Ремонт техники которой нет на балансе

Деятельность любого учреждения невозможна без использования имущества. Объекты материальных ценностей, отвечающие признакам, установленным п. 7 ФСБУ «Основные средства», относятся к категории основных средств. В ходе эксплуатации объекты выходят из строя и требуют ремонта. Как отражаются в учете операции по ремонту объектов основных средств?

Ремонт – это комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта и (или) его составных частей (ГОСТ 18322-2016 «Межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения»).

Ремонт включает операции локализации, диагностирования, устранения неисправностей и контроль функционирования.

Устранение неисправностей и восстановление первичных характеристик объекта производятся:

  • силами работников учреждения;
  • посредством привлечения сторонней организации (физического лица).

Основные вопросы, которые возникают у учреждения при отражении в учете операций по ремонту основных средств, таковы:

  • являются ли работы капитальным или текущим ремонтом;
  • изменится ли балансовая стоимость объекта после проведенных работ;
  • как на счетах бухгалтерского учета отразить данные операции?

Ответы на эти вопросы представим далее.

Классификация ремонтных работ

Используется следующая классификация ремонтных работ (отобразим ее в виде схемы).

Краткая характеристика ремонта (текущего и капитального) в отношении объектов основных средств дана в Указаниях № 65н.

Из положений этого документа следует, что ремонтные работы (текущий и капитальный ремонт) относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ и включают в себя:

  • устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранной, пожарной сигнализации, системы вентиляции и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
  • поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения, количества и площади объектов, пропускной способности и т. п.) на изначально предусмотренном уровне;
  • проведение некапитальной перепланировки помещений;
  • реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейных фондов;
  • проведение работ по реставрации нефинансовых активов, за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования;
  • восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическую, гидрохимическую очистку, осуществляемые помимо технологических нужд (перечня работ, выполняемых поставщиком коммунальных услуг, исходя из условий договора поставки коммунальных услуг), расходы на оплату которых отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.

Важность отнесения ремонтных работ к работам капитального или текущего характера продиктована особенностями отражения данных расходов на счетах бухгалтерского учета. ФСБУ «Основные средства» установлены случаи изменения стоимости основного средства по итогам проведения капитального ремонта объекта. Расходы на выполнение работ по текущему ремонту основных средств не учитываются в стоимости таких объектов.

Включение расходов на проведение ремонтных работ в стоимость ОС

После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта основных средств его учет осуществляется по балансовой стоимости. Балансовой стоимостью является первоначальная стоимость актива с учетом ее изменения. С 1 января 2018 года казенные учреждения в своей работе руководствуются положениями ФСБУ «Основные средства». По общему правилу расходы на ремонт основных средств относятся на расходы учреждения. Однако положениями данного стандарта установлены отдельные случаи изменения балансовой стоимости объекта при проведении капитального ремонта.

Так, ФСБУ «Основные средства» определено, что изменение балансовой стоимости объекта основных средств возможно, если оно предусмотрено настоящим стандартом и другими нормативными актами в рамках законодательства РФ в случае:

  • реконструкции (в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации));
  • замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части;
  • переоценки объекта основных средств.

Таким образом, если капитальный ремонт проводится в целях модернизации, реконструкции, технического перевооружения и в ходе него замещается объект или его составная часть, данные расходы включаются в стоимость основного средства.

Далее прирешении вопроса о включении затрат по ремонту в стоимость основного средства интерес представляет п. 27 ФСБУ «Основные средства», которым установлено, что если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены его отдельных составных частей, при условии что такие составные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств, которые предусмотрены п. 8 ФСБУ «Основные средства», признаются активом, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены восстановительные (капитальные ремонтные) работы, уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями ФСБУ «Основные средства» о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств (при условии документарного подтверждения стоимостных оценок по выбываемому объекту).

Субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.

Итак, для применения п. 27 ФСБУ «Основные средства» и изменения стоимости объекта в результате работ по проведению его капитального ремонта должны выполняться следующие условия:

1) объект включает в себя несколько составных частей, каждая из которых признается активом (основным средством) в силу п. 8 ФСБУ «Основные средства»;

2) порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных таких составных частей (составной части) объекта.

При проведении работ по замене отдельной составной части объекта бухгалтер совершает:

  • операцию по разукомплектации объекта, отражающую выбытие заменяемой части (при совершении операции стоимость объекта уменьшается);
  • операцию по включению в стоимость объекта установленной в ходе проведения капитального ремонта новой части (при совершении операции стоимость объекта уменьшается).

Если на балансе учреждения числится оборудование, требующее проведения регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием его эксплуатации (в соответствии с правилами эксплуатации объектов), а также если при проведении ремонта создаются самостоятельные объекты активов (при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 ФСБУ «Основные средства»), затраты на создание таких активов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием данных расходов в стоимости объекта основных средств (либо с увеличением стоимости учитываемого объекта, либо с признанием самостоятельных объектов учета) (п. 28 ФСБУ «Основные средства»). В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237). К рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление текущего (капитального) ремонта объектов основных средств, в результате которого не создаются объекты, признаваемые активами. Например, затраты по осуществлению ремонта помещения в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ включаются в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основных средств. Субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений п. 28 ФСБУ «Основные средства» при ведении учета основных средств, групп основных средств.

Бухгалтерский учет операций по ремонту техники

Операции отражаются на счетах бухгалтерского учета казенного учреждения по правилам, предусмотренным инструкциями № 157н, 162н. Однако на момент написания консультации положения вышеназванных инструкций не были приведены в соответствие с требованиями ФСБУ. Так, п. 27 Инструкции № 157н установлено, что изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов. Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансовых активов относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – инвентарной карточке соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета.

То есть Инструкцией № 157н не установлены случаи изменения стоимости основных средств в результате проведения работ по их капитальному ремонту. В то же время требование о применении ФСБУ «Основные средства» государственными (муниципальными) учреждениями с 1 января 2018 года установлено как самим стандартом, так и Законом № 402-ФЗ.

Из норм действующих нормативных актов следует, что учреждения реализуют положения, установленные ФСБУ, исходя из методологии учета, предусмотренной инструкциями № 157н, 162н и письмами Минфина, в которых разъясняются особенности отражения на счетах бухгалтерского учета тех или иных операций.

Методологией учета установлено, что расходы на ремонт объектов основных средств, не изменяющий стоимость ремонтируемых объектов, отражаются на счете 0 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества». Если в результате ремонтных работ учреждение приобретает запасные части, они принимаются к учету на счете 0 105 36 000 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения», а затем при их установке на ремонтируемый объект списываются на расходы учреждения. Расходы на капитальный ремонт объектов, изменяющий их стоимость, формируются на счете 1 106 31 000 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения».

Далее на примерах рассмотрим особенности отражения в учете операций по ремонту основных средств.

Принтер, входящий в состав компьютера, сломался. Учреждение приобрело новую запасную часть для его ремонта. Ремонт принтера выполнил работник. Стоимость комплектующей части – 3 000 руб.

На счетах бухгалтерского учета операции по замене части принтера будут отражены так:

Замена запасной части отражается в инвентарной карточке компьютера в силу п. 27 Инструкции № 157н.

В казенном учреждении сломалось оборудование. Ремонт оборудования выполняется сторонней организацией, выбранной по итогам проведения конкурентных способов определения подрядчика в силу норм Закона № 44-ФЗ. По условиям заключенного контракта подрядчик выполняет ремонт оборудования с использованием принадлежащих ему запасных частей. Стоимость ремонтных работ – 30 000 руб. Размер аванса – 9 000 руб.

На счетах бухгалтерского учета операции по ремонту оборудования будут отражены так:

На балансе казенного учреждения в качестве единого инвентарного объекта числится комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое. Объект состоит из трех элементов, каждый из которых обладает признаком актива в силу п. 8 ФСБУ «Основные средства». Учреждение приняло решение провести капитальный ремонт одного из элементов данного объекта, в результате чего характеристики объекта улучшатся. Балансовая стоимость инвентарного объекта равна 210 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 180 000 руб. Капитальные вложения в ремонт оборудования – 60 000 руб.

При проведении ремонтных работ учреждение определяет:

1) балансовую стоимость объекта, подлежащего выбытию (предположим, она равна 40 000 руб.);

2) сумму амортизации, начисленной на выбываемый элемент основного средства (допустим, в размере 38 000 руб.).

На счетах бухгалтерского учета операции по капитальному ремонту оборудования в соответствии с требованиями ФСБУ «Основные средства» будут показаны так:

К сведению: в Письме Минфина РФ от 29.12.2017 № 02-07-10/88347 разъяснено, что разукомплектация основных средств, как правило, обусловлена принятием комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о новых условиях использования субъектом учета основных средств. В результате происходит реклассификация основных средств, но не первичное признание объекта бухгалтерского учета. Учитывая то, что при реклассификации не изменяется стоимость ранее принятых к учету объектов основных средств как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в регистрах бухгалтерского учета производятся бухгалтерские записи по принятию к учету полученных в результате разукомплектации основных средств по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» с одновременным отражением в сумме накопленной до разукомплектации амортизации по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» и дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Читайте также:  Ремонт и обслуживание бытовой техники ооо альфа

Казенное учреждение приобрело оборудование стоимостью 120 000 руб. По истечении двух месяцев нахождения в эксплуатации оно сломалось. Оборудование находится на гарантии. Поставщик связался с заводом-изготовителем и принял решение обменять оборудование на аналогичное (с похожими характеристиками, но другой марки).

На счетах бухгалтерского учета замена оборудования будет отражена следующим образом:

В отношении последней ситуации заметим, что в силу ст. 477 ГК РФ, если установлен гарантийный срок на товар, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. В статье 21 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» сказано, что в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю.

Поскольку гарантийный срок на оборудование не истек, расходы на его ремонт (в рассматриваемом случае – на замену) учреждение не несет.

В завершение кратко сформулируем основные выводы.

1. Важность отнесения работ к капитальному или текущему ремонту продиктована особенностями отражения данных расходов на счетах бухгалтерского учета.

2. ФСБУ «Основные средства» установлены случаи изменения стоимости основного средства по итогам проведения его капитального ремонта. Расходы на выполнение текущего ремонта объекта основных средств относятся на расходы учреждения.

3. Расходы на ремонт объектов основных средств, не изменяющих стоимость ремонтируемых объектов, отражаются на счете 0 401 20 255 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества». Если в результате ремонтных работ учреждение приобретает запасные части, они принимаются к учету на счете 0 105 36 000 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения», а затем при их установке списываются на расходы учреждения. Расходы на капитальный ремонт объектов основных средств, изменяющий их стоимость, формируются на счете 1 106 31 000 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения».

ИА ГАРАНТ

На предприятии есть основные средства (далее — ОС), амортизация по которым списана полностью. Тем не менее они в рабочем состоянии и использовались на предприятии. По бухгалтерскому учету стоимость данных ОС составляет 0 рублей. Объекты числятся только в количественном значении. На данный момент возникла необходимость убрать их из количественного учета, чтобы они не отражались в бухгалтерском учете.

Объекты (в том числе морально устаревшая компьютерная техника) в деятельности организации не используются.

Как правильно это сделать, какими проводками, какими документами?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Начисление амортизации по объектам основных средств в размере их первоначальной стоимости не является основанием для списания их с баланса.

Списание таких объектов производится на основании распоряжения руководителя по решению ликвидационной комиссии.

Порядок документального оформления и бухгалтерские записи для таких случаев приведены ниже.

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств (далее — ОС) имеет место в том числе в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа, выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации и в иных случаях.

Сам по себе факт начисления амортизации по объекту ОС в размере первоначальной стоимости не является основанием для его списания с баланса. Соответственно, до момента выбытия полностью самортизированные ОС, имеющие нулевую остаточную стоимость, учитываются в качестве ОС (письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01)).

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта ОС, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов ОС (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания)).

В компетенцию данной комиссии, в частности, входят:

  • осмотр объекта ОС, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта ОС, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта ОС (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
  • возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта ОС и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта ОС цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
  • составление акта на списание объекта ОС.

Списание объекта ОС осуществляется на основании первичного документа, фиксирующего факт ликвидации (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ))*(1).

Первичными документами, необходимыми для списания рассматриваемых объектов с баланса, могут быть:

  • распоряжение руководителя о назначении ликвидационной комиссии (п. 77 Методических указаний);
  • решение комиссии о списании объектов, оформленное в виде акта на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п. 78 Методических указаний). За основу для разработки актов можно принять унифицированную форму акта на списание основного средства (N ОС-4), которая утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7.

Акт о списании объекта ОС с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации объекта ОС (письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).

Остаточная стоимость и иные расходы, связанные со списанием ликвидируемого объекта основных средств (расходы по транспортировке, демонтажу, погрузке, упаковке и т.п.), отражаются в составе прочих расходов организации (п. 13 ПБУ 10/99 «Расходы организации», рекомендации аудиторам, данные в приложении к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

В данной ситуации объекты полностью самортизированы и, соответственно, остаточная стоимость отсутствует, поэтому в составе прочих расходов учитываются расходы, связанные с ликвидацией объектов (при наличии), которые отражаются по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы».

В учете проводятся следующие записи:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации» — списана первоначальная стоимость объекта, подлежащего ликвидации;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» — списана амортизация, накопленная к моменту ликвидации;

Дебет 10 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы» — оприходованы материалы, полученные в результате ликвидации ОС.

В данной ситуации предполагается ликвидировать в том числе морально устаревшую компьютерную технику. Заметим, что компьютерная техника содержит в своем составе драгметаллы (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.05.2010 N ВК-03-03-32/3466 «Об утилизации оргтехники»).

Поэтому при их ликвидации необходимо учитывать положения Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона N 41-ФЗ к драгоценным металлам отнесены: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в отходах производства и потребления.

Ломом и отходами драгоценных металлов являются изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.

В силу п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету.

Из анализа положений ст. 1, п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализовать аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

Следовательно, просто списать компьютерную технику, содержащую драгоценные металлы, и отправить ее на полигон для хранения твердых бытовых отходов без извлечения драгметаллов нельзя.

При этом аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации, поименованные в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 (п. 4 ст. 4 Закона N 41-ФЗ).

Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется специализированными организациями. Для осуществления подобной деятельности необходима лицензия (п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее — Закон о лицензировании). Причем реализация организациями лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе их деятельности, лицензированию не подлежит (п.п. 1, 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287).

Следовательно, в данной ситуации организация может либо заключить договор со специализированными организациями на выполнение работ по обработке лома и отходов в виде компьютерной техники или ее запасных частей, содержащих драгметаллы, с последующим аффинажем драгоценных металлов и последующим оприходованием этих металлов к себе на учет (п. 3 ст. 20 Закона N 41-ФЗ), либо продать указанным специализированным организациям компьютерную технику или ее отдельные запасные части, содержащие драгоценные металлы (смотрите подробнее в Вопросе: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение? Кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)).

Читайте также:  Курсовая техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

Кроме того, в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ).

Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности может осуществляться только организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Следовательно, если в организации нет документально подтвержденной информации об отсутствии в списываемой технике вредных веществ и отнесении отходов от этой техники к V классу опасности (ст. 4.1, п. 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ), то необходимо привлечь специализированную организацию для утилизации такой техники.

Заметим, что, как правило, организации, осуществляющие заготовку и переработку лома и отходов черных и цветных металлов, имеют лицензии и на работу с ломом и отходами, а также на работу с опасными отходами.

Таким образом, если организация не имеет лицензии на работу с вредными отходами, а также лицензии на обработку и переработку лома и отходов черных и цветных металлов, то для утилизации компьютерной техники организации необходимо привлечь специализированную организацию, имеющую такие лицензии, или аффинажную организацию из установленного Правительством РФ перечня. Организация может также продать списанную компьютерную технику или ее запасные части указанным специализированным организациям.

Соответственно, созданная в организации комиссия должна в том числе определить, будет ли списываемая компьютерная техника разбираться (частично разбираться), будут ли использоваться ее отдельные узлы, например для ремонта другой оргтехники организации или для продажи специализированным организациям, или же она полностью в неразобранном виде подлежит продаже или утилизации.

Отметим, что если комиссия примет решение реализовать специализированным компаниям компьютерную технику, учтенную в составе ОС, в неразобранном виде, то с порядком отражения таких операций в бухгалтерском учете подробно можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет доходов от продажи основных средств.

За нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (постановление Четырнадцатого ААС от 21.04.2014 N 14АП-94/14).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия основных средств;

— Энциклопедия решений. Учет при ликвидации основного средства;

— Энциклопедия решений. Расходы при ликвидации основных средств, при списании НМА (в целях налогообложения прибыли);

— Энциклопедия решений. Учет реализации основных средств за плату.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

С 2022 года вводится новый стандарт ФСБУ 6/2020, который не предполагает отражение основных средств с балансовой стоимостью равной нулю. У организации есть такие объекты, срок полезного использования которых уже давно вышел, балансовая стоимость равна нулю, но организация продолжает их эксплуатировать. Что делать с такими основными средствами — заново определить срок полезного использования, ликвидационную стоимость, пересчитать амортизацию с учетом нового СПИ и ликвидационной стоимости?

Для основных средств с нулевой остаточной стоимостью должна быть пересмотрена их балансовая стоимость. После пересмотра балансовая стоимость ОС должна быть больше нуля.

При этом первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценки) не изменяется. Пересматривается СПИ, в связи с этим пересчитывается сумма амортизационных отчислений. Новый СПИ определяется исходя из того, в течение какого срока использование объекта ОС будет приносить экономические выгоды организации.

В учете корректировка амортизации оформляется проводкой Дебет 02 Кредит 84.

Условный пример пересмотра балансовой стоимости приведен ниже.

Одновременно с этим утрачивают силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Согласно п. 8 ФСБУ 6/2020 организация определяет СПИ для каждого объекта основных средств, а сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период должна определяться таким образом, чтобы только к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной нулю, или равной его ликвидационной стоимости (если она определена) (п. 32 ФСБУ 6/2020).

При этом сроком полезного использования считается период, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации (п. 8 ФСБУ 6/2020).

При переходе на ФСБУ 6/2020 необходимо провести анализ состава всех ОС на предмет:

  • признания их в составе ОС (пп. 4 и 5 ФСБУ 6/2020);
  • соответствия установленной первоначальной стоимости и СПИ требованиям ФСБУ 6/2020 (п. 12 ФСБУ 6/2020);
  • необходимости в результате такого анализа пересмотра остаточной стоимости (пересчета амортизации в соответствии с новыми данными, в т.ч. с учетом ликвидационной стоимости) (пп. 30-32 ФСБУ 6/2020).

Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (п. 32 ФСБУ 6/2020).

Ликвидационная стоимость объекта основных средств считается равной нулю, если:

а) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

б) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

в) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена (п. 33 ФСБУ 6/2020).

В соответствии с п. 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 отражаются ретроспективно — т.е. так, как если бы ФСБУ 6/2020 применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств, например).

Для облегчения перехода на новый порядок учета основных средств в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2020, организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2020 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии ФСБУ 6/2020. (п. 49 ФСБУ 6/2020, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29).

Разница между новыми и старыми суммами накопленной амортизации относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на начало периода, в котором применяется ФСБУ 6/2020 (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020. Следовательно, в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организации требуется раскрыть причину изменения срока полезного использования, а также сумму изменения величины амортизации.

Таким образом, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 для основных средств с нулевой остаточной стоимостью должна быть скорректирована их балансовая стоимость. При этом первоначальная стоимость основных средств не изменяется. Пересматривается СПИ, в связи с этим пересчитывается сумма амортизационных отчислений. После пересмотра балансовая стоимость ОС должна быть больше нуля. Разница между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, списывается на нераспределенную прибыль. Корректировка балансовой стоимости основных средств может быть произведена на 31.12.2021 или 01.01.2022.

Приведем условный пример с исходными данными:

На 1 января 2020 года в учете организации числится ОС, у которого:

  • первоначальная стоимость — 500 000 рублей;
  • срок полезного использования — 24 месяца;
  • истекший срок полезного использования — 24 месяца;
  • способ амортизации — линейный;
  • начисленная амортизация — 500 000 руб.;
  • переоценка — не проводилась.

На 1 января 2022 в отношении этого ОС организация установила:

  • ликвидационную стоимость — 0 руб.;
  • срок полезного использования — 36 мес.;
  • оставшийся срок полезного использования — 12 мес.;
  • способ амортизации — линейный;
  • корректировка амортизации проводится на 31.12.2021.

Рассчитаем сумму накопленной амортизации по правилам ФСБУ 6/2020 с учетом нового СПИ:

((500 тыс. руб. — 0 руб.) / 36 мес.) х 24 мес. = 333 333 руб.

Разницу в сумме 166 667 руб. (500 000 руб. — 333 333 руб.) 31.12.2021 нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли (скорректировать сумму амортизации):

Дебет 02 Кредит 84 — 166 667 руб.

После корректировки суммы амортизации по рассматриваемому ОС на счетах бухгалтерского учета на 01.01.2022 сформируются следующие данные:

С учетом изложенного выше, скорректированная балансовая стоимость ОС на 01.01.2022 г. составит 166 667 руб. (Дебет 01 (500 000 руб.) — Кредит 02 (333 333 руб.)).

В течение оставшегося СПИ (12 месяцев) должна амортизироваться сумма в размере 166 667 руб.

Рекомендуем также ознакомиться материалами:

— Вопрос: Как поступить с эксплуатируемыми основными средствами, полностью самортизированными на начало применения ФСБУ 6/2020? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.);

— Вопрос: Возможно ли изменить (уменьшить) СПИ отдельным ОС, в частности, в связи с началом применения с 2022 года ФСБУ 6/2020? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.);

— Разъяснения Минфина о применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (М.А. Липина, журнал «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2020 г.);

— Вопрос: Как отражается в бухгалтерском и налоговом учете досрочное применение ФСБУ 6/2020 «Основные средства»? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);

— Переход на ФСБУ 6/2020 в «1С:Бухгалтерии 8» (журнал «БУХ.1С», N 9, сентябрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья

21 октября 2021 г.

Учет затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учетах может происходить по разным правилам. Вместе с тем в них много общего. Рассмотрим эти сходства и различия.

Ремонт основных средств— это что?

Ремонт основных средств (ОС) — процесс, имеющий отношение как к собственному, так и к арендованному имуществу. Он проводится в целях осуществления поддержки или восстановления работоспособности ОС. Процедура ремонта состоит из устранения возникших неисправностей, замены износившихся частей или отдельных узлов объекта. В зависимости от периодичности и объемов осуществляемых работ ремонт может быть:

  • текущим,
  • средним,
  • капитальным.
Читайте также:  Фото ремонт всей кухонной техники

Однако ни в коем случае процесс ремонта не должен приводить к изменению основных технических характеристик или назначения ремонтируемого объекта, поскольку такое изменение уже будет расцениваться как модернизация (реконструкция), учитывать которую необходимо по совершенно иным правилам (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Проведение ремонта в отличие от модернизации (реконструкции) никак не отражается ни на первоначальной, ни на остаточной стоимости объекта. Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).

Ремонт может быть осуществлен:

  • привлеченным контрагентом,
  • собственными силами,
  • смешанным способом.

С 2022 года на смену ПБУ 6/01 «Учет основных средств» пришли 2 новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения».

Документальное оформление ремонта

Проведению ремонта предшествует составление:

О том, какой может быть форма дефектной ведомости, читайте в материале «Составляем правильно дефектный акт — образец».

  • сметы на ремонтные работы, составленной либо сторонним контрагентом, либо собственным подразделением, осуществляющим ремонт;
  • приказа руководителя на проведение ремонта, в котором отражаются сроки выполнения ремонтных работ, силы, его осуществляющие, и, при необходимости, решения по замене временно отсутствующих ОС;
  • договора на ремонт, если его будет делать сторонний контрагент;
  • накладной на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтируется в собственном подразделении.

О правилах оформления такой накладной читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец».

По завершении ремонтных работ оформляют:

О том, как заполнить такой акт, читайте в материале «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец».

  • накладную на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтировался в собственном подразделении;
  • запись о произведенном ремонте в инвентарной карточке ОС.

Пример оформления такой записи смотрите в образце к статье «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец».

Отражение ремонта в бухучете

Учет затрат на ремонт основных средств в БУ различается в зависимости от того, каким способом выполняются ремонтные работы.

При осуществлении их собственными силами (т. е. одним из вспомогательных подразделений) на выполнение таких работ в соответствующем подразделении открывают заказ, на который в течение всего времени, пока идет ремонт, собирают прямые затраты, с ним связанные:

Дт 23 Кт 10, 69, 70.

Если имеет место привлечение для части работ сторонних контрагентов (т. е. смешанный способ ремонта), то к перечню счетов, отражаемых в этой проводке по кредиту, добавится счет 60. При этом может возникнуть и проводка по выделению НДС, если услуги стороннего контрагента облагаются этим налогом:

Дт 19 Кт 60.

В общую сумму затрат по заказу на ремонт добавятся также распределяемые по окончании каждого месяца накладные расходы вспомогательного подразделения, выполняющего ремонт:

Дт 23 Кт 25.

По завершении ремонта, что будет зафиксировано актом о приемке объекта, затраты, собранные на счете 23 по соответствующему заказу, спишутся на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС:

Дт 25 (26, 44) Кт 23.

Когда ремонт осуществляется только силами стороннего контрагента, затраты по нему в учете появятся лишь на дату подписания акта о приемке объекта из ремонта и сразу будут отнесены на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС, с выделением указанного в документах НДС:

Дт 25 (26, 44) Кт 60;

В проводке по учету завершенных затрат на ремонт для обоих вариантов (собственными или сторонними силами) в перечне счетов, указываемых по дебету, могут присутствовать также счета 23 и 29, если учет накладных расходов на них организован котловым способом или на отдельных субсчетах этих счетов. В прямые затраты расходы по ремонту ОС включить нельзя, поскольку во время ремонта объекты в производстве не участвуют.

Согласно действующим правилам бухучета резерв на ремонт ОС в БУ не создается. Ранее это можно было делать, но с 2011 года такая возможность исключена (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).

Учет ремонта в налоговом учете

В НУ ведение учета затрат на ремонт основных средств возможно 2 способами (ст. 260 НК РФ):

  • Так же, как и в БУ, т. е. путем включения затрат в расходы в периоде завершения ремонта (п. 1).
  • Через создание резерва (п. 3). Размер отчислений в него определяется в особом порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Общая сумма резерва имеет ограничения, но может накапливаться в течение нескольких налоговых периодов. Если резерв создается, то все расходы на ремонт учитывают, относя их на уменьшение этого резерва. И только если его сумма превышена, расходы по ремонту можно учесть непосредственно в затратах.

Подробнее о создании и использовании резерва на ремонт ОС в НУ читайте в материале «Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)».

Решение о создании или несоздании резерва в НУ необходимо закрепить в учетной политике. Если решено его создавать, там же прописывается алгоритм расчета суммы резерва и период, на который он формируется.

Поскольку действующие правила бухучета не предусматривают возможности создания резерва на ремонт ОС, между данными БУ и НУ в части резерва, формируемого для целей НУ, возникнут разницы.

Итоги

Ремонт ОС заключается в осуществлении мероприятий, направленных на поддержание работоспособности основных средств, но он не должен приводить к изменению технических характеристик или назначения ОС. Расходы по ремонту учитывают в затратах в размере фактических сумм по завершении ремонтных работ вне зависимости от того, чьими силами ремонт осуществляется: собственными или привлеченными. Обязательно документальное обоснование необходимости проведения ремонта. В НУ допустимо создание резерва на ремонт, но это приводит к возникновению разниц между БУ и НУ.

Списание компьютерной техники — процесс, которого не избежать подавляющему большинству современных предприятий. Чем может отличаться списание оргтехники от списания иных объектов основных средств предприятия, вы узнаете из этой статьи.

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

  • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
  • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
  • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
  • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
  • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
  • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
  • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

  • Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесено к особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
  • Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

  • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *