Ремонт и хранение автомобильной техники

Содержание АТ на хранении- это комплекс организационно-технических мероприятий по поддержанию их в заданном состоянии, обеспечивающем сохраняемость и сохранность в течении установленных сроков хранения.

Содержание машин на хранении включает;

— планирование работ по контролю технического состояния и техническому обслуживанию АТ, содержащихся на хранении;

— подготовку личного состава к выполнению работ по контролю технического состояния и техническому обслуживанию АТ;

— подготовку контрольно- технического оборудования, средств технического обслуживания и материально-технического обеспечения работ;

— контроль технического состояния АТ в установленные сроки;

— техническое обслуживание и ремонт АТ по результатам контроля технического состояния;

— освежение (замену) автомобильного имущества и материалов;

— совершенствование условий хранения АТ.

Машины на хранении содержатся в специально оборудованных местах хранения, под которыми понимаются отапливаемые и неотапливаемые хранилища, навесы и открытые площадки.

При размещении машин в хранилищах или под навесом расстояние между боковыми бортами машин, а также между бортами и стенами должно быть не менее 0,8 м для колесных и 1 м для гусеничных машин, между задними бортами машин и стеной или ограждением — не менее 1 м.

При многорядном размещении в хранилищах машины 2-го и последующих рядов должны быть сцеплены буксирными тросами с впереди стоящими машинами.

На местах хранения машины размещаются в порядке номеров подразделений и расчета со штатными прицепами.

2.1. Планирование работ при содержании автомобилей на хранении.

В целях качественного содержания АТ на хранении и их сохранности, рационального использования сил и средств все работы на АТ хранения должны быть заблаговременно спланированы.

Потребность в ТО и Р АТ содержащихся на хранении, планируется исходя из установленной периодичности ТО, результатов технического состояния АТ.

Все виды КТС, ТО и ремонта автомобилей содержащихся на хранении, за исключением КО и текущего ремонта, являются плановыми и должны отражаться в следующих документах;

— в плане ТО и Р машин, содержащихся на хранении;

— в годовом плане эксплуатации и ремонта машин;

— в месячном плане эксплуатации и ремонта машин;

— в плане-задании ремонтному подразделении на месяц.

На основании месячного плана эксплуатации и ремонта машин и плана-задания ремонтному подразделению разрабатывается план график постановки (ТО в процессе хранения) машин на хранении.

Подготовка автомобильной техники (АТ) к хранению – это комплекс организационно-технических мероприятий по восстановлению их сохраняемости и готовности к применению.

Подготовка автомобильной техники к хранению включает;

— планирование работ по постановке АТ на хранение;

— подготовку личного состава к выполнению работ;

— подготовку средств технического обслуживания и ремонта, материально-технического обеспечения работ;

— подготовку и оборудование мест хранения АТ;

— подготовку АТ к хранению (контроль технического состояния, техническое обслуживание, консервацию, герметизация).

Постановке на хранение подлежит автомобильная техника которая не планируется к использованию – более трех месяцев.

Воинским частям постоянной готовности для постановки АТ на хранение как правило выделяетсяне менее 15-20 дней по окончанию учений;

— 10-15 дней для АТ поступивших на дообеспечение из других воинских частей; — -10 дней для АТ, полученных с предприятий-изготовителей и ремонтных предприятий).

Срок постановки техники на хранение не должен превышать, для автомобильной техники – 3 месяца.

Подготовка АТ к кратковременному хранению осуществляется водителями, за которыми закреплены автомобили.

Подготовка АТ к длительному хранению осуществляется водителями с привлечением сил и средств ремонтных подразделений, а также граждан призванных на военные сборы.

Планирование работ по постановке автомобильной техники на хранение.

Планирование работ по постановке АТ на хранение осуществляется с целью:

— постановки АТ на хранение в сроки, установленные руководящими документами(воинским частям постоянной готовности не менее 15-20 дней по окончанию учений,10-15 дней для АТ поступивших на дообеспечение из других воинских частей, 10 дней для АТ, полученных с предприятий-изготовителей и ремонтных предприятий). Срок постановки техники на хранение не должен превышать, для автомобильной техники – 3 месяца.

— планового обеспечения необходимыми материально техническими средствами, средствами обслуживания и ремонта;

— качественного выполнения работ по постановке АТ на хранение;

— постоянного контроля должностными лицами за состоянием АТ при подготовке их к хранению.

Организация и порядок выполнения работ по постановке АТ на хранение определяются в приказе командира воинской части «Об организации выполнения работ по постановке АТ на хранение» и в плане постановки машин воинской части на хранение. Эти документы разрабатываются и доводятся до командиров подразделений, за 15 суток до начала работ на АТ.

В приказе командира воинской части «Об организации выполнения работ по постановке АТ на хранение» указываются и определяются:

— марки и номера АТ;

— виды и места хранения:

— способы герметизации АТ при длительном хранении;

— объем выполняемых работ и сроки подготовки мест хранения;

— сроки постановки АТ на хранение:

— объем выполняемых работ по техническому обслуживанию и консервации;

— силы и средства, привлекаемые для выполнения подготовительных работ:

— организация подготовки привлекаемого личного состава;

— порядок материально- технического обеспечения;

— требования противопожарной и экологической безопасности;

— должностные лица ответственные за подготовку машин к хранению;

— мероприятия по выполнению требований безопасности в ходе выполнения работ;

— состав комиссии для проверки готовности АТ к хранению;

— другие мероприятия.

На основании приказа заместитель командира части по вооружению совместно с начальником штаба воинской части, заместителем командира части по тылу и начальниками служб воинской части в части их касающихся разрабатывает План постановки АТ воинской части. Утвержденный план доводится до командиров полразделений не позднее, чем за 10-15 дней до начала выполнения работ.

В плане постановки АТ воинской части на хранение указываются и определяются следующие мероприятия;

— подготовка личного состава;

— обеспечение подразделений материалами, средствами обслуживания и

— объем работ по подготовке АТ к хранению;

— объем и сроки выполнения основных работ, проводимых на АТ специалистами ремонтных органов воинской части;

— подготовка хранилищ и стоянок АТ;

-срок готовности АТ к постановке на хранение по подразделениям;

— порядок проверки командованием воинской части готовности АТ к постановке на хранение;

— порядок оформления документации АТ, поставленных на хранения.

В соответствии с планом постановки АТ на хранение разрабатывается План-график постановки АТ на хранение на месяц, в котором указываются;

— марки АТ, номерные знаки;

— планируемые и фактические сроки выполнения работ по дням.

Личный состав, участвующий в постановке техники на хранение, выполняет работы в соответствии с технологическим процессом на основании контрольно-операционных карт постановки АТ на хранение. Контрольно-операционные карты разрабатываются в масштабе воинской части. Кроме этого, для личного состава, участвующего в постановке АТ к хранению, на каждый день составляются план -задания бригадам.

Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей производиться на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефекацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.

Направление автомобилей и их составных частей в КР производится на основании результатов анализа их технического составления с применением средств контроля (диагностирование) и с учетом пробега, выполняемого с начала эксплуатации или после КР, норм пробега до капитального ремонта, суммарной стоимости израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и других затрат на текущие ремонты.

Автобусы и легковые автомобили направляются на КР при необходимости капитального ремонта кузова. Грузовые автомобили направляются в КР при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а так же не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.

Агрегат направляется в КР, если:

· Базовая и основная детали (табл. 2.1) требуют ремонта с полной разборкой агрегата;

· Работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономически нецелесообразно.

Поступающие в ремонт автомобили и их составные части называют ремонтным фондом. Приемка ремонтного фонда осуществляется представителем ремонтного предприятия, который проверяет его комплектность и соответсвие техническим требованиям.

Предприятие, эксплуатирующее автомобили (заказчик), направляет и сдает подлежащие ремонту автомобили и агрегаты, руководствуясь существующими положениями, а АРП принимает их на основании тех же положений.

Технические условия на сдачу автомобилей и агрегатов в капитальный ремонт должны соответствовать требованиям ГОСТов и руководствам на капитальный ремонт.

Заказчик сдает в ремонт автомобили и агрегаты, выработавшие установленный ресурс, достигшие предельного состояния и имеющие аварийные повреждения, которые могут устраняться только на предприятиях по капитальному ремонту при наличии соответствующего акта; достигшие предельного состояния, но не выработавшие установленного ресурса с приложением соответствующего акта.

Автомобили и агрегаты, направляемые в ремонт, должны быть комплектными и иметь лишь те неисправности, которые возникли в результате естественного износа деталей.

Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены первая и вторая комплектность; для автобусов и легковых автомобилей — только первая; силовых агрегатов (двигатель с коробкой передач и сцеплением) — первая; дизелей — первая; для карбюраторных двигателей — первая и вторая. Все остальные агрегаты автомобиля имеют только одну комплектность.

Автомобиль первой комплектности — это автомобиль со всеми составными частями, включая запасное колесо. Автомобили второй комплектности сдают в ремонт без платформы, металлических кузовов и специального оборудования.

Двигатель первой комплектности — это двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нем, включая сцепление, компрессор, вентилятор, насос гидроусилителя рулевого управления, топливную аппаратуру, приборы системы охлаждения и смазочной системы, воздухоочиститель, электрооборудование и т. п. Двигатель второй комплектности — это двигатель в сборе со сцеплением, но без других составных частей, устанавливаемых на нем.

В отдельных случаях (как исключение) АРП может принимать в ремонт автомобили и агрегаты в комплектности, отличной от установленной. При этом доукомплектование их производится по калькуляции ремонтного предприятия, согласованной с заказчиком.

Читайте также:  Курсы ремонта бытовой техники в краснодаре

Автомобили и агрегаты, выработавшие свой ресурс, но не достигшие предельного состояния, не подлежат капитальному ремонту.

В капитальный ремонт не принимаются: грузовые автомобили, если их кабины и рамы подлежат списанию; автобусы и легковые автомобили, если их кузова не могут быть восстановлены; агрегаты и узлы, у которых базовые или основные детали подлежат списанию.

Наружные поверхности автомобилей и агрегатов должны быть очищены от грязи. Автомобили и агрегаты не должны иметь деталей, которые отремонтированы способами, исключающими возможность последующего их использования или ремонта и иметь годные к эксплуатации аккумуляторы и шины. Все сборочные единицы, детали и приборы должны быть закреплены на машине в соответствии с его конструкцией.

Техническое состояние автомобилей, сдаваемых в КР, должно обеспечивать, как правило, возможность запуска двигателя и испытания пробегом до 3 км. Автомобиль, имеющий повреждения аварийного характера или неисправности, при которых запуск двигателя и движение его невозможно или могут повлечь дальнейшее разрушение деталей, сдается в КР не на ходу.

Техническое состояние агрегатов осуществляется на контрольно- испытательных стендах. Для определения технического состояния автомобилей и агрегатов необходимо использовать средства диагностирования. Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии автомобилей и агрегатов с указанием места, вида и причины дефекта.

При приемке автомобиля в ремонт составляется приемосдаточный акт по установленной форме в трех экземплярах. В акте отмечается техническое состояние и комплектность сдаваемого в ремонт объекта. Акт подписывается представителями АРП и заказчика. Первый и третий экземпляры акта остаются на ремонтном предприятии, а второй выдается заказчику.

Сборочные единицы, сдаваемые в ремонт отдельно, должны иметь справку, подтверждающую необходимость капитального ремонта, составленную заказчиком.

Двигатели и их сборочные единицы сдаются в КР согласно с требованиями ГОСТов и техническими условиями на ремонт. Сдаваемые в ремонт двигатели должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкцией. Отклонение в комплектности двигателей допускается в пределах конструктивных изменений, внесенных в данную модель организацией-разработчиком. Допускается отсутствие на двигателях и сборочных единицах отдельных крепежных деталей (болтов, гаек, шпилек) и мелких деталей (колпачков и т.п.).

Двигатели и их сборочные единицы не должны иметь деталей, отремонтированных способами, исключающими последующее их использование или ремонт; должны быть очищены и вымыты снаружи, а смазка и вода — слиты. Все отверстия, через которые могут проникнуть атмосферные осадки и пыль во внутренние полости двигателей и их сборочных единиц, должны быть закрыты крышками или пробками-заглушками.

Наружные неокрашенные металлические поверхности предохраняются от коррозии противокоррозионной смазкой. Тара и транспортные средства, применяемые для перевозки двигателей и сборочных единиц, должны обеспечивать их сохранность.

К каждому двигателю и отдельно сдаваемому топливному насосу прилагаются паспорт и справка, подтверждающая необходимость проведения капитального ремонта.

Процесс приемки состоит из следующих стадий: предварительный технический осмотр и выявление комплектности; наружная мойка; окончательный технический осмотр. Ремонтному предприятию предоставляется право при приемке вскрывать любую сборочную единицу.

Если машина или сборочная единица не отвечает техническим условиям на приемку, то она в капитальный ремонт не принимается, но может быть принята в восстановительный ремонт.

Принятые в ремонт автомобили и агрегаты отправляются на склад ремонтного фонда, где и хранятся до поступления в ремонт.

Ремонтный фонд (автомобили и агрегаты) можно хранить под навесами на площадках с твердым покрытием. Склады ремонтного фонда должны быть оборудованы (с учетом вида изделия и программы производства) стеллажами, в том числе многоярусными, монорельсами, кранами-штабелерами, обеспечивающими возможность установки, снятия и транспортирования ремонтного фонда.

Топливную аппаратуру и электрооборудование хранят в закрытых вентилируемых помещениях.

ХРАНЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

Отметим, что в понятие ХРАНЕНИЕ входит хранение не только техники и вооружения, но и других запасов материальных средств. От полушубков и дизельного топлива и до портянок и сухарей.

Сколько патронов носит при себе солдат? А если они кончаются, кто ему поможет? Он бежит (ну, пусть ползет к Вам).

И тут возникает вопрос — а Вы.. к кому поползете Вы?

У командира батальона есть свой запас и патронов, и пайков, и даже топлива.

У командира полка есть свои запасы.

Это и есть эшелонирование Эшелонирование Порядок хранения запасов материальных средств .

Хранение машин включает:

Объем работ по подготовке машин к хранению, техническому обслуживанию при хранении, периодичность опробования и переконсервации определяются в зависимости от условий и видов хранения.

Под условиями хранения понимается факторы окружающей среды, влияющих на скорость процессов коррозии металлов и старения полимерных материалов, а также на стабильность технических характеристик.

Установлены четыре категории условий хранения:

легкая – Л, средняя – С, жесткая – Ж и очень жесткая – ОЖ.

При определении условий хранения машин применяются категории:

Устанавливаются два вида хранения машин:

На кратковременном хранении содержится автомобильное имущество текущего довольствия, на длительном — имущество неприкосновенного запаса (НЗ).

На кратковременное хранение ставятся машины, использование которых не планируется более трех месяцев.

На хранение машины ставятся и содержатся технически исправными, полностью укомплектованными и специально подготовленными так, чтобы обеспечить их сохранность и возможность приведения в готовность применению в кратчайший срок.

Дизельные двигатели типа В-2, которые установлены на машинах, и хранящиеся  на складах, поддаются консервации, если перерыв в их использовании или длительности хранения превышает один месяц.

Машины, которые содержатся на длительном хранении, размещаются отдельно от других машин. Порядок доступа к ним определяется командиром воинской части. Новые машины, а также машины, которые прибыли из капитального и среднего ремонта, необходимо ставить на длительное хранение после их обкатки.

Машины, на которых установлено вооружение, специальное оборудование, подвижные средства ремонта и ТО автомобильной техники (мастерские), ставятся на длительное хранение после обкатки шасси.

Обкатка машин на колесном шасси до 1000 км, на гусеничном – до 300 км.

Содержание машин при хранении в исправном состоянии и постоянной готовности к использованию достигается:

Машины длительного хранения, а также гусеничные и колесные тягачи, гусеничные транспортеры-тягачи, специальные и тяжелые колесные шасси, специальные боевые и строевые машины должны содержаться в хранилищах.

О постановке машин на хранение отдается приказ командира воинской части, в котором указываются:

На основании приказа составляется План постановки на хранение вооружения и техники. Вариант Плана постановки на хранение ВВТ

Подготовка машин к хранению Подготовка мест хранения. Порядок выполнения работ включает работы по техническому обслуживанию машин и консервации систем, узлов и агрегатов для обеспечения в заданных условиях исправного, работоспособного состояния в течение предстоящего срока хранения. Техническое обслуживание и консервация представляют единый технологический процесс.

Постановка машин на длительное хранение оформляется актом закладки (освежения) материальных средств установленной формы, составляемым комиссией по результатам проверки готовности машин к хранению.

О постановке машин на длительное хранение делается запись в паспорте машины.

Содержание машин на хранении включает:

Сроки выполнения работ на машинах, содержащихся на длительном хранении, устанавливаются планом-графиком технического обслуживания и опробования машин.

О снятии машин с хранения Снятие машин с храненияоснования для снятия с хранения. Порядок выполнения работ объявляется в приказе командира воинской части и делается отметка в паспорте машины.

Порядок снятия с хранения рассмотрен здесь Снятие техники с храненияЭтапы выполнения работ

Порядок подготовки к хранению отдельных видов вооружения и техники рассмотрен здесьПодготовка к хранению видов вооружения Подготовка топливных систем, боеприпасов, аккумуляторных батарей и другого вооружения

Хранение техники и вооружения и виды хранения Места хранения техники Размещение техники, оборудование места, особенности кратковременного и длительного хранения

Особенности хранения отдельных видов вооружения и техники рассмотрены здесь Особенности хранения машин с боеприпасами

Особенности хранения вооружения и техники РХБЗ, инженерного вооружения, связи, РЭБ, автомобильной техники и бронетанковой техники рассмотрены здесь Особенности хранения вооружения и техники РХБЗ, инженерного вооружения, связи, РЭБ, автомобильной техники и бронетанковой техники

Контроль техники во время хранения Контроль во время храненияПериодичность проведения ТО, РТО

Ремонт автомобильной техники

Ремонт автомобильной техники − комплекс операций по восстановлению исправности (работоспособности) и восстановлению ресурса образца или его составных частей.

Объектами ремонта являются поврежденные (неисправные) или выработавшие установленный ресурс образцы автомобильной техники, исправность (работоспособность) и ресурс которых могут и должны быть восстановлены.

Ремонт автомобильной техники выполняют ремонтные органы специально подготовленным личным составом специалистов (силы ремонта) с использованием средств ремонта и нормативно-технической документации. Несложный ремонт в пути или во время выполнения боевой задачи может быть произведён силами водителя (экипажа).

Средства ремонта – здания, сооружения, подвижные мастерские, технические устройства (оборудование, стенды, приспособления, инструмент), запасные части, материалы, энергия, природные ресурсы, используемые при выполнении ремонта.

Своевременный и высококачественный ремонт является важным условием поддержания боевой готовности войск. Он достигается:

— наличием оснащенных мастерских и укомплектованных личным составом ремонтно-восстановительных органов части (соединения) и постоянной готовностью их к выполнению производственных заданий;

— всесторонней оценкой технического состояния объектов ремонта с целью определения минимально необходимого объёма работ, подлежащих выполнению;

— правильной организацией ремонтного производства, соблюдением требований нормативно-технических документов и постоянным контролем за их выполнением;

— высоким уровнем квалификации и полевой выучки специалистов и постоянным совершенствованием их подготовки;

— своевременным перемещением ремонтно-восстановительных органов в места размещения ремонтного фонда и сокращением простоев автомобильной техники в ожидании ремонта;

— постоянным совершенствованием технологического процесса ремонта;

— созданием запасов и оперативным обеспечением ремонтно-восста-новительных органов автомобильным и другими видами технического имущества;

— четким взаимодействием ремонтных органов с эвакуационными подразделениями (частями), органами снабжения, обменными пунктами агрегатов и транспортными подразделениями (частями).

Система ремонта автомобильной техники – совокупность ремонтируемых изделий автомобильной техники, средств их ремонта, применяемых методов и видов ремонта, принципов их планирования и проведения, исполнителей и документации, которые используются в соответствии с задачами ремонта.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники и электроники чебоксары

В зависимости от характера и тяжести повреждений автомобильной техники, последствий отказов, степени расхода ресурса, количества заменяемых агрегатов, сложности и трудоемкости ремонтных работ проводятся следующие виды ремонта:

— для машин − текущий, средний (второй, третий средний) и капитальный;

— прицепов, полуприцепов, основных агрегатов, механизмов, узлов и приборов машин, двигателей автомобильного и тракторного типа, применяемых в стационарных и передвижных установках, для автомобильных кузовов-контейнеров (кузовов-фургонов), а также для приборов ночного видения (ночного наблюдения водителя) и других объектов автомобильной техники − текущий и капитальный.

В боевых условиях проводятся текущий, средний и капитальный ремонт машин, текущий и капитальный ремонт составных частей.

Текущий ремонт машин выполняется для обеспечения или восстановления их исправности (работоспособности) и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей.

Текущий ремонт автомобильной техники осуществляется путем замены отказавших, поврежденных и (или) отработавших установленные сроки деталей, сборочных единиц и других составных частей вплоть до одного основного агрегата новыми или восстановленными (работоспособными).

При текущем ремонте машин, получивших боевые повреждения, как правило, осуществляется:

— в подразделении − замена навесного оборудования и деталей общей сборки, текущий ремонт основных агрегатов без их демонтажа с машины и вскрытия картеров;

— части − замена составных частей, в том числе одного основного агрегата трансмиссии или ходовой части, текущий ремонт других агрегатов без демонтажа их с машины и восстановление отдельных деталей;

— соединении − замена любых составных частей, в том числе одного основного агрегата (за исключением кузова легкового автомобиля, корпуса или рамы машины, а для специальных колесных шасси − также двигателя и гидромеханической передачи), текущий ремонт снятых с машин, но не заменяемых агрегатов, узлов и приборов, а также восстановление деталей.

Текущий ремонт агрегата заключается в замене или восстановлении отдельных изношенных и поврежденных деталей, кроме базовых, к которым относятся блоки и картеры агрегатов, а также коленчатые валы двигателей.

Средний ремонт выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей в объеме, установленном нормативно-технической документацией.

Средний ремонт автомобильной техники осуществляется путем замены или капитального ремонта не менее двух, но не более половины основных агрегатов (кроме кузова легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины), проведения текущего ремонта остальных агрегатов, механизмов, приборов и восстановления отдельных деталей. Замена (ремонт) агрегатов, узлов и деталей в процессе среднего ремонта машин производится в зависимости от их фактического технического состояния, устанавливаемого по результатам инструментальной дефектации.

В военное время проведение средних ремонтов предусматривается, как правило, ремонтно-восстановительными органами соединения и старших начальников.

Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса машины (агрегата) и заключается в замене или восстановлении работоспособности любых составных частей, включая базовые.

Капитальный ремонт автомобильной техники осуществляется путем полной разборки, дефектации, замены или капитального ремонта всех агрегатов, механизмов, приборов и восстановления деталей в соответствии с техническими условиями, а также сборки и испытания машин и их агрегатов.

Капитальный ремонт агрегата заключается в его полной разборке, замене или восстановлении всех изношенных и поврежденных деталей, в сборке и испытании в соответствии с техническими условиями.

Основные агрегаты и другие составные части ремонтируемых машин могут быть пригодными к применению без ремонта, требовать восстановления или подлежать утилизации.

Типовые нормы времени на ремонт по видам и маркам машин, технологические процессы, технические условия, а также нормы расхода материалов, запасных частей и инструментов устанавливаются нормативными документами Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, а в военное время, кроме того, временными техническими условиями на особый период и руководствами по капитальному ремонту соответствующих марок машин в особый период.

Автомобильная техника общевойскового назначения ремонтируется, как правило, ремонтно-восстановительными органами автомобильной техники.

Автомобильные базовые шасси в зависимости от их технического состояния и от технического состояния смонтированных на них вооружения и военной техники, от специализации привлекаемых сил и средств, восстанавливаются при комплексном или специализированном ремонте.

При комплексном ремонте восстановление автомобильных базовых шасси производится, как правило, совмещенно по месту и времени с ремонтом установленных на них образцов вооружения и военной техники.

При специализированном ремонте восстановление автомобильных базовых шасси производится, как правило, ремонтно-восстановительными органами автомобильной техники, когда смонтированное на них вооружение и военная техника исправны или когда их ремонт предусматривается соответствующими ремонтно-восстановительными органами в различные периоды времени.

В части (соединении) осуществляется, как правило, комплексный ремонт вооружения и военной техники. При ремонте комплексов вооружения и военной техники ремонтные работы ведутся на составных частях нескольких номенклатур с привлечением специалистов и средств ремонта двух и более технических служб части (соединения).

Ремонт автомобильных базовых шасси может производиться в ремонтно-восстановительных органах родов войск, специальных войск и служб своими силами и средствами или силами и средствами выездных бригад, выделяемых из состава сил и средств старшего начальника.

В зависимости от места выполнения работ и привлекаемых ремонтно-восстановительных органов ремонт автомобильной техники подразделяется на заводской и войсковой. Текущий и средний ремонт относится к войсковым, а капитальный − к заводскому ремонту.

Войсковой ремонт осуществляется непосредственно в местах размещения войск, в районах скопления поврежденных вооружения и военной техники, на сборных пунктах поврежденных машин силами и средствами штатных ремонтно-восстановительных органов, а также выездными бригадами ремонтных предприятий и (или) заводов промышленности.

Основным методом войскового ремонта автомобильной техники является агрегатный метод. При этом машины ремонтируются, как правило, на универсальных рабочих местах, а их составные части − на специализированных постах.

Средний ремонт машин с капитальным ремонтом агрегатов, а также текущий ремонт агрегатов, механизмов и узлов на готовых деталях осуществляется необезличенным методом.

Ремонтно-восстановительные органы автомобильной техники могут быть подвижными, передвижными и стационарными.

Подвижные ремонтно-восстановительные органы укомплектовываются унифицированными и специальными подвижными мастерскими, специальными установками, оборудованием, разборно-сборными производственными помещениями (палатками) и другими материально-техническими средствами, которые при передислокациях размещаются и перевозятся на штатном транспорте. Подвижные ремонтно-восстановительные органы автомобильной техники входят в состав сил и средств технического обеспечения подразделений, частей, соединений и объединений.

Передвижные ремонтно-восстановительные органы укомплектовываются выносным оборудованием, размещаемым в разборно-сборных производственных помещениях (палатках), и мастерскими, смонтированными в автомобильных кузовах-фургонах или кузовах-контейнерах, которые при передислокациях перевозятся приданными транспортными средствами. Они могут также частично оснащаться унифицированными и специальными подвижными мастерскими.

К стационарным относятся ремонтно-восстановительные органы, которые размещены и работают в пунктах постоянной дислокации и не предназначены для перемещения в полном составе. Они могут выделять из своего состава штатные или временные подвижные подразделения (выездные бригады) в места сосредоточения неисправной автомобильной техники.

В ходе боевых действий, а также при действиях войск в полевых условиях, как в военное, так и в мирное время ремонт машин (агрегатов) может осуществляться в соответствии с требованиями временных технических условий на ремонт автомобильной техники и дополнений к ним.

Организация ремонта машин и агрегатов включает принятие решения и планирование ремонта, постановку задач подчиненным ремонтно-восстановительным органам, осуществление взаимодействия всех задействованных сил и средств, обеспечение их всем необходимым и оперативное управление ими.

В военное время при организации ремонта машин, кроме того, осуществляется:

— прогнозирование ремонтного фонда автомобильной техники и его размещение в полосах действий войск;

— создание временных группировок ремонтно-восстановительных органов, распределение ремонтного фонда по ремонтно-восстановительным органам войск;

— выбор районов размещения и развёртывания ремонтно-восстановительных органов, путей и порядка их перемещения в ходе боя;

— определение и постановка задач по ремонту автомобильной техники; отработка взаимодействия ремонтно-восстановительных органов по задачам, направлениям, рубежам действий войск.

Принятое решение должно предусматривать проведение согласованных по месту и времени мероприятий, обеспечивающих:

— рациональное распределение имеющихся сил и средств ремонтно-восстановительных органов, выбор целесообразного режима их использования (эшелонирование, выделение сил и средств в состав выездных бригад, ремонтно-эвакуационных (ремонтных) групп), места их размещения и порядок перемещения в ходе выполнения задач);

— наиболее полную загрузку ремонтно-восстановительных органов ремонтным фондом при рациональной специализации и наилучшем использовании рабочего времени;

— эффективное взаимодействие между ремонтными и эвакуационными силами и средствами, органами снабжения и управления, а также между ремонтно-восстановительными органами автомобильной техники и ремонтно-восстановительными органами других видов вооружения и военной техники;

— снабжение ремонтно-восстановительных органов автомобильным имуществом и необходимой нормативно-технической документацией;

— целесообразное расходование имеющихся материально-техничес-ких средств;

— надежную защиту, охрану и оборону ремонтно-восстановительных органов, минимизацию их потерь.

Основные принципы организации войскового ремонта машин:

— ремонт автомобильной техники осуществляется непосредственно в ходе боевых действий на местах выхода её из строя, в ближайших укрытиях и на СППМ части (соединения);

— в первую очередь ремонтируется автомобильная техника, в наибольшей степени определяющая боеспособность части (соединения) и с наименьшим объёмом ремонтных работ;

— чем ниже войсковое звено, тем меньший объём ремонтных работ устанавливается для его ремонтных органов;

— удаление сил и средств ремонтных подразделений от боевых порядков войск должно обеспечивать максимальную эффективность их использования при сохранении управляемости и живучести.

В ходе боевых действий ремонт автомобильной техники допускается проводить в сокращенном объёме с выполнением только тех работ, которые позволяют использовать автомобильную технику по прямому назначению, но с обязательным завершением остальных работ после выполнения боевой задачи.

При действиях подвижных ремонтно-восстановительных органов автомобильной техники в полевых условиях порядок их размещения, работы, охраны и обороны, перемещения в новые районы, разведки этих районов и маршрутов движения к ним определяются условиями боя, боевыми уставами и указываются в приказах и распоряжениях по техническому (автотехническому) обеспечению.

Читайте также:  Ремонт садовой техники в уфе адреса и телефоны

При этом они могут использоваться для ремонта автомобильной техники в полном составе, по частям или выделять силы и средства во временные органы (ремонтно-эвакуационные группы, ремонтные группы, замыкания колонн) и перемещаться в полном составе или частями. В последнем случае в первую часть выделяется личный состав со средствами технологического оснащения, обеспечивающими возможность быстрой организации ремонта машин на новом месте размещения. Вторая часть завершает ремонтные работы на прежнем месте размещения, после чего перемещается либо к первой части, либо перекатом на следующее место размещения.

Ремонтные средства, выделенные в состав ремонтно-эвакуационных (ремонтных) групп, выполняют текущий ремонт машин в местах выхода их из строя или ближайших укрытиях установленной для них трудоёмкости или продолжительности ремонта.

В подразделениях, имеющих силы и средства технического обеспечения, во всех видах боя создаются ремонтно-эвакуационные (ремонтные) группы для ремонта вооружения и военной техники подразделения. В их состав обычно включаются штатные силы и средства технического обеспечения (отделение технического обслуживания автомобильной техники), автомобили с военно-техническим имуществом, горюче-смазочными и другими материалами, а при наличии и тягачи. Начальником ремонтно-эвакуационной (ремонтной) группы подразделения обычно назначается командир взвода (отделения) технического обеспечения (обслуживания). В ходе боя ремонтно-эвакуационные (ремонтные) группы подразделений действуют в районе обороны (полосе наступления) своих подразделений, на направлении сосредоточения усилий.

Ремонтно-эвакуационные (ремонтные) группы части (соединения) создаются для восстановления автомобильной техники подразделений (частей) первого эшелона, выполняющих задачи на главных направлениях или действующих самостоятельно. В состав ремонтно-эвакуационных (ремонтных) групп части (соединения) обычно выделяются ремонтные взводы (ремонтные отделения автомобильной техники) с мастерскими, автомобиль с военно-техническим имуществом, горюче-смазочными и другими материалами, средства эвакуации, а также силы и средства инженерных, медицинских подразделений и подразделений радиационной, химической и биологической защиты. Начальником ремонтно-эвакуационной (ремонтной) группы части (соединения) обычно назначается командир ремонтного взвода (отделения) ремонтно-восстановительного органа части (соединения).

Ремонтная рота части, ремонтно-восстановительный батальон соединения без средств, выделенных в состав ремонтно-эвакуационных (ремонтных) групп и других органов технического обеспечения осуществляет, как правило, ремонт вышедших из строя вооружения и техники на сборном пункте поврежденных машин части (соединения).

На сборном пункте поврежденных машин части оборудуются:

— участок для приёма вооружения и техники, включающий пункт специальной обработки (контрольно-распределительный пост, площадку специальной обработки, пост извлечения пораженных из состава экипажа (расчёта), механиков-водителей (водителей), площадку для вооружения и техники с высокими уровнями заражения) и пункт приёма вооружения и техники в ремонт (пост мойки, пост извлечения ракет и боеприпасов, посты осмотра вооружения и техники, площадку для вооружения и техники, ожидающих ремонта);

— участки для ремонта вооружения и техники (участок ремонта вооружения, участок ремонта бронетанковой техники, участок ремонта автомобильной техники) и специальных работ, включающие площадки для монтажно-демонтажных работ на ремонтируемых и отдельно на списанных образцах;

— участок для размещения отремонтированных вооружения и техники, на котором осуществляется приведение их в готовность к использованию (боевому применению) и возвращению в части (подразделения);

— участок для расположения подразделений обслуживания (обеспечения);

— места для хранения боеприпасов, военно-технического имущества, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов и материальных средств;

— укрытия для личного состава, вооружения и техники и окопы для обороны СППМ;

— трасса (участок местности) для пробеговых испытаний;

— участки испытаний (выверки и пристрелки) вооружения и других систем образцов вооружения и техники.

Степень оборудования участков, площадок, постов, мест укрытий и окопов определяется исходя из условий конкретной обстановки, возможностей ремонтных подразделений, развернутых на СППМ, и других сил и средств.

На комплексном СППМ отдельные элементы могут быть совмещенными для всех (нескольких) видов вооружения и военной техники, а на автомобильном – некоторые элементы могут не оборудоваться (например, посты извлечения ракет и боеприпасов, места для хранения боеприпасов, участки испытаний вооружения и др.).

Ремонтно-восстановительный орган части (соединения) располагается в районе СППМ рассредоточенно.

На СППМ производятся:

— контроль зараженности, чистка (мойка) и при необходимости специальная обработка неисправной техники;

— приёмка и распределение машин по техническому состоянию, типам и маркам, установка их на соответствующие площадки;

— ремонт поврежденных машин;

— подготовка машин к последующей эвакуации, в том числе к железнодорожным станциям (портам) для отправки в тыл;

— разборка списанных машин на агрегаты, узлы и детали (на СППМ объединений);

— передача силам и средствам старшего начальника машин, которые не могут быть отремонтированы силами и средствами подразделения (части), организовавшей СППМ;

— учёт и передача поврежденных машин, агрегатов, запасных частей, материалов и металлолома.

Ремонт автомобильной техники на СППМ организуется и проводится при максимальном использовании возможностей штатных и приданных сил и средств автотехнического обеспечения. Все работы на СППМ выполняются с соблюдением маскировки. Сварочные, кузнечные и другие тепловые работы в темное время суток проводятся в палатках, под брезентом и в других укрытиях.

Охрана и оборона СППМ организуются его начальником и осуществляются силами и средствами ремонтно-восстановительного органа части (соединения) с привлечением водителей (механиков-водителей) и исправного вооружения подлежащих ремонту машин, доставленных на СППМ. В необходимых случаях решением командира части (соединения) для усиления охраны и обороны могут выделяться общевойсковые или специальные подразделения.

При перемещении ремонтно-восстановительного подразделения (части) начальник СППМ оставляет необходимые силы и средства, организует охрану оставшихся машин до прибытия ремонтных частей старшего начальника.

Начальником СППМ, как правило, назначается командир ремонтной роты части (ремонтно-восстановительного батальона соединения), организовавшей СППМ.

Автомобильная техника, поступившая на СППМ, учитывается по книге учёта машин, поступивших на СППМ.

Передача машин с СППМ в ремонтно-восстановительный орган своей части (соединения) оформляется под подпись приемщика в книге учёта машин, поступивших на СППМ (приложение В).

Машины, сданные (собранные) на СППМ части (соединения), после ремонта возвращаются в свои подразделения (части).

На машины, которые не могут быть восстановлены на СППМ в течение одних суток, начальник СППМ выдает частям (подразделениям) соответствующие документы.

При передаче нескольких машин, находящихся на СППМ части (соединения, объединения) или в других местах их сосредоточения, силам и средствам старшего начальника может быть составлен акт произвольной формы с перечислением типов, марок, индексов и номеров всех передаваемых машин с указанием их технического состояния.

Автомобильная техника, восстанавливаемая в ходе боя штатными ремонтно-восстановительными органами до соединения включительно, остается в списках эксплуатирующих её частей, если нет на это особых указаний. После возвращения из ремонта приводится в состояние готовности к использованию (боевому применению) силами и средствами своих подразделений.

Автомобильная техника, которая не может быть восстановлена в ходе боя силами и средствами автотехнического обеспечения части (соединения), эвакуируется и передается без водителей (экипажей) силам и средствам старшего начальника. При этом она исключается из списков части (соединения) и после ремонта распределяется по решению соответствующих начальников.

При автотехническом обеспечении боевых действий планирование ремонта автомобильной техники в части (соединении) осуществляется на основе уяснения задач автотехнического обеспечения с учётом предполагаемого выхода машин из строя (для соединения); наличия, состояния и производственных возможностей подразделений автотехнического обеспечения; обеспеченности автомобильным имуществом и условий использования сил и средств автотехнического обеспечения.

В военное время с установленной старшим начальником периодичностью представляются по команде сводки-донесения по автотехническому обеспечению установленной формы, в которых наряду с другими вопросами отражаются сведения по восстановлению автомобильной техники, о состоянии ремонтно-восстановительных органов и местах размещения неосвоенного ремонтного фонда.

Машины, подлежащие текущему и среднему ремонту, направляются в ремонтное подразделение своей части на основании решения помощника командира части по материально-техническому обеспечению, которое письменно фиксируется в книге осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов роты с указанием вида ремонта и сроков его выполнения.

Приём машин в ремонтно-восстановительные органы подразделений и частей осуществляется по распоряжениям соответствующих заместителей командиров по материально-техническому обеспечению (начальников автомобильной службы), а в ремонтно-восстановительный орган соединения, кроме того, по нарядам, выданным соответствующими службами.

Командиры ремонтно-восстановительных органов в ходе боя (марша) могут принимать машины в ремонт самостоятельно с последующим докладом об этом непосредственным начальникам и оформлением приёма установленным порядком.

В военное время передача машин, неохваченных ремонтом в части (соединении), может осуществляться на местах выхода из строя или в ближайших укрытиях, на путях эвакуации или других пунктах, назначенных старшими начальниками. Сдача машин осуществляется в соответствии с распоряжениями помощника командира по материально-техническому обеспечению, начальников других вышестоящих органов (служб) или по выписанным ими нарядам.

На каждую машину, учитываемую по номеру и техническому состоянию, сдаваемую в ремонтно-восстановительный орган части (соединения), представителями части (соединения) составляется приемо-сдаточный документ установленной формы, который командиром части может не утверждаться.

При отсутствии представителя части (соединения) этот документ составляется в одностороннем порядке представителями принимающих ремонтных (эвакуационных) частей (подразделений).

Машина считается сданной (принятой) в ремонт после подписания представителем ремонтного подразделения (части) соответствующего приемо-сдаточного документа, один экземпляр которого остается у сдатчика.

После документального оформления сдачи ответственность за состояние машины несёт командир ремонтного подразделения (части).

В военное время возвращение из войсковых ремонтно-восстановительных органов отремонтированных машин в воинские части осуществляется, как правило, своим ходом в составе смешанных групп вооружения и военной техники, комплектуемых под командой представителя части (ремонтно-восстановительного органа) и усиливаемых, при необходимости, общевойсковыми подразделениями сопровождения.

Передача машин в части подтверждается подписью приёмщика в установленных документах, ведущихся в ремонтно-восстановительном органе части (соединения). Кроме того, приемщиком подписываются приемо-сдаточные документы, составляемые в ремонтно-восстановительном органе в случае замены на машине агрегатов и систем, учитываемых по номерам и техническому состоянию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *