ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ

Глава 4. Основные процессы ТОиР

Учет оборудования и нормативов
Учет показателей эксплуатации оборудования
Планирование технического обслуживания и ремонтов
Управление материально-техническим обеспечением (МТО) технического обслуживания и ремонтов
Управление нарядами и работами
Управление документацией
Анализ эффективности управления ремонтами и обслуживанием оборудования

С какими проблемами сталкиваются предприятия при проведении технического обслуживания и ремонта?

Как преодолеть организационные проблемы в области технического обслуживания и ремонта?

Как решить методологические проблемы в области технического обслуживания и ремонта?

Как минимизировать расходы на техническое обслуживание и ремонт?

Чтобы поддерживать оборудование в исправном техническом состоянии, нужны серьезные финансовые траты. Оптимизация затрат на техническое обслуживание и ремонт помогает сократить расходы предприятий, повысить величину оборотных средств компании, способствует более качественному проведению регламентных работ, продлению срока службы оборудования. Какие же конкретно меры помогут оптимизировать данные затраты?

Основными
плановыми документами предприятий,
эксплуатирующих технику являются
годовой план технического обслуживания
и ремонта машин и месячный план-график
технического обслуживания и ремонта
машин.

Годовым планом
определяется количество видов ТО и Р,
которые следует выполнить за год по
каждой машине на запланированную для
нее наработку.

План технического
обслуживания и ремонта машин на 200
год.

В годовой план
включают все машины и оборудование,
числящееся на балансе предприятия.

Годовой план
разрабатывает отдел главного механика
или технический отдел, подписывает
главный инженер, утверждает руководитель
предприятия.

Время постановки
машин на ТО и Р определяется месячным
планом-графиком.

План график ТО и
Р машин на ________ 200___ года.

План-график
разрабатывает отдел главного механика
или технический отдел, а утверждает
главный инженер предприятия.

Основанием для
его составления является планово-месячная
наработка машин.

В планах-графиках,
разрабатываемых на весенние и осенние
месяцы указывают в какие дни и при каких
видах периодических обслуживаний
следует выполнять сезонное обслуживание.

Описание

В целях совершенствования механизма управления ТОиР всё больше предприятий применяют новейшие управленческие технологии, в связи с чем особую актуальность приобретают вопросы практического использования прикладного программного обеспечения для автоматизации процессов управления ремонтам. В книге представлены основные подходы к организации деятельности по управлению техническим обслуживанием и ремонтами оборудования.

Вопросы автоматизации процессов иллюстрируются на примере двух отечественных программных решений, разработанных на базе «1С:Предприятие 8», «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». Теоретический материал в книге подкрепляется практическими примерами реализации в программных продуктах «1С».

Книга адресована сотрудникам ремонтных подразделений, которые задумываются об автоматизации процесса управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, специалистам, занимающимся внедрением ERP-систем, студентам и аспирантам, изучающим вопросы, связанные с управлением предприятием и автоматизацией процессов управления предприятием.

Оглавление

Принятые термины и сокращения

С какими проблемами сталкиваются предприятия при проведении технического обслуживания и ремонта

На практике выделяют следующие основные проблемы проведения техобслуживания и ремонта, которые снижают эффективность работы оборудования, повышают затраты хозяйствующих субъектов:

• экономия средств направлена не на удешевление работ, услуг без ухудшения их качества, а сводится к формальным действиям по выбору более дешевых (и не всегда надежных) подрядчиков;

• обратная ситуация — выделяются дополнительные средства, чтобы привлечь более надежных, но и дорогих подрядчиков, но при этом не достигается необходимый эффект, так как выделенные средства используются нерационально. Часто единственный результат смены подрядчика — лишь удорожание их работ;

• свободные средства, запланированные на техобслуживание и ремонт, стремятся израсходовать любым способом. Формально перерасходования средств нет, план расходов выполняется, но по факту не достигается возможная экономия, растут складские остатки запчастей. Это по сути приводит к вымыванию оборотных средств, затовариванию склада, созданию запасов, большая часть которых так и не будет использована в производственной деятельности;

• рост расходов на техобслуживание и ремонт маскируется за счет роста расходов на собственный соответствующий технический персонал — увеличивается заработная плата, количество работников, зачастую без учета оценки реальной необходимости подобного шага;

• деление затрат на техническое обслуживание и капитальный ремонт осуществляется не для того, чтобы провести детальный анализа и проконтролировать расходы. По факту на предприятии эти расходы не отличают друг от друга и наличие двух статей расходов используют лишь как лазейку для заимствования необходимого финансирования по второй статье при израсходовании отведенных лимитов по первой статье;

• нет единых регламентов планирования проведения техобслуживания и ремонта с выделением приоритетов работ, не работает система предварительного предупреждения вероятных поломок, работы производятся по факту выявления неисправностей;

• допускаются существенные ошибки в планировании, планы формируются не оперативно, неверно оцениваются объемы работ, стоимость самих работ и запчастей, их количество;

• не оценивается эффективность работы технической службы, не разработана система ответственности за оперативность выполнения ремонтных работ, нет системы документирования заявок, оценки сроков их исполнения, не документируются выявленные поломки и проведенные ремонты, замененные детали и узлы;

• стратегические решения принимаются без учета мнений опытных практикующихся специалистов, не налажено взаимодействие служб компании;

• есть чрезмерная регламентация производственных процессов, снижающая оперативность принятия решений, лишающая производственный процесс необходимой гибкости.

То есть все основные проблемы в области технического обслуживания и ремонта можно разделить как:

Как решить методологические проблемы в области технического обслуживания и ремонта

Техническое обслуживание и ремонт в компании нужно четко регламентировать. Но не переносите во внутренние документы общие нормы законодательства, не имеющие никакой практической ценности для компании, — так вы только увеличите объем документации. Закрепите в регламентах конкретные подходы, методики, которые должны применяться в организации, пропишите решения практических проблем, существующих на предприятии, особенно если есть несколько вариантов их решения.

В частности, во многих хозяйствующих субъектах есть сложности во взаимодействии служб и отделов. Подразделения организаций пытаются «отпихнуть» от себя смежные обязанности. От такой внутренней борьбы страдает эффективность работы, неоперативно решаются проблемы, возникают необоснованные финансовые потери. Соответственно, важно корректно прописать права и обязанности служб, конкретных должностных лиц.

Так как расходы на запчасти при большом количестве оборудования достаточно велики, то необходимо четко указать, кто разрешает отпуск материалов со склада. В некоторых случаях выделяют несколько уровней согласования.

В ООО «Бекас», чтобы усилить контроль за отпуском материалов, запчастей на ремонт оборудования, ввели систему согласований:

• материалы на сумму до 5000 руб. в день отпускаются по подписи старшего механика;

• материалы на большую сумму отпускаются после дополнительного согласования с главным механиком организации.

Еще один важный момент — проведение тендеров или другая оценка наиболее выгодного предложения поставщиков.

У разных компаний разные подходы к организации этой работы. Чаще всего это отдается на откуп исполнителям, которые не всегда выполняют свои обязанности добросовестно. И связано это не со злым умыслом — им не хватает квалификации в этом вопросе, а на предприятии нет единообразных подходов к выбору лучшего предложения.

Чтобы избежать методологических ошибок, необходимо четко понимать, что такое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт.

Техническое обслуживание — это комплекс организационно-технических мероприятий и работ, производимых в отношении основных средств и направленных на поддержание в рабочем или исправном состоянии оборудования (его программного обеспечения) в процессе их использования по назначению с целью повышения надежности и эффективности их работы.

Техническое обслуживание может быть плановое и внеплановое.

Целесообразно во внутренних регламентах прописать хотя бы в общем виде периодичность проведения технического обслуживания.

При планировании техосмотра и обслуживания ориентируйтесь и на показатели интенсивности использования оборудования. Чаще всего таким показателем выступают моточасы, характеризующие интенсивность эксплуатации активов. Но можно использовать и другие параметры, например, у подвижного состава это пробег, в некоторых ситуациях — объем перевезенного груза и т. п.

Что касается текущего и капитального ремонта, их определения есть в различных нормативных актах. Разные определения отражают в первую очередь специфику конкретного нормативного документа, направленного на обеспечение безопасной эксплуатации конкретного вида активов — зданий, лифтов, газового оборудования и т. п. Но если не учитывать вид оборудования, то в целом эти определения аналогичны.

За основу можно взять нормы письма Минстроя России от 27.02.2018 № 7026-АС/08, согласно которому:

Читайте также:  Ремонт гидравлики российского и импортного производства любой сложности и с гарантией

• текущий ремонт — это устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий;

• капитальный ремонт — восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Необходимо четко понимать, нужно ли компании выделять отдельно расходы на техобслуживание и отдельно на ремонт или выделять капитальный ремонт, дистанцируя его от текущего. Такая детализация необходима, если в компании построена соответствующая аналитика, а выделение направлений расходов помогает более четко контролировать их. В этом случае целесообразно как можно точнее прописать определения текущего и капитального ремонта, выделить критерии, позволяющие точно классифицировать виды ремонта, безошибочно отделяя один от другого. Это важно, так как границы между видами ремонта достаточно тонки, что приводит к путанице в ходе производственной деятельности.

Если на практике от подобной детализации нет никакой пользы, только возникают дополнительные трудозатраты и методологические лазейки для возможности «игры» расходами, то от подобной детализации лучше отказаться.

В регламентные документы по техническому обслуживанию и ремонту включите положения о необходимости периодических инвентаризаций оборудования. Это позволит контролировать наличие, сохранность и состояние имеющихся основных средств.

Включите в такие документы требование не только провести инвентаризацию, но и выявить при этом неиспользуемые или малоиспользуемые станки и агрегаты. На практике на это часто не обращают внимания годами, послушно проводя систематические инвентаризации, фиксируя наличие основных средств, но не сопоставляя это со сведениями о том, что это оборудование по факту не используется в производственном процессе.

Продажа таких активов или запчастей, металла и т. п. принесет компании дополнительные средства, позволит сэкономить финансовые ресурсы за счет использования запчастей и материалов от ненужных активов в производстве.

Даже если реализовать подобные активы сразу не получится, предприятие может сэкономить средства. При переводе оборудования на консервацию снижаются затраты на систематическое техническое обслуживание подобных активов, обеспечивается их сохранность и работоспособность, высвобождаются цеховые площади, которые можно использовать для расширения производственного процесса.

Резюме

На практике выделяют ряд основных проблем в области технического обслуживания и ремонта. Решить из можно за счет преодоления организационных, методологических и экономических проблем хозяйствующих субъектов.

Как решить организационные проблемы:



Чтобы решить методологические проблемы:

• четко формулируйте понятия;

• определите разумную степень детализации аналитики данных;

• выберите оптимальный методологический вариант учета расходов;

• разграничьте обязанности между отделами, должностными лицами;

• опишите процедуры выбора поставщиков, передачи запчастей и материалов в производство.

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2021.

Как преодолеть организационные проблемы в области технического обслуживания и ремонта

В целях организации комплекса мер по предупреждению поломок, проведению оперативного ремонта в компании должна функционировать налаженная система соответствующего документооборота и контроля. В рамках этой системы должны быть установлены оформляемые формы документов, сроки выполнения, предусмотрена ответственность за срыв сроков, должна присутствовать задокументированная история техобслуживания и ремонта каждого агрегата, своеобразная «карта здоровья пациента – оборудования».

Можно выделить несколько этапов построения такой системы.

Этап 1. Планируем технических работы и ремонты

В рамках этого этапа нужно разработать план технических и ремонтных мероприятий. Что для этого нужно:

• составить календарь проведения технических работ и текущих ремонтов с указанием планового времени остановки и запуска оборудования, длительности планируемых мероприятий.

Плановые мероприятия формируйте с учетом производственного графика компании, планов выпуска продукции. Они должны проводиться в такое время, чтобы минимизировать финансовые потери компании. Для этого работы планируются к проведению на периоды минимальной загрузки оборудования.

Старайтесь не проводить техническое обслуживание в пиковые периоды работы этих основных средств. Если есть такая возможность, планируйте работы в выходные дни, после рабочих смен или в ночное время, чтобы не тормозить производственный процесс.

Если остановка одной единицы оборудования повлечет за собой остановку других агрегатов, то ремонт и техобслуживание их всех целесообразно проводить в комплексе;

• детализация планируемых мероприятий по конкретным видам, конкретным единицам оборудования с расшифровкой видов работ, заменяемых деталей и т. п.;

• прогнозная оценка стоимости привлечения внешних специалистов, стоимости необходимых запасных частей, примерные сроки их приобретения.

Если есть собственная техническая служба, а для проведения технического обслуживания и ремонта привлекаются сторонние специалисты, это нужно обосновать, указать причины, по которым необходимые работы не могут выполнить собственные сотрудники. Такими причинами могут быть, в частности, недостаточная квалификация работников, требования условий гарантии, необходимость привлечения только аккредитованных специалистов, отсутствие необходимых допусков, аттестаций и т. п.

Компания «Квантус» сформировала план технических и ремонтных мероприятий на октябрь текущего периода (табл. 1).



То есть по каждой единице оборудования указываются виды работ, их стоимость. Если бы каждый вид работ имел свою стоимость, то соответствующие данные были бы указаны по каждому виду работ.

На основании стоимостных данных, включенных в план технических и ремонтных мероприятий, можно будет составить бюджет затрат на техническое обслуживание и ремонт. В дальнейшем эти данные позволят корректно и полно сформировать бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет кредиторской задолженности, другие бюджеты.

Стоимостная часть плана технических и ремонтных действий важна также для оценки достаточности финансирования всех запланированных мероприятий. Вполне возможно, что после формирования плана его придется корректировать, если сумма первоначально запланированных расходов окажется чрезмерной.

План технических и ремонтных мероприятий разрабатывается компетентными специалистами, утверждается руководителем соответствующей службы. Таким образом решение о мероприятиях принимается коллегиально, что позволяет избежать ошибок, рисков упущения важных факторов, когда документ разрабатывает и утверждает одно лицо. Финальное утверждение плана за руководителем компании, который тем самым по факту санкционирует финансирование всех намеченных мероприятий.

Этап 2. Проводим технические и ремонтные мероприятия по плану

Все виды технического обслуживания и ремонта, кроме внеплановых, должны производиться строго по утвержденному плану технических и ремонтных мероприятий. Все отступления от плана должны быть обоснованы и согласованы. Это касается отступлений от плана любого вида — объемов и видов работ, сроков выполнения, привлечения внешних специалистов, стоимости запчастей и работ.

Но иногда отступления от плана просто необходимы.

В компании «Агротек» на апрель были запланированы профилактические технические работы производственного оборудования. В этот период нагрузка на оборудование самая низкая, а значит, потери объемов производства должны быть минимальными.

Однако в марте сломался один из агрегатов и на ремонт была остановлена вся производственная линия. Пользуясь моментом, провели и техническое обслуживание линии.

Таким образом, непредвиденный простой помог сэкономить рабочее время в апреле, частично компенсировав убытки от простоя.

Этап 3. Оформляем документы на технические работы и ремонт

В компаниях должны быть утверждены специальные учетные формы, которые оформляются при проведении работ по техобслуживанию и ремонта оборудования.

Все проведенные работы должны быть отражены в специальной карточке (журнале), открытой на каждый вид оборудования. В этой карточке (журнале):

• описывается состояние оборудования, его основные технические характеристики;

• указываются выявленные дефекты, поломки, причины, по которым они произошли;

• отображается история проведенных технических работ и ремонтов, замененные детали.



Если есть замечания к производственникам по поводу эксплуатации данного оборудования, эти замечания нужно зафиксировать в карточке (журнале) под роспись специалиста, который обязан устранить выявленные нарушения. В дальнейшем проставляется отметка об устранении этих нарушений, замечаний.

В целях взаимозаменяемости персонала эта информация должна быть доступной для всех работников технической службы. Если позволяет финансовый уровень организации и технические наработки, такие данные могут храниться в электронном архиве. Тогда важные данные не потеряются и при увольнении специалиста, обслуживавшего эту технику.

При внеплановой поломке в техническую службу должна поступать заявка по установленной форме, в которой описывается неисправность, указывается дата заявки, лицо, заполнившее заявку.

Заявка принимается под роспись на втором экземпляре или регистрируется в системе, если речь идет об электронном документообороте. Это позволяет избежать взаимных претензий между службами в затягивании ремонтных работ, точно идентифицировать, на каком этапе возникла задержка в ремонте.

Читайте также:  Кто должен оплачивать ремонт техники в съемной квартире

Мастер цеха выписал заявку на ремонт станка 21 сентября. Отремонтирован станок был 26 сентября, хотя регламентный срок ремонта такой поломки — один день. В результате простоя оборудования был сорван план производства.

На первый взгляд это безусловная вина технической службы. Однако когда стали разбираться с ситуацией и подняли заявку на ремонт и карточку оборудования, то выяснили следующее:

• оборудование вышло из строя еще 18 сентября, однако заявку из цеха подали только спустя три дня;

• инженер по оборудованию 21 сентября принял заявку и сразу же внес запись в карточку оборудования. Однако сразу провести ремонт он не мог — на складе не было необходимой детали. Заявку на приобретение детали он передал по инстанции тоже 21 сентября. Поступила деталь лишь 26 сентября, в этот же день ремонт был завершен.

Таким образом, документооборот, действующий на предприятии, ясно показал, что вины ремонтной службы в задержке выполнения работ нет. А цеховой персонал был лишен премии.

Заполнять карточку (журнал) оборудования важно еще и потому, что это позволяет избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных работников.

Мастер по ремонту оборудования был уволен за пьянство на рабочем месте. Когда его преемник начал принимать дела, то обнаружил, что никаких документов его предшественник не вел. Состояние оборудования нужно было инвентаризировать по факту — каждый станок, каждый агрегат.

Преемник попытался выяснить по финансовым документам, какой объем работ выполнил уволенный, и обнаружил, что некоторые дорогостоящие детали, идущие только на один вид оборудования, приобретались многократно с такой частотой, что, получалось, они менялись и на других агрегатах. Но этого просто не могло быть. То есть по факту были выявлены совершенные ранее злоупотребления.

Надлежащее ведение документации уполномоченным лицом и периодические проверки этих документов начальником службы позволили бы с легкостью предотвратить воровство на ранних этапах.

Этап 4. Поддержание функционирования системы

Внедренная система не должна быть формальной отпиской — она должна работать. Документы и требования должны описывать реальные производственные процессы и быть разумно детализированными.

Что мы имеем в виду: не создавайте излишне регламентированную, бюрократизированную систему. Это лишит ее гибкости, приведет к завышенным трудозатратам персонала, что в конечном итоге будет негативно влиять на производственную деятельность.

Построенную систему периодически проверяйте на соответствие производственным и экономическим процессам, которые постоянно меняются.

Глава 6. Использование подсистемы управления ремонтами «1С

Учет оборудования и нормативов в 1С:ERP
Учет и контроль показателей эксплуатации оборудования в 1С:ERP
Планирование технического обслуживания и ремонтов в 1С:ERP
Управление материально-техническим обеспечением технического обслуживания и ремонтов в 1С:ERP
Управление персоналом в 1С:ERP
Управление нарядами и работами в 1С:ERP
Ремонтное производство в 1С:ERP
Разборка/сборка
Производство работы по ремонту
Ремонт с учетом компонентов
Управление документацией в 1С:ERP
Анализ эффективности ТОиР и формирование отчетности

Глава 2. Современные тенденции в управлении ТОиР

Концепция всеобщего производственного обслуживания оборудования
Концепция обеспечения надежности оборудования
Концепция, направленная на нормирование и регламентацию последовательного применения четырех ключевых процедур
Концепция развивающихся систем ТОиР

Как минимизировав расходы на техническое обслуживание и ремонт

Чтобы минимизировать расходы на техобслуживание и ремонт, необходимо действовать комплексно, решая организационные, методологические и финансовые проблемы этой области производственной деятельности.

Расходы на ремонт и техобслуживание необходимо контролировать на всех стадиях деятельности.

При планирования таких расходов необходимо учесть:

• какие фактические расходы на техобслуживание и ремонт понесены в прошлых периодах;

• как плановые данные отличаются от исторических фактических, какая динамика показателей;

• был ли резкий рост или резкое падение расходов. Казалось бы, хорошо, что расходы минимальны, но это хорошо только в том случае, если это не повлияло отрицательно на техническое состояние оборудования.

Планы техобслуживания и ремонта формируются техническими службами. Но поскольку эти планы — основа для формирования бюджетов, то финансисты тоже должны подключаться к этой работе, подстраховывать коллег, помогать им избегать недочетов, ошибок.

И резкий рост, и резкое снижение расходов должны быть обоснованными.

ООО «Кванта» понесла следующие расходы по периодам на техобслуживание и ремонт:

• за 2019 г. — 458 780 руб.;

• за 2020 г. — 484 357 руб.;

• за 2021 г. (данные план-факт) — 491 024 руб.

На 2022 г. запланировали расходы на техобслуживание и ремонт на сумму 811 000 руб.

Резкий рост расходов в 2022 г. (в 1,652 раза больше, чем в 2021 г.) после анализа данных был признан обоснованным, так как:

• часть оборудования компании используется очень давно и нужен уже не текущий, а дорогостоящий капитальный ремонт;

• в 2022 г. планируется приобрести дорогостоящее оборудование. По условиям договора с заводом-производителем в течении полугода с момента окончания монтажа и пусконаладочных работ техническое обслуживание будет проводится силами производителя.

Фактически техобслуживание и ремонт, если речь идет о запланированных мероприятиях, должны соответствовать утвержденному плану технических и ремонтных мероприятий. Любые работы вне утвержденного регламента работ должны попадать на особый контроль — почему решили проводить, кто санкционировал, это только календарная сдвижка работ или это перерасход средств.

Лучше всего, если такой контроль будет срабатывать не в ходе анализа уже свершившихся действий, а выступать заслоном еще перед совершением необоснованной операции.

Финансовому аналитику ООО «Транскапиталгрупп» в январе поступил на согласование счет на предоплату услуг специализированной ремонтной организации. Согласно счету планировался ремонт оборудования компании на сумму 301 000 руб.

Финансовый аналитик изучил все данные и отказал в согласовании выплаты по следующим причинам:

• согласно плану технических и ремонтных мероприятий, на основании которого был утвержден бюджет расходов на техническое обслуживание и ремонт, в январе никаких мероприятий запланировано не было. В феврале, марте, апреле было предусмотрено плановое техобслуживание, но силами сотрудников самой организации. Стоимость запчастей для этих целей была спрогнозирована на сумму 62 000 руб. Лишь в мае (во время праздников, чтобы избежать простоя оборудования) были запланированы крупные траты на эти цели с привлечением внешних специалистов;

• из пояснений главного механика следовало, что производственные задачи ООО «Транскапиталгрупп» не требовали переноса планового техобслуживания и ремонта на четыре месяца раньше. Причиной переноса стали финансовые трудности подрядчика, которому нужны были денежные средства для погашения кредита. В связи с давними деловыми связями главный механик решил пойти навстречу партнерам.

При этом он не учел тот факт, что ООО «Транскапиталгрупп» также кредитовалась в банках (овердрафтное кредитование) и также платила проценты за пользование кредитными средствами.

То есть если бы компания пошла навстречу партнеру в этой ситуации:

• она взяла бы на себя его кредитную нагрузку, так как с равным успехом могла не брать лишний кредит в сумме 301 000 руб., не платить проценты по нему;

• нанесла бы себе ущерб, остановив оборудование в неудобный период производственного календаря.

Объективные отклонения, принятые к исполнению на стадии заключения договора, проведения оплаты, учитывайте сразу (для анализа в будущем). Если реагировать так оперативно нет возможности, укажите причины отклонений при анализе отклонений факта от плана.

В ООО «Тауч» по окончания месяца проанализировали, как выполнен бюджет расходов на техническое обслуживание и ремонтные мероприятия за ноябрь текущего периода (табл. 2).



• приведены запланированные и фактические показатели;

• отображены виды работ;

• указаны подрядчики, с которыми уже заключен договор на техобслуживание и ремонт, а также подрядчики, с которыми планируется заключить договоры на основании предварительных переговоров.

Формальная экономия за период составляет 15 706 руб. Однако по факту есть перерасход средств в сумме 2644 руб. (3044 руб. – 400 руб.), так как экономия 18 350 руб. возникла всего лишь в связи с перераспределением расходов между периодами.

Анализируя расходы на ремонт, можно выяснить, какие виды ремонта, виды оборудования генерируют наибольшие показатели расходов. Такое сопоставление важно, чтобы понимать их обоснованности, провести углубленный анализ.

Читайте также:  КРАСНОБОРСКАЯ 29 РЕМОНТ ТЕХНИКИ

В ООО «Производственное предприятие Термотрон» в ходе анализа вывели удельные веса расходов на ремонт за прошедший год по каждому виду оборудования (табл. 3).



Наибольший удельный вес в общей величине расходов занимают расходы на ремонт линии Брайбанти — 82,3372 %. По этому же оборудованию и самый большой перерасход средств — 127 011 руб.

Финансисты детально изучили этот вопрос и выяснили, что год выпуска линии Брайбанти — 1985–1989 гг. (более точных данных нет). В 2002 г. был проведен капитальный ремонт (предположительно в Чехии, более точных данных нет), в дальнейшем оборудование было ввезено в Россию.

Длительная и интенсивная эксплуатация привела к существенному износу большого числа деталей. Техническая служба дала также заключение об отсталости технологии производства данной линии.

Новое технологическое оборудование может стоить в районе 2 500 000 руб. Ежегодный уровень расходов на ремонт данной линии примерно одинаков. То есть ежегодные расходы на ремонт составляют 31,24 % стоимости нового оборудования с НДС. Если учесть, что НДС будет отнесен на вычет при расчетах с бюджетом, то эта доля окажется существенно выше.

Стоит учесть и стоимость продажи эксплуатируемой линии или, если не удастся продать оборудование в целом, — стоимость запчастей. В этом случае экономический эффект от приобретения новой линии будет еще больше.

При таких обстоятельствах дальнейшая эксплуатация имеющейся линии Брайбанти нерентабельна из-за необходимости больших и неоправданных капиталовложений для поддержания этого оборудования в работоспособном состоянии. Целесообразно приобрести новую линию.

Как видим, на основании анализа расходов на ремонт можно выявлять оборудование, которое постоянно чинить нерационально, рентабельнее приобрести новое, более современное, технологичное, менее энергоемкое.

В ходе анализа также необходимо обращать внимание на недозагруженность и перегруженность оборудования. В первом случае нерациональное использование станков и агрегатов будет генерировать повышенные затраты компании на ремонт и обслуживание ненужных активов, во втором случае может страдать производительность.

ООО «Техгруппа» имеет следующие группы оборудования:

• оборудование группы А — производительность продукции А 20 т/сутки;

• оборудование группы В — производительность продукции В 10 т/сутки;

• оборудование группы С — производительность продукции С 5 т/сутки,

Оценим загруженности оборудования (табл. 4).



Исходя из норматива производительности и фактической производительности оборудования получим, что:

• оборудование группы А работает фактически на износ, перевыполнить норматив на 20 т/сутки можно только за счет безостановочной работы оборудования, т. е. игнорируются профилактические остановки агрегатов, необходимые остановки на очистку механизмов. А по факту необходимо приобретать еще одну единицу данного вида оборудования;

• оборудование группы В недозагружено. Можно или реализовать как минимум три единицы оборудования на сторону, или повысить планы производства;

• только оборудование группы С вкладывается в норматив производительности оборудования. По этой группе никаких изменений в количестве активов на настоящий момент не требуется.

Комплексный анализ расходов на техобслуживание и ремонт может снизить не только расходы по данной статье, но и сопутствующие расходы. Речь идет о заработной плате собственного технического персонала, отчислениях с нее.

Ведь работа техников также может быть пронормирована. Понятно, что поломки, их сложность, длительность ремонта могут быть разными, но при отсутствии непредвиденных ремонтов вполне реально пронормировать регламентные работы и понять, завышена или занижена в компании численность ремонтного персонала.

В ООО «Ковчег» в технической службе работают шесть механиков. Каждый в среднем может обслуживать одиннадцать-двенадцать единиц оборудования в месяц. При этом количество обслуживаемого оборудования — 62 единицы.

Можно сделать вывод, что для плановой работы может быть достаточно и пяти механиков, имеющих полную рабочую загрузку.

ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП»

Учет оборудования и нормативов в 1С:ТОИР
Учет и контроль показателей эксплуатации оборудования в 1С:ТОИР
Планирование технического обслуживания и ремонтов в 1С:ТОИР
Управление материально-техническим обеспечением технического обслуживания и ремонтов в 1С:ТОИР
Управление персоналом в 1С:ТОИР
Управление нарядами и работами в 1С:ТОИР
Управление документацией в 1С:ТОИР
Анализ эффективности технического обслуживания и ремонтов в 1С:ТОИР
Развитие экосистемы 1С:ТОИР КОРП
Приложение «Мобильная бригада»
«1С:RCM Управление надежностью»

Техническая диагностика.

Техническая
диагностика
– это область знаний, охватывающих
теорию, методы и средства, определение
технического состояния эксплуатируемой
техники.

Техническое
диагностирование
– процесс определения технического
состояния объектов.

Задачами технического
диагностирования являются: контроль и
прогнозирование технического состояния
объекта, а также поиск места и причины
его отказа.

Выполение
технического диагностирования позволяет:

Диагностирование
основывается на измерении параметров
технического состояния объекта и анализа
полученных результатов.

В общем случае
система диагностирования состоит из 3
элементов:

Каждый из элементов
имеет свои специфические особенности,
влияющие на систему диагностирования
и взаимодействия элементов.

Разделение объекта
на структурные единицы определяется
необходимостью использования различных
методов вследствие неодинаковых
значений показателей надежности,
диагностирования отдельных частей
объекта в различные моменты времени.

Состав технических
средств диагностирования зависит от
метода диагностирования.

В самом общем
случае оператор в системе диагностирования
выполняет следующие функции:

Планирование энергоснабжения

Для большинства процессов на предприятии, начиная с основного производства и заканчивая ремонтом оборудования, необходимо снабжение различными видами энергии. Эту задачу берет на себя энергетическое хозяйство предприятия. Назначение энергетического хозяйства — бесперебойное обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми видами энергетических услуг при минимальных затратах на содержание данной службы. Для этого ее усилия должны быть направлены на решение следующих задач:

получение со стороны энергии общепромышленного назначения и производство собственными силами отдельных ее видов;

организацию и планирование рационального потребления энергии всеми подразделениями предприятия;

надзор за правильной эксплуатацией энергетического оборудования, его техническим обслуживанием и ремонтом;

разработку и осуществление мероприятий по экономии энергоресурсов. Потребности предприятий в энергоресурсах обеспечиваются за счет трех источников:

централизованного снабжения, собственного производства энергии, использования вторичных энергоресурсов.

Основным источником в современных условиях является централизованное снабжение предприятия энергоресурсами общепромышленного назначения: электроэнергией, паром, горячей водой — от районных теплоэлектроцентралей, природным газом — от государственной сети газоснабжения, твердым и жидким топливом — в порядке поставок от предприятий топливодобывающих отраслей через систему договоров, заключенных с этими предприятиями. Собственное производство энергии силами самого предприятия организуется применительно к тем ее видам, централизованное обеспечение которыми либо технически невозможно, либо нерационально из-за утери его полезных свойств при передаче на большом расстоянии при значительной удаленности предприятия от источника централизованного обеспечения. Это относится к таким энергоносителям, как сжатый воздух, насыщенный пар и т.д.

Важная роль в организации рационального энергоснабжения принадлежит также использованию вторичных энергоресурсов на предприятиях: использование тепла печей для производства горячей воды, пара; вторичное использование пара, горячей воды для отопления помещений и хозяйственных нужд и т.д.

Рациональное использование энергетических ресурсов предполагает строгое нормирование их выработки и расхода. Разработка соответствующих норм ведется отделом главного энергетика для служб, вырабатывающих энергоресурсы для производственных цехов и других подразделений, расходующих энергию для производства основной продукции, инструмента, на хозяйственные нужды и т.д.

Планирование расхода энергии ведется отдельно по каждому виду ресурсов на основе норм их расхода и производственной программы на планируемый период. При этом рассчитывается потребность отдельно на основные и вспомогательные нужды. Учитываются также потери энергии в сетях.

Основными технологическими мероприятиями по рационализации использования энергии являются: интенсификация производственных процессов (скоростные режимы обработки), внедрение более совершенных технологий и техники производства.

В заключение следует отметить, что в настоящее время процесс технической подготовки производства стал тем элементом, которому необходимо уделять такое же серьезное внимание как бизнес-плану или другому процессу, связанному с организацией предприятия. Еще совсем недавно это было преимуществом различных конструкторских бюро и НИИ, которые разрабатывали технологии, не особо ориентируясь на рынок сбыта, условия производства и т.д. Это связано с тем, что с одной стороны, быстрыми темпами развивается мелкий и средний бизнес, а с другой стороны, — на отечественный рынок технологического оборудования пришли зарубежные производители, которые предложили широкий ассортимент различных технологических линий, включая их установку и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *