Текст ГОСТ Р 59815-2021 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по техническому обслуживанию авиационной техники. Основные положения
Текущий и профилактический ремонты выполняются в период эксплуатации авиационной техники. Ремонты обеспечивают возможность полной выработки установленного ранее технического ресурса и носят профилактический характер. Текущий, и в отдельных случаях профилактический, ремонт выполняется авиаремонтными мастерскими.
В основном авиаремонтные мастерские в настоящее время выполняют следующие виды работ:
— ремонт, отладку и регулировку агрегатов воздушных гидравлических и других систем самолетов, а также авиаприборного и радиоэлектронного оборудования;
— замену двигателя и отдельных агрегатов планера самолета, например, крыла, стабилизатора и др., с нивелированием их относительно строительных осей самолета;
— ремонт обшивки планера самолета способом замены отдельных участков;
— ремонт деталей систем питания и управления самолетом, т. е. деталей трубопроводов, кранов, фильтров, тяг, качалок и т. п.;
ремонт деталей шарнирных, неподвижных болтовых и других соединений с восстановлением характера сопряжений;
— ремонт радиаторов, деталей остекления; удаление продуктов коррозии и восстановление лакокрасочных покрытий самолета на отдельных участках;
— ремонт наземного оборудования.
В связи с развитием авиационной техники авиационные ремонтные мастерские освоили также ремонт герметических кабин и отсеков самолета, мягких топливных баков и сварных стальных частей летательных аппаратов электродуговой сваркой, а также пайку твердыми припоями металлических топливных баков и др.
Повышение требований к качеству ремонта привело к необходимости внедрения обязательного контроля материалов, применяемых при ремонте самолетов, более широкого контроля качества в процессе ремонта и использования современных средств контроля.
Технологические процессы ремонта самолетов и другой авиационной техники выполняются в соответствии с руководствами, инструкциями, указаниями и бюллетенями.
Отдельные неответственные узлы и детали изготовляются по образцам или чертежам (эскизам), имеющим необходимые размеры, допуски на размеры, чистоту обработки и другие технические условия.
При ремонте планера самолета основное внимание должно уделяться сохранению равнопрочности и аэродинамических обводов, правильной подгонке деталей с соблюдением установленных допусков и посадок в сочленениях, правильной регулировке агрегатов и контрольным испытаниям в процессе и после ремонта.
Применяемые при ремонте материалы и запасные части должны соответствовать техническим условиям, установленным на поставку.
Контроль качества при ремонте авиационной техники осуществляется инженерно-техническим составом ремонтных мастерских. За качество выполненных работ несут ответственность лица, их выполнявшие. Принимают работу начальники, непосредственно давшие задание.
При ремонте для выявления трещин и других дефектов широко применяются современные инструментальные методы определения технического состояния, а также контроль отдельных деталей, узлов и агрегатов, особенно наиболее нагруженных. Стальные детали, подвергавшиеся в процессе ремонта термической обработке, допускаются к установке только после проверки предела прочности их материала.
По окончании ремонтных работ в формулярах самолета, двигателя, их агрегатов, авиационного и радиоэлектронного оборудования делается запись о проведенном ремонте, заверяемая подписью начальника авиаремонтной мастерской с приложением печати.
Таким образом, технологические процессы ремонта и контроль его качества в условиях эксплуатации должны выполняться так, чтобы авиационная техника после ремонта не уступала по своему качеству технике, выпущенной заводами-изготовителями и отремонтированной авиационными ремонтными предприятиями.
§ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ РЕМОНТА
Под ремонтом следует понимать совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на устранение дефектов и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации авиационной техники, с целью сохранения или восстановления летно-технических характеристик. Высококачественный ремонт обеспечивает высокую надежность работы самолетного парка.
Общее техническое состояние авиационной техники до известной степени характеризуется числом часов работы в воздухе или количеством совершенных посадок. Чем больший период времени авиационная техника находится в эксплуатации, тем в большей степени она теряет свою работоспособность. Для исключения возможности резкого снижения работоспособности того или иного элемента конструкции через определенные промежутки времени на самолете проводятся осмотры и регламентные работы, при этом определяется техническое состояло
ние элементов конструкции, вскрываются появившиеся дефекты и неисправности, устранение которых осуществляется с помощью ремонта.
С течением времени, несмотря на выполнение в процессе эксплуатации указанных выше работ, усталость материала, естественные износы в деталях и механизмах достигают таких значений, при которых нарушается их нормальная работа. Наступает такой период эксплуатации авиационной техники, когда износы в элементах конструкции достигают недопустимо большой величины, а совместное действие усталости материала и износов приводит к резкому снижению надежности конструкции. В таких случаях авиационная техника нуждается в капитальном ремонте, при котором восстанавливаются или заменяются наиболее изношенные или поврежденные элементы конструкции, а всему самолету устанавливается новый срок службы.
Допустимая наработка (срок службы) авиационной техники, в течение которой (которого) обеспечивается ее надежная работа при соблюдении правил эксплуатации, ремонта и хранения, определяет технический ресурс. .
Под межремонтным ресурсом понимается допустимая наработка (срок службы) авиационной техники до очередного капитального ремонта.
В процессе эксплуатации авиационной техники и восстановления ее технического ресурса объем ремонтных работ может значительно изменяться в зависимости от степени изношенности техники, характера повреждений и др. В связи с этим в практику работы введена определенная классификация ремонта с разделением его на следующие виды: текущий, профилактический (средний) и капитальный (восстановительный).
Видами ремонта называются различные по объему и содержанию восстановительные работы, характеризующие техническое состояние авиационной техники.
Работы, связанные с устранением повреждений и неисправностей отдельных узлов и агрегатов авиационной техники, появившихся в результате ее применения или в процессе эксплуатации, относятся к текущему виду ремонта. Заключается он главным образом в замене поврежденных агрегатов, узлов и деталей с последующей отладкой и регулировкой механизмов и устройств.
По мере увеличения срока службы авиационной техники в ее деталях, узлах и агрегатах износы нарастают, начинают появляться дефекты, связанные с усталостью материала. В связи с этим объем ремонтных работ по их устранению будет больше, а сами работы значительно сложнее.
Профилактический (средний) ремонт производится для восстановления ресурса отдельных систем, агрегатов и механизмов или их восстановления при повреждениях, а также для поддержания высокой надежности авиационной техники, обеспечивающей выработку установленного ей ресурса. Он проводится через определенное количество часов наработки (налета) или после определенного количества лет эксплуатации.
При профилактическом ремонте проверяются системы, узлы и детали, которые предусмотрены действующей технологической документацией, и устраняются все выявленные неисправности.
Капитальный (восстановительный) ремонт производится для восстановления ресурса авиационной техники после выработки установленного межремонтного ресурса или при повреждении (выходе из строя) основных элементов конструкции и систем авиационной техники.
При капитальном ремонте производится проверка всех систем, узлов и деталей авиационной техники и их восстановление в зависимости от выявленных неисправностей.
Авиационной технике, прошедшей капитальный ремонт, устанавливается новый межремонтный ресурс.
Эксплуатация самолетов, подвергшихся капитальному или профилактическому ремонту, разрешается только после проверки их в контрольном полете. Результаты контрольного полета и заключение летчика записываются в формуляр самолета.
19.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Техническое обслуживание летательных аппаратов и их ремонт за рубежом выполняют, как травило, авиационные компании — Владельцы летательных аппаратов. При этом фирмы-изготовители ^
летательных аппаратов, двигателей, готовых изделий оказывают авиационным компаниям всемерную помощь, начиная от обучения летного и инженерно-технического персонала и разработки программ технического обслуживания и кончая разработкой и совершенствованием всей эксплуатационно-технической документации и бесперебойным обеспечением запасными частями.
Техническое обслуживание летательных аппаратов подразделяется на оперативные и периодические формы.
К оперативным формам технического обслуживания относятся предполетное и транзитное обслуживание в промежуточных аэропортах н в аэропортах — базирования летательных аппаратов. Основная цель .каждого из них состоит в том, чтобы путем внешнего осмотра убедиться в исправности летательного аппарата и готов-
моего его к полету, а также устранить неожиданно позникшие отказы и неисправности отдельных агрегатов н узлов.
Периодические формы технического обслуживания характеризуются значительно большим объемом выполняемых работ но •сравнению с оперативными и строго определенной периодичностью их проведения, в основу которой положено количество часов налета летательного аппарата. Основная цель периодических форм технического обслуживания — путем тщательного осмотра и контроля технического состояния убедиться в исправности летательного аппарата н готовности его продолжать полеты, а также выявить на ранних стадиях возникновения и устранить возможные неисправности агрегатов н узлов с тем, чтобы предупредить их отказы при эксплуатации
Ремонт летательных аппаратов отличается значительным многообразием его организационных форм н методов. Как правило, выполнение его совмещается с периодическими формами технического обслуживания. Однако степень совмещения в разных авиационных компаниях различна.
Система технического обслуживания и ремонта в разных авиационных кампаниях неодинакова. Она зависит от заданного налета на летательный аппарат, количества их в авиационной компании, маршрутов полетов, сезонности перевозок и технических возможностей авиационных компаний.
Фирмы-нзготовитеди проявляют готовность изменить первоначально принятую схему технического обслуживания н ремонта и предложить новую, которая — наиболее полно учитывала бы конкретные условия работы той или иной авиакомпании.
Программы технического обслуживания и «ремонта, как правило, согласуются с объединенным Комитетом самолетостронтель — ных, моторостроительных и других фирм, поставляющих наиболее ответственное оборудование, а также с правительственными регистрационными — органами страны-экспортера и других ведущих стран-згроизводителей авиационной техники.
В развитии системы технического -обслуживания и ремонта зарубежных летательных аппаратов за последние 40 лет м-ожно выделить несколько этапов. В авиационных компаниях США, в частности, таких этапов было три.
Первый этап начался до — второй мировой войны. Основным типом саімолета в то время был ДС-3. В это время применялся метод «раздельного технического обслуживания и ремонта. Техническое обслуживание летательных аппаратов заключалось в проведении ежедневных и — несложных периодических видов регламента, назначенных через определенные календарные промежутки времени. Капитальный ремонт выполнялся за один прием. При этом летательный аппарат подвергался полной разборке, дефектации, а затем ремонту. После выполнения этого комплекса работ летательный аппарат эксплуатировался — до следующего «капитального ремонта без выполнения на «нем. каких-либо сложных ремонтных операций при проведении технического обслуживания.
Второй этап начался после второй мировой войны с внедрением в эксплуатацию таких самолетов, как Констеллейшн, ДС-6 ДС-7 и др Методы технического обслуживания и ремонта этих типов летательных аппаратов становятся более совершенными Полнее и содержательнее разрабатывается эксплуатационно-техническая документация По мере улучшения использования летательных аппаратов передовые авиационные компании переходят на планирование технического обслуживания и ремонта в зависимости от налета часов Идет поиск новых, бат ее эффективных методов технического обслуживания и ремонта Метод выполнения капитального ремонта летательных аппаратов за один прием большинством авиационных компаний на этом этапе заменяется поэтапным методом, известным под названием «прогрессивный ремонт»
Третий этап начался с внедрения в эксплуатацию летательных аппаратов с газотурбинными дв-игателями. В это время большое внимание со стороны фирм н авиационных компаний уделяется вопросам дальнейшего совершенствования эксплуатационно технической документации, организации технического обслуживания, обеспечения запасными частями и организации выполнения доработок на летательных аппаратах Методы поэтапного ремонта применяют почти все крупные авиационные компании. Получает признание и находит практическое воплощение «метод технического обслуживания и ремонта агрегатов и специального оборудования летательных аппаратов по фактическому техническому состоянию.
Замена агрегатов по техническому состоянию в авиационной компании Юнайтед Эрлайнз (СШЛ)
Такой — метод уже с 1970 г применяется иа многих типах летательных аппаратов американского и английского производства (табл. 191) хотя их конструкция была «е полностью приспособлена к внедрению этого метода
Замена агрегатов и узлов по — их техническому состоянию более широко стала применяться «а самолете Дуглас ДС-9, с учетом конкретных предложений авиационных компаний. На этом самолете, в частности, имеются специальные приборы, контролирующие устройства гидравлической и электрической систем. В конструкции многих агрегатов предусмотрена возможность присоединения контрольно-проверочной аппаратуры без снятия агрегатов с самолета Наиболее широкое применение методы замены и ремонта агрегатов по состоянию находят па новых летательных аппаратах Б-747, Л-1011, ДС 10 н др.
Помимо повышения безопасности полетов за счет проведения своевременного контроля работоспособности н устранения скрытых неисправностей в агрегатах, применение метода замены агрегатов по их техническому состоянию дает большой экономический эффект.
Английские фирмы «Бритиш Эркрафт Корлорейшп» (БАК). «ayxep Сндлли» и многие авиационные компании также проводят работу по внедрению метода замены її ремонта хнрегятов по и техническому состоянию. В результате для таких самолетов, как VC-Ю. «Супер VC-ІО». БАК 111, «Трайдсмт» до 80% всех съемных агрегатов «не имеют установленных ресурсов — их заменяют тогда, когда агрегат тн откаэал, или те выполняет хачестпетю своих основных функций Остальные агрегаты «имеют установленные ресурсы до ремонта и заменяются по мере ид отработки
Внедрение методов замены агрегатов тю техническому состоя — ндю связано с применением средств технической диагностики, разработка и применение которых ведется в двух направлениях. Первое из ннх связано с созданием простых средств для раннего обнаружения отказов н неисправностей.
К таким средствам, — в частности, относятся указатели засореилоотн фильтров, применяемых на самолетах «Фантом», а также оптические приборы, используемые для контроля технического состояния двигателей «Олимп 593» <на самолете «Конкорд»
Заслуживает внимания опыт комплексного применения при эксплуатации силовых установок самолетов ДС-8, ДС-9 и «Вэнгард» таких простых средств технической диагностики, как сигнализатор стружки для контроля состояния масла в двигателях, оптические бороскопы для контроля за состоянием внутренней полости двигателей, указатель уровня вибрации двигателей, указатель расхода масла
Второе направление характеризуется разработкой сложного диагностического оборудования.
К такому оборудованию можно отнести модели звуковых анализаторов «•CWEA-і» и «CWEA-2», которые использовались для диагностики двигателей 1-65 и дали возможность обнаружить неисправности подшипников двшателя, компрессора и гидравлического насоса К этой же группе относится автоматическое и полуавтоматическое контрольное оборудование, в частности такое, как система «SADi» для проверки и контроля состояния приборов при эксплуатации летательных аппаратов.
Эта система позволяет обнаружить неисправный блок, нс снимая его с аета — телыюго аппарата
Появление новых іметодов обслуживания и ремонта летательных аппаратов тесно связано с развитием и совершенствованием нх конструкций. Этн. методы закладываются при проектировании летательных аппаратов и совершенствуются впоследствии авиационными (Компаниями с участием фнрм-изготовителей. При создании летательного аппарата со стороны фирм-.изготовителей и авиационных компаний большое «внимание уделяется вопросам ■обеспечения приемлемого уровня эксплуатационной технологичности конструкций путем создания возможности эффективного контроля технического состояния, взаимозаменяемости агрегатов и узлов, «их доступности и легкосъемиосги.