярности и безопасности перевозок
при наиболее полной реализации
технико-эксплуатационных свойств
автомобилей;


заданных уровней работоспособности и
технического состояния;


оптимизации материальных и трудовых
затрат;


минимума отрицательного влияния
автомобильного транспорта на население,
персонал и окружающую среду.

Техническая
эксплуатация и сервис обычно включают
в различных для разных предприятий
комбинациях следующие основные виды
работ и услуг:


подбор и доставку необходимых для
предприятия или клиента автотранспортных
средств, оборудования, запасных частей
и материалов;


куплю и продажу новых и подержанных
автотранспортных средств и агрегатов,
их оценку;


предпродажное обслуживание и гарантийный
ремонт;


заправку, мойку, уборку и хранение;


техническое обслуживание и ремонт
автотранспортных средств в течение их
эксплуатации;


инструментальный технический осмотр
и подготовку к нему;


продажу запасных частей, материалов,
комплектующих изделий и принадлежностей;


предоставление автотранспортных средств
в прокат и лизинг;


техническую помощь на линии, эвакуацию;


модернизацию, переоборудование и
дооснащение автотранспортных средств,
тюнинг;


сбор и утилизацию отходов, образующихся
при эксплуатации автотранспортных
средств, включая прием и направление
на переработку списанных изделий;


информационное обеспечение владельцев
автотранспортных средств;


обучение и консультацию персонала
автотранспортных предприятий,
предпринимателей, физических лиц —
владельцев автотранспортных средств.

Главная
задача дисциплины «Техническая
эксплуатация автомобилей» заключается
в профессиональной подготовке
конкурентоспособных инженеров для ТЭА
на основе раскрытия закономерностей
изменения технического состояния
автомобилей в процессе эксплуатации,
изучения методов и средств, направленных
на поддержание автомобилей в исправном
состоянии при экономном расходовании
всех видов ресурсов и обеспечении
дорожной и экологической безопасности.

1.1.2
Основные тенденции развития автомобильного
транспорта и технической эксплуатации

Являясь
подсистемой автомобильного транспорта,
ТЭА зависит от состояния и тенденций
развития автомобильного транспорта
(АТ), его роли в транспортной системе
страны:

1)
сохранение за автомобильным транспортом
ведущего положения в транспортном
обслуживании отраслей экономики и
населения;

2)
продолжающийся, несмотря на сложную в
1991-2000 гг. экономическую ситуацию, рост
автомобильного парка;

3)
существенные изменения произошли в
структуре автомобильного парка страны;

4)
происходит совершенствование конструкции
автомобилей;

5)
на автомобильном транспорте коренным
образом изменилась форма собственности;

6)
разгосударствление предприятий за 1990
– 1998 гг. привело к росту их численности
в 2,3 раза, повысило конкуренцию на
транспортном рынке и сняло традиционную
проблему дефицита транспортных средств
(в России), но одновременно привело к
существенному сокращению размера АТП:
по всем отраслям экономики – в 2,2 раза,
а по подотрасли «Автомобильный транспорт»
(ранее «Транспорт общего пользования»)
– в 2,8 раза (таблицы 1.2, 1.3).

Читайте также:  Как написать заявление на ремонт техники

7)
автомобильный транспорт продолжает
оставаться из наземных видов транспорта
наиболее ресурсоемким и опасным для
населения и окружающей среды.

8)
существенно повысились государственные
требования к техническому состоянию,
дорожной и экологической безопасности
автотранспортных средств при производстве
и эксплуатации, которые приближаются
к международным;

9)
развитие конкуренции на транспортном
рынке требует детального и оперативного
учета и оценки всех статей расходов и
доходов;

10)
в условиях преобладания негосударственных,
в основном мелких и средних, АТП и
отсутствия внутри страны реальной
конкуренции производителей автотранспортной
техники и материалов оказалась
преждевременной фактическая ликвидация
вертикали управления и регулирования
деятельности автотранспортных предприятий
к производителям и контролировать их
реализацию.

В
этой связи, существуют следующие задачи
практического и научного характера:


пока не сформулирована четкая техническая
политика отрасли в сфере ТЭА, которая
ранее для всех предприятий, независимо
от их ведомственной принадлежности,
определялась Министерством автомобильного
транспорта (ныне Министерство транспорта);


практически прекратились разработки
и обеспечение предприятий современной
авторитетной нормативно-технологической
документацией.


без практики продолжительных приемочных
эксплуатационных испытаний новой
техники и материалов и замены их
кратковременными стендовыми и
лабораторными автомобильный транспорт,
как отрасль, оказался лишенным собственной
информационной базы по реальным
показателям качества и надежности
автомобилей в эксплуатации;

1.1.3
Задачи технической эксплуатации

Как
отрасль науки ТЭА определяет
пути и методы управления техническим
состоянием автомобилей и парков для
обеспечения:

  • заданных
    уровней работоспособности и технического
    состояния;
  • оптимизации
    материальных и трудовых затрат;
  • подбор
    и доставку необходимых для предприятия
    или клиента автотранспортных средств,
    оборудования, запасных частей и
    материалов;
  • куплю
    и продажу новых и подержанных
    автотранспортных средств и агрегатов,
    их оценку;
  • предпродажное
    обслуживание и гарантийный ремонт;
  • заправку,
    мойку, уборку и хранение;
  • техническое
    обслуживание и ремонт автотранспортных
    средств в течение их эксплуатации;
  • инструментальный
    технический осмотр и подготовку к нему;
  • продажу
    запасных частей, материалов, комплектующих
    изделий и принадлежностей;
  • предоставление
    автотранспортных средств в прокат и
    лизинг;
  • техническую
    помощь на линии, эвакуацию;
  • модернизацию,
    переоборудование и дооснащение
    автотранспортных средств, тюнинг;
  • сбор
    и утилизацию отходов, образующихся при
    эксплуатации автотранспортных средств,
    включая прием и направление на переработку
    списанных изделии;
  • информационное
    обеспечение владельцев автотранспортных
    средств;
  • обучение
    и консультацию персонала автотранспортных
    предприятий, предпринимателей, физических
    лиц — владельцев автотранспортных
    средств.

1.1.4
Основные понятия и определения ТЭА

В
соответствии с «Положением о ТО и Р ПС
АТ» под работоспособным состоянием
подвижного состава автомобильного
транспорта (ПС АТ) понимается такое, при
котором значения всех параметров,
характеризующих способность его
выполнять транспортную работу,
соответствуют требованиям
нормативно-технической документации
(НТД).

Таким
образом, работоспособность – это
состояние объекта, при котором оно
способно выполнять функции в соответствии
с параметрами, установленными НТД.

Отказ
– это событие, заключающееся в нарушении
работоспособного состояния ПС АТ.

Кроме
того, объект может быть восстанавливаемым
или невосстанавливаемым (т.е. объект,
работоспособность которого в случае
возникновения отказа конструктивно
подлежит или не подлежит восстановлению
в конкретной ситуации при эксплуатации),
а также ремонтируемым или неремонтируемым
(т.е. объект, исправность или работоспособность
которого в случае возникновения отказа
или неисправности подлежит или не
подлежит восстановлению с точки зрения
их приспособленности к ремонту и ТО с
учетом экономической или технической
целесообразности (цена или ресурс нового
и отремонтированного изделия)).

Под
исправным состоянием (исправностью) ПС
АТ понимается такое состояние, при
котором он (ПС АТ) соответствует всем
требованиям НТД. Соответственно,
неисправность – это состояние ПС АТ,
при котором он не соответствует хотя
бы одному из требований НТД.

ПС
АТ с неисправными составными частями
(СЧ), состояние которых не соответствует
установленным требованиям безопасности
или вызывает
повышенный износ деталей, не должен
продолжать транспортную работу или
выпускаться на линию. Другие неисправности
могут быть устранены после завершения
транспортной работы в пределах сменного
или суточного задания.

Наработка
– это продолжительность транспортной
работы ПС АТ, определяемая пробегом в
км, временем работы в мото-часах или
циклом.

Ресурс
– это наработка объекта от начала
эксплуатации нового или после капитального
ремонта (КР) до наступления его предельного
состояния, оговоренная НТД.

Надежность
– это комплексное свойство объекта
сохранять во времени в установленных
пределах все параметры, обеспечивающие
выполнение требуемых функций в заданных
условиях эксплуатации и характеризуемое
такими свойствами, как долговечность,
безотказность, ремонтопригодность и
сохраняемость.

Долговечность
– это свойство длительно сохранять
работоспособность до предельного
состояния при установленной системе
ТО и Р.

Показателями
долговечности являются: ресурс, γ –
процентный ресурс, срок службы, γ –
процентный срок службы.

γ
– процентные показатели – это показатели,
которые имеют или превышают в среднем
обусловленное число (γ) процентов изделий
данного типа.

Безотказность
– свойство непрерывно γ сохранять
работоспособность в течение заданного
времени или наработки.

Читайте также:  Требуется ученик мастера по ремонту бытовой техники

Ремонтопригодность
– это приспособленность объекта к
предупреждению, обнаружению причин
возникновения отказов, поддержанию и
восстановлению работоспособности путем
проведения ТО и Р.

Доступность
– свойство конструкции изделия,
определяемое следующими факторами.

Легкосъемность
– свойство конструкции изделия,
определяемое следующими факторами.

Взаимозаменяемость
– свойство конструкции составной части,
обеспечивающее возможность ее применения
вместо другой аналогичной составной
части без дополнительной обработки с
сохранением заданного качества изделия,
в которое оно входит.

Технологичность
различают эксплуатационную и ремонтную.
Эксплуатационная технологичность
проявляется при подготовке изделия к
использованию при транспортировании,
хранении, ТО и ТР, а ремонтная – при всех
видах ремонтов, кроме текущего.

Сохраняемость
– свойство объекта сохранять значения
показателей безотказности, долговечности
и ремонтопригодности после хранения и
транспортирования.

Показателями
являются срок сохраняемости средний и
γ-процентный.

Эффективность
ТЭА обеспечивается также и качеством
автомобилей и их составных частей. Под
качеством понимают совокупность свойств,
определяющих степень пригодности
автомобиля к выполнению заданных функций
при использовании по назначению.

1.
Какова роль автомобильного транспорта
в транспортном комплексе страны?

2.
В чем заключаются преимущества
автомобильного транспорта перед
остальными видами?

3.
Охарактеризуйте
область практической деятельности ТЭА.

4.
Охарактеризуйте
область научной деятельности ТЭА

5.
Опишите
этапы «жизненного цикла» автомобиля.

6.
Какие
основные виды работ и услуг включает
техническая эксплуатация и сервис
автомобилей?

7.
Какими
основными объективными и субъективными
причинами диктуется совершенствование
системы технической эксплуатации
автомобилей?

8.
Какими
методами и способами обеспечивается
надежность автомобилей?

9.
Что
является главной задачей дисциплины
«Техническая эксплуатация автомобилей»?

10.
Опишите
структуру трудовых затрат и распределение
ресурсов и средств за срок их амортизации
при изготовлении, техническом обслуживании,
текущем и капитальном ремонтах за
«жизненный цикл» автомобиля.

11.
Опишите
влияние показателей ТЭА на основные
показатели эффективности автомобильного
транспорта с учетом частных показателей
подсистем ТЭА.

12.
Опишите
состояние и тенденции развития
автомобильного транспорта и его роль
в транспортной системе страны.

13.
Объясните
такие понятия в ТЭА, как работоспособность,
отказ, неисправность, наработка, ресурс.

14.
Какие основноые задачи решает техническая
эксплуатация автомобилей?

15.
Объясните такие понятия в ТЭА, как
ремонтопроигодность, сохраняемость,
параметр технического состояния,
техническое обслуживание.

Техническое обслуживание и ремонт, как потребители ресурсов.

Автомобильный
транспорт является крупным потребителем
материальных и энергетических ресурсов,
которые подразделяются на первичные и
вторичные.

К первичным
ресурсам, используемым в АТП в ходе
производственной деятельности относятся:
новые автомобили, агрегаты, узлы, приборы,
запасные части, автошины, аккумуляторы,
технологическое оборудование и
инструмент; топливные, смазочные и
другие эксплуатационные материалы;
различные изделия и материалы для
хозяйственных нужд; тепловая, электрическая
энергия и вода.

К вторичным ресурсам
относятся перерабатываемые (утилизируемые)
производственные отходы АТП: отслужившие
агрегаты, узлы и детали автомобилей, в
том числе: аккумуляторы, шины, камеры,
фрикционные накладки, фильтры; моторные
и трансмиссионные масла, смазки и
технические жидкости; отработанный
электролит; загрязненные бензин и
дизельное топливо; отходы черных, цветных
металлов; замасленная ветошь; древесные
опилки; пластмассы; люминесцентные
лампы; загрязненные сточные воды; осадки
очистных сооружений.

Кроме
утилизируемых отходов в процессе
производственной деятельности АТП
образуются отбросы, подлежащие захоронению
на свалках: строительные отходы; бой
стекла; невозвратная деревянная тара;
коксовый и сварочный шлак;
абразивно-металлическая крошка; отходы
полистирола; твердые бытовые отходы и
смёт с территории.

Понятие
о ресурсах потребляемых при эксплуатации
автомобильного транспорта, ресурсы
вспомогательное средство и составная
часть затрат транспортного процесса и
технологических процессов ТО и ТР
автомобиля

Потребность в
материально-технических ресурсах,
необходимых для эксплуатации, а также
технического обслуживания и ремонта
автомобилей, на АТП определяется исходя
их установленных норм расхода ресурсов.

Потребность в
топливе для автомобилей определяют по
каждой их марке на основании линейных
норм расхода, которые должны учитывать
дорожные, климатические условия и
специфику перевозок (работа в городе,
за городом). Расход топлива на ремонт
автомобилей и прочие хозяйственные
расходы в состав этих норм не включаются
и формируются отдельно.

Нормы расхода
топлива разрабатываются в соответствии
с методикой определения базовых норм
расхода топлива на автомобильном
транспорте, утверждаются Министерством
транспорта и связи РФ и периодически
(один раз в два-три года) пересматриваются.

Для автомобилей
общего назначения установлены следующие
виды норм:

— базовая норма на
100 км пробега автомобиля;

— норма на 100т-км
транспортной работы;

— норма на езду с
грузом.

Базовая норма
устанавливается для однозначно
определенных дорожно-эксплуатационных,
климатических и нагрузочных условий
работы. Норма на транспортную работу
зависит от разновидности двигателя
(бензиновый, дизельный или газовый) и
полной массы автомобиля. Норма расхода
топлива на езду с грузом учитывает
увеличение расхода, связанное с
маневрированием в пунктах погрузки-выгрузки.

Базовые нормы
расхода топлива на 100 км пробега автомобиля
устанавливаются в следующих измерениях:

— для бензиновых
и дизельных автомобилей – в литрах;

— для автомобилей,
работающих на сжиженном газе, – в литрах;

— для автомобилей,
работающих на сжатом природном газе, –
в кубических метрах (при нормальных
условиях);

— для газодизельных
автомобилей: сжатого газа – в кубических
метрах, дизельного топлива – в литрах.

Читайте также:  НОРМОЧАСЫ РЕМОНТА ТЕХНИКИ

Расход топлива
при эксплуатации автомобиля зависит
от большого числа факторов, главным из
которых является его пробег. По этой
причине нормативный расход топлива
устанавливается на пробег. В то же время
на расход топлива влияют техническое
состояние автомобиля, категория условий
эксплуатации, организация использования,
квалификация водителей и др.

При работе
автомобилей в зимнее время базовые
нормы расхода топлива увеличиваются:
в южных районах страны – на 5%, в северных
районах – на 15%, в районах Крайнего
Севера – на 20%, в остальных районах
страны – на 10%. Увеличение базовых норм
предусмотрено также при работе автомобилей
в черте города, в горных местностях, при
перевозке грузов, требующих пониженных
скоростей движения, для автомобилей,
находящихся в эксплуатации более восьми
лет, ряде других случаев. При работе
автомобилей на внегородских дорогах с
усовершенствованным покрытием базовые
нормы уменьшаются.

Основные
задачи ресурсосбережения, понятие об
экономном расходовании ресурсов.

Экономное
расходование первичных ресурсов на АТП
базируется на следующих организационных
принципах: комплектование парка
автомобилями, имеющими высокую надежность;
применение качественных эксплуатационных
материалов, организация контроля их
технических характеристик при хранении;
применение передового технологического
оборудования, надежно работающего при
минимальном потреблении энергии с
минимальным расходом материалов и
запасных частей для поддержания
технически исправного состояния;
соблюдение норм, правил и требований
действующей системы ТО и Р, регламентирующей
сроки и объем работ для поддержания
автомобилей в технически исправном
состоянии; научное исследование и
оптимизация технологических процессов
выполнения ремонтно-профилактических
работ; соблюдение норм расхода изделий
и материалов на ремонтно-профилактические
работы и хозяйственные нужды, учет и
контроль расходования; качественное
обеспечение условий хранения ресурсов
на складах, соблюдение требований по
складированию и созданию микроклимата;
строгое соблюдение требований
противопожарной безопасности и
молниезащиты; организация качественной
охраны мест хранения ресурсов, исключающей
возможность их хищения, периодическая
инвентаризация имущества; организация
сбора и утилизации отходов производства.

Потери ресурсов
могут быть естественные, эксплуатационные,
организационные и аварийные. Естественные
потери обусловлены объективными
факторами, зависящими от физико-химических
свойств ресурсов (испарение, старение
и т.п.). Эксплуатационные потери связаны
с несоблюдением оптимальных режимов
эксплуатации, обслуживания и ремонта
автомобилей. Организационные потери
возникают при недостаточной проработке
вопросов организации учета, хранения
и выдачи ресурсов. Под аварийными
понимаются потери вследствие пожаров,
наводнений и других стихийных бедствий.

Объектами
материально-технического снабжения
комплексного АТП являются подвижной
состав, инструменты, гаражное и ремонтное
оборудование, автомобильное топливо,
смазочные и прочие эксплуатационные
материалы, автомобильные шины, запасные
части, материалы для ремонта автомобилей,
хозяйственное и технологическое топливо,
электроэнергия и т.д.

Задачами службы
материально-технического снабжения
являются:

— определение
потребности в материальных и технических
ресурсах, изыскание возможности
удовлетворения этой потребности;

— организация
получения, хранения и выдача материалов,
топлива, оборудования, автомобилей и
других средств;

— контроль за
использованием этих ресурсов.

Правильная
организация материально-технического
снабжения, комплексное и своевременное
обеспечение производства материальными
ресурсами служат важнейшей предпосылкой
для выполнения перевозок, способствуют
повышению рентабельности предприятия,
снижению расхода материалов, топлива,
шин и других материальных фондов, а
также ускорению оборачиваемости
оборотных средств.

Работники службы
материально-технического снабжения
обязаны следить за своевременной
доставкой материалов, организовывать
прием поступающих грузов, проверять
материалы на соответствие техническим
требованиям, а также поддерживать
постоянные контакты с работниками
пунктов приема и бухгалтерии. Сегодня
сотрудникам отдела материально-технического
снабжения приходится думать и о множестве
новых вопросов. К примеру, они обязаны
убедиться, что заказанные материалы и
услуги по своим параметрам отвечают
требованиям федеральных и региональных
законов об охране труда и окружающей
среды, которые устанавливают целый ряд
требований применительно к материалам
повседневного спроса. Покупатели должны
знать действующие законы и вытекающие
из них требования к приобретаемым
товарам и услугам.

Структура, состав и задачи предприятия

Каждое АТП имеет:
службу управления, которая осуществляет
руководство, планирование, маркетинг,
учет и снабжение; техническую службу,
выполняющую обслуживание, ремонт и
хранение подвижного состава. В крупных
АТП создают отделы: эксплуатации,
технический, главного механика, ведающих
оборудованием, отоплением и вентиляцией,
освещением и др.

АТП включает в
себя: подвижной состав (автомобили,
прицепы и полуприцепы); производственные
и служебные помещения и оборудование;
персонал, занимающийся использованием,
обслуживанием и хранением подвижного
состава. ЧП Соколовский имеет автопарк
из 43 единиц техники, а это такие автомобили
как КАМАЗ,ВОЛЬВО,СКАНИЯ,ХОВО.

Предприятие
создано в целях удовлетворения
общественных потребностей в результатах
его деятельности и получении прибыли.
Для достижения целей предприятие
осуществляет в установленном
законодательством РФ порядке следующие
виды деятельности:

-междугородные,
пригородные, городские грузовые
перевозки;

-предрейсовый
медицинский осмотр водителей транспортных
средств

-ремонт и
техническое обслуживание автомобилей;

-оказание услуг
по ремонту и ТО автомобилей;

Предприятие не
вправе осуществлять виды деятельности,
не предусмотренные настоящим уставом,
кроме деятельности, направленной на
создание объектов социально-культурного
назначения и строительства жилья в
целях обеспечения потребностей работников
предприятия. Отдельные виды деятельности,
перечень которых определяется федеральным
законом, предприятие может осуществлять
только на основании лицензии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *