При работе со стартером необходимы меры предосторожности

Проверка стартера в режиме полного торможения

На шестерню привода стартера закрепите приспособление, имеющее рычаг и связанное с динамометром для измерения крутящего момента. Для проверки включите стартер на 4-5 секунд во избежание перегрева и повреждений. Тормозной момент определите произведением длины рычага в метрах на показание динамометра в килограммах.

Проверка стартера на холостом ходу

Рисунок 6 — Схема проверки включения стартера:

1 — динамометр; 2 — тормозной рычаг; 3 — стартер; 4 — электромагнитное тяговое реле; 5 — кнопочный выключатель; 6 — шунт амперметра; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — амперметр; 9 — вольтметр.

Для проверки на холостом ходу установите стартер на специальный стенд или зажмите в тисках. Применяемая аккумуляторная батарея 6-СТ-55 должна быть полностью заряжена. Присоединительные провода к батарее, к шунту амперметра и к стартеру должны иметь сечение не менее 16 ммІ.

При напряжении на клеммах 12 В исправный стартер должен потреблять ток не больше 85 А, а частота вращения якоря должна быть не менее 5000 об/мин.

Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения, а также шум во время работы свидетельствуют об электрических и механических неисправностях стартера, замыкании обмотки якоря на «массу» или замыкании между витками. Малый потребляемый ток и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на клеммах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или слабом давлении пружин щеток.

Техника безопасности при работе со стартером

Перед работой нужно одеть спец одежду которая должна быть подогнана под тебя, спец одежда должна быть хорошо застёгнута ,чтоб под спец одежду нечего не попало .

Для снятия стартера необходимо установить на смотровую канаву, эстакаду или на гидравлический, электрический подъёмник. Для заезда на канаву, эстакаду нужно, чтобы было два человека.

Автомобиль нужно поставить на самую низшую скорость, поставить под колёса противооткатные башмаки.

При снятии стартера в смотровой канаве, она должна быть чистая, в ней недолжно быть мусора, разлитого масла и лежать ненужных тебе инструментов. Канава должна быть хорошо освещена подсветкой с низу, дневного освещения, напряжением 12-36 в., чтобы не тебя не слепило, на полу должна быть деревянная решетка, в углу должно стоять ведро с опилками, на верху смотровой канавы должны ныть противооткатки чтобы автомобиль не съехал в канаву., и т.д.

Для снятия стартера с двигателя нужно очистить (обмыть) ту часть, над которой ты будешь работать чтобы на тебя и в глаза не сыпалась грязь (мусор). На стартере не должно быть замасленных мест, для собственной же безопасности, потому что стартер может выскользнуть у тебя из рук и нанести тебе травму.

При ремонте стартера необходимо одевать защитные очки. При проверке работы стартера могут быть обломы втулок или выброс щёток, стружек. Нельзя пользоваться замасленной ветошью.

Актуально о транспорте

Контрольная проверка стартера

Стартер проверяйте на холостом ходу и в режиме полного торможения. Кроме того, проверьте тяговое реле включения стартера. Источником питания стартера при проверке служит аккумуляторная батарея.

Устройство и техническое обслуживание стартера

Система электропуска предназначена для
переедания вращения коленчатому валу двигателя с пусковой частотой, при которой
обеспечиваются необходимые условия смесеобразования, воспламенения и горения
рабочей смеси. Пусковая частота вращения коленчатого вала для карбюраторных
двигателей находится в пределах 50-100 об/мин, а для дизелей — в пределах
150-200 об/мин.

Пусковой ток у стартера различного типа
достигает 300-800 А. Основной частью стартера является электродвигатель
постоянного тока, питаемый от аккумуляторной батареи. Стартер должен развивать
требуемый крутящий момент, чтобы коленчатый вал провернулся на 2-4 оборота до
того, как установится пусковая частота вращения коленчатого вала в заданных
пределах, что необходимо для образования готовой к воспламенению рабочей смеси.

Вал стартера соединяется с коленчатым валом
только во время пуска двигателя. Для этой цели служит шестерня, установленная
на валу стартера при помощи шлицевого соединения и разъединения с зубчатым
венцом маховика после пуска двигателя должно происходить автоматически, так как
из-за большого передаточного числа (10-15) этой передачи частота вращения вала
стартера возрастает до 10-15 тыс. об/мин., что может привести к вылету обмотки
якоря под действием центробежных сил. Для предотвращения этого явления на
большинстве стартеров устанавливается муфта свободного хода, обеспечивающая
передачу крутящего момента только в одном направлении — от вала стартера к
маховику.

На современных автомобилях управления стартером
дистанционное — из кабины водителя. При этом управлении включение стартера
осуществляется контактами его тягового реле.

Взаимодействие элементов стартера при пуске
двигателя происходит следующим образом.

При замыкании контактов выключателя по обмотке
тягового реле проходит ток, сердечник электромагнита втягивается внутрь
обмотки, а соединенный с ним рычаг перемещает шестерню привода и вводит ее в
зацепление с зубчатым венцом маховика. При полном зацеплении зубчатой передачи
сердечник через контактный диск замыкает контакты и ток от аккумуляторной
батареи поступает в обмотку электродвигателя. Якорь электродвигателя начинает
вращаться и передает крутящий момент через шестерню и зубчатый венец маховика
на коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя выключатель размыкает контакты
и цепь обмотки электродвигателя прерывается. Под действием пружины контактный
диск и шестерня механизма при вода возвращаются в исходное положение.

Стартер следует включать на время не более
5-10с. Если двигатель не пустился, стартер можно включить повторно с интервалом
не менее 30 с. Этот промежуток времени необходим для восстановления
работоспособности аккумуляторной батареи. Включать стартер повторно можно не
более 3 раз подряд, затем следует найти и устранить неисправность в системах
питания или зажигания.

Широкое распространение получили стартеры с
принудительным электромагнитным включателем, дистанционным включением и
номинальным напряжением питания 12В. Конструктивно они незначительно отличаются
между собой.

Назначение, устройство и принцип
работы

Стартер типа СТ-221 служит для пуска
двигателя, устанавливается с правой его стороны и крепится фланцем к картеру
сцепления тремя болтами.

Стартер СТ-221 представляет собой
четырёхщеточный, четырёхполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным
возбуждением и состоит из: корпуса 20 с обмотками возбуждения, якоря с
приводом, двух крышек 7 и 13и тягового реле.

Корпус имеет четыре стальных полюса 19,
закрепленных винтами. На полюсы надеты катушки обмотки. Корпус вместе с
полюсами и обмоткой образует статор стартера. Две катушки обмотки стартера
сериесные, а две — шунтовые. Поэтому возбуждение стартера и называется
смешанным. Оно обеспечивает сравнительно низкие обороты якоря на холостом ходу
(без нагрузки), а это уменьшает износ втулок подшипников и предотвращает разнос
якоря.

Две сериесные катушки статора соединены между
собой параллельно, а с обмоткой якоря — последовательно. Поскольку через них
протекает основной ток, потребляемый стартером, то обмотка катушек выполнена из
медной ленты. Шунтовые катушки соединены между собой последовательно, а с
обмоткой якоря — параллельно. Через них протекает сравнительно небольшой ток,
зависящий от напряжения аккумуляторной батареи.

Якорь 16 стартера состоит из: вала, сердечника с
обмоткой и коллектора. Вал якоря вращается в двух пористых металлокерамических
втулках, запрессованных в крышки стартера и пропитанных маслом. Сердечник якоря
набран из пластин толщиной 1мм, напрессованных на среднюю часть вала. В
сердечнике имеются пазы, в которые уложена обмотка якоря из медной ленты. В
каждом пазу находится по два проводника обмотки, изолированных от сердечника и
друг от друга специальным картоном. Концы обмотки припаяны к пластинам
коллектора, напрессованного на вал. Коллектор состоит из: пластмассового
основания, на котором установлены изолированные друг от друга медные пластины-
ламели коллектора.

На переднем конце вала якоря установлен привод
стартера, состоящий из роликовой обгонной муфты и шестерни 1. Назначение
обгонной муфты- передавать крутящий момент от вала якоря стартеру к венцу
маховика при пуске двигателя, а после пуска — разъединить вал якоря и шестерню
привода, так как двигатель начинает с большой скоростью вращать вал якоря и
может его повредить.

В крышке 13, отличной от алюминиевого сплава,
закреплены четыре щеткодержателя с медно-графитовыми щетками. Два
щеткодержателя с положительными щетками изолированы от крышки пластмассовыми
пластинами. К ним присоединяются выводы сериесных катушек. Другие два
щеткодержателя с отрицательными щетками приклепаны непосредственно к крыше 13
и, следовательно, соединены с «массой». К одному из этих щеткодержателей
присоединяются выводы шунтовых катушек. Щетки прижимаются к коллектору
спиральными пружинами.

Крышка 7 стартера со стороны привода отлита из
чугуна, так как фланцем крышки стартера крепится к картеру сцепления, и она
испытывает наибольшие нагрузки. К крышке крепится тяговое реле, включающее
стартер в водящее шестерню 1 в зацепление имеющему обозначение «50», а другой —
соединен с «массой».

Тяговое усилие от реле передается к приводу
стартера через пластмассовый рычаг 6, закрепленный на оси в крышке 7. В
отверстия вилки рычага входят ушки поводкового кольца 4.

стартер двигатель обслуживание автотранспортный

После поворота ключа в положение «Стартер»
замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания, и через обмотку тягового
реле стартера начинает протекать ток по цепи: «+» аккумуляторной батареи —
клемма «30» генератора — контакты «30» и «50» выключателя зажигания — штекер
«50» стартера — обмотка тягового реле — «масса». Якорь реле втягивается, и
контакты реле замыкаются. Одновременно перемещается обгонная муфта с шестерней
1. Ступица муфты, поворачиваясь на винтовых шлицах вала якоря стартера,
поворачивает и шестерню, чем облегчает ввод ее в зацепление с венцом маховика.

После замыкания контактов реле через обмотки
статора и якоря протекает ток, и якорь стартера начинает вращаться, поворачивая
шестерню 1 и венец маховика. Поскольку шестерня 1 тормозит венцом маховика,
ступица обгонной муфты свинчивается со шлицов вала якоря и шестерня досылается
вперед полностью, входя в зацепление с венцом маховика.

После пуска двигателя частота вращения шестерни
начинает превышать частоту вращения якоря статора. Обгонная муфта отсоединяет
шестерню от вала якоря, и крутящий момент от маховика двигателя не передается
на вал якоря стартера.

При возвращении ключа в положение «Зажигание»
цепь питания обмотки тягового реле размыкается, якорь реле под действием
пружины возвращается в исходное положение, размыкая контакты реле и возвращая
обгонную муфту с шестерней в исходное положение.

Читайте также:  Должностная инструкция мастера сервисного центра ремонт бытовой техники

Пружины реле через рычаг 6 воздействует на якорь
стартера, и он смешается в сторону крышки 13, упираясь стальным тормозным
дисков 15 в пластмассовый тормозной диск 14 крышки, и прекращает вращение.

Система освещения и световой
сигнализации предназначена для освещения дороги (в темное
время суток), салона и комбинации приборов, информирования водителя (с помощью
контрольных ламп) о состоянии различных элементов автомобиля, а также для
указания габаритов, режимов движения и маневров автомобиля.

Фара служит для
освещения участка пути, находящегося впереди движущейся машины и состоит из
корпуса, отражателя , рассеивающего стекла, ободка, токоподводящих проводов и
патрона с лампой. Рассеивающее стекло, отражатель и лампа образуют оптический
элемент, который соединен с ободком пружинными защелками, а ободок — с корпусом
соединительным винтом. Оптический элемент, кроме того, прикреплен к основному
корпусу фары пружинами и регулировочными винтами.

Отражатель направляет световой пучок и отражает
свет. Внутренняя поверхность отражателя отполирована, покрыта лаком и тонким
слоем алюминия или хрома. Рассеивающее стекло необходимо для уменьшения
ослепляющего действия светового пучка, поэтому оно имеет снаружи выпуклую
форму, а с внутренней стороны — светопреломляющие выступы. Выступы расположены
так, чтобы получающееся световое пятно было эллипсовидной формы и направлено
вниз. Для правильной установки на стекле отлито обозначение «Верх».

К отражателю приклепан патрон лампы с тремя
Г-образными вырезами, в которые входят выступы карболитовой крышки. Внутри
крышки предусмотрено отверстие для токоподводящего провода. Пучок света в фарах
можно регулировать винтом, изменяющим положение оптического элемента, или
поворотом фары на сферическом шарнире.

Источником света в приборах освещения служит
электрическая лампа, состоящая из металлического цоколя, контактов, стеклянного
баллона и вольфрамовых нитей накаливания.

Лампы могут быть одноконтактные и
двухконтактные. Внутри стеклянного баллона одноконтактной лампы помещена нить
накаливания один конец, которой припаян к цоколю («масса»), а другой выведен к
изолированному контакту на торце цоколя Двухконтактная лампа имеет две нити, одни
концы которых выведены к двум изолированным контактам на торце цоколя, другие
припаяны к цоколю. Применяют также двухконтактные лампы с экраном, который в
сочетании с рассеивающим стеклом обеспечивает смещение пучка света вправо и
вниз, что уменьшает ослепляемость водителей встречных машин.

В зависимости от наполнения баллона различают
пустотные и газонаполненные лампы. Лампы силой света от 3 кд и выше выпускают
только газонаполненными.

В качестве наполнителей применяют инертные газы
(аргон, ксенон, криптон) или их смеси (обычно 96% аргона и 4% азота). В фарах
преимущественно устанавливают двухнитевые (двухконтактные) лампы для дальнего и
ближнего света. В фарах грузовых автомобилей нить дальнего света обычно создает
световой пучок силой 50 кд, а ближнего — 40 кд, в современных тракторах и
комбайнах — соответственно 50 и 21 кд.

Габаритные фонари
служат для светового обозначения габаритных размеров машины в условиях плохой
видимости и для подачи светового сигнала перед поворотом. Свет габаритных
фонарей должен быть виден на расстоянии не менее 100м.

Передний габаритный фонарь,
или подфарник состоит из корпуса, рассеивателя, ободка, двухнитевой лампы с
патроном и токоподводящего провода. Двухнитевая лампа имеет нить,
вырабатывающую свет силой 21 кд, которая служит для подачи светового сигнала
перед поворотом, и нить, вырабатывающую свет силой 6 кд, — для габаритного
освещения. Для замены лампы в подфарнике достаточно вывернуть соединительный
винт и снять рассеиватель.

Задний габаритный фонарь
используют как задний указатель поворота. Он состоит из корпуса, рассеивателя,
ободка и двух патронов с лампами. Корпус фонаря разделен перегородкой на две
части. В нижней части фонаря установлена лампа силой света 3 кд Она служит для
обозначения габаритов машины ночью при стоянках и движении, а также для
освещения номерного знака. В верхней части фонаря установлена лампа силой света
21 кд. Она загорается при нажатии на педаль тормоза и служит для предупреждения
водителей сзади идущего транспорта о торможении (свет «Стоп»), а также
используется для указания направления поворота машины. Фонари имеют
рассеиватель рубинового цвета, который одновременно служит отражателем света.

Указатель поворотов
предназначен для предупреждения о предстоящем маневре трактора или автомобиля. В
него входят сигнальные лампочки, переключатель и прерыватель (реле). Наибольшее
распространение получил электромагнитный прерыватель тока. Прерыватель состоит
из сердечника с обмоткой, двух якорьков, двух пар серебряных контактов,
нихромовой струны и резистора. Левый якорек с контактами замыкает и размыкает
цепь сигнальных ламп, а правый дополнительный якорек с контактами подает сигнал
на контрольную лампу, расположенную на щитке приборов.

Соответствующая сигнальная лампа в подфарнике и
заднем фонаре включается переключателем, размещенным на рулевой колонке. При
включении указателя поворота переключателем замыкается цепь сигнальных ламп.
Ток поступает от источника тока через левый якорек, нихромовую струну, резистор
и обмотку якоря на сигнальные лампы. Контакты при этом разомкнуты. Поскольку
ток проходит через резистор и струну, нити накала сигнальных ламп горят
неполным светом. При прохождении тока по нихромовой струне последняя
нагревается и длина ее увеличивается. Это дает возможность магнитному полю сердечника
притянуть левый якорь к сердечнику и замкнуть контакты. При замкнутых контактах
ток в цепи контрольных ламп проходит от источника тока через левый якорек и
обмотку сердечника, минуя резистор и струну. Нити ламп при выключенном из цепи
резисторе горят полным (ярким) светом. Обесточенная струна, охлаждаясь,
укорачивается и размыкает контакты. При этом накал нити контрольных ламп
уменьшится. Пока включен указатель поворота, контакты будут замыкаться и
размыкаться, а следовательно, и лампы мигать 70-100 раз в 1 мин. Одновременно с
основным якорьком магнитное поле сердечника притягивает к себе дополнительный
якорек, который через дополнительные контакты включает в цепь контрольную лампу
указателей поворота. После размыкания левых контактов сила тока в обмотке
сердечника уменьшается и правые контакты размыкаются.

Звуковой сигнал
— электромагнитный, вибрационного типа. Он состоит из корпуса Ш — образного
сердечника с обмоткой (электромагнита), стальной мембраны, якоря и прерывателя.
Обмотка электромагнита соединена в электрическую цепь с аккумуляторной батареей
через кнопку, расположенную на рулевом колесе. В неработающем сигнале контакты
прерывателя сомкнуты. Параллельно контактам прерывателя установлен конденсатор,
предупреждающий их подгорание.

Нажимая на кнопку сигнала, замыкают цепь.
Электрический ток, проходя по обмотке, намагничивает сердечник, который
притягивает якорь. Перемещение якоря вызывает размыкание контактов прерывателя.
Ток перестает поступать в обмотку сердечника. Сердечник размагничивается, а
якорь под действием упругой мембраны занимает прежнее положение. Затем контакты
снова смыкаются, и ток идет по обмотке сердечника. Пока нажата кнопка сигнала,
контакты размыкаются и замыкаются, а мембрана колеблется, издавая звук. Тон
звука изменяют регулировочным винтом, расположенным на корпусе сигнала.

Эксплуатация и ТО

Чтобы избежать многих неисправностей
стартера, при его эксплуатации необходимо соблюдать ряд простых правил:

Через каждые 40 000км пробега автомобиля
аккуратно зачистите коллектор, проверьте износ и плотность прилегания щеток и
при необходимости замените их новыми, притерев предварительно к коллектору.
Щетки надо также заменять новыми, если их высота меньше 12мм. Одновременно
очистите и смажьте моторным маслом М-6з/10Г1 или М-10ГИ винтовые
шлицы вала якоря, втулку обеих крышек и шестерню, а поводковое кольцо привода
стартера смажьте консистентной смазкой ЛИТОЛ-24.

При эксплуатации машин необходимо
помнить, что система освещения и система сигнализации требует к себе особого
внимания. Целостность рассеивателей и отражателей
проверяют визуально. Потускневшие и поврежденные установки необходимо регулярно
менять. Включить габаритные фонари, они должны светиться одинаково и спереди и
сзади. Предписанные цвета для них — бесцветный, белый или оранжевый, сзади
допускается только красный.

Следует проверить, работают ли в системе
освещения габаритные лампы фар. Если они не горят одновременно с ближним или
дальним светом, они неправильно подключены. Цвет указателей поворотов может
быть только желтым. Освещение номерного знака также должно включаться вместе с
габаритными фонарями, ближним и дальним светом фар.

Обслуживание при регулировки системы освещения:

) проверить мощность установленных ламп;

) проверить время включения реле поворота с
установками номинальной мощности, это время не должно превышать 1 секунду. Как
правило, частота мигания — 60 мин-1;

) исправность реле поворота проверяется с
помощью снятия одной лампы,- если при этом частота миганий не изменилась — реле
неисправно.

После включения указателей поворота контрольная
лампа должна мигать! Цвет стоп-сигналов должен быть только красным! Выключатель
отрегулирован правильно, если стоп-сигналы зажигаются даже после самого легкого
нажатия на педаль тормоза.

Электропровода и их соединения всегда должны
быть в безупречном состоянии, поскольку из-за их повреждения снижается
безопасность, а также могут происходить аварии. В случае отказа электроприборов
в первую очередь следует проверять предохранители неработающего прибора.
Предохранители размещены в коробке электроарматуры в кабине водителя
(внутреннее их расположение различно у разных моделей), а также на электрощите
в моторном отсеке. Заменять перегоревший предохранитель всегда следует
элементом, указанным на схеме электрооборудования, в противном случае возможно
короткое замыкание.

Техническое обслуживание освещения и
сигнализации

Обслуживание устройств освещения и сигнализации
заключается в регулярной проверке их работоспособности, регулировке головных и
противотуманных фар, замене вышедших из строя ламп и реле, подрулевых
переключателей, а также в проверке и регулировке звукового сигнала.

При ТО-1 проверить крепление и работу приборов
освещения и сигнализации, а при ТО-2 дополнительно проверить и при
необходимости произвести регулировку направления света фар, для чего
необходимо:

. Разметить экран, как указано.

. Ненагруженный автомобиль установить на
горизонтальной площадке на расстоянии 7,5 (10) м от экрана.

. Спять ободки обеих фар и включить дальний
свет.

. Одну из фар закрыть, а другую отрегулировать с
помощью двух винтов так, чтобы самая яркая точка светового пятна лежала на
пересечении горизонтальной и вертикальной линий экрана, а затем так же
отрегулировать вторую фару. Действие приборов освещения и световой сигнализации
необходимо проверять ежедневно путем их включения, через 10 000 км пробега
проверить их крепление, а через 20 000 км проверить и при необходимости
отрегулировать направление светового луча фар.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в орске адреса и телефоны

Ремонт стартера. Снятие и установка.

Для снятия стартера с автомобиля выполните
следующие операции:

.        Отсоедините провода от клеммы «-»
аккумуляторной батареи.

.        Выверните три болта крепления стартера
к картеру сцепления.

.        Снимите воздухозаборник.

.        Отверните две гайки и один болт
крепления теплоизоляционного щитка стартера и снимите его.

.        Извлеките стартер из моторного отсека
вверх, стараясь не перекрутить провода.

.        Снимите колодку красного провода к
клеммы тягового реле, отверните гайку крепления и отсоедините провод от
контактного болта тягового реле. Установите стартер в порядке, обратно снятию.

Отверните гайку стяжных шпилек 20 ( на стартере
35.3708 выверните стяжные болты) и отсоедините корпус 19 с крышкой 17 от крышки
1 с якорем 21. Выверните из крышки 1 стяжные шпильки. Отсоедините крышку со
стороны коллектора от корпуса.

Выньте резиновую заглушку 2 рычага из крышки со
стороны привода. Расшплинтуйте и выньте из крышки ось рычага 3 привода
стартера. Выньте рычаг и якорь с приводом из крышки, а зачем отсоедините рычаг
от привода.

Чтобы снять с якоря привод, удалите стопорное
кольцо из-под ограничительного кольца 24. Привод разбирается после снятия со
ступицы муфты стопорной шайбы. Для разборки тягового реле отверните гайки от
штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту
тягового реле. После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите.

Перед сборкой смажьте моторным маслом винтовые
шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты, шестерню и втулку крышек. Поводковое
кольцо привода смажьте консистентной смазкой Литол-24.

До начала сборки проверьте осевой свободный ход
вала, якоря, предварительно собрав крышки, корпус и якорь и затянув гайки
стяжных шпилек. При этом якорь может быть без привода, а крышка 1 — без рычага.
Осевой свободный ход вала якоря у стартера СТ-21 должен быть в пределах
0,07-0,7 мм. Изменение величины свободного ходу достигает подбором количества
или толщина регулировочных шайб 14.

У стартера 35.3708 осевой свободный ход вала
якоря должен быть не более 0,5мм. Он регулируется подбором толщины
регулировочной шайбы 14, расположенной между стопорной шайбой вала якоря и
крышкой со стороны коллектора.

Подобрав регулировочные шайбы, приступайте к
сборке, которая выполняется в порядке, обратном разборке. На стяжные трубки
наденьте изолирующие пластмассовые трубки. У стартера 35.3708 изолирующая
пластмассовая трубка надевается на стяжной болт, проходящий под шиной
последовательных катушек статора.

Ремонт системы освещения и
сигнализации

Фары. Разборку фары для замены проводите
в следующем порядке:

.        Снимите облицовку фар, для чего нажмите
на нее сверху, чтобы вышла из зацепления фиксаторы верхней части облицовки.

.        Ослабьте винты 4, поверните наружный
ободок фары 7 по часовой стрелке и снимите его.

.        Выньте из корпуса фары оптический
элемент 1 и отсоедините от лампы штепсельную колодку 4.

.        Отожмите пружины 2 крепления и выньте
из оптического элемента лампу 3.

.        Снимите с лампы пластмассовый
пылеотражатель

Сборку фары проводите в обратном порядке. При
установке оптического элемента в корпусе фары следите, чтобы скобы 6
оптического элементы вошли в гнезда 5 внутреннего ободка фары.

Передние фонари.
Отверните два винта и снимите рассеиватель, затем слегка нажмите на лампу,
поверните ее против часовой стрелки и выньте.

Боковые указатели поворота.
Замените перегоревшую лампу, вынув из фонаря патрон в сборе с лампой со стороны
моторного отсека.

Плафон.
Для того чтобы заменить лампу в плафоне освещения салона, аккуратно
потяните его на себя. Плафон удерживается в отверстии центральной стойки двумя
пружинными держателями.

Задний фонарь.
Для замены лампы в заднем фонаре снимите с внутренней стороны багажного
отделения пластмассовую заглушку, отсоедините колодку проводов, сожмите
фиксаторы основания и снимите его в сборе с лампами. Затем нажмите на лампу,
поверните ее против часовой стрелки и выньте из гнезда.

Фонари освещения номерного знака.
Для замены лампы отверните винты крепления фонаря, выньте его из гнезда и
снимите рассеиватель.

Основные понятия в области безопасности труда.
Под охраной труда понимают систему законодательных актов и соответствующих
им мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности
трудящихся. Система организационных и технических мероприятий и средств
предотвращающих производственный травматизм, носит название техники
безопасности.

Производственная санитария предусматривает
мероприятия по правильному устройству и содержанию промышленных предприятий и
оборудования в санитарном отношении (надежная вентиляция, надлежащее освещение,
правильное расположение оборудования и др.)

Промышленная гигиена ставит своей целью создания
наиболее здоровых и благоприятных в гигиеническом отношении условий труда,
предотвращающих профессиональные заболевания работающих.

Основные положения по охране труда изложены в
Кодексе законов о труде (КЗоТ).

Порядок проведения инструктажа. На
автотранспортных предприятиях организация работ по технике безопасности в
производственной санитарии возлагается на главного инженера. В целях и на
производственных участках ответственность за безопасность труда несут
начальники цехов и мастера. Осуществление мероприятий по технике безопасности и
производственной санитарии контролируют старший инженер по технике безопасности
может отметить только руководство предприятия или главный инженер.

Одними из основных мероприятий по обеспечению
безопасности труда являются обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу
и периодический инструктаж всех работников предприятия. Инструктаж приводит
главный инженер предприятия или старший инженер по технике безопасности. Вновь
принимаемых на работу знакомят с основными положениями по охране труда,
правилами внутреннего распорядка, требованиями пожарной безопасности,
особенностями работы предприятия, обязанностями работников по соблюдению правил
безопасности труда и производственной санитарии, порядок передвижения по
территории предприятия, средствами защиты работающих и способами оказания
доврачебной помощи пострадавшим. Особое значение имеет инструктаж на рабочем
месте с показом безопасных приемов работы.

Все работники независимо от производственного
стажа и квалификации должны 1 раз в 6 месяцев проходить повторный инструктаж, а
лица, выполняющие работы повышенной опасности (сварщики, вулканизаторщики и
др.) 1 раз в 3 месяца. При повторном инструктаже подробно разбирают допущенные
нарушения. Каждый инструктаж регистрируют в журнале.

Требования безопасности при устранении отказов и
неисправностей автомобиля на линии.

При обнаружении неисправностей во время работы
на линии требующих немедленного устранения, водитель обязан поставить
автомобиль на обочину и тщательно осмотреть его.

К устранении неисправностей можно приступить при
наличии необходимого оборудования и инструментов и если объем ремонта возможно
выполнить на линии.

Нельзя допускать к выполнению ремонта
автомобилей грузчиков, пассажиров и других лиц, не имеющих на это права.

Во время ремонта водитель должен строго
соблюдать правила техники безопасности. Для того чтобы автомобиль оставался
неподвижным, его нужно затормозить стояночным тормозом и включить первую
передачу, а при работе на крутых спусках подложить под колеса автомобиля не
менее двух упоров (башмаков). При подъеме автомобиля домкрат требуется устанавливать
вертикально, а под его основание подкладывать деревянную доску, но ни к коем
случае не камни и кирпич. При выполнении работ связанных со снятием колес, под
поднятым автомобиль надо обязательно подставить козелки.

В темное время суток ремонтируемый автомобиль
должен быть освещен. Для этого необходимо включить подфарники и задний фонарь.

Если водитель не в состоянии сам устранить
неисправности в автомобиле, он обязан сообщить администрации автопредприятия о
необходимости вызова техпомощи.

Требования безопасности при техническом
обслуживании и ремонте автомобиля на автотранспортном предприятии.

При техническом обслуживании и ремонте
автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения.
Запрещаются техническое обслуживание и ремонт автомобиля с работающим
двигателем, за исключением случаев его регулирования.

Подъемно транспортное оборудование должно быть в
исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К
работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую
подготовку и инструктаж.

Во время работы не следует оставлять инструменты
на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При
сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстия в соединяемых
деталях пальцами: для этого необходимо пользоваться специальными ломиками,
бородками или монтажными крючками.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов
следует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала
нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвертывать гайки зубилом
или молотком не разрешается.

Запрещается загромождать проходы между рабочими
местами деталями и узлами, а так же скапливать большое количество деталей на
местах разборки.

Повышенную опасность представляют операции
снятия и установки пружин, поскольку в них накоплена значительная энергия.

Эти операции необходимо выполнять на стендах или
с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.

Гидравлические и пневматические устройства
должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами. Рабочий
инструмент следует содержать в исправном состоянии.

Требования производственное санитарии и
промышленной гигиены. Помещения, в которых рабочие, выполняя техническое
обслуживание или ремонт автомобиля, должны находятся под ним, необходимо
оборудовать осмотровыми канавами, эскадрами с направляющими предохранительными
ребордами или подъемниками.

Приточно-вытяжная вентиляция должны обеспечивать
удаление выделяемых паров и газов и приток свежего воздуха. Естественное и
искусственное освещение рабочих мест должно достаточно для безопасного
выполнения работ.

На территории предприятия необходимо наличие
санитарно-бытовых помещений — гардеробных, душевых, умывальных (работающие с
этилированным бензином обязательно должны быть обеспечены горячей водой).

Меры пожарной безопасности на
автотранспортных предприятиях

Основными причинами возникновения пожаров на
автотранспортных предприятиях являются следующие: неисправность отопительных
приборов, электрооборудования и освещения, неправильная из эксплуатация;
самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их
хранении; неосторожное обращение с огнем.

Во всех производственных помещениях необходимо
выполнять следующие противопожарные требования: курить только в специально
отведенных для этого местах; не пользоваться открытым огнем; хранить топливо и
керосин в количествах, не превышающих сменную потребность; не хранить порожнюю
тару из-под топлива и смазочных материалов; проводить тщательную уборку в конце
каждой смены; разлитое масло и топливо убирать с помощью песка; собирать
использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с
крышками и по окончании смены выносить в специально отведенное для этого место.

Любой пожар, своевременно замеченный и не
получивший значительного распространения, может быть быстро ликвидирован. Успех
ликвидации пожара зависит от быстрого оповещения о его начале и введения в
действие эффективных средств пожаротушения. Для оповещения о пожаре служат
телефон и пожарная сигнализация. В случае возникновения пожара необходимо
немедленно сообщать об этом по телефону 01. Пожарная сигнализация бывает двух
видов — электрическая и автоматическая. Приемную станцию электрической
сигнализации устанавливают в помещении пожарной охраны, а извещатели — в
производственных помещениях и на территории предприятия. Сигнал о пожаре
подается нажатием кнопки извещателя. В автоматической пожарной сигнализации
используются термостаты, которые при повышении температуры до заданного предела
включают извещатели.

Читайте также:  Сервисный центр по ремонту бытовой техники в твери

Эффективным и наиболее распространенным
средством тушения пожаров является вода, однако в некоторых случаях
использовать ее нельзя. Не поддаются тушению водой легковоспламеняющиеся
жидкости, которые легче воды. Например, бензин, керосин, всплывая с водой в
химическую реакцию, образуя огне — и взрывоопасные газы. При невозможности
тушения водой горящую поверхность засыпают песком, накрывают специальными
асбестовыми одеялами, используют пенные либо углекислотные огнетушители.

В особо опасных в пожарном отношении
производствах могут использоваться стационарные автоматические установки
различной конструкции, срабатывающие при заданной температуре и подающие воду,
пену или специальные огнегасительные составы.

Меры электробезопасности при техническом
обслуживании и ремонте автомобилей

Опасность поражения электрическим током
возникает при использовании неисправных ручных электрифицированных инструментов
при работе с неисправными рубильниками и предохранителями, при соприкосновении
с воздушными и настенными электропроводками, а так же случайно оказавшимися под
напряжением металлическими конструкциями.

Электрифицированный инструмент (дрели,
гайковерты, шлифовальные машины и т.д.) включают в сеть напряжением 220В.
Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление.
Штепсельные соединения для включения инструмента должны иметь заземляющий
контакт, который длиннее рабочих контактов и отличается от них по форме. При
включении инструменты в сеть заземляющий контакт входит в соединение со
штепсельной розеткой первым, а при выключении выходит последним.

При переходе с электрифицированными инструментом
с одного места работы на другое нельзя натягивать провод. Не следует
протягивать провод через проходы, проезды и места складирования деталей. Нельзя
держать электрифицированный инструмент, взявшись рукой за провод.

Работать с электрифицированным инструментом при
рабочем напряжении, прерывающем 42В, можно только в резиновых перчатках и
калошах либо стоя на изолированной поверхности (резиновом коврике, сухом
деревянном щитке).

Во избежание поражения электрическим током
необходимо пользоваться переносными электролампами с предохранительными
сетками. В помещении без повышенной опасности (сухой, с нетокопроводящими
полами) можно использовать переносные лампы напряжением до 42В, а в особо
опасных помещениях (сырых, с токопроводящими полами) напряжение не должно
превышать 12В.

1.      «Устройство
и эксплуатация автотранспортных средств» Москва 1989г.

В.Л.
Роговцев, А.Г. Пузанков, В.Д.Олдфильд.

.        «Руководство
по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ-2103 и
ВАЗ-2106 и их модификаций» Москва «Третий Рим» 2000г.

.        «Устройство,
техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» М. «Академия» 2006г.
С.К. Шестопалов.

Проверка тягового репе включения стартера

Приборы и приспособления: реостат, вольтметр, контрольная лампа.

Проверку напряжения включения тягового реле производите с помощью реостата, включаемого в цепь реле. Регулируя реостатом, определите по вольтметру напряжение, при котором замыкаются главные контакты реле. Это напряжение должно быть не более 9 В. Если напряжение повышено, то неисправны обмотки реле или имеются механические повреждения в системе привода стартера. С помощью контрольной лампы проверьте отсутствие замыкания на «массу» всех клемм на крышке реле.

3. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 Техника безопасности перед началом работ

1. Перед началом работы обязан:

— предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

— надеть спецодежду и спец обувь установленного образца;

— при выполнении работ повышенной опасности ознакомиться с мероприятиями, обеспечивающими безопасное производство работ, и расписаться в наряде-допуске, выданном на поручаемую работу.

2. После получения задания у руководителя работ и ознакомления, в случае необходимости, с мероприятиями наряда-допуска обязан:

— подготовить необходимые средства индивидуальной защиты, проверить их исправность;

— проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;

— подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности;

— ознакомиться с изменениями в схеме электроснабжения потребителей и текущими записями в оперативном журнале.

3. Не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

— неисправности технологической оснастки, приспособлений и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;

— несвоевременном проведении очередных испытаний основных и дополнительных средств защиты или истечении срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем;

— недостаточной освещенности или при загроможденности рабочего места;

— отсутствии или истечении срока действия наряда-допуска при работе в действующих электроустановках. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это электромонтеры обязаны сообщить о них бригадиру или ответственному руководителю работ.

3.2 Техника безопасности во время работ

1. Выполнять работы при соблюдении следующих требований:

— произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения к месту работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры;

— отключить при помощи коммутационных аппаратов или путем снятия предохранителей токоведущие части, на которых производится работа, или те, к которым прикасаются при выполнении работы, или оградить их во время работы изолирующими накладками (временными ограждениями);

— при производстве работ на токоведущих частях, находящихся под напряжением, пользоваться только сухими и чистыми изолирующими средствами, а также держать изолирующие средства за ручки-захваты не дальше ограничительного кольца

2. Смену плавких вставок предохранителей при наличии рубильника следует производить при снятом напряжении. При невозможности снятия напряжения (на групповых щитках, сборках) смену плавких вставок предохранителей допускается производить под напряжением, но при отключенной нагрузке.

3. Перед пуском оборудования, временно отключенного по заявке не электротехнического персонала, следует осмотреть его, убедиться в готовности к приему напряжения и предупредить работающих на нем о предстоящем включении.

4. Присоединение и отсоединение переносных приборов, требующих разрыва электрических цепей, находящихся под напряжением, необходимо производить при полном снятии напряжения.

5. При выполнении работ во взрывоопасных помещениях не разрешается:

— ремонтировать электрооборудование и сети, находящиеся под напряжением;

— эксплуатировать электрооборудование при неисправном защитном заземлении;

— оставлять открытыми двери помещений и тамбуров, отделяющих взрывоопасные помещения от других;

— заменять защиту (тепловые элементы, предохранители, расцепители) электрооборудования защитой другого вида с другими номинальными параметрами, на которые данное оборудование не рассчитано;

6. При работе в электроустановках необходимо применять исправные электрозащитные средства: как основные (изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, указатели напряжения, диэлектрические перчатки), так и дополнительные (диэлектрические галоши, коврики, переносные заземляющие устройства, изолирующие подставки, оградительные подставки, оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности)

7. При обслуживании осветительных сетей электромонтеры обязаны выполнять следующие требования:

— замену предохранителей и перегоревших ламп новыми, ремонт осветительной арматуры и электропроводки осуществлять при снятом напряжении в сети и в светлое время суток;

8. В процессе работы электромонтеру запрещается:

— пользоваться при работе под напряжением ножовками, напильниками, металлическими метрами и т.п.;

-применять токоизмерительные клещи с вынесенным амперметром, а также нагибаться к амперметру при отсчете показаний во время работы с токоизмерительными клещами;

3.3 Требования безопасности по окончанию работы

1. Привести в порядок рабочее место

2. Убрать инструмент, приборы и средства индивидуальной защиты в отведенные для них места;

3. Снять спецодежду и спец обувь и убрать в установленное место.

4. Сообщить лицу, ответственному за производство работ о всех недостатках, замеченных во время работы, и принятых мерах по их устранению.

Автотранспортное предприятие сложное современное производство, на котором трудятся высококвалифицированные рабочие, техники и инженеры.

Для упрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, что значительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченное время.

Для проверки генератора на стенде понадобится:

1 — аккумуляторная батарея;

2 — амперметр с шунтом на 1000 А;

3 — выключатель;

4 — реостат;

5 — вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В;

6 — стартер

Стартер разбирают через каждые 100 000 км пробега автомобиля и при ремонте в случае необходимости.

Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм.

В письменной экзаменационной работе мною был изучен технологический процесс технического обслуживания и ремонта стартера. Ни один ремонт не обходится без испытания стартера на стенде. Можно сделать вывод, что для эффективного и качественного ремонта электрооборудования автомобилей каждое автотранспортное предприятие должно оснащать производственные цеха данным видом стендов.

1.Методическое пособие по выполнению дипломного проекта. Учебно-методический центр ФГОУ СПО «МАДК им. А.А.Николаева»

2.Карогодин В.И. ремонт автомобилей и двигателей: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с.

3.Техническое обслуживание автомобилей К.2 Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта; Туревский И.С.; Инфра-М, Форум; 2007 г.; 256 стр.;

4.Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Н. Б. Кириченко. — М.: издательский центр. «Академия», 2010, — 208с.

5.Передерии В.П. Устройство автомобиля: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-м,2008. — 288с.

6. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М.

7. Круглов и др.; под ред. В.М. Власова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 480 с.

8. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М.

Епифанов Л.И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — 2-е изд., перераб. и допол. — Москва, 2009

9. Епифанов Л.И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — 2-е изд., перераб. и допол. — Москва, 2009

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *