Основные виды ремонта сельхозтехники
Активное использование сельскохозяйственного оборудования на предприятиях приводит к износу комплектующих и снижению производительности основных узлов. Для предотвращения поломок требуется своевременное обслуживание техники, включающее в себя осмотр, замену расходных материалов, восстановление неисправных компонентов или установку новых. Весь этот процесс гарантирует долгий срок службы, высокий уровень производительности, а также снижает вероятность возникновения неисправностей.
К весенним полевым работам почти готовы
Постановка на зимнее хранение техники и её ремонт – насущная задача каждого хозяйства. Время идёт быстро – не успеем оглянуться, как весна позовёт земледельцев в поле. Поэтому подготовить технику к весенним полевым работам необходимо своевременно, качественно и в срок.
В АО «Верхнедубовское» к ремонту сельскохозяйственной техники приступили сразу же после окончания осеннего сева. Однако в первую очередь, ещё до финиша осенних полевых работ, механизаторы хозяйства привели в надлежащее состояние зерноуборочные комбайны. Очищенные от пожнивных остатков, отремонтированные, со смазанными узлами и агрегатами, они были поставлены на зимнее хранение под специальный навес, о котором не один десяток лет мечтали верхнедубовцы.
Крытое помещение для хранения техники было построено в прошлом году. Оно расположилось на обширной территории площадью около 1000 квадратных метров, на которой одновременно могут разместиться около двух десятков дорогостоящих сельхозмашин.
После комбайнов наступила очередь тракторов, автомобилей, почвообрабатывающего и посевного оборудования.
Ремонт сельхозтехники и оборудования производится за счёт собственных сил и средств. И лишь в том случае, если обнаруживается серьёзная неисправность, устранить которую не представляется возможным без применения современных металлорежущих станков и ремонтно-технологического оборудования, прибегают к помощи специализированных предприятий.
На сегодняшний момент в хозяйстве отремонтированы все автомобили, энергонасыщенные тракторы – два «Джон Дира», «Кировец» и «Бюлер». В полной готовности два посевных комплекса, дискаторы, плуги, культиваторы и другое навесное и прицепное сельхоз-
оборудование. В завершающей стадии находится ремонт двух тракторов малой мощности.
Ремонтом сельхозтехники и сельхоз-
оборудования занимаются непосредственно механизаторы, вершители трудовых подвигов, которые не только могут водить тракторы и комбайны, перевыполняя сменную норму выработки в полтора-два раза и намолачивая рекордные урожаи зерновых, но и в совершенстве владеют смежными профессиями.
Механизатор – это прежде всего землепашец и хлебороб. Кто живёт на селе, знает, что механизаторская жизнь такова, что приходится трудиться на полях в сложных погодных условиях. С ранней весны и до «белых мух» у сельского механизатора самая напряжённая пора. Но и зимой он не может позволить себе расслабиться, ведь в это время года самое горячее место в СХП – механизированная мастерская, где механизатору без знаний слесарного либо сварочного дела делать просто нечего.
Хорошо зарекомендовали себя на ремонте сельхозтехники Алексей Голиков и Андрей Ерёмин. Оба механизатора очень ответственные работники.
Алексею Голикову нет ещё и тридцати. Однако, несмотря на молодость, это уже состоявшийся профессионал, хорошо разбирающийся как в отечественной, так и в импортной технике. Деловые качества механизатора оценило не только руководство АО «Верхнедубовское». В 2017 году он стал победителем конкурса «Лучший механизатор Ставропольского края», организованном министерством сельского хозяйства СК.
Товарищи по работе отмечают такие качества молодого механизатора, как безотказность и готовность в любую минуту прийти на выручку, добродушие и покладистый характер.
Надёжностью отличается и Андрей Ерёмин. Андрей немногословный, но очень аккуратный и собранный работник. На сельской ниве он может и умеет всё. Опытный глаз механизатора намётан, он знает, как произвести вспашку, как без потерь собрать драгоценное зерно, как устранить неполадку в сельхозмашине. Трудолюбивый и преданный своему делу, Андрей Ерёмин бережно относится к технике, никогда не откажет в помощи товарищу. Механизатор уже подготовил к весенним полевым работам закреплённый за ним многосильный «Джон Дир», сейчас занимается ремонтом трактора «Беларусь».
У сельских механизаторов умелые и сильные руки, которым подвластно если не всё, то точно многое. Вкупе со смекалкой они творят настоящие чудеса. Благодаря их упорному труду, неравнодушному отношению к общему делу коллектив АО «Верхнедубовское» одним из первых в районе справился с поставленной задачей по ремонту агротехники и сельхоз-
оборудования в зимний период и готов встретить очередной полевой сезон, что называется, во всеоружии.
С. СЕМЁНОВ.
Фото автора.
Поделитесь новостью с друзьями:
Для многих деталей, узлов, а также агрегатов сельскохозяйственных машин характерно единообразие ремонтных технологических операций. К ним относят операции по ремонту рам, колес, осей и валов, подшипников, цепей, предохранительных муфт и др.
К основным неисправностям рам относят трещины или изломы деталей, изгиб и скручивание отдельных брусьев, ослабление заклепочных и болтовых креплений, трещины или разрывы сварных швов, износ и нарушение посадки втулок, подшипников и др.
Неисправности рамы нарушают правильную работу рабочих органов и передаточных механизмов.
Изломы и трещины деталей обычно устраняют электросваркой, предварительно засверлив границы трещины на расстоянии 10—15 мм от ее конца.
Кромки трещины обрабатывают под углом 45° на 2/3 толщины профиля. Трещины начинают заваривать от места сверления.
Небольшие изгибы рам устраняют натяжением растяжек. Если у рам нет растяжек, то погнутую деталь правят молотом или другим способом. Рамы часто ремонтируют без разборки, при помощи винтовых или гидравлических приспособлений.
Чтобы облегчить правку сильноизогнутых или скрученных деталей, участок, подлежащий правке, предварительно нагревают в горне или пламенем газовой горелки. Брус или уголок, поврежденный в месте сопряжения с поперечными уголками или осями, заменяют. Для повышения прочности соединения на поврежденное место ставят накладки. Накладки на швеллеры, угольники или полосы изготавливают из листовой стали толщиной, равной толщине деталей рам. Форму и размеры накладки определяют по месту, приваривают только продольным швом.
Металл с разрушенных сварных швов в раме удаляют и заново восстанавливают швы электросваркой.
Ослабленные заклепочные соединения элементов рамы подтягивают пневматическим молотом или ударами молота по обжимке. Если жесткость соединений не обеспечивается (прослушивается дребезжащий звук при легком простукивании молотом), ослабленные заклепки заменяют.
Быстроизнашиваемые элементы — втулки, подшипники — при ремонте рам заменяют.
Прогиб швеллерных балок рам допускается до 3 мм на всей длине, прогиб балок рамы — не более 10 мм. Прямоугольность рамы проверяют по диагоналям на всей длине рамы. Разность диагоналей должна быть не более 10 мм, непараллельность продольных швеллерных балок одной рамы относительно другой — не более 5 мм. Непло-скостность опор под редуктор между собой не должна превышать 1,0 мм. Следят, чтобы поперечные и продольные швеллеры рамы располагались под прямым углом.
Трещины в швеллерных балках заваривают электродами Э-42 диаметром 4 мм.
Изношенные места петли прицепа наплавляют электродами ОЗН-ЗОО диаметром 4 мм при сварочном токе 170—200 А до толщины 35 мм. Наплавленную поверхность обрабатывают на обдирочно-шлифовальном станке с гибким валом.
Небольшие изгибы и скручивание деталей рам плугов устраняют правкой в холодном состоянии. Деформируемый участок детали нагревают в горне или газовой горелкой до 800—850°С.
Продолжительность закалки — 10—12 с. Во время правки в холодном состоянии деталь немного прогибают в направлении, противоположном изгибу, учитывая упругие деформации. Например, если стрела прогиба равна 55 мм, то полосу прогибают в сторону, противоположную изгибу на 10—15 мм.
На унифицированных плугах вместо разборных рам применены сварные из пустотелых гнутых профилей, выполненные из низколегированной стали 10Г2Б или 20Г2С и обладающие высокой прочпостыо и хорошей свариваемостью. Трещины и изломы в деталях рам устраняют заваркой и наложением усиливающих накладок. Трещины засверливают сверлом 0 4—5 мм на расстоянии 5—10 мм от конца, а затем снимают фаски с кромок трещин в зависимости от толщины свариваемых деталей. У детали толщиной меньше 5 мм трещину не разделывают, толщиной до 10—12 мм. делают одностороннюю фаску под углом 90—100° наждачным кругом с гибким валом или зубилом. Подготовленные участки заваривают, начиная с засверленных концов трещины.
Сваренные участки усиливают двусторонними накладками, подогнанными по форме детали. Накладка, изготовленная из углеродистой стали Ст. 3, должна перекрывать трещину на 100—150 мм, а толщина ее быть близка толщине основной детали. Приваривают накладки только продольными швами, так как поперечные швы ослабляют деталь. Изношенные отверстия в брусьях, поперечинах и прицепных устройствах заваривают, сверлят или опиливают до нормального размера. Рамы с/х машин могут иметь крайне большой вес и для их транспортировки необходимо воспользоваться услугами компаний-грузоперевозчиков, которые можно найти, например по объявлениям закажите доставку грузов у нас не дорого.
Шарнир прицепа плуга должен удерживаться в проушине продольной тяги силами трения, создаваемыми двумя болтами при полной их затяжке и предохранительной заклепкой из стали марок Ст. О, Ст. 1 или Ст. 2.
Прицепную скобу, поломанную или с трещиной, заменяют. Для ее изготовления рекомендуется применять стали марок Ст. 5 или Ст. 6 и закаливать с последующим отпуском до твердости HRC 35 и более. Техническое состояние рамы проверяют на ровной бетонной площадке при помощи металлической линейки, угольников, отвеса и рулетки. После ремонта прогиб отдельных полос рамы — не более 3 мм, скручивание грядилей и полос не допускается. Просвет между плоскостью рамы и поверочной линейкой в местах крепления корпусов не должен превышать 5 мм, а в остальных местах — 10 мм. Полосы рамы параллельны одна другой, отклонение — не более 5 мм. Загнутые концы грядилей находятся в одной вертикальной плоскости с их прямой частью. Прогиб балки жесткости не должен превышать 10 мм, скручивание балки жесткости по часовой стрелке, если смотреть со стороны заднего колеса, не допускается.
Рамы кустарниково-болотных плугов при установке на плиту не должны иметь просвета в местах крепления корпусов и подшипников более 8 мм, а в остальных местах — более 12 мм. Прогиб балки жесткости до ее размещения на раме — не выше 5 мм для плугов ПБН-2-54 и 3 мм — для плугов ПКБ-2-54М. Местные зазоры в соединениях сборной (несварной) рамы — до 3 мм.
Детали рамы, брусьев и сниц не должны иметь прогиба, превышающего 2 мм на длине 1 м. Для деталей, длина которых более 2 мм, общий прогиб не выше 5 мм.
Планки прицепа навесных плугов параллельны одна другой, непараллельностъ — не более 5 мм. Несоосность отверстий в планках для присоединения верхней тяги навески трактора допускается не более 3 мм. Взаимная не-параллельность пальцев прицепа навесных машин — не более 2 мм. Линия, проведенная через концы пальцев, должна быть параллельна брусу рамы; отклонение — не более 5 мм.
У опрыскивателя-опыливателя ОНК-Б прогиб брусьев рамы допускается не более 1 мм на 1000 мм длины. Отверстия в поперечных брусьях рамы, предназначенные для крепления узлов опрыскивателя, должны быть параллельны между собой. Отклонение по центрам отверстий ряда от параллельности — не более 0,8 мм на длине расположения отверстий.
Плоскости рамы, предназначенные для монтажа механизмов, должны быть параллельны между собой, возможные перекосы устраняют постановкой прокладок.
Указанные требования к качеству сварного шва и прямолинейности деталей рамы относятся и к другим маркам опрыскивателей.
По окончании ремонта проверяют прямолинейность и взаиморасположение элементов рамы, прочность сварных, заклепочных и болтовых соединений. Отремонтированпые рамы должны удовлетворять техническим условиям на ремонт машин соответствующих марок.
Выпускаемые промышленностью сельскохозяйственные машины обладают свойствами, определяющими их работоспособность и надежность.
Снижение и потеря работоспособности сельскохозяйственных машин — результат возникновения неисправности их деталей. Основные причины неисправностей: изнашивание поверхностей, деформационное, усталостное, коррозионное разрушение и др.
По причине изнашивания выходят из строя рабочие органы машин, подшипники приводов и колес, цепные и шестеренчатые приводы, нарушаются посадки в соединениях деталей.
В процессе эксплуатации машин деформируются или ломаются участки основной рамы с полной утратой работоспособности. Эти деформации и разрушения являются следствием силовых (статических и динамических) воздействий, вызывающих увеличение напряжений в материале деталей, превышающих допустимые значения.
Частой причиной отказов сельскохозяйственных машин являются разрушения деталей из-за усталостных явлений и снижения прочности; изменения размеров, формы и взаиморасположения деталей вследствие изнашивания поверхностных слоев; деформация деталей и заклинивание подвижных сопряжений; разрушение и повреждение деталей под действием коррозии и износных явлений.
Коррозионному или деформационному разрушению подвержены узлы, выполненные из тонколистовой стали или из таких материалов, как нержавеющая лента или металлы жестких закалок.
Кроме того, в сельскохозяйственных машинах чаете возникают отказы из-за нарушения регулировок и повреждения креплений отдельных деталей.
Работоспособность машины поддерживается системой мероприятий технического обслуживания и ремонта. При техническом обслуживании выполняют комплекс регулировочных и оргаиизационно-технологических операций. С течением времени, когда работоспособность машины невозможно восстановить только путем технического обслуживания, требуется разборка узлов и агрегатов с заменой деталей — ее направляют в ремонт.
В зависимости от конкретных условий хозяйства применяют следующие схемы организации ремонта сельскохозяйственных машин:
При выборе схемы организации ремонта учитывают конструктивные особенности машин и отдаленность центральной ремонтной мастерской от полевых станов бригад и отделений.
Почвообрабатывающие машины обычно ремонтируют на полевых станах тракторных бригад. Отдельные узлы и детали (лемехи, диски бороны, лапы культиваторов и др.) отправляют в центральную мастерскую, где имеется соответствующее оборудование.
Посевные и посадочные машины при незначительном удалении полевого стана от центральной мастерской ремонтируют в мастерской и только в некоторых случаях, при необходимости выполнения разборочно-сборочных работ и замене изношенных и поломанных деталей,— на полевых станах бригад и отделений.
Если центральная мастерская находится на большом расстоянии от полевого стана бригады (отделения), машины ремонтируют на пунктах технического обслуживания бригады (отделения), а сложные узлы — в центральной мастерской.
Машины для внесения удобрений и машины по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур ремонтируют в центральной ремонтной мастерской с помощью специализированных звеньев слесарей.
В центральных ремонтных мастерских узлы и детали ремонтируют на специализированных рабочих местах. !)то позволяет обеспечить высокое качество ремонта, снизить ого стоимость; увеличить использование оборудовании, приспособлений, запасных частей, сократить сроки пребывания машины в ремонте.
Общая технологическая схема ремонта машин в мастерских приведена ниже.
Ремонт сельскохозяйственных машин предствляет важное звено в общей системе поддержания машинно-трактороного парка в работоспособном состоянии.
При ремонте машин одновременно возможна их модернизация и проведение мероприятий по повышению долговечности, Основные пути решения этой задачи следующие:
Благодаря проведению комплекса мероприятий многие мастерские колхозов и совхозов не только восстанавливают, но и повышают послеремонтный ресурс отремонтированных машин по сравнению с новыми.
Существуют
обезличенный, необезличенный, агрегатный
и поточный методы выполнения ремонта.
При обезличенном
методе восстановленные
узлы и детали могут быть доставлены на
любой аналогичный ремонтный объект.
При необезличенном
методе
они будут установлены на то техническое
средство, с которого были сняты для
ремонта. При агрегатном
методе
неисправные агрегаты и узлы ремонтируется
в специализированных ремонтных
организациях или заменяются через их
обменные пункты.
Поточный
метод
ремонта состоит в выполнении всех
операций на специализированных рабочих
местах в определенной технологической
последовательности и с заданным ритмом.
Его используют в агросервисных
организациях и в крупных ремонтных
мастерских.
Агропромышленный
комплекс РБ для поддержания в
работоспособном состоянии имеющихся
машин и оборудования располагает
ремонтными заводами Республиканского
объединения
(РО)
«Белагросервис», специализированными
ремонтными мастерскими (СРМ), мастерскими
общего назначения (МОН), станциями
технического обслуживания тракторов
(СТОТ), автомобилей (СТОА), оборудования
животноводческих ферм (СТОЖ), ремонтными
мастерскими в сельскохозяйственных
организациях. На выполнение ремонтных
работ в специализированных ремонтных
мастерских и на ремонтных заводах
составляется договор.
Основной
объем ремонтных работ (техническое
обслуживание, ремонт, диагностирование,
восстановление деталей и узлов,
производство несложных деталей и узлов)
своими силами выполняют мастерские
крупных сельскохозяйственных организаций.
Они имеют центральную ремонтную
мастерскую (ЦРМ), центральный машинный
двор, пункт технического обслуживания
(ПТО) в составе ЦРМ, самостоятельный ПТО
в бригаде (на отделении, участке),
автогараж с зонами стоянки, мойки,
технического обслуживания машин,
центральный склад нефтепродуктов,
склады для хранения запасных частей,
материалов и др.. При большинстве
ремонтных мастерских функционируют
технические обменные пункты (ТОП),
которые меняют изношенные узлы и детали
машин, выполняют другие виды ремонта.
Первичные
подразделения «Белагросервиса» выполняют
капитальный и текущий ремонты тракторов,
автомобилей и комбайнов, сложные виды
технического обслуживания, восстановление
узлов и агрегатов, комплектацию, монтаж
оборудования и пусконаладочные работы
на животноводческих фермах. В последние
годы также получила распространение
новая форма обслуживания организаций
АПК: передвижные
механизированные бригады,
выполняющие работы непосредственно в
хозяйствах.
Для
технического обслуживания коллективных
и индивидуальных товаропроизводителей
также создаются центры
фирменного технического сервиса машин.
Мелкие сельскохозяйственные организации
и крестьянские (фермерские) хозяйства
могут также пользоваться услугами
ремонтных мастерских крупных
сельскохозяйственных организаций на
договорной основе.
Техническое
обслуживание и ремонт машинно-тракторного
парка и оборудования животноводческих
ферм специализированными ремонтно-техническими
организациями осуществляется на основе
ежегодных взаимных договоров.
Они заключаются в установленном порядке,
как правило, до начала планируемого
года на основе заявок заказчика и
утвержденного в установленном порядке
плана исполнителя. Составление проекта
договора и его представление заказчику
– обязанность исполнителя работ. В
договоре предусматривается проведение
работ по техническому обслуживанию и
ремонту, исходя из потребности заказчика.
Указываются стандарты и технические
условия, виды и качественные показатели
ремонтных работ и технического
обслуживания.
Исполнитель
обеспечивает доброкачественное и
своевременное проведение технического
обслуживания и ремонта в строгом
соответствии со стандартами, техническими
условиями, правилами и инструкциями.
Продолжительность
технического обслуживания и ремонта
определяется
по действующим нормативам. Капитальный
ремонт тракторов, автомобилей, комбайнов
должен быть произведен за 30 дней;
тракторов типов К-700, К-701, Т-130 , Т-100 , Т-150
, Т-150К – за 40; текущий ремонт – за 15 –25
дней. Ремонт деталей, выполняемый
исполнителем в период полевых работ
для всех машин и агрегатов, производится
в течение суток, в межсезонный период
– в течение двух суток.
Отремонтированные
машины должны быть отрегулированы,
смазаны и заправлены сортами масел и
топлива в соответствии с техническими
условиями. С отремонтированными машинами
исполнитель передает заказчику по
тракторам, автомобилям, комбайнам,
сложному оборудованию и двигателям –
заполненный паспорт и гарантийный
талон, по остальным узлам и агрегатам
и несложному оборудованию – гарантийный
талон.
Исполнитель
гарантирует
исправную работу отремонтированных
машин при соблюдении заказчиком правил
эксплуатации, обслуживания и хранения
в течение следующих сроков со дня их
ввода в эксплуатацию после капитального
ремонта: тракторов, самоходных шасси и
их сборочных единиц – 18 мес.; дизелей
тракторов, комбайнов и других
сельскохозяйственных машин и их сборочных
единиц — 18 мес. при гарантийной наработке
не более 2400 моточасов ; зерноуборочных
комбайнов при хранении на открытых
площадках – 18 мес., при хранении под
навесом и в закрытых помещениях – 24
мес.
Расчеты
между заказчиком и исполнителем
производятся: за работы по капитальному
ремонту машин- по прейскурантным и
договорным ценам; за работы по текущему
ремонту – по сметной стоимости; за
работы по техническому обслуживанию –
по принятым расценкам.
Работы
по техническому обслуживанию и ремонту
оборудования животноводческих ферм и
комплексов в сельскохозяйственных
организациях проводятся ремонтно-техническими
и другими специализированными
организациями на основе ежегодно
заключаемых взаимных договоров. В них
указывают: наименования объектов и виды
работ, сметную стоимость работ, сроки
их выполнения и ввода объектов в
эксплуатацию.
Ремонтные
работы выполняются в следующие сроки
со дня сдачи-приемки в ремонт: капитальный
ремонт электродвигателей – не более
20 дней, водогрейных котлов – не более
30 дней; полнокомплектный ремонт
технологического оборудования
животноводческих ферм и комплексов –
в пределах сроков технологического
перерыва содержания животных, но не
более 45 дней; ремонт деталей для
оборудования ферм и комплексов,
выполняемый исполнителем в период
полевых работ, производится в течение
суток, в межсезонный период – двух
суток.
Исполнители,
согласно договору, гарантируют исправную
работу отремонтированного оборудования
в течение следующих сроков: электродвигателей-
12 мес.; сборочных единиц – агрегатов
типа АВМ, грануляторов, экструдеров –
18 мес.; котлов-парообразователей, доильных
установок, холодильного и компрессорного
оборудования, дробилок, измельчителей
и кормораздатчиков – 12 мес.; водогрейных
котлов –15 мес.; водоподъемного
оборудования, скребковых и пластинчатых
транспортеров – 6 мес.. Расчеты между
заказчиком и исполнителем производятся:
за работы по капитальному ремонту машин
и агрегатов — по прейскурантным и
договорным ценам; за работы по текущему
ремонту машин, агрегатов и оборудования
– по сметной стоимости.
За
нарушение
обязательств по договорам на техническое
обслуживание и ремонт сельскохозяйственной
техники сторону несут имущественную
ответственность в установленном порядке.
Невыполнение
обязательств по договору влечет за
собой ответственность исполнителя и
заказчика, их руководителей и других
должностных лиц, допустивших эти
нарушения.
Прогрессивной
формой организации труда в ремонтных
мастерских, на машинных дворах и других
объектах являются специализированные
бригады и звенья,
работающие на принципах арендного
подряда. Труд работников этих подразделений
оплачивается из хозрасчетного дохода,
который, в свою очередь, формируется на
основе валового дохода, определяемого
по нормативным расценкам (ценам) на
оказываемые услуги, и фактических затрат
материально-денежных средств. Такая
оплата труда обеспечивает в значительной
мере реализацию принципа материальной
заинтересованности работников в
улучшении результатов своего труда.
Прогрессивным
является создание на базе действующих
объектов производственных
внутрихозяйственных кооперативов по
техническому обслуживанию, ремонту и
хранению машин
с правом самостоятельного формирования
набора услуг и установления цен на них
по мере накопления необходимых средств
производства, приобретения соответствующих
знаний и квалификации работников. В
дальнейшей перспективе кооператив
может полностью обособиться и выйти из
состава сельскохозяйственной организации.
В
Республике Беларусь хороших результатов
добиваются агропромышленные комбинаты
и объединения, в которых созданы и
функционируют единые
инженерно-технические службы.
В этих случаях труд работников оплачивается
по результатам сельскохозяйственного
производства, что максимально
заинтересовывает их в повышении качества
выполняемой работы.
В процессе сельскохозяйственного
производства, эксплуатируемые машины
и оборудование физически и моральны
изнашиваются. Утрачивается их
первоначальное техническая
работоспособность, уменьшается точность
выполнения операций, что негативно
отражается на количестве и качестве
производимой продукции. Работоспособность
сельскохозяйственных машин и оборудования
обеспечивается системой технического
обслуживания и ремонта. Агросервисные
предприятия выполняют ремонт и техническое
обслуживание собственной техники, а
так же по заявкам сторонних организаций.
Под техническим обслуживанием понимается
комплекс работ по поддержанию
работоспособности или исправности
технического средства в течении полезного
срока эксплуатации. Различают следующие
виды ТО: ежесменное (ЕТО), периодическое
(ТО1, ТО2, ТО3), сезонное ( весенне-летнее
и осенне-зимнее), подготовительное к
хранению, подготовительное к сезону
полевых работ
Ремонт это устранение технических
неисправностей, повреждений, изъянов
с целью восстановления исправности и
работоспособности машин, оборудования
т.д. Различают текущий и капитальный
ремонт.
Ремонт сельскохозяйственных машин,
тракторов, автомобилей, оборудования
и т.д. имеет свои особенности в зависимости
от характера эксплуатации техники,
конструктивных особенностей и т.д.
Вместе с тем есть общие закономерности
и подходы к организации ремонтных работ.
Существует три метода организации
проведения ремонта:
1) ремонт по потребностям, который
осуществляется по мере остановки
оборудования из-за поломки. При этом
методе может быть не выполнено
производственное задание, доведенное
основному цеху по выпуску продукции.
Возрастает степень повышения выпуска
продукции низкого качества. Кроме того,
при этом методе увеличивается время и
затраты на ремонт оборудования в связи
с износом сопряженных деталей;
2) метод по дефектным ведомостям
основывается на предварительном осмотре
оборудования и составления ведомости,
обнаруженных дефектов. В ведомости
отражается объект ремонта и возможное
время его проведения. При этом методе
для службы главного механика также
затруднено планирования по проведению
комплексного ремонта;
3) в основу третьего метода положена
система планово-предупредительного
ремонта (ППР) и технического обслуживания
и ремонта (ТОР). Они представляют собой
совокупность организационных и
технических мероприятий по уходу,
надзору, обслуживанию и ремонту по
заранее разработанному плану.
Планово-предупредительный ремонт
представляет собой комплекс
организационно-технических мероприятий,
направленных на поддержание оборудования
в работоспособном состоянии и
предупреждение аварийного выхода его
из эксплуатации. Каждая машина или
агрегат после отработки определенного
количества часов останавливается и
подвергается профилактическому осмотру
или ремонту, периодичность которых
определяется конструктивными особенностями
и условиями эксплуатации машин. Чем
больше плановые сроки проведения и
объемы ремонтных работ приближаются к
действительной потребности и фактическому
их объему, тем выше эффективность
планово-предупредительного ремонта.
Различают три способа осуществления
системы ППР оборудования: послеосмотровый,
периодический и стандартный.
При послеосмотровом способе сроки и
объем ремонтных работ устанавливают
на основе периодически проводимых
технических осмотров и диагностики.
Это наименее совершенный метод выполнения
ремонтных работ. Он не требует детального
планирования и составления подробного
графика ремонта оборудования.
Более совершенным способом ремонта
является периодический. Особенность
его заключается в том, что сроки и виды
ремонтных работ определяются в плановом
порядке с учетом сроков службы деталей
и узлов.
При стандартном способе сроки, виды и
объем ремонтных работ по каждому виду
оборудования определяют и проводят в
точном соответствии с планом. Этот метод
считается более прогрессивным и
используется главным образом при ремонте
объектов энергетического хозяйства.
При внедрении систем ППР и ТОР объемы
и содержание работ планируются и строго
выполняются независимо от фактического
состояния оборудования. Применение
этих систем основано на точно установленных
нормативах.
К нормативам системы ППР относят:
длительность ремонтного цикла и его
структуру, продолжительность межремонтного
и межосмотрового периодов, категорию
сложности ремонта и ремонтную единицу,
нормы затрат рабочего времени, материалов
и простоев оборудования в ремонте.
Ремонтный цикл – это время работы станка
от начала ввода его в эксплуатацию до
первого капитального ремонта.
Структура ремонтного цикла (Рц)
– это количество и последовательность
входящих в ремонтный цикл ремонтов и
осмотров. В системе ППР она дана по
группам оборудования. Например, ремонтный
цикл легких и средних металлорежущих
станков имеет следующее чередование
работ:
Таким образом, структура ремонтного
цикла этой группы станков включает в
себя: 2 средних ремонта, 8 малых ремонтов,
18 осмотров (малый ремонт включает в себя
осмотр, средний ремонт включает малый
ремонт и осмотр).
Межремонтный период (МРП) –это время работы оборудования между
двумя плановыми ремонтами:
–
количество текущих (малых) ремонтов.
Межосмотровой период– это время работы оборудования между
двумя сменными осмотрами или между
осмотром и очередным ремонтом:
– количество осмотров.
Каждой единице оборудования присваивается
категория ремонтной сложности (R).
Категория сложности ремонта используется
для расчета объема ремонтных работ,
который необходим для определения
трудоемкости ремонтных работ и на этой
основе расчета численности ремонтного
персонала и их фонда зарплаты, определения
количества станков в ремонтно-механических
мастерских.
План ремонта оборудования состоит из
следующих документов:
— годового графика ремонта оборудования;
— расчета объема ремонтных работ по
цехам и предприятию в целом;
— расчета численности работников в
ремонтном хозяйстве и др.
Для определения сроков проведения
ремонта и осмотров нужно знать дату и
вид последнего ремонта, длительность
и структуру ремонтного цикла. На основании
этих данных сначала определяют
продолжительность (в месяцах) межремонтных
и межосмотровых периодов, а затем в
графике проставляют, в каком месяце
какой вид ремонта и осмотров должны
быть. Для удобства планирования текущим
(малым) и средним ремонтам в цикле
присваивают порядковые номера (
Методика определения объема ремонтных
работ сводится к следующему. На основании
сроков ремонта по видам, установленных
в годовом графике и присвоенной каждой
единице оборудования категории ремонтной
сложности, определяют по месяцам,
кварталам и за год количество условных
ремонтных единиц (
),
подлежащих в планируемом году осмотрам,
текущим (малым), средним и капитальным
ремонтам.
Трудоемкость ремонтных работ определяется
исходя из количества единиц ремонтной
сложности и норм времени, установленных
на одну ремонтную единицу.
Суммарная трудоемкость по отдельному
виду ремонтных работ определяется по
формуле
Расчет численности рабочих, занятых
непосредственно на ремонте (
– коэффициент выполнения норм.
Численность рабочих, занятых на
межремонтном обслуживании, определяется
по формуле
– годовой фонд времени работы одного
рабочего в сменах.
Фонд зарплаты рабочих состоит из
тарифного фонда, премиальных выплат и
доплат (за работу в ночное время, за
неосвобожденное бригадирство, отпускные
и др.).
Тарифный фонд зарплаты (
)
рассчитывают по следующим формулам:
– для рабочих, занятых ремонтом:
– среднечасовая тарифная ставка, руб./ч;
– для рабочих, занятым межремонтным
обслуживанием:
Потребность в материалах на ремонт
рассчитывают по группам однотипного
оборудования и видам материалов (прокат
черных металлов, трубы, покупные изделия
и детали и т.д.) по формуле
– коэффициент повышения расхода
материала в связи с потребностью в нем
на осмотры и межремонтное обслуживание.
Затраты на все виды ремонтов финансируются
за счет ремонтного фонда, который
образуется на предприятии по нормативу
за счет себестоимости продукции.
Себестоимость ремонтных работ определяется
путем составления сметы затрат, которая
содержит следующие статьи: основная и
дополнительная заработная плата;
стоимость ремонтных деталей (покупных
или изготовленных в других цехах);
основные и вспомогательные материалы
для ремонта и на производство деталей
(в данном цехе); электроэнергия и топливо;
оплата услуг со стороны других цехов;
цеховые (производственные) расходы;
общезаводские (общехозяйственные)
расходы.
Капитальный ремонт сельхозтехники
Отдельного внимания заслуживает данный вид работ, так как он требует всестороннего и комплексного подхода. Организация капитального ремонта предполагает наличие серьёзных неисправностей, поломок целых узлов и агрегатов, а также полную выработку технического ресурса. В подобных условиях применение техники невозможно. Проводимое капитальное обслуживание включает в себя комплекс работ:
Результатом работы станет полное восстановление работоспособности с/х техники, что позволит использовать её для решения текущих задач.
Разновидности ремонта с/х техники
На предприятиях по всей стране сегодня активно используется широкий спектр сельскохозяйственного оборудования: комбайны, тракторы, погрузчики, уборочные машины. Все они нуждаются в регулярном обслуживании. Так как оснащение представляет собой комплекс узлов и систем, то ремонт сельхозтехники может быть разных видов в зависимости от поставленных задач, текущего состояния и сезонности. Техническое обслуживание может быть следующих типов:
Текущее ТО решает задачи по замене быстро изнашивающихся компонентов, которые имеют конкретный срок эксплуатации. К ним относят: фильтры, крепежи, лампочки, элементы электроники, шланги, ремни и т.д. При своевременном ремонте процесс потребует небольших временных и денежных затрат. Плановое обслуживание осуществляется при наработке определённого количества часов или при достижении определённой отметки пробега. Эти параметры определяются производителем сельскохозяйственной техники и её комплектующих на основании проводимых тестов и проверок. По этой причине плановое ТО является очень важным процессом для продления срока службы транспорта.
Цитата Льва Алексеевича Лабуренко и Василия Николаевича Винокурова из книги «Ремот сельскохозяйствнных машин»
Последовательное и неуклонное осуществление аграрной политики партии и советского государства, направленной на дальнейшее укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, создало условия для комплексной механизации всех сельскохозяйственных процессов.
За время, прошедшее после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, наметившего пути неуклонного подъема сельскохозяйственного производства, почти полностью обновился машинно-тракторный парк, улучшился его качественный состав, возросла доля машин большой мощности, грузоподъемности и производительности. Энергетические мощности колхозов и совхозов достигли 525 млн. лошадиных сил, а энерговооруженность труда одного работника увеличилась в 2,5 раза.
В XI пятилетке произойдут дальнейшие количественные и качественные изменения машинно-тракторного парка колхозов и совхозов: хозяйства получат много конструктивно-новых мощных тракторов, а также сельскохозяйственных машин более высокой производительности, с повышенной шириной захвата.
Оснащение сельскохозяйственного производства новейшей техникой требует постоянного соверпинствования системы ремонта машин.
В настонщее премя и колхозах и совхозах нашей страны действуют и планово-предупредительная система технического обслуживании и ремонта машинно-тракторного парка.
Эта система включает периодические осмотры и диагностику, техническое обслуживание в процессе эксплуатации, ремонт, обкатку и хранение машин.
Книга поможет сельским механизаторам в совершенстве овладеть современной технологией ремонтного производства, шире использовать достижения науки и передового опыта.
Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники
Одним из главных условий повышения
эффективности использования техники
в сельскохозяйственных организациях
является улучшение технического
обслуживания и ремонта машин. Качеством
ремонтных работ в первую очередь
определяется надежность, долговечность
и производительность машинно-тракторного
парка.
Практическая задача состоит в том, чтобы
свести к минимуму продолжительность
простоев машин по техническим причинам-
Тпт, максимально увеличить
время их работы –Три в
конечном счете коэффициент технической
готовности –Ктг ,который
определяется по формуле :
Для решения данной задачи предназначена
система технического обслуживания (ТО)
и ремонта машин (см. табл. 14). Система
технического обслуживания (ТО) и ремонта
машин включает:
Техническое обслуживание-главное
звено в общей системе мер, направленных
на поддержание машин в работоспособном
состоянии. Оно включает комплекс
операций, позволяющих избежать
преждевременного износа и поломки
машин, обеспечивает их бесперебойную
работу в течение всего ремонтного срока.
От своевременного и качественного
проведения технического обслуживания
во многом зависят производительность
машин, уровень их затрат на эксплуатацию
и ремонт. При техническом обслуживании
выполняются обкаточные, моечные,
очистные, контрольные, диагностические,
регулировочные, смазочные, заправочные,
крепежные и монтажно-демонтажные работы,
а также работы по консервации и
расконсервации машин, и их составных
частей.
Предусмотрено выполнение следующих
видов технического обслуживания
тракторов ( см. табл.13 )
:
Виды технического
обслуживания тракторов
Основными видами технического обслуживания
тракторов являются( см. табл.14 ):
Система технического обслуживания и
ремонта сельскохозяйственных машин
Ежесменное (ежедневное) техническое
обслуживание (ЕТО) проводится через
8-10 часов эксплуатации тракторов и
самоходных машин. Оно осуществляется
перед началом работы или в конце рабочего
дня.
Периодические виды технического
обслуживания осуществляются в зависимости
от времени работы двигателя (ч), количества
израсходованного топлива (кг), объема
выполненных работ (усл.эт.га).
Для тракторов, выпущенных до 1 января
1982 года ТО-1 проводится через 60 моточасов
, ТО-2 – через 240 моточасов, ТО3 – через
900 моточасов ( соотношение 1:4:15). ТО-1
самоходных машин выполняется через 60,
ТО-2 – через 240 моточасов
Техническое обслуживание тракторов
(ТО-1, ТО-2, ТО-3) ,поставленных на производство
после 1 января 1982 года, проводят
соответственно через 125, 500 и 1000 моточасов
(1:4:8).
В зависимости от конкретных условий
допускается отклонение от нормативной
периодичности (опережение или запаздывание)
ТО-1, ТО-2, ТО-3 тракторов и самоходных
машин до 10%, ТО-1 и ТО-2 сельскохозяйственных
машин — до 20%.
Сроки
проведения технического обслуживания
в зависимости от объема использованного
топлива (кг) определяют на основе
периодичности работы трактора и
среднечасового расхода топлива. Например,
для трактора ДТ-75М среднечасовой расход
топлива составляет 14 кг, срок проведения
ТО-1 – 125 моточасов. Следовательно,
периодичность проведения ТО-1 по
расходу топлива для тракторов данной
марки составит – (14 кг * 125 ч)= 1750 кг, ТО-2
– (14 кг * 500 ч)= 7000 кг, ТО-3 – (14 кг * 1000 ч)=
14000 кг.
Расход
топлива наиболее полно отражает
энергетические затраты, произведенные
трактором, а также его износ. Поэтому
для контроля за своевременностью
выполнения технического обслуживания
может быть использована талонная
система отпуска нефтепродуктов.
Каждому трактористу выдается комплект
талонов разного цвета, например, до ТО-1
– зеленого, до ТО-2 – желтого, до ТО-3 –
красного. Когда талоны одного цвета
будут полностью израсходованы, выдача
топлива прекращается и тракторист
должен провести соответствующее
техническое обслуживание: ТО-1 и ТО-2 на
бригадном стане, более сложное ТО-3 – в
ремонтной мастерской. ЕТО проводится
на поворотной полосе загона или на
бригадном стане. После выполнения и
проверки качества проведения технического
обслуживания, бригадир выдает трактористу
новый комплект талонов на получение
нефтепродуктов. При такой организации
значительно уменьшается число поломок
и разного рода аварий, сокращаются
простои машин по техническим причинам.
Сроки
проведения технического обслуживания
могут также определяться по объему
выполненных работв условных гектарах
тракторами каждой марки. В каждом
конкретном хозяйстве периодичность
проведения ТО устанавливается, исходя
из часовой производительности агрегата
и сроков проведения технического
обслуживания, выраженных в часах работы
двигателя. Если, например, норма выработки
трактора ДТ-75М на вспашке за 1 ч работы
составляет 1.1 га, то периодичность
технического обслуживания в условных
эталонных гектарах будет характеризоваться
следующими данными: ТО-1 – (1.1 га * 125 ч) =
137.5 га ; ТО-2 – (1.1 га *500) = 550 га и ТО-3 — (1.1
га * 1000 ч) = 1100 га.
Сезонное
техническое обслуживание выполняется
при переходе к осенне-зимнему или
весенне-летнему периоду эксплуатации.
Оно включает комплекс операций, проведение
которых дает возможность подготовить
машину для эффективного использования
в разное время года.
Для
зерноуборочных комбайнов предусмотрена
следующая периодичность обслуживания:
ежегодное — перед началом (или после
окончания) периода уборки; периодическое
– через каждые 60 ч или после уборки
каждых 150 га (с колебанием ±10%); послесезонное
– после окончания уборки.
Техническое состояние прицепных
и навесных машин проверяют во время
выполнения ежесменного технического
обслуживания тракторов, в агрегате с
которыми они работают.
Техническое обслуживание автомобилейвключает ежедневное, №1 и №2. Ежедневное
проводится раз в сутки, №1 и №2 – после
определенного пробега в километрах,
установленного для каждой марки
автомобиля с учетом особенностей его
использования (ТО №1 – 1000 – 2500 км и ТО
№2 – 4000 – 10000 км).
В каждом хозяйстве один-два раза в год
проводится технический (периодический)
осмотр машин.Его главная задача –
проверить, как выполняются правила
использования, технического обслуживания
и хранения машин, определить их
состояние и техническую готовность.
Проверка и осмотр машин проводятся
специалистами с участием бригадиров и
трактористов-машинистов хозяйства.
Хорошая организация осмотра, своевременная
и тщательная подготовка машин, проверка
технической документации, высокая
требовательность и объективная оценка
фактического состояния техники
способствуют ее лучшей сохранности и
наибольшей производительности.
Важное
значение имеет организация ремонтамашин. Ремонты бываюттекущие и
капитальные. В ходе текущих ремонтов
проводится замена или восстановление
отдельных узлов машин и их регулировка.
Капитальный ремонт выполняется тогда,
когда полностью исчерпывается моторесурс
машины. При капитальном ремонте проводятся
: полная разборка машины, замена агрегатов
узлов и деталей для восстановления
ресурса и других эксплуатационных
характеристик. Для тракторов и комбайнов
предусмотрены текущий и капитальный
ремонты; для прицепных и навесных
сельскохозяйственных машин – текущий
ремонт . Периодичность проведения
текущих и капитальных ремонтов для
разных машин характеризуется различными
показателями. Межремонтные сроки для
тракторов выражены в часах работы
двигателя и килограммах израсходованного
топлива или в гектарах условной пахоты;
для комбайнов – в гектарах убранной
площади; для остальных сельскохозяйственных
машин – в гектарах обработанной или
убранной площади.
Текущий ремонт трактора проводится
через одно ТО-3, т.е. через 2000 моточасов
наработки. Капитальный ремонт проводится
через два текущих ремонта, т.е. через
6000 моточасов работы двигателя. Полный
ремонтный цикл тракторов (время от
одного капитального ремонта до другого)
включает один капитальный и два текущих
ремонта.
Для
остальных сельскохозяйственных машин
предусмотрен только текущий ремонт.
Сроки его проведения устанавливаются
в гектарах убранной или обработанной
площади: для картофелеуборочного
комбайна – 60 га, кукурузоуборочного –
80, свеклоуборочного- 80, силосоуборочного
– 150, тракторной сеялки – 200, плуга –
300, культиватора – 500 га.
Для
автомобилей предусматриваются текущий
и капитальный ремонты, которые проводят
в зависимости от их технического
состояния. Плановая норма пробега новых
машин до капитального ремонта составляет
90 – 105 тыс. км.