ПТВ или Пожарно-Техническое Вооружение

Виды техобслуживания

Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.

Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:

  • моечные;
  • смотровые, или диагностические;
  • крепежные;
  • пускорегулировочные;
  • топливно-заправочные;
  • смазочные;
  • шинные.

Первое ТО

График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.

В первом ТО важно соблюсти порядок действий:

  • Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
  • Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
  • После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.

Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.

Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.

Второе ТО

Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.

ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:

  • раму, кабину, кузов;
  • мотор;
  • сцепление;
  • трансмиссию;
  • карданный вал;
  • рулевое управление;
  • передний и задний мосты;
  • аккумулятор;
  • тормозную систему;
  • осветительный комплекс;
  • водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
  • насос;
  • систему подогрева резервуара;
  • место для пожарного расчета.

На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.

Сезонное

Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:

  • прочистку охлаждающего контура;
  • диагностику кранов и слива тормозной системы;
  • замену смазки всех агрегатов;
  • проверку карбюратора и топливного насоса;
  • очистку бака горючего;
  • тестирование аккумулятора на стенде.

Ежедневное

ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.

В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:

  • ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
  • ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
  • ПА специального типа – 7 мин.;
  • АЛ и АЦПК – 10 мин.

Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).

Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.

ТО на пожаре и АСР

Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:

  • выведение пожарной единицы из зоны огня;
  • устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
  • смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
  • проверка двигателя и наноса на протечки;
  • диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
  • контроль уровня масла в двигателе;
  • очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
  • заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
  • откачка остатков воды из наноса.

ТО в зависимости от вида ПА

При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.

Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.

Порядок планирования ремонтов

Разработкой графика занимается отдел ПТ УГПС, ОГПС. В нём прописывается число ремонтов на год, а также трудозатраты. Утверждается начальником УГПС, ОГПС. Разрешено составлять один график для ТО и для ремонта.

Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования

Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:

  • поддержание техники в постоянной боевой готовности;
  • безопасность эксплуатации машин;
  • своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
  • работу техники в межремонтные периоды;
  • минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.

Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.

Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:

  • текущего;
  • планово-предупредительного.
  • ежедневно при смене дежурства;
  • при выполнении боевых задач;
  • после возвращения с пожара.

По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.

Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:

  • ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.
  • Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
  • ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.
  • СО – сезонное, при смене времени года.

Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:

  • месяц;
  • полугодие;
  • год;
  • согласно регламенту.

На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.

Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:

  • внешним видом;
  • безопасностью езды;
  • исправностью основных агрегатов;
  • функционированием ПТВ и АСО;
  • уровнем горючего, охладителя и ГСМ.

Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:

  • ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;
  • ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
  • специальные ПА – 7 мин.;
  • АЛ и АЦПК – 10 мин.

В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:

Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.

Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:

Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.

Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:

  • плотность электролита;
  • давление в колёсах;
  • уровень затяжения колёсных гаек.

Техническое обслуживание на пожаре и АСР

В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:

  • безопасное удаление от пожара;
  • отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;
  • смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;
  • отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;
  • нагрев охлаждающей жидкости;
  • давление масла в моторе;
  • показания КИП;
  • очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;
  • заполнение резервуара воды после завершения тушения;
  • откачка воды из насоса и системы подачи;
  • ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.

В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:

  • Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.
  • Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.
  • Гидрант – плотное соединение сальников.
  • Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.
  • Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.
  • Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.

Первое техническое обслуживание

Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:

  • основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;
  • специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.

Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.

Читайте также:  Сервисный центр по ремонту бытовой техники в москве

ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:

  • Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.
  • Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.
  • Смазка элементов.
  • Прочистка фильтров.
  • Функционирование осветительных приборов и сигналов.
  • Работа насоса и всех коммуникаций.

При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:

  • Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.
  • Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.
  • Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.
  • Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.
  • Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.
  • Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.

Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.

Второе техническое обслуживание

Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:

  • основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;
  • специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.

ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:

  • кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;
  • двигатель;
  • сцепление;
  • коробка переключения передач;
  • спидометр;
  • карданная передача;
  • задний и передний мост, рулевое управление;
  • тормоз;
  • аккумулятор, генератор;
  • зажигание;
  • свет и сигналы.

При проведении ТО-2 дополнительно осматривается специальное оборудование:

  • резервуар для воды и ВМП;
  • насос – функционирование, управление, КИП;
  • места для пожарного расчёта;
  • подогрев резервуара;
  • охлаждение двигателя;
  • смазка агрегатов, связанных с пожарной техникой;

В случае необходимости, сюда включается текущий ремонт. На все этапы ТО-2 выделяется 2 дня для основных ПА, 3 дня для специальных и 5 дней для крупной техники – АЦЛ и АЦПК выше 30 м, большегрузных шасси. Если срок эксплуатации транспортного средства составляет от 10 лет, то на него также выделяют 5 дней.

Сезонное техническое обслуживание

Пожарный автомобиль полностью подготавливается к работе в определённый период – зима или лето. Обслуживание выполняется 1 раз в полгода и обычно совмещается с ТО-1 и ТО-2 в следующих периодах – 15.03-15.05, 15.09-15.11. Основные работы:

  • прочистка охлаждающего контура;
  • тестирование функционирования кранов и слива тормозной системы и питания;
  • смена смазки в основных агрегатах;
  • тестирование карбюратора, насоса топлива;
  • прочистка бака горючего;
  • стендовая проверка аккумулятора.

Техническое обслуживание при хранении техники

В этом случае руководствуются инструкциями по эксплуатации от производителя, в которых указываются нормы и необходимые работы. В общих случаях проводятся:

  • внешний осмотр состояния основных элементов кузова и рамы;
  • очистка от загрязнений;
  • проверка защитных покрытий, а при необходимости – их нанесение;
  • проверка герметичности.

Нормы потребления топлива

Они были введены МЧС России, чтобы обеспечить постоянное наличие и контроль над использованием горючего. Есть 2 вида учёта его потребления:

  • массовое выражение (кг, тонн) – планирование и поступление в подразделения;
  • объёмное (литры) – расход в подразделениях, кроме консистентных смазок.

Для современных ПА существуют 3 типа норм:

  • работа двигателя при полной нагрузке на каждые 100 км;
  • работа агрегатов в стационарном режиме;
  • работа двигателя без нагрузки.

Полный перечень норм расхода топлива представлен в приложении №7 к приказу МВД №549 от 20.12.93 г. Они являются базовыми, то есть используются в качестве основы при расчётах, но дополнительно к ним могут применяться и различные коэффициенты увеличения:

  • Наличие прицепа. Бензин — +2 л на 1 тонну веса прицепа, а дизель — +1.3 л.
  • Климатический регион. Южный – до 5%, средний – до 10%, северный – до 15%, крайний северный – до 20%.
  • Горная местность. Высота над уровнем моря 500-1500 м — +5%, 1501-2000 м — +10%, 2001-3000 м – 15%, 3000 м и более — +20%.
  • В пунктах с более 1 млн. жителей – до 10%.
  • Пробег 1 000 км после капитального ремонта – до 10%.
  • Полевые условия и лес – до 20%, в период снегов или при наличии песка – до 35%.

Существует коэффициент понижения, если ПА эксплуатируется за чертой города на дорогах с улучшенным покрытием – до 15%. В случае, если требуется применить несколько надбавок, то берётся их итоговая сумма. Расчёт расхода производится водителем каждый раз после выезда, с учётом конкретных условий, с которыми он столкнулся.

Развитие технических средств для поведения обслуживания и ремонта пожарной техники

В статье рассмотрены основные виды проводимого технического обслуживания пожарной техники, а также приведен перечень необходимого для этих целей приспособлений и оборудования.

Ключевые слова

РЕМОНТ, ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА, ОТКАЗ

Текст научной работы

В соответствии с «Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных организаций, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016 год», утвержденными Министром РФ МЧС России В.А. Пучковым 25 декабря 2015 года, одними из главных задач в области обеспечения пожарной безопасности являются переоснащение подразделений МЧС России современными техническими средствами, техникой, а также совершенствование пожарной техники и пожарно-технического оборудования.

Техническое состояние любого автомобильного транспорта постепенно ухудшается, причем это справедливо даже для тех машин, которые долгое время не эксплуатируются. Разумеется, основная часть деталей таких автомобилей не страдает, ведь они не работают, но резиновые элементы, а именно всевозможные уплотнения, сальники, шины стареют и со временем приходят в негодность. То же касается моторного масла и прочих жидкостей. Так или иначе, в них попадает влага, в результате теряются важные свойства. Поэтому в ситуации, когда автомобиль с пробегом 3-4 тысячи километров простояла в течение года в гараже, прежде чем возобновить эксплуатацию, ей также необходимо провести техническое обслуживание.

Техническое обслуживание автомобилей должно проводиться по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомобили проходят техническое обслуживание по плану-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания – предупреждение отказов и неисправностей, предотвращение преждевременного износа деталей, своевременное устранение повреждений, препятствующих нормальной работе автомобиля. Таким образом, техническое обслуживание является профилактическим мероприятием.

Отказом называется нарушение работоспособности автомобиля, приводящее к временному прекращению его нормальной эксплуатации.

Все другие отклонения технического состояния подвижного состава и его агрегатов от установленных норм являются неисправностями.

В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов.

Рациональные организация и технология ТО и ремонта автомобилей, внедрение новой техники и передовой технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, максимальное сокращение ручного труда способствуют повышению производительности труда, созданию благоприятных санитарно-гигиенических и безопасных условий труда ремонтных рабочих.

Технологическое оборудование, предназначенное для механизации производственных процессов ТО и ремонта, по своему назначению делится на следующие группы:

  • оборудование для выполнения работ ЕО автомобилей – уборки, мойки, заправки и других работ;
  • оборудование для выполнения работ ТО-1 – подъемно-транспортное, для обслуживания шин, экспресс-диагностики (Д-1), диагностирования тормозной системы, рулевого управления, установки колес, выполнения крепежных работ, обслуживания приборов системы питания, электрооборудования и т. д.;
  • оборудование для выполнения работ ТО-2 – подъемно-транспортное диагностическое оборудование и приборы для углубленного диагностирования (Д-2) тягово-экономических качеств автомобиля, тормозной системы, переднего моста, рулевого управления, электрооборудования, двигателя и его систем, ходовой части, трансмиссии и т. д.;
  • оборудование для выполнения TP автомобилей, комплектующее производственные участки – агрегатный, моторный, кузнечно-рессорный, медницких работ, кузовной, малярный, электротехнический, ремонта аккумуляторов, ремонта систем питания отдельно карбюраторных двигателей и дизелей, TP газобаллонных автомобилей, шиномонтажных и шиноремонтных работ.

Для уборки салонов автомобилей и фургонов применяют стационарные электрические пылесосы и подметально-пылесосные машины.

Мойка подвижного состава осуществляется с помощью механизированных моечных установок, которые делятся на стационарные (автоматические) и передвижные шланговые.

Стационарные моечные установки предназначены для наружной мойки автомобилей и в зависимости от устройства делятся на струйные, струйно-шеточные и щеточные.

Рабочими органами таких установок являются боковые и нижние моющие механизмы, выполненные в виде качающихся коллекторов, в которые ввернуты шланги с сопловыми насадками. Боковые механизмы попарно монтируют по сторонам специальной канавы, а нижние заглубляются в канаву. Моющие механизмы приводятся в действие от электродвигателя через редуктор, систему тяг и рычагов. Вода в установку подается под давлением от насосной станции. Подача автомобиля в зону моечной установки производится по сигналу светофора, управляемого из кабины оператора.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при ТО автомобилей, в зависимости от назначения и устройства подразделяется на следующие группы:

  • конвейеры для перемещения автомобилей на поточных линиях ЕО и ТО-1 грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей;
  • подъемники напольные для ТО и TP автомобилей бывают стационарные и передвижные, электрогидравлические и электромеханические, одноплунжерные и двухплунжерные, стоечные и др.;
  • подъемники канавные – передвижные, стационарные, гидравлические, одноплунжерные и т. д.;
  • тележки передвижные применяются для снятия и установки колес грузовых автомобилей и автобусов, снятия рессор грузовых автомобилей, транспортировки деталей и агрегатов и т. п.;
  • краны передвижные для замены агрегатов и механизмов грузовых автомобилей и автобусов, снятия и перемещения двигателей;
  • приспособления для снятия и установки коробок передач грузовых автомобилей, гидромеханических передач автобусов с гидравлическим, пневматическим или механическим приводом;
  • домкраты для вывешивания на небольшую высоту передней или задней части автомобиля (передвижные грузоподъемные механизмы, состоящие из силового агрегата и подъемного устройства гидравлического действия и ручного привода).
Читайте также:  Ремонт техники великий новгород ирида

Поддержание имеющейся пожарной техники в исправном состоянии, проведение ее ремонта и технического обслуживания требуют больших материальных затрат. Средний годовой пробег пожарных автомобилей составляет около 12000 км. Это приводит к необходимости уделять повышенное внимание тем узлам и механизмам, которые определяют работоспособность автомобиля в целом. Эти узлы изнашиваются быстрее, чаще вызывают необходимость проведения текущих ремонтов. Сбор информации об отказах пожарной техники весьма полезен для дальнейшего совершенствования механизмов при разработке пожарной техники нового поколения.

Своевременное и качественное техническое обслуживание пожарной техники является важнейшим элементом ее эксплуатации и должно обеспечивать: постоянную готовность техники к использованию; безопасность ее применения; устранение причин, вызывающих преждевременный износ, старение, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов; надежную работу техники в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания; минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Ремонт представляет собой комплекс конкретных операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и оборудований по обеспечению их безотказной работы. Он может выполняться по потребности или после определенного пробега. Ремонт, связанный с разборкой или заменой агрегатов и узлов выполняется по результатам предварительного диагностирования.

В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды: для автомобилей — текущий, средний, капитальный; для агрегатов — текущий, капитальный.

Одними из устройств, входящих в перечень обязательного оборудования для специализированных предприятий и станций технического обслуживания пожарных автомобилей, являются подкатные лежаки. С ними работы по ремонту пожарного автомобиля становятся если не легче, то хотя бы удобнее. Как правило конструкции используемых в настоящее время лежаков весьма примитивны, как с конструкторской точки зрения, так и с эргономической. У них отсутствуют подголовники, боковые бардачки, что усложняет специалисту проведение ремонта. Кроме этого лежаки не снабжены утеплителями, что может привести к простудным заболеваниям автомехаников. Анализ применяемых конструкций подкатных лежаков также выявил, что они не имеют возможности регулировки высоты подъема. Поскольку клиренс пожарных автомобилей варьируется от 250 мм до 850 мм, то разработка конструкции лежака с возможность регулировки высоты подъема является актуальной задачей.

Подготовка пожарной техники к использованию

Подготовительный этап предполагает:

  • нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
  • монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
  • нанесение опознавательных знаков;
  • плановую обкатку машины;
  • установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.

Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.

Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.

Порядок использования пожарной техники

Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:

  • свидетельство о регистрации;
  • формуляр;
  • карту эксплуатации;
  • журнал работы;
  • карту учета работы аккумулятора;
  • карту учета пробега автомобильных шин;
  • журнал техобслуживания;
  • путевку;
  • журнал выдачи и возврата путевых листов.

Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.

Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.

Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.

Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:

  • правила выдачи путевых листов;
  • порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
  • порядок проведения ТО;
  • действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
  • правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
  • обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.

Вооружение для тушения пожара

Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.

  • Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.
  • Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.

Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.

Пожарные рукава

В ПТВ входят пять разновидностей пожарных рукавов.

  • Насосный пожарный рукав для пожарных кранов и переносных мотопомп. Рукав подает огнетушащие растворы под давлением не более 1МПа. Температура использования от минус 60 до плюс 40 градусов.
  • Морозостойкий пожарный напорный рукав. Эти рукава подают раствор под давлением до 1,6МПа и хорошо устойчивы к холодам.
  • Рукав пожарный напорный с внутренним латексным гидроизоляционным слоем. Данными рукавами оборудуют передвижные пожарные бригады в районах с умеренным и холодным климатом.
  • Рукав пожарный напорный с двусторонним полимерным покрытием. Входят в комплектацию передвижных пожарных расчетов и используются при температуре до минус 40 градусов. Максимальное рабочее давление 1,6МПа.
  • Рукав пожарный напорный с допустимым давлением до 3МПа. Данные рукава обладают дополнительной прочностью и могут использоваться в агрессивной среде.

Рукавная задержка и зажим

Рукавные задержки используются для фиксации пожарных шлангов для тушения пожаров на высоте и на лестничных пролетах или стенах. А также при необходимости вертикального подъема.

Рукавные зажимы применяют при повреждении в рукавной линии и для ее починки. Различают ленточные и карсетные зажимы. Первые устраняют повреждения до трех сантиметров, а вторые позволяют залатать рукав с разрезом до десяти сантиметров.

Требования безопасности при использовании пожарной и аварийно-спасательной техники

  • Осмотр и диагностика состояния машин проводится только лицами, прошедшими специальную подготовку.
  • Техническое состояние ТС должно отвечать требованиям документации завода-изготовителя. Не допускается самостоятельно вносить изменения в конструкции ПА.
  • Перед проверкой во время заступления на дежурство проводится осмотр целостности подножек, поручней, рукояток и замков.
  • Крыши и платформы ПА должны иметь антискользящий настил и бортовое ограждение крыши высотой от 100 мм.
  • Двери кабины и отсеков должны быть оборудованы автоматическими запирающими замками, фиксирующимися в открытом положении.
  • Дверцы отсеков должны иметь сигнализирующие устройства, срабатывающие при открытии, с выводом данных на щит в кабине водителя.
  • Дверцы отсеков, открывающиеся вверх, блокируются на высоте.

Классификация

Существует пять классификационных типов пожарно-технического вооружения. Их различают по типу назначения:

  • Спецоборудование для обнаружения людей в домах и сооружениях и их эвакуации.
  • Приспособления для защиты дыхательных органов и спецсредства, вентилирующие воздух и приводящие его к нормальным условиям.
  • Пожарное оборудование механического использования.
  • Ручное пожарное оборудование.
  • Оборудование для перекачивания жидкости и ее сбора.

Виды ремонтов

Несмотря на периодическое ТО, вероятность повреждения остаётся всегда, так как пожарная техника постоянно сталкивается с экстремальными ситуациями. В связи с этим остаётся необходимость в ремонтных работах. К тому же, после превышения пробега для определённого типа ПА, допускается его использование, при условии качественного ремонта.

Ремонт производится только после полной диагностики пожарного автомобиля и установления неисправностей. Существует 3 вида восстановительных работ:

  • текущий;
  • средний;
  • капитальный.

Текущий ремонт (ТР)

Необходим для поддержания работоспособности пожарного автомобиля, посредством установки новых агрегатов или восстановления уже имеющихся, но не более 1 базового. Помимо этого, производятся:

  • регулировка отдельных элементов;
  • улучшение крепёжа;
  • сварка;
  • слесарные работы;
  • механические работы.

Текущий ремонт допускает лишь частичную разборку агрегатов, замену его части или её восстановление, опять же, за исключением основных. Необходимость в починке может быть выявлена во время прохождения контрольного осмотра, либо по непосредственному сообщению водителя.

Средний ремонт (СР)

В этом случае допускается замена целого ряда агрегатов, но если они являются основными, то не более 4 штук. Сюда может входить двигатель, которому требуется капитальный ремонт, и полная покраска кузовной части. В результате этих действий обеспечивается правильное функционирование пожарного автомобиля.

Капитальный ремонт (КР)

Наиболее комплексный подход, при котором допускается полная разборка любой детали, или их замена. Причиной для производства капитального ремонта может служить выявление необходимости в полном ремонте следующих элементов:

  • кузов;
  • кабина;
  • резервуар;
  • насос;
  • более 2 элементов шасси.

В состав комиссии, которая определяет тип ремонта и срочность его проведения входят:

  • члены технической службы гарнизона;
  • начальник подразделения;
  • отделы технической службы;
  • старший водитель;
  • прикреплённый водитель из части, откуда прибывает ПА.

После проведения ремонта, автомобиль проходит испытание в специальном посту – проезд 2-4 км. Перед тем, как ПА будет возвращена обратно на дежурство, она проходит обкатку на протяжении 400 км после КР и 150 км по СР. Все выполненные работы заносятся в формуляр и подписываются начальником отдела технической службы, который и несёт за них ответственность, а также печатью.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в элисте адреса и телефоны

Порядок планирования ТО

Для технического обслуживания составляется специальный график с указанием дней для каждой отдельной единицы техники. ТО-2 на год разрабатывается отделом ПТ, проходит согласование с отделом службы и подготовки, утверждается начальником УГПС, ОГПС. ТО-1 на год разрабатывается начальником ТС, проходит согласование со службой пожаротушения, утверждается начальником гарнизона. В некоторых случаях допускается составление единого плана для обоих видов технического обслуживания.

Табель положенности ПТВ на пожарном автомобиле

Комплектация пожарных автомобилей и пожарных бригад регламентируется табелем положенности к приказу МЧС России от 28 марта 2014 года №112. В него входит более 60 пунктов, которые подразделяются на следующие категории:

  • Индивидуальные средства защиты,
  • Оборудование для тушения пожара,
  • Спасательное оснащение,
  • Аварийно-спасательный инструмент,
  • Санитарное оборудование,
  • Прочее оборудование и комплектация.

Оборудование для эвакуации

Одним из основных инструментов в пожарной машине является оборудование для эвакуации людей из горящих или задымленных сооружений. Оно включает в себя механизированный и ручной инструмент. К механизированному относятся:

  • средства для расширения и фиксации проемов,
  • гидравлические насос и линии,
  • домкрат,
  • оборудование для разрезания металла,
  • приспособления для демонтажа препятствий к месту аварии.

Ручное оборудование пожарного включает в себя:

  • ломы,
  • баргы,
  • топоры,
  • крюки,
  • лопаты,
  • ножницы для демонтажа электрических проводов.

Средства индивидуальной защиты пожарных

Индивидуальные защитные средства делятся на три группы:

  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. К ним относятся респираторы, противогазы, дыхательные аппараты, средства по вентиляции легких и соответствующие комплектующие.
  • Средства защиты головы, рук и ног. Это каски, шлемы, специальная защитная обувь и перчатки.
  • Защитная одежда для пожарных. В нее входят теплозащитные и теплоотражательные комплекты, одежда локальной защиты, специализированные защитные комплекты от излучений, термостойкие костюмы и боевые защитные костюмы пожарных трех уровней защиты.

Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов

Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.

Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.

Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.

  • Полевая мультисервисная инфокоммуникационная сеть на местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работКоролёв С.А.NovaInfo 109, с.23-25, 14 ноября 2019, Технические науки
  • Королёв С.А.
  • Мобильная эстакада для ремонта пожарных автомобилейПучков П.В.NovaInfo 109, с.21-22, 7 ноября 2019, Технические науки
  • Пучков П.В.
  • Разработка плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на нефтебазеПокровский А.А.NovaInfo 109, с.20-21, 6 ноября 2019, Технические науки
  • Покровский А.А.
  • Улучшение триботехнических свойств трансмиссионных масел, как способ повышения надежности деталей трансмиссийКиселев В.В.NovaInfo 109, с.19, 5 ноября 2019, Технические науки
  • Киселев В.В.
  • Разработка приспособления для сушки пожарных напорных рукавовПучков П.В.NovaInfo 109, с.17-18, 5 ноября 2019, Технические науки

Список литературы

  • Щукин, М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. М.: Альянс, 2012. — 128 с.
  • Бескаравайный, М.И. Устройство автомобиля М.: Альянс, 2010 . – 300 с.
  • Чумаченко, Ю.Т. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. / Юрайт, 2011. — 316 с.

Цитировать

Кисилев, В.В. Обзор устройств и оборудования для ремонта пожарной техники / В.В. Кисилев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 87. — С. 20-23. — URL: https://novainfo.ru/article/15469 (дата обращения: 28.04.2023).

Поделиться

Пожарные лестницы относятся к средствам, предназначенным для эвакуации. В пожарно-техническом вооружении различают несколько видов пожарных лестниц:

  • Металлическая пожарная лестница штурмовая. Она используется для подъема по наружной стене сооружений и работ по вскрытии кровли на крутых крышах.
  • Ручная трехколенная пожарная лестница металлическая. Необходима при тушении пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах.
  • Металлическая пожарная лестница-палка. Используется для подъема пожарных не выше первого этажа и демонтажа перегородок и штукатурки.
  • Лестница веревочная спасательная. Применяется для спуска людей с высоты. используется на буровых установках, кранах, при проведении отделочно-ремонтных работ на высоте.

  • Разработка приспособления для ремонта пожарных автомобилейКиселев В.В.NovaInfo 110, с.19-20, 2 декабря 2019, Технические науки
  • Киселев В.В.
  • Исследование поверхностей трения стальных деталейКиселев В.В.NovaInfo 110, с.17-19, 2 декабря 2019, Технические науки
  • Улучшение триботехнических свойств трансмиссионных масел, как способ повышения надежности деталей трансмиссийКиселев В.В.NovaInfo 109, с.19, 5 ноября 2019, Технические науки
  • Критерии выбора вида механической обработки поверхностей тренияКиселев В.В.NovaInfo 109, с.13-14, 2 ноября 2019, Технические науки
  • Иследование влияния скорости скольжения на изменение коэффициента тренияКиселев В.В.NovaInfo 109, с.12-13, 2 ноября 2019, Технические науки
  • Киселев В.В. К проблеме улучшения триботехнических свойств смазочных материалов. / Известия высших учебных заведений. Серия: Химия и химическая технология. – 2006. – Т. 49. – № 12. – С. 115-116.
  • Киселев В.В., Топоров А.В., Никитина С.А., Пучков П.В., Покровский А.А., Зарубин В.П., Легкова И.А. Повышение качественных характеристик моторных масел за счет введения присадок. / Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии. – Материалы международной научно-технической конференции: (XVIII Бенардосовские чтения). – 2015. – С. 330-333.
  • Зарубин В.П., Киселев В.В., Пучков П.В., Топоров А.В. Улучшение эксплуатационных характеристик автотранспортной техники за счет применения высокоэффективных присадок. / Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. – Т.3. – № 1 (19). – С. 56-62.
  • Киселев В.В., Мельников В.Г. Исследование свойств разработанных присадок на основе солей мягких металлов. /
  • Эффект безызносности и триботехнологии. – 2004. – № 1. – С. 16.
  • Киселев В.В. К проблеме улучшения триботехнических свойств смазочных материалов. / Известия высших учебных заведений. Серия: Химия и химическая технология. – 2006. – Т. 49. – № 12. – С. 113.
  • Пучков П.В., Топоров А.В., Киселев В.В. Разработка конструкции трибологически безопасного резьбового соединения. / Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2012. – № 1. – С. 28-31.
  • Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Перспективы применения магнито-жидкостных устройств в пожарной и аварийно-спасательной технике. – Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2010. – № 2. – С. 63-64.
  • Киселев В.В., Гомонай М.В., Пучков П.В., Лисовская И.А. Перспективы применения нанопорошков силикатов в смазочных материалах, используемых в аварийно-спасательной и пожарной технике. /
  • Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2015. – № 3 (26). – С. 38-46.
  • Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе. / Современные проблемы высшего образования. – Материалы VII Международной научно-методической конференции. С.Г. Емельянов (отв. редактор). – 2015. – С. 44-49.
  • Киселев В.В. Реализация безызносного трения в пожарной технике, как способ повышения ее надежности. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 51. – С. 33-37.
  • Киселев В.В. Повышение долговечности узлов трения строительной техники. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. № 55. – С. 35-39.
  • Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Повышение надёжности пожарной техники применением модернизированных смазочных материалов. / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2010. – № 3. – С. 24-28.

Киселев, В.В. Развитие технических средств для поведения обслуживания и ремонта пожарной техники / В.В. Киселев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 151-156. — URL: https://novainfo.ru/article/10022 (дата обращения: 28.04.2023).

Для проведения технического обслуживания подготавливается специальный пост, либо хорошо вентилируемое помещение. В нём предусматривается смотровая канава с металлическими или ЖБ ребордами и щитами. Также в ней присутствует обогрев на зимний период. Помещение снабжается системой отвода газов, с возможностью подключения к выхлопной системе ПА.

  • самостоятельная модификация рабочего инструмента;
  • снятие колёс при помощи кувалды, наезда автомобиля и других нетехнических методов;
  • вести работу с трансмиссией при заведённом автомобиле;
  • осуществлять любые работы со станками без заземления;
  • пользоваться электрическим оборудованием с нарушениями в изоляции или без заземления;
  • работать на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии, на домкратах и т.д.;
  • использовать посторонние предметы в качестве подкладки под вывешенный ПА;
  • работать с подвешенным ПА без подставки упоров;
  • выполнять проверку систем при включённом двигателе, где это не требуется;
  • преграждать проходы, подходы к источникам воды, пожарному оборудованию, рабочему инвентарю;
  • оставлять открытыми баки для горючего;
  • использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки элементов;
  • держать ЛВЖ и ГЖ, которые не требуются для ТО, и оставлять их в открытом виде.
  • Разработка поста технического обслуживания и ремонта пожарной техникиКропотова Н.А.NovaInfo 116, с.6-7, 29 мая 2020, Технические науки
  • Кропотова Н.А.
  • Надежность напорных пожарных рукавов — критерий эффективности пожаротушенияКропотова Н.А.NovaInfo 115, с.13-15, 27 апреля 2020, Технические науки
  • Роботизированная платформа, обеспечивающая мониторинг обстановки на водных объектахКропотова Н.А.NovaInfo 114, с.2-4, 4 апреля 2020, Технические науки
  • Техническая диагностика автомобиля как показатель надежности и долговечностиКропотова Н.А.NovaInfo 114, с.1-2, 27 марта 2020, Технические науки
  • Надежность подъемных механизмов как фактор охраны трудаКропотова Н.А.NovaInfo 109, с.3-4, 17 октября 2019, Технические науки
  • Приказ МЧС России от 18.09.2012 г. № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС», 128 с.
  • Киселев В.В. Реализация безызносного трения в пожарной технике, как способ повышения ее надежности. / novainfo.Ru. – 2016. – Т. 1. –№ 51. – С. 33-37.
  • Киселев В.В. Меры по снижению износа деталей пожарной техники. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 51. – С. 37-40.

Кропотова, Н.А. Обеспечение работоспособности пожарных автомобилей при реализации основных видов ремонта / Н.А. Кропотова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 68-72. — URL: https://novainfo.ru/article/8730 (дата обращения: 28.04.2023).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *