Основные требования техники безопасности при ремонте автомобилей

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Ролик по технике безопасности для механиков сервисных Компаний

https://youtube.com/watch?v=OVKZVuJZf7Y%3Ffeature%3Doembed

Ролик по технике безопасности для механиков сервисных Компаний

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.

Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».

При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.

Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.

Запрещается

  • поднимать автомобиль за буксирные крюки;
  • работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
  • ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.

При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.

При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.

Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.

Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.

Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.

Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.

Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.

Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.

Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.

Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

Проверка технического состояния автомобилей и агрегатов

Техническое состояние автомобиля и его агрегатов следует проверять в основном при неработающем двигателе и заторможенных колесах, за исключением опробования тормозов, проверки работы систем питания и зажигания.

При осмотре допускается пользоваться переносной лампой с предохранительной сеткой на напряжение не выше 42 В. Если работа производится в осмотровой канаве, то переносная лампа должна быть напряжением не выше 12 В.

Для испытания тормозной системы на стенде необходимо с целью исключения самопроизвольного скатывания автомобилей с валиков стенда закреплять его цепью или тросом. Испытывают тормозную систему на ходу на площадке с твердым, сухим, ровным, обеспечивающим хорошее сцепление покрытием. Регулировать тормозную систему допускается только после полной остановки автомобиля и при выключенном двигателе. После регулировки водителю следует убедиться, что лица, проводившие регулировку, находятся в безопасной зоне, и лишь после этого можно запускать двигатель и трогать автомобиль с места.

Требования безопасности при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей

К управлению, техническому обслуживанию и ремонту газобаллонных автомобилей допускаются водители и ремонтные рабочие, обязательно прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума в объеме 40 ч. Программа предусматривает доведение до обучаемых необходимых сведений и данных об устройстве газобаллонных автомобилей, правил охраны труда.

Сжатый нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ) пожароопасны, а в смеси с воздухом при определенном соотношении количества их паров и количества воздуха — взрывоопасны.

Свойства сжиженного и сжатого газов обусловливают необходимость соблюдения при эксплуатации и ремонте газобаллонных автомобилей определенных правил.

Запрещается эксплуатация, а также постановка автомобиля на стоянку с утечкой газа и другими неисправностями аппаратуры. Такие неисправности должны быть немедленно устранены квалифицированными специалистами в оборудованных для этой цели цехах.

К эксплуатации допускаются только баллоны, своевременно прошедшие испытания. Испытанию подвергаются также корпус редуктора, редуктор в сборе, вентили и предохранительный клапан.

Газовые баллоны для хранения СПГ должны быть окрашены масляной краской красного цвета, иметь обозначение параметров (объем, предельное давление), надпись «Огнеопасно» и клеймо с датой последнего и последующего испытаний (проводятся 1 раз в 2 года). При необходимости проведения ремонта для устранения утечки газа выпуск газа осуществляется на специальном посту АТП для слива газа и дегазации газовых баллонов.

Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.

Перед пуском двигателя после длительной стоянки необходимо на несколько минут поднять капот, чтобы проветрить отсек двигателя, проверить состояние установленной на двигателе газовой аппаратуры и ее соединений.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники на октябрьской в орле

Для обеспечения безопасности при выполнении ТО газобаллонных автомобилей нужно соблюдать следующие правила.

После окончания работы надо обязательно проверять наружную герметичность газовых баллонов и внутреннюю герметичность расходных вентилей. Для этого автомобиль поступает на контрольный пост проверки его технического состояния, а затем на пост проверки герметичности газовой аппаратуры. Только при их исправности автомобиль направляется (через пост мойки) на последующие посты технического обслуживания газовой аппаратуры. Эти посты размещены в отдельном, специально оборудованном помещении с включенной приточно-вытяжной вентиляцией.

Регулировка системы питания и зажигания, проверка и ремонт газовой аппаратуры должны осуществляться в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. В целях исключения искрообразований не допускаются удары при отвертывании болтов, гаек, штуцеров во время ремонта газовой аппаратуры. Проверять электрооборудование на автомобиле следует при плотно закрытых вентилях.

По окончании обслуживания или ремонта газовой аппаратуры автомобиль переводят на общие посты или линии для обслуживания автомобиля в целом. При этом въезд, перемещение автомобиля по общим постам или линиям и выезд из помещения, в котором они расположены, должны осуществляться только при работе двигателя на бензине. Если на посту проверки герметичности газовой аппаратуры обнаружена неисправность (потеря герметичности) газового баллона СНГ, автомобиль направляется на пост слива газа.

После слива или выпуска газа нужно произвести дегазацию газовых баллонов или их арматуры. При необходимости ремонта с применением сварки должно быть получено соответствующее разрешение. После сварки требуется внеочередное освидетельствование баллонов. Перед сваркой, а также перед горячей сушкой или после окраски баллон следует продуть нейтральным газом (азотом).

В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле его следует тушить утлекислотными огнетушителями, песком или струей воды под давлением. Одновременно нужно закрыть расходный вентиль и увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее израсходовать газ из системы питания.

Сжиженный природный газ (СЖПГ). В процессе эксплуатации автомобили должны ежедневно подвергаться осмотру для проверки герметичности газовой аппаратуры и ее исправности на контрольных постах при выпуске на линию и приемке с линии. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры (в первую очередь ее негерметичность) должны устраняться квалифицированными работниками в цехах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры.

При запотевании наружной оболочки газового баллона (потеря вакуума в теплоизоляционной полости) агрегат подвергается ремонту на заводе-изготовителе.

Криогенный баллон, установленный на автомобиле, должен быть окрашен защитным лаком серого цвета, иметь табличку с указанием параметров и надпись «Метан». Очередное освидетельствование баллона в установленный срок производится 1 раз в 2 года.

Не разрешаются эксплуатация и въезд в производственные помещения автомобилей с неисправной газобаллонной арматурой при наличии в ней газа. Неисправные автомобили могут храниться на открытых площадках без навесов. В тех случаях, когда устранение утечки газа или другого дефекта требует ремонта или регулировки криогенного баллона, жидкий метан должен быть из баллона израсходован при работе двигателя или слит в баллоны других автомобилей, в цистерну газозаправщика или специальный криогенный сосуд общепромышленного назначения. Слив газа должен проводиться на заправочной площадке при участии штатного оператора или специально обученного ответственного лица.

Заправлять автомобили газовым топливом разрешается только от специального газозаправщика или от другого автомобиля на выделенной и оборудованной площадке. Заправку (слив) газа можно проводить только при неработающем двигателе. Зона заправки должна быть оборудована защитным бетонным валиком.

Запрещается наполнять криогенный баллон автомобиля в следующих случаях:

  • истек срок переосвидетельствования; имеются повреждения наружной оболочки баллона (трещины, вырывы металла, значительные вмятины, заметное изменение формы и т. д.);
  • отсутствует табличка с клеймом о прохождении освидетельствования;
  • при надлежащей окраске, отсутствии или неисправности контрольно-измерительной аппаратуры, потере вакуума в теплоизолирующем пространстве баллона, негерметичность в соединениях арматуры и контрольных приборов.

Пускать двигатель можно на топливе только одного вида: газе или бензине. В зимнее время при безгаражном хранении автомобилей и при низких температурах предварительный подогрев двигателя осуществляется с помощью горячей воды или пара. При температуре ниже -10 °С пуск и прогрев двигателя проводятся на бензине с последующим переходом на газовое топливо. Запрещается работа двигателя на смеси двух топлив — бензина и газа.

Для устранения ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях, а также нагреве газовых испарителей можно использовать горячую воду или пар. Запрещается пользоваться средствами подогрева с открытым пламенем.

При постановке автомобиля на длительную стоянку, а также при техническом обслуживании необходимо снизить давление в баллоне до атмосферного, используя вытяжную трубу на участке заправки, подключив дренажный шланг и открыв дренажный вентиль, закрыть вентили на баллоне, израсходовать газ из системы питания. Затем надо выключить зажигание и отключить аккумуляторную батарею. Запрещается ставить автомобиль на длительную стоянку с открытым вентилем на баллоне. Следует иметь в виду, что продолжительность стоянки автомобиля без выпуска газа через предохранительный клапан зависит от начального давления и от количества газа в баллоне.

Не разрешается ставить автомобиль на длительную стоянку с баллоном, наполненным жидким метаном, при неисправном предохранительном клапане.

Не разрешается закрывать линейный вентиль на баллоне после остановки двигателя. При этом необходимо выждать не менее 5 мин для испарения жидкого остатка метана в испарителе газовой системы питания автомобиля и автоматического удаления лишней массы газа обратно в криогенный бак через линейный вентиль и электромагнитные клапаны.

Ремонт и обслуживание газобаллонных автомобилей, работающих на газовом топливе, должны проводиться отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями и дизелями. При ремонте газовой аппаратуры необходимо проявлять осторожность с тем, чтобы не допускать искрообразования при отвертывании гаек, болтов, штуцеров.

Перед проверкой приборов электрооборудования на автомобиле нужно плотно закрыть все вентили и тщательно проверить пространство под капотом и в зоне расположения газового баллона.

Регулировать системы питания и зажигания автомобилей, работающих на СЖПГ, а также проверять и ремонтировать газовую аппаратуру следует в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует в соответствии с заводскими инструкциями.

Не разрешается ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе, пускать двигатель и работать при наличии утечек газа, останавливать газобаллонный автомобиль вблизи открытого пламени или подносить к автомобилю источники открытого пламени или освещения, пайки, проверки герметичности соединений газопроводов и арматуры, для этой цели следует использовать мыльную воду.

В случае возникновения пожара на автомобиле нужно выключить зажигание, отключить аккумуляторную батарею и закрыть все вентили на баллоне. Тушить пожар необходимо огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллон с газом следует обильно поливать холодной водой для исключения возможности повышения в нем давления.

В случае аварийной разгерметизации криогенного баллона, газовых трубопроводов или приборов, находящихся под давлением, срабатывания предохранительных клапанов в аварийном режиме нужно немедленно выключить зажигание, остановить автомобиль и закрыть расходный вентиль на баллоне. Затем необходимо принять меры, исключающие приток выходящего газа. После полного выхода газа в атмосферу и его улетучивания можно продолжать работу на бензине.

Следует иметь в виду, что жидкий метан, выходящий в виде газа, образует облако, стелящееся по земле и быстро улетучивающееся в атмосферу; жидкий метан, имеющий температуру -161,4 °С, интенсивно кипит на поверхности и также образует белое газовое облако.

Техника безопасности на СТО

  • Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов
  • Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО
  • Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
  • Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей
  • Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей
  • Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей
  • Законодательство и РД

Не только движение автомобильного транспорта по дорогам, но и нахождение в гараже или СТО на ремонте должно подчиняться правилам безопасности. Нормативные акты, регулирующие этот вопрос, помогают сохранить жизнь и здоровье сотрудников сервиса, а также целостность автомобиля. Подчиняться требованиям данных документов должны абсолютно все, кто участвует, так или иначе, в процессе обслуживания: механики, практиканты, водители легковых и грузовых машин.

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

При проведении диагностики:

  • Перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении.
  • При прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными.
  • Система диагностики устанавливается только специалистом.
  • Тормоза нужно проверять в месте, где нет других ТС и людей.

Работа сотрудника автосервиса

Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО

Если принято решение отремонтировать авто самостоятельно:

  • Нужно проверить инструменты, если они были получены на СТО.
  • Клемма «-» должна быть отключена при работе с электроникой. Это касается также мотоциклов и тракторов.
  • Если требуется запуск двигателя, нужно подсоединить выхлоп к вытяжке.

Важно! При работе должна выполняться техника безопасности на СТО.

Важно! Перед проведением техобслуживания необходимо помыть автомобиль.

При этом также стоит соблюдать определенные правила:

  • Автомобиль запрещено поливать из шланга, если поблизости находится электропроводка, электродвигатели и прочие электрические приборы.
  • Перед началом мойки нужно убедиться, что рядом с авто и в кабине отсутствуют люди.
  • Сотрудник мойки не имеет права отлучаться о пульта при работе моечного аппарата.
  • Мойщик обязан иметь водонепроницаемый костюм и средства индивидуальной защиты.
  • Заходить в помещение, где расположены приводы моечной машины, а также к пульту управления имеет право лишь сотрудник, который в приказном порядке наделен этими полномочиями.
  • Нельзя подходить к транспортному средству во время мойки, в особенности при обдуве поверхности воздухом, так как при этом можно травмироваться отлетающими кусочками грязи.

Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Важно! Сотрудника сервиса должны также выполнять правила охраны труда на СТО.

  • К рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере.
  • Все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте.
  • Организация обязана обеспечить условия труда в соответствии с принятыми нормами.
  • Ответственность за выполнение правил и норм безопасности несет руководитель, на его же плечи ложится обеспечение безопасности труда на производственном участке СТО.
  • Несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами.
  • Заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости.

Важно! Волосы обязательно должны быть спрятаны под головной убор, как у мужчин, так и у женщин.

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:

  • Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
  • Поднять машину на нужную высоту.
  • Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
  • Приступить к монтажным или ремонтным работам.
Читайте также:  Ремонт, установка бытовых приборов в Ореле

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:

  • При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
  • При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
  • При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:

  • Использовать его по назначению.
  • Не применять несправный инструмент.
  • В начале работы проверить его состояние.

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Поднятие авто с помощью домкрата

Законодательство и РД

Работа в автосервисах регламентируется в основном локальными актами:

  • Инструкции, основанные на правилах эксплуатации отдельных агрегатов и оборудования.
  • Правилами пожарной безопасности на производстве.
  • Приказами о назначении ответственных за соблюдение ТБ.

Ремонт автомобиля — ответственное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил безопасности. Это поможет избежать нанесения вреда здоровью сотрудников, но и сохранить состояние автомобиля.

https://youtube.com/watch?v=jidClAKnLWE%3Ffeature%3Doembed

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасной эксплуатации, ремонте, настройке, наладке, монтаже и установке персональных компьютеров.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Эксплуатация, ремонт, настройка, наладка, монтаж и установка персональных компьютеров (далее именуется – обслуживание ПК) — это работа повышенной опасности. К работникам, выполняющим эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда. 1.2. К выполнению работы по обслуживанию ПК допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе. 1.3. Работник, выполняющий обслуживание ПК (далее именуется – работник), должен пройти обучение и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках и получить (подтвердить) необходимую группу по электробезопасности, соответствующую характеру выполняемой работы. 1.4. Работник должен периодически, не реже одного раза в год, проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда и получать допуск к работам повышенной опасности. 1.5. Работник, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения им требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. 1.6. Работник, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: основы электротехники, электроники. Основные сведения о персональных компьютерах (далее – ПК), характеристики микросхем. Назначение, взаимодействие, устройство и работу элементов ПК. Устройство, принципиальные и монтажные схемы ПК. Методы и способы устранения неисправностей, проверки, настройки и ремонта всех типов ПК. Правила пользования контрольно-измерительными приборами, применяемыми при обслуживании ПК. Назначение и правила применения монтажно-регулировочного инструмента. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации. 1.7. Работник, допущенный к самостоятельной работе, должен уметь: выполнять разборку, чистку, ремонт, сборку, наладку ПК. Выявлять причины неисправностей и устранять их. 1.8. Для того чтобы работник был допущен к самостоятельной работе, он должен пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного работника. 1.9. Работник, показавший неудовлетворительные навыки и знания требований охраны труда при обслуживании ПК, к самостоятельной работе не допускается. 1.10. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. 1.11. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен. 1.12. Во время работы на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы: — перенапряжение зрительного анализатора при работе за экраном монитора; — длительное статическое напряжение мышц спины, шеи, рук и ног, что может привести к статическим перегрузкам работника; — электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; — электрическая дуга, например, при коротком замыкании; — острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности узлов, аппаратуры, инструмента; — недостаточная освещенность рабочей зоны. 1.13. Работнику следует помнить о том, что основная опасность поражения электрическим током заключается в том, что человек не способен своевременно обнаружить электрический ток до начала его воздействия и, следовательно, осознать реально имеющуюся опасность и применить защитные меры. 1.14. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах. 1.15. Работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям. 1.16. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих. 1.17. Работник, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой. 1.18. Для предупреждения возможности заболеваний, работнику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом. 1.19. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, подвергает серьезной опасности, как себя, так и окружающих, поэтому может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы работник должен надеть специальную одежду; при необходимости, подготовить средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. 2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений. 2.3. Прежде чем приступать к работе следует проверить состояние рабочего места; если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к наведению порядка. 2.4. Перед началом работы работник должен осмотреть инструмент, контрольно-измерительные приборы, переходные шнуры, переносной светильник (при необходимости), которые будут использоваться в работе, и убедиться в их исправности. 2.5. Рабочий инструмент (отвертки, плоскогубцы, кусачки и др.) должен иметь электрическую изоляцию на рукоятках, не имеющую механических повреждений; изоляционное покрытие рукояток инструмента должно плотно прилегать к металлическим частям инструмента и полностью изолировать ту его часть, которая во время работы находится в руке. 2.6. Предотвращение ошибочного включения напряжения может быть обеспечено такими мерами, как снятие предохранителей, установка между контактами изолирующих прокладок и т.п. 2.7. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочего места. 2.8. Перед началом работ работник должен ознакомиться с эксплуатационно-технической документацией по обслуживанию ПК. 2.9. Работник должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены. 2.10. Работник не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все работы работник должен выполнять в соответствии с эксплуатационно-технической документацией. 3.2. При обслуживании ПК работнику следует пользоваться только исправным инструментом. 3.3. Ручной монтажно-регулировочный инструмент с изолирующими ручками должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования. 3.4. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения. 3.5. Отвертка, в том числе длинная, диэлектрическая с металлическим жалом для обслуживания ПК, должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки или звездочки), зависящей от размера шлица в головке винта. 3.6. До начала работы по обслуживанию ПК работнику необходимо убедиться в соответствии номиналов предохранителей с напряжением питающей сети и в отсутствии замыкания в шнуре питания и его вилке. 3.7. Перед снятием защитного кожуха с ПК следует обесточить его и принять меры против ошибочного включения. 3.8. Обслуживать ПК под напряжением разрешается только в тех случаях, когда иначе выполнить работу невозможно; при этом работнику необходимо быть особенно внимательным во избежание прикосновения к токоведущим частям, работать следует одной рукой. 3.9. Во время обслуживания ПК, включенного в сеть работникам, не участвующим в обслуживании, находиться у рабочего места запрещается. 3.10. При обслуживании ПК необходимо установить его таким образом, чтобы смещение центра тяжести не привело к падению. 3.11. При обслуживании ПК работнику необходимо выполнять следующие ограничения: — нельзя включать ПК с помощью оголенных проводов без вилки в розетку; — запрещается производить обслуживание включенного в сеть ПК в непосредственной близости от заземленных конструкций, в помещениях с повышенной влажностью и в помещениях с токопроводящими полами; — запрещается иметь на одном рабочем столе два включенных в сеть ПК со снятыми защитными кожухами; — запрещается производить прозвонку и другие операции, выполняемые двумя руками в ПК без предварительного отключения его от электрической сети; — не следует пользоваться защитными средствами, срок испытания которых истек. 3.12. Работник, работающий ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов: I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт; II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию; III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением. 3.13. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным кабелем (шнуром) со штепсельной вилкой. 3.14. Кабель в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента, и выступать из них на длину не менее пяти диаметров кабеля. 3.15. Во время работы кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами. 3.16. При пользовании электроинструментом, его кабель не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз. 3.17. Во время работы работнику следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.

Читайте также:  Пожарная машина обслуживается и ремонтируется при соблюдении правил техники безопасности

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону. 4.2. При обнаружении в процессе работы неисправностей применяемого инструмента или оборудования работу следует немедленно прекратить и сообщить об этом своему непосредственному руководителю. Продолжать работу с использованием неисправного инструмента или оборудования не разрешается. 4.3. При несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся. 4.4. Работник должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале. 4.5. Оказывая первую помощь при ранении, необходимо соблюдать следующие правила: — нельзя промывать рану водой или даже каким-либо лекарственным препаратом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи; — нужно осторожно снять грязь с кожи вокруг раны, очищая рану от краев наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок кожи нужно смазать йодом и наложить повязку. 4.6. Для оказания первой помощи при ранении необходимо вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет. 4.7. При наложении перевязочного материала не следует касаться руками той его части, которая должна быть наложена непосредственно на рану; если перевязочного пакета почему-либо не оказалось, то для перевязки можно использовать чистый платок, чистую ткань и т.п.; накладывать вату непосредственно на рану нельзя. 4.8. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, нужно накапать несколько капель йода, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану; оказывающий помощь должен вымыть руки или смазать пальцы йодом; прикасаться к самой ране даже вымытыми руками не допускается. 4.9. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму, используя медикаменты и перевязочные материалы, которые должны храниться в аптечке. 4.10. Аптечка должна быть укомплектована перевязочными материалами и медикаментами, у которых не истек срок реализации; аптечка должна находиться на видном и доступном месте. 4.11. Если произошла травма вследствие воздействия электрического тока, то меры оказания первой помощи зависят от состояния, в котором находится пострадавший после освобождения его от действия электрического тока: — если пострадавший находится в сознании, но до этого был в состоянии обморока, его следует уложить в удобное положение и до прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно наблюдая за дыханием и пульсом; ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться; — если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, его следует удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и обеспечить полный покой; — если пострадавший плохо дышит (очень редко и судорожно), ему следует делать искусственное дыхание и массаж сердца; при отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхания и пульса) нельзя считать его мертвым, искусственное дыхание следует производить непрерывно как до, так и после прибытия врача; вопрос о бесцельности дальнейшего проведения искусственного дыхания решает врач. 4.12. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101. 4.13. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы работник должен выключить обслуживаемый ПК, измерительные приборы, электроинструмент, убрать рабочее место, смести со стола остатки мусора щеткой или ветошью; сметать мусор руками не следует. 5.2. Использованные во время работы и при уборке тряпки, ветошь следует сложить в специально отведенное для этого место. 5.3. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку. 5.4. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента и оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю. 5.5. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.

Слив масла и воды
из агрегатов автомобиля производить
только в специальную тару.

Случайно пролитое
на пол масло или оброненный солидол
немедленно засыпать опилками или сухим
песком и собрать в специально отведенное
место.

При производстве
сварочных работ бензобаки закрывать
асбестовыми чехлами.

Влезать под
автомобиль и вылезать из-под него
только со стороны противоположной
проезду. Работая под автомобилем,
размещаться между колесами вдоль
машины.

При работе лежа
под автомобилем использовать лежаки
или решетчатые тележки, снабженные
для удобства пользования подголовниками,
а также надеть защитные очки.

Не работать под
автомобилем, находящимся на наклонной
плоскости. В случае крайней необходимости
принять меры, обеспечивающие безопасность
работы; затормозить автомобиль и
включить низшую передачу, подложить
надежные подкладки под колеса, ключ
от замка зажигания убрать, а кабину
закрыть.

Не работать и не
находиться под автомобилем, висящем
на тросе грузоподъемного механизма.

При снятии и
установке агрегатов (задние и передние
мосты, рессоры колеса и т.п.) установить
раму автомобиля на специальные
металлические козлы, а под колеса
автомобиля подложить клинья. Подкладывать
кирпичи, обрезки дерева и другие
случайные предметы под раму автомобиля
или под козлы запрещается. Пользоваться
только специальными деревянными
подкладками.

При подъеме и
установке автомобиля на домкрат
устанавливать его только на твердый
грунт. В случае необходимости установки
домкрата на рыхлой или вязкой почве
под домкрат подкладывать специальные
доски, обеспечивающие его устойчивое
положение.

Не работать и не
находиться под автомобилем, если
последний стоит на домкрате без
специальных страхующих подставок.

При работе
пользоваться только исправным
инструментом и приспособлениями.
Слесарный инструмент содержать в сухом
и чистом состоянии.

Использованный
обтирочный материал собирать в
специально установленные металлические
ящики с крышками.

Если руки или
спец. одежда смочены бензином, не
подходить к открытому огню, не курить
и не зажигать спичек.

Накачку шин сжатым
воздухом производить только в специальном
ограждении (клети), при этом убедиться
в том, что запорное кольцо полностью
легло в замковый паз диска. Накачка
шин сжатым воздухом вне ограждения
запрещается.

Для подъема,
снятия, установки и транспортирования
тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов,
узлов и деталей автомобиля использовать
исправные подъемно-транспортные
механизмы с вспомогательными
приспособлениями.

При работе с
электротельфером, кран-балкой выполнять
инструкцию по технике безопасности
для лиц, пользующихся грузоподъемными
машинами, управляемыми с пола.

При работе с
переносной электродрелью, гайковертом,
шлифовальной машиной соблюдать
инструкцию по технике безопасности
для работающих с электроинструментом.

Работая шлифовальной
или сверлильной машинками, а также
гайковертом, строго соблюдать инструкцию
по безопасной работе с ручным
пневматическим инструментом.

Перед тем как
начать работу по ремонту автомобиля,
установленного на смотровой канаве,
необходимо:

  • проверить
    правильность установки колес по
    отношению направляющих.
  • Поставить на
    тормоза или подложить под колеса
    распорные подкладки.
  • Убедиться в
    наличии свободного доступа в канаву,
    исправности лестницы и напольной
    решетки в канаве.

Находясь в
смотровой канаве, осмотр и ремонт
автомобиля производить в защитных
очках.

Замену рессор
производить только после их разгрузки
и установке козелков под раму автомобиля.
Проверку совпадения отверстия ушка
рессоры и серьги производить только
с помощью бородка или оправки (не
пальцем).

При разборке и
сборке рессор пользоваться только
специальными слесарными инструментами,
зажимными приспособлениями.

При снятии
отдельных агрегатов и деталей, требующих
физических усилий, а также при неудобствах
в работе, связанных со съемом агрегатов
и деталей, применять приспособления
(съемники), обеспечивающие безопасность
работы.

Работая молотком
или кувалдой, принять все меры, чтобы
не травмировать себя и людей, находящихся
рядом.

Не допускать
людей и не находиться самому под
поднятым кузовом автомобиля без
установки специальных подставок,
предохраняющих кузов от опускания.
Применять вместо специальных подставок
случайные предметы (ломы, куски металла
и др.) запрещается.

Работая у верстака,
следить за тем, чтобы поверхность его
была гладкой, обитой листовой сталью,
не имела заусенец.

При рубке, чеканке
и других подобных работах необходимо
надевать защитные очки. Для защиты
окружающих людей от отлетающих частиц
металла на верстаке должны быть
поставлены предохранительные сетки
или щиты высотой не менее 1 м.

Пыль и стружку с
верстака, оборудования сметать щеткой
или сметкой. Сдувать пыль и стружку
сжатым воздухом или убирать стружку
голой рукой запрещается.

При работе на
сверлильном станке соблюдать требования,
изложенные в инструкции по безопасной
обработке металлов на сверлильных
станках.

Работая на
наждачном точиле, во избежание ранения
глаз пользоваться защитным экраном
или надевать защитные очки. Следить,
чтобы зазор между абразивным кругом
и подручником был не более 3 мм, а
подручник надежно закреплен. Затачиваемую
деталь или инструмент плотно прижать
к подручнику и плавно подводить к
абразивному кругу.

Не производить
ремонта или исправления отдельных
частей автомобиля, находящихся в
движении, а также не находиться под
автомобилем при работающем двигателе.

При работе вблизи
крыльчатки вентилятора во избежание
несчастного случая снять с него
приводной ремень.

Выполняя работу
совместно с несколькими лицами,
согласовывать действия с товарищами
по работе.

При пуске двигателя
(в случае необходимости) при открытом
капоте не допускать, чтобы люди
находились в непосредственной близости
от двигателя.

При запуске
двигателя держать заводную рукоятку
так, чтобы все пальцы руки обхватывали
эту рукоятку с одной стороны.

При обкатке
двигателя на стенде не производить
никаких исправлений и не касаться
вращающихся частей двигателя.

Во избежание
создания загазованности воздуха не
допускать продолжительную (более 5
минут) работу двигателя в закрытом
невентилируемом помещении.

Не храните на
рабочем месте легковоспламеняющуюся
жидкость и обтирочный промасленный
материал.

Для перегонки
автомобиля на стоянку и проверки
тормозов на ходу вызвать дежурного
или основного водителя.

В случае
возникновения пожара немедленно
сообщить в пожарную охрану и приступить
к тушению огня местными средствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *