При ремонте асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором соблюдайте меры безопасности. Что такое Studopedia?

ЭТАП. Практический (проверка освоения профессиональных компетенций)

Составление алгоритма сборки асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Из перечисленных операций составить алгоритм сборки асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором:

— укладывают пружинное кольцо в канавку вала;

— вводят ротор в расточку статора с помощью приспособления;

— надевают на вал внутренние крышки подшипников;

— вводят в замок станины буртик подшипникового шита со стороны роликоподшипника и закручивают болты, не затягивая их до отказа;

— закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки;

— затягивают болты, проверяя легкость вращения ротора от руки;

— отправляют двигатель на испытательную станцию;

— устанавливают шпонку в канавку на выступающем конце вала;

— закручивают болты в резьбу внутренних крышек подшипников, проверяя легкость вращения ротора от руки;

— делают пробную обкатку двигателя вхолостую в течении 30 минут;

— нагревают внутреннее кольцо роликоподшипника и насаживают его на вал;

— закрывают коробку выводов крышкой и закрепляют ее болтами;

— нагревают шарикоподшипник и насаживают его на вал;

— снимают крышку коробки выводов и отсоединяют провода источника питания;

— вставляют в отверстие подшипникового шита внешнее кольцо роликоподшипника;

— проверяют щупом воздушный зазор между расточкой статора и ротором;

— закладывают в подшипники консистентную смазку;

— устанавливают на подшипники подшипниковые щиты;

— присоединяют обмотку статора к проводам источника питания.

Алгоритм сборки асинхронного электродвигателей

-надевают на вал внутренние крышки подшипников;

-закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки;

— присоединяют обмотку статора к проводам источника питания;

— отправляют двигатель на испытательную станцию.

Ремонт асинхронного электродвигателя

Определить причину неисправности асинхронного электродвигателя, если он при включении не трогается с места, выполнить необходимые замеры мегомметром. (Осуществляется в производственной лаборатории образовательного учреждения).

Причиной может быть обрыв одной или двух фаз цепи питания. Для определения места обрыва сначала осматривают все элементы цепи, питающей электродвигатель (проверяют целость предохранителей). Если при внешнем осмотре обнаружить обрыв фазы не удается, то мегомметром выполняют необходимые измерения, для чего статор предварительно отключают от питающей сети. Если обмотка статора соединена в звезду, то один конец мегомметра соединяют с нулевой точкой звезды, после чего вторым концом мегомметра касаются поочередно двух концов обмотки. Присоединение мегомметра к концу исправной фазы даст нулевое показание, присоединение к фазе, имеющей обрыв, покажет большое сопротивление цепи, т. наличие в ней обрыва. Если нулевая точка недоступна, то двумя концами мегомметра касаются попарно всех выводов статора. Прикосновение к концам исправных фаз покажет нулевое значение, прикосновение к концам двух фаз, одна из которых – дефектная, покажет большое сопротивление, т. обрыв в одной из этих фаз.

Если обмотка статора соединена в треугольник необходимо обмотку разъединить в одной точке, после чего проверяют целость каждой фазы в отдельности. Фазу, имеющую обрыв, иногда обнаруживают на ощупь (остается холодной).

Если обрыв произойдет на одной из фаз статора во время работы электродвигателя, он будет продолжать работать. Но начнет гудеть сильнее, чем в обычных условиях.

При работе, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат “Не включать. Работают люди”.

Операцию отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления производят с изолирующего основания в диэлектрических перчатках.

При работе на электродвигателе заземление накладывают на кабель (с отсоединением или без отсоединения его от электродвигателя) или на его присоединение в распределительном устройстве. При работе на механизме, если она не связана с прикосновением к вращающимся частям или рассоединена соединительная муфта, заземлять питающий кабель электропривода не требуется.

Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замов задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично работнику оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному работнику, имеющему группу по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

— работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;

— пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;

— не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается!

Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в действующих электроустановках

Оформление работ нарядом допуска, распоряжением или перечнем работ в порядке текущей эксплуатации. Наряд – письменное задание на работу в электроустановках, определяющее место, время начала и окончания работы, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ. По наряду проводят все работы по обслуживанию электроустановок, со снятием напряжения, без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них, без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением. Наряд выдается оперативному персоналу непосредственно перед началом подготовки рабочего места. Наряд на работу выписывают в двух экземплярах и заполняют под копирку. Допускается передача наряда по телефону лицом, выдающим наряд, старшему лицу из оперативного персонала данного объекта или ответственному руководителю. При этом наряд заполняют в трех экземплярах: один экземпляр заполняет лицо выдающее наряд, а два – лицо, принимающее его по телефону. При работах в электроустановках без постоянного оперативного персонала и при совмещении лицом из оперативного или оперативно-ремонтного персонала обязанности допускающего и ответственного руководителя выписывают два экземпляра наряда, один из которых передают производителю работ, другой остается у лица, выдающего наряд. При выдаче наряда по телефону лицо, выдающее наряд, диктует его текст (в форме телеграммы), а лицо, принимающее текст, заполняет бланки наряда, указывают его фамилию, подтверждая подписью принимающего текст. Допуск к работе по наряду, выданному по телефону, производят в общем порядке. На однотипные работы, выполняемые без снятия напряжения одной бригадой, может быть выдан общий наряд для поочередного производства работ на нескольких присоединениях, в одном или разных РУ, в разных помещениях подстанции.

Допуск к работе.

Надзор во время работы.

Оформление перерыва в работе, перевод на другое рабочее место и окончание работы.

Выполнение работ по распоряжению и в порядке текущей эксплуатации.

2 Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения

Отключение установки с проведением мер, предотвращающих ошибочную Подачу напряжения к месту работ.

Вывешивание предупредительных плакатов и ограждение места работы.

Проверка отсутствия напряжения.

Наложение и снятие заземления.

Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ:

Внешний осмотр и оценка состояния механической части. Корпус двигателя

очищается от грязи и пыли. Он не должен иметь сколов и повреждений.

Проверяется наличие крышки клеммной коробки. Каждый асинхронный

электродвигатель должен иметь на корпусе шильдик (табличка с информацией о

номинальных параметрах). Вал двигателя не должен перемещаться в радиальном

и осевом направлениях, а звездочка или шкив на валу должны быть закреплены

надёжно и не болтаться. Все болтовые соединения должны быть протянуты, а

резьба не должна быть сорвана.

Внешний осмотр и оценка состояния электрической части. Изоляция выводов

должна быть целой, без трещин и повреждений. Токосъёмные кольца очищаются

от пыли и грязи при помощи ветоши. Болтовые крепления наконечников должны

быть надёжно затянуты.

Измерения и испытания. При помощи мегомметра проверяется сопротивление

изоляции обмоток, измеряется сопротивление обмоток постоянному току

(сопротивления пофазно должны быть одинаковыми). Двигатель подключается к

сети и включается в работу на холостом ходу. Проверяется отсутствие

вибраций, биений рабочего вала. Двигатель включается в работу под

ПОСЛЕРЕМОНТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПРОШЕДШИХ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, ВЫПОЛНЯЮТ:

Испытание обмотки статора и ротора повышенным напряжением.

Измерение сопротивления постоянному току (сопротивления фаз обмоток не

должны отличаться более чем на 2%).

Измерение воздушного зазора между сталью ротора и статора (зазор не

должен отличаться более чем на ±10% от среднего значения размера).

Измерение зазоров в подшипниках скольжения (зазор не должен превышать

значений, указанных в сборке и регулировке).

Испытания воздухо- и маслоохладителей гидравлическим давлением.

Испытания возбудителей (цепи возбуждения, реостат возбуждения).

Проверка работы электродвигателя на холостом ходу.

Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.

Проверка биения и вибрации при проведении испытаний на холостом ходу и

СУШКА ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК

При неправильном ведении режима сушки происходит порча обмотки. Назначение

сушки — удаление влаги из изоляции обмоток и повышение сопротивления до

значения, при котором электрическую машину можно поставить под напряжение.

СПОСОБЫ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН:

Сушка внешним нагревом (с помощью различных нагревательных устройств).

Сушка нагревом от тока постороннего источника.

Сушка индукционным способом (потерями в активной стали статора или

потерями в корпусе статора).

Сушка током короткого замыкания в генераторном режиме.

Сушка вентиляционными потерями.

Сушка на весьма низкой частоте вращения (1-2% номинальной).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ТО И РЕМОНТ ПЗА

НЕИСПРАВНОСТИ ПУСКОВОЙ И ЗАЩИТНОЙ АППАРАТУРЫ:

Залипание контактов.

Окисление контактов.

Нарушение изоляции.

Чрезмерный нагрев силовых контактов.

Чрезмерный нагрев катушек.

Текущий ремонт проводится для рубильников, пакетных переключателей, плавких

предохранителей, магнитных пускателей, контакторов, кнопок управления, катушек.

В процессе ТО после снятия напряжения с обслуживаемого аппарата, очищают пыль и

проверяют надёжность крепления. Перегревающиеся контакты разбирают, зачищают и

удаляют с них частицы, а затем промывают бензином. Наплывы и брызги металла

снимают надфилем. Для зачистки контактов используют стеклянную бумагу.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в сочи на донской

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ, ТО И РЕМОНТ ТЕПЛОВОГО РЕЛЕ

ПРОВЕРКУ РЕЛЕ НАЧИНАЮТ С ВНЕШНЕГО ОСМОТРА:

Проверяют наличие пломб, целостность кожуха и плотность прилегания его к

цоколю, состояние уплотнений, очистка реле.

ПОСЛЕ СНЯТИЯ КОЖУХА ПРИСТУПАЮТ К ВНУТРЕННЕМУ ОСМОТРУ:

Очищают детали, проверяют затяжку винтов, гаек, крепящих пружин,

контакты,, магнитопроводы.

Проверяют надёжность внутренних соединений.

Регулируют механическую часть реле.

Контакты тщательно очищают и полируют.

Важный момент восстановления работоспособности теплового реле — его

регулировка. Реле испытывают нагрузочным током и снимают его характеристики в

виде зависимости между током срабатывания и выдержки.

УВТЗ, ТО И РЕМОНТ

УВТЗ предназначено для температурной защиты электродвигателей и других

защищаемых объектов.

Перед включением УВТЗ в цепь управления электроустановки необходимо убедиться

внешним осмотром в отсутствии механических повреждений и других дефектов,

которые могут нарушить работоспособность или привести к выходу из строя при

Монтаж УВТЗ производится согласно схеме подключений приложения.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ФУЗ-М И Е-511, ТО И РЕМОНТ

Фазочувствительное устройство защиты ФУЗ-М предназначено для защиты трёхфазных

электродвигателей от любых перегрузок с выдержкой времени, зависящей от

величины перегрузки и неполнофазных режимов.

Если контролировать изменение угла сдвига фаз между токами нагрузки

электродвигателя, то его можно защитить от основного аварийного режима — обрыва

фазы. Поэтому устройства защиты, реагирующие на изменение угла фазового сдвига

между токами нагрузки электродвигателя, были названы фазочувствительными.

Для контроля можно использовать различные фазовые детекторы. В этом случае

необходимо из трёхфазных токов питания электродвигателя сформировать два

измеряемых напряжения U1 и U2 с определённым углом сдвига фаз между ними,

используя фазовращающий трансформатор тока ФТТ.

Меры безопасности при эксплуатации электродвигателей

С момента создания электродвигателей прошло много лет. Сложно представить предприятия, в которых не применялись бы электродвигатели. Электродвигатели нашли свое применение повсюду, начиная с бытовых маленьких приборов, аппаратов, заканчиваямощными, промышленными электродвигателями, выполняющих тяжелую работу. Выпускают электродвигатели трех видов:Асинхронные электродвигатели делятся на два вида:Больше всех используются в промышленности электродвигатели асинхронные с короткозамкнутым ротором. При длительных больших нагрузках, применяют синхронные электродвигатели. Где нужно менять скорость вращения электродвигателя, по технологическим требованиям, там используют асинхронные электродвигатели с фазным ротором, и электродвигатели постоянного тока. Независимо от вида электродвигателей, требуется их установка и правильная эксплуатация. При монтаже и обслуживании электродвигателей, нужно соблюдать меры б езопасности. Правила техники безопасности при эксплуатации электродвигателейДля надежной и бесперебойной работы электродвигателей необходимо, чтобы обслуживающий персонал выполнял правила их хранения, транспортирования, монтажа и эксплуатации. Электродвигатели обычно хранят на поверхности шахт в чистом, сухом, желательно отапливаемом помещении, с хорошей вентиляцией. Двигатели, полученные с заводов, хранят в заводской упаковке; двигатели, бывшие в употреблении, хранят после тщательной очистки их от грязи, ржавчины и консервации быстрокоррознрусмых частей с помощью консистентной смазки. Взрывозащитные поверхности защищаются от случайных повреждений деревянными щитками. При транспортировании электродвигатели нельзя бросать, кантовать, сбрасывать с машин и т. Перед спуском электродвигателя в шахту проверяют исправность его механической части, отсутствие механических повреждений, наличие и соответствие знаков исполнения будущим условиям работы, соответствие типа и характеристики требуемым, наличие комплектности и смазки в подшипниках. Если двигатель продолжительное время пе работал, с помощью мегомстра проверяют качество изоляции обмотки по отношению к земле и между фазами,Для проверки качества изоляции двигателей. В рекомендуется брать мегомметр на напряжение 500—1000 В, а для двигателей с Сном > 1000 В — мегомметр на 2500 В. Качество изоляции считается удовлетворительным, если мегомметр покажет величину сопротивления

При монтаже электродвигателей необходимо обращать особое внимание на надежность и соответствие фундамента (при отдельной установке двигателя); соосность валов электродвигателя и машины; надежность и прочность крепления электродвигателя; выполнение требований, обеспечивающих нужный уровень взрывозащиты; наличие и качество заземления электродвигателя. В процессе эксплуатации электродвигателей необходимо: осуществлять постоянное наблюдение за режимом работы электродвигателя и его нагрузкой, не допускать длительных перегрузок его; систематически очищать электродвигатель от грязи и пыли; следить за наличием и достаточной затяжкой крепежных деталей, обеспечивающих взрывозащиту электродвигателя; ежесменно контролировать наличие и качество заземляющих устройств; осуществлять ремонтные работы в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта; постоянно контролировать наличие и концентрацию метана в месте установки электродвигателя и пусковой аппаратуры (при содержании метана 2% отключать электродвигатель и докладывать об этом лицам технического надзора). Техника безопасности при монтаже электродвигателей. Для монтажа электродвигателя требуется четкий проект. В проекте указывают место установки электродвигателя, указывают, в связке с каким агрегатом будет работать, расчет проводов, нагрузок. Удобнее обратиться по проектированию в специализированные проектные мастерские, так как это повышает безопасность. Для монтажа электродвигателя на место установки, необходимо нанять профессиональных монтажников, которые работают не первый год. Электродвигатели небольшой мощности (до 10Квт), небольшой массы (до 50кг), допускается устанавливать самостоятельно, после монтажа пригласив для проверки бригаду монтажников. Сечение проводов подбирают по формулам, учитывая, что медный провод сечением 2,5мм2 выдерживает нагрузки до 30Ампер. Формула расчета мощности для трёхфазной цепи P= 1,7*U*Y. Где U напряжение, Y сила тока, а 1,7 это квадратный корень из 3-х. Переделав формулу, получают расчет тока для электродвигателя мощностью 10Квт, Y= 10000ВТ/(1,7*380Вольт)= 15 ампер Составляют пропорцию 2,5мм2-30Ампер Хмм2-15Ампер Х=(15Ампер*2,5мм2)/30Ампер=1,25мм2 Такого сечения проводов в стандартном ряде нет, поэтому подбирают провод сечением 1,5мм2. При самостоятельном монтаже нужно быть предельно осторожным. Даже электродвигатель небольшой массы может создать травму монтажникам. По возможности работать нужно при помощи испытанных, проверенных подъемных механизмов. Пользоваться рычагами, работать в защитных средствах: в каске, защитных очках, спецодежде, рукавицах, спец. обуви. Объяснить работникам, как обезопасить работу. При подъеме электродвигателя от пола на высоту более 1 метра, нельзя подходить к электродвигателю, можно выравнивать, направлять электродвигатель к месту установки, только после того, как двигатель окажется на высоте нескольких сантиметров от пола. При перемещении и опускании нельзя держать электродвигатель за нижнюю часть. При подключении кабеля питания электродвигателя работы выполняют со снятым напряжением. Автоматический выключатель отключают, на ручку вывешивают плакат «не включать! Работают люди». Отходящие провода кабеля отцепляют от автоматического выключателя, предварительно проверив отсутствие напряжения на контактах. После установки, закрепления, подключения электродвигателя, сначала электродвигатель запускают без нагрузки, то есть, не соединив его с агрегатом. После проверки проверяют электродвигатель в работе в связке с агрегатом, подав нагрузку. Правила техники безопасности при обслуживании электродвигателейБ3. При работе, связанной с прикосновением к токоведущим частям электродвигателя или к вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат «Не включать. Работают люди». При работе на электродвигателе или приводимом им в движение механизме снятие напряжения и заземление токоведущих жил кабеля должны выполняться согласно пп. 71, Б2. 82, Б2. 363. Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается. Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному лицу с группой по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины; пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми коврами; не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей. Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением. 1 — Б2. 7 – С токоведущих частей, на которых будет производиться работа, напряжение со всех сторон должно быть снято отключением коммутационных аппаратов с ручным приводом, а при наличии в схеме предохранителей – снятием последних. При отсутствии в схеме предохранителей предотвращение ошибочного включения коммутационных аппаратов должно быть обеспечено такими мерами, как запирание рукояток или дверец шкафа, укрытие кнопок, установка между контактами изолирующих накладок и др. Допускается также снимать напряжение коммутационным аппаратом с дистанционным управлением при условии отсоединения проводов включающей катушки. Если позволяют конструктивное исполнение аппаратов и характер работы, перечисленные выше меры могут быть заменены расшиновкой или отсоединением концов кабеля, проводов от коммутационного аппарата либо от оборудования, на котором должна производится работа. Расшиновку или отсоединение концов кабеля, проводов может выполнять лицо с группой по электробезопасности не ниже III из ремонтного персонала под руководством допускающего. С ближайших к рабочему месту токоведущих частей, доступных для непреднамеренного прикосновения, напряжение должно быть снято либо они должны быть ограждены. 2 — Б2. 8 – Отключенное положение коммутационных аппаратов с недоступными для осмотра контактами (автоматы невыкатного типа, пакетные выключатели, рубильники в закрытом исполнении и т. ) определяется проверкой отсутствия напряжения на их зажимах либо на отходящих шинах, проводах или на зажимах оборудования, включаемого этими коммутационными аппаратами. 3 – Б2. При работах со снятием напряжения на сборных шинах РУ, щитов, сборок на эти шины (за исключением шин, выполненных изолированным проводом) накладывается заземление. Необходимость и возможность наложения заземления на присоединениях этих РУ, щитов, сборок и на оборудовании, получающем от них питание, определяет лицо, выдающее наряд, распоряжение. Техника безопасности при эксплуатации электрических машин. При работе электродвигателей необходимо соблюдать элементарные правила безопасности. Нельзя касаться вращающихся, движущихся частей электродвигателей, и соединенных с ними аппаратов во время их работы. Нельзя проверять руками, какое направление вращения имеет включенный электродвигатель. Нельзя совать предметы, через отверстия на кожухе крыльчатки электродвигателя. Нельзя находиться возле электродвигателя в развевающейся одежде. Одежда должна быть застегнутой. Не допускать попадания воды на работающий электродвигатель, попадания масел, и других жидкостей. Запрещается открывать крышку Брно (крышка коробки, в которой кабель соединяется с контактами ЭД) электродвигателя, во время его работы. Нельзя стоят на работающем электродвигателе. Соединительные муфты электродвигателя и агрегата, должны быть закрыты защитным кожухом, во избежание попадания на них разных посторонних предметов, животных и людей. Рекомендуется закрывать козырьками сам электродвигатель, если производственные процессы связаны с перегоном жидкостей. Нельзя бросать различные предметы в сторону работающего электродвигателя. Запрещается разбирать, производить ремонтные работы на работающем электродвигателе. Все ремонтные работы производятся только на отключенном, обесточенном электродвигателе. Правила безопасности при работе на электродвигателе. При работе электродвигателя нельзя его промывать водой, или другими жидкостями, нельзя прочищать щеткой, протирать ветошью. Нельзя проверять устойчивость, надежность креплений электродвигателя, пользуясь ломом, монтажкой. Нельзя выполнять какие-либо работы, стоя на самом электродвигателе. Место, где установлен электродвигатель, должен быть хорошо освещен. Не допускается нахождения возле электродвигателя посторонних людей, животных. Площадка вокруг электродвигателя должна быть чистой, не должны быть рядом воспламеняющиеся вещества, предметы, загромождающие доступ к электродвигателю. На полу не должны находиться растёкшиеся масла, другие скользкие вещества и предметы. Не допускается хранение баллонов с пропаном, с кислородом возле электродвигателей. Нельзя укрывать электродвигатель тканями, минватой. При необходимости можно прикрыть электродвигатель ширмами из негорючего материала, во избежание попадания воды и разных мелких предметов. Техника безопасности при ремонте электрических машин. Приступая к ремонту электрических агрегатов, первым делом их обесточивают. Отключат автоматические выключатели, вывешивают запрещающие плакаты, предварительно проверив, что нет напряжения, устанавливают переносные заземления, ограничивают доступ посторонних лиц к ремонтируемому электрооборудованию, установив ограждения. Ремонтные работы выполняет только квалифицированный персонал. Ремонтными случаями электрооборудования являются:При необходимости электродвигатель заменяют новым. Придерживаясь выше описанных инструкций, можно обезопасить людей от несчастных случаев и травм. Требования техники безопасности при ремонте электромашин1) Слесарь по ремонту электрических машин допускается к работе после медицинского освидетельствования, специального обучения, после инструктажа и последующей проверке знаний, а так же инструктажа на рабочем месте. 2) Приступить к выполнению производственного задания, если известны безопасные способы его выполнения. В случае неясности обратиться к мастеру за распоряжением. При получении новой работы требовать от мастера дополнительного инструктажа по техники безопасности. 3) Находясь на территории завода или депо, цеха, участка – быть внимательным к сигналам, подаваемые водителем транспорта. 4) При работе около электросварки требовать ограждения места сварки. 5) При несчастном случае немедленно обратиться в медпункт, поставив при этом в известность мастера или бригадира. 6) К работе с грузоподъемными механизмами могут быть допущены лица не моложе 18 лет, специально обученные, имеющие удостоверение. Перед началом работы. 1) Привести в порядок рабочую одежду, застегнуть рукава, подобрать волосы под плотно облегающий головной убор. ТБ при эксплуатации электрических машинК эксплуатации и ремонту электрических машин допускаются электромонтер, имеющие квалификационную группу не ниже III и прошедшие инструктаж на рабочем месте. Ответственность за безопасность при обслуживании и ремонте несет руководитель электротехнической службы хозяйства. Электромонтеры должны иметь основные защитные средства для установок напряжением до 1000 В: диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными рукоятками, закоротки (или переносное заземление) и указатели напряжения. Дополнительные средства: диэлектрические галоши, резиновые коврики, изолирующие подставки и плакаты. Перед применением защитных средств следует внешним осмотром убедиться в их исправности, обращая внимание на дату их проверки. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо строго соблюдать правила тех безопасности при эксплуатации электрических машинРаспоряжение на проведение работ (устное или оформленное нарядом) дает руководитель электротехнической службы хозяйства или лицо, его заменяющее, с квалификацией не ниже 4 группы. При техническом обслуживании электроустановки должны быть отключены от питающей сети. Между ножами и губками отключающего рубильника необходимо положить лист изоляционного материала, а на рукоятку привода рубильника или автоматического выключателя повесить плакат: «Не включать, работают люди». Перед началом работ необходимо принять меры, предупреждающие возможность вращения электродвигателя от рабочей машины. Рабочие электрифицированных механизмов должны быть проинструктированы по правилам эксплуатации и техники безопасности при работе на установках. Правила технической эксплуатации 2009 г. Система планово–предупредительного ремонта и технического обслужи вания электрооборудования сельскохозяйственных предприятий Госагропрома СССР. Агропромиздат, 1987. Сердешнов А. Янукович Г. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования в сельском хозяйстве: Справочник. – Мн. Ураджай. 1993. Пястолов А. и др. Эксплуатация и ремонт электроустановок. Колос, 1984. Таран В. и др. Справочник по эксплуатации электроустановок. Колос,19836. Грундулис А. Защита электродвигателей в сельском хозяйстве. – М. : Колос, 1983. Янукович Г. и др. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственного электрооборудования. – Мн. : «Ураджай» 2000. Куценко Г. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок. : Дизайн ПРО 2003. Куценко Г. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок. (Практикум) Мн. : Дизайн ПРО 2003. Пясталов А. , Ерошенко Г. Эксплуатация электрооборудования. – М. ; Агропромиздат, 1990. Куценко Г. Охрана труда в электроэнергетике. – Мн. Дизайн ПРО 2005.

Читайте также:  Чебоксары ремонт бытовой техники на карте

Технология ремонта и обслуживание асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Устройство и принцип действия
асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Возможные неисправности
асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и способы их устранения

Технологическая карта ремонта и
обслуживания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Охрана труда и экология

Обслуживание электроустановок промышленных
предприятий осуществляют сотни тысяч электромонтеров, от квалификации которых
во многом зависит надежная и бесперебойная работа электроустановок. Правильная
организация труда электромонтера и грамотное ведение им эксплуатации
электроустановок становятся весьма сложным и ответственным делом, так как любая
ошибка эксплуатации может привести к значительным материальным ущербам, выводу
из строя дорогостоящего оборудования, большим потерям продукции,
нерациональному использованию электроэнергии.

Актуальность выбранной
темы: на фоне развития промышленности все более возрастает роль надежных и
мощных электрических машин с высоким КПД.

Для своей работы я выбрал тему «Технология
ремонта и обслуживание асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором», так
как такой двигатель является одним из самых распространенных видов
электрических двигателей.

Цель работы:
изучить и описать устройство, принцип действия, технологию ремонта и
обслуживания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

·    проанализировать литературу и техническую
документацию по выбранной теме;

·        изучить и описать устройство,
принцип действия, возможные неисправности асинхронного двигателя с
короткозамкнутым ротором;

·        составить технологическую карту
ремонта и обслуживания асинхронного двигателя;

·        сделать экономические расчёты ремонтных
работ;

·        проанализировать экологическую
обстановку на участке прохождения производственной практики.

1
Устройство и принцип действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Асинхронная машина — это электрическая машина
переменного тока, частота вращения ротора которой не равна (в двигательном
режиме меньше) частоте вращения магнитного поля, создаваемого током обмотки
статора. В основном они используются как электродвигатели и являются основными
преобразователями электрической энергии в механическую.

Асинхронный двигатель состоит из двух основных
частей, разделенных воздушным зазором: неподвижного статора и вращающегося
ротора. Каждая из этих частей имеет сердечник и обмотку. При этом обмотка
статора включается в сеть и является как бы первичной, а обмотка ротора —
вторичной, так как энергия в нее поступает из обмотки статора за счет магнитной
связи между этими обмотками. По своей конструкции асинхронные двигатели
разделяются на два вида: двигатели с короткозамкнутым ротором и двигатели с
фазным ротором. Рассмотрим устройство трехфазного асинхронного двигателя с
короткозамкнутым ротором. Двигатели этого вида имеют наиболее широкое
применение

Рис. Асинхронный двигатель с
короткозамкнутым ротором

1-вал; 2-наружная крышка подшипника; 3-роликовый
подшипник; 4-внутренняя крышка подшипника; 5-подшипниковый щит; 6-коробка
выводов; 7-обмотка статора; 8-обмотка ротора; 9-сердечник статора; 10-сердечник
ротора; 11-корпус электродвигателя; 12-кожух вентилятора; 13-вентилятор;
14-шариковый подшипник; 15-болт заземления; 16-отверстия для болта крепления
двигателя

В расточке статора расположена вращающаяся часть
двигателя ротор, состоящий из вала и сердечника с короткозамкнутой обмоткой. Такая обмотка, называемая «беличье колесо», представляет собой ряд
металлических, алюминиевых или медных стержней, расположенных в пазах
сердечника ротора, замкнутых с двух сторон коротко замыкающими кольцами. Сердечник ротора также имеет шихтованную конструкцию, но листы ротора не
покрыты изоляционным лаком, а имеют на своей поверхности тонкую пленку окисла. Это является достаточной изоляцией, ограничивающей вихревые токи, так как
величина их невелика из-за малой частоты перемагничивания сердечника ротора. Например, при частоте сети 50 Гц и номинальном скольжении 6 % частота
перемагничивания сердечника ротора составляет 3 Гц. Короткозамкнутая обмотка
ротора в большинстве двигателей выполняется заливкой собранного сердечника
ротора расплавленным алюминиевым сплавом. При этом одновременно со стержнями
обмотки отливаются короткозамыкающие кольца и вентиляционные лопатки. Вал
ротора вращается в подшипниках качения, расположенных в подшипниковых щитах.

Концы обмоток фаз выводят на зажимы коробки
выводов. Обычно асинхронные двигатели предназначены для включения в трехфазную
сеть на два разных напряжения, отличающиеся в раз. Например, двигатель
рассчитан для включения в сеть на напряжения 380/660 В. Если в сети линейное
напряжение 660 В, то обмотку статора следует соединить звездой, а если 380 В,
то треугольником. В обоих случаях напряжение на обмотке каждой фазы будет 380В. Выводы обмоток фаз располагают на панели таким образом, чтобы соединения
обмоток фаз было удобно выполнять посредством перемычек, без перекрещивания последних. В некоторых двигателях небольшой мощности в коробке выводов имеется лишь три
зажима. В этом случае двигатель может быть включен в сеть на одно напряжение
(соединение обмотки статора такого двигателя звездой или треугольником
выполнено внутри двигателя).

2
Возможные неисправности асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Внешней неисправностью может стать:

недостаточное вентилирование двигателя;

нарушение контакта устройства с сетью;

несоответствие входящего напряжения рабочим
требованиям двигателя.

Внутренними поломками асинхронного двигателя
можно считать следующие:

сломанный вал ротора;

Читайте также:  Ремонт техники ульяновск засвияжский район

ослабление захвата щеток;

неисправности крепления статора;

появление борозд на коллекторе или контактных
кольцах;

замыкания между витками обмоток;

изоляция, пробивающая на корпус;

неверная полярность.

Неисправность
Проявление
Причины

Не
развивает номинальную скорость вращения и гудит
Одностороннее
притяжение ротора
а)
износа подшипников б) перекоса подшипниковых щитов в) изгиба вала. Ток
во всех трех фазах различен и даже на холостом ходу превышает номинальный
Плохо
развивает скорость и гудит
1. Неправильно соединены обмотки и одна из фаз оказалась
«перевернутой» 2. Оборван стержень обмотки ротора

Ротор
не вращается или вращается медленно
Двигатель
гудит
Оборвана
фаза обмотки статора

Вибрирует
вся машина
Вибрирует
вся машина
1. Нарушено центрирование соединительных полумуфт или соосность валов 2. Неуравновешенны ротор, шкив и полумуфты

Вибрация
исчезает после отключения от сети, ток в фазах статора становится неодинаков
Один
из участков обмотки статора быстро нагревается
Короткое
замыкание в обмотке статора

Перегревается
при номинальных перегрузках
Нагревается,
нарушение работы
1. Витковое замыкание в обмотке статора 2. Загрязнение обмоток или
вентиляционных каналов

Низкое
сопротивление
Низкое
сопротивление

Электродвигатель, доставленный
к месту установки с завода-изготовителя или со склада, где он хранился до
монтажа, или из мастерской после ревизии, устанавливается на подготовленное
основание.

В качестве оснований для
электродвигателей применяют в зависимости от условий: литые чугунные или
стальные плиты, сварные металлические рамы, кронштейны, салазки и т. Плиты,
рамы или салазки выверяются по осям и в горизонтальной плоскости и закрепляются
на бетонных фундаментах, перекрытиях и т. при помощи фундаментных болтов,
которые заделываются в заготовленные отверстия. Эти отверстия обычно оставляют
при бетонировании фундаментов, закладывая заблаговременно в соответствующих
местах деревянные пробки.

Отверстия небольшой глубины
могут быть также пробиты в готовых бетонных основаниях при помощи электро и
пневмомолотов, оснащенных высокопроизводительными инструментами с наконечниками
из твердых сплавов. Отверстия в плите или раме для закрепления электродвигателя
обычно выполняются на заводе-изготовителе, который поставляет общую плиту или
раму для электродвигателя и приводимого им механизма.

В случае, если отверстия для
электродвигателя отсутствуют, на месте монтажа производится разметка основания
и сверление отверстий. Для выполнения этих работ определяются
монтажно-установочные размеры устанавливаемого электродвигателя (смотрите
рисунок), а именно: расстояние между вертикальной осью двигателя и торцом вала
L6+L7 или торцом насаженной полумуфты, расстояние между торцами полумуфт на
валах электродвигателя и приводимого им механизма, расстояние между отверстиями
в лапах вдоль оси электродвигателя С2+С2, расстояние между отверстиями в лапах
в перпендикулярном направлении С+С.

Кроме того, должна быть
замерена высота вала (высота оси) на механизме и высота оси электродвигателя h. В результате этих последних двух замеров предварительно определяется толщина
подкладок под лапы.

Для удобства центровки
электродвигателя толщина подкладок должна предусматриваться в пределах 2 — 5
мм. Подъем электродвигателей на фундаменты выполняется кранами, талями,
лебедками и другими механизмами. Подъем электродвигателей весом до 80 кг при
отсутствии механизмов может выполняться вручную с применением настилов и других
устройств. Установленный на основание электродвигатель центрируется
предварительно с грубой подгонкой по осям и в горизонтальной плоскости. Окончательная выверка производится при сопряжении валов.

В процессе обслуживания и ремонта асинхронного
двигателя с короткозамкнутым ротором используется следующий инструмент:

Скобы и струны

Линейки при шкивах разной ширины.

— Ключи гаечные 6 — 32 мм — 1
комплект.

Напильники — 1 комплект.

Набор головок — 1 набор.

Щетка по металлу — 1 шт.

Нож монтерский — 1 шт.

Набор отверток — 1 комплект.

Отвертка слесарная — 1 шт.

Плашки 4 — 16 мм — 1 комплект.

Метчики 4 — 16 мм — 1 комплект.

Набор сверл 3 — 16 мм — 1
комплект.

Монтировка — 1 шт.

Плоскогубцы — 1 шт.

Зубило — 1 шт.

Дрель — 1 шт.

Керн — 1 шт.

Кисть плоская — 2 шт.

Молоток — 1 шт.

Лопата — 1 шт.

Щётка-смётка — 1 шт.

4
Технологическая карта ремонта и обслуживания асинхронного двигателя с
короткозамкнутым ротором


п/п
Наименование
и содержание работ
Оборудование
и приспособления
Технические
требования

1
Наружный
осмотр электрической машины, в том числе систем управления, защиты,
вентиляции и охлаждения. Соответствие
техническим паспортам по эксплуатации и электрическим схемам. 2
Визуальная
проверка состояния заземляющего проводника; проверка состояния контура
заземления. Молоток,
лопата
Отсутствие
антикорозийного покрытия, ослабление крепления, механические повреждения не
допускаются. 3
Проверка
на отсутствие посторонних шумов. Посторонние
шумы не допускаются. 4
Чистка
доступных частей от загрязнения и пыли. Уайт
спирит, ветошь, щётка по металлу, щётка-смётка. 5
Осмотр
элементов соединения двигателя с приводимым механизмом. Трещины
по швам, разрывы, перекосы, ослабления резьбовых соединений не допускаются. 6
Проверка
подсоединения и надежности уплотнения подводимых кабелей, технического
состояния и герметичности вводных коробок и муфт уплотненного ввода; проверка
состояния уплотнителей, поверхностей и деталей, обеспечивающих взрывозащиту;
взрывонепроницаемость вводов кабелей и проводов. Набор
слесарных щупов №1 Набор инструментов набор отвёрток Набор головок. Шероховатость
рабочей поверхности Rd не более 1,25 мкм. 7
Проверка
крепления электропривода к раме (задвижке). Набор
инструментов. Набор головок. Ослабления
крепления не допускаются. 8
Осмотр
состояния пуско-регулирующей аппаратуры (ПРА). Набор
инструментов. Набор отвёрток. 9
Продувка
статора и ротора сжатым воздухом. Компрессор. 10
Проверка
сопротивления изоляции обмоток; при необходимости сушка. Мегомметр
напряжением 500В. Сопротивление
изоляции не должно быть менее 0,5 МОм. Проверка
сопряжения деталей, обеспечивающих герметичность. Набор
слесарных щупов №1. Набор инструментов, набор отвёрток. Набор головок,
герметик. Величины
зазоров указаны в руководстве по эксплуатации. 12
Проверка
наличия смазки в подшипниках электродвигателя, (при наличии пресс маслёнки
пополнение). Смазка
ЦИАТИМ — 221, шприц для запрессовки смазки. 13
Осмотр,
зачистка и подтяжка контактных соединений. Набор
инструментов. Шкурка шлифовальная тканевая по ГОСТ 5009-82. Перекосы,
наличие окиси, ослабления контактных соединений не допускаются. 14
Ревизия
узлов автоматических выключателей. Набор
инструментов. Набор отвёрток. 15
Проверка
наличия маркировки кабелей, надписей и обозначений на кожухе, при
необходимости восстановление. Кисть,
краска (табличка). Отсутствие
маркировки и надписей не допускаются. 13
Осмотр,
зачистка и подтяжка контактных соединений. Набор
инструментов. Шкурка шлифовальная тканевая по ГОСТ 5009-82. Перекосы,
наличие окиси, ослабления контактных соединений не допускаются. 14
Ревизия
узлов автоматических выключателей. Набор
инструментов. Набор отвёрток. 15
Проверка
наличия маркировки кабелей, надписей и обозначений на кожухе, при
необходимости восстановление. Кисть,
краска (табличка). Отсутствие
маркировки и надписей не допускаются.

Электродвигатель должен быть обесточен, отключен
АВ, установлено заземление, вывешены плакаты. На вводные концы кабеля
электродвигателя наложить переносное заземление. Место работ оградить. Работать
с применением СИЗ. Работать поверенными приборами и испытанным электроинструментом
и приспособлениями.

Электромонтер по ремонту электрооборудования,
имеющий группу электробезопасности не ниже третьей. Электромонтер по ремонту
электрооборудования с третьей группой электробезопасности.

Виды
работ
Повреждение ротора
Повреждение
статора
Повреждение
вала

Ремонт

Замена
Ремонт
Замена
Ремонт
Замена

Выявление
неисправностей
70
70
70
70
70
70

Демонтаж
70
70
70
70
70
70

Запчасти
500
2500
600
2500
800
2500

Диагностика
работоспособности
70
70
70
70
70

Монтаж
70
70
70
70
70
70

Итого:
780
2780
340
2780
1080
2780

Вывод: ремонт деталей асинхронного двигателя
экономически выгодней их замены.

Охрана труда и экология конвертерного производства ЕВРАЗ НТМК

Производственную практику я проходил в
конвертерном цехе ЕВРАЗ НТМК и имел возможность проанализировать экологическую
обстановку и условия охраны труда на комбинате в целом и конвертерном цехе в
частности. короткозамкнутый ротор асинхронный
двигатель

Конвертерный цех ЕВРАЗ НТМК осенью 2013 года
отметил 50-летний юбилей. Это одно из самых современных сталеплавильных
производств в России. За последние несколько лет здесь проведена
полномасштабная реконструкция. Сегодня цех имеет в своём составе конвертерное
отделение с четырьмя 160-тонными конвертерами; участок внепечной обработки
стали, включающий в себя четыре установки «печь-ковш» и два циркуляционных
вакууматора; отделение непрерывной разливки стали из четырех МНЛЗ. Работает
установка десульфурации чугуна, которая позволяет выпускать сталь с минимальным
содержанием серы.

Снижение негативного воздействия производства на
окружающую среду и населения Нижнего Тагила — цель всей экологической политики
Нижнетагильского металлургического комбината. В последние годы комбинат
инвестировал значительные средства в техническую реконструкцию предприятия,
которая наряду с модернизацией в обязательном порядке решила и экологические
проблемы города.

К 2007 году были построены и введены в
эксплуатацию: комплекс ОНРС в конвертерном цехе в составе машин непрерывного
литья заготовок № 1, 2, 3, 4, печь-ковшей № 1, 2, 3, вакууматора;

Как отметил начальник управления охраны
природной среды НТМК Сергей Пермяков, только благодаря техническому
перевооружению конвертера №4 удалось снизить выбросы в атмосферу почти на 500 тонн
в год. На 30 тонн снизились пылевыбросы в результате капитальных ремонтов
пылегазоулавливающих установок в доменном и конвертерном цехах. Также были
проведены капитальные ремонты грязного цикла оборотного водоснабжения
доменного, прокатного и конвертерного производств.

Выполнение данных мероприятия позволило снизить
содержание в водных объектах нефтепродуктов на 14 тонн, цинка на 977 кг, фтора
на 8 309 кг, железа на 466 кг. Совместно с экологами Нижнего Тагила данная
технология была использована и на Нижнетагильском водохранилище.

В июне 2010 года на ОАО «НТМК» успешно проведен
внешний ресертификационный аудит системы экологического менеджмента. По
результатам аудита продлен сертификат соответствия требованиям международного
стандарта ИСО 14001.

Реализация природоохранных мероприятий за
последние пять лет позволила снизить ежегодные выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу на 32 тыс. тонн.

В ходе выполнения данной работы
мною была проанализирована литература и техническая документация по выбранной
теме, изучены и описаны устройство, принцип действия, возможные неисправности
асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, составлена технологическая
карта ремонта и обслуживания, сделан экономический расчёт ремонтных работ,
описана экологическая обстановка на участке прохождения производственной
практики. Таким образом, можно считать поставленные цели задачи выполненными.

Полученные в ходе выполнения
данной работы знания и навыки, приобретенные на производственной практике,
пригодятся в моей будущей профессиональной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *