Техническое обслуживание вооружения и техники.
ТО и Р ВВТ. Технологический процесс ТО и Р ВВТ.
ТО и восстановление ВВТ общие положения.
Техническое обслуживание и восстановление, как обеспечивающий процесс, присутствует на всех этапах эксплуатации объектов ВВТ. Например, различают техническое обслуживание объектов ВВТ при их использовании и при хранении, отличающиеся между собой как видами технического обслуживания, так и объемами, периодичностью и технологической направленностью выполняемых работ.
Поддержание объекта ВВТ в установленной степени готовности его к использованию по назначению предусматривает выполнение как профилактических, так и восстановительных мероприятий на машинах. Потребность в этих мероприятиях обусловлена необходимостью компенсации снижения ресурса машины за счет расхода эксплуатационных материалов, старения и износа деталей, узлов.
При использовании объекта ВВТ по назначению проявляются в той или иной степени его боевые и эксплуатационно-технические свойства в ходе выполнения боевых или учебно-боевых задач. Поэтому использование можно рассматривать как основной этап эксплуатации, ради которого и создается объект ВВТ. В ходе использования реализуются потенциальные качества, заложенные в конструкцию объекта. При этом для обеспечения нормального режима работы всех агрегатов, систем и механизмов, а также выполнения требований безопасности необходимо соблюдать нормы и правила, изложенные в эксплуатационной документации.
В случае, когда нет надобности в использовании объекта ВВТ по назначению, или необходимо сохранить его ресурс в течение определенного промежутка времени, его ставят на хранение. В ходе хранения выполняют целый ряд (комплекс) специальных работ, направленных на исключение или снижение скорости коррозии и старения конструктивных устройств объекта ВВТ. Перед постановкой на хранение объекты ВВТ проходят специальную подготовку. Содержание на хранении должно быть таковым, чтобы в течение определенного срока объект ВВТ не потерял работоспособность или исправность.
В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержании свойств объекта согласно условиям его использования.
Вспомним эксплуатационные свойства. Основные эксплуатационные свойства объектов ВВТ: подготавливаемость, экономичность, обслуживаемость, эргономичность, приспособленность к эксплуатации в различных условиях, транспортабельность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность.
Подготавливаемость — это свойство объекта, характеризуемое способностью его приведения в состояние готовности к движению перед использованием или применению в конкретных условиях.
Подготавливаемость объектов улучшается конструктивным усовершенствованием при разработке и создании новых образцов, а также путем проведения технических мероприятий в процессе эксплуатации.
— трудоемкость и продолжительность КО перед выходом, чел-мин,мин;
Основным показателем подготавливаемости объекта является «продолжительность». Ее величина при параллельном выполнении работ и одинаковой загруженности членов экипажа вычисляется делением величины трудоемкости на число исполнителей (членов экипажа), а при неодинаковой загруженности она численно равна продолжительности выполнения работы наиболее занятым исполнителем (членом экипажа).
Обслуживаемость — это свойство объекта, характеризующее его потребность и приспособленность к проведению работ по техническому обслуживанию. Наиболее характерным оценочным показателем обслуживаемости является удельная суммарная продолжительность технического обслуживания. Сокращение трудозатрат достигается механизацией наиболее трудоемких работ, автоматизацией контроля потребности в обслуживании, сокращением ассортимента применяемых ГСМ и другими мероприятиями.
Периодичность и трудоемкость обслуживания объекта связаны с их эксплуатационной технологичностью. В качестве показателя эксплуатационной технологичности принято соотношение затрат времени на обслуживание на один час использования по назначению.
Наиболее характерными оценочными показателями обслуживаемости являются:
периодичность STOi и продолжительность tTOi выполнения основных видов ТО;
удельная суммарная продолжительность видов ТО за назначенный ресурс Туд;
Приспособленность к эксплуатации в различных условиях характеризуется возможностью реализации показателей, потенциально присущих объекту, в любых условиях его применения по назначению
К числу некоторых показателей, характеризующих приспособленность объекта к эксплуатации в различных условиях окружающей среды, относятся:
температура окружающей среды, при которой машина может двигаться на всех передачах, реализуя полную мощность двигателя;
периодичность обслуживания воздухоочистителей при различной запыленности воздуха.
Надежность комплексное свойство, которое в зависимости от назначения и условий применения объектов состоит из следующих свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Под предельным состоянием понимается такое состояние машины, при котором ее дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно.
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений и к восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Принятая система технического обслуживания направлена на обеспечение постоянной работоспособности узлов, систем и агрегатов, предупреждение преждевременных выходов их из строя. В то же время вследствие целого ряда причин конструктивного, производственного и эксплуатационного характера появляются отказы.
С наработкой потребное время на выполнение необходимого объема работ видов ТО увеличивается.
Трудоемкость устранения отказов в различных интервалах наработки также имеет тенденцию к возрастанию, которая объясняется не только возрастанием количества отказов с увеличением наработки, но и сложностью отказов, которые требуют больших трудозатрат на их устранение.
Необходимость выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в процессе применения ВВТ свидетельствует о том, что такие свойства, как обслуживаемость, безотказность и ремонтопригодность, не являясь в прямом смысле боевыми свойствами, тем не менее при оценке боевой эффективности объекта ВВТ должны быть поставлены в один ряд с боевыми, т. вопросы технического обслуживания и ремонта оказывают непосредственное влияние не только на подвижность объектов ВВТ, но и на эффективность их боевого использования в целом.
В процессе эксплуатации объектов ВВТ поддерживается и восстанавливается их качество.
Техническое обслуживание вооружения и техники.
Техническое обслуживание включает комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности вооружения и техники при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Оно осуществляется в целях обеспечения постоянной их готовности к использованию (боевому применению) и надежной работы в ходе выполнения поставленных задач. Проводится при подготовке, в ходе и после использования.
В целях поддержания вооружения и техники в высокой степени готовности техническое обслуживание всех его составных частей совмещается по месту и времени.
Объем и порядок выполнения работ установленных видов технического обслуживания, периодичность их проведения определяются техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации каждой марки машин.
Для проведения технического обслуживания и проверки состояния машин всех групп в целях поддержания их в постоянной боевой готовности в воинских частях ежемесячно проводятся парковая неделя и не менее двух парковых дней (кроме парково-хозяйственных дней и времени, выделяемого на проведение номерных, сезонного и регламентированного технических обслуживаний).
Парковые недели, парковые дни проводятся под руководством командиров воинских частей с привлечением всего личного состава.
Парковые недели (6 дней) и парковые дни предусматриваются планом боевой подготовки воинской части и расписаниями занятий подразделений. В воинской части и подразделении составляется план проведения парковой недели. В процессе их проведения работы ежедневно планируются в объеме полного учебного дня.
В парковые недели, парковые дни личный состав подразделений обслуживания и ремонта воинских частей может привлекаться только для оказания помощи экипажам (механикам-водителям, водителям или личному составу, закрепленным за машинами) в обслуживании и ремонте машин.
Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
111. Содержание в исправности и своевременное техническое обслуживание вооружения и военной техники являются одним из важнейших условий боевой готовности соединения (воинской части).
Оно включает уход, техническое обслуживание, замену (освежение) шин, аккумуляторных батарей, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, а также опробование, переконсервацию и контроль содержания вооружения и военной техники в процессе эксплуатации.
112. Техническое обслуживание вооружения и военной техники включает:
контроль за укомплектованностью образцов вооружения и военной техники;
пополнение боекомплекта образцов вооружения и военной техники, имеющего боеукладку;
диагностирование образцов вооружения и военной техники в целом или его агрегатов, систем и механизмов, их настройку, регулирование и при необходимости ремонт;
заправку (дозаправку) горючим, маслами и специальными жидкостями;
смазку деталей, узлов и механизмов, замену фильтров;
поверку средств измерения и контроля;
техническое освидетельствование объектов котло- и энергонадзора;
устранение выявленных неисправностей.
113. Своевременное и качественное техническое обслуживание вооружения и военной техники возлагается на командиров соединений (воинских частей) и подразделений. Согласно установленной периодичности они выделяют время для его проведения.
Техническое обслуживание вооружения и военной техники организуют заместитель командира соединения (воинской части) по вооружению (авиационно-технической службы) — начальник технической части и заместитель командира соединения (воинской части) — начальник тыла, а также начальники родов войск и служб, в ведении которых находятся вооружение и военная техника.
Работа по техническому обслуживанию вооружения и военной техники производится расчетами, экипажами, водителями, ответственными за эксплуатацию и хранение должностными лицами с участием специалистов по техническому обслуживанию вооружения и военной техники ремонтных подразделений.
114. Техническое обслуживание вооружения и военной техники осуществляется: после учений и занятий; во время, отведенное распорядком дня на обслуживание вооружения и военной техники; при проведении парково-хозяйственных, парковых дней; при проведении очередных номерных обслуживаний и работ по подготовке образцов вооружения и военной техники к хранению и эксплуатации в весенне-летний или осенне-зимний периоды, а также в ходе годовых осмотров вооружения и военной техники, находящейся на длительном хранении.
Организация технического обслуживания и ремонта вооружения
Техническое обслуживание вооружения заключается в обяза- тельном и своевременном проведении работ по проверке его исп- равности (или функционирования) и уходу за ним в объеме, пре- дусмотренном для предупреждения возникновения отказов и неисправностей и уменьшения изнашивания деталей, узлов, агре- гатов и механизмов.
Система технического обслуживания — планово-предупреди- тельная, т. техническое обслуживание проводится в обязатель- ном порядке в заранее установленные сроки (после определенно- го пробега или работы в часах (циклах) или числа пусков).
Работы по обслуживанию вооружения подразделяются на кон- трольные осмотры, ежедневное техническое обслуживание, тех- ническое обслуживание № 1 и 2, сезонное обслуживание.
Контрольный осмотр (КО)проводится перед выходом машин из парка, перед выполнением боевых учебных стрельб, перед боем и на привалах при совершении марша.
При КО проводятся практические работы по проверке рабо- тоспособности (функционирования) вооружения, проверке крепления элементов вооружения, наличия возимого ЗИП, ка- чества и полноты боекомплекта, заправки эксплуатационными материалами.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)проводится после возвращения машины в парк после стрельб, на марше после су- точного перехода, в перерывах между боевыми действиями.
ЕТО проводится для подготовки вооружения к использованию путем пополнения израсходованных материалов и боеприпасов, проверки наличия, крепления и работоспособности основных конструктивных элементов вооружения и его ЗИП, а также вы- полнения при необходимости специальных работ. Объем работ по ЕТО включает работы КО.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1)проводится для подго- товки вооружения к использованию и обеспечения его безотказ- ной работы в пределах назначенной наработки. Для этого выпол няются все работы ЕТО и дополнительно осуществляется проверка исправности основных конструктивных элементов воо- ружения.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2)предусматривает работы по ТО-1и дополнительные работы по углубленной проверке исп- равности всех конструктивных элементов вооружения. При необ- ходимости проводится восстановление параметров вооружения и его технического состояния (например, эксплуатационных харак- теристик стабилизатора).
Сезонное обслуживаниевооружения проводится два раза в год для подготовки его к весенне-летнему и осенне-зимнему перио- дам эксплуатации. Оно заключается в выполнении очередного технического обслуживания ТО-1или ТО-2 и ряда дополнитель- ных работ. Перевод вооружения и техники с одного периода эксп- луатации на другой производится с наступлением устойчивой температуры воздуха соответственно ниже или выше +5 °С. Дата перехода с одного периода на другой объявляется приказом по во- инской части.
Оформление результатов ТО-1 и ТО-2. Результаты ТО-1и ТО-2 машины и ее вооружения заносятся в формуляр, который являет- ся основным документом, отражающим техническое состояние, эксплуатацию, хранение и ремонт машины и ее вооружения. В формуляр машины заносятся также данные по учету стрельб из пушки и пулеметов и данные по учету моточасов работы прибо- ров управления огнем. Отметки в формуляре скрепляются подпи- сью командира роты. Формуляры машин, поставленных на длите- льное хранение, находятся в батальоне вместе с карточками хранения, формуляры остальных машин — в роте. В военное вре- мя формуляры хранятся в машинах.
Техническое обслуживание стрелкового оружия(объединенное КО и ЕТО для бронетанковой техники) проводится при подготов- ке к стрельбе, немедленно после стрельбы, нарядов и занятий, ежедневно в боевой обстановке и не реже одного раза в семь дней, если оружие не применяется. ТО-1проводится при поступлении оружия в воинскую часть, после учений или не реже одного раза в два-три месяца. При этом производится проверка всех узлов ору- жия на функционирование с заменой износившихся деталей за- пасными. ТО-2 проводится один раз в три-четыре месяца, а ору- жия, находящегося на длительном хранении, один раз в пять лет с полной дефектацией деталей оружия.
При проведении обслуживания (уходе) пулемет и гранатомет (а также такие сложные части пушки, как затвор) могут разбира- ться с последующей сборкой. Различают два вида разборки: не- полную и полную. Неполная разборка производится для чистки, осмотра и смазки перед стрельбой и после стрельбы, полная раз- борка — для чистки, осмотра и смазки при сильном загрязнении, после дегазации и дезактивации, при получении и постановке на длительное хранение.
Ремонтомназывается комплекс работ для поддержания и вос- становления исправности или работоспособности вооружения. В зависимости от сложности и трудоемкости ремонта установле- ны следующие его виды: текущий и капитальный.
Текущим ремонтомназывается ремонт, осуществляемый в про- цессе эксплуатации путем замены и восстановления отдельных частей изделий и проведения регулировочных работ. Текущий ре- монт с устранением небольших повреждений производится на месте экипажами (расчетами) или ремонтными подразделениями ремонтной роты в воинских частях и отдельного ремонтно-вос- становительного батальона в соединениях с обязательным при- влечением к работе экипажей (расчетов). Если ремонт или тех- ническое обслуживание производится в подразделении с привле- чением ремонтных органов, то техническое руководство осущест- вляется командиром подразделения.
Начальник ремонтного органа воинской части производит прием вооружения в ремонт под расписку в книге учета материа- льных средств, выданных во временное пользование, а о прове- денных работах делает записи в формулярах (паспортах).
Продолжительность ремонта стрелкового оружия не должна превышать трех суток. Отремонтированное оружие должно быть возвращено подразделению сразу после ремонта.
Выдача вооружения воинской части производится начальни- ком ремонтного органа под расписку приемщика, сдавшего воо- ружение в ремонт, в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование. Приемщик должен сверить записи о ремонте в книге учета ремонта с фактически выполненным объе- мом работ, проверить качество ремонта, правильность записей в
формулярах (паспортах), сверить по номерам стрелковое оружие и после этого расписаться в указанной книге.
При ведении боевых действий ремонт и техническое обслужи- вание вооружения ремонтными органами воинских частей и сое- динений организуются в соответствии с планом технического обеспечения. Ремонт производится в местах выхода его из строя, в ближайших укрытиях или в районе развертывания ремонтных органов.
Для поддержания высокой боеспособности воинских частей и обеспечения непрерывного ведения ими боевых действий в пер- вую очередь ремонтируется вооружение, необходимое воинской части для выполнения боевой задачи, а также вооружение, кото- рое может быть отремонтировано в кратчайший срок. Основной метод ремонта агрегатный, так как ремонт путем замены агрега- тов резко сокращает время восстановления вооружения.
Капитальным ремонтомназывается ремонт, осуществляемый в целях восстановления неисправности и полного или близкого к нему технического ресурса изделия с заменой и восстановлением любых его частей и их регулировкой. Капитальный ремонт воору- жения производится в стационарных (окружного и центрального подчинения) ремонтных органах. Капитальный ремонт, если это не связано с боевыми повреждениями, является плановым в отли- чие от текущего, который выполняется по мере необходимости.
Вооружение, отправляемое в ремонт, должно быть укомплек- товано, проверено на безопасность при транспортировании и должно иметь необходимую документацию. Снимать с отправляе- мого в ремонт вооружения какие-либо детали, узлы, приборы и агрегаты и подменять их другими образцами запрещается.
Как показал опыт Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, четко организованные техническое обслуживание и ремонт дают возможность быстро и в значительной мере восста- навливать боеспособность воинских частей и подразделений.