При техническом обслуживании и ремонте автомобилей, тракторов

Не допускается

  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
  • находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
  • подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
  • поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
  • поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
  • самому производить устранение неисправностей оборудования
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.

Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.

Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12. 003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т. ), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 004 и ППБ 2.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190. 076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12. 061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12. 002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Требования безопасности во время работы

Смазку механизмов станков, машин и других агрегатов производите согласно паспортам и картам их смазки.

Придерживайтесь установленного срока и порядка смазки оборудования.

Применяйте только тот сорт смазки, который применяется для данного станка, машины и агрегата. Замена смазки производится только с разрешения ответственного лица по смазке.

2 Бережно расходуйте смазочный материал, излишняя смазка не улучшает работу станка, машины и агрегата, а создает загряз­ненность их и рабочего места. Случайно пролитое масло или керосин немедленно соберите, осушите место, где они были пролиты.

3 Обтирочный материал не разбрасывайте по участку, а собе­рите в специальные места (закрытый металлический ящик).

4 Следите за исправным состоянием масленок, маслоразводок по станку и всей смазочной системы.

5 Обо всех случаях неисправности масленок, маслоразводок и смазочной системы оборудования, как-то: течь картеров, отсутствие маслоуказателей, обрыв и смятость маслопроводов, трубок, шлангов, отсутствие или неисправность масленок, немедленно поставьте в известность мастера или механика, сделайте соответствующую запись в сменном журнале.

Смену масел в картерах оборудования производите в соответствии с графиком смазочно-профилактических работ. Отра­ботанные масла собирайте и сдавайте в специально отведенное мес­то. Неизрасходованное масло сдавайте в кладовую цеха.

Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, применяемые для промывки картеров и смазочной системы остановленного на планово- предупредительный ремонт оборудования, переносите и храните в закрытой таре.

При работе с горючими и легковоспламеняющимися жидкос­тями и материалами, а также в опасных в пожарном отношении мес­тах: склад хранения масел, места сбора обтирочных материалов, станция по регенерации отработанных масел и пр. — пользоваться открытым огнем запрещается.

Содержите в чистоте смазочные системы оборудования и смазочный инвентарь: ведра, масленки, шприцы, насосы, раздаточ­ные цеховые колонки.

Своевременно смазывайте оборудование, не допускайте нагревание подшипников до температуры, могущей вызвать заедание шпинделя, вала и прочих узлов.

При обнаружении перегрева дайте сигнал об остановке агре­гата.

При необходимости снятия ограждения во время смазоч­ных работ, по окончании смазки поставьте ограждение на место.

Смазку приводов оборудования и механизмов производите только при полном их выключении и остановке, а также наличии на пусковом приборе (рубильнике или кнопке) плаката «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ». (Смазка отдельных частей механизмов на ходу может быть допущена, если она не представляет опасности и производится при помощи соответствующих приспо­соблений).

Читайте также:  Виды то и ремонта сельскохозяйственной техники

При работе на высоте используйте исправные и прошед­шие испытание лестницы. Переносную лестницу устанавливайте так, чтобы угол ее наклона по отношению к полу не превышал 60 градусов.

Прислонять лестницу к вращающимся частям механизма, а также становиться на станки и их ограждения запре­щается.

Рабочему по обслуживанию смазочных систем машин и агрегатов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Работать без использования средств индивидуальной защиты, положенных по нормам.

Прикасаться к токоведущим частям электрооборудо­вания, открывать дверцы электрошкафов.

Пользоваться переносными светильниками напряже­нием более 50 вольт.

Пользоваться неисправным инструментом и приспособлениями, применять прокладки при зазорах между гранями гайки и ключа.

Обдувать на себе и других работниках одежду сжатым воздухом.

Находится в опасной зоне перемещения груза при рабо­те грузоподъемных машин.

Закончив смазку станка, машины или агрегата, убедитесь в том, что его пуск никому не угрожает, и лишь только после этого снимите с пускового прибора плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ» и сообщите о готовности данного оборудования к работе.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При обнаружении каких-либо неисправностей инструмента и обслуживаемого оборудования доложить мастеру и до устранения неисправностей к работе не приступать. При обнаружении возможной опасности предупредить окружающих и немедленно оповестить непосредственного руководителя работ.

4 При аварии систем водоснабжения, отопления и т. препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии и её последствий.

Требования безопасности по окончании работ

Приведите в надлежащий порядок рабочее место. Инвен­тарь и принадлежности (масленки, шприцы, ведра, пустую тару из-под масла и др. ) разложите на соответствующие места для его хранения.

Промасленную ветошь и другие отходы производства убрать в специально отведенное место согласно маркировки.

Сообщите сменщику и мастеру обо всех замечаниях, не­поладках в работе и о принятых мерах по их устранению.

Техника безопасности при проведении ТО и ремонта системы смазки автомобиля ВАЗ-2108

Все работы по ТО и Р системы смазки автомобиля ВАЗ-2108 должны проводиться в соответствии с требованиями техники безопасности и промышленной санитарии.

Безопасные приемы работы – это комплекс соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья работающих.

Большое значение для предупреждения производственного травматизма при производстве работ по обслуживанию и ремонту узлов и агрегатов рулевого управления имеет правильная организация рабочего места.

При постановке автомобиля на пост ТО и Р его необходимо надежно затормозить – поставить на стояночный тормоз и колеса зафиксировать упорами.

Все тяжелые работы по подъему и транспортировке узлов и агрегатов производить специальными подъемно-транспортными механизмами.

Все работы по разборке и сборке узлов производить на специальных приспособлениях, обеспечивающих их устойчивое положение.

Оборудование, приспособления и инструмент для работ по ТО и Р должно находиться в исправном состоянии и соответствовать своему назначению.

При разборке и сборке деталей с гарантированным натягом пользоваться специальными съемниками и приспособлениями.

Естественное и искусственное освещение рабочих мест должно быть достаточным для безопасного выполнения работ.

Помещения для ТО и Р должны иметь надежную приточно-вытяжную вентиляцию.

До начала работ необходимо:

— надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов, рукава надо застегнуть или закатать выше локтя;

— проверить слесарный верстак, который должен быть прочным и устойчивым, соответствовать росту рабочего;

— подготовить рабочее место: освободить нужную для работы площадь, обеспечить достаточную освещенность, заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструмент, приспособления, материалы и т

— проверить исправность инструмента, правильность его заточки и заправки;

— при проверке инструмента обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, слегка выпуклую поверхность, были хорошо насажены на ручки и закреплены клином; зубила и крейцмейсели не должны иметь зазубрин на рабочей части и острых ребер на гранях; напильники и шаберы прочно насажены на ручки;

— проверить исправность оборудования, на котором придется работать, и его ограждение;

— перед поднятием тяжестей проверить исправность подъемных приспособлений (блоки, домкраты и др. ); все подъемные механизмы должны иметь надежные тормозные устройства, а вес поднимаемого груза не должен превышать грузоподъемность механизма; грузы необходимо надежно привязывать прочными стальными канатами или цепями; нельзя оставлять груз в подвешенном состоянии после работы; запрещается стоять и проходить под поднятым грузом; не превышать предельные нормы веса для переноски ручную, установленные действующим законодательством об охране труда, для мужчин, женщин, юношей и девушек.

Во время работы необходимо:

— прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а вовремя установки или снятия ее соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму;

— опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щеткой;

— при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопаснее для окружающих направить отлетающие частицы и установить с этой стороны защитную сетку; работать только в защитных очках: если по условиям работы нельзя применить защитные сетки, то рубку выполняют так, чтобы отрубаемые частицы отлетали в сторону, где нет людей;

— не пользоваться при работах случайными подставками или неисправными приспособлениями;

— не допускать загрязнения одежды керосином, бензином, маслом.

По окончании работ необходимо:

— тщательно убрать рабочее место;

— уложить инструмент, приспособления и материалы на соответствующие места;

— во избежание самовозгорания промасленной ветоши ее необходимо убрать в специальные металлические ящики.

При работах по ТО и Р соблюдать меры пожарной безопасности:

-территория автогаража, площадки для хранения автомобилей должны постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от различных отходов и мусора; Отходы горюче-смазочных материалов, обтирочную ветошь в конце каждой смены надлежит убирать в специально отведенные места;

— ко всем зданиям и сооружениям, а также водоисточникам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарной техники. К пожарному инвентарю и оборудованию должен также быть свободный доступ;

— запрещается разведение костров, сжигание мусора и отходов на территории автогаража.

— все здания, помещения и сооружения должны своевременно очищаться от горючего мусора, отходов производства и постоянно. содержаться в чистоте;

— запрещается убирать помещения с применением бензина, керосина и других легко-воспламеняющих и горючих жидкостей;

— запрещается разбрасывать и оставлять неубранными промасленные обтирочные материалы. Их необходимо убирать в металлические ящики, плотно закрывать крышками и по окончании работ удалять из помещения в специально отведенные за пределами зданий места;

— спецодежда работающих с лаками, красками и другими ЛЖ и ГЖ должна своевременно подвергаться стирке и ремонту, храниться в развешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных помещениях;

— запрещается оставлять без постоянного надзора электронагревательные приборы, а после окончания работы, включенные в электросеть аппараты и установки, если это не требуется по технологии производства, а также пользоваться электроплитками;

— эвакуационные пути и выходы должны содержаться свободными, ничем не загромождаться и в случае возникновения пожара обеспечивать безопасность во время эвакуации;

— курить в строго отведенном месте.

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя обеспечивает уменьшение трения и износа трущихся деталей, охлаждение деталей и вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя. Смазывание трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долговечность двигателя. Система смазки также обеспечивает очистку циркулирующего масла от механических и других вредных примесей при прохождении его через масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.

Выход из строя или плохая работа системы смазки может привести к серьезной поломке двигателя. Поэтому на щитке приборов имеется контрольная лампа аварийного давления масла. Свечение этой лампы красным светом при работающем двигателе недопустимо и указывает на необходимость немедленной остановки двигателя с целью выявления причины неисправности работы смазочной системы и ее устранения.

Подтекание масла из системы смазки определяется по характерным следам на асфальте после стоянки автомобиля. Наступающую „старость” кривошипно-шатунного механизма можно вычислить по сильному дымлению из выхлопной трубы глушителя или трубки отсоса картерных газов, увеличению количества вредных веществ в составе выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов и по потере мощности двигателя автомобиля.

Система смазки двигателя ВАЗ требует особого квалифицированного ухода и правильной эксплуатации, которые обеспечат долгую работу данного механизма. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

Ежедневно проверять уровень масла в поддоне картера двигателя и вовремя доливать масло до нормального уровня.

Соблюдать рекомендованные заводом-изготовителем сроки замены масла.

Периодически следует промывать систему смазки специальным промывочным маслом.

Своевременно устранять обнаруженное подтекание масла из системы смазки (устранение возможных его течей через неплотности в соединениях, поврежденные сальники и прокладки, ненадежно завернутые сливные пробки).

Исключить случаи попадания в масло воды, бензина и других примесей и своевременно заменять масляный фильтр и очищать систему вентиляции картера.

Не допускать эксплуатации двигателя с изношенными цилиндрами, поршневыми кольцами, подшипниками коленчатого вала, что увеличивает расход масла на угар.

Избегать повреждения поддона картера двигателя во время быстрой езды или во время перемещения автомобиля по дорогам, которые оснащены некачественным дорожным покрытием.

studopedia. org — Студопедия. Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0. 004 с).

Техническое обслуживание и ремонт системы смазки автомобиля

Система смазки автомобиля (рис. 20) должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям для снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа деталей, защиты их от коррозии, отвода продуктов износа от трущихся поверхностей и тепла.

Рис. Система смазки автомобиля: 1 — пробка; 2 — прокладка (если нужно — заменяем); 3 — щуп уровня масла; 4 — прокладки (если нужно — заменяем); 5 — масляные выключатели; 6 — держатели масляного фильтра; 7 — масляный фильтр; 8 — корпус масляного насоса; 9 — шестерни; 10 — прокладка картера (если нужно — заменяем, следим за правильностью положения); 11 — прокладка (если нужно — заменяем); 12 — сливная пробка; 13 — всасывающий патрубок; 14 — кольцо круглого сечения (если нужно — заменяем); 15 — крышка маслонасоса с редукционным клапаном

От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения технического обслуживания и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в огромной степени зависит надежность работы двигателя (рис. 21). В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазки, не допускать подтекания масла из фильтров, картера двигателя, соединений маслопроводов и масляного радиатора.

Рис. Принципиальная схема устройства и работы системы смазки двигателя: 1 — поддон картера; 2 — маслоприемник с сетчатым фильтром; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — полнопоточный фильтр; 6 — перепускной клапан; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — главная магистраль; 9 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 10 — оси коромысел; 11 — распредвал; 12 — коромысло привода клапана; 13 — канал подачи масла к механизму газораспределения; 14 — сверления в шейках и щеках вала

После пробега первых 5 тыс. и 15 тыс. км масло в двигателе автомобиля необходимо заменить. Затем замену следует производить через каждые 15 тыс. Масло меняют чаще при эксплуатации автомобиля с районах с холодным климатом, в горной местности, по плохим дорогам, в сельской местности. Одновременно со сменой масла меняют масляный фильтр, для снятия которого можно воспользоваться зубчатым кожухом или кожаным ремнем или просто надев рукавицы. При снятии фильтра масло вытекает, поэтому нужно подставить емкость. При установке фильтр заворачивают вручную, руководствуясь указаниями по его сборке и разборке. Фланец фильтра промывают бензином, резиновое уплотнение слегка смазывают маслом, затем в картер заливают чистое масло.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники воскресенск новлянск

В случае неполадок в работе системы смазки прежде всего необходимо проверить уровень масла, затем его вязкость, правильность работы приборов контроля, исправность масляного насоса.

Во время эксплуатации автомобиля наиболее часто встречаются следующие неисправности системы смазки: снижение уровня масла, повышение или понижение его давления в системе, загрязнение масла, нарушение работы вентиляции картера двигателя, повышенный расход масла.

Снижение уровня масла может быть вызвано износом сальников, выгоранием масла, недостаточным уплотнением коленчатого вала, негерметичностью масляного картера.

Повышение давления в системе смазки может происходить из-за загрязнения каналов системы и масляного фильтра, из-за применения масла повышенной вязкости, отказа датчика давления масла, неисправности редукционного клапана.

Причинами пониженного давления могут быть недостаточный уровень масла в картере, заедание редукционного клапана в открытом канале, засорение маслоприемника, износ деталей масляного насоса, подшипников коленчатого вала и распределительного вала. При пониженном давлении масла в системе смазки на холостом ходу при прогретом двигателе необходимо в первую очередь проверить уровень масла в поддоне картера.

Проверяют уровень масла в поддоне картера при помощи щупа не ранее, чем через 7 минут после остановки двигателя. Для проверки необходимо вынуть щуп, протереть его ветошью и снова вставить в гнездо до отказа. Затем вновь вынуть щуп. След масла на нем показывает уровень масла в поддоне. Нормальный уровень масла находится между верхней и нижней метками на щупе.

Причинами быстрого изнашивания двигателя и его интенсивного старения могут быть длительная работа в режимах, отличающихся от номинальных (температура охлаждающей жидкости менее 60°С или более 100°С), попадание в масло охлаждающей жидкости, значительный износ деталей цилиндро-поршневой группы, применение несоответствующего масла.

Повышенный расход масла (падение уровня масла от номинального до отметки «MIN» на маслоизмерительном щупе при пробеге 1000 км ) проявляется при утечках масла, износе поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя, поломке поршневых колец, закоксовывании прорезей в маслосъемных кольцах либо канавок поршней, износе или повреждении маслоотражательных колпачков клапанов, износе стержней клапанов либо направляющих втулок, нарушении работы системы вентиляции картера.

При внимательном осмотре можно найти течь масла, вызванную прокладками. Необходимо осмотреть крышки привода распределительного вала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, фильтра очистки масла, а также пробку заливного отверстия, штуцер датчика указателя давления, крышку маслоотделителя и уплотнитель маслокзмерительного щупа. Если обнаружены даже небольшие подтеки масла, значит, была нарушена герметичность системы смазки из-за поврежденных прокладок, сальников, ослабления креплений. Если протекает прокладка поддона картера двигателя, нужно снять картер и заменить прокладку. Для замены прокладки в большинстве дизельных автомобилей, а также в «Москвиче» и «Таврии» необходимо из двигателя слить масло, отвернуть все винты крепления нижней части поддона картера и снять ее, затем отвернуть все винты крепления верхней части поддона картера и также ее снять.

Для того, чтобы снять и установить поддон картера бензиновых двигателей зарубежных автомобилей и автомобилей ВАЗ, необходимо автомобиль поднять. Для различных автомобилей последовательность операций по снятию масляного поддона картера различна. Так, для того, чтобы снять и установить поддон на автомобиле «Опель Вектра», необходимо сначала снять переднюю выхлопную трубу, затем слить масло из двигателя и сразу же ввернуть в отверстие винт. Затем, если имеется кабель динамического контроля масла в ванне, его отсоединить. Далее отвернуть винты крепления крышки на коробке передач, потом все винты крепления поддона картера, снять его, а также снять крепления заборного патрубка и щиток. Снять картер, удалить остатки уплотнительной прокладки на стыковочной плоскости поддона, затянуть болты крепления всасывающей масляной трубы, герметиком покрыть стык.

После выполнения этих операций поставить новую прокладку и покрыть герметиком уплотняющие поверхности на закруглениях, установить поддон картера и закрепить его болтами, сильно не затягивая, чтобы не выдавить прокладку. Далее установка выполняется в последовательности, обратной снятию. После установки заливают масло, совершают пробную поездку, чтобы проверить, нет ли утечек в соединениях, и при необходимости подтягивают крепления. Подтягивать болты, винты и гайки крепления поддона картера и крышек необходимо осторожно, чтобы не сорвать резьбу. Для того, чтобы облегчить поиск возможной утечки, перед поездкой места стыков и уплотнений на двигателе снаружи посыпают тальком.

Вязкость масла снижается, если масло долго не меняется, а также в случае неисправностей в системе вентиляции картера. Вязкость масла (т. пригодность его для того или иного климата и времени года) обозначают на этикетке цифрами после букв SAE. Большая или маленькая буква W ставится в обозначении зимних марок: SAE 5 W, SAE 10 W. У летних марок никакой буквы не ставится: SAE 30. В маркировке вязкости всесезонных сортов сначала следует зимний показатель, затем — летний: SAE 10 W-50, SAE 15 W 50, SAE 10/W 30.

Необходимо своевременно производить очистку и промывку деталей системы вентиляции картера.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя возникает при загрязнении маслоотражателя, золотникового устройства карбюратора, трубок отсоса картерных газов, проявляется оно в повышении давления в системе смазки, в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор, повышенном расходе масла.

Нормальная ли вязкость масла, можно определить на ощупь, растирая его между пальцами. Наличие значительных крупинок и ощущения тепла свидетельствует о том, что масло некачественно. Охлаждающую жидкость — воду в масле можно обнаружить, если слить стакан масла из поддона картера и в течение часа дать ему отстояться.

Появление охлаждающей жидкости в масле служит признаком того, что необходимо заменить прокладку головки блока цилиндров. Кроме того, разжижение масла может происходить за счет части бензина, которая не сгорает при отказе одного из цилиндров двигателя или при работе двигателя на переобогащенной смеси. Такое масло подлежит замене. Причину неисправности необходимо устранить.

Техническое обслуживание масляного насоса

После длительной эксплуатации автомобиля или при недостаточной производительности масляный насос снимают и разбирают. Все детали насоса промывают в керосине и продувают сжатым воздухом. Если есть трещины на крышке или в корпусе насоса эти детали заменяют новыми. После осмотра ведущей и ведомой шестерни насоса в случае их износа их также заменяют новыми. При проверке обе шестерни, установленные в корпусе насоса, должны легко вращаться рукой при прикладывании усилия к ведущему валику. В шестеренчатых насосах с наружным зацеплением шестерен щупом проверяют зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой в корпусе насосе. В зависимости от модели двигателя предельно допустимый зазор составляет 0,22—0,25 мм, номинальный — 0,105—0, 175 мм (рис. 22, 23).

Рис. Измерение зазора между наружным диаметром ведомой шестерни и корпусом насоса (насос с внутренним зацеплением шестерен)

Рис. Измерение зазора между корпусом насоса и зубьями шестерен (насос с наружным зацеплением шестерен): 1 — щуп; 2 — ведущая шестерня; 3 — корпус насоса; 4 — ведомая шестерня

Кроме того, проверяют зазор между зубьями шестерен, он не должен превышать 0,20 мм. Линейкой и щупом измеряют зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса. В зависимости от модели двигателя предельный зазор составляет 0,25 мм, номинальный — 0,140-0,215 мм. У шестеренчатых насосов измеряют диаметр шестерен и определяют зазор между осью и ведомой шестерней. Он должен находиться в пределах 0,017—0,057 мм, предельно допустимый зазор равен 0,1 мм. Зазор между валиком насоса и отверстием в корпусе должен находиться в пределах 0,016—0,055 мм.

Крышка насоса в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов. В случае необходимости ее фрезеруют или шлифуют. Максимальная толщина снимаемого слоя не должна превышать 0,2 мм.

Ремонтируя насосы с шестеренчатым приводом от распределительного вала, необходимо произвести дополнительные измерения. Так, определить износ зубьев ведомой шестерни привода насоса можно путем измерения толщины ее зубьев зубомером, Шестерню заменяют, если толщина ее уменьшена более чем на 0,15 мм по сравнению с номинальным размером. Определяют зазор между опорной шайбой и торцой корпуса привода, который не должен превышать 0,25 мм.

Если насосы имеют прокладку между крышкой и корпусом, то при ремонте насоса прокладка, изготовленная из паронита или картона толщиной 0,3 мм, заменяется новой. При установке прокладки не разрешается применять лак, краску или другие герметики, не допускается и установка более толстой прокладки, так как из-за этого снижается производительность насоса.

Если в двигателе установлен привод масляного насоса типа вал—шестерня, проверяют овальность втулок вала, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия во втулке с каналом в блоке цилиндров. Втулки в блоке цилиндров проворачивать нельзя. Измеряют также диаметры втулок и валика и определяют зазор между ними. Если зазор больше 0,15 мм, а также если имеются повреждения поверхностей этих деталей, втулки выбраковывают. После запрессовки втулок их обрабатывают развертками до получения надлежащего диаметра.

При осмотре вал привода насоса не должен иметь повреждений опорных шеек, а шестерня вала не должна иметь заметного износа и выкрашивания зубьев. Внутренняя поверхность втулки должна быть без задиров. Ослабление запрессовки и овальность втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания не допускаются.

При ремонте масляного насоса разбирают редукционный клапан и промывают его гнезда растворителем. На клапане и гнезде не должно быть продольных рисок. Небольшие сколы и царапины плунжерных клапанов шлифуют наждачной бумагой. Во время проверки упругости пружины клапана при нажатии на пружину ее длина не должна уменьшиться более чем на 11—13 мм. Проверку работоспособности редукционного клапана производят также и нажатием на пружину или шарик, плунжер прутком из мягкого металла. Пружина или шарик, плунжер должны перемещаться без помех с некоторым сопротивлением.

В процессе эксплуатации автомобиля система вентиляции масляного насоса двигателя засоряется продуктами неполного сгорания топливно-воздушной смеси — картерными газами. При ремонте двигателя отсоединяют шланги, снимают и разбирают пламегаситель, маслоотделитель, сетку и промывают их в растворителе, бензине или керосине.

Техническое обслуживание датчика давления масла

По принципу действия датчик давления масла является включателем с нормально замкнутыми контактами. Если двигатель не работает и включено зажигание, напряжение от аккумулятора подается на контрольную лампу аварийного давления масла, которая расположена на панели приборов. После запуска двигателя создаваемое масляным насосом давление масла воздействует на мембрану датчика, которая, прогибаясь, размыкает контакты и прерывает цепь питания контрольной лампы.

Методика проверки датчика заключается в следующем. Необходимо отсоединить разъем от датчика и с помощью омметра проверить наличие контакта между выводом датчика и «массой». При неработающем двигателе и включенном зажигании цепь должна быть замкнута, т. омметр должен показывать нулевое сопротивление, а при работающем двигателе цепь должна быть разомкнута, т. омметр показывает «бесконечное» сопротивление.

При снятом датчике его работоспособность можно проверить таким образом: к выводу датчика и его корпусу подсоединяют омметр, в масляное отверстие датчика вставляют отрезок проволоки и слегка надавливают на мембрану. При нажатии цепь должна прерываться. Давление можно создать и сжатым воздухом, однако оно не должно быть слишком высоким, иначе возможно повреждение мембраны.

Замена масла

После ремонта системы смазки ее необходимо заполнить свежим маслом, подходящим для данного двигателя. Масло меняют на двигателе, разогретом до рабочей температуры (температура охлаждающей жидкости около 80°С). При смене масла под автомобиль необходимо подставить сосуд для сбора отработанного масла, открыть пробку заливного патрубка, затем вывернуть сливную пробку из поддона картера, которая находится в самой нижней точке картера, и полностью слить масло. Для этого необходимо выждать не менее 10 минут после открытия сливного отверстия. Затем нужно завернуть пробку, установив новую прокладку.

При замене масла меняют и масляный фильтр. Это делается не только из-за его загрязненности, но и в связи с тем, что в фильтре остается до 0,5 л загрязненного масла. Через одну замену масляного фильтра необходимо заменять и воздушный фильтр. При установке фильтр завертывают вручную.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники тверь адреса и телефоны

При замене масла после 30 тыс. км пробега или раньше, если на корпусе подшипников распределительного вала обнаруживаются липкие смолистые отложения, рекомендуется промыть смазочную систему.

Для промывки смазочной системы необходимо: после остановки двигателя слить отработанное масло и, не снимая масляного фильтра, залить промывочное масло до отметки «MIN» на указателе уровня масла; запустить двигатель и дать ему поработать на этом масле 10-15 минут при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу; полностью слить промывочное масло и снять старый масляный фильтр; поставить новый масляный фильтр, залить масло, соответствующее сезону в руководстве по эксплуатации. Перед заменой масляного фильтра необходимо протереть чистой тряпкой место его установки и смазать резиновую прокладку фильтра свежим моторным маслом.

Заменив фильтр, в двигатель заливают свежее масло до середины между отметками «MIN» и «МАХ». Затем запускают двигатель и оставляют его работать на минимальных оборотах 1—2 минуты. Затем двигатель выключают; через пару минут, после того, как все масло стечет в масляный картер, проверяют уровень масла и при необходимости доливают.

Раз в 3 года или ранее, если на корпусе подшипников распределительного вала появляются липкие смолистые отложения, систему смазки промывают маслом ВНИИНП-ФД. При отсутствии такого масла можно использовать смесь, состоящую из 50% моторного масла и 50% дизельного топлива, или маловязкое масло типа веретенного, однако качество промывки при этом будет хуже. Промывать также можно и свежим моторным маслом. В дальнейшем после отстоя в течение суток его можно использовать при заливке.

Моторные масла типов CD и СЕ, предназначенные для дизельных двигателей, нельзя применять для бензиновых. Для современных бензиновых двигателей допускается применение только масел SG и SH. Масло самого высокого качества — SH для бензиновых и СЕ для дизельных двигателей.

При эксплуатации автомобиля необходимо использовать только те масла, которые рекомендованы руководством по эксплуатации автомашины.

Масла для двигателей

От качества и свойств применяемых смазочных материалов в большой степени зависят ресурс, надежность и безопасность автомобилей. Масла, предназначенные для поршневых двигателей внутреннего сгорания, являются моторными маслами. Их применяют для: уменьшения трения и износа деталей двигателя, а также для охлаждения поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей; предотвращения прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечения неподвижности; для защиты двигателя от коррозии и во время длительной стоянки; предотвращения образования нагара и отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец.

Кроме того, моторные масла применяют для предотвращения выпадения осадков в картере, маслопроводах, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения, крышкой привода агрегатов; нейтрализации кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива; обеспечения быстрого увеличения давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя.

Моторные масла должны быть совместимыми с материалами уплотнителей, например, резинами, и катализаторами нейтрализатора отработавших газов, они не должны оказывать отрицательного влияния на работоспособность свечей зажигания и вызывать преждевременное воспламенение рабочей смеси из-за образования зольных отложений в камерах сгорания.

Различают три типа моторных масел: минеральные, частично синтетические и полностью синтетические. В высокофорсированных современных двигателях работоспособны только легированные масла. Легированные масла содержат присадки — синтетические добавки к базовому маслу, которые придают маслу необходимые свойства или усиливают природные свойства базового масла. Содержание присадок может быть до 15% от общего объема моторного масла.

Масла, полученные путем очистки соответствующих фракций нефти от нежелательных веществ называют минеральными. Минеральные масла состоят из сложных смесей углеводородов, содержащихся в нефти. Синтетические базовые масла получают путем целенаправленных химических реакций, в результате которых образуются органические соединения с желательными свойствами. Это могут быть углеводородные жидкости, такие как алкилбензолы или эфиры. Они обладают низкой температурой застывания, стойки к окислению, меньше расходуются на угар.

Основным достоинством синтетического масла является его способность становиться более жидким при низких температурах и густым при высоких. Синтетические масла дороже минеральных в несколько раз. Из-за высокой их стоимости применяют частично синтетические масла, в которых основой является смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов.

Эксплуатационные свойства моторного масла и пробег автомобиля, в течение которого масло остается работоспособным, зависят от содержания в масле присадок и их эффективности, качества базового масла и его совместимости с присадками. Способность моторного масла выполнять различные функции проверяют путем испытаний в двигателях на стендах, методами лабораторных испытаний ряда физико-химических свойств и испытаниями во время эксплуатации двигателя автомобиля.

Главное свойство моторного масла — это его вязкость при определенных температурах. Вязкость является свойством масла оказывать сопротивление взаимному перемещению соседних слоев масла. Чем выше вязкость, тем гуще масло, и наоборот. Вязкость различают динамическую и кинетическую. В основу российского стандарта 17479. 1—85 на маркировку автомобильных масел положены эксплуатационные свойства и кинематическая вязкость при 100 и — 18°С. Этот стандарт применяется и в некоторых странах СНГ.

По степени форсирования и типу двигателей, для которых эти масла предназначены, установлено 6 групп масел. Группа А предназначена для нефорсированных, группа Б — для малофорсированных, В — среднефорсированных и Г — высокофорсированных двигателей. Имеется еще и группа Д, предназначенная для высокофорсированных дизелей, и группа Е — для судовых и стационарных дизелей, работающих на топливе с большим содержанием серы. Масла групп Б, В и Г дополнительно подразделяют на карбюраторные (индекс 1) и дизельные (индекс 2). Отсутствие индекса говорит о том, что масло предназначено как для дизельных, так и бензиновых двигателей данной группы.

От вязкости масла зависят скорость его прохождения по системе смазки, легкость и быстрота пуска двигателя, уплотнение поршневых колец в цилиндре, степень очистки масла в фильтрах, расход масла и топлива, а также охлаждение трущихся деталей двигателя.

Вязкость масла зависит (при одинаковой температуре и давлении) от химического состава и структуры углеводородов, из которых оно состоит. Самой низкой вязкостью обладают парафиновые углеводороды, самой высокой — полициклические ароматические.

Лучшими вязкостно-температурными свойствами обладают парафиновые углеводороды. При увеличении температуры вязкость понижается, а при увеличении давления — возрастает. Масло с большей вязкостью лучше уплотняет поршневые кольца в цилиндрах и уменьшает прорыв газов из камеры сгорания в картер двигателя, что способствует наименьшему попаданию масла в камеру сгорания, что уменьшает расход масла и нагарообразование. Масло с большей вязкостью в меньшей степени подтекает через сальники и уплотнительные прокладки крышек картеров.

Повышение вязкости масла ухудшает его циркуляцию в системе смазки, охлаждение деталей и очистку поверхностей трения от загрязнений и продуктов изнашивания. Очень вязкое масло не обеспечивает жидкостного трения из-за затрудненного поступления к трущимся поверхностям. Меньшая вязкость масла требуется при относительно высоких скоростях перемещения трущихся деталей, поэтому для быстроходных двигателей применяют масло с меньшей вязкостью, чем для тихоходных. Если нагрузки на детали уменьшаются, вязкость снижают, при увеличении зазоров между деталями вязкость увеличивают.

Масла для двигателей обозначают буквой М и в зависимости от вязкости делят на классы. Условно масла можно разделить на зимние и летние. Обычно зимние масла применяют при температуре ниже — 5°, а летние — выше 20°С.

Летними маслами для двигателей легковых автомобилей считают масла повышенной вязкости типа М12Г, зимними — М8Г. Маркируя масло, применяют следующие обозначения: М — моторное масло; цифры после буквы М (4, 5, 6, 8, 10, 12, и т. ) обозначают класс кинематической вязкости. Так, класс 6 означает, что при температуре 100°С масло имеет среднюю вязкость 6 сСт (в сантистоксах).

Иногда после цифры может применяться нижний индекс «з», что говорит об использовании в данном масле загущающей присадки, при этом масло имеет и определенную вязкость при -18°С. Такое масло является всесезонным и имеет двойное цифровое обозначение через косую черту. Буквы после цифр (А, Б, В, Г, Д, Е) обозначают принадлежность масла к определенной группе эксплуатационных свойств. Нижний индекс после букв: 1 — масло предназначено только для бензиновых двигателей; 2 — масло предназначено только для дизельных двигателей; отсутствие индекса означает, что масло унифицировано и может применяться как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.

Например, приведенные обозначения моторных масел означают: М-8Г1—моторное масло имеет при температуре 100°С вязкость 8 мм 2 /С, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г, предназначено для высокофорсированных двигателей; М—10Г2—моторное масло имеет при температуре 100°С вязкость 10 мм 2 /С, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей; М—6з/10Г1 — моторное масло имеет при температуре 100°С имеет вязкость 10мм 2 /С, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей; М—10Г означает универсальное масло, предназначенное как для бензиновых, так и дизельных двигателей.

В наше время имеется большое разнообразие легковых автомобилей с разными условиями эксплуатации, поэтому моторные масла отечественных и зарубежных производителей классифицируют по трем основным признакам: вязкостнотемпературные свойства; область применения и уровень эксплуатационных свойств; наличие или отсутствие энергосберегающих свойств.

Вязкостно-температурные свойства моторных масел характеризуют зависимость вязкости масла от температуры холодного пуска двигателя при безгаражной стоянке автомобиля зимой до максимальной температуры масла в двигателе, работающем с максимальной нагрузкой. Вязкостно-температурные свойства классифицируют по системе SAE (Общество автомобильных инженеров). В настоящее время общепринятой стала классификация SAE J300. Согласно этой таблице моторные масла подразделяют на шесть зимних классов — W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25 W и пять летних — 20, 30, 40, 50, 60. Буква W означает, что масло зимнее. В этих обозначениях большим числам соответствует большая вязкость масла. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения обозначают сдвоенными номерами, один из которых указывает на зимний, а другой — летний класс: SAE5W—30, SAE 10W-40, SAE 20W—50 и т.

Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С.

Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100°С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температурах, различающихся на 10°. Таким образом, классификация по SAE информирует о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание коленчатого вала двигателя стартером, прокачивание масла насосом по системе смазки двигателя при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе на максимальном скоростном и нагрузочном режимах. Выбор вязкостно-температурных свойств моторных масел зависит от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

Уникальными вязкостно-температурными свойствами и широким температурным диапазоном работоспособности обладают синтетические масла класса SAE 5W—50 и SAE 10W—60. Такие масла рекомендуют применять в регионах с резко континентальным климатом, в областях низких и высоких температур, в горных регионах.

Классификация SAE распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторных масел. Для классификации масел по области применения и уровню качества предложена система API (Американский нефтяной институт), согласно которой моторные масла подразделяют на две категории: S (service), предназначенные для бензиновых двигателей, и С (commercial) — для дизельных. К категории S относят масла для четырехтактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов, к категории С — масла для дизельных двигателей. Масло может быть использовано как для бензинового, так и для дизельного двигателя, в таком случае оно имеет обозначение S/C.

Российские масла классов А1-96 и А2-96 различаются только тем, что масла А1-96 являются энергосберегающими. То же относится к маслам В1-96 и В2-96.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *