Правила техники безопасности при ремонте рулевого управления

Утверждаю Заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации В.А.ЯНВАРЕВ 17 марта 2000 года

Рулевое управление предназначено для
обеспечения движения транспортного
средства по траектории, заданной
водителем. Для облегчения условий труда
водителя, снижения усилий, передаваемых
от управляемых колес на рулевое колесо,
повышения безопасности движения в
случае разрыва одного из управляемых
колес на современных НТТМ применяют
гидроусилители рулевого управления
(ГУР).

При контрольном осмотре:

— проверить люфт (свободный ход) рулевого
колеса. Он должен соответствовать
следующим требованиям:

легковые
автомобили и ТС на их базе — 10 о;

автобусы
— 20 о;

грузовые
автомобили — 25 о ;

— проверить надежность крепления
всех сочленений рулевого привода и
рулевой трапеции, все соединения должны
быть надежно зашплинтованы заводскими
шплинтами соответствующих размеров;

— проверить натяжение ремня гидроусилителя
рулевого управления (ГУР). При необходимости
отрегулировать;

— проверить уровень масла в бачке ГУР.
При необходимости долить масло марки
«Р» до меток нанесенных на бачке.

— очистить рулевой механизм и рулевой
привод от грязи и пыли;

— осмотреть и устранить подтекания масла
в системе ГУР (если есть);

— проверить уровень масла в бачке ГУР,
при необходимости долить.

— проверить и отрегулировать натяжение
ремня насоса ГУР.

— произвести операции контрольного
осмотра ;

— проверить крепление рулевого механизма
к раме, подтянуть;

— удалить воздух из гидравлической
системы ГУР;

— при увеличении суммарного люфта
подтянуть гайки шаровых пальцев и
зашплинтовать их штатными шплинтами.

— произвести смазку согласно карте
смазки.

— выполнить работы предыдущих ТО;

— отрегулировать зацепление зубчатого
сектора и рейки рулевого механизма;

— отрегулировать затяжку сухарей шаровых
пальцев рулевых тяг;

— при 4-м ТО-2 произвести замену масла
в ГУР.

Ослабление креплений картера рулевого
механизма, рулевой колонки, рулевого
колеса на валу, сошки не допускается, а
сопряжения рулевых тяг у легковых
автомобилей должны быть зашплинтованы
и не иметь люфтов. Повышенный износ
деталей рулевого управления является
следствием несвоевременной
смазки или применения недоброкачественных
масел и смазок,
движения с высокими скоростями
по дорогам неудовлетворительного
состояния, несвоевременной и неправильной
регулировки. Заедания деталей рулевого
управления могут возникнуть вследствие
неправильной регулировки рулевого
механизма, перекосе рулевой колонки,
повреждении подшипников червяка,
заедании поворотных цапф в шкворне. На
работу рулевого управления оказывает
влияние техническое состояние передней
оси, рессор, шин и других механизмов
ходовой части автомобили.

Величина люфта рулевого колеса как
результат износа и ослабления крепления
деталей, замеряемого по ободу рулевого
колеса, не должна превышать величину,
установленную заводом-изготовителем.
Не допускаются неисправности гидравлических
усилителей, которые заправляют обязательно
только чистым маслом.

При эксплуатации автомобиля в результате
износа деталей и неправильной регулировки
изменяется величина трения в рулевом
управлении (измеряется при вывешенных
передних колесах по усилию на рулевом
колесе). Эта величина может возрасти от
29,4 – 78,4 Н (3 — 8 кгс) до 147 – 245 Н (15 – 25 кгс).
Неправильная регулировка зацепления
червяка и ролика может увеличить трение
на 29,4 – 39,2Н (3 — 4 кгс), неправильная
регулировка подшипников червяка – на
19,6 – 29,4Н (2 — 3 кгс), затягивание шарниров
рулевых тяг – на 39,2
– 58,8Н (4 — 6 кгс) и «тугая» посадка шкворня
во втулках на 29,4 – 98Н (3 -10 кгс).

Заедание рулевого механизма (червяка
и ролика) происходит при значительных
износах в крайних положениях, которые
в процессе эксплуатации реже используются,
чем средние части червяка и ролика.

При наличии гидравлических усилителей
возникает необходимость в периодической
проверке величины давления, развиваемого
насосом, которое должно быть в пределах
60 — 70 кгс/см2.

Распределение общего люфта рулевого
колеса по составляющим его элементам
примерно таково: износ деталей шарниров
тяг увеличивает люфт на

2 – 4°, поломка пружины поперечной рулевой
тяги – на 10 — 20°, ослабление поворотных
рычагов – на 10 — 15°, износ шкворня и его
втулок – на 3 — 4°. Контроль технического
состояния ролевого управления состоит
из диагностических операций, выполняемых
на стендах или приборами, и из операций
без измерения количественных величин
– визуальные и на ощупь.

Кузов и салон

Система вентиляции и кондиционирования

Запасные части и расходники

Ежедневное техническое обслуживание

Регламентное техническое обслуживание

Хорошо (4 балла)

Меры безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию компонентов подвески и рулевого управления.

При выполнении ремонта или обслуживания компонентов подвески и рулевого управления Вы можете столкнуться с проблемой отворачивания приржавевших болтов и гаек. Эти болты и гайки, расположенные под днищем автомобиля, постоянно подвергаются внешним воздействиям. Нет ничего удивительного в том, что со временем они покрываются ржавчиной и частично разрушаются.

Не пытайтесь силой отвернуть крепеж — Вы наверняка его повредите. Нанесите на соответствующую гайку или болт большое количество проникающей жидкости (типа WD40) и позвольте ей пропитать ржавчину. Проволочной щёткой удалите всю ржавчину и загрязнение с видимых резьбовых частей крепежа.

Иногда резкий удар молотком по гайке через выколотку может разрушить ржавчину, находящуюся между резьбовыми частями болта и гайки. Однако, ударяя по гайке, следите за тем, чтобы выколотка не соскочила с её поверхности и не повредила резьбу болта.

Отворачивая приржавевшую гайку или болт, воспользуйтесь длинным воротком — этим Вы увеличиваете прикладываемое усилие; однако никогда не устанавливайте длинный вороток на ключ с трещоткой, поскольку Вы можете не только повредить возвратный механизм ключа, но и получить травму. Если болт или гайка не отворачивается, попробуйте слегка дотянуть его. Если при отворачивании болта/гайки Вы прикладывали большие усилия или повредили его головку (её поверхность), при установке воспользуйтесь новым (новой).

Поскольку при выполнении большинства из описываемых процедур Вам придется поднимать автомобиль, приготовьте надёжные опоры. Для поддомкрачивания воспользуйтесь тележечным гидравлическим домкратом. Он может Вам потребоваться и для вывешивания некоторых компонент подвески при выполнении той или иной процедуры.

Ни при каких обстоятельствах не работайте под автомобилем, опирающемся только на домкрат. При поднятии задней части автомобиля не используйте в качестве опоры для рычага домкрата поперечную балку.

Тема: «Ремонт переднего моста и рулевого управления».

Урок № 5: «Разборка и ремонт рулевого управления» – 6 часов.

  • образовательная: научить студентов приемам разборки и ремонта рулевого управления автомобиля, методам выявления повреждений и дефектов и их устранению;
  • воспитательная: прививать студентам бережное отношение к инструменту и материалам, формировать самостоятельность и уверенность в своих силах, умение работать в бригаде;
  • развивающая: развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Материально-техническое оснащение урока:

приспособление для проведения разборочно-сборочных работ 67.7820.9536, набор гаечных ключей, ключ 67.7812.9537 с восьмигранной головкой, щипцы с круглыми губками, съёмник 67.780.9535,  инструкционно-технологическая карта по разборке рулевого управления, плакат «Рулевое управление», таблица критериев оценки.

Проверка по журналу, объявление темы и цели урока.

Вопросы, освещаемые во вводном инструктаже:

  • устройство рулевого управления (см. приложение. 1);
  • основные неисправности рулевого управления, их признаки(см. приложение. 2);
  • чем вызван увеличенный свободный ход рулевого управления;
  • назовите причины тугого вращения рулевого вала;
  • как устранить осевой люфт рулевого вала;
  • чем могут быть вызваны шумы и стуки в рулевом управлении
  • как устранить подтекание масла из картера редуктора рулевого механизма.

(см. приложения. 3, 4);

  • ремонт шарнирных соединений рулевых тяг;
  • ремонт редуктора рулевого механизма;
  • ремонт маятникового рычага;
  • замена, отработавших свой ресурс деталей;
  • правила техники безопасности при разборке и ремонте рулевого управления;
  • контроль качества работ.

Упражнения по отработке приёмов разборки и ремонта рулевого управления, выявлению дефектов и устранению неисправностей.

  • проверка рабочих мест и оценка выполненных работ;
  • анализ работ учащихся;

Для снятия рулевого механизма с автомобиля выполните следующее:

1. Снимите аккумуляторную батарею и воздушный фильтр (для удобства работы). 2. Изнутри салона автомобиля отверните болт крепления вала к валу приводной шестерни рулевого механизма, предварительно установив рулевое колесо в положение прямолинейного движения автомобиля. 3. Отсоедините обе рулевые тяги от поворотных рычагов.

Читайте также:  Ремонт техники валера

4. Заверните болт крепления рулевой тяги в рулевой механизм, чтобы не сместилась рулевая рейка.

5. Отверните по две гайки крепления механизма рулевого управления с обеих сторон и отсоедините вал приводной шестерни механизма от вала рулевого управления

6. Выньте рулевой механизм через отверстие под рулевую тягу в нише правого колеса.

7. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие упругость подушки и защитный пыльник.

8. Для замены пыльника перекусите пластмассовые хомуты (они одноразовые). 9. Установите на автомобиль рулевой механизм в обратном порядке. При этом рулевая рейка должна находиться в среднем положении (в положении движения автомобиля по прямой), т.е. должны совпадать метки на пыльнике и картере, а лыска на валу шестерни должна находиться справа. Если шестерня поворачивалась, то сдвиньте рулевую рейку в одну из сторон до упора. Затем переместите рулевую рейку в другую сторону на один полный оборот метки на пыльнике и доведите метку до совмещения с меткой на картере рулевого механизма.

10. После установки рулевого механизма не забудьте законтрить болты крепления рулевых тяг, загнув концы стопорной пластины. 11. После завершения всех монтажных работ проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки колес (развал схождение).

Рис. 1. Детали рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2108:

1 — кольцо втулки рулевой рейки; 2 — опорная втулка рулевой рейки; 3 — картер рулевого механизма; 4 — игольчатый подшипник; 5 — приводная шестерня; 6 — шариковый подшипник; 7 — стопорное кольцо; 8 — защитная шайба; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — гайка подшипника; 11 — стопорная шайба;

12 — пыльник; 13 — защитный колпак; 14 — рулевая рейка; 15 — упор рулевой рейки; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — стопорное кольцо; 18 — гайка упора; 19 — хомут; 20 — защитный чехол; 21 — распорное кольцо; 22 — внутренний наконечник рулевой тяги; 23 — соединительная пластина; 24 — стопорная пластина; 25 — болт крепления рулевой тяги к рулевой рейке; А и В – метки

Технологический процесс разборки — сборки рулевого механизма.

Министерство образования и науки Самарской области

Открытый урок в группе 386 «Автомеханик»

Тема урока:  «Разборка и ремонт рулевого управления»

Мастер п/о  Лешева Т.Н.

К обслуживанию систем управления
рулевыми приводами допускаются лица,
име-

ющие необходимую квалификацию,
под­твержденную дипломом или
свидетельством. Они должны: свободно
разбираться в системах управления
рулевыми при­водами, уметь нахо-

дить элементы системы, которые следует
отключить для производства работы;
знать пра-

вила оказания первой помощи и уметь
применять их на практике; строго
выполнять пра-

вила техники безопасности на судах.

Запрещается производить внутренний
осмотр, ремонт обо­рудования и
аппарату-

ры, находящейся под напряжением.

При техническом обслуживании основного
агрегата необ­ходимо полностью снять
напряжение со щита питания, маг­нитных
пускателей и устройства сигнализации.
Для это-

го сле­дует отключить на главном или
аварийном распределитель­ных щитах
фидеры щи-

тов питания электроприводов обоих
ос­новных насосов и вывесить на
автоматах данных фидеров запрещающие
надписи «Не включать! Работают люди!».

Кро­ме того, в обоих щитах питания в
румпельном отделении необ­ходимо
отклю-

чить автоматы и вывесить запрещающие
надпи­си «Не включать! Работают
люди!»; в пуль

тах ( тумбе авторулевого ) переключа­тель
видов управления перевести в положение
«Про-

стой», пе­реключатель сигнала об
уходе судна с курса — в положение «0»
(выключено) и вывесить запрещающую
надпись.

Следует помнить, что при работе
одного основного насос­ного агрегата
и сня-

том напряжении со щита питания
друго­го система управления
находится под напряжениим.

При работах и осмотрах, производимых
на приборах пуль­тов управления,
необходи

мо убедиться в надежности удер­живания
верхней крышки в поднятом положении.

Выполняя регулировочные работы, надо
пользоваться только исправны­ми
электро-

измерительными приборами с изолированными
нако­нечниками, а также штекерами

( штеккер – металлический контактный
стержень, частично утопленный в
изолирующем корпусе, служащий однополюсной
вилкой штепсельного соединения )..

1.
Каково назначение рулевого устройства?
Что понимают под управляемостью судна

2. . Как
устроено рулевое устройство? Что такое
баллер руля? Рудерпис? Рудерпост?

3. . В
чем преимущество балансирных и
полубалансирных рулей по сравнению с
простыми рулями?

4. Что
такое главный рулевой привод?
Вспомогательный рулевой привод? Система
управления РЭП?

5. В
каую сторону и почему накреняется судно
при выводе пера руля из диаметраль

ной
плрскости? Почему при этом судно теряет
скорость?

6. Чем
объяснить, что максимальный угол кладки
пера руля не првышает 35°

7.
Какие виды управления РЭП применяются
на судах? Какие органы управления
используются при каждом виде управления?

8. Как
осуществляется аварийное управление
секторными ( электромеханически-

ми )
РЭП? Плунжерными ( электрогидравлическими
) РЭП?

спасение
жизни на море ) и Правил Регистра к РЭП

  • Какие
    виды передаточных устройств ( рулевых
    машин ) используются на судах?
  • Каким
    образом с секторных РЭП вращающий
    момент электродвигателя переда-

ется
к баллеру руля? Каково назначение
буферных пружин?

  • Каким
    образом перейти с основного на аварийное
    управление секторным РЭП?
  • Объясните
    работу рулевой машины с насосом
    постоянной полачи. Из каких ча-

стей
состоит насосный агрегат?

14. Как
работает 4-плунжерная рулевая машина?
При помощи чего поступательное движение
плунжеров преобразуется во поворотное
движение баллера руля?

15. Объясните устройство и работу
3-лопастной рулевой машины. Каково
назначе-

ние
двухстороннего пружинного клапана?

16. Как
устроен и работает РЭП с качающимися
цилиндрами? В какую сторону по-

вернется
перо руля при подаче масла в полость В
и сливе масла из полости А?

подачи
с электромагнитным приводом? Что
произойдет, если вместо электромагнта
YV1

подачи
с электромашинным приводом? Для чего
предназначен и как работает дросселиру

дачи
с рычажным дифференциалом. Каково
назначение дифференциального рычага
ДР?

ления
насосом переменной подачи с рычажным
дифференциалом?

назначение
дифференциального редуктора ДР? Обратной
связи ОС1?

24.
Какие устройства РЭП относятся к
исполнительным? Как устроен и работает
двигатель Феррариса?

25.
Объясните устройство и работу
электромагнитной муфты типа МЭС и
пружин

входит
в состав РЭП?

ускорить
кладку пера руля? Каково назначение
конечных выключателей S7
и S8, путевых

выключателей
S9, S10 и S11?

28.
Объясните работу сельсина ВС1 ( ВС2 ) в
трансформаторном режиме в схеме простого
управления секторным РЭП судов типа
«Повенец». Что общего и в чем разница
между обычным однофазным трансформатором
и сельсином-трансформатором? При объ-

яснении
используйте график Евых (
α ).

ния
намагничивает сердечник услителя, а
какая – размагничивает? Что является
нагрузкой для магнитного усилителя
МУ1 ( МУ2 ) в схеме простого управления
секторным РЭП су-

30. Что
называют дифференциальной схемой
включения? Какие 5 элементов схемы

простого
управления секторным РЭП судов типа
«Повенец» включены по дифференци-

31. В
каком судовом помещении находится пост
местного управления РЭП? Ди-

32.
Какие виды управления обеспечивает
схема РЭП судов серии «Красноград»?

С какой
целью и каким образом в этой схеме
получена релейная характеристика
магнит-

ных
усилителей МУ1 и МУ2? Каково назначение
узлов динамического торможения?

33.
Каково назначение сельсина-трансформатора
насоса ОС2 в схеме следящего управления
судов серии «А. Пушкин»? Что такое
мостовая схема, на каких элементах она
построена и как работает? Какова роль
тахогенератора в данной схеме?

34.
Объясните работу схемы управления РЭП
судов серии «А. Пушкин» при углах

кладки
руля до 5°; свыше 5°

35.
Дайте определение понятию «автоматический
рулевой». Какие требования предъявляют
Правила Регистра к АР?

36.
Расшифруйте буквенно-цифровое обозначение
авторулевого типа АТР2-10. В

чем
состоит разница между пультом управления
и пультом следящего управления? Какие

органы
управления используются при простом,
следящем, автоматическом и аварийном
управлении РЭП?

Читайте также:  Адреса ремонта бытовой техники в набережных челнах

37.
Какие элементы схемы входят в состав
пульта управления авторулевого типа
АТР2-10? Исполнптельного механизма?
Рулевого датчика? Какие электрические
сигналы ( напряжения ) вырабатывает
каждый из этих элементов?

38. Что
такое цепь суммирования сигналов
авторулевого? Запишите уравнение

управления
авторулевого. В фазе или в противофазе
находится напряжение U3
cельсина-

трансформатора
интегратора Сти ( ПУ, М10 ) с напряжением
U1
сельсина-трансформато-

ра
курса СТк ( ПУ, М2 )? Почему?

39.
Каким образом в сокращенном виде
записывается закон регулирования
автору-

левого?
Объясните физический смысл каждого из
сигналов ( напряжений ) в этом законе

40.
Объясните работу авторулевого типа
АТР2-10 при простом управлении; следя-

щем
управлении; автоматическом управлении

41.
Каково назначение и как работает
дифференцирующее устройство авторулевого
типа АТР2-10. Каким образом влияет сигнал
ДУ на точность удержания судна на курсе
и нагрузку рулевой машины?

42.
Каково назначение и как работает
интегрирующее устройство авторулевого
типа АТР2-10. Каким образом влияет сигнал
ИУ на точность удержания судна на курсе
и работу рулевой машины?

43. Что
такое КОС авторулевого? От чего зависит
величина КОС? Какой должна быть величина
КОС в хорошую погоду? Штормовую погоду?
Кто и каким образом регули

рует
( на мостике ) величину КОС?

44.
Расшифруйте буквенно-цифровое обозначение
авторулевго типа АИСТ1-10.

Что
означают дополнительные буквы А, Д, П
и Т после цифровой части обозначения
типа авторулевого АИСТ?

45. По
какому закону осуществляется управление
авторулевым типа АИСТ?

46.
Каким образом упрощена кинематическая
часть авторулевого типа АИСТ по сравнению
с авторулеывм типа АТР? Какие устройства
входят в блок коррекции авторуле

47.
Какие элементы входят в состав
функциональной схемы авторулевого
типа АИСТ? Какие сигналя вырабатывают
электрические машины ВС3, ВС4, ВС5, а
также элек

тронные
устройства ЭДУ и ЭИУ?

48. Что
такое ФЧВ? Каковы его основные свойства?

49.
Каково назначение модуляторов и
демодуляторов в схеме АИСТ? С чем связа-

на
необходимость двойного преобразования
сигналов в авторулевом типа АИСТ?

50. При
помощи какого устройства и как именно
выполняется регулировка выход

ного
напряжения ЭДУ и ЭИУ?

51.
Объясните принцип действия ЭДУ; ЭИУ.
Как влияют сигналы ЭДУ и ЭИУ на точность
удержания судна на курсе и работу
рулевой машины?

52.
Объясните работу авторулевого типа
АИСТ при трех видах управления: про-

стом,
следящем и автоматическом

53.
Каково назначение реле КМ1 и КМ2? Когда
они срабатывают, к каким послед-

54. Чем
отличается регулировка КОС в авторулевых
типа АТР и АИСТ?

55. Каковы причины появления автоколебаний
в авторулевых типа АИСТ? Каким образом
они устраняются?

56. В
чем заключается подготовка РЭП к выходу
в рейс? Кто из членов экипажа участвует
в этой подготовке?

57. В
чем состоит техническое обслуживание
РЭП на ходу судна?

58.
Какие основные настройки и регулировки
выполняются в авторулевых? Каким образом
они осуществляются?

59. Что
такое дрейф нуля в авторулевых? Каковы
его причины и способы устране-

60. В
чем состоят правила электробезопасности
при обслуживании авторулевых?

Требования к рулевому управлению

Изменение усилия при повороте рулевого
колеса должно быть плавным во всём
диапазоне угла его поворота

Самопроизвольный поворот рулевого
колеса с усилием рулевого управления
от нейтрального положения при неподвижном
состоянии автомобиля и работающем
двигателе не допускается.

Предельные значения суммарного люфта
рулевого управления согласно

ГОСТ Р 51709-2001

Проверка технического и состояния тормозных систем автомобилей ваз-2107 и газ – 2752 «Баргузин»

  • Изучить методику проверки
    тормозной системы автомо­билей на
    роликовом тормозном стенде МАНА IW
    2 EUROTEST
  • Изучить порядок подготовки
    к работе и технические пара­метры
    тормозного стенда
  • Подготовка к проведению
    измерений

Проверить
давление воздуха в шинах транспортного
сред­ства и при необходимости довести
его до нормы.

Проверить шины на отсутствие
повреждений и отслоения протектора
(они могут привести к разрушению шины
при тор­можении на стенде).

Осмотреть колеса транспортного
средства и убедиться в на­дежности
их крепления и отсутствии предметов
ме­жду сдвоенными колесами.

Рис. 2.1. Опорно-воспринимающее устройство:

1,5,7,10 — ролики; 2,9 — мотор-редукторы; 3,8
— тензометрические датчики; 4, 11 —
следящие ролики; 6 — рама; 12 — датчики
веса

При необходимости загрузить транспортное
средство так, чтобы обеспечить весовые
показатели его осей не менее 90 % от
максимально допустимых (указывается в
инструкции по эксплуатации или на
специальной табличке, установленной
на транспортном средстве). При нагружении
осей транспортного средства категории
М1 можно использовать специально
подготовленный балласт тарированной
массы, разместив его в задней части
машины.

Оценить степень нагрева тормозных
механизмов проверяемой оси органолептическим
методом. Температура элементов тормозных
механизмов не должна превышать 100 °С.
Оптимальными считаются такие условия,
при которых можно удерживать незащищенную
руку человека в контакте с нагретыми
тормозными барабанами (дисками) в течение
продолжительного времени. Проводя эту
оценку, следует соблюдать меры
предосторожности.

Установить на тормозную педаль устройство
(датчик усилия нажатия) для контроля
параметров тормозных систем при
достижении заданного усилия приведения
в действие органа управления.

Выбрать проверяемое транспортное
средство в соответствующем меню программы
управления тормозным стендом и вывести
его на экран в качестве текущего
измерения. Проконтролировать правильность
внесения в исходные данные количества
осей, типа, категории и года выпуска.

ТИ Р М-008-2000

К управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение (курсы), и имеющие удостоверение, выданное госавтоинспекцией на право управления автомобилем данной категории.

Водители допускаются к выполнению работ только после прохождения вводного (общего) инструктажа и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте, который проводится повторно не реже одного раза в квартал и при каждом изменении работы. Вновь принятые на работу водители должны пройти стажировку в течение 6 — 10 смен для усвоения приемов труда с последующей проверкой знаний.

Водители должны выполнять все требования «Правил дорожного движения».

— управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения. Такие водители к дальнейшей работе не допускаются;

— распитие спиртных напитков в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;

— передавать управление автомобилем другим лицам без разрешения администрации, использовать автомобиль в личных целях;

— отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

— устранять неисправности под поднятым кузовом самосвала, если отсутствуют упорные устройства под кузов.

Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

Водитель при назначении на работу должен получить у администрации предприятия инструкцию по охране труда, инструкцию по эксплуатации автомобиля, технический паспорт и спецодежду.

В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих факторов:

— движущиеся машины и механизмы;

— перевозимые и складируемые грузы;

— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— повышенное содержание паров этилированного бензина;

— движущиеся части механизмов, электропроводов и токоведущих частей электроприборов автомобиля.

Быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

Не касаться находящихся в движение частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов.

При прохождении и проезде по территории предприятия пользоваться только установленными проходами и проездами.

Не стоять и не проходить под поднятым грузом.

При выезде на линию иметь при себе:

— удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

— регистрационные документы на транспортное средство;

— путевой или маршрутный лист.

Водители в зависимости от климатических условий работы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

— костюмом хлопчатобумажным;

— рукавицами комбинированными.

— курткой на утепленной прокладке;

— брюками на утепляющей прокладке.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники киржач

Водители должны знать и соблюдать правила личной гигиены.

Водители должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.

Водитель является ответственным за соблюдение правил охраны труда всеми лицами, находящимися на автомобиле, и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц, связанных с работой и обслуживанием автомобиля.

Водители, не выполняющие требования Инструкции по охране труда и правил дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Требования безопасности перед началом работы

Перед выездом в рейс проверить: техническое состояние автомобиля и прицепа (прицепной тележки), особое внимание обратить на исправное действие тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителя, состояние и степень исправности аккумуляторов, исправность бортовых запоров кузова, механизма сцепления с прицепом, наличие страхового троса, отсутствие утечки воздуха, тормозной жидкости, топлива, воды и масла.

На непроверенном и неисправном автомобиле или прицепе (тележке) и без номерного знака выезжать на линию запрещается.

Требования безопасности во время работы

Не допускать к ремонту автомобиля и пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (грузчиков, агентов, пассажиров и т.д.).

При запуске двигателя с помощью рукоятки не охватывать пусковую рукоятку большим пальцем.

Не разрешать грузчикам или пассажирам сходить и садиться на ходу автомобиля, проезжать на подножках и крыльях машины или стоя в кузове.

При укладке и увязке груза в кузове оставлять место для перевозки грузчиков.

В кузове тягача прицепа и прицепной тележки перевозка людей запрещена.

При любой остановке автомобиль должен быть поставлен на ручной тормоз.

Не грузить автомобиль, прицепы и тележки сверх установленных габаритов и грузоподъемности. Запрещается тягачами транспортировать более двух тележек.

При погрузке и разгрузке машины грузоподъемными механизмами не находиться в кабине автомобиля и не производить ее обслуживание.

Подавать звуковой сигнал:

— при въезде и выезде из ворот предприятия, склада;

— в начале движения с места, если в кузове или вблизи автомобиля находятся люди;

— при движении задним ходом;

— в местах ограниченной видимости;

— во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.

Пользоваться только установленными проездами и переездами. Запрещается пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах. Запрещается также ставить автомобиль на железнодорожном пути или двигаться по ним.

При приближении к переезду снижать скорость и переезжать его со скоростью не более 5 км/ч, предварительно убедившись в полной безопасности для движения.

Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля.

Требования безопасности при ремонте и техническом обслуживании автомобиля

При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять без специального разрешения мастера следующие работы:

— обработку металлов на сверлильном станке, ручным пневматическим инструментом, ручным электроинструментом;

— заточку инструмента на наждачных точилах;

— работы с применением грузоподъемных машин;

— газоэлектросварочные работы.

Для выполнения указанных выше работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам.

Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду.

Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) запрещается.

Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

При пользовании переносной электролампой проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправен ли шнур и изоляционная резиновая трубка.

Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.

Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги.

При установке автомобиля на ремонтную яму должны быть закрыты все бензобаки огнеупорными чехлами.

Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.

Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колесо, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т.п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы.

При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены клинья.

Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.

При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля.

При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.

Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.

Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно — транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.

Перед тем, как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве:

— проверить правильность установки колес по отношению направляющих;

— поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья;

— убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.

Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

Замену рессор производить только после их разгрузки и установки козел под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.

Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля — самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.

Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обита листовой сталью, не имела заусенцев.

При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.

Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.

Во избежание загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин.) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с этилированным бензином.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При возникновении неисправностей автомобиля (отказе тормозов, рулевого управления, аккумуляторе и т.п., постороннем шуме) немедленно прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.

При возникновении пожара на машине немедленно остановить ее, заглушить двигатель, перекрыть бензобак и отсоединить аккумулятор. Огонь тушить огнетушителем, песком, землей, кошмой.

При несчастном случае пострадавший или очевидец, бывший при этом, обязаны известить лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика, которые должны организовать оказание первой помощи пострадавшему и направить его в медпункт.

Требования безопасности по окончании работы

Сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку.

О всех замеченных при работе недостатках доложить механику гаража или диспетчеру.

По окончании обслуживания или ремонта привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.

Если автомобиль остается на козлах, проверить надежность его установки.

Обо всех замеченных неисправностях сообщить сменщику или механику.

После окончания всех работ руки и лицо вымыть теплой водой с мылом. По возможности принять душ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *