Ремонт сельскохозяйственной техники это может привести


Большинство ремонтных работ сельскохозяйственной техники достаточно сложные и трудоемкие, а потому их невозможно выполнить быстро.


Неисправности сельскохозяйственных машин.

Наиболее часто встречающимися неисправностями сельскохозяйственных машин являются: деформации, затупление и неправильная установка рабочих органов, разрегулирование составных частей, ослабление креплений, износ и поломка деталей, отказы в работе гидравлических систем. Работа неисправными машинами приводит к ухудшению качества выполнения технологических операций.
Возможные неисправности сельскохозяйственных машин и их причины, приведены в

Неисправности сельскохозяйственных машин.

Неисправности сельскохозяйственных машин.

Рис. 5.1. Зависимости диагностического параметра от структурного с верхним (а), нижним (б) и двусторонним (в) пределами изменения:
Объектами технического диагностирования служат: тракторы, автомобили, сложные с.-х. машины, оборудование животноводческих ферм и комплексов и другая С.-х. техника. Каждый объект характеризуется рядом параметров, одни из них выступают как основные, а другие — как частные (второстепенные). Состояние элементов объекта определяют путем сравнения текущих значений структурных или диагностических параметров состояния агрегатов с их допускаемыми значениями. Связь между структурным и диагностическим параметрами состояния в общем виде обычно определяется простыми зависимостями (рис. 5.1). При измерении диагностического параметра в ряде случаев регистрируют и помехи, которые обусловлены методом, средствами диагностирования и конструкцией объекта. Для повышения точности измерения диагностических параметров (достоверности диагноза) в некоторых случаях (например, при виброакустическом диагностировании) измеряют не физические величины диагностических параметров, а их первую или вторую производную по времени (например, вместо амплитуды вибрации — их скорость или ускорение).


Значение технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.

Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин создают условия, необходимые для нормального использования машин и оборудования данной отрасли, точнее, содержат в себе деятельность по обеспечению работоспособности машин и орудий. Для того чтобы техническое обслуживание и ремонт машин удовлетворяли этому требованию, необходимо:
а) определять показатели технического состояния машин, то есть изменения показателей состояния во время работы и в перерывах между работой (например, проводить замеры показателей состояния без разборки машины, с определением состояния диагностическими или измерительными приборами или с частичной разборкой).
Назначение этих показателей изменения — надежное прогнозирование технического состояния на последующие межремонтные циклы, например, математическими и математико-статистическими методами;
б) на основании вышеупомянутых положений стремиться к тому, чтобы показатели технического состояния, определяющие работоспособность, снижались не быстрее какого-то заранее определенного значения или даже улучшались. К таким мероприятиям относятся, например, обкатка машин, своевременная замена смазки и т. д.;
в) в случае, если определяющие работоспособность машин действительные значения показателей технического состояния приближаются или же достигают границ технического, технико-экономического отказа, но> данная машина пока не подлежит списанию, тогда следует позаботиться о восстановлении первоначальных или же с точки зрения эксплуатации удовлетворительных значений показателей технического состояния машины. Как правило, это достигается ремонтом машин и в том числе использованием новейших технологий восстановления.
Сельское хозяйство Венгрии требует от промышленности выпуска все более новых, экономичных и полнее отвечающих своему назначению средств производства: машин и технологического оборудования. Для более успешного решения этих задач вначале требуется проведение теоретических и экспериментальных, другими словами, основных и прикладных исследований. Когда об исследуемом предмете собрано достаточное количество информации, тогда можно действительно начинать проектирование машины. Конструкторы в ходе проектирования стремятся учесть все факторы эксплуатации, ремонта и обслуживания машин, а также использовать новые конструкционные материалы и возможности, открываемые производственными технологиями в машиностроении. На этом этапе «жизни» машины определяются показатели ее состояния, касающиеся изготовления и эксплуатационных качеств. Например, при проектировании тракторов предписываются составные элементы материала некоторых деталей, концентрация, допустимые примеси и их количество, макро- и микрогеометрия деталей, твердость, прочность. Для эксплуатации трактора предписываются некоторые обязательные максимумы
мощности, различные скорости передвижения, условия нагрузки, принимаются во внимание агротехнические, эргономические факторы и требования по технике безопасности и пр.
После успешного завершения исследований и проектных работ можно приступать к изготовлению машин. Из сказанного видно, что «рождение» машин происходит в два этапа:
— интеллектуальное создание машин (исследования, проектирование), которое начинается с изучения требований к новой машине и заканчивается подробной разработкой проекта технологии изготовления машины и будущих эксплуатационных качеств;
— физическое создание машин, то есть их производство.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Неисправности с/х машин и способы их устранения

У сеялок и посадочных машин значительно изнашиваются высевающие и высаживающие аппараты и сошники. Характерные дефекты дисков сошников — коробление, затупление лезвия, появление на них зазубрин и неравномерный износ лезвия по окружности. Затупленные и зазубренные в процессе работы диски затачивают при помощи специального приспособления на токарном станке или на наждачном точиле. Угол заточки дисков 18°, ширина фаски 6—8 мм. Диаметр дисков после заточки должен быть не меньше 320 см. Корпус сошника при наличии трещин и излома восстанавливают электросваркой. Для разборки, ремонта и контроля дисковых сошников применяют специальное приспособление. При износе сошника картофелесажалок изношенные поверхности восстанавливают газовой наплавкой твердыми сплавами или приваркой накладки из рессорной стали, старых лемехов, дисков. Высевающие аппараты посевных и посадочных машин не имеют непосредственного контакта с почвой. Однако они работают в условиях большой запыленности и поэтому изнашиваются. При их ремонте необходимо обращать особое внимание на чистоту поверхностей деталей и не оставлять на них заусенцев, острых ребер, которые могут повредить семенной материал. Изношенные днища корпусов гнездообразующих устройств ремонтируют наплавкой, а при сквозном протирании — приваркой накладок из листовой стали. При износе носка его оттягивают кузнечным способом с последующей наплавкой на рабочую поверхность твердого сплава.

Сельскохозяйственные машины и орудия, несмотря на широкое применение гидравлики, имеют механизмы для регулировки рабочих органов, а также для перевода их из транспортного положения в рабочее и обратно. Детали этих механизмов работают с большими динамич. нагрузками; кроме того, на их незащищенные рабочие поверхности попадает пыль. Вследствие этого они быстро изнашиваются. В случае износа храповика автомата на зубья и торцовые выступы наплавляют слой металла и обрабатывают наждачным кругом по шаблону. При износе ячеистую поверхность муфты автомата восстанавливают углублением ячеек концевой фрезой. Ячеистую поверхность муфты восстанавливают также наплавкой металла на выступы с последующей механич. обработкой до номинального размера.

Характерные дефекты рам Сельскохозяйственных машин — изгиб, скручивание и поломка продольных и поперечных брусьев, появление трещин в сварных соединениях, ослабление заклепочных соединений, износ отверстий под болты и заклепки. Деформация рамы иногда является причиной смещения рабочих органов и передаточных механизмов машины, что нарушает регулировки и может быть причиной неудовлетворительной работы машины. Изогнутые и скрученные брусья правят гидравлическими или механическими приспособлениями. Поломанные брусья сваривают, а места излома усиливают приваркой накладок и вставок. Взаимное расположение элементов отремонтированной рамы проверяют угольниками, рулеткой, шнуром и шаблонами.

Разработка технологического процесса ремонта и описание способа устранения дефекта

Ремонт сельскохозяйственных машин в колхозах и совхозах организуют по принципу внутрихозяйственной специализации и производств, кооперации с ремонтными предприятиями «Сельхозтехники». Машины ремонтируют мастерские на центральной усадьбе и на пунктах технического обслуживания в бригадах (отделениях) хозяйств. Мастерская на центральной усадьбе, как правило, ремонтирует сложные сельскохозяйственные машины, а также выполняет заказы бригад животноводческих ферм по ремонту деталей, узлов и полнокомплектных машин. Каждое хозяйство имеет сельскохозяйственные машины разных марок. Однако многие узлы этих машин конструктивно похожи между собой, похожие технологические операции их ремонта, что позволяет даже при относительно малом объеме производственной программы мастерской внедрить специализацию ремонта.

В центральной мастерской при ремонте относительно большого кол-ва однотипных сельскохозяйственных машин применяют бригадно-узловую (постовую) или узловую форму организации труда. Агрегатным методом ремонтируют машины и оборудование животноводческих ферм. Многие колхозы и совхозы для технического обслуживания и ремонта машин создают в бригадах (отделениях) и на крупных животноводческих фермах стационарные пункты технического обслуживания. При организации ремонта сельскохозяйственных машин большое внимание уделяют оснащению рабочих мест оборудованием, приспособлениями и инструментом, т.к. от этого в значительной мере зависят производительность труда и качество выполнения ремонтных работ.

Схема ремонта сельскохозяйственных машин в ОАО «Краснослободское».

Ремонт импортной сельхозтехники скупой платит дважды

Наше сельское хозяйство Илькевич И. Н., Технический директор ООО «Грокард»

К сожалению надо признать, что уровень подготовки техники к сезону активных полевых работ оставляет желать лучшего. На практике не проходит и недели с момента
проведения различных смотров техники, и с первых дней выхода в поле начинается пора авральных ремонтов и лихорадочного поиска «вдруг» понадобившихся деталей.

А поскольку довольно часто возникающие у нас поломки носят исключительный, присущий только нам, белорусам, характер и производителями техники даже не предусматриваются, то поиск нужной детали может растянуться на долгие недели, а то и месяцы. В первую очередь, это касается деталей для импортных машин, хотя и местные производители техники не особо усердствуют по части обеспечения комплектующими. Отечественные производители стараются «не мелочиться» и на
запасные части предпочитают поставлять сборочные узлы, а то и агрегаты в сборе, что невыгодно для сельхозпредприятия.

В последнее время от наших аграриев на разных уровнях приходится слышать: «Нас подсадили на дорогущие импортные детали, мы попали в ловушку». При этом ни один из заявителей не стремиться пересесть с импортного джипа на «УАЗик», детали к которому принципиально дешевле.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в подольске адреса и телефоны

Имея более чем десятилетний опыт ремонта импортной сельхозтехники, с полной уверенностью могу утверждать: все наши непомерные затраты на импортные машины связаны, в первую очередь, с системными нарушениями предписанных правил эксплуатации, вызванных, с одной стороны, разгильдяйством, а с другой – элементарным незнанием особенностей (устройства) конструкции используемой техники. И, конечно же, тем, что наши многочисленные ученые вместе с промышленностью не способны произвести изнашивающиеся детали достойного качества, чтобы их не приходилось привозить из-за рубежа через множество
посредников.

Хотелось бы остановиться на эксплуатационных причинах чрезмерных потерь при использовании импортной сельскохозяйственной техники. Думаю, что никто из специалистов не будет оспаривать тот факт, что надежность импортных машин в разы превышает показатели отечественных аналогов. Мало кто сомневается и в справедливости ее высокой цены. Надежность и долговечность вполне ее оправдывают.

Как правило, недовольство вызывают цены комплектующих, хотя возмущение трудно объяснимо. Если, к примеру, оригинальное долото плуга «Kverneland» стоит в 2–3 раза дороже, чем местный аналог, но его рабочий ресурс в 5 раз больше, то выгода очевидна.

А если еще учесть экономию времени на более частую замену, то преимущество неоспоримо. Мы говорим сейчас о деталях, которые должны изнашиваться по своему технологическому предназначению. В то же время характерной особенностью эксплуатации техники у нас в стране является выход из строя деталей, которые, по логике разработчиков техники, в принципе не должны ломаться и их поставка в запасные части не предусматривается вообще либо планируется в незначительном количестве. Это – базовые (несущие) детали рамы, картеры мостов и т. п.

Производитель техники не в состоянии допустить, что вместо замены втулки, сальника, подшипника пользователь может довести технику до аварийного разрушения базовых деталей, тем самым обрекая себя на дополнительные расходы.

В журнале «Наше сельское хозяйство. Агрономия» (2016, № 3, 5) я достаточно подробно писал о профилактике аварийного разрушения карданных приводов, турбин, вариаторов. 

Эти узлы, в принципе, купить не сложно, только удовольствие не дешевое. Сегодня поговорим о причинах выхода со строя деталей, которые и найти не просто, и стоят очень дорого.

1. Верхняя навеска тракторов John Deere включает в себя:

  • шлицевой вал Ø 90 мм;
  • два чугунных рычага со шлицевой втулкой которые крепятся на валу установленном в массивном чугунном корпусе (RE222163) на 2-х полимерных подшипниках скольжения и уплотняются попадания грязи сальниками (рис1);
  • систему регулируемых вертикальных тяг.

84376274986293848572038456239845983874

Рис. 1. Детали R13500 и R107755 по каталогу John Deere

В процессе работы полимерный подшипник, не всегда смазываемый, изнашивается, и работающий под большими нагрузками вал начинает «есть» корпус (рис. 2). По мере износа корпуса ударные нагрузки возрастают, что может привести к разрушению корпуса и неконтролируемому падению навесного агрегата.

Стоимость корпуса – около 4000 евро, в ожидании поставки пройдут месяцы. Восстановить соосность отверстий, когда разрушения рамы не произошло, в крупногабаритной чугунной детали под силу далеко не каждому ремонтному предприятию. Стоит не дешево и делается не быстро. Если обошлось без падения
навесного агрегата, результат – серьезные финансовые и временные потери. А всего-то нужно было вовремя смазать и вовремя поменять копеечные детали.

87543087502935729485634592323

Рис. 2. Потенциально опасные места износа внутреннего диаметра в раме John Deere

2. Оборотные плуги Kverneland PG/PN-100

349856984759816829365918263956129375213Надежность и качество работы оборотных плугов в полной мере зависит от состояния шарнирных соединений конструкции. Их работа, в свою очередь, обеспечивается состоянием подшипников скольжения. Но если износ пары «Грядель-суппорт» – процесс неизбежный, интенсивность которого зависит только от структуры почвы (рис. 3), то аварийный износ несущих элементов плугов (рама, кронштейны и т. п.) является следствием несвоевременной замены тех самых подшипников скольжения или «обилие» смазки (рис. 4). Результат – серьезные потери времени на ремонт или доставку новых деталей. И в этом, и в другом случае затраты тысяч валютных средств чрезмерные и ничем не оправданы.

2185691823591298365918263859123912836589126395

Оборотные плуги Kuhn Challenger

Среди пользователей мнение о плуге Kuhn Challenger диаметрально противоположные – от восхищения «Мерседес среди плугов» до полного непринятия и постановки «под забор» при первых изношенных деталях. На мой взгляд, при прочих равных условиях с аналогами, наличие защиты гидравлической системы от перегрузки с возможностью ее регулировки из кабины трактора должно вызывать искреннее уважение к разработчикам конструкции. А что касается ремонтопригодности, то при наличии определенных знаний, навыков и оборудования эта задача решается в полном объеме. Опять же все упирается в своевременность ремонта. На практике, увы, требование руководителя «хай дагарэ» приводят к тем же печальным результатам – месячные простои и тысячи валюты из кассы предприятия (рис. 6).

4986703917 9508209586293569812635962935

Мосты тракторов, погрузчиков, комбайнов

65861986591269365912639586123451324513Схожие проблемы – отсутствие смазки, несвоевременное техническое обслуживание – становятся причинами неконтролируемого износа корпусных деталей мостов тракторов, погрузчиков и комбайнов. Наиболее типичные причины – износ корпуса моста в сегменте «оси качания» или поворотных цапф из-за несвоевременного обслуживания или замены изношенных подшипников скольжения, что ведет к разрушению посадочного размера под опорные подшипники шкворней (рис. 7, 8).

Результат – снятие и разборка моста. В лучшем случае, это – длительный и сложный ремонт по восстановлению отверстий, в худшем – замена корпуса, длительный простой техники и снова серьезные денежные затраты.

Думаю, что причина здесь кроется не столько в недобросовестности механизатора, сколько в элементарной некомпетентности всей инженерной структуры предприятия в конструктивных особенностях эксплуатируемой техники. Что еще более печально, зачастую знания инженеров слабее знаний механизатора.

358712938652375861982365986129386521355235

Кормоуборочная техника, механизм измельчения

При всей надежности кормоуборочные комбайны Claas и John Deere не вечны. Практически все они эксплуатируются 10–15 лет, а то и дольше. Как результат, происходит износ таких элементов, о которых предыдущие годы не приходилось и задумываться. Скажем, барабан измельчителя (ножевой барабан). В результате
абразивного трения изнашиваются кронштейны, на которых крепятся ножи. Барабан весит сотни килограммов и вращается со скоростью 1000–1500 об./мин. На таких скоростях оторванный нож превращается в «снаряд», способный наделать немало бед.

293865982639856210397501289365621937523523Кроме того, обрыв или разрыв кронштейна приводит к дорогостоящему ремонту барабана или его замене (рис. 10). И тут цена вопроса – уже более 10 тыс. евро.
В качестве профилактики необходимо наплавкой устранить образовавшиеся критические сечения на барабане и барабан отбалансировать. В этом году впервые выявлен износ кронштейнов барабана измельчителя комбайнов John Deere. Износ небольшой, 0,2–0,8 мм, но если его вовремя не выявить, то последствия могут стать для комбайна непоправимыми. Кронштейн имеет шарнирную конструкцию, и возникшие динамические нагрузки могут его просто разрушить. Обрыв барабана на рабочих скоростях способен разрушить комбайн.

В эксплуатации современной надежной и дорогостоящей техники следует исходить из того, что обслуживание и предупредительный ремонт, какими бы дорогими они не казались, ВСЕГДА обходятся гораздо дешевле аварийного ремонта. Наглядное подтверждение народной мудрости: «Скупой платит дважды».

ОСОБЕННОСТИ РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ Коняева Наталья Ивановна, магистрант Коняев Николай Васильевич, к.т.н., доцент Курская ГСХА, г.Курск, Россия

Рассмотрены особенности качественного и количественного состава современного отечественного парка сельскохозяйственной техники. Приведены данные по возрасту тракторов, зерноуборочных и кормоубороч-ных комбайнов в РФ. Показана динамика выпуска сельскохозяйственной техники за последний год. Рассмотрены особенности ремонта сельскохозяйственной техники в современных условиях.

Ключевые слова: трактор, комбайн, сеялка, техника, ремонт, моточас, восстановление, машины, ресурс.

В настоящее время аграрный сектор РФ катастрофически отстает по обеспеченности тракторами на единицу площади. На рисунке 1 приведены данные по количеству тракторов, приходящихся на 1000 га пашни в различных странах с развитым аграрным сектором. Так, например: в Германии и Франции на 1000 га пашни приходится 65 тракторов, в Китае — 28, в США — 26, в Канаде — 16, в Белоруссии — 9, в Аргентине — 8. В России на 1000 га по расчетам всего приходится 3 трактора. Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники в последнее время составляет всего лишь 4%. Исходя из этого, можно сделать вывод, что один трактор должен эксплуатироваться минимум 25 лет. Подобная ситуация существует и по комбайнам.

Рисунок 1 — Количество тракторов, приходящихся на 1000 га пашни

торых небольших хозяйствах можно встретить тракторы, выпущенные 1516 лет назад, с наработкой в 40 тыс. моточасов. Очевидно, если сравнивать с зарубежными странами, где тракторы работают по в среднем, 600-700 моточасов в год, наработка тракторной техники в России доходит до 25002700 моточасов.

В средних и крупных хозяйствах России средний ресурс работы импортной техники составляет 12-15 лет. Но нередко встречаются хозяйства, где возраст техники составляет 16-18 лет, а наработка — 30000-35000 моточасов. В европейских странах сельскохозяйственные производители стараются обновлять технику через 4-5 лет эксплуатации. При этом средняя наработка не превышает 800-1000 моточасов в год, что в 1,5-2 раза ниже, чем в среднем по России.

Современный парк сельскохозяйственной техники в России на сегодня устарел и требует обновления.

Рисунок 2 — Соотношение парка устаревшей техники

Так, парк тракторов и самоходных уборочных машин с начала 90-х годов сократился в 6 раз, тракторы с вышедшими сроками амортизации и эксплуатации (10 лет и старше) составляют почти 60 % всего парка тракторов, около 30 % — тракторы от 3 до 10 лет, и только 10 % — это тракторы до 3 лет эксплуатации.

Использование устаревших морально и физически тракторов и комбайнов приводит к значительному снижению рентабельности сельскохозяйственного производства, и, соответственно, ведет к потере чистой прибыли. Динамика обновления и поступления новой техники показана на рисунке 3, а данные приведены в таблице 1.

Тракторы Я Самоходные комбайны

Читайте также:  Мы осуществляем качественный и быстрый ремонт в пяти населенных пунктах – Абакан, Черногорск, Минусинск, Шушенское, Ермаковское

Рисунок 3 — Динамика обновления и поступления новой техники

Таблица 1 — Количество введенных в эксплуатации тракторов

и самоходных комбайнов

Самоходные комбайны, тыс. 7,4 7,4 5,1 5,6 5,2 7,3 7,1 5,9 4,6 6,2

Таблица 2 — Количество основных видов техники в сельскохозяйственных

организациях на 2010-2020 годы.

Наименование видов техники 2010 2016 2017 2018 2019 2020

Кукурузоуборочные комбайны, тыс. 1,1 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6

Льноуборочные комбайны, тыс. 0,7 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2

Картофелеуборочные комбайны, тыс. 2,9 2,2 2,1 2 2 1,9

Кормоуборочные комбайны, тыс. 20 13,3 12,7 12,3 11,8 11,4

Помимо зерноуборочных комбайнов и тракторов в настоящее время наблюдается сокращение и специализированных комбайнов и сельскохозяйственных машин. Так из рисунка 4 видно, что: кукурузоуборочные ком-

байны начиная с 2010 года уменьшились с 1,1 тыс.шт до 0,6 тыс.шт. на 2020 год, специализированные льноуборочные комбайны сократились с 0,7 тыс. машин в 2010 году до 0,2 тыс. машин в 2020 году; парк картофелеуборочных агрегатов понизился с 2,9 тыс. машин в 2010 году до 1,9 тыс. машин в 2020 году; общее количество кормоуборочной техники сократилось до 11,4 тыс.шт.

s а: X X X 01

3″ X X

■ Кукурузоуборочные комбайны Ш Льноуборочные комбайны

Рисунок 4 — Парк специализированных комбайнов в сельскохозяйственных

организациях на 2010-2020 годы

В настоящее время пополнение парка комбайнов и тракторов в нужных объемах проблематично. Так как в связи с санкциями поставки импортной техники остановлены, а отечественные производители не могут произвести необходимое количество машин.

Динамика выпуска сельскохозяйственной техники за последний год показана в таблице 3.

этого помимо сервисных дилерских центров в самих сельскохозяйственных предприятиях придется возрождать ремонтные мастерские, оснащенные различным специализированным оборудованием.

Таблица 3 — Выпуск сельхозтехники в ! 3Ф по видам за 6 мес. 2022г, шт.

Вид техники 6 мес. 2022г. 6 мес. 2021г. Динамика

Комбайны зерноуборочные 2391 3795 -37 %

Тракторы сельскохозяйственные 2864 2845 0,7 %

Комбайны кормоуборочные самоходные 152 209 -27,3 %

Зерноочистительные машины 896 922 -2,8 %

Введенные в эксплуатацию как новые сельскохозяйственные машины, так и уже имеющие приличную наработку, требуют качественного своевременного технического обслуживания и своевременного ремонта. Поэтому вариант существующего способа ремонта методом узлового ремонта и замены изношенных деталей уходит в прошлое. В связи с дефицитом запасных частей для импортной техники, сложностью логистических операций на первое место встает вопрос создания и возрождения ремонтных предприятий сельскохозяйственной техники. Одновременно актуальным является применение на ремонтных предприятиях современных способов восстановления и упрочнения изношенных деталей. Современные методы восстановления и упрочнения изношенных деталей должны быть наименее дорогостоящими и обеспечивать долговременный ресурс отремонтируе-мых деталей. Для решения данного вопроса в области восстановления изношенных деталей сельскохозяйственных машин ремонтное предприятие должно быть организовано на уровне современного машиностроения.

Применение различных способов восстановления для ремонта деталей будет способствовать успешному решению важной проблемы связанной с длительными сроками поставки запасных частей в сельскохозяйственные организации, а также повышению долговечности отремонтированных сельскохозяйственных машин и тем самым обеспечит огромную экономию материальных и денежных средств.

1. Познахирёв Е.Н., Коняев Н.В., Бабков А.П. Особенности парка комбайнов в РФ // В сборнике: За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции. В 3-х томах. Отв. редактор А.А. Горохов. Курск, 2022. С. 394-397.

2. Иваницкий И. С., Коняев Н.В. Особенности состава тракторного парка в РФ // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 348-351.

3. Коняев Н.В., Иваницкий И.С. Особенности современного парка тракторов // В сборнике: Современные проблемы и направления развития агроинженерии в России. Сборник научных статей Международной научно-технической конференции. Курск, 2021. С. 45-47.

4. Макарова А.В., Грашков С.А., Еськов Д.И. Состояние отечественного сельхозмашиностроения и пути повышения эффективности сельскохозяйственного бизнеса // В сборнике: Современные проблемы и направления развития агроинженерии в России. Сборник научных статей Международной научно-технической конференции. Курск, 2021. С. 59-63.

5. Ишков И.О., Коняев Н.В., Блинков Б.С. Способы восстановления изношенных деталей // В сборнике: Будущее науки -2022. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. Курск, 2022. С. 467-469.

6. Жданов С.И., Коняев Н.В. Новое в технологии восстановления и упрочнения деталей // В сборнике: Актуальные вопросы инновационного развития агропромышленного комплекса. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск И.Я. Пигорев. 2016. С. 190-192.

7. Алехин Ю.Г., Грашков С.А., Угримов А.С. Качество наплавленных покрытий лемехов плугов // В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-технической конференции. Ответственный редактор Е.В. Павлов. 2017. С. 11-13.

8. Пивовар Н.А., Грашков С.А. Восстановление изношенных деталей машин методом плазменного напыления порошков // В сборнике: Актуальные проблемы инженерно-технического обеспечения АПК. Материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 22-29.

9. Сазонов Е.В., Куликов М.Е., Грашков С.А. Восстановление износостйкости рабочих органов глубокорыхлителя // В сборнике: Электроэнергетика сегодня и завтра. Сборник научных статей Международной научно-технической конференции. Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова. Курск, 2022. С. 147-153.

Konyaeva Natalia Ivanovna, student

Konyaev Nikolay Vasilyevich, Cand.Tech.Sci., associate professor Kursk State Agricultural Academy, Kursk, Russia

FEATURES OF AGRICULTURAL REPAIR TECHNIQUES IN MODERN CONDITIONS

Abstract. The features of the qualitative and quantitative composition of the modern domestic park of agricultural machinery are considered. The data on the age of tractors, grain harvesters and forage harvesters in the Russian Federation are given. The dynamics of agricultural machinery output over the past year is shown. The features of the repair of agricultural machinery in modern conditions are considered.

Keywords: tractor, combine harvester, seeder, machinery, repair, moto-hour, restoration, machines, resource.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ДЕТАЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ Коняева Наталья Ивановна, магистрант Коняев Николай Васильевич, к.т.н., доцент Курская ГСХА, г.Курск, Россия

В данной статье рассмотрены основные причины выхода из строя деталей сельскохозяйственной техники. Приведены основные дефекты деталей сельскохозяйственных машин. Описаны основные износы деталей и показаны примеры поломок импортной сельскохозяйственной техники.

Ключевые слова: износ, дефекты, детали, нагрузка, ремонт, техническое обслуживание, повреждение.

Детали сельскохозяйственных машин, поступающих в капитальный ремонт, имеют весьма разнообразные дефекты. Дефекты деталей могут возникнуть в процессе эксплуатации сельскохозяйственных машин в результате конструктивных недоработок отдельных узлов и деталей. Неправильная эксплуатация сельскохозяйственной техники, несвоевременное и неполное техническое обслуживание, некачественный ремонт, все это способствует ускорению износа и выхода из строя деталей. И наоборот, когда условия эксплуатации машин совпадают с рекомендуемыми, планово проводится техническое обслуживание и ремонт, это оказывает положительное действие, замедляя процесс возникновения дефектов от естественного изнашивания и повреждения деталей. Хорошие условия работы, высокая квалификация работающего персонала, своевременное и высококачественное проведение технического обслуживания и ремонта машин создают благоприятные условия для протекания естественного изнашивания деталей, удлиняя не только срок их службы, но и машины в целом. И наоборот, плохие условия работы, низкое качество вождения, несвоевременные и низкокачественные техническое обслуживание и ремонт не только не устраняют нежелательные явления, возникающие в сопряжениях, узлах и механизмах сельскохозяйственных машин в процессе эксплуатации, но и усиливают их вредное воздействие. Известно, как отрицательно проявляется на работоспособности деталей и сельскохозяйственной машины в целом своевременно не устраненные люфты в регулируемых сопряжениях, недопустимый рост зазора, отсутствие должного крепления отдельных деталей и узлов, нарушение взаимного расположения деталей в узле или механизме.

Следствием грубого нарушения правил технической эксплуатации могут явиться различные аварии, сопровождающиеся такими дефектами, как изгибы и скручивание деталей, глубокие задиры-борозды на их рабочих поверхностях, трещины, отколы, обломы и поломки деталей. Однако благодаря действующей системе технического обслуживания сельскохозяйственных машин указанные дефекты проявляются крайне редко и должны

Таким образом, разнообразные дефекты деталей являются следствием износа или несоблюдения правил технической эксплуатации. В литературе по ремонту машин приводятся различные классификации дефектов деталей, причем одни авторы охватывают классификацией все возможные дефекты, безотносительно к деталям и их рабочим поверхностям, а другие -только естественные износы, применительно к последним. Наиболее характерные дефекты, встречающиеся в деталях, можно подразделить на следующие группы, которые подробным образом представлены в таблице 1. Наибольшее число дефектов происходит по причине естественного изнашивания деталей. Аварийные повреждения в чистом виде встречаются относительно редко. Поэтому подавляющее число дефектов, подлежащих устранению, приходится на износы или их сочетание с различными повреждениями.

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ, №6 (45), 2022 133 _Таблица 1 — Разновидности дефектов деталей_

Дефекты деталей Детали и их рабочие поверхности

1 Аварийные повреждения Погнутость, скрученность Коробление Трещины, отколы, отломы, выкрашивание Шатуны, коленчатые и карданные валы, полуоси Головки блока, диски сцепления Различные поверхности базовых и других корпусных деталей, рабочие поверхности зубчатых колес и шлицев

2 Газовая коррозия Верхняя часть цилиндров, днища поршней, верхние поршневые кольца, выпускные клапаны и их гнезда

3 Износы Изменение начальных размеров, геометрической формы, риски, надиры Цилиндрические поверхности охватываемых и охватывающих деталей, наружные и внутренние резьбы, фасонные и криволинейные рабочие поверхности, шлицы и шпоночные пазы, рабочие поверхности зубчатых колес, упорные и торцевые поверхности.

К аварийным повреждениям относятся различного рода трещины, отколы, обломы, глубокие борозды и задиры, погнутость и скрученность, т.е. дефекты, являющиеся следствием нарушений правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин, которые в нормальных условиях эксплуатации не должны иметь место. Большую роль в изжитии аварийных дефектов играет планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта различных сельскохозяйственных машин, действующая в нашей стране. Для предупреждения появления аварийных дефектов следует не только изучать причины их возникновения, но и принимать необходимые технические и организационные меры к их изжитию. Однако здесь нельзя заранее предусмотреть способ устранения повреждений или давать какие-либо обобщения по его выбору, поскольку неизвестны ни характер дефекта, ни величина или степень повреждения и т.д. На основе изучения практического опыта можно лишь сказать, что эти повреждения могут быть устранены тем или иным способом. Какой именно из них необходимо применить, может показать только факт происшедших повреждений конкретных деталей, величина, характер и место расположения дефектов (рабочая или базовая поверхность и т.д.).

Читайте также:  Техник механик по ремонту и техническому обслуживанию оборудования

Таким образом, способ устранения аварийных повреждений определяется характером происшедшего повреждения, И его выбор не представляет как теоретических, так и практических затруднений. Следовательно, в решении проблемы выбора рационального способа восстановления деталей

научные обоснования по устранению возникших аварийных повреждений деталей лишены смысла.

Совершенно по-иному обстоит дело в отношении способов восстановления естественно изнашиваемых деталей. Естественные износы деталей машин доступны изучению в количественном и качественном отношениях.

Нами был проведен анализ основных поломок деталей сельскохозяйственных машин, который представлен на рисунке 1.

80 % 70

S 60 ? 50 о. 40

Ï 10 -О

-естественное изнашивание деталей -дефекты деталей из-за заводского брака

Рисунок 1 — Анализ выхода из строя деталей сельскохозяйственной техники

Из данного графика можно сделать вывод, что в 2021 году большая доля поломок около 80% приходилась на естественное изнашивание деталей и лишь 20% деталей вышли из строя из-за заводского брака. Если проанализировать изменение графика поломок деталей за пять лет, начиная с 2017 года по 2021 год, то можно сделать вывод, что данная тенденция склонна к росту. Данные причины, по всей видимости, связаны с неправильной эксплуатацией и несвоевременным техническим обслуживанием сельскохозяйственных машин.

На основе знания структурных характеристик деталей: конструктивной формы, материала и термической обработки, характера нагрузки, типа сопряжения, рода и вида трения, величины износа, а также эксплуатационных свойств и экономики способов восстановления — можно научно обосновать выбор наиболее рационального способа ремонта.

Рисунок 2 — Верхняя навеска трактора John Deere

В условиях «санкционной» политики стоимость корпуса доходит до нескольких тысяч евро. Но из-за нарушения логистических цепочек срок поставок намного возрастает и может достигать нескольких месяцев. Восстановить соосность отверстий, когда разрушения рамы не произошло, в крупногабаритной детали под силу только ремонтному предприятию. Этот процесс очень дорогостоящий и требует немало времени. Всего этого можно было избежать, если своевременно бы было проведено ежедневное техническое обслуживание, т.е. своевременно нанести смазку и заменить копеечные детали.

Схожие проблемы — отсутствие смазки, несвоевременное техническое обслуживание — становятся причинами неконтролируемого износа корпусных деталей мостов тракторов и комбайнов. Наиболее типичные причины — износ корпуса моста в сегменте «оси качания» или поворотных цапф из-за несвоевременного обслуживания или замены изношенных подшипников скольжения, что ведет к разрушению посадочного размера под опорные подшипники шкворней (рисунок 3-5).

Рисунок 4 — Корпус оси качения трактора John Deere

Рисунок 5 — Посадочное место под подшипник шкворня переднего моста

трактора John Deere

Результат — снятие и разборка моста сельскохозяйственной машины. Далее в самом оптимистичном сценарии это — долговременный и специфичный ремонт по восстановлению отверстий. В самом худшем варианте — это необходимость установки нового корпуса, из-за чего техника выбывает из технологического процесса, что неминуемо ведет к потери продукции и увеличению материальных затрат.

гического процесса восстановления деталей, а не самостоятельными способами, к которым они относятся по классификации И.Е. Ульмана.

Замену части деталей, являющуюся по существу разновидностью способа добавочных деталей, к тому же крайне ограниченную по своей применимости, нельзя считать самостоятельным способом восстановления. Применяемые иногда на практике перевертывание односторонне изнашиваемых деталей, например венца маховика, и накатка поверхностей валов под подшипники качения являются лишь временным выходом из положения при отсутствии запасных частей или при невозможности полного восстановления деталей в эксплуатационных хозяйствах, и поэтому они не могут считаться способами восстановления.

Ввиду всего сказанного, необходимо найти наиболее рациональный способ восстановления дорогостоящих деталей. Для этого необходимо рассмотреть современные способы восстановления изношенных деталей сельскохозяйственных машин и определиться с наиболее дешевым и эффективным способом, который подойдет для восстановления приведенной номенклатуры деталей. При выборе способа восстановления необходимо учесть все структурные характеристики деталей и условия их работы в отношении нагрузки, смазки, их изменчивости в процессе эксплуатации.

1. Ишков И.О., Коняев Н.В., Блинков Б. С. К износу деталей сельскохозяйственной техники // В сборнике: Будущее науки -2022. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. Курск, 2022. С. 469-472.

2. Ишков И.О., Коняев Н.В., Блинков Б.С. Способы восстановления изношенных деталей // В сборнике: Будущее науки -2022. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. Курск, 2022. С. 467-469.

3. Жданов С.И., Коняев Н.В. Новое в технологии восстановления и упрочнения деталей // В сборнике: Актуальные вопросы инновационного развития агропромышленного комплекса. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск И.Я. Пигорев. 2016. С. 190-192.

4. Познахирёв Е.Н., Коняев Н.В., Бабков А.П. Особенности парка комбайнов в РФ // В сборнике: За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции. В 3-х томах. Отв. редактор А.А. Горохов. Курск, 2022. С. 394-397.

5. Иваницкий И. С., Коняев Н.В. Особенности состава тракторного парка в РФ // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 348-351.

6. Коняев Н.В., Иваницкий И.С. Особенности современного парка тракторов // В сборнике: Современные проблемы и направления развития агроинженерии в России. Сборник научных статей Международной научно-технической конференции. Курск, 2021. С. 45-47.

7. Агеев Е.В., Серебровская Л.Н., Грашков С.А.Инновационная технология восстановления изношенных деталей автотракторной техники путем применения электроискровых покрытий на основе электроэрозионных наноматериалов // В сборнике: Интеграция науки и сельскохозяйственного производства. материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 63-68.

8. Грашков С.А., Перцев А.К., Струков А.А., Епишев Ю.А. Технология восстановления наружной резьбы распределительного вала методом электроконтактной наварки проволоки // В сборнике: Современные ресурсоэффективные технологии и технические средства в АПК. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Ответственный за выпуск С.Н. Петрова. Курск, 2021. С. 157-160.

9. Сазонов Е.В., Кожевников М.С., Грашков С.А. Способы восстановления деталей наплавкой // В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых — 2022. сборник научных статей 11-й Международной молодежной научной конференции. Курск, 2022. С. 453-456.

Konyaeva Natalia Ivanovna, student

Konyaev Nikolay Vasilyevich, Cand.Tech.Sci., associate professor Kursk State Agricultural Academy, Kursk, Russia

THE MAIN REASONS FOR THE FAILURE OF PARTS AGRICULTURAL MACHINERY

Abstract. This article discusses the main reasons for the failure of agricultural machinery. The main defects of agricultural machinery parts are given. The main wear ofparts is described and examples of breakdowns of imported agricultural machinery are shown. Keywords: wear, defects, parts, load, repair, maintenance, damage.

Ремонт с/х техники МТЗ во время уборки урожая

Сельскохозяйственная техника играет очень важную роль в фермерском хозяйстве, особенно если речь идёт об уборке урожая. Без комбайнов и тракторов это сделать невозможно. Становится понятно, насколько важным является исправность техники и её беспроблемная работа. Ведь если сельскохозяйственная техника выходит из строя во время уборки урожая, это может привести к потерям и убыткам, так как в этот период важен каждый день. Даже пару дней простоя техники могут привести к потере значительной части урожая.

с/х техника МТЗ во время уборки урожая

При, казалось бы, незначительной поломке, например, выходе из строя цилиндрического редуктора на ремонт потребуется какое-то время, ведь если вышла из строя небольшая, но важная деталь, например, ходовой, то работа всего агрегата прекращается. Соответственно, тормозится и уборка урожая.

Иногда для возобновления работы достаточно просто заменить сломанную деталь на новую и это возможно сделать быстро и без проблем, а в некоторых случаях процесс может затянуться. Во избежание задержек с поставкой необходимых для замены комплектующий рекомендуется заказывать запчасти к тракторам МТЗ https://d-detal.com.ua/ru/zapchasti-mtz-8082/ в проверенных интернет-магазинах, которые гарантируют доставку в течение 1-2 дней.

Большинство ремонтных работ сельскохозяйственной техники достаточно сложные и трудоемкие, а потому их невозможно выполнить быстро. Особенно если выходит из строя двигатель, коробка передач или другие важные составляющие техники. Например, при поломке червячного цилиндра не будет работать весь трактор, а заменить его или отремонтировать не так уж и просто. И, скорее всего, это займет немало времени, что может быть чревато последствиями для фермера.

Именно из-за больших возможных потерей урожая и, как результат, денег рекомендуется проводить плановые ремонтные работы, которые снижают риск потери урожая, так как вероятность выхода из строя техники во время уборки урожая снизится в разы. Часто основные агрегаты выходят из строя только потому, что вовремя не было заменено масло или не заменены расходники.

Во время плановых работ выполняется проверка исправности всех основных агрегатов, а также заменяется масло и небольшие быстроизнашивающиеся детали. В случае несвоевременной замены неисправного элемента это может привести к серьезным последствиям и выходу из строя основных функциональных агрегатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *