Ремонт сельскохозяйственных машин — восстановление работоспособности машины и ее технич. ресурса, т. е. состояния, при котором она выполняет свои функции с соблюдением агротехнических и других предъявляемых к ней требований. Достигается это периодич. проверкой технич. состояния машин, заменой отдельных ее элементов новыми или отремонтированными, ремонтом изношенных, поломанных или деформированных деталей и узлов, восстановлением посадок в сопряжениях и необходимыми регулировками механизмов.
В процессе эксплуатации сельскохозяйственных машин их детали и узлы изменяют свои первоначальные размеры и качество, из-за чего утрачивается частично или полностью их работоспособность и снижаются технико-экономич. показатели. Детали сельскохозяйственных машин, особенно рабочие органы, изнашиваются от воздействия различных физических и химических факторов. Рабочие органы почвообрабатывающих машин и орудий в процессе работы беспрерывно соприкасаются с почвой и быстро изнашиваются. У лемехов интенсивно изнашиваются лицевая сторона, носок и лезвие, в результате чего нарушается нормальная работа плуга. Он выглубляется, ширина захвата становится неустойчивой, возрастает тяговое сопротивление. На лезвии появляется так называемая «затылочная» фаска шириной А (рис. 1) под углом а=10° к невзрых-ленному слою почвы. Лемех выбраковывают, как правило, по достижении предельной ширины затылочной фаскп: при работе на средних почвах h=6—8 мм при угле а=10°, а при работе на тяжелых глинистых почвах h=3—4 мм при угле а=20°. При вспашке песчаных и супесчаных почв, особенно влажных, у лемеха значительно изнашивается носовая часть. Форму и фаску лемеха восстанавливают кузнечной оттяжкой, которую начинают при температуре 1200° С и заканчивают при 800 °С. Форму восстановленного лемеха проверяют шаблоном.
Оттянутые лемехи закаливают. Наилучший эффект дает изотермич. закалка, при которой лемех нагревают до темп-ры 880—920 °С и затем калят в течение 3,0—3,5сек в подогретой до 30—40 °С 10%-ной соленой воде лезвием вниз так, чтобы вынутый из ванны лемех имел температуру около 350 °С. Изотермически закаленный лемех обладает значит, износостойкостью и повышенной ударной вязкостью. Для повышения износостойкости лезвие лемеха делают самозатачивающимся. Для этого на тыльную сторону лезвия наплавляют твердый сплав. Перед наплавкой у лемеха оттягивают полосу шириной 25—30 мм со стороны лезвия и участок 55— 65 мм у носка долотообразного лезвия. Толщина слоя наплавки должна быть 1,4—2,0 мм. Затем лезвие затачивают с лицевой стороны под углом 25—35°. Самозатачивание лезвия лемеха обеспечивается только при оптимальном соотношении толщин лезвия лемеха и твердого сплава, которое должно быть в пределах 1—1,2. При уменьшении толщины лезвия лемеха основной материал будет изнашиваться быстрее наплавленного слоя, в результате чего слой твердого сплава (чаще сормайт № 1) обнажается и обламывается. Благодаря самозатачиванию срок службы лемехов при работе на почвах без камней и крупного песка увеличивается в несколько раз. У отвалов наиболее интенсивно изнашиваются грудь и полевой обрез. Изношенные места отвалов ремонтируют постановкой накладок из листовой стали с содержанием углерода не более 0,4%. На полевой обрез в случае износа наплавляют твердый сплав. Затупленные фаски дискового ножа затачивают с двух сторон до толщины 0,3—0,5 мм при ширине 4—5 мм.
Лапы культиваторов при незначительном затуплении затачивают. Сильно изношенные лапы оттягивают и закаливают. Хорошие результаты дает наплавка на лапы культиваторов с тыльной стороны твердого сплава (сормайта № 1 или релита). Технология наплавки на лапы сормайта не отличается от наплавки его на лезвия лемехов.
Затупленные диски дисковых лущильников и борон протачивают на спец. приспособлении, закрепленном на токарном станке. В районах с непесчаными и некаменистыми почвами при первой заточке на диски лущильников рекомендуется наплавлять твердый сплав.
У сеялок и посадочных машин значительно изнашиваются высевающие и высаживающие аппараты и сошники. Характерные дефекты дисков сошников — коробление, затупление лезвия, появление на них зазубрин и неравномерный износ лезвия по окружности. Затупленные и зазубренные в процессе работы диски затачивают при помощи специального приспособления на токарном станке или на наждачном точиле. Угол заточки дисков 18°, ширина фаски 6—8 мм. Диаметр дисков после заточки должен быть не меньше 320 см. Корпус сошника при наличии трещин и излома восстанавливают электросваркой. Для разборки, ремонта и контроля дисковых сошников применяют специальное приспособление. При износе сошника картофелесажалок изношенные поверхности восстанавливают газовой наплавкой твердыми сплавами или приваркой накладки из рессорной стали, старых лемехов, дисков. Высевающие аппараты посевных и посадочных машин не имеют непосредственного контакта с почвой. Однако они работают в условиях большой запыленности и поэтому изнашиваются. При их ремонте необходимо обращать особое внимание на чистоту поверхностей деталей и не оставлять на них заусенцев, острых ребер, которые могут повредить семенной материал. Изношенные днища корпусов гнездообразующих устройств ремонтируют наплавкой, а при сквозном протирании — приваркой накладок из листовой стали. При износе носка его оттягивают кузнечным способом с последующей наплавкой на рабочую поверхность твердого сплава.
Сельскохозяйственные машины и орудия, несмотря на широкое применение гидравлики, имеют механизмы для регулировки рабочих органов, а также для перевода их из транспортного положения в рабочее и обратно. Детали этих механизмов работают с большими динамич. нагрузками; кроме того, на их незащищенные рабочие поверхности попадает пыль. Вследствие этого они быстро изнашиваются. В случае износа храповика автомата на зубья и торцовые выступы наплавляют слой металла и обрабатывают наждачным кругом по шаблону. При износе ячеистую поверхность муфты автомата восстанавливают углублением ячеек концевой фрезой. Ячеистую поверхность муфты восстанавливают также наплавкой металла на выступы с последующей механич. обработкой до номинального размера.
Характерные дефекты рам Сельскохозяйственных машин — изгиб, скручивание и поломка продольных и поперечных брусьев, появление трещин в сварных соединениях, ослабление заклепочных соединений, износ отверстий под болты и заклепки. Деформация рамы иногда является причиной смещения рабочих органов и передаточных механизмов машины, что нарушает регулировки и может быть причиной неудовлетворительной работы машины. Изогнутые и скрученные брусья правят гидравлическими или механическими приспособлениями. Поломанные брусья сваривают, а места излома усиливают приваркой накладок и вставок. Взаимное расположение элементов отремонтированной рамы проверяют угольниками, рулеткой, шнуром и шаблонами.
Таблица 1: Рабочие места для ремонта сельскохозяйственных машин
У колес сельскохозяйственных машин могут деформироваться плп поломаться обод, ослабеть крепления, изогнуться или поломаться спицы, изнашиваться втулки, ступицы, храповые и кулачковые выступы. На изношенные храповые и кулачковые выступы ступиц наплавляют слой металла. При износе отверстия ступицы в него запрессовывают стальные или чугунные втулки. Перед запрессовкой втулок отверстие ступицы колеса растачивают на расточном или на токарном станке, применяя спец. приспособление. Изгиб обода и спиц устраняют правкой. Разорванный обод колеса стягивают и заваривают, с внутренней стороны для усиления приваривают накладку. Изогнутые и скрученные оси и валы правят гидравлич. прессом, рычагом. Изношенные поверхности валов и осей восстанавливают в зависимости от характера соединения сопрягаемых деталей п величины износа электродуговой сваркой, напрессовкой колец, осадкой или раздачей. При малых износах (0,08—0,15 мм) шейки валов осталивают. Шпоночные канавки деталей при ремонте фрезеруют под шпонки больших размеров. Резьбовые сопряжения в отверстиях и на валах в случае износа восстанавливают нарезкой резьбы ремонтного размера, наплавкой металла и нарезкой новой резьбы, запрессовкой втулок с готовой резьбой, запрессовкой глухих пробок, в которых затем сверлят отверстие и нарезают резьбу нормального размера. Нормальную посадку подшипника на валу восстанавливают обычно запрессовкой в подшипник втулки, изготовленной из того же материала. Часто втулки изготовляют из поликапролактама (капрона) с древесных пластиков, которые отличаются рядом ценных свойств — пмеют низкий коэффициент трения, высокую износостойкость, способность длительное время работать с ограниченной смазкой.
В отечественных и советских сельскохозяйственных машинах, так же как и в сельхозтехнике из Европы широко применяются втулочно-роликовые, крючковые и комбинированные цепи. Они, как правило, не защищены от пыли, влажной среды и подвергаются активному износу. При ремонте втулочно-роликовые цепи разбирают и заменяют изношенные детали или поворачивают валики и втулки пластин на 180° относительно их прежнего положения (рис. 2) для работы неизношеннымп поверхностями. У звеньев крючковых и комбинированных цепей изнашиваются цапфы, внутренние и наружные поверхности звеньев или они разгибаются. Изношенную цепь восстанавливают обжатием звеньев на специальном приспособлении. Нормальный шаг цепи можно получить также поворотом квадратных литых звеньев на 90° после разборки цепи.
После ремонта деталей и узлов сельскохозяйственную машину собирают и регулируют. Сборка машин является одной из важных п сложных заключительных операций. При сборке нередко выявляются недоделки, допущенные при ремонте деталей и узлов. Поэтому сборку и регулировку машин в мастерских хозяйств выполняют только опытные рабочие.
Таблица 2: Трудоемкость ремонта сельскохозяйственных машин по видам работ
Ремонт сельскохозяйственных машин в колхозах и совхозах организуют по принципу внутрихозяйств. специализации и производств, кооперации с ремонтными предприятиями «Сельхозтехники». Машины ремонтируют мастерские на центр, усадьбе и пункты технич. обслуживания в бригадах (отделениях) хозяйств. Мастерская на центр, усадьбе, как правило, ремонтирует сложные сельскохозяйственные машины, а также выполняет заказы бригад животноводч. ферм по ремонту деталей, узлов и полнокомплектных машин. Каждое хозяйство имеет сельскохозяйственные машины разных марок. Однако многие узлы этих машин конструктивно сходны между собой, сходны технологич. операции их ремонта, что позволяет даже при относительно малом объеме производственной программы внедрить специализацию ремонта. А контроль за поломками и бережным отношением к сельхоз.машининам может осуществлять видеонаблюдение встроенное в салон. Подробнее на http://tpcam.ru/catalog/programmnoe-obespechenie/ .
Из таблицы 1 видно, что загрузка рабочих мест ремонтом (отмечено знаком +) бывает при ремонте определенных типов сельскохозяйственных машин. При переходе с ремонта одного типа машин на другой часть рабочих мест объединяют так, чтобы рабочие были равномерно загружены (схема технологического процесса ремонта сельскохозяйственных машин в центральной ремонтной мастерской хозяйства показана на рис. 3).
В центр, мастерской при ремонте относительно большого кол-ва однотипных сельскохозяйственных машин применяют бригадно-узловую (постовую) или узловую форму организации труда. Агрегатным методом ремонтируют машины и оборудование животноводческих ферм. Многие колхозы и совхозы для технического обслуживания и ремонта машин создают в бригадах (отделениях) и на крупных животноводческих фермах стационарные пункты технического обслуживания. При организации ремонта сельскохозяйственных машин большое внимание уделяют оснащению рабочих мест оборудованием, приспособлениями и инструментом, т. к. от этого в значительной мере зависят производительность труда и качество выполнения ремонтных работ.
Таблица 3: Примерное соотношение работ по разрядам при ремонте сельскохозяйственных машин
В мастерских пунктов технического обслуживания в зависимости от степени разделения труда и специализации плуги, культиваторы, бороны и др. несложные машины ремонтирует, комплектует и подготовляет к полевым работам ремонтная бригада (или звено), состоящая (исходя из объема работ) из 2—3 слесарей-ре-монтников для выполнения слесарных работ, кузнеца-сварщика для выполнения кузнечных и сварочных работ. Руководит такой бригадой заведующий машинным двором или механик. Кроме того, в устранении неисправностей машин принимают участие тракторист-машинист и механик отделения. Станочные работы, ремонт деталей и узлов выполняют в центр, мастерской хозяйства (схема процесса ремонта сельскохозяйственных машин в мастерских пунктов технич. обслуживания приведена на рис. 4).
В напряженные периоды сельскохозяйственных работ существенную помощь в устранении неисправностей машин оказывает автопередвижная мастерская. При отсутствии полевых неполадок ремонтная бригада занимается плановым ремонтом сельскохозяйственных машин. В свободное от технич. уходов время рабочим бригады помогает мастер-наладчик.
При частичной специализации машины закрепляют за механизаторами, к-рые участвуют в комплектовании их в агрегаты, в ремонте и постановке на хранение. Слесари-ремонтники в этом случае организуют ремонт, выполняют наиболее сложные виды работ и отвечают за состояние машин при длительном хранении. Ремонт сельскохозяйственных машин в хозяйстве планируют с учетом их занятости на полевых работах и животноводч. фермах. При расчете объема и времени проведения работ исходят из установленной для сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм периодичности технического обслуживания и ремонта, а также учитывают занятость машин и необходимость равномерной загрузки мастерской в течение года. Для разделения при планировании общей трудоемкости работ по ремонту сельскохозяйственных машин можно ориентировочно пользоваться соотношениями, указанными в таблицах 2 и 3.
Литература: Петров С. А., Бисноватый С. И., «Ремонт сельскохозяйственных машин», 2 издание, Москва, 1972; Оранский Н. Н., Бобриков Ф. А., Пахомов В. С., «Монтаж, эксплуатация и ремонт машин и оборудования животноведческих ферм» Москва, 1971.
Основы и система технического обслуживания и ремонта машин
Общие положения. Работоспособность сельскохозяйственных машин определяется рациональной эксплуатацией, которая включает их использование по назначению и совокупность работ по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и транспортированию.
Нормативные положения изложены в Комплексной системе технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. Ремонтно-обслуживающие воздействия согласно этой системе предусматривают техническое обслуживание (ТО) и ррморт» проведение котярах позволяет получить : необходимое техническое состояние и работоспособность машины в течение всего периода эксплуатации.
Техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности машины при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Оно включает очистку, контрольно-диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные и обкаточные работы, консервацию, устранение мелких неисправностей.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности машины и восстановлению ее ресурса или составных частей.
Хранение — комплекс организационных и технологических мероприятий, обеспечивающих защиту от коррозии, старения и разукомплектования.
Транспортирование — время перемещения без использования по назначению.
Виды и периодичность технического обслуживания машин. При использовании машин предусматривают следующие виды технического обслуживания: ежесменное (ЕЮ), плановые (ТО-1, ТО-2, ТО-3), сезонные (табл. 1).
Ежесменное техническое обслуживание проводят через 8 ,10 ч работы трактора или машины.
Сезонное техническое обслуживание тракторов и автомобилей выполняют 2 раза в год: перед началом весенне-летнего и осенне-зимнего периодов эксплуатации.
Таблица №1. Периодичность плановых ТО
* Цифры в скобках — для тракторов, решение о постановке на производство которых принято после 1 января 1982 г.
** Периодичность дана для третьей категории дорожных условий.
Периодичность технического обслуживания тракторов допускается определять по количеству израсходованного топлива или в условных эталонных гектарах (у. з. га), комбайнов и сельскохозяйственных машин — в физических гектарах (физ. га). Коэффициенты перевода единиц наработки приведены в приложениях 1 и 2.
Периодичность технического обслуживания автомобилей в таблице 1 дана для третьей категории дорожных условий эксплуатации. Характеристики других дорожных условий приведены в приложении 3. Нормативы периодичности для них корректируют с помощью поправочных коэффициентов (приложение 4).
Техническое обслуживание тракторов при использовании. Оно складывается из следующих процессов. Ежесменное техническое обслуживание. НТО заключается в наружном осмотре, очистке и проверке утечек топлива и масла, уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; работы контрольных приборов; приборов освещения; сигнализации; тормозов, а также опробовании трактора на ходу.
Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: контроль воздухоочистителя и аккумуляторной батареи; слив отстоя из фильтров грубой очистки топлива и масла; проверку уровня масла во всех емкостях и смазывание точек в соответствии с картой смазки.
Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: осмотр и проверку клапанного механизма двигателя, сцепления, механизма управления поворотом, тормозной системы и ходовой части; замену масла з емкостях согласно периодичности; промывку смазочной системы двигателя; проверку крепления составных частей трактора и двигателя.
Третье техническое обслуживание. ТО-3 включает в себя ресурсное диагностирование, позволяющее определить потребность в ремонте или обслуживании составных частей трактора. При ТО-3 проводят операции ТО-2 и дополнительно проверяют и регулируют основные системы двигателя (питания, смазочную, зажигания и т. д.), агрегаты трансмиссии и ходовой части, гидросистему, пневмосистему, электрооборудование https://a-contract.ru. Проверяют в движении работоспособность всех механизмов трактора.
Сезонное техническое обслуживание. Оно содержит следующие операции: замену охлаждающей жидкости, сортов масел, подключение (или отключение) обогревателя и радиатора смазочной системы, доведения плотности электролита до сезонной нормы, установку (или снятие) утеплительных чехлов.
Техническое обслуживание тракторов в особых условиях эксплуатации. Это обслуживание предназначено для подготовки трактора к работе в условиях пустынных и песчаных почв, низких и повышенных температур, каменистых и болотистых почв, высокогорья.
Техническое обслуживание комбайнов и самоходных машин при использовании. Оно подразделяется на следующие виды. Ежесменное техническое обслуживание. ЕТО заключается в наружном осмотре, очистке воздухоочистителя и проверке утечек масла и воды; дозаправки машины топливом, маслом и водой, опробовании на ходу.
Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: обслуживание системы очистки топлива и масла двигателя, клапанного механизма, рабочих органов машины (режущий и молотильный аппараты, транспортирующие устройства и т. д.); проверку и регулировку цепных и ременных передач, предохранительных муфт, сцепления, рулевого управления и тормозов.
Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: проверку работоспособности двигателя диагностированием; обслуживание систем питания, смазочной, тормозной, электрооборудования и гидросистемы.
Техническое обслуживание автомобилей. Этот вид обслуживания включает в себя процессы, подобные одноименным для тракторов.
Ежесменное техническое обслуживание. ЕТО содержит операции, аналогичные проводимым при ЕТО тракторов.
Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: обслуживание систем питания и зажигания; замену масла в двигателе; проверку уровня масла во всех емкостях и при необходимости долив; обслуживание аккумуляторной батареи, фильтров очистки топлива и масла; смазывание точек в соответствии с картой смазки.
Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: проверку работоспособности двигателя и других составных частей автомобиля с помощью диагностирования; контроль и обслуживание приборов электрооборудования, освещения и сигнализации; проверку рулевого управления, тормозов и ходовой части.
Сезонное техническое обслуживание. Сюда входят операции, аналогичные проводимым для тракторов.
Техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин при хранении. В системе технического обслуживания и ремонта машин предусмотрены следующие виды. Обслуживание при подготовке к длительному хранению. Его проводят не позднее чем через 10 дней с момента окончания использования машины.
При подготовке к хранению машину очищают, доставляют на место хранения, снимают составные части, подлежащие хранению на складах. Затем герметизируют полости и отверстия от проникновения влаги, пыли, консервируют поверхности рабочих органов, восстанавливают нарушенное лакокрасочное покрытие, устанавливают машину на подставки (подкладки).
Обслуживание в процессе длительного хранения. Его проводят раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом и один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях.
В процессе хранения проверяют правильность установки машины на подставках, комплектность, надежность герметизации, состояние антикоррозионных покрытий.
Обслуживание при снятии с длительного хранения. Его проводят за 15 дней до начала использования.
При снятии с длительного хранения машину снимают с подставок, очищают, расконсервируют ранее снятые составные части и устанавливают их на машину, смывают антикоррозионные покрытия с рабочих органов. При обнаружении коррозии ее удаляют и подкрашивают поврежденные места. Проверяют работу машины на ходу и выполняют необходимые регулировки.
Виды и периодичность ремонта машины. Работоспособность машин восстанавливают в процессе текущего или капитального ремонта. Текущий ремонт (ТР). Обычно текущий ремонт выполняют во время эксплуатации машины для восстановления ее работоспособности. Он заключается в замене или восстановлении отдельных неисправных составных частей. При этом неисправные составные части могут быть заменены отремонтированными или новыми, если другие основные части сохраняют еще значительный остаточный ресурс.
Текущий ремонт комбайнов проводят после окончания сезона уборки по результатам технического диагностирования; неплановый ремонт выполняют для устранения последствий отказов или предупредительных работ.
Текущий ремонт сельскохозяйственных машин состоит из планового и непланового ремонта, который выполняют после сезона полевых работ.
Текущий ремонт автомобилей не регламентируется по периодичности, и его проводят для обеспечения и восстановления работоспособности (по потребности или с профилактической целью).
Капитальный ремонт (КР). Этот вид ремонта предназначен для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса машины путем замены или восстановления любых составных частей, в том числе и базовых. Различают капитальный ремонт машины и капитальный ремонт составных частей.
Капитальный ремонт включает очистку, разборку, дефектацию, замену, ремонт или восстановление деталей, сборку, регулировку, обкатку, окраску и испытание. Уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от показателей новых машин.
Периодичность проведения капитального ремонта тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей приведена в приложениях 5, 6 и 7.
Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.
Организация работ и средства технического обслуживания машинно-тракторного парка зависят от вида и места проведения ТО. Организация технического обслуживания машин. Операции ТО выполняет специализированный персонал.
Тракторист-машинист (механизатор) проводит ежесменное техническое обслуживание машины и устраняет простые неисправности.
Мастер-наладчик и механизатор выполняют ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание.
Мастер-наладчик и слесарь проводят ежедневное обслуживание зерноуборочных комбайнов и сложных машин, особенно при их групповом использовании.
Мастер-наладчик и мастер-диагност с механизатором проводят ТО-3 тракторов.
Неисправности, обнаруженные при номерных технических об-служиваниях, мастер-наладчик устраняет в том случае, если продолжительность ремонтных работ составляет не более 2 ч. Сложные дефекты устраняют слесари по ремонту с участием механизатора.
Рабочие машинных дворов с привлечением механизаторов выполняют техническое обслуживание при хранении машин.
В зависимости от сложности технического обслуживания его проводят на одном из следующих уровней:
- первый уровень — место работы машины (чаще полевые условия);
- второй уровень — бригады, отделения хозяйств или механизированные отряды;
- третий уровень — центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) хозяйств;
- четвертый уровень — ремонтно-технические предприятия (РТП) районных или межхозяйственных объединений.
Техническое обслуживание на первом уровне выполняют использованием передвижных средств* на остальных — стацио нарных средств, которыми оснащены пункты и станции технического обслуживания.
Передвижные средства технического обслуживания. Они включают агрегаты технического обслуживания, передвижные диагностические установки и передвижные ремонтные мастерские.
Агрегаты технического обслуживания (АТО) предназначены для проведения в полевых условиях: наружной очистки машин; заправки смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; подкачки шин колес и продувки воздухом сердцевин радиаторов; смазки подшипников консистентной смазкой; проверки и регулировки отдельных механизмов машин и устранения мелких неисправностей.
Для сельского хозяйства выпускают агрегаты АТО-9966Г на шасси автомобиля ГАЗ-66-01, АТО-9966Е на шасси ГАЭ-53-12-01, АТО-4822 на шасси Г’АЗ-52-01, АТО-9993 на самоходном шасси Т-16М и АТО-1500Г на шасси прицепа 2ПТС-4М.
Передвижная диагностическая установка на базе шасси автомобиля УАЗ-422Д оснащена комплектом КИ-13905М, который предназначен для диагностирования тракторов при ТО-3 и зерноуборочных комбайнов после сезона работы. Число обслуживаемых тракторов 180, зерноуборочных комбайнов — 40, обслуживающий персонал — 2 человека. Аналогичный комплект КИ-13925 размещен в фургоне автомобиля «Москвич» ИЖ-2142.
Передвижные мастерские предназначены для устранения неисправностей тракторов и сельскохозяйственных машин в полевых условиях. Они оснащены диагностическим оборудованием для контроля некоторых агрегатов систем питания, смазочной и электрооборудования и техническим оборудованием для выполнения сверлильных, заточных, жестяницких, паяльных и электрогазо-сварочных работ.
Промышленность выпускает передвижные ремонтные мастерские МПР-3901, МПР-9924 и МПР-817М. Два мастера-наладчика обслуживают до 100 тракторов.
Стационарные средства технического обслуживания. Их выпускают специальными комплектами, рассчитанными на работу в условиях различных уровней.
Комплекты оборудования: КСТО-1 предназначен для ТО в условиях второго уровня, КСТО-2 — третьего уровня и .КСТО-3 — четвертого уровня (табл. 2).
Диагностические электронные установки КИ-13940 и КИ-13950 предназначены для диагностирования тракторов всех марок на станциях технического обслуживания. Установки позволяют определить техническое состояние агрегатов трактора, автоматически обработать результаты измерения, зарегистрировать их, сравнить с допускаемыми значениями и распечатать результаты или вывести их на дисплей. Полное диагностирование тракторов «Кировец»
Таблица №2. Состав комплектов стационарных средств технического обслуживания (КСТО)
* Количество зависит от числа обслуживаемых машин.
Оборудование для технического обслуживания машин при хранении. В основном это установки для нанесения всевозможных антикоррозионных материалов (смазок).
Установка 03-9995 предназначена для очистки поверхностей и нанесения антикоррозионных покрытий. Ее агрегаты смонтированы на четырехколесной тележке и включают в себя баки для промывочной жидкости, лакокрасочного и коисервационного материалов, компрессор с электроприводом, электрический шкаф и щит управления.
Установка 03-4899 предназначена для нанесения на поверхности деталей машин пластических антикоррозионных покрытий.
Аппарат-пульверизатор 03-9905 также применяют для нанесения антикоррозионных и лакокрасочных покрытий.
Установка КИ-2911 предназначена для хранения аккумуляторных батарей, снятых с комбайнов, тракторов и автомобилей. Она автоматически поддерживает батареи в состоянии полной заря-женности. Для этого периодически в автоматическом режиме контролируется напряжение на клеммах батарей и выполняется подзарядка. Установку используют в специально оборудованном помещении. Она обслуживает до 200 аккумуляторов типа 6 СТ, которые размещают на специальных стеллажах.
Сложное финансовое состояние большинства предприятий района, постоянный рост цен на материальные ресурсы, технику, энергоносители не позволяет в полной мере вести обновление машинно-тракторного парка. Но постоянная целенаправленная работа по обеспечению сохранности техники, организация своевременного и качественного ремонта и технического обслуживания, рациональная эксплуатация машин, обеспечение качественного хранения в осенне-зимний период, даже в этих условиях, позволяет большинству хозяйств проводить сельскохозяйственные работы качественно и в оптимальные сроки.
В тоже время, в некоторых хозяйствах не уделяется должного внимания вопросам обеспечения сохранности техники, своевременной и качественной ее подготовки к полевым работам, организации высокопроизводительного использования машин, что приводит к неоправданным финансовым и материальным потерям.
В создавшихся условиях, вопросы обеспечения ремонта, подготовки и сохранности техники приобретают особую остроту.
В целях своевременной и качественной подготовки техники к полевым работам 2021 года и обеспечения ее сохранности:
1.1. Собрать освободившуюся технику на машинные дворы и в срок до 01 декабря 2020 года завершить работы по постановке техники на длительное хранение.
1.2. Провести дефектовку сельскохозяйственной техники, определить потребность в запасных частях и материалах, принять меры по их приобретению. Активизировать работу по восстановлению узлов и деталей.
1.3. В срок до 1 декабря 2020 года определить реальные объемы и сроки выполнения работ по ремонту и подготовке техники к полевым работам 2021 года, порядок финансирования ремонтных работ, рассмотреть вопросы организации ремонта техники и обеспечения ее сохранности.
1.4. Разработать планы, графики ремонта техники с учетом отпусков механизаторов и финансовых возможностей, обсудив их в трудовых коллективах, установить систематический контроль за их выполнением.
Особое внимание уделить организации ремонта сложной техники в осенне-зимний период, обеспечить в этот период выполнение основных объемов по ремонту.
1.5. При необходимости организовать бригады по постановке техники на хранение и ремонту прицепных машин из числа слесарей-наладчиков, механизаторов-пенсионеров, водителей автотранспорта.
1.6. Обеспечить сдачу на специализированные предприятия узлов, агрегатов, машин, ремонт которых своими силами хозяйство произвести не может. Разместить заказы на изготовление, восстановление узлов, деталей в ООО «Промавторемонт» используя возможности этого предприятия.
1.7. Обеспечить качественное проведение ремонтных работ и комиссионную приемку вышедшей из ремонта техники.
1.8. Обеспечить охрану техники, находящейся на машинных дворах и площадках хранения.
1.9. В осенне-зимний период создать обменный фонд узлов и агрегатов.
1.10. В срок до 1 декабря 2020 года завершить подготовку ремонтной базы, ремонтно-технологического оборудования к ремонтному сезону, обеспечить здоровые и безопасные условия труда ремонтников.
1.11. Определить минимальное количество тракторов, автомобилей, сельхозмашин, необходимых для обеспечения производственных процессов в осенне-зимний период и оставить их в эксплуатации. Остальные отремонтировать и поставить на хранение.
1.12. В осенне-зимний период организовать учебу с последующей аттестацией механизаторов, водителей, ИТР, лиц, занятых на объектах повышенной опасности.
1.13. Создать за осенне-зимний период необходимые запасы ГСМ для проведения полевых работ 2021 года.
1.14. Организовать проведение конкурсов по своевременной и качественной подготовке техники к полевым работам и обеспечения ее сохранности между бригадами и подразделениями хозяйств.
- Рекомендовать заместителю генерального директора ООО «Промавторемонт» Нестеренко А.Н. расширить номенклатуру изготовления и восстановления узлов, деталей, агрегатов к сельскохозяйственной технике и обеспечить оперативное выполнение заявок хозяйств.
- Утвердить план ремонта сельскохозяйственной техники по хозяйствам Кантемировского района на 2020-2021гг. согласно приложений №1 и №2.
- Утвердить график обеспечения готовности сельскохозяйственной техники в хозяйствах Кантемировского района на 1-е число каждого месяца 2020-2021годов согласно приложения №3.
- Утвердить состав и задачи комиссии по организации ремонта, подготовке техники к полевым работам 2021 года и обеспечению ее сохранности согласно приложению № 4
- Рекомендовать главам сельских и городского поселений принять соответствующие нормативно-правовые акты, обязывающие собственников техники обеспечить ее хранение в соответствии с действующими нормами и правилами, на специально отведенных для этого площадках.
- Рекомендовать редактору районной газеты «Кантемировский вестник» Милещенко В.Н. систематически освещать ход поставки и состояние хранения техники на страницах газеты.
- В срок до 01 декабря 2020 года подвести итоги постановки техники на хранение.
- К предприятиям и лицам, допустившим нарушение правил хранения техники применять меры административного воздействия
- Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника отдела развития сельских территорий Прищепина А.А.
главы администрации района Г.В. Гончарук-Иванов
Журнал «Агротехника и технологии»
ноябрь – декабрь 2019
Несмотря на чёткие предписания по подготовке техники к зимнему хранению, не менее 25 % сельхозпроизводителей в начале сезона весенних полевых работ отправляют свои машины в ремонт, а не в поля
Каковы основные ошибки при консервации прицепных и самоходных машин на зимнее хранение, на что следует обратить внимание при подготовке и какие услуги предлагают в этом направлении представители сервиса, разбирался корреспондент журнала «Агротехника и технологии».
О том, что заботиться о сельхозтехнике нужно не только в рабочий сезон, знают практически все аграрные работники. А рекомендации по постановке сельскохозяйственных машин и орудий на хранение в зимний период прописаны в инструкциях по их эксплуатации. Однако, несмотря на это, по наблюдениям территориального менеджера компании по ЮФО и СКФО Олега Николаева, только среди аграриев ЮФО около 25 % хозяйств не выполняют эти рекомендации по каким-либо причинам.
И это при том, что в данном федеральном округе, по его оценкам, культура обслуживания и обращения с сельхозтехникой выше, чем в других регионах России. Более внимательное отношение аграриев к технике в ЮФО объясняется сосредоточением там более плодородных, а следовательно, и более рентабельных площадей обрабатываемых угодий и, соответственно, наличием дорогих, высокопроизводительных сельхозмашин.
Наиболее ответственно к консервации техники на зиму, по мнению Олега Николаева, подходят собственники из крестьянских (фермерских) хозяйств или относительно небольших сельхозкооперативов и агрофирм. Иными словами, крепкие «середняки», покупающие высокотехнологичную дорогую импортную технику на свои средства и поэтому проявляющие максимальную заботу о её сохранении. Тогда как в больших хозяйствах и агрохолдингах, имеющих свыше 25 тыс. га земли и огромный машинно-тракторный парк, процент безответственного отношения к технике, как правило, выше.
«Это часто бывает связано как с большими объёмами работ, так и с организационными проблемами в компании, — поясняет специалист компании . — В руководстве по эксплуатации прописаны все основные правила подготовки машин к зиме, но не все дочитывают инструкцию до этих пунктов».
Главное — чистота
Первым и основным правилом подготовки техники к постановке на хранение сервисные специалисты в один голос называют её очистку и промывку. Однако именно этот первый пункт, по наблюдениям представителей сервисной службы компании «», зачастую и не соблюдается.
«К сожалению, нередки случаи, когда на больших предприятиях сельхозтехника просто оставлена до весны в том виде, в котором она отработала сезон, — замечает представитель компании «». — И если в случае с простыми прицепными орудиями (например, почвообрабатывающими) ещё может обойтись без относительно серьёзных последствий, то для самоходной и сложной посевной техники такое пренебрежительное отношение выливается в ощутимые проблемы».
Так, оставшиеся в бункере комбайна семена (даже если их всего горстка) спровоцируют паломничество мышей, предостерегает продукт-менеджер по посевной технике компании « Груп СНГ» Сергей Марнов. Чаще всего от такого нашествия страдает электропроводка сложных самоходных машин, и это — настоящее бедствие.
«Одна из самых актуальных проблем в комбайнах — это съеденный мышами пластик, — замечает представитель компании «». — Грызунов привлекает запах зерна, а заодно они съедают электрические соединения, уплотнители и другие пластиковые запчасти. При этом, к сожалению, даже отпугивающие составы, которые добавляют в изоляционные материалы, как правило, мало работают».
Спустившись по стенкам бункера посевного комплекса, мыши обратно тем же путём выбраться уже не могут, напоминает Сергей Марнов. И тогда они, пытаясь уйти, начинают портить оборудование: прогрызают резиновое уплотнительное соединение на высевающем аппарате сеялок (в том месте, где вращается дозирующая катушка), чтобы через него выйти из бункера. А о том, что уплотнитель прогрызен, аграрии узнают, как правило, уже в поле, когда не могут настроить норму высева: вроде всё правильно, а расход семян больше, чем положено. Поэтому если случилось так, что в хозяйстве не смогли очистить бункер, специалист « Груп СНГ» советует на всякий случай оставить открытым хотя бы высевающий аппарат.
Помимо использования внешних средств для борьбы с грызунами, Олег Николаев советует закладывать яд для грызунов внутрь техники. Впрочем, даже отсутствие мышей не повод оставлять зерно или семена до следующего года, ведь прорастание посевного материала внутри машины также отрицательно сказывается на долговечности агрегатов.
«Проросшие в неочищенном зерновом бункере посевных комплексов зерновые остатки вплоть до разрушения портят высевающие аппараты и шланги», — обращает внимание региональной руководитель службы сервиса российского представительства компании («-Рус») Дмитрий Носов.
Ещё печальнее ситуация, когда в бункере посевных агрегатов забывают до весны удобрения. Последствия бывают, плачевны: агрессивная среда большинства удобрений разъедает металл, и сеялка начинает коррозировать.
Опасность коррозии велика при любом скоплении грязи, на которой может оседать влага, предупреждает представитель компании «». «Причём не важно, находится эта грязь на внешних (подвергающихся осадкам) поверхностях машины или на внутренних, — говорит он. — Конденсат, осевший на такую благодатную почву, долго не высыхает».
А в местах скопления пожнивных остатков при воздействии активного тепла не исключены варианты возникновения биологического пожара или тления, продолжает представитель компании «». Остатки соломы, скапливающиеся в бункере, системе очистки, на стрясной доске комбайна, в районе моторной установки, топливных баков или капота, часто становятся причиной неприятностей в виде тления.
Кроме того, специалисты копании обращают внимание, что наличие пыли и грязи усложняет или делает невозможной ежегодную межсезонную дефектовку машин.
Посему Дмитрий Носов ещё раз акцентирует внимание на тщательной и обязательной промывке сельхозмашин перед постановкой на зимнее хранение с применением обезжиривающих растворов, а также прочистке воздухом таких узлов, как высевающий аппарат и катушка в посевных комплексах (с помощью компрессора).
Снять всё ценное
Среди общих рекомендаций к постановке на хранение «программой минимум» представитель компании «» называет ослабление натяжения всех пружин, цепей и ремней на самоходной и прицепной технике. «Все приводные ремни, за исключением двигателя, необходимо ослабить во избежание их деформации, — поясняет он. — Однако зачастую этого не делают, и ремни быстро выходят из строя».
При этом, если техника стоит под крышей, цепи советуют смазать тефлоновыми смазками или прокипятить в масле. А при открытом хранении техники ремни и цепи лучше снять, как и всю сложную электронику, мониторы, аккумуляторы, в которых нужно проверить заряд (напряжение должно быть не менее 12,5 Вольт). Желательно снять генератор и стартёр на самоходной технике.
Сложные приборы, электронику и полностью заряженные АКБ специалисты сервисной службы CNH Industrial — производителя техники Case IH и New Holland — советуют размещать для зимнего хранения в проветриваемом прохладном помещении при температуре от 0 до -5° С. Антенна и навигационный контроллер системы точного земледелия также демонтируются и хранятся в закрытом сухом отапливаемом помещении, желательно в полиэтиленовом чехле с силикагелем. При этом демонтаж и монтаж навигационного контроллера они рекомендуют производить только с помощью дилеров.
Если машина хранится на улице, то все разъёмы, которые остались после демонтажа электроники и внешних приборов, надо защитить от проникновения влаги, чего многие не делают, сожалеет Дмитрий Носов. «Обычно эта задача решается с помощью водонепроницаемой пленки, — говорит он.
После полной очистки и демонтажа электроники специалисты советуют провести внимательный осмотр и дефектовку машины и орудий, а также отремонтировать сломанные компоненты, заменить всё, что кажется повреждённым и потрескавшимся, проверить на отсутствие утечек.
«Всё это помогает выявить возможный износ узлов и деталей машин, а также как можно раньше разместить заказы на запасные части, — поясняет технический директор компании «Амазоне» Сергей Гришов. — В этом случае проблемы не накапливаются, а сроки поставки запчастей не так критичны, как в случае заказов накануне начала работ в поле». Однако в реальности всё бывает ровно наоборот: в хозяйствах начинают ремонт перед весенними полевыми работами, и сервисная служба сбивается с ног, сожалеет он.
Защитить от ржавчины
Ещё одно предписание инструкции по эксплуатации призвано защитить технику от коррозии. Так, перед постановкой на хранение необходимо определить все точки смазки и произвести обработку узлов, нанести защитные средства на оголившиеся участки металла, где сбилась краска, чтобы избежать появления ржавчины.
Специалисты CNH Industrial также напоминают, что при консервации техники нужно нанести влагостойкую пластичную смазку с температурным диапазоном от -40 до 50° С на быстроизнашивающиеся детали рабочих органов, цепи, соединительные валы и все точки смазки, предусмотренные инструкцией.
Например, для защиты подшипников, приводных валов, штоков цилиндров и всех других движущихся деталей, специалисты компании используют смазку Grease-Gard, которая, по словам Олега Николаева, оптимальна для колёсных подшипников и карданных шарниров, эксплуатирующихся в легких и средних условиях, и имеет широкий температурный диапазон применения — от -26 до 143 °C.
Для защиты от коррозии поверхности штоков гидроцилиндров можно также укрыть промасленной бумагой или смазкой. По словам сервисного инженера по техническому обслуживанию компании «» Станислава Таврова, такой защитой пренебрегают нечасто, ведь если коррозия доберётся до цилиндра, то за его замену предприятию придётся выложить значительную сумму. А вот смазывать не столь дорогостоящие подшипники и цепи иногда ленятся.
Также мало хозяйств заботятся о защите рабочих органов почвообрабатывающих орудий (плугов, борон, культиваторов и т. д.). А между тем специалисты рекомендуют смазывать их перед долгим хранением любым составом, который создаст плёнку на поверхности и защитит от коррозии.
Обычно аграрии руководствуются в отношении почвообрабатывающих орудий таким девизом: «Начнём работать — ржавчина сама от контакта с почвой счистится», рассуждает Дмитрий Носов. «Это действительно так, но следует помнить, что некоторое время скольжение почвы по орудию и его геометрия работы будут нарушены, — предупреждает специалист. — В частности, если корпус плуга заржавлен, то теряется качество обработки и оборота пласта. А значит, орудие может вести себя нестандартно — нагребать, тянуть в сторону и т. д».
Ослабить давление. Везде.
Частой ошибкой при зимнем хранении Станислав Тавров называет оставление давления в гидравлических системах. «Давление гидравлики нужно стравливать до нуля (например, в пресс-подборщиках с азотным аккумулятором, сеялках с гидравликой и др. машинах), в противном случае возникает риск повреждения манжеты, которая перестанет выполнять свои функции», — поясняет он.
На обычных зерновых сеялках необходимо ослабить механическое давление на сошниковую группу и колёса путём установки их на специальные подставки, чтобы масса сеялки распределилась оптимально.
«Хранить сеялки под собственным весом также возможно, но только на ровном бетонном покрытии, чтобы не происходило проседания колёс и не возникало усиленной нагрузки на рычаги и пружины», — добавляет Станислав Тавров.
Кроме того, необходимо открыть все дренажные пробки, отверстия, задвижки заглушки — всё то, что способствует естественному удалению воды. В особенности это касается постановки на хранение опрыскивателей, обращает внимание представитель компании «».
Опрыскиватель
Опрыскиватели — одни из самых сложных с точки зрения постановки на хранение сельхозмашин. И этот вид техники, по наблюдениям сервисных инженеров, является объектом их частых выездов с началом сезона. Основной причиной для таких визитов становятся разрыв шлангов или пластиковых деталей, а также выход из строя электроники после зимнего хранения. Например, Дмитрий Носов с подобными случаями сталкивается не менее двух раз в год.
По наблюдениям Сергея Гришова, как правило, в хозяйствах недостаточно хорошо промывают и, главное, не полностью удаляют воду из системы. Перед постановкой на хранение специалист компании «Амазоне» советует пропустить через арматуру 300-500л чистой воды для полной промывки арматуры опрыскивателя от раствора средств защиты растений.
«В результате накопления осадка в арматуре система будет некорректно работать, но обычно это можно исправить интенсивной промывкой, — объясняет он. — Однако главная причина поломок таких машин после зимы — разрыв различных деталей опрыскивателя, выполненных из резины и пластика. Это происходит в том случае, если работники хозяйства не полностью удалили воду из магистралей машины и к тому же не пролили через них незамерзающую жидкость (тосол, антифриз), а для этой процедуры на один опрыскиватель её требуется не менее 60 литров».
По наблюдениям специалистов компании «», чаще всего это случается, если хозяйство приобретало опрыскиватель осенью: дилеры, как правило, демонстрировали преимущества машины перед покупателем, наливали воду, показывали работу всех систем. После чего покупатель поставил машину в гараж, минимально заботясь о её консервации (новая, не работала ещё), и оставил до весны. А перед началом сезона обнаруживаются последствия.
«Или, например, не до конца залили антифризом, и получилось, что в насосе незамерзающая жидкость есть, а в арматуре (штанге) опрыскивателя — нет, — добавляет Дмитрий Носов. — А ведь “незамерзайку” необходимо прогнать по всей длине магистрали и по всем форсункам».
В компании «» для этих целей советуют заправить в машину не менее 300 л антифриза. Они объясняют, что слить воду досуха удаётся не везде, так как в магистралях имеются тупиковые линии. А заправка антифриза позволяет гарантировано вытеснить воду из всех кранов, трубок и шлангов.
Специалисты компании напоминают, что при консервации техники на зиму важно убедиться, что температура замерзания охлаждающей жидкости соответствует максимальному отрицательному значению для этого времени года в регионе хранения и что система опрыскивания наполнена соответствующим антифризом. Помимо этого, важно не забыть слить воду с топливного сепаратора.
В компании «» рекомендуют при постановке на хранение снимать с опрыскивателей клапаны давления и убирать их в тёплое помещение. А мембраны насосов, клапаны и уплотнители в обязательном порядке проверять и дефектовать. Менять мембраны, уплотнители на форсунках и секциях, а также другие резинотехнические изделия сервисная служба «» рекомендует ближе к тёплым дням, чтобы избежать их деформации в период холодов.