Режимы ТО ПА и оборудования
Под режимом ТО понимается: периодичность, перечень и трудоёмкость операций или вида технического обслуживания.
Периодичность ТО – это время между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями. Периодичность технического обслуживания зависит от условий эксплуатации и конструктивных особенностей пожарного автомобиля и его агрегатов.
Сложность определения оптимальной периодичности технического обслуживания определяется тем, что, фактическая потребность проведения операций технического обслуживания зависит от многих факторов: условий эксплуатации, режимов работы, качества эксплуатационных материалов, конструктивных особенностей пожарного автомобиля и т.д.
Способы для определения оптимальной периодичности проведения ТО
Способ аналогий и уточнений – используется при наличии прототипа пожарного автомобиля или пожарного оборудования, предшествующих данным образцам.
Уточнения производят по результатам испытаний или опытной эксплуатации новых образцов. По изменению внешнего вида узла, механизма, материала можно определять периодичность уборочно-моечных операций, сроки смены масла и смазок. Внешний вид и расположение смазки в подшипниковых узлах трения может свидетельствовать о необходимости замены смазки. Этот способ имеет ограниченное применение, так как даёт приблизительные результаты.
Способ предельно допустимых зазоров (износов) в сопряженных деталях. Увеличение зазора выше предельно допустимого δп.д. вызывает аварийное изнашивание. Работа в этой зоне сопряженных деталей недопустима. При техническом обслуживании такой зазор необходимо отрегулировать, если сопряжение регулируемое, или восстановить путём замены деталей, если сопряжение нерегулируемое. Пробег автомобиля между регулировками таких сопряжений Lр может быть определен по формуле:
Lр = 1000 · (δп.д. – Δδн.) / ε,
где: δп.д. – предельно допустимый зазор, мкм;
Δδн. – зазор, установленный предыдущей регулировкой, или начальный зазор, мкм;
ε – средняя скорость изнашивания сопряженных деталей на 1000 км.
Средняя скорость изнашивания сопряженных деталей ε определяется во время ускоренных испытаний или длительных наблюдений и путём сбора статистических данных при проведении технических обслуживаний и текущих ремонтов.
Технико-экономический способ определения периодичности технического обслуживания – состоит в сравнении удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт. Он учитывает влияние периодичности технического обслуживания на износ деталей, стоимость израсходованных материалов, а также трудовые затраты по техническому обслуживанию и ремонту. Удельные затраты определяются следующим образом:
Минимальные затраты на техническое обслуживание и ремонт являются лишь экономической характеристикой. Можно также учитывать и технические критерии, например критерии безопасности движения, безотказности специальных агрегатов, стоимости базы для технического обслуживания и т.п.
Трудоёмкость технического обслуживания или текущего ремонта – это затраты времени на производство одного технического обслуживания или ремонта. Трудоёмкость измеряется в человеко-часах.
Основным показателем трудоёмкости, характеризующим эксплуатационную технологичность пожарного автомобиля или пожарного оборудования, является удельная трудоемкость технического обслуживания Тт.о. (чел.-ч./тыс. км) или текущего ремонта Тт.р. (чел.-ч./тыс. км).
Удельной трудоёмкостью называется отношение средней трудоёмкости технического обслуживания или ремонта к средней наработке за один и тот же период эксплуатации.
Нормы потребления топлива
Прописаны в распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018 на момент написания статьи) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Актуальные данные смотрите в распоряжении по ссылке (выше).
Радел: II НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ:
Сколько требуется прогревать автомобиль при заступлении на службу?
Время работы двигателя пожарных автомобилей при проверке состояния техники отечественного производства при смене караулов (дежурных смен, расчетов) не должно превышать:
Для пожарных автомобилей иностранного производства, автономных агрегатов, входящих в состав пожарных автомобилей, а также приспособленной пожарной техники продолжительность проверки агрегатов во время приема-передачи при смене караулов (дежурных смен, расчетов) устанавливается приказом руководителя территориального органа, учреждения на основании соответствующих нормативных документов и документации завода-изготовителя.
Организация эксплуатации
К организации эксплуатации пожарной техники относятся:
Использование пожарной техники
Приём и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство
Для приемки ПА руководителем органа управления назначается комиссия в составе: председатель – представитель отдела пожарной техники, члены – начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель подразделения в которое передается автомобиль.
Комиссия обязана проверить:
Приемка ПА оформляется актом (о результатах председатель комиссии докладывает начальнику).
Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.
Учёт пожарных автомобилей и их работы
Учетными документами пожарных автомобилей являются:
Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.
Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя (ведение осуществляет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула. Контроль за ведением формуляра осуществляют руководители подразделения ГПС).
Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом подразделении пожарной охраны (заполнение журнала осуществляет начальник отдела).
Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль (заполняется водителем, контролируется руководителем подразделения ГПС).
Путевка на выезд основного (специального) ПА выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар.
Карточка учета работы автомобильной шины (ведет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации).
Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи (ведет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации).
Журнал учета ТО ПА заводится на каждый пожарный автомобиль (ведет старший водитель, а при его отсутствии – НК, согласно специализации). Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителями подразделения ГПС.
Путевой лист на выезд вспомогательного ПА выписывается ст.водителем, а при его отсутствии – диспетчером.
Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированный.
ТО пожарных автомобилей
Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания ПА в технической готовности.
При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.
Техническое обслуживание пм в пожарных частях
13.1.1.
Ежедневное техническое обслуживание
ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ
ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (*)
ЕЖЕДНЕВНОЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)
* При
проведении всех видов ТО каждого типа
и модели пожарного автомобиля следует
руководствоваться инструкциями
заводов-изготовителей данной техники.
**Проверка
осуществляется раз в 10 дней с записью
в «Журнале технического обслуживания
шин, аккумуляторных батарей и колёс»
уровень
жидкости в бачке рулевого управления,
гидроприводе тормозов и механизме
выключения сцепления, в системе охлаждения
двигателя;
уровень
топлива в топливном баке, уровень воды
в бачках омывателей ветрового стекла
и фар и при необходимости долить.
Ежедневное
техническое обслуживание (ЕТО) проводится
в подразделении
при смене караулов заступающим на
дежурство водителем и личным составом
боевого расчета под руководством
командира отделения.
Примерное
распределение работ показано на рис.13.1.
Рис.13.1.
Распределение обязанностей пожарных
при проведении ЕТО
Перед
сменой караулов все пожарные автомобили,
находящиеся в боевом расчете и резерве,
должны быть чистыми, полностью
заправленными эксплуатационными
материалами и огнетушащими веществами,
укомплектованными согласно табельной
положенности.
Водитель
сменяющегося караула обязан внести все
записи о работе пожарного автомобиля
во время его боевого дежурства в
эксплуатационную карту и подготовить
автомобиль к сдаче. Личный состав под
руководством командира отделения
осуществляет подготовку ПТВ к сдаче
согласно обязанностям номеров боевого
расчета.
Водитель,
принимающий пожарный автомобиль, в
присутствии водителя сменяющегося
караула должен проверить состояние
автомобиля в объеме перечня работ
ежедневного технического обслуживания
и сделать соответствующую запись в
эксплуатационной карте.
При
этом время работы двигателя не должно
превышать:
для
основных пожарных автомобилей общего
применения с карбюраторным двигателем
3 минут;
для
основных пожарных автомобилей целевого
применения, автомобилей с дизельным
двигателем и автомобилей, оборудованных
многоконтурной тормозной пневмосистемой
5 минут;
для
специальных пожарных автомобилей 7
минут;
для
пожарных автолестниц и коленчатых
подъемников 10 минут.
При
обнаружении неисправностей механизмов
ПА, пожарно-технического вооружения и
оборудования принимаются меры по их
устранению силами личного состава
караула. В случае невозможности
немедленного устранения неисправностей
пожарное оборудование и снаряжение
заменяются, а пожарная техника выводится
из боевого расчета и заменяется резервной,
о чем уведомляется ЦППС. Решение о замене
пожарного оборудования и снаряжения
принимается начальником караула, а о
замене пожарных машин — руководителем
подразделения (оперативным дежурным).
При
отсутствии или неисправности резервной
техники соответствующие должностные
лица ставят в известность ЦППС для
принятия мер по обеспечению пожарной
безопасности района выезда данного
подразделения за счет других подразделений
гарнизона.
Резервный
ПА перед постановкой на боевое дежурство
должен пройти ежедневное техническое
обслуживание, которое выполняется
водителями заступающего и сменяющегося
караулов.
О
выполненных работах по устранению
неисправностей старший водитель
(водитель) делает запись в журнале учета
ТО.
Водитель,
приняв автомобиль, отвечает в установленном
порядке за все неисправности, обнаруженные
в его дежурство.
Ответственность
за содержание ПТВ пожарных автомобилей
в исправности и чистоте возлагается на
командиров отделений, за которыми
закреплены автомобили.
Уход
за пожарными автомобилями, ПТВ
осуществляется ежедневно личным составом
боевого расчета караула в установленное
распорядком дня время. Исправность
пожарно-технического вооружения,
предназначенного для работы на высотах
и спасания людей (пожарные лестницы,
спасательные веревки, пояса и карабины),
проверяется командиром отделения.
Личный
состав заступающего караула и водитель
докладывают командиру отделения об
исправности автомобиля и ПТВ.
Командиры
отделения обязаны докладывать начальнику
караула о технической готовности
пожарного автомобиля.
Соседние файлы в папке Пожарная техника
Порядок планирования
Сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания:
Таким образом, ТО ПА является профилактическим мероприятием и производится по заранее составленному плану-графику, а ремонт — только по потребности в зависимости от технического состояния агрегатов, узлов, деталей.
Технические обслуживания ПА (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.
Годовой план-график ТО-2 составляется отделом ПТ, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником органа управления (начальником Главного управления или начальником отряда).
Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в подразделения за 15 дней до начала планируемого года.
Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне пожарной охраны начальником технической службы гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником гарнизона. При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона.
Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала планируемого года.
Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1.
Ремонта
Планирование ремонтов пожарных автомобилей осуществляет отдел (отделение) пожарной техники Главного управления или отряда. При этом планируется их количество и затраты труда.
План-график ремонтов транспортных средств и агрегатов составляется за один месяц до начала планируемого года, подписывается начальником отдела (отделения) пожарной техники и утверждается соответствующим начальником.
Допускается составление единого план-графика технического обслуживания и ремонта.
Выписки из плана-графика направляются в подразделения, автомобили которых подлежат ремонту.
В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.
Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию техники при повседневном использовании и хранении определяются нормативными и распорядительными документами МЧС России, а также инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) техники предприятий – изготовителей техники.
Запрещается сокращать объем и уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания техники.
При использовании техники вне пункта постоянной дислокации учреждения ее техническое обслуживание проводится с использованием штатных подвижных средств технического обслуживания и ремонта или сторонними специализированными организациями в порядке, установленном руководителем учреждения, или в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами (контрактами) с указанными организациями.
Виды ремонтов
Для пожарных автомобилей в соответствии с назначением и характером работ ремонт подразделяется на капитальный (КР); средний (СР) и текущий (ТР) и для агрегатов – на капитальный и текущий.
Капитальный ремонт (КР)
Проводится с целью восстановления работоспособности автомобиля или агрегата и обеспечения пробега или времени их работы до следующего капитального ремонта или списания, но не менее 80 % от нормы пробега для новых автомобилей или агрегатов.
При КР одновременно ремонтируются основные агрегаты (двигатель, сцепление, коробка передач, коробка отбора мощности, насосы и т.д.) и ёмкости для огнетушащих средств.
КР агрегата предусматривает его полную разборку, обнаружение дефектов, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание, замену или восстановление базовой детали агрегата (блок цилиндров, картер коробки передач или коробки отбора мощности, корпуса насосов и т.д.).
Средний ремонт (СР)
Пожарного автомобиля предусматривает замену двигателя, требующего капитального ремонта, тщательный контроль технического состояния всех агрегатов и узлов с устранением выявленных при этом неисправностей, а также окраску автомобилей.
Текущий ремонт (ТР)
Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособного состояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов ( в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.
Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.
Текущий ремонт пожарного автомобиля или отдельного агрегата проводится по потребности, выявленной при эксплуатации (по заявкам водителей) или при контрольных осмотрах.
Текущий ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного ТО-2.
Виды ТО
Техническое обслуживание техники в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:
а) для техники повседневного использования:
б) для техники, содержащейся на хранении:
Кроме указанных видов технического обслуживания на технике устраняются неисправности и проводятся другие работы, а также может проводиться подготовка техники к эксплуатации в сложных условиях и к ее транспортированию.
На основании нормативных и распорядительных документов МЧС России в учреждениях на каждую имеющуюся единицу техники разрабатываются инструкции по проведению технического обслуживания, выдаваемые в соответствующие структурные подразделения.
Указанные инструкции не разрабатываются на те виды технического обслуживания, которые проводятся сторонними специализированными организациями на основании заключенных в установленном порядке соответствующих договоров (контрактов).
Ежедневное
Проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, и при необходимости личным составом расчета ежедневно по окончании работы (по возвращении с пожара, с аварийно-спасательных и других неотложных работ), а также при смене караулов (дежурных смен, расчетов) в целях поддержания техники (в том числе установленного на технике специального оборудования) в готовности к использованию, обеспечения безопасности движения техники (производимых на технике работ).
Оно включает заправку (в том числе огнетушащими веществами), мойку, смазку, проверочные и необходимые крепежно-регулировочные работы, а также при необходимости устранение выявленных неисправностей. Во время проведения ежедневного технического обслуживания при необходимости проводится замена неисправного ПТВ, пожарных рукавов и индивидуального снаряжения.
На пожаре и АСР
при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений)
Выполняется специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, в объеме требований нормативных и распорядительных документов МЧС России, а также инструкции по эксплуатации соответствующего предприятия-изготовителя.
ТО-1 и ТО-2
Номерные виды технического обслуживания имеют целью обеспечить безотказную работу техники, снизить интенсивность изнашивания деталей, выявить и предупредить отказы и неисправности. Номерные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и т.д.) проводятся в объемах и с периодичностью, установленной соответствующим предприятием-изготовителем и (или) по результатам технического диагностирования. Указанные виды технического обслуживания могут иметь другие наименования, устанавливаемые соответствующими предприятиями-изготовителями (например, ТО-10 000, ТО-65 000 и др.).
Для техники караулов (дежурных смен, расчетов), за исключением плавсредств, периодичность проведения технических обслуживаний устанавливается согласно приложению № 14 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Сезонное
Техническое обслуживание техники проводится два раза в год в целях подготовки и обеспечения надежной работы техники в осенне-зимний или весенне-летний периоды эксплуатации. В сроки, устанавливаемые соответствующими нормативными и распорядительными документами МЧС России, по планам, утверждаемым руководителем территориального органа, учреждения, проводится подготовка личного состава, парков (гаражей, стоянок и др.), а также средств технического обслуживания и ремонта к эксплуатации техники в зимний или летний периоды.
Дата перехода на режим зимней (летней) эксплуатации и применения зимних (летних) норм расхода ГСМ объявляется приказом соответствующего руководителя.
Сезонное техническое обслуживание техники заключается в проведении очередного номерного технического обслуживания и дополнительных работ в соответствии с предстоящим периодом эксплуатации и инструкциями по эксплуатации соответствующего предприятия-изготовителя.
При сезонном техническом обслуживании техники может проводиться:
При подготовке техники к эксплуатации в зимний период дополнительно к сезонному техническому обслуживанию проводятся:
При подготовке техники к эксплуатации в летний период дополнительно к сезонному техническому обслуживанию проводятся:
В целях подготовки личного состава к действиям при эксплуатации техники в зимний (летний) период проводятся соответствующие занятия, на которых изучаются:
При хранении техники
Техническое обслуживание техники при ее хранении заключается в проведении работ установленных соответствующими инструкциями завода-изготовителя по ее эксплуатации (хранению). Кроме того, проводится проверка состояния, очистка техники от пыли и грязи, проверка и восстановление защитных покрытий и герметизирующей оклейки, проведение других необходимых работ.
Организация работы пожарных отрядов (частей) технической службы
Средства технической службы для обеспечения технической готовности подразделений пожарных автомобилей сосредоточены в пожарных частях технической службы (ПЧТС). В зависимости от количества пожарных специальных и вспомогательных машин они могут быть объединены в производственно-технические центры (ПТЦ) или пожарные отряды технической службы (ПОТС), отдельные посты ТО.
Подразделения ТС предназначены для организации и осуществления:
технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей и всей пожарно-технической продукции;
изготовления отдельных ее видов;
материально-технического обеспечения пожарных частей и подразделений ТС;
обеспечения личного состава вещевым довольствием;
обоснования и снабжения подразделений запасными частями;
В ПО(Ч)ТС могут быть сосредоточены подразделения специальной пожарной техники для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Таким образом, ПО(Ч)ТС – специализированные оперативно-тактические подразделения.
Структура ПО(Ч)ТС и их состав определяются количеством пожарных автомобилей в регионе, а следовательно, объемом работ по их техническому обслуживанию и ремонту (табл. 14.1).
Отдельные посты входят в состав частей или отрядов ТС.
Части ТС могут быть самостоятельными или входить в состав отрядов ТС. В зависимости от количества обслуживаемой ПТ они подразделяются на два разряда (табл. 14.2).
В состав ремонтно-вспомогательной части технической службы (рис. 14.5) входят ряд специальных постов, склады (ГСМ, запасных частей) и производственные участки. Их количество (21 участок) и наименования регламентированы Наставлением по ТС в ГПС. По назначению они разделяются на основные и вспомогательные. Основные участки – это участки, на которых непосредственно выполняются работы по ТО и ремонту по- жарных машин и агрегатов. Например, участок по техническому обслужи- ванию, диагностике, ремонту и др.
К вспомогательным относятся, например, склад запасных частей, заточное отделение, компрессорная.
Отряды ТС – более крупные подразделения. В их состав входят части специальной техники, не менее трех пожарных частей различного назначения, другие подразделения (рис. 14.6). Части ТС, входящие в отряды ТС, также могут быть первого или второго разряда.
В ряде регионов (областей, краев и т.д.) при количестве пожарных автомобилей более 400 единиц, могут создаваться производственно-технические центры (ПТЦ).
Рис. 14.5. Организация части технической службы
Рис. 14.6. Организация отряда технической службы
Расчет и проектирование частей ТС осуществляется для строительства новых или подлежащих реконструкции пожарных частей. При этом необходимо учитывать изменения численности населения, обслуживаемых ГПС. Это вызовет увеличение количества ПА в городах и населенных пунктах. Следует также учитывать перспективу совершенствования ПА, а также природно-климатические условия обслуживаемого района.
Проектирование частей ТС производится в такой последовательности:
осуществляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
обосновывается задание на проектирование;
разрабатывается технический проект и рабочие чертежи;
производится технологическое проектирование.
ТЭО включает характеристику УГПС (ОГПС), программу по ремонту и обслуживанию пожарной техники. Оно утверждается заказчиком. На его основании составляется задание на проектирование, которое утверждается МЧС. Проектирование осуществляют специальные проектные организации. Исходными данными для технологического проекта является комплекс всех работ, выполняемых в частях ТС. Он включает техническое обслуживание, ремонт и изготовление новой пожарно-технической продукции. Основными исходными данными являются характеристика парка пожарных автомобилей, их годовые пробеги, климатические и дорожные условия.
При реконструкции действующих частей (отрядов) исходными данными являются также характеристики сооружений, станочного оборудования и т.д.
Расчет годовой производственной программы (ГПП). Г ПП – годовой объем работ разрабатывается отделом ПТ УГПС. Г ПП включает работы по ТО-2, ТР, КР, СР, капитальному ремонту агрегатов и изготовлению новой пожарно-технической продукции.
ГПП представляется в виде годового плана-задания. В ней указывается количество всех видов ремонтов и ТО-2 по маркам пожарных автомобилей.
Исходными материалами для разработки являются списочный состав ПА по назначению и типу шасси, нормативы по периодичности выполнения работ по ТО-2 и ремонтам, их трудоемкости.
Наиболее целесообразно производить расчет в приведенной ниже последовательности.
А. Подготовительная работа
Для заданного района дислокации ПО(Ч)ТС определяется категория условий эксплуатации ПА, природно-климатические условия, а также их сроки службы. На основании этого анализа определяются коэффициенты корректировки периодичности проведения всех видов технических воздействий, а также трудоемкости их выполнения. Используя их значения, корректируют нормативные периодичности Тн всех видов ремонтов и ТО-2, а также их трудоемкости tчел.-ч (см.гл.13, 13.4).
Полученные скорректированные значения Т и t должны утверждаться начальником УГПС (ОГПС).
Периодичность проведения и трудоемкость ТО-2 и ремонтов для вспомогательных пожарных автомобилей следует принимать по рекомендациям заводов-изготовителей и нормативов для автотранспортных предприятий.
Б. Определение средних величин Lср общих пробегов ПА
Их определяют для ПА различного назначения и на разных шасси.
Величины общих пробегов описываются нормальным законом распределения. Для более точного его распределения рекомендуется исключать из расчета пробеги ПА с резко отличающимися величинами минимальных Lminи Lmaxмаксимальных пробегов.
Величину Lср , км, определяют
В. Определение количества ПА, требующих технических воздействий
Число капитальных ремонтов ПА по маркам базовых шасси определяют по формуле
где Lср – средние величины пробегов ПА, км; NПА – количество ПА соответствующей марки, шт.; Ткр – скорректированный пробег ПА до 1-го капитального ремонта, км.
Если капитальному ремонту подвергаются ПА уже прошедшие капитальный ремонт, то принимается
где Т’кр — периодичность проведения капитального ремонта, км.
Количество средних ремонтов рассчитывают с учетом выполнения капитальных ремонтов:
где Тср – скорректированный пробег ПА между средними ремонтами, км.
Величина Тср определяется по нормативному пробегу ПА, двигатель которого требует капитального ремонта.
Количество NТО-2 определяется с вычетом выполнения Nкр и Nср:
где ТТО-2 – скорректированная периодичность проведения ТО-2, км.
Если полученное значение NТО-2 больше списочного состава NПА, то его округляют до целого числа и принимают для дальнейших расчетов. Если же оно меньше NПА, то учитывая, что ТО-2 должно проводиться не реже одного раза в год, NТО-2 определяют по формуле:
Количество ремонтируемых агрегатов планируется отделом пожарной техники УГПС (ОГПС).
Г. Расчет годовой производственной программы
Годовая производственная программа (ГПП) является суммой основных технических воздействий n при ТО-2, КР, СР, ТР и ремонта агрегатов.
ГПП каждого технического воздействия, чел.-ч, легко определить:
где i – технические воздействия, кроме ТР.
ГПП текущего ремонта Птр определяют на основании удельной трудоемкости обслуживания
где NТО-2 – количество ПА, которые могут потребовать ТР, шт.; tтр – трудоемкость в чел.-ч на 1000 км общего пробега ПА.
Из общей трудоемкости ТР, на основании опыта в ПО(Ч)ТС, при ТО-2 выполняется 20 – 30 % этой трудоемкости. Поэтому общая ГПП определяется по формуле:
где 1,2 – коэффициент, учитывающий непредвиденные работы; i — ТО-2; СР, КР и КР агрегатов; Псам – трудовые затраты на вспомогательные работы (самообслуживание), чел.- ч.
Вспомогательные работы включают обслуживание и ремонт оборудования, транспортные работы, уборку производственных помещений и т.д. Их трудоемкость принимают равной 20 % от суммарной трудоемкости ТО и ремонта при численности рабочих до 50 человек и 15 % – при численности рабочих более 50 человек.
Определим режимы работы ПЧ(О)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих.
Режим работы характеризуется количеством рабочих дней в году, продолжительностью в часах рабочей недели и смены.
Действительный годовой фонд рабочего времени, дней, вычисляется по формуле:
где А – число выходных дней в году; Б – число праздничных дней в году; С – продолжительность отпуска в днях; Д – продолжительность рабочего дня в часах; Е – число предпраздничных дней в году; К – продолжительность рабочего дня в предпраздничные дни, ч; З – коэффициент, учитывающий больничные и другие причины, его принимают равным 0,96.
Численность производственных рабочих mp, чел, определяется отношением
Численность производственных рабочих mjp, чел, по видам ремонта или ТО-2 определяется аналогично
Численность вспомогательных рабочих принимают равной
Численность mри штаты начальствующего и инженерно-технического персонала ПЧ(О)ТС утверждаются приказами МЧС.
Определение числа постов ТО-2 и ремонтов производится различными методами. В основу расчета числа постов ТО-2 положено количество обслуживаемых пожарных автомобилей.
Суточная программа Nc, единиц в день, по ТО-2 определяется отношением
где Др– число рабочих дней в году.
Отношение продолжительности смены (рабочего дня) дня Д к Nc называется ритмом поста
Для определения числа постов вычисляют такт поста
скорректированная средневзвешенная трудоемкость ТО-2, ч; Рn – число рабочих на посту (2 – 5 человек); tп – время на установку ПА на пост 0,16 ч, тогда число постов определится по формуле
где η – коэффициент использования поста (0,85 – 0,95).
Количество постов ремонта рассчитывается по трудоемкости работ на посту:
где Пi – производственная программа, чел.-ч; φ – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления ПА на посты (φ = 1,2 – 1,5); Кр – учет объема работ, выполняемых на посту (Кр = 0,5 – 0,6); Др – число рабочих дней; С – число смен; Тсм – продолжительность смены; Рп – число рабочих на посту, чел; ηп – коэффициент использования рабочего времени на посту (ηп= 0,8 – 0,9).
При расчете количества постов в формуле (4.19) величина Птр расчитывается по формуле (4.11).
Определение площадей постов и участков осуществляется по количеству постов. Так, зоны технического обслуживания и ремонта, м2, определяют по формуле:
Fj = f а Xj K0, (14.20)
где f а – площадь, занимаемая ПА, м2; Xj – число постов j или XТО-2; K0– коэффициент, учитывающий свободые зоны и проходы (К0 = 4 – 5).
ПЧ(О)ТС по заданию УГПС разрабатываются и проектируются специальными проектными организациями. Задание на проектирование разрабатывается в ГУГПС.
Анализ производственной деятельности подразделений ТС осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по ТС.
Уделяется внимание выполнению плана по производительности труда, который определяется как отношение фактической производительности труда, чел.-ч, к плановой.
Состояние охраны труда характеризуется числом случаев нарушения требований безопасности и тяжестью полученных травм.
Оценивается также выполнение планов по фонду заработной платы и оргмероприятий. Последний характеризует направление технического совершенствования в проведении ТО и ремонтов оборудования, улучшении организации труда.
Меры безопасности при ТО и ремонте
ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.
ТО следует выполнять на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей автомобиля, и в зависимости от конструкции реборд она достигает 1,0-1,1 м. Глубина канавы может быть 1,2-1,4 м от уровня пола помещения. Канавы должны иметь ступеньки для схода в канаву в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны.
Для предотвращения падения автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы устанавливают железобетонные или металлические реборды.
Для предотвращения падения людей в осмотровую канаву необходимо закрывать ее съемными решетками или щитами.
Обогрев канав (в холодное время года) должен осуществляться теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах канав.
В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.
При проведении ТО запрещается:
На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:
Организация технического обслуживания и ремонта пожарных машин
Техническое
обслуживание и ремонт (ТО и Р) ПМ
осуществляется в пожарных частях и
специальных пожарных отрядах или частях
технической службы. Они организационно
и территориально разделены. Содержание
выполняемых ими работ четко разграничены,
однако имеются работы, выполняемые
силами пожарных частей и частей
технической службы совместно.
Для
пожарных машин различного назначения
содержание работы разделено на две
группы: для шасси автомобиля и
дополнительные работы, охватывающие
пожарную надстройку.
Содержание
работ по ТО шасси разделены на три
группы: контрольные работы, уборочные
и моечные работы, смазочные и заправочные
работы.
Содержание
всех работ изложено в Наставлении по
технической службе. Необходимо хорошо
знать перечень содержания работ,
проводимых в пожарных частях. Он будет
приведен в полном объеме.
Содержание
работ ТО-1 и ТО-2 приводится только по
дополнительным работам.
Содержание
работ относится только по основным
пожарным машинам общего применения.
Для остальных типов машин следует
обращаться к Наставлению по технической
службе.