Ремонт пожарно-спасательной техники

Типы ремонта

К восстановлению ПА приступают только после качественной и полной диагностики и выявления всех поломок. Комплекс восстановительных работ подразделяется на виды в зависимости от частоты и периодичности проведения.

Ответственные представители, определяющие тип работ и сроки ремонта:

  • руководство гарнизона;
  • представители техслужбы пожарной базы;
  • старший водитель;
  • непосредственно водитель ПА.

Организация ремонта пожарных автомобилей

Текущий

Данный тип восстановительных мероприятий помогает поддерживать состояние ПА с помощью установки новых механизмов или исправления сломанных. Также выполняют следующий комплекс процедур:

  • регулируют отдельные элементы конструкции;
  • совершенствуют устройства крепежа;
  • проводят слесарные и механические работы.

При текущем ремонте можно частично выполнить мероприятия по разборке устройств, замене функциональных частей и их восстановлению. Поломки фиксируют при контрольном осмотре или по сообщению водителя ПА.

Средний

При среднем ремонте возможна замена сразу нескольких механизмов. Если же они выступают в качестве основных, то количество подлежащих к замене ограничивается до 4 штук.

Возможна замена следующих элементов:

  • двигатель;
  • кузовная часть и др.

Капитальный

Подразумевает полную разборку ПА, замену или исправление сломанных деталей. В качестве оснований для проведения капремонта выступают неисправности в:

  • кузове;
  • кабине водителя;
  • резервуаре хранения огнеупорного вещества;
  • насосном устройстве;
  • частях шасси.

Ремонт пожарных автомобилей

Где и кем проводится

Техническое обслуживание пожарных автомобилей осуществляется как в гараже приписки, так и в специальных гаражах ГПС.

В редких случаях возможно обслуживание техники механиками на базе охраняемого объекта под руководством старшего водителя.

Техническое обслуживание пожарной техники

259.
Ответственность за своевременное
и качественное

техническое
обслуживание и испытание пожарных
автомобилей, ПТВ,

оборудования
и снаряжения возлагается на
руководителей

подразделений
ГПС, которые обязаны обеспечить
проведение

технического
обслуживания33и испытаний, согласно техническим

условиям,
ГОСТ, а также Наставлению по технической
службе ГПС,

принятому
в установленном порядке.

260.
При ТО пожарных автомобилей на пожаре
водитель обязан:

устанавливать
пожарный автомобиль на расстояние,
безопасное от

воздействия
огня (теплового излучения), и не ближе
1,5 — 2,5 м от

задней
оси до водоисточника;

не
допускать резких перегибов на всасывающих
рукавах, при этом

всасывающая
сетка должна быть полностью погружена
в воду и

находиться
ниже уровня воды (не ниже 200 мм);

смазывать
при работе насоса через каждый час его
подшипники и

сальники
(поворотом на 2 — 3 оборота крышек
колпачковых масленок

проверять,
не подтекает ли вода через соединения
и сальники

насоса,
выкидные вентили, а также из системы
охлаждения двигателя

(основной
и дополнительной), а также масло из
двигателя коробки

передач
и коробки отбора мощности и жидкость
из узлов и систем

следить,
чтобы температура воды в системе
охлаждения двигателя

была
80 — 95 град. С, а также за давлением масла
в двигателе. При

средних
оборотах последнего давление должно
быть не менее 2,0

промывать
чистой водой в случае подачи пены все
внутренние

полости
насоса и проходные каналы пеносмесителя;

открыть
краники и выпустить воду из рабочей
полости насоса,

после
чего краники закрыть.

261.
ТО по возвращении с пожара (учения)
проводится

закрепленным
за автомобилем водителем и личным
составом караула

под
руководством начальника караула, в
малочисленных частях —

командиром
отделения на посту технического
обслуживания

С
наступлением холодов напорные патрубки
и сливные краники

насоса
держать открытыми, закрывая их только
при работе насоса и

проверке
его на «сухой» вакуум.

262.
Общая система мероприятий по
безопасности труда при

ремонте
пожарных автомобилей должна
соответствовать требованиям,

изложенным
в Наставлении по технической службе,
принятом в

263.
ТО пожарной техники производится в
помещениях или постах,

обеспеченных
естественной и принудительной вентиляцией.

264.
При проведении ТО должны выполняться
следующие

все
крепежные и регулировочные операции
необходимо выполнять в

последовательности,
указанной в технологических картах;

последовательность
выполнения обязательного объема
работ

должна
исключать возможность одновременной
работы сверху и снизу у

того
или иного узла (агрегата) автомобиля;

после
установки пожарного автомобиля на
смотровой канаве на

рулевом
колесе укрепляют табличку «Двигатель
не запускать —

работают
люди». Перед съездом с канавы,
эстакады, напольного

подъемника
необходимо убедиться в отсутствии
предметов или людей

на
пути движения автомобиля;

при
установке автомобиля на пост
технического обслуживания

следует
затормозить его стояночным тормозом,
выключить зажигание,

включить
низшую передачу в коробке передач, под
колеса положить не

менее
двух упоров (башмаков);

при
поднятии (вывешивании) одного колеса
(оси) рядом с

домкратом
ставится упор, а под колеса другого
моста ставятся

«башмаки».
Перед началом обслуживания на
механизме управления

подъемником
вывешивают табличку «Не трогать
— под автомобилем

работают
люди». Запрещается поднимать или
вывешивать пожарный

автомобиль
за буксирные крюки.

Во
избежание самопроизвольного опускания
гидравлического

подъемника
его плунжер в рабочем (поднятом)
положении должен

надежно
фиксироваться упором (штангой).

265.
Для определения необходимости в
обслуживании или ремонте

пожарного
автомобиля, агрегата, механизма или
прибора применяют

нормативные
значения диагностических параметров.

266.
К работе на диагностических стендах с
приспособлениями и

приборами
допускаются операторы, имеющие
соответствующий допуск

для
работы на них, прошедшие специальный
инструктаж по охране

труда
и изучившие правила эксплуатации
диагностического

267.
Пульты управления, аппаратные шкафы,
блоки барабанов,

роликов
и другое электротехническое оборудование
поста диагностики

должны
быть надежно заземлены.

268.
Перед ремонтом, техническим обслуживанием
или монтажом

узлов
с электрооборудованием со стендов
необходимо снимать

269.
При подготовке к работе необходимо
проверить крепление

всех
узлов и деталей; наличие, исправность
и крепление защитных

ограждений
и заземляющих проводов; исправность
подъемных

механизмов
и других приспособлений; достаточность
освещения

рабочего
места и путей движения пожарного
автомобиля.

270.
Во время работы стендов запрещается:

работать
при снятых защитных кожухах, щитах,
ограждениях;

открывать
пульт управления, доводить частоту
оборотов вращения

ротора
электрической машины выше допустимого
значения.

271.
Пожарные автомобили при проведении
диагностики

устанавливаются
и закрепляются на стенде только
оператором.

Закрепление
пожарного автомобиля на стенде
осуществляется

фиксирующим
устройством и «башмаками», которые
подкладываются под

оба
передних или оба задних колеса. Во
время работы пожарного

автомобиля
на стенде отработанные газы из
глушителя пожарного

автомобиля
должны принудительно отводиться через
местный отсос с

помощью
накидного шланга через газоотвод или
бесшланговым отсосом.

Выезд
пожарного автомобиля со стендов
осуществляет оператор при

опущенном
пневмоподъемнике или застопоренных
барабанах, при этом

датчики
приборов должны быть отключены и
сняты с агрегатов.

Заборник
отработанных газов должен быть отведен
в сторону.

272.
Один раз в месяц необходимо открывать
люки, крышки

электрических
машин и продувать сжатым воздухом
контактные кольца,

щетки
и щеткодержатели для удаления
меднографитовой пыли. В конце

смены
следует обесточить стенд рукояткой
блок — предохранитель —

рубильник,
закрыть краны топливных баков,
топливомеров, перекрыть

вентиль
подачи сжатого воздуха.

При
длительных перерывах в работе необходимо
слить топливо из

стеклянных
расходомеров и резиновых трубопроводов.

273.
При стендовом диагностировании
запрещается:

находиться
в смотровой канаве и стоять на пути
движения

пожарного
автомобиля в момент заезда его на
стенд и съезда со

работать
на стенде без полной фиксации пожарного
автомобиля;

находиться
посторонним лицам в смотровой канаве
во время

диагностирования
пожарного автомобиля, стоять на беговых
барабанах

касаться
вращающихся частей трансмиссий пожарного
автомобиля и

тормозной
установки во время работы стендов;

вскрывать
задние стенки пультов управления и
регулировать

устройства
и приборы стенда при включенном
рубильнике

производить
диагностирование пожарных автомобилей
при

производить
диагностирование на ходу пожарного
автомобиля при

неподключенном
заборнике отработанных газов и
выключенной

включать
различного рода соединительные муфты
до полной

остановки
электротормозного стенда и беговых
барабанов и разливать

или
разбрызгивать бензин при подключении
прибора для замера

производить
контроль диагностических параметров,
связанных с

раскруткой
проверяемого пожарного автомобиля
на стенде, без

нахождения
оператора за рулем пожарного автомобиля.

274.
Помещения диагностики (пост) оборудуются
огнетушителями,

аптечками
первой помощи, бачками (фонтанчиками)
для питьевой воды.

На
постах диагностирования вывешиваются
правила по охране

труда,
а также плакаты по безопасным приемам
работы.

275.
Недопустимо испытание тормозных
механизмов на ходу внутри

помещения.
Для их испытания необходима специально
выделенная

площадка
или стенд, на котором:

работа
двигателя проверяется при включенном
тормозе и

нейтральном
положении рычага переключения передач
(при этом

включается
вентиляция и используются газоотводы);

операцию
по регулировке сцепления на пожарных
автомобилях с

карбюраторными
двигателями должны выполнять двое
работающих, один

из
которых должен проворачивать коленчатый
вал с помощью пусковой

труднодоступные
точки на пожарном автомобиле следует
смазывать

с
помощью наконечников, соединенных
с пистолетами гибкими

шлангами,
или наконечников с шарнирами.

276.
При проверке уровня масла в агрегатах
для освещения

следует
применять только переносные лампы.
Применять для этой цели

277.
При ТО разрешается пользоваться
только исправным и

соответствующим
своему назначению инструментом.

278.
При проведении ТО запрещается:

наращивать
ключи другими ключами или трубками,
использовать

прокладки
между зевом ключа и гранями болтов и
гаек, ударять по

ключу
при отвертывании или завертывании;

применять
рычаги или надставки для увеличения
плеча гаечных

выбивать
диски кувалдой, производить демонтаж
колеса путем

наезда
на него автомобилей и т.п.;

обслуживать
трансмиссию при работающем двигателе;

работать
на станках и оборудовании без их
заземления;

пользоваться
электроинструментом с неисправной
изоляцией

токоведущих
частей или при отсутствии у них
заземляющего

выполнять
какие-либо работы на пожарном автомобиле,
вывешенном

только
на одних подъемных механизмах (домкратах,
талях и т.д.);

подкладывать
под вывешенный пожарный автомобиль
диски колес,

кирпичи,
камни и другие посторонние предметы;

производить
работу без специальных упоров
(козлов),

предохраняющих
от самопроизвольного опускания пожарного
автомобиля

или
его отдельных частей, при работах,
требующих поднятия

пожарного
автомобиля с помощью домкратов, талей
и прочих подъемных

выполнять
техническое обслуживание пожарного
автомобиля при

работающем
двигателе, за исключением случаев
проверки регулировки

279.
При крепежных операциях следует
пользоваться

преимущественно
накидными или торцевыми ключами,
а в

труднодоступных
местах при ограниченном угле
поворота

целесообразно
использование ключей с трещетками
(храповым

механизмом).
Не следует вращать ключи вкруговую,
так как возможны

280.
Шиномонтажные работы производить
только специальным

съемником
в предназначенном для этого месте.
Накачивание

смонтированной
шины разрешается производить в
специальном

ограждении
или с применением других устройств,
предохраняющих

выскакивание
замочного кольца и не допускающих
разрывы покрышки,

что
может нанести травму производителю
работ.

281.
При работах, связанных с проворачиванием
коленчатого и

карданного
валов, необходимо дополнительно
проверить выключение

зажигания,
а рычаг коробки передач установить
в нейтральное

положение,
освободить рычаг стояночного тормоза,
а после их

выполнения
затянуть стояночный тормоз и вновь
включить низшую

282.
На агрегатно-механическом участке
для выполнения

монтажно-демонтажных
работ при ремонте агрегатов используют

Читайте также:  Ремонт компьютерной техники пермь

стенды,
соответствующие своему назначению.
Корпуса

электродвигателей,
станков и оборудования, а также
пульты

283.
Паяльные лампы, электрический и
пневматический инструмент

выдается
только служащим (рабочим), прошедшим
инструктаж и знающим

правила
обращения с ним.

284.
При снятии и постановке рессор необходимо
предварительно

разгрузить
их путем поднятия рамы и установки
ее на козлы.

Подъемники
и домкраты испытываются служащими
(рабочими), за

которыми
они закреплены, один раз в 6 месяцев
статической

нагрузкой
больше предельно допустимой по
паспорту на 10% в

течение
10 мин. с грузом в верхнем крайнем
положении. У

гидравлических
домкратов падение давления жидкости
к концу

Результаты
испытаний заносятся в журнал испытаний
ПТВ.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.

Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.

Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

— ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);

— техническое обслуживание на пожаре или учении;

— техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;

— техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;

— сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:

3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;

5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;

7 минут – для специальных пожарных автомобилей;

10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.

В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:

§ внешний осмотр автомобиля для проверки его комплектности и выявления наружных повреждений;

§ проверка состояния дверей кабины, салона расчёта и кузова (петель, фиксаторов, замков, запорных механизмов откидных кабин), стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, шин и креплений колес (визуально);

§ проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;

§ проверка (визуально) креплений цистерны, пенобака и специального кузова (ложементов, стремянок, стяжных болтов и т.п.);

§ проверка отсутствия течей воды и пенообразователя из ёмкостей и трубопроводов;

§ проверка действия кранов, вентилей, задвижек пожарного насоса, пеносмесителя и вакуумного затвора – маховички и ручки не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штоках, вращение маховичков и передвижение ручек должны быть плавным, без заеданий;

§ проверка отсутствия в пожарном насосе воды (водных растворов) и посторонних предметов;

§ проверка состояния и натяжения приводных ремней (см. рис. 7.1);

§ проверка исправности привода жалюзи и (в зимнее время) состояния утеплительного чехла;

§ проверка отсутствия течей эксплуатационных жидкостей;

§ проверка уровеня масла в картере двигателя (для автомобилей с дизельным двигателем дополнительно уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения), уровня воды или низкозамерзающай жидкости в системе охлаждения двигателя, уровней рабочих жидкостей в гидроприводе тормозов, механизме выключения сцепления, бачке гидроусилителя, уровня топлива в топливном баке;

§ проверка работы двигателя на режимах пуска и на холостого хода, а также исправности контрольно-измерительных приборов на приборной панели в кабине водителя и на щитке водителя в насосном отсеке (где они есть);

§ проверка исправности гидроусилителя рулевого управления (включая радиатор охлаждения рабочей жидкости ГУР, если он установлен), оценка состояния рулевых тяг, шплинтовки их пальцев, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес,

проверка величины люфта рулевого колеса. Суммарный угловой люфт (свободный ход) рулевого колеса при работе двигателя на режиме холостого хода не должен превышать 25° для автомобилей ЗИЛ и 15° для автомобилей КамАЗ;

§ проверка исправности приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, работоспособности стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года);

§ проверка исправности привода остановочных тормозов (величины свободного хода

§ проверка исправности стояночной тормозной системы;

§ проверка чёткости включения и надёжности фиксации рычага переключения передач КПП;

§ проверка срабатывания приводов включения раздаточной коробки и отключаемого переднего моста (где они есть);

§ проверка плавности включения КОМ дополнительной трансмиссии;

§ проверка приводов управления моторно-трансмиссионной установкой из насосного отсека;

§ проверка уровня и качества масла в корпусе (масляной ванне) пожарного насоса, наличия смазки в пресс-масленке, уровня масла в масляном бачке шиберного вакуумного насоса;

§ проверка крепления насоса к раме автомобиля;

§ проверка системы запуска двигателя из насосного отсека;

§ проверка исправности контрольно-измерительных приборов в насосном отсеке пожарного автомобиля (манометров, мановакууметра, тахометра, а также дублирующих контрольно-измерительных приборов (КИП) двигателя, если они есть);

§ проверка работоспособности вакуумной системы по величине создаваемого разряжения (при нормально работающей вакуумной системе разряжение 0,073-0,076 МПа должно быть достигнуто не более чем за 20 секунд)

§ проверка (после остановки двигателя) работоспособности фильтра центробежной очистки масла: исправный ротор фильтра вращается 2-3 минуты после остановки полностью прогретого двигателя;

§ проверка работоспособности сигнальных ламп открытия дверей и плафонов освещения отсеков кузова;

§ проверка комплектности, состояния, укладки и крепления пожарного вооружения;

§ уборочно-моечные работы пожарного автомобиля: уборка кабины, отсеков кузова, ПТВ; очистка зеркал заднего вида, внешних световых приборов, специальных светосигнальных устройств, номерных знаков;

§ дополнительные смазочные и заправочные работы: доливка воды в бачок омывателя ветрового стекла, проверка уровней воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке (цистерна и пенобак должны быть полностью заправлены, а контрольные лампочки уровня должны подтверждать полноту заправки).

Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) и аварийно-спасательное оборудование (АСО) пожарных автомобилей обслуживает личный состав пожарного расчета. Ответственность за содержание ПТВ и АСО пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на начальников пожарных расчётов, за которыми закреплены автомобили. При проведении в ходе ЕТО проверки надежности закрепления ПТВ и АСО на автомобиле начальник пожарного расчёта должен иметь в виду, что согласно п. 23.2 Правил дорожного движения ответственность за крепление и состояние груза несёт водитель. Поэтому начальник пожарного расчёта не должен допускать не предусмотренных соответсвующей нормативно-технической документацией изменений схем и конструкций крепления ПТВ и АСО на автомобиле. Водитель, в свою очередь, обязан контролировать правильность раскладки ПТВ и работоспособность крепёжных, стопорных и фиксирующих устройств.

При обнаружении неисправности агрегата или системы пожарного автомобиля, устранение которой не требует больших трудозатрат, её устраняют, как правило, силами сдающего и принимающего водительского состава. В случае выявления неисправности, требующей проведения сложных восстановительных работ с использованием специализированного оборудования, пожарный автомобиль выводится из расчета и заменяется резервным. Решение о замене пожарного автомобиля на резервный принимается руководителем подразделения.

Работы по устранению неисправностей, выполненные в ходе ЕТО, указываются водителем в Журнале учета технического обслуживания.

Типовая технология ежедневного технического обслуживания предполагает, что помимо качественных оценок состояния агрегатов («работает – не работает») производится и количественная оценка ряда показателей пожарного автомобиля (см. таблицу 7.1). Для измерения параметров используются, в основном, штатные контрольно-измерительные приборы, но для проверки линейных, угловых и временных величин водителям необходимы дополнительные инструменты: линейка (или штангенциркуль), угломер типа К-402, К-187 или аналогичный и секундомер.

Перечень технических показателей пожарной автоцистерны,

подлежащих при проведении ЕТО количественной (числовой) оценке.


п/п
Перечень количественных показателей

Давление масла в системе смазки двигателя на холостых оборотах

Давление масла в системе смазки двигателя на средних оборотах

Напряжение в бортовой сети на режиме запуска двигателя

Зарядный ток или напряжение в бортовой сети после запуска двигателя

Давление в пневмосистеме в момент отключения энергоаккумуляторов

Установившееся (номинальное) давление в пневмосистеме

Давление в контурах тормозной системы при нажатой педали тормоза

Выходы штоков передних и задних тормозных камер

Свободный ход педали тормоза

Расстояние от полностью нажатой педали тормоза до пола кабины

Свободный ход педали сцепления

Полный ход педали сцепления

Суммарный люфт рулевого колеса

Прогибы приводных ремней

Максимальное разряжение в полости насоса

Падение разряжения в насосе в течение 2,5 минут

В итоге ежедневного технического обслуживания водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство. Ответственность за своевременное и качественное проведение ежедневного технического обслуживания пожарных автомобилей несет начальник дежурной смены.

Один раз в 10 дней одновременно с ЕТО пожарного автомобиля осуществляется проверка уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес, о чем делается соответствующая запись в журнале учета технического обслуживания.

Читайте также:  Ремонт мелкой бытовой техники в южном бутово

Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами, и он доводится до нормы доливкой дистиллированной воды. Доливку электролита можно производить только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет его утечки или выплёскивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть, такой же, как и у электролита в аккумуляторной батарее. Плотность электролита заряженной аккумуляторной батареи должна соответствовать климатическому району эксплуатациии и календарному периоду.

Нормативное давление в шинах должно указываться несмываемой краской на крыльях или бортах пожарного автомобиля. При проверке давления шины должны быть холодными, а давление должно соответствовать требованиям завода-изготовителя шасси. Так, например, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ- 433360 и ЗИЛ-431410, шины колес камерные с радиальным кордом имеют размер 260-508Р: давление воздуха для передних колес – 0,4 МПа (4 кгс/см2), для задних 0,63 МПа (6,3 кгс/см2); для пожарных автомобилей на шасси КамАЗ-53213 шины 260-508Р: давление воздуха для передних колес 0,73 МПа, для задней тележки 0,53 МПа.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы пожарного автомобиля при выполнении основных действий на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ. Оно выполняется водителем пожарного автомобиля. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО на пожаре (учении) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:

§ проверку надежности установки в безопасное от воздействия огня место;

§ проверку положения всасывающих рукавов и всасывающей сетки при подаче воды из водоема: всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду с заглублением не менее 200 мм;

§ смазку уплотнений насоса, если он имеет сальниковое уплотнение вала: при работе насоса через каждый час смазывать сальники поворотом на 2-3 оборота крышки колпачковой масленки;

§ периодическую проверку утечек воды через соединения и сальники насоса, вентили, из основной и дополнительной систем охлаждения двигателя, а также утечек масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности;

§ постоянный контроль за температурой воды в системе охлаждения двигателя: температура охлаждающей жидкости должна быть 80 – 95 °С; в летний период при необходимости можно открывать капот двигателя, жалюзи радиатора, а также снижать температуру охлаждающей жидкости, регулируя подачу воды от пожарного насоса к теплообменному аппарату вентилями дополнительной системы охлаждения двигателя пожарного автомобиля;

§ постоянный контроль за показаниями контрольно-измерительных приборов (манометр, мановакууметр, тахометр) при работе пожарного насоса: для пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) значения напора не должны превышать 100 метров (0,1 МПа или 10 кгс/см 2), а обороты вращения его вала – 2700 мин –1;

§ промывку пеносмесителя и всех внутренних полостей пожарного насоса чистой водой по окончании подачи воздушно-механической пены от насоса пожарного автомобиля;

§ заполнение (дозаправка) цистерны водой по окончанию работ на пожаре (учении);

§ полный слив воды из внутренней полости пожарного насоса и его водопенных коммуникаций, причём летом сливной краник и напорные патрубки насоса можно после слива закрыть, а с наступлением холодов их следует держать открытыми, закрывая только при работе насоса и проверке его на герметичность;

§ проверку на ходу автомобиля (при подъезде к пожарной части) работы сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов: не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке; передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя; ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса, полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза; ручной тормоз должен обеспечивать надежное торможение пожарного автомобиля на уклонах (для одиночных автомобилей на шасси ЗИЛ не менее 16 %).

Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть, перед постановкой пожарного автомобиля в расчет.

Кроме того, водитель и начальник пожарного расчета при работе на пожаре обязаны:

— следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствие заломов; при прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта; в зимнее время рукавные головки утеплить снегом, а замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами;

— при использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана;

— при работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение;

— при работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении;

— при использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав;

— при подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы;

— при работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.

Техническое обслуживание по возвращению с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. С точки зрения авторов, это техническое обслуживание является важнейшим, т.к. позволяет объективно оценить «поведение» автомбиля в процессе его реального применения, а также состояние узлов и агрегатов, прогретых до рабочих температур.

Техническое обслуживание проводят водитель и личный состав расчета пожарного автомобиля под руководством начальника пожарного расчета. Ответственность за своевременное и качественное проведение технического обслуживания по возвращению с пожара (учения) несет начальник дежурной смены. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО по возвращению с пожара (учения) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:

§ проверку на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала – нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони, а тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозных механизмах не должны нагреваться;

§ проверку, нет ли подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей;

§ проверку надежности затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке; удаление посторонних предметов, застрявших в протекторе и между спаренными колесами;

§ проверку состояния рессор и крепления амортизаторов;

§ проверку люфта рулевого управления, состояния крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояния шкворней и стопорных шайб-гаек.

§ проверку состояния и герметичности трубопроводов и приборов тормозной системы, слив конденсата из воздушных баллонов пневматической системы тормозов (для гидравлической системы тормозов – проверку уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра);

§ протирку двигателя, насоса и приборов, расположенных на них, стекол кабины, фар, подфарников, стоп-сигнала, регистрационных и других знаков;

§ проверку уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; при необходимости дозаправку этих емкостей.

§ заправку (при необходимости) автомобиля топливом и огнетушащими веществами;

§ заправку смазкой масленки насоса и при необходимости доливку масла в корпус насоса;

§ проверку состояния, исправности и чистоты всего пожарного и аварийно-спасательного оборудования, бывшего в употреблении;

§ проведение уборо-моечных работ пожарного автомобиля с последующей протиркой насухо поликов отсеков, пола кабины и салона под резиновыми ковриками, шторных дверей и их направляющих;

§ укомплектование автомобиля сухими напорными рукавами взамен использованных на пожаре (аварии) или учении;

§ устранение всех дефектов автомобиля, ПТВ и АСО, выявленных во время работы на пожаре (аварии) или учении, а также в пути следования и в ходе проведения технического обслуживания автомобиля.

При техническом обслуживании производят замену масел и смазок, проверяют крепление (подтяжку) агрегатов, узлов и механизмов базового шасси пожарного автомобиля, правильность установки зажигания и другие работы.

Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-433100 включает следующие операции.

1. Проверить крепление (при необходимости подтянуть):

§ передних и задних опор двигателя;

§ головок цилиндров двигателя;

§ деталей привода управления подачей топлива и привода останова двигателя;

§ топливного бака к кронштейнам и кронштейнов к раме;

§ глушителя, выпускных газопроводов и труб глушителя;

§ подвески радиатора;

§ картера сцепления;

§ пневмогидравлического усилителя сцепления;

§ коробки передач к картеру сцепления;

§ картера демультипликатора к картеру коробки передач;

§ картера главной передачи;

§ корпуса тягово-сцепного или седельно-сцепного устройства к раме;

§ оси собачки тягово-сцепного устройства;

§ стремянок передних и задних рессор, стремянок и болтов отьёмных ушков, а также стяжных болтов;

§ рулевого механизма к раме, насоса к кронштейну и кронштейна к блоку двигателя, рулевой сошки, рулевой колонки, болта клеммного соединения продольной тяги, контргайки регулировочного винта вала сошки, клиньев карданного вала рулевого управления;

§ компрессора и его кронштейна;

§ тормозного крана и других пневматических аппаратов;

§ осей колодок, тормозных камер и кронштейнов разжимных кулаков, воздушных баллонов, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;

2. Проверить и при необходимости отрегулировать:

§ натяжение приводных ремней;

§ тягово-сцепное устройство;

§ пальцы передних и задних рессор;

§ шкворни поворотных кулаков;

§ валы разжимных кулаков и червячные пары регулировочных рычагов тормозных механизмов (только у рычагов без автоматической регулировки).

§ действие ручного останова двигателя;

§ герметичность привода сцепления, коробки передач, заднего моста.

К операциям ТО-1000 относится и техническое обслуживание насосного агрегата после его обкатки на пожарном автомобиле. Обкатка насосного агрегата осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации пожарного автомобиля и, как правило, для агрегата с пожарным насосом ПН-40 осуществляется в течение 20 часов при оборотах вала насоса в интервале от 1300 мин –1 до 2400 мин –1 (см. главу 2.2). После обкатки проводится техническое обслуживание насосного агрегата в объеме работ первого технического обслуживания (см. раздел 3).

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в Ленинском районе города Марата Ульяновска

Первое техническое обслуживание (ТО-1) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей пожарного автомобиля, выявления и предупреждения неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

ТО-1 производится с периодичностью: для основных пожарных автомобилей – через 1500 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц); для специальных пожарных автомобилей – через 1000 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц).

Общий пробег пожарного автомобиля складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега. Приведенный пробег учитывает стационарную работу двигателя на привод специальных агрегатов из расчета: 1 час работы двигателя соответствует 50 км пробега автомобиля.

Годовой план-график ТО-1 разрабатывается технической службой ТПО; при его составлении обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из расчета в районах выезда.

Первое техническое обслуживание организует начальник пожарной части или его заместитель. Проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители под руководством старшего водителя, а также личный состав расчета пожарного автомобиля в объеме основного перечня работ. Для проведения ТО-1 пожарный автомобиль выводится из расчета на срок до двух дней и заменяется резервным.

Перед ТО-1 начальник пожарной части или его заместитель совместно со старшим водителем, дежурным начальником пожарного расчета и водителем проводят контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля, ПТВ и АСО. По результатам контрольного осмотра и с учетом замечаний водителей старший водитель составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом пожарного расчета. Кроме того, старший водитель обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплутационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

Первое техническое обслуживание включает работы ежедневного технического обслуживания и, кроме того:

§ проверку крепления всех агрегатов пожарного автомобиля, резьбовых соединений (крепление гаек, болтов и их шплинтовку),

§ состояние регулируемых деталей и механизмов с восстановлением между ними первоначальных рабочих зазоров;

§ снятие воздушных и топливных фильтров и их промывку;

§ действие приборов освещения и сигнализации;

§ исправность пожарного насоса, водопенных и других коммуникаций, приборов и их арматуры;

§ проверку состояния и испытание вывозимого пожарного оборудования и пожарных устройств.

Моменты затяжки резьбовых соединений.

Тип резьбы
М6
М8
М10
М12
М14
М16
М18
М20
М22
М24

Размер под
ключ, мм

12, 13

22, 24

32,36

Момент
затяжки, кг.м
0,6 — 0,9
1,4 — 1,7
3,0 — 3,5
5,5 — 6,0
8,0 — 9,0
12,0 -14,0
16,0 -19,0
23,0 -27,0
30,0 -36,0
42,0-48,0

Техническое обслуживание может сопровождаться операциями по текущему ремонту пожарных автомобилей, например проведением сварочных работ, заменой нажимного и ведомого дисков сцепления и т.п.

Распределение работ среди водителей и пожарного расчёта при выполнении ТО-1 проводится в соответствие с рабочими картами.

Планирование техобслуживания

Периодичность проведения ТО пожарных автомобилей зависит от времени эксплуатации или величины пробега.

Для каждого вида сервиса машины определен перечень обязательных работ.

В пожарной части составляется годовой план-график, который утверждается уполномоченными службами и направляется в подразделения не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому.

Обязателен учет номерных ТО, особенностей расположения пожарной охраны и равномерность вывода машин из боевого расчета.

Обслуживание центробежного насоса

Работоспособность этого оборудования наиболее важна при тушении пожара, поэтому ему уделяется особое внимание.

Для безотказного функционирования насоса необходимо:

  • регулярно производить смазку вращающихся узлов агрегата;
  • менять масло в редукторе по мере отработки и во время сезонных ТО;
  • проверять вакуумную систему и разрежение в насосе на посту диагностики;
  • следить за состоянием лакокрасочных покрытий деталей, восстанавливать их в случае повреждения.

При проведении работ следует четко выполнять инструкции предприятия-изготовителя.

Меры безопасности при ТО

Работы по проверке и устранению неполадок на ТС проводятся в соответствии с положениями 555 Приказа МЧС (п. 341):

  • предусматривается оснащение постов вентиляционным оборудованием;
  • работы могут проводиться, только если есть обустроенная смотровая яма;
  • обязательна установка бордюров из металла или железобетона;
  • неиспользуемая канава должна быть накрыта щитом;
  • при низкой температуре обязателен обогрев ямы;
  • для отвода газа из выхлопных труб устанавливается автоматическая система газоотвода;
  • допускается использование только штатного инструмента;
  • обязательна установка специальных упоров, предотвращающих самопроизвольное опускание автомобиля;
  • запрещено работать при запущенном двигателе, исключение составляют мероприятия по регулировке тормозных систем и мотора.

Техническое обслуживание, как правило, способствует своевременному обнаружению неисправностей пожарного автомобиля, некомплектности оборудования и вспомогательных средств.

Периодический ремонт пожарных автомобилей обязателен для пожарных подразделений. Пройденное по графику ТО позволяет быть уверенным в функционировании всех узлов машины и ее готовности к решению задач по тушению пожаров.

ТО базы пожарной машины

Автомобили, которые временно не используются в работе подразделений, также должны проходить ТО, подтверждающее полную готовность к введению их в действие на замену или для усиления подразделения.

Виды ТО пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:

  • ежемесячное;
  • полугодовое;
  • ежегодное;
  • регламентное.

Условия хранения техники прописаны в технических документах предприятия-производителя. Организовывается очистка пыли и грязи на функциональных узлах, проверка целостности краски, смазка уплотнителей.

Ремонт пожарного автомобиля

Виды, сроки и место проведения ТО пожарной техники

  • техобслуживание на пожаре либо учениях осуществляет водитель или расчет для гарантии работоспособности при тушении возгорания;
  • техобслуживание 1 – организуется один раз в месяц, осуществляет водитель в рабочем гараже части в служебное время, но не во время дежурства;
  • техобслуживание 2 – осуществляется ежегодно, один раз за год, обслуживание осуществляется отделом сервиса на территории части;
  • техническое обслуживание сезонное – дважды в год при смене сезонов;

Кроме этого, при пересмене дежурства производится ежесуточное ТО. Его проводит заступающий на смену водитель, он отмечает сведения в учетном документе, что машина принята в стопроцентной готовности к выезду по экстренному вызову;

Для резервной техники также ведется сервисное обслуживание, основанное на предварительно спланированном графике: по одному разу ежемесячно, в полгода, ежегодно и регламентированно.

Обслуживание пожарно-технического вооружения

Оборудование, устанавливаемое на обычные и специальные автомобили, также подлежит ТО.

Классификация инженерных работ для ПТВ описана в таблице.

Перечисленные мероприятия являются частью технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Организация ремонта пожарных автомобилей

Для бесперебойной работы пожарной техники необходимо проводить периодические и сезонные технологические осмотры, чтобы исключить поломки и неисправности системы. Осмотр увеличивает временные промежутки между ремонтами ПА.

На заметку. Инструкции по техническому обслуживанию ПА зафиксированы в Приказе № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».

Учет пожарных автомобилей и их работы

Учет оперативных спецсредств, стоящих на балансе ПЧ, ведется по документации:

  • св-во о регистрации, техпаспорт ТС;
  • формуляр на ТС о принадлежности к данной ПЧ;
  • учетный журнал рабочих часов и передвижения автотехники;
  • эксплуатационная карточка пожарного транспортного средства, в которой указан номерной знак машины, расход ГСМ и период использования;
  • путевка;
  • учетная карта выработанных часов автошин и эксплуатации аккумулятора автомобиля;
  • журнал по учету техобслуживания;
  • путевой листок дополнительной техники;
  • журнал по регистрации выдачи, возврата путевок и учета работы вспомогательного спецтранспорта.

При пересменке караула все ТС сдаются чистыми, с полным комплектом инструмента, заправленными топливом и водой, произведены пометки в учетную документацию.

Сотрудник, принимающий машину, осматривает состояние ТС. При принятии смены и приемке машины работа включенного двигателя ограничена по времени. Оно не должно превышать для основных пожарных автомобилей общего назначения

  • с карбюратором в пределах трех мин.;
  • на дизеле пять мин.;
  • спецмашины семь мин.;
  • машины, оснащенные автолестницами, до десяти мин.

Ответственность за качество ремонта

Ответственные лица за качество выполнения ремонта ПА, диагностику и исправления ошибок системы:

  • Руководство подразделения.
  • Главный по смене.
  • Старший водитель.

Важно. После ремонта пожарный автомобиль проверяют, информацию о выявленных неполадках заносят в эксплуатационную карту и технический журнал.

Ремонт пожарных автомобилей помогает не допустить серьезных поломок. Только при бесперебойном функционировании всех единиц пожарной техники представители МЧС смогут провести оперативное пожаротушение на объектах возгорания. Существует несколько видов ТО пожарных автомобилей.

Организация технического обслуживания и ремонта пожарных машин

Техническое
обслуживание и ремонт (ТО и Р) ПМ
осуществляется в пожарных частях и
специальных пожарных отрядах или частях
технической службы. Они организационно
и территориально разделены. Содержание
выполняемых ими работ четко разграничены,
однако имеются работы, выполняемые
силами пожарных частей и частей
технической службы совместно.

Для
пожарных машин различного назначения
содержание работы разделено на две
группы: для шасси автомобиля и
дополнительные работы, охватывающие
пожарную надстройку.

Содержание
работ по ТО шасси разделены на три
группы: контрольные работы, уборочные
и моечные работы, смазочные и заправочные
работы.

Содержание
всех работ изложено в Наставлении по
технической службе. Необходимо хорошо
знать перечень содержания работ,
проводимых в пожарных частях. Он будет
приведен в полном объеме.

Содержание
работ ТО-1 и ТО-2 приводится только по
дополнительным работам.

Содержание
работ относится только по основным
пожарным машинам общего применения.
Для остальных типов машин следует
обращаться к Наставлению по технической
службе.

Требования к отремонтированной машине

После ремонта ПА допускается к эксплуатации только после составления акта выдачи или сдачи, а также прохождения нескольких тестовых работ.

Внимание! Время простоя пожарного автомобиля в капитальном ремонте составляет 60 суток, а в среднем ремонте – 30 суток. Если по истечении установленного срока автомобиль не возвращен, руководство техслужбы обязано доложить об этом в отделение УГПС.

При осмотре

В результате осмотра отремонтированных ПА выносится предварительное заключение о возможности введения транспортного средства в эксплуатацию. Показатели не должны превышать допустимые нормы.

Определяются следующие аспекты работы ПА:

  • общее техническое состояние;
  • система смазки пожарного автомобиля;
  • заправка горюче-смазочными материалами;
  • наличие огнетушащих веществ;
  • полные комплекты ПТВ (пожарно-технического вооружения);
  • внешний вид ПА, наличие маркировок.

Назначение ПА к возобновлению работы осуществляется, если его техсостояние совпадает с установленными правилами технической документации.

Неисправные автомобили отправляются снова в техническую службу или же списываются после письменного разрешения руководителя подразделения.

При испытании пробегом

Отремонтировав ПА, его подвергают испытанию пробегом.

До возвращения техники в эксплуатацию проводят ее обкатку в 400 км (после капремонта) или в 150 км (после среднего ремонта). Это позволяет вовремя выявить проблемы, которые не были исправлены или появились в ходе восстановления систем и механизмов.

Установленные показания записываются в формуляр и отдаются на подпись руководителю технической части.

При испытании оборудования

Обязательной частью проверки качества исправления ПА являются испытания:

  • насосной и водопенной систем на герметичность;
  • механизмов управления агрегатами ПА;
  • емкостей для транспортировки порошковой субстанции;
  • электрооборудования и осветительных приборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *