При ремонте тягового трансформатора необходимы знания и механическая безопасность ondce 4350 25

Преимущества электровоза 2ЭС5К по сравнению с ВЛ80С

  • повышение на 5-7% тяговых свойств;
  • улучшение на 10-15% динамических характеристик и воздействия на
    путь;
  • снижение в 2 раза затрат мощности на охлаждение тягового
    оборудования;
  • увеличение в 1,5-2 раза межремонтных пробегов и снижение затрат на
    техническое обслуживание и ремонт;
  • новые системы безопасности: КЛУБ-У, САУТ-ЦМ/485, ТСКБМ;
  • кабина машиниста, удовлетворяющая современным требованиям;
  • кондиционер с системой климат-контроля и панельные обогреватели.
  • наличие кондиционера с системой климат-контроля;
  • тормозные усилия увеличены на 6-13(%), тяговые — на 3,2%;
  • количество вентиляторов вдвое меньше.

Особенности конструкции

  • Электровоз состоит из двух секций. Каждая секция электровоза имеет
    головную кабину управления и комплект оборудования, обеспечивающий
    работу одного электровоза, а также работу по системе многих единиц в
    составе двух электровозов (2х2ЭС5К), или в составе трех секций.
  • Ходовая часть выполнена с опорно-осевым подвешиванием тяговых
    электродвигателей с моторно-осевыми подшипниками скольжения из
    нового композиционного материала.
  • В кузовной ступени подвешивания применена модернизированная
    конструкция люлечного подвешивания.
  • Электрическая схема обеспечивает плавное четырехзонное регулирование
    напряжения тяговых электродвигателей и работу электровоза в режиме
    тяги и электрического (рекуперативного) торможения с управлением из
    любой кабины управления головной или хвостовой секции.
  • Усовершенствованные тяговые электродвигатели НБ-514Б.
  • Новый тяговый трансформатор ОНД4Э-4350/25 с уменьшенными потерями
    мощности.
  • Микропроцессорная система управления, обеспечивающая:
    ручное и автоматическое управление движением;
    режимы автоведения поезда;
    диагностику параметров движения и работы оборудования
    электровоза.
  • ручное и автоматическое управление движением;
  • режимы автоведения поезда;
  • диагностику параметров движения и работы оборудования
    электровоза.
  • Современные системы безопасности движения (КЛУБ-У, САУТ-ЦМ/485,
    ТСКБМ).
  • Новая кабина управления с улучшенными условиями труда локомотивной
    бригады. Экологически безопасные термоэлектрические кондиционеры
    холодопроизводительностью 4кВт. Вместо печного отопления — панельные
    нагреватели, размещенные по всей поверхности стен и пола кабины.
  • Усовершенствованная система вентиляции позволила в два раза
    сократить количество вентиляторов и затраты мощности на охлаждение
    тягового оборудования. Применена система регулирования
    производительности вентиляторов в зависимости от нагрузки
    оборудования и окружающей температуры.
  • Новое блочное пневматическое оборудование с уменьшенными затратами
    на его обслуживание и ремонт.
  • Электровоз оборудован холодильником и сантехническим оборудованием
    (умывальник, туалет).

Технические характеристики электровоза
2ЭС5К

Номинальное напряжение, В
25000

Частота, Гц
50

Формула ходовой части
2(2o-2o)

Нагрузка от оси на рельсы, кН (тс)
235 (24,0)

Сила тяги часового режима, кН (тс), не менее
464(47,3)

Скорость часового режима, км/ч, не менее
49,9

Сила тяги продолжительного режима, кН, (тс), не менее
423(43,1)

Скорость продолжительного режима, км/ч, не менее
51,0

Максимальная скорость в эксплуатации, км/ч
110

Коэффициент мощности в продолжительном режиме, не менее
0,9

КПД в продолжительном режиме, не менее
0,85

Масса электровоза с 0,67 запаса песка, т
192

Электрическое торможение
рекуперативное

Тормозные усилия, развиваемые электровозом при скорости: 

   • 50 км/ч, кН (тс), не менее
450(45,9)

   • 80 км/ч, кН (тс), не менее
300(30,6)

   • 90 км/ч, кН (тс), не менее
250(25,5)

Примечание: Параметры электровоза указаны при
номинальном напряжении на токоприемнике 25 кВ и среднеизношенных
бандажах колесных пар (диаметр по кругу катания 1205 мм).

2 Меры безопасности

1 Общие требования

Локомотивные бригады и ремонтный персонал обязаны строго соблюдать
требования техники безопасности при эксплуатации, техническом
обслуживании и ремонте электровоза.

Категорически запрещается производить какие-то -ни было работы на
электровозе лицам, не сдавшим очередной экзамен по технике безопасности
и не имеющим соответствующего удостоверения на право работы в установках
высокого напряжения.

Запрещается ремонтному персоналу иметь и применять личные режимные
рукоятки контроллера машиниста, блокировочные ключи выключателей и
других устройств.

При ремонтных работах необходимо также руководствоваться мерами
безопасности, изложенными в разделе 2 руководства по эксплуатации
ИДМБ. 661142. 009РЭ7 (3TC. 001. 0012РЭ7), книга 7.

Ремонт, отключение и подключение аппаратов производить при отключенных
источниках питания и заземленном высоковольтном вводе. Заземление
осуществлять специальной штангой при опущенном токоприемнике,
выключенном главном выключателе. По окончании ремонтных работ на
электровозе снять заземляющую штангу.

При выполнении работ по проверке и регулировке аппаратов обслуживающий
персонал должен стоять на резиновом коврике. Все приборы, используемые
при проведении ремонтно — наладочных работ, располагайте на резиновых
подставках или ковриках.

Работы по наладке на электровозе, находящемся под контактным проводом,
производить при наличии на нем полного комплекта пожаротушения.

К обслуживанию электронных аппаратов, наладочным и регулировочным
работам допускаются только специально обученные лица, знающие схемы
систем питания, аппаратов, знающие эксплуатационные инструкции, имеющие
практические навыки работы с электронными измерительными приборами,
прошедшими проверку знаний по ПТЭ и ПТБ при работе на электроустановках
и имеющих квалификационную группу не ниже IV.

Выполнение наладки и регулировки электронного оборудования локомотивными
бригадами недопустимо. Наличие пломб, предусмотренных технической
документацией разработчика обязательно. Эксплуатация неопломбированной
аппаратуры запрещается. Перечень лиц, имеющих право снимать и
устанавливать пломбы, устанавливается письменным распоряжением
начальника локомотивного депо.

2 Меры безопасности при выполнении ремонтных работ

1 Сварочные работы

Для исключения попадания искр на оборудование, место выполнения
сварочных работ должно быть со всех сторон ограждено негорючим
материалом. Работы должны проводиться под постоянным наблюдением второго
члена бригады. Все щиты оборудования и блоков электроники должны быть
закрыты. Во избежание возникновения пожара на электровозе все обтирочные
и смазочные материалы должны храниться в закрытом ящике. При выполнении
сварочных работ на крыше электровоза принять меры, исключающие попадание
искр или расплавленного металла на расположенное под крышей
оборудование. В непосредственной близости от места выполнения сварочных
работ должны находиться огнетушители.

2 Работы на крыше

При работах на крыше электровоза выполнять меры безопасности, указанные
в разделе 2 книги7. Если электровоз стоит под контактным проводом, то
находиться на крыше электровоза можно только в случае, когда напряжение
в контактном проводе отсутствует и этот провод надежно заземлен. При
работе на крыше принять меры, предотвращающие падение с крыши.

Перед началом работы убедитесь, что из главных резервуаров и из цепей
управления выпущен сжатый воздух. Однако, во избежания всяких
случайностей и связанных с этим травм, старайтесь не находиться в зоне
действия подвижных частей токоприемников, главных выключателей и
разъединителей. При работе непосредственно с этими аппаратами
предпринять дополнительные меры безопасности, например, повесить
предупреждающий плакат «Не включать! Работают люди» на краны,
перекрывающие доступ воздуха к токоприемникам и главным выключателям.

3 Обслуживание аккумуляторной батареи

Осмотр аккумуляторной батареи производить только с использованием
электроосветительных приборов закрытого типа. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
пользоваться открытым огнем или неисправными электроосветительными
приборами.

При осмотре и обслуживании аккумуляторной батареи не допускать попадания
электролита на открытые участки тела. При попадании электролита промыть
пораженные участки тела большим количеством воды и, при необходимости,
обратиться в медицинский пункт.

4 Ремонтные работы по ходовой части

При наличии сжатого воздуха в пневматической системе смену тормозных
колодок производить при условии выполнения требований:

При смене тормозных колодок располагайтесь так, чтобы руки и ноги не находились
между рельсами и бандажом колесной пары.

Эти же требования должны выполняться и при работах на тяговых двигателях.

5 Ремонт электрических машин

Убедиться перед началом осмотра или ремонта электрических машин в отсутствии
напряжения от контактной сети. Запрещается открывать крышки коллекторных люков и
коробок выводов на электрических машинах при поднятом и находящимся под
напряжением токоприемнике. При необходимости открыть крышку коллекторного люка
или коробки выводов обязательно опустить оба токоприемника и заземлить их, если
электровоз находится под контактным проводом.

При проверке сопротивления изоляции тяговых двигателей мегаомметром запрещается
выполнять любые работы на тяговых двигателях и аппаратах, входящих в проверяемую
цепь. По окончании измерения сопротивления изоляции каждой электрической
независимой цепи разрядить ее на корпус. Продолжительность разрядки должна быть
не менее 15 с. Обращать особое внимание на заземление тягового двигателя,
поддерживая его в исправном состоянии. Заземляющий кабель должен быть надежно
подсоединен к бобышке, приваренной на входном вентиляционном люке тягового
двигателя.

При обточке и шлифовке коллекторов напряжение, подаваемое на тяговый двигатель,
должно быть не более 100 В. Соблюдать правила техники безопасности, указанные в
соответствующих инструкциях на проведение работ, связанных с электрическим
напряжением. Затормозить ручным тормозом или подклиниванием колесных пар
тележки, на которых не проводятся работы. Выполнять обточку и шлифовку
коллекторов следует под наблюдением второго лица. Колодка для шлифовки должна
иметь изолированную ручку. Осмотреть тяговые двигатели и убедиться в отсутствии
посторонних предметов в коллекторной камере после ремонта. Продуть тяговые
двигатели сухим сжатым воздухом, установить крышки коллекторных люков на место. При продувке тяговых двигателей воздухом у наконечника должен быть
разобщительный кран, а шланг не должен иметь переломов. Работу выполнять в
респираторе, защитных очках и рукавицах.

Проявлять осторожность при открывании крышек коллекторных люков. Чтобы не было
пружинящего удара, одной рукой следует придерживать крышку, а другой открывать
замок. При транспортировании тяговых двигателей обращать внимание на исправность
чалочных приспособлений, которые должны быть испытаны в установленные сроки.

Поднимать и опускать нажимные пальцы при осмотре щеткодержателей и щеток
следует за специальный выступ, чтобы исключить возможность травмирования
пальцев руки.

Производить работы по демонтажу и монтажу компенсационных катушек,
подогреву и сушке их в остове, промазке пазов и ветвей катушек
компаундом и крепление их клиньями необходимо при включенной вытяжной
вентиляции. К работе допускаются лица, прошедшие инструктаж и имеющие
навыки в работе. Протереть руки салфеткой, смоченной в толуоле или
ксилоле, а затем вымыть их. — теплой водой с мылом по окончании работ.

Подготовить рабочие места в противопожарном отношении, принять меры к
защите проводов, изоляции и внутренних частей двигателя от искр и брызг
расплавленного металла перед выполнением на тяговых двигателях сварочных
работ. Не допускать воздействия сварочного тока на якорные подшипники
тяговых двигателей.

Пользоваться рукавицами или применять для защиты рук защитные мази и
пасты при работе с индустриальными маслами общего назначения. Вымыть
руки теплой водой с мылом по окончании работ и перед принятием пищи.

Для безопасности обслуживающего персонала все электрические машины
должны быть надежно заземлены. Включать электрические машины при
открытых крышках коробок выводов и открытых люках на корпусах
запрещается. Проводить любые работы с электрическими машинами следует
только после отключения их от питающей сети с соблюдением «Правил
технической эксплуатации электроустановок» и «Правил техники
безопасности при эксплуатации электроустановок». Пользоваться
специальными проушинами или рым-болтами при монтаже, демонтаже и
выполнении операций по перемещению электрических машин.

Читайте также:  7 сервисных центров в Тихорецке с адресами и телефонами

К обслуживанию электрических машин допускаются лица, прошедшие обучение
и специальный технический инструктаж.

6 Ремонт электронной аппаратуры

Ремонт и подключение блоков, панелей, регуляторов напряжения,
подключение и отключение измерительных приборов производить при
отключенных источниках питания цепей управления и заземленном
высоковольтном вводе (заземление осуществляется специальной штангой,
которая снимается по окончании работ на электровозе, опущенном
токоприемнике, выключенном главном выключателе).

Работы по наладке на электровозе, находящемся под контактным проводом,
производить при наличии на нем полного комплекта средств пожаротушения.

К обслуживанию электронных аппаратов, наладочным и регулировочным
работам допускаются только специально обученные лица, знающие схему
систем питания, аппаратов, знающие эксплуатационные инструкции, имеющие
практические навыки работы с электронными измерительными приборами,
прошедшие проверку знаний по ПТЭ и ПТБ при работе на электроустановках и
имеющие квалификационную группу не ниже IV.

Выполнение наладки и регулировки аппаратуры локомотивными бригадами
недопустимо. Наличие пломб, предусмотренных технической документацией
разработчика, обязательно. Эксплуатация неопломбированной аппаратуры
запрещается. Перечень лиц, имеющих право снимать и устанавливать пломбы,
устанавливается письменным распоряжением начальника локомотивного депо.

Замену сгоревшего предохранителя источника напряжения ИНД2А-24/2,4
производить при отключенном питающем напряжении.

Устранение неисправностей, возникших в пути следования производить при
опущенном токоприемнике.

Проверку работы шкафа питания А25, регулировку уставок производить при
поднятом токоприемнике при производстве работ без снятия напряжения. При
этом снимать защитные листы и открывать панели, имеющие символ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ запрещается.

2 Вспомогательные электрические машины

Провести внешний осмотр вспомогательных электрических машин, проверить
их крепление, состояние заземления, отсутствие подтекания смазки. При
обнаружении недостатков устранить их.

В случае подтекания смазки проверить работу электрической машины под
нагрузкой для выявления чрезмерного или неравномерного шума в
подшипниковых узлах. При обнаружении шума остановить и не включать
машину до устранения причины, зарегистрировав неисправность в учетной
документации двигателя. В случае необходимости замены двигателя
электровоз направить в основное депо.

3 Трансформаторы, реакторы, дроссели

1 Тяговый трансформатор

Техническое обслуживание тягового трансформатора ОНДЦЭ-4350/25-У2 или
ОНДЦЭ-4250/25П-У2 производить в соответствии с руководством по
эксплуатации ВЕИЮ. 672324. 001РЭ или ФЛПИ. 672314. 003РЭ, входящим в
ведомость эксплуатационной документации на электровоз.

2 Трансформаторы, реакторы и дроссели

Осмотреть трансформаторы, реакторы и дроссели.

Проверить состояние крепления деталей и узлов, особенно контактных
соединений. Подтянуть, при необходимости, резьбовые соединения.

При необходимости продуть сжатым воздухом или очистить ветошью доступные
места (без вскрытия ниш).

4 Электрические аппараты

Произвести внешний осмотр аппаратов. Убедиться в отсутствии повреждений. Проверить состояние крепежных деталей, надежность крепления токоведущих
шин, гибких шунтов, проводов и контактных деталей. Проверить работу
подвижных частей, они должны перемещаться

содержание. 1     
2.

Правила безопасности и функции трансформатора тока

С появлением электричества жизнь человека значительно упростилась и стала более комфортной. Современное общество уже невозможно представить без потребления электроэнергии, можно сказать, «нет света – нет цивилизации». Но при работе с электричеством следует соблюдать особые правила безопасности, ведь неосторожный шаг может привести к пагубным последствиям.

Электричество передается на различные расстояния, распределение тока берут на себя трансформаторы. Эти устройства применяются в бытовой сфере и в силовой электротехнике. Элементарные знания о их эксплуатации должны иметь не только профессиональные электрики, но и обычные потребители, чтобы избежать даже малой вероятности несчастных случаев.

Трансформатор берет на себя функции изменения напряжения переменного тока из одной величины в другую, как из меньшего в большее, так и наоборот. При подозрении на его неисправность следует помнить о том, что нельзя самостоятельно пытаться выяснить причины неполадки, а лучше сразу вызвать специалиста. Он не только в деталях знает, что такое трансформатор тока, но и способен произвести необходимые диагностические или ремонтные работы. Например, при каком-либо повреждении масляного трансформатора может произойти взрыв, осколки от которого могут разлетаться в радиусе до ста метров. Во избежание таких последствий необходимо срочно отключить его при помощи специального выключателя. При отсутствии последнего напряжение можно снять отделителями, при этом важно учитывать промежуток между полюсами данной установки.

Трансформаторы тока должны непрерывно контролироваться, особенно важно наблюдать за изменениями температуры, напряжения, давлением внутри бака, состоянием масла, уровнем шумового порога и состоянием изоляции. Полноценно функционировать трансформаторы могут при качественной работе систем охлаждения. При этом внешние температурные факторы также имеют значение. Также запрещается использовать ручной переключатель при работе под напряжением.

На каждой трансформаторной подстанции в обязательном порядке должны находиться и проверяться противопожарные установки. Любая плановая и неплановая проверки трансформаторов должны фиксироваться в определенных актах и заверяться начальством. По своему устройству трансформаторы отличаются особой прочностью и высокой эксплуатационной выносливостью. Работа подобных устройств рассчитана на десятилетия, но это не является причиной для послабления контроля.

Меры безопасности при обслуживании трансформатора тока

Режим работы трансформатора тока близкий к режиму короткого замыкания. При размыкании вторичной обмотки аппарата происходит исчезновение размагничивающего тока, вследствие этого на выводах вторичной обмотки возникает ток первичной обмотки, что в конечном счете приводит к повреждению ТТ. Кроме того, в результате возникновения большого магнитного потока, во вторичной обмотке ТТ наводится электродвижущая сила величиной в несколько десятков киловольт, что влечет за собой повреждение изоляции вторичных цепей, устройств релейной защиты, автоматики, измерительных приборов, а также представляет опасность обслуживающему персоналу электроустановки.

Следовательно, категорически запрещается размыкать выводы вторичной обмотки трансформатора тока, они должны быть всегда подключены к токовым цепям устройств РЗиА, измерительных приборов или счетчиков электрической энергии. При возникновении необходимости замены измерительного прибора или токового реле, следует предварительно зашунтировать выводы вторичной обмотки. Если установка шунтирующей перемычки на работающем ТТ невозможна, то для замены прибора следует обесточить аппарат выводом присоединения в ремонт.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСФОРМАТОРОВ.

Монтаж, опробование, эксплуатацию и ремонты трансформаторов необходимо выполнять согласно с ДНАОП 1. 10-01-97, ГОСТ 11677-85, а также НАПБ А. 001-95.

Кроме того, монтаж трансформаторов напряжением 110 кВ и выше необходимо выполнять согласно с РД 16. 363-87.

Во время эксплуатации и испытаний трансформаторов их баки должны быть заземлены.

Запрещается нахождение на крышке бака и подъем инструментов и других предметов на крышку бака во время работы трансформатора.

Осмотр газового реле следует осуществлять со специальной площадки стационарной лестницы трансформатора.

Во время осмотра работающего трансформатора запрещается находиться в зоне выброса масла из предохранительного клапана или выхлопной трубы.

Запрещается приближаться к трансформатору, находящемуся под напряжением с явными признаками повреждения: посторонние шумы, разряды на изоляторах, сильная (струей) течь масла и др.

Запрещается переключать рукояткой устройства РПН трансформатора, находящегося под напряжением.

На работающем трансформаторе зажимы вторичных обмоток встроенных трансформаторов тока должны быть замкнуты накоротко при помощи специальных перемычек в шкафу зажимов или присоединениями вторичных цепей защит, электроавтоматики, и измерений. При этом запрещается разрывать цепи. подключенные к вторичным обмоткам трансформаторов тока без предварительного закорачивания обмоток перемычкой.

Сварочные работы на неработающем трансформаторе, при необходимости, следует выполнять только после заполнения его маслом до уровня 200 – 250 мм выше места сварки во избежание воспламенения паров масла.

Во время проведения сварочных работ, с целью устранения течи масла в трансформаторе, необходимо создать вакуум, который обеспечивает прекращение течи масла в месте сварки.

Для выполнения монтажных или ремонтных работ внутри бака трансформатора необходимо продуть бак трансформатора сухим чистым воздухом и обеспечить естественную вентиляцию открытием верхних и нижних люков. В процессе выполнения работ необходимо осуществлять непрерывный контроль за людьми, находящимися внутри бака трансформатора.

Во время заполнения трансформатора маслом или во время слива масла бак трансформатора и выводы его обмоток должны быть заземлены, чтобы исключить появление электростатических разрядов.

Необходимо избегать попадания и длительного воздействия трансформаторного масла на кожу.

Работа с измерительными трансформаторами тока и выключателями

Не допускается использовать шины в цепи первичной обмотки трансформаторов тока в качестве токоведущих при монтажных и сварочных работах.

До окончания монтажа вторичной цепи, электроизмерительных приборов, устройств релейной защиты и электроавтоматики вторичные обмотки трансформаторов тока должны быть замкнуты накоротко.

При проверке полярности вторичных обмоток прибор, указывающий полярность, должен быть присоединен к зажимам вторичной обмотки до подачи импульса в первичную обмотку трансформаторов тока.

При производстве работ на выключателях должно обращаться особое внимание на случайные “срывы” киниматики, когда выключатель находится во включенном положении, и на возможность случайного отключения его.

Опробование выключателей, осциллографирование циклов работы его и другие работы, связанные с их включением и отключением, должны производится из специальных будок или других временных закрытых помещений. Будка должна находиться на безопасном расстоянии.

Техника безопасности при измерение сопротивления изоляции мегомметром.

Измерения проводятся мегомметром М 4100/5 на 2,5 кВ

Ра­бота в установках напряжением выше 1000 Вдолжна производиться по наряду. В наряде делаются отметки: «С отключением напряжения — без наложения заземле­ния» и «Не заземлено». Дежурный персонал выполняет работу без наряда с записью в журнале. Испытание могут выполнять: дежурный, ответствен­ный руководитель, производитель работ, лабораторный персонал с квалификацией не ниже IV группы в присут­ствии лица, имеющего квалификацию не ниже III группы. В установках напряжением до 1000 Визмерение сопротив­ления изоляции производится на основании распоряже­ния с записью в журнале, измерение может производить одно лицо с квалификацией не ниже III группы.

Измерять сопротивление изоляции какой-либо части установки мегомметром можно только в том случае, если эта часть электроустановки отключена со всех сторон; в установках напряжением выше 1000 Вотключенная часть должна отделяться от напряжения, помимо выклю­чателей, также разъединителями или плавкими вставками.

На приводах выключателей, разъединителей и рубильниках следует вывесить плакаты «Не включать — работают люди!» и «Испытывается мегомметром». Перед измерением изоляции необходимо при помощи указателя напряжения предварительно убедиться, нет ли напряже­ния в установке, где должно производиться измерение изоляции.

Читайте также:  Требования к помещению для ремонта медицинской техники

Перед началом измерения необходимо убедиться в от­сутствии людей, производящих работу на присоединенной к мегомметру части электроустановки, и запретить находящимся вблизи нее лицам прикасаться к токоведущим частям во избежание несчастных случаев. Лицо, производящее измерение, должно занять такое положение, чтобы исключалась возможность случайного прикосно­вения самого работника и проводов к частям установки, находящимся под напряжением. Проводники, исполь­зуемые для присоединения мегомметра к токоведущим частям, должны иметь резиновую изоляцию и изолирующие рукоятки.

Меры безопасности при выполнении работ на измерительных трансформаторах тока.

Запрещается использовать шины в цепи первичной обмотки трансформаторов тока в качестве токоведущих при монтажных и сварочных работах.

До окончания монтажа вторичных цепей, электроизмерительных приборов, устройств релейной защиты и электроавтоматики вторичные обмотки трансформаторов тока должны быть замкнуты накоротко.

При проверке полярности вторичных обмоток прибор, указывающий полярность, должен быть присоединен к зажимам вторичной обмотки до подачи импульса в первичную обмотку ТТ.

Для обеспечения безопасности работ, проводимых в цепях измерительных приборов, устройств релейной защиты и электроавтоматики, вторичные цепи (обмотки) измерительных трансформаторов тока и напряжения должны иметь постоянные заземления. В сложных схемах релейной защиты для группы электрически соединенных вторичных обмоток измерительных трансформаторов допускается выполнять заземление только в одной точке. Все работы в схемах устройств сложных защит выполняются по программам, в которых в том числе должны быть указаны меры безопасности.

При необходимости разрыва токовой цепи измерительных приборов, устройств релейной защиты, электроавтоматики цепь вторичной обмотки трансформатора тока предварительно закорачивается на специально предназначенных для этого зажимах или с помощью испыт-х блоков.

Во вторичной цепи между трансформаторами тока и установленной закороткой не допускается производить работы, которые могут привести к размыканию цепи.

При работах во вторичных устройствах и цепях трансформаторов напряжения с подачей напряжения от постороннего источника должны быть приняты меры, исключающие возможность обратной трансформации.

Работники энергоснабжающих организаций работу с приборами учета потребителя проводят на правах командированного персонала. Эти работы проводятся бригадой в составе не менее двух работников.

В помещениях РУ записывать показания электросчетчиков допускается работнику энергоснабжающей организации, имеющему группу III, в присутствии представителя потребителя э/э

В электроустановках напряжением до 1000 В потребителей, имеющих обслуживающий персонал, работающий по совместительству или по гражданско-правовому договору (детские сады, магазины, поликлиники, библиотеки), подготовку рабочего места и допуск к работе с приборами учета электрической энергии имеет право проводить оперативный персонал соответствующих энергоснабжающих или территориальных электросетевых организаций по утвержденному перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, бригадой из двух работников, имеющих группы III и IV, в присутствии представителя потребителя.

Работы с приборами учета электроэнергии должны проводиться со снятием напряжения. В цепях электросчетчиков, подключенных к измерительным трансформаторам, при наличии испытательных коробок следует снимать напряжение со схемы эл/счетчика в указанных коробках.

Работу с однофазными электросчетчиками оперативный персонал энергоснабжающих или территориальных электросетевых организаций, имеющий группу III, имеет право проводить единолично при снятом напряжении по утвержденному перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации. При отсутствии коммутационного аппарата до электросчетчика в деревянных домах, в помещениях без повышенной опасности эту работу разрешается проводить без снятия напряжения при снятой нагрузке.

При выполнении работ, указанных в пунктах 42. 8 и 42. 10 Правил, ОРД организации за работниками должен быть закреплен территориальный участок (район, квартал, округ). В бланках заданий оперативный персонал должен отмечать выполнение технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в электроустановках.

В энергоснабжающих или территориальных электросетевых организациях для проведения работ с приборами учета должны быть составлены инструкции или технологические карты по каждому виду работ.

Требования охраны труда при установке и снятии переносных заземлений

Устанавливать заземления на токоведущие части необходимо непосредственно после проверки отсутствия напряжения.

Переносное заземление сначала нужно присоединить к заземляющему устройству, а затем, после проверки отсутствия напряжения, установить на токоведущие части.

Снимать переносное заземление необходимо в обратной последовательности: сначала снять его с токоведущих частей, а затем отсоединить от заземляющего устройства.

Установка и снятие переносных заземлений должны выполняться в диэлектрических перчатках с применением в электроустановках напряжением выше 1000 В изолирующей штанги. Закреплять зажимы переносных заземлений следует этой же штангой.

Запрещается при установке, снятии переносного заземления или выполнения работы касаться проводящих частей заземления.

Запрещается пользоваться для заземления проводниками, не предназначенными для этой цели

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте масленых силовых трансформаторов

Задание по Эксплуатации и ремонту эл. изделий

Законспектировать в тетрадь : периодичность ТО трансформаторов, виды ТО, порядок ТО трансформатора без отключения

Техническое обслуживание силовых трансформаторов

Для поддержания трансформаторов в рабочем состоянии на протяжении всего периода эксплуатации (от первого ввода в работу до полного списания в результате морального или физического износа) необходимо регулярно выполнять их техническое обслуживание.

Техническое обслуживание трансформаторов должно производиться в зависимости от их состояния и по мере необходимости. Периодичность техническое обслуживания не реже один раз в шесть месяцев (вместе с техническим обслуживанием ТП или РП, в котором он установлен).

Устанавливаются такие виды планового технического обслуживания трансформаторов:

  • профилактический контроль;
  • технический осмотр;

Кроме этого, в процессе эксплуатации возможно выполнять внеплановое техническое обслуживание (при появлений неисправностей трансформатора).

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте масленых силовых трансформаторов

Требования безопасности перед началом работ.

Подготовить необходимый для выполнения данной работы инструмент, приспособления и средства защиты, проверить внешним осмотром и убедиться в их исправности.

Надеть спецодежду и средства индивидуальной защиты.

При выполнении работы по распоряжению — получить целевой инструктаж.

На распределительном силовом щите (РСЩ) отключить рубильник блока профилактируемой камеры. На рукоятке рубильника повесить плакат «Не включать! Работают люди».

Произвести разряд конденсаторов выпрямителей; открыть дверь трансформаторной камеры и индикатором низкого напряжения убедиться в отсутствии напряжения на блок-контактах контактора выхода.

Порядок технического осмотра:

Осмотр трансформаторов производится с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев работниками, имеющими право выполнять такие работы, в обслуживании которых находятся данные трансформаторы, без их отключения с оформлением технической документации по эксплуатации, вместе с осмотром остального оборудования ТП, в котором они установлены.

В зависимости от местных условий и состояния трансформаторов технический руководитель может изменить указанные сроки.

В процессе осмотров обращать внимание на:

  • характер гула трансформатора и отсутствие в нём посторонних звуков (потрескивание, щелчки, дребезг). При их появлении, в первую очередь, проверяют закрепление внешних деталей при отключённом трансформаторе;
  • целостность масломерного стекла;
  • наличие масла, его уровень и цвет (при длительно высокой температуре трансформаторное масло темнеет);
  • температуру масла (при наличии термометра);
  • отсутствие течи масла (особое внимание обратить на возможность течи масла под крышкой радиатора и арматурой). При обнаружении дефектов уплотнительных прокладок и втулок (РТИ), утечки трансформаторного масла — делается запись журнале осмотра сцелью организации ремона
  • состояние селикагеля (сухой селикагель имеет голубой цвет. При увлажнении, он приобретает розовую окраску. В том случае, когда большая часть селикагеля имеет розовую окраску, — его необходимо заменить);
  • состояние проходных изоляторов ИПТ (наличие трещин и сколов фарфора; степень загрязнения; наличие посторонних предметов, сокращающих изоляционные промежутки, особенно, — на вводах);
  • состояние сети заземления и контактных соединений (повышенный нагрев контактных соединений определяют по внешнему виду контакта).

Результаты осмотра фиксируются в оперативном журнале, и в паспорте на трансформатор.

Меры безопасности при обслуживании трансформаторов

Испытание средств электрозащиты

В лаборатории, испытывающей средства защиты, записывают результаты электрических и механических испытаний в журнал произвольной формы. При наличии большого количества средств защиты из диэлектрической резины результаты их испытания оформляют в отдельном журнале.

На средства защиты, принадлежащие сторонним организациям, также ставят штамп и заказчику выдают протоколы испытаний стандартной формы. При эксплуатации средства электрозащиты нужно испытывать в сроки, приведенные в таблица 9. Нельзя хранить защитные средства вместе с инструментами.

Таблица 9. 6 Сроки испытания защтнык средств

Примечание. Изолирующие подставки испытываются после изготовления и капитального ремонта.

Какие электрозащитные средства называют основными, а какие дополнительными?

Для чего используются изолирующие штанги и изолирующие клещи?

Какие указателей напряжения до и выше 1000 В Вы знаете?

Как производится контроль за средствами защиты?

Как накладывают переносные защитные заземляющие устройства?

Как контролируется испытание средств электрозащиты?

Глава 10. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ

При обслуживании трансформаторов должны быть обеспечены безопасные условия наблюдения за уровнем масла, газовым реле, а также условия для отбора проб масла. Осмотр высоко располо­женных частей (3 м и более) работающих трансформаторов габарита IV и выше, проводят со стационарных лестниц с учетом требований безопасности. У трансформаторов с совтоловым наполнением обслуживающий персонал контролирует по мановакуумметру давление внутри бака и в случае повышении давления до 50 кПа (0,5 кгс/см 2 ) принимает меры к снижению нагрузки. Уровень масла в расширителе неработающего трансформатора должен быть не ниже контрольных черт, соответствующих уровням масла в трансформаторе при температуре окружающей среды -45 °С,-15 «С,+ 40°С.

Персонал, обслуживающий трансформаторы, снабженные устройством регулирования напряжения под нагрузкой (РПН), обязан поддерживать соответствие между напряжением сети и напряжением, устанавливаемым на регулировочном ответвлении.

Включать переключающее устройство в работу разрешается при температуре верхних слоев масла — 20 «С и выше, а при наличии контактора (РПН), расположенного вне бака трансформатора -при температуре окружающей среды — 45 °С и выше. Трансформаторы с естественным масляным и дутьевым охлаждением допускается включать в работу с полной нагрузкой с застывшим маслом при температуре не ниже — 40 °С. Если температура ниже — 40 °С, то нужно включить трансформатор на нагрузку не более 50 % номинальной при температуре до —40 «С, после чего нагрузку увеличить. Осмотр трансформаторов (без отключения) проводят:

Читайте также:  Акт приема передачи техники в ремонт образец скачать

· в электроустановках с постоянным дежурным персоналом -1 раз в сутки;

· в установках без постоянного дежурного персонала — не реже 1 раза в мес;

· на трансформаторных пунктах — не реже 1 раза в 6 мес.

· Трансформатор должен быть выведен из работы при обнаружении:

· сильного неравномерного шума и потрескивания внутри трансформатора;

· ненормального и постоянно возрастающего нагрева трансформатора при нормальных нагрузке и охлаждении;

· выброса масла из расширителя или разрыва диафрагм выхлопной трубы;

· течи масла с понижением его уровня ниже уровня масломерного стекла.

Трансформатор выводят из работы при необходимости замены масла по результатам лабораторного анализа. Трансформаторы мощностью 160 кВ-А и более оборудуют системами непрерывной регенерации масла в термосифонных и адсорбционных фильтрах. В расширителе трансформатора масло должно быть защищено от непосредственного соприкосновения с окружающей средой. Качество трансформаторного масла периодически контролируют. Наименьшее пробивное напряжение трансформаторного масла в аппарате — 20 кВ при напряжении до 15 кВ; 25 кВ — от 15 до 35 кВ; 35 кВ — от 60 до 220 кВ.

Содержание механических примесей по визуальному определению должно быть равно нулю, кислотное число не более 0,25 мг КОН.

В аварийных режимах допускают кратковременную перегрузку трансформаторов сверх номинального тока при всех системах охлаждения независимо от длительности и значения предшествующей нагрузки и температуры охлаждающей среды в следующих пределах:

Перегрузка по току, %. 30 45 60 75 100

Длительность нагрузки, мин 120 80 45 20 10

Перегрузка по току, %. 20 30 40 50 80

Длительность нагрузки, мин 60 45 32 18 6

Перегрузка масляных трансформаторов сверх номинального тока до 40 % допускается общей продолжительностью не более 6 ч в сутки в течение 5 сут. при условии, что коэффициент начальной нагрузки не превышает 0,93 (при этом должны быть полностью использованы все устройства охлаждения трансформатора). При перегрузке трансформаторов сверх допустимой дежурный персонал обязан принять меры к его разгрузке, действуя в соответствии с местной инструкцией.

Двери трансформаторных пунктов и камер должны быть постоянно закрыты на замок.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСФОРМАТОРОВ.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Порядок работы во вторичных цепях измерительных трансформаторов тока и напряжения

Измерительный трансформатор тока — элемент релейной защиты, электромагнитный измерительный преобразователь тока который питает цепи защиты и автоматики током и выполняет роль датчика, который передает информацию к измерительным органам. Этот аппарат преобразовывает ток первичной цепи в стандартные токи 1 или 5 ампер. Нормальный режим работы трансформатора тока — режим короткого замыкания.

Первичная обмотка трансформатора тока включается последовательно в измеряемую цепь и независимо от того как включена вторичная обмотка весь ток нагрузки или ток короткого замыкания проходит через эту цепь. Вторичная обмотка замыкается на различные, последовательно включенные, реле и измерительные приборы.

Для безопасности обслуживания вторичная обмотка ТТ заземлена (в одной точке).

Измерительный трансформатор напряжения предназначен для понижения высокого напряжения до стандартного значения 100 или 100/v3 В и для отделения цепей измерения и релейной защиты от первичных цепей высокого напряжения. Схема включения однофазного трансформатора напряжения показана на рис. ; первичная обмотка включена на напряжение сети U1, а к вторичной обмотке (напряжение U2) присоединены параллельно катушки измерительных приборов и реле. Для безопасности обслуживания один выход вторичной обмотки заземлен. Трансформатор напряжения в отличие от трансформатора тока работает в режиме, близком к холостому ходу, так как сопротивление параллельных катушек приборов и реле большое, а ток, потребляемый ими, невелик.

При необходимости разрыва токовой цепи измерительных приборов, устройств релейной защиты, электроавтоматики цепь вторичной обмотки трансформатора тока предварительно закорачивается на специально предназначенных для этого зажимах или с помощью испытательных блоков.

Операции во вторичных цепях ТТ и ТН (в том числе и с испытательными блоками) необходимо производить с выводом из действия устройства РЗ и А (или отдельных их ступеней), которые по принципу действия и параметрам настройки (уставкам) могут сработать ложно в процессе выполнения указанных операций.

Все переключения в цепях тока и напряжения при проверках рабочим током и напряжением должны производиться с особой осторожностью, чтобы не устроить КЗ в цепях напряжения или не раскоротить цепи тока. После проверки рабочим током и напряжением производить какие-либо работы в токовых цепях, цепях напряжения и измерительных органах устройства РЗ и А запрещается.

Как определяется чувствительность РЗиА?

Чувствительность– это способность релейной защиты реагировать на возможные повреждения при минимальных режимах работы системы электроснабжения, т. при минимальном значении воздействующей величины; способность устройства релейной защиты четко отличать режим короткого замыкания любого вида (трехфазное, двухфазное, однофазное короткое замыкание) от всевозможных, даже утяжеленных режимов работы защищаемого объекта при отсутствии короткого замыкания.

Характеризуется коэффициентом чувствительности, значения которого устанавливаются ПУЭ для различных видов защит.

Кч=Iк(min) (2) / Ic.

где Ic. – ток срабатывания защиты;

Iк(min) (2) – минимальное значение тока двухфазного КЗ, протекающий через защиту при КЗ в:

а) непосредственной близости от места установки защиты для основной защиты (ТО Кч больше 2),

б) конце защищаемого элемента для резервной защиты, выполняющей функцию ближнего резерва (МТЗ Кч больше 1,5),

в) конце зоны действия (конце смежного элемента) для резервной защиты, выполняющей функцию дальнего резерва (Кч больше 1,25),

Техника безопасности при обслуживании токовых цепей

В цепях измерения, сигнализации, управления, релейной защиты и автоматики имеет право работать только персонал специализированной службы. Для управления и сигнализации в электроустановках используют постоянный, выпрямленный или переменный ток от аккумуляторных батарей, выпрямительных устройств, силовых и измерительных трансформаторов, рабочее напряжение которых обычно составляет 110 — 220 В. Измерительные приборы, устройства релейной защиты и автоматики, кроме того, подключаются ко вторичным цепям специально предназначенных для этой цепи трансформаторов тока и напряжения. Особенно опасна работа в цепях трансформаторов тока на включенном присоединении. Нельзя даже кратковременно размыкать цепь вторичной обмотки трансформаторов тока, так как при этом нарушается баланс магнитных потоков в сердечнике трансформаторов тока, и первичный ток становится током намагничивания. Ток намагничивания перегревает железо трансформатора тока, наводит в его вторичной обмотке высокое напряжение, опасное для работающих. Поэтому до начала работы цепи вторичных обмоток трансформаторов тока замыкают накоротко. Для короткого замыкания к зажимам присоединяют металлические провода с наконечниками. Эту работу выполняют отверткой с изолирующей ручкой и изолированным стержнем, стоя на резиновом коврике. Провода цепей переменного напряжения, оперативного тока, катушек отключения и включения перед работой на панели отсоединяют и изолируют, надевая на оголенные концы изолирующие трубки или обматывая их изоляционной лентой. Вторичные обмотки трансформаторов тока и напряжения заземляют. Заземление, вторичных обмоток является защитой при возможном пробое высшего напряжения на обмотку низшего напряжения. Поэтому нельзя отсоединять это заземление, за исключением случая, когда присоединение отключено. Лица, принимаемые на работу, связанную с непосредственным обслуживанием, ремонтом, испытанием или наладкой электротехнического оборудования, обязательно проходят медицинское освидетельствование в соответствии со списком производств и профессий, утверждённых приказом Министерства здравоохранения к работе в электроустановках до этого времени он исполняет обязанности дублёра – работает под наблюдением и руководством опытного основного дежурного. При этом как дублёр, так и лицо его контролирующее, в равной степени отвечают за работу оборудования. Лишь после стажировки новый работник может быть допущен к самостоятельной оперативной работе. Допуск к стажировке и самостоятельной работе оформляется специальным распоряжением с обязательным указанием о том, что работник прошёл проверку знаний правил техники безопасности. Во время стажировки на рабочем месте ответственность за соблюдение техники безопасности возлагается как на стажёра, так и на лицо, его контролирующее. В процессе текущей работы весь производственный персонал предприятий энергосистем в обязательном порядке проходит систематическое производственное обучение и обучение безопасным методам работы. Для оперативного и оперативно-ремонтного персонала установлены следующие обязательные формы обучения: а) инструктаж на рабочем месте по ПТЭ, ПТБ и инструкциям не менее одного раза в месяц; б) противоаварийные тренировки не менее одного раза в квартал; в) курсовое без отрыва от отпускаются лица в возрасте не моложе 18 лет. Практикантам технических училищ, не достигших 18-летнего возраста, разрешается пребывание в помещении электроустановок, в котором расположено электрооборудование и электроаппараты, ограниченное время и под постоянным надзором опытного работника; их нельзя допускать к самостоятельной работе и присваивать III и выше квалификационные группы по технической безопасности. До назначения на самостоятельную работу дежурный и оперативно-ремонтный персонал приходит теоретическую подготовку, обучается на рабочем месте, осваивает правила технической эксплуатации и правила техники безопасности в объёме, необходимом для его рабочего места, правила Госгортехнадзора, инструкции. Обучения контролирует начальник цеха или лицо, ответственное за эксплуатацию установок. По окончанию обучения специальная квалификационная комиссия проверяет знание правил техники безопасности у нового работника и присваивает ему квалификационную группу по технике безопасности. После проверки знаний оперативные и оперативно-ремонтный работник проходит стажировку от двух до четырёх недель в зависимости от сложности работы. Для ремонтных рабочих обязательны инструктажи на рабочем месте и курсовое обучение. Для высококвалифицированных рабочих организуется тематические курсы и лекции. Инструктаж проводят руководители цехов, подстанций, лабораторий, смен, участков и мастера в рабочее время. Цель инструктажа – обучить каждого рабочего правильным и безопасным методам работы, уходу за оборудованием, применению инструкций и правил в рабочей установке. Одновременно контролируется знания персонала ПТЭ и ПТБ. В течение года должен быть освещены все вопросы работы инструктируемых лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *