Ремонт и техническое обслуживание в полевых условиях
10.564. Для проведения технического обслуживания машинно-тракторных агрегатов должна быть выделена автопередвижная мастерская или оборудованная необходимым инструментом и приспособлениями специальная автомашина.
10.565. Пункты технического обслуживания машин в хозяйствах должны соответствовать руководству по организации технического обслуживания машинно-тракторного парка.
10.566. Ответственным за технику безопасности при техническом обслуживании машин является мастер-наладчик.
10.567. Мастер-наладчик должен пройти инструктаж по технике безопасности по всем видам выполняемых им работ и по пожарной безопасности.
10.568. Инструмент и приспособления для технического обслуживания машин должны быть исправными, соответствовать требованиям раздела «Организация рабочих мест, инструмент, оборудование и приспособления» и обеспечивать безопасность выполнения работ.
10.569. Накачивать шины без периодической проверки давления в процессе накачки запрещается.
10.570. Лица, ответственные за технику безопасности при техническом обслуживании и ремонте, обязаны:
10.570.1. Не допускать обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и самоходных машин, находящихся в движении.
10.570.2. Следить за исправным состоянием передвижных средств технического обслуживания и оборудования, а также за наличием и исправностью всех предусмотренных правилами техники безопасности предохранительных устройств, ограждений и средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда на соответствующем участке работы.
10.570.3. Определять безопасные маршруты движения передвижных средств технического обслуживания к месту работы.
10.571. Техническое обслуживание машин в полевых условиях проводится в светлое время суток. Допускается проведение технического обслуживания в ночное время при условии достаточного искусственного освещения. В этом случае работы выполняются не менее чем двумя работниками.
10.572. Все операции технического обслуживания, за исключением операций, оговариваемых заводскими инструкциями по эксплуатации, выполняются при остановленной машине, неработающем двигателе и выключенном вале отбора мощности.
10.573. При техническом обслуживании навесные машины и орудия опускаются на землю, педаль тормоза трактора устанавливают в заторможенное положение и блокируют защелкой.
10.574. Агрегат технического обслуживания размещается на горизонтальной площадке в наиболее удобном по отношению к обслуживаемой машине месте, затормаживается и заземляется.
10.575. Перед выполнением операций технического обслуживания и ремонта детали, узлы и агрегаты очищают от растительных остатков и масляных загрязнений.
10.576. При очистке машин сжатым воздухом следует пользоваться защитными очками и респиратором, а струю воздуха направлять от себя.
10.577. Перед поддомкрачиванием машину или орудие размещают на ровной горизонтальной площадке. Под основание домкрата укладывают деревянные подкладки размером, не допускающим утопание домкрата в грунт. Рядом с домкратом устанавливают надежную подставку, обеспечивающую устойчивость машины или орудия.
10.578. Присоединение передвижной электросварочной установки к буксирному устройству передвижной ремонтной мастерской проводят подтягиванием ее. Подъезжать автомастерской задним ходом к сварочной установке не разрешается.
10.579. При переводе электросварочного агрегата в рабочее состояние его заземляют, фиксируют раму опорой, а под колеса подкладывают противооткатные башмаки.
10.580.1. Работать с неисправной лебедкой грузоподъемного устройства.
10.580.2. Устанавливать и перевозить в кузове мастерской ацетиленовые генераторы в заряженном состоянии.
10.580.3. Вносить изменения в схемы электрооборудования мастерской.
10.580.4. Пользоваться открытым огнем в мастерской.
10.580.5. Откручивать и подтягивать штуцера и гайки маслопроводов и шлангов при поднятом сельскохозяйственном орудии, а также при работающем двигателе машины.
10.580.6. Пользоваться случайными подставками.
10.580.7. Во время испытания отдельных узлов и механизмов комбайнов находиться в зоне воздушного потока измельчителей.
10.580.8. Работать на заправочном агрегате без заземления и предусмотренных средств пожаротушения.
10.580.9. Отходить от заправочного агрегата до окончания заполнения его емкостей нефтепродуктами, а также до окончания заправки обслуживаемой машины.
10.580.10. Снимать крышку бункера солидолонагнетателя, не убедившись в отсутствии в нем избыточного давления.
10.580.11. Применять канаты, тросы и цепи, не прошедшие испытаний, для буксировки неисправных машин и орудий.
10.580.12. Сливать горячую воду и масла из систем при работающем двигателе.
10.581. В передвижной ремонтной мастерской допускается:
10.581.1. Перевозить газовые баллоны, установленные и закрепленные в специальном приспособлении.
10.581.2. Перевозить ацетиленовый генератор в очищенном и закрепленном состоянии.
10.581.3. Поднимать груз массой свыше 500 кг только с использованием опорного устройства.
10.582. К обслуживанию и ремонту машин, используемых на работах с применением пестицидов, допускаются лица, изучившие меры безопасности при обращении с пестицидами.
10.583. Работы под машинами проводятся на специальном настиле или брезенте.
10.584. При замене лемехов плуга под полевые доски переднего и заднего корпусов подкладывают прочные деревянные подкладки.
10.585. Замену ножей режущих аппаратов проводят вдвоем с применением рукавиц.
10.586. К ремонту и техническому обслуживанию платформ в поднятом состоянии следует приступать после установки упора.
10.587. Буксировку неисправных тракторов и самоходных машин с поля в ремонтные мастерские проводят на сцепке или путем частичной погрузки на платформу или специальное подъемное опорное устройство буксирующего трактора согласно Правилам дорожного движения и пунктам 10.13 — 10.22 настоящих Правил.
Ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники в ремонтных мастерских и на ремонтных предприятиях. Общие требования безопасности
10.1. Техническое обслуживание и ремонт машин проводить только при неработающем двигателе, за исключением операций, требующих его работы.
10.2. Установка машин на осмотровую канаву или подъемную платформу разрешается лицам, имеющим удостоверение тракториста-машиниста (водителя), под руководством инженерно-технического работника (мастера-наладчика).
10.3. При обслуживании машин на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на механизме или пульте его управления должна быть вывешена табличка с надписью «Не включать! Под машиной работают люди!».
10.4. При ремонте и обслуживании машин с высоким расположением узлов и деталей рабочие места должны быть оборудованы помостами или лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм. Применять приставные лестницы запрещается.
10.5. Снятие, транспортировку, установку узлов и агрегатов массой более 20 кг следует производить при помощи подъемно-транспортных механизмов.
10.6. На участках, где невозможно использование подъемно-транспортных механизмов, транспортирование должно производиться с использованием тележек, которые оборудуются стойками и упорами, предохраняющими грузы от самопроизвольного перемещения.
10.7. Под колеса машины, установленной для ремонта или технического обслуживания, в целях предупреждения ее самопередвижения необходимо подложить противооткатные башмаки, включить передачу, ручной тормоз, выключить зажигание и перекрыть подачу топлива.
10.8. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующих работы двигателя машины, выхлопная труба должна быть присоединена к вытяжным средствам, а при их отсутствии приняты меры по удалению из помещения отработавших газов.
10.9. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, подачу топлива, поставить рычаг переключения передачи в нейтральное положение, освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.
10.10. Перед снятием двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора, топливного бака и других агрегатов и деталей, связанных с системами охлаждения, смазки и питания двигателя, необходимо предварительно слить масло, охлаждающую жидкость и топливо в специальные резервуары, не допуская пролива жидкостей.
10.11. В процессе ремонта должны восстанавливаться узлы и детали, влияющие на безопасность труда:
10.11.1. Каркасы и панели кабин, их уплотнители, шумовиброзащита.
10.11.2. Контрольно-измерительные и осветительные приборы.
10.11.3. Система тормозов.
10.11.4. Блокировка запуска двигателя.
10.11.5. Защитные ограждения, защитные кожухи карданных валов.
10.11.6. Удаляются масляно-грязевые пленки с внутренних панелей кабин.
10.12.1. Выполнять какие-либо работы на машине, вывешенной только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.).
10.12.2. Устанавливать машину вместо специальных подставок на случайные предметы.
10.12.3. Снимать и ставить рессоры на машинах (прицепах) всех конструкций и типов без надежных подставок.
10.12.4. Снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты и узлы при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.
Ремонты
крупного карьерного оборудования
выполняют непосредственно на месте его
работы. При капитальном ремонте разбирают
частично на сборочные единицы и агрегаты,
которые при необходимости транспортируют
на ремонтное предприятие для ремонта.
После ремонта их возвращают на площадку,
где ведут общую сборку машины. Ремонт
металлоконструкций выполняют на месте.
На
продолжительность и качество ремонтных
работ оказывает большое влияние
оборудование ремонтной площадки,
оснащение ее подъемно-транспортными и
технологическими средствами.
Ремонтная
площадка сооружается для проведения
капитального и текущего ремонтов при
отсутствии или занятости постоянной
монтажной площадки. Она должна находиться
как можно ближе к месту работы машины.
От места ремонта до ремонтной площадки
машина передвигается своим ходом по
специально подготовленной трассе.
Площадка
должна размещаться на целике и иметь
ровное и плотное покрытие из гравия или
щебня толщиной 100 – 200 мм с последующей
трамбовкой. Иногда площадку покрывают
бетонными плитами. На каменноугольных
уступах ремонтная площадка не имеет
покрытия. Уклон площадки для стока
поверхностных вод не должен быть больше
50. К площадке подводят железнодорожный
путь и грунтовую дорогу, которые размещают
на безопасном расстоянии от места
выполнения взрывных работ. При ремонте
машины площадку оборудуют системой
снабжения элетроэнергией напряжением
380 В для питания подъемнотранспортного
и технологического оборудования и 3000
и 6000 В для испытания высоковольтной
аппаратуры. На ремонтной площадке
сооружаются бытовые, складские и
технические помещения, противопожарные
посты.
На
ремонте используется различное
подъемно-транспортное оборудование:
лебедки ручные и электрические с тяговым
усилием до 500 кг; домкраты винтовые и
гидравлические с усилием до 6000 кН; краны
на автомобильном, пневмоколесном и
гусеничном ходу грузоподъемностью до
100 т, а также на железнодорожном ходу
грузоподъемностью до 150 т. Для выполнения
значительных объемов сварочных,
клепальных и сверлильных работ, а также
работ по резке металла на площадке
должны быть компрессорные установки,
сварочные аппараты переменного или
постоянного тока, аппараты для газовой
резки металла и т.д.
Размеры
ремонтных площадок и затраты на их
сооружение зависят от типа и количества
ремонтируемых машин.
При
полевом ремонте крупных одноковшовых
экскаваторов выполняют до 75 % всего
объема ремонтных работ и роторных
экскаваторов – до 80 %.
Передвижные ремонтные мастерские
Для
большей оперативности, а также удобства
выполнения ремонтов карьерного
оборудования в полевых условиях применяют
передвижные ремонтные мастерские на
автомобилях, автомобильных или гусеничных
прицепах, в железнодорожных вагонах и
ремонтные поезда. Такие мастерские
используют при техническом обслуживании,
аварийных и плановых ремонтах машин.
Оснащение мастерских зависит от вида
выполняемых работ. В их комплект в
зависимости от назначения могут входить
токарно-винторезные, фрезерные,
точильно-шлифовальные, сверлильные
станки, сварочные и газорезочные
аппараты, вулканизационное, покрасочное
оборудование, кран-балки, тали и т.д.
Широкое
распространение получили передвижные
механические мастерские (ПММ), электрические
мастерские (ПЭМ), вулканизационные
мастерские (ПВМ), которые выполняют
различные виды разборочно-сборочных,
восстановительных, электросварочных,газорезочных,
наладочных, регулировочных работ.
Число
необходимых ремонтных мастерских n
определяется из сравнения суммарной
годовой стоимости ремонта и технического
обслуживания без применения передвижных
мастерских С1 и с передвижными
мастерскими С2
где Э –
эксплуатационные расходы на содержание
мастерской;
N
– количество
рабочих в передвижной мастерской;
Зi
– зарплата i-го
рабочего;
А –
амортизационные отчисления на мастерскую.
В процессе сельскохозяйственного
производства, эксплуатируемые машины
и оборудование физически и моральны
изнашиваются. Утрачивается их
первоначальное техническая
работоспособность, уменьшается точность
выполнения операций, что негативно
отражается на количестве и качестве
производимой продукции. Работоспособность
сельскохозяйственных машин и оборудования
обеспечивается системой технического
обслуживания и ремонта. Агросервисные
предприятия выполняют ремонт и техническое
обслуживание собственной техники, а
так же по заявкам сторонних организаций.
Под техническим обслуживанием понимается
комплекс работ по поддержанию
работоспособности или исправности
технического средства в течении полезного
срока эксплуатации. Различают следующие
виды ТО: ежесменное (ЕТО), периодическое
(ТО1, ТО2, ТО3), сезонное ( весенне-летнее
и осенне-зимнее), подготовительное к
хранению, подготовительное к сезону
полевых работ
Ремонт это устранение технических
неисправностей, повреждений, изъянов
с целью восстановления исправности и
работоспособности машин, оборудования
т.д. Различают текущий и капитальный
ремонт.
Ремонт сельскохозяйственных машин,
тракторов, автомобилей, оборудования
и т.д. имеет свои особенности в зависимости
от характера эксплуатации техники,
конструктивных особенностей и т.д.
Вместе с тем есть общие закономерности
и подходы к организации ремонтных работ.
Существует три метода организации
проведения ремонта:
1) ремонт по потребностям, который
осуществляется по мере остановки
оборудования из-за поломки. При этом
методе может быть не выполнено
производственное задание, доведенное
основному цеху по выпуску продукции.
Возрастает степень повышения выпуска
продукции низкого качества. Кроме того,
при этом методе увеличивается время и
затраты на ремонт оборудования в связи
с износом сопряженных деталей;
2) метод по дефектным ведомостям
основывается на предварительном осмотре
оборудования и составления ведомости,
обнаруженных дефектов. В ведомости
отражается объект ремонта и возможное
время его проведения. При этом методе
для службы главного механика также
затруднено планирования по проведению
комплексного ремонта;
3) в основу третьего метода положена
система планово-предупредительного
ремонта (ППР) и технического обслуживания
и ремонта (ТОР). Они представляют собой
совокупность организационных и
технических мероприятий по уходу,
надзору, обслуживанию и ремонту по
заранее разработанному плану.
Планово-предупредительный ремонт
представляет собой комплекс
организационно-технических мероприятий,
направленных на поддержание оборудования
в работоспособном состоянии и
предупреждение аварийного выхода его
из эксплуатации. Каждая машина или
агрегат после отработки определенного
количества часов останавливается и
подвергается профилактическому осмотру
или ремонту, периодичность которых
определяется конструктивными особенностями
и условиями эксплуатации машин. Чем
больше плановые сроки проведения и
объемы ремонтных работ приближаются к
действительной потребности и фактическому
их объему, тем выше эффективность
планово-предупредительного ремонта.
Различают три способа осуществления
системы ППР оборудования: послеосмотровый,
периодический и стандартный.
При послеосмотровом способе сроки и
объем ремонтных работ устанавливают
на основе периодически проводимых
технических осмотров и диагностики.
Это наименее совершенный метод выполнения
ремонтных работ. Он не требует детального
планирования и составления подробного
графика ремонта оборудования.
Более совершенным способом ремонта
является периодический. Особенность
его заключается в том, что сроки и виды
ремонтных работ определяются в плановом
порядке с учетом сроков службы деталей
и узлов.
При стандартном способе сроки, виды и
объем ремонтных работ по каждому виду
оборудования определяют и проводят в
точном соответствии с планом. Этот метод
считается более прогрессивным и
используется главным образом при ремонте
объектов энергетического хозяйства.
При внедрении систем ППР и ТОР объемы
и содержание работ планируются и строго
выполняются независимо от фактического
состояния оборудования. Применение
этих систем основано на точно установленных
нормативах.
К нормативам системы ППР относят:
длительность ремонтного цикла и его
структуру, продолжительность межремонтного
и межосмотрового периодов, категорию
сложности ремонта и ремонтную единицу,
нормы затрат рабочего времени, материалов
и простоев оборудования в ремонте.
Ремонтный цикл – это время работы станка
от начала ввода его в эксплуатацию до
первого капитального ремонта.
Структура ремонтного цикла (Рц)
– это количество и последовательность
входящих в ремонтный цикл ремонтов и
осмотров. В системе ППР она дана по
группам оборудования. Например, ремонтный
цикл легких и средних металлорежущих
станков имеет следующее чередование
работ:
Таким образом, структура ремонтного
цикла этой группы станков включает в
себя: 2 средних ремонта, 8 малых ремонтов,
18 осмотров (малый ремонт включает в себя
осмотр, средний ремонт включает малый
ремонт и осмотр).
Межремонтный период (МРП) –это время работы оборудования между
двумя плановыми ремонтами:
–
количество текущих (малых) ремонтов.
Межосмотровой период– это время работы оборудования между
двумя сменными осмотрами или между
осмотром и очередным ремонтом:
– количество осмотров.
Каждой единице оборудования присваивается
категория ремонтной сложности (R).
Категория сложности ремонта используется
для расчета объема ремонтных работ,
который необходим для определения
трудоемкости ремонтных работ и на этой
основе расчета численности ремонтного
персонала и их фонда зарплаты, определения
количества станков в ремонтно-механических
мастерских.
План ремонта оборудования состоит из
следующих документов:
— годового графика ремонта оборудования;
— расчета объема ремонтных работ по
цехам и предприятию в целом;
— расчета численности работников в
ремонтном хозяйстве и др.
Для определения сроков проведения
ремонта и осмотров нужно знать дату и
вид последнего ремонта, длительность
и структуру ремонтного цикла. На основании
этих данных сначала определяют
продолжительность (в месяцах) межремонтных
и межосмотровых периодов, а затем в
графике проставляют, в каком месяце
какой вид ремонта и осмотров должны
быть. Для удобства планирования текущим
(малым) и средним ремонтам в цикле
присваивают порядковые номера (
Методика определения объема ремонтных
работ сводится к следующему. На основании
сроков ремонта по видам, установленных
в годовом графике и присвоенной каждой
единице оборудования категории ремонтной
сложности, определяют по месяцам,
кварталам и за год количество условных
ремонтных единиц (
),
подлежащих в планируемом году осмотрам,
текущим (малым), средним и капитальным
ремонтам.
Трудоемкость ремонтных работ определяется
исходя из количества единиц ремонтной
сложности и норм времени, установленных
на одну ремонтную единицу.
Суммарная трудоемкость по отдельному
виду ремонтных работ определяется по
формуле
Расчет численности рабочих, занятых
непосредственно на ремонте (
– коэффициент выполнения норм.
Численность рабочих, занятых на
межремонтном обслуживании, определяется
по формуле
– годовой фонд времени работы одного
рабочего в сменах.
Фонд зарплаты рабочих состоит из
тарифного фонда, премиальных выплат и
доплат (за работу в ночное время, за
неосвобожденное бригадирство, отпускные
и др.).
Тарифный фонд зарплаты (
)
рассчитывают по следующим формулам:
– для рабочих, занятых ремонтом:
– среднечасовая тарифная ставка, руб./ч;
– для рабочих, занятым межремонтным
обслуживанием:
Потребность в материалах на ремонт
рассчитывают по группам однотипного
оборудования и видам материалов (прокат
черных металлов, трубы, покупные изделия
и детали и т.д.) по формуле
– коэффициент повышения расхода
материала в связи с потребностью в нем
на осмотры и межремонтное обслуживание.
Затраты на все виды ремонтов финансируются
за счет ремонтного фонда, который
образуется на предприятии по нормативу
за счет себестоимости продукции.
Себестоимость ремонтных работ определяется
путем составления сметы затрат, которая
содержит следующие статьи: основная и
дополнительная заработная плата;
стоимость ремонтных деталей (покупных
или изготовленных в других цехах);
основные и вспомогательные материалы
для ремонта и на производство деталей
(в данном цехе); электроэнергия и топливо;
оплата услуг со стороны других цехов;
цеховые (производственные) расходы;
общезаводские (общехозяйственные)
расходы.
Существуют
обезличенный, необезличенный, агрегатный
и поточный методы выполнения ремонта.
При обезличенном
методе восстановленные
узлы и детали могут быть доставлены на
любой аналогичный ремонтный объект.
При необезличенном
методе
они будут установлены на то техническое
средство, с которого были сняты для
ремонта. При агрегатном
методе
неисправные агрегаты и узлы ремонтируется
в специализированных ремонтных
организациях или заменяются через их
обменные пункты.
Поточный
метод
ремонта состоит в выполнении всех
операций на специализированных рабочих
местах в определенной технологической
последовательности и с заданным ритмом.
Его используют в агросервисных
организациях и в крупных ремонтных
мастерских.
Агропромышленный
комплекс РБ для поддержания в
работоспособном состоянии имеющихся
машин и оборудования располагает
ремонтными заводами Республиканского
объединения
(РО)
«Белагросервис», специализированными
ремонтными мастерскими (СРМ), мастерскими
общего назначения (МОН), станциями
технического обслуживания тракторов
(СТОТ), автомобилей (СТОА), оборудования
животноводческих ферм (СТОЖ), ремонтными
мастерскими в сельскохозяйственных
организациях. На выполнение ремонтных
работ в специализированных ремонтных
мастерских и на ремонтных заводах
составляется договор.
Основной
объем ремонтных работ (техническое
обслуживание, ремонт, диагностирование,
восстановление деталей и узлов,
производство несложных деталей и узлов)
своими силами выполняют мастерские
крупных сельскохозяйственных организаций.
Они имеют центральную ремонтную
мастерскую (ЦРМ), центральный машинный
двор, пункт технического обслуживания
(ПТО) в составе ЦРМ, самостоятельный ПТО
в бригаде (на отделении, участке),
автогараж с зонами стоянки, мойки,
технического обслуживания машин,
центральный склад нефтепродуктов,
склады для хранения запасных частей,
материалов и др.. При большинстве
ремонтных мастерских функционируют
технические обменные пункты (ТОП),
которые меняют изношенные узлы и детали
машин, выполняют другие виды ремонта.
Первичные
подразделения «Белагросервиса» выполняют
капитальный и текущий ремонты тракторов,
автомобилей и комбайнов, сложные виды
технического обслуживания, восстановление
узлов и агрегатов, комплектацию, монтаж
оборудования и пусконаладочные работы
на животноводческих фермах. В последние
годы также получила распространение
новая форма обслуживания организаций
АПК: передвижные
механизированные бригады,
выполняющие работы непосредственно в
хозяйствах.
Для
технического обслуживания коллективных
и индивидуальных товаропроизводителей
также создаются центры
фирменного технического сервиса машин.
Мелкие сельскохозяйственные организации
и крестьянские (фермерские) хозяйства
могут также пользоваться услугами
ремонтных мастерских крупных
сельскохозяйственных организаций на
договорной основе.
Техническое
обслуживание и ремонт машинно-тракторного
парка и оборудования животноводческих
ферм специализированными ремонтно-техническими
организациями осуществляется на основе
ежегодных взаимных договоров.
Они заключаются в установленном порядке,
как правило, до начала планируемого
года на основе заявок заказчика и
утвержденного в установленном порядке
плана исполнителя. Составление проекта
договора и его представление заказчику
– обязанность исполнителя работ. В
договоре предусматривается проведение
работ по техническому обслуживанию и
ремонту, исходя из потребности заказчика.
Указываются стандарты и технические
условия, виды и качественные показатели
ремонтных работ и технического
обслуживания.
Исполнитель
обеспечивает доброкачественное и
своевременное проведение технического
обслуживания и ремонта в строгом
соответствии со стандартами, техническими
условиями, правилами и инструкциями.
Продолжительность
технического обслуживания и ремонта
определяется
по действующим нормативам. Капитальный
ремонт тракторов, автомобилей, комбайнов
должен быть произведен за 30 дней;
тракторов типов К-700, К-701, Т-130 , Т-100 , Т-150
, Т-150К – за 40; текущий ремонт – за 15 –25
дней. Ремонт деталей, выполняемый
исполнителем в период полевых работ
для всех машин и агрегатов, производится
в течение суток, в межсезонный период
– в течение двух суток.
Отремонтированные
машины должны быть отрегулированы,
смазаны и заправлены сортами масел и
топлива в соответствии с техническими
условиями. С отремонтированными машинами
исполнитель передает заказчику по
тракторам, автомобилям, комбайнам,
сложному оборудованию и двигателям –
заполненный паспорт и гарантийный
талон, по остальным узлам и агрегатам
и несложному оборудованию – гарантийный
талон.
Исполнитель
гарантирует
исправную работу отремонтированных
машин при соблюдении заказчиком правил
эксплуатации, обслуживания и хранения
в течение следующих сроков со дня их
ввода в эксплуатацию после капитального
ремонта: тракторов, самоходных шасси и
их сборочных единиц – 18 мес.; дизелей
тракторов, комбайнов и других
сельскохозяйственных машин и их сборочных
единиц — 18 мес. при гарантийной наработке
не более 2400 моточасов ; зерноуборочных
комбайнов при хранении на открытых
площадках – 18 мес., при хранении под
навесом и в закрытых помещениях – 24
мес.
Расчеты
между заказчиком и исполнителем
производятся: за работы по капитальному
ремонту машин- по прейскурантным и
договорным ценам; за работы по текущему
ремонту – по сметной стоимости; за
работы по техническому обслуживанию –
по принятым расценкам.
Работы
по техническому обслуживанию и ремонту
оборудования животноводческих ферм и
комплексов в сельскохозяйственных
организациях проводятся ремонтно-техническими
и другими специализированными
организациями на основе ежегодно
заключаемых взаимных договоров. В них
указывают: наименования объектов и виды
работ, сметную стоимость работ, сроки
их выполнения и ввода объектов в
эксплуатацию.
Ремонтные
работы выполняются в следующие сроки
со дня сдачи-приемки в ремонт: капитальный
ремонт электродвигателей – не более
20 дней, водогрейных котлов – не более
30 дней; полнокомплектный ремонт
технологического оборудования
животноводческих ферм и комплексов –
в пределах сроков технологического
перерыва содержания животных, но не
более 45 дней; ремонт деталей для
оборудования ферм и комплексов,
выполняемый исполнителем в период
полевых работ, производится в течение
суток, в межсезонный период – двух
суток.
Исполнители,
согласно договору, гарантируют исправную
работу отремонтированного оборудования
в течение следующих сроков: электродвигателей-
12 мес.; сборочных единиц – агрегатов
типа АВМ, грануляторов, экструдеров –
18 мес.; котлов-парообразователей, доильных
установок, холодильного и компрессорного
оборудования, дробилок, измельчителей
и кормораздатчиков – 12 мес.; водогрейных
котлов –15 мес.; водоподъемного
оборудования, скребковых и пластинчатых
транспортеров – 6 мес.. Расчеты между
заказчиком и исполнителем производятся:
за работы по капитальному ремонту машин
и агрегатов — по прейскурантным и
договорным ценам; за работы по текущему
ремонту машин, агрегатов и оборудования
– по сметной стоимости.
За
нарушение
обязательств по договорам на техническое
обслуживание и ремонт сельскохозяйственной
техники сторону несут имущественную
ответственность в установленном порядке.
Невыполнение
обязательств по договору влечет за
собой ответственность исполнителя и
заказчика, их руководителей и других
должностных лиц, допустивших эти
нарушения.
Прогрессивной
формой организации труда в ремонтных
мастерских, на машинных дворах и других
объектах являются специализированные
бригады и звенья,
работающие на принципах арендного
подряда. Труд работников этих подразделений
оплачивается из хозрасчетного дохода,
который, в свою очередь, формируется на
основе валового дохода, определяемого
по нормативным расценкам (ценам) на
оказываемые услуги, и фактических затрат
материально-денежных средств. Такая
оплата труда обеспечивает в значительной
мере реализацию принципа материальной
заинтересованности работников в
улучшении результатов своего труда.
Прогрессивным
является создание на базе действующих
объектов производственных
внутрихозяйственных кооперативов по
техническому обслуживанию, ремонту и
хранению машин
с правом самостоятельного формирования
набора услуг и установления цен на них
по мере накопления необходимых средств
производства, приобретения соответствующих
знаний и квалификации работников. В
дальнейшей перспективе кооператив
может полностью обособиться и выйти из
состава сельскохозяйственной организации.
В
Республике Беларусь хороших результатов
добиваются агропромышленные комбинаты
и объединения, в которых созданы и
функционируют единые
инженерно-технические службы.
В этих случаях труд работников оплачивается
по результатам сельскохозяйственного
производства, что максимально
заинтересовывает их в повышении качества
выполняемой работы.
Подготовка к сельскохозяйственным работам: 10 правил безопасности при эксплуатации сельхозтехники
Весна – начало активных сельскохозяйственных работ, значит, следует проверить готовность машин и производственного оборудования к новому сезону.
Практика эксплуатации сельскохозяйственных машин и орудий в полевых условиях показывает, что несчастные случаи и различные случаи травмирования работников чаще всего происходят из-за нарушения правил техники безопасности или их незнания. Из информационного письма Минтруда и соцзащиты РБ о предупреждении несчастных случаев на производстве при подготовке и проведении весенне-полевых работ в 2011 г.: «Постоянно приходится констатировать допускаемые нарушения требований правил и норм охраны труда, трудовой и производственной дисциплины на всех этапах сельскохозяйственного производства, в том числе и в период подготовки и производства массовых весенне-полевых работ.
Большинство выявленных в сельскохозяйственных организациях республики недостатков являются следствием нарушений требований безопасности труда, изложенных в нормативных правовых актах и технических нормативных правовых актах, действующих в отрасли. Так, нередки случаи, когда к выполнению работ с повышенной опасностью допускаются трактористы-машинисты и работники других профессий, не прошедшие инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Во многих организациях АПК отмечаются случаи допуска к эксплуатации технически неисправных тракторов, прицепов и сложной сельскохозяйственной техники, не прошедших ежегодного технического осмотра.
Нередкими являются случаи допуска к эксплуатации технически неисправных сельскохозяйственных машин и механизмов с отсутствующими защитными кожухами движущихся и вращающихся их частей (цепные, ременные и зубчатые передачи и т.д.).
Имеют место случаи, когда не принимается мер к изготовлению и восстановлению защитных ограждений и приспособлений в процессе ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов.
Игнорирование установленных требований охраны труда влечет за собой травмирование работников».
Техническое обслуживание и ремонт машины должны проводиться только при неработающем двигателе. Нельзя также смазывать, регулировать и устранять неисправности в машине во время работы.
Таким образом, работы с сельскохозяйственной техникой были и остаются опасными.
Условно классифицировать несчастные случаи при эксплуатации сельскохозяйственных машин по причинам возникновения можно следующим образом:
– неисправность спецтехники.
В результате несчастного случая во время уборки урожая погиб комбайнер. Рабочий, нарушив правила техники безопасности, попытался рукой очистить один из механизмов комбайна при включенном двигателе. Потерпевшего затянуло в неожиданно сработавший механизм жатки. Одна из сопутствующих причин несчастного случая — неисправность механизма;
– плохое состояние дорог и мостов, погодные условия, плохая видимость.
Сторож погиб ночью на поле, с которого большегрузные машины вывозили зерно. Причина гибели – наезд КамАЗа, водитель которого в темноте не заметил мужчину;
– недостаточная квалификация (в частности, плохое обучение правилам техники безопасности, низкая трудовая дисциплина и т.д.).
8 сентября 2012 г. 2 механизатора, будучи в состоянии алкогольного опьянения, управляя комбайном и трактором, осуществляли работы по заготовке силосных кормов на участке сельхозугодий в районе деревни Савочкина Паломь Шумячского района (Смоленская область). Во время производства работ комбайн заглох, а водитель, не предприняв мер, исключающих его самопроизвольное откатывание, покинул кабину. Совместными усилиями механизаторы попытались запустить двигатель. В результате комбайн самопроизвольно откатился назад и совершил наезд на потерпевшего, который находился у заднего колеса. От полученных телесных повреждений мужчина скончался на месте происшествия.
Во время движения и работы агрегатов работники, обслуживающие машины, должны располагаться на своих специально предусмотренных рабочих местах. Запрещается переходить на ходу с трактора на машину, соскакивать или вскакивать на трактор, располагаться во время движения на местах, не предусмотренных для этой цели (лесенках, подножках, прицепах и т.п.). Запрещается также передавать управление машиной посторонним лицам и допускать их на трактор или машину.
10 правил безопасности при эксплуатации сельхозтехники и машин
1. К управлению сельскохозяйственными агрегатами допускаются лица, получившие специальные права (тракторист-машинист, комбайнер и т.д.).
2. Сельскохозяйственные агрегаты (тракторы и машины) должны быть исправными, а их узлы и механизмы — правильно отрегулированными. Агрегаты должны пройти технические осмотры инспекторами Гостехнадзора. Работать на неисправной технике запрещается.
3. Перед началом работ с работниками проводится инструктаж по охране труда.
4. Следует разработать организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности труда на период подготовки и проведения весенне-полевых работ, которые позволят оценить риски травмирования работников.
5. Нужно обеспечить безусловное соблюдение требований Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Минсельхозпрода РБ от 25.02.2008 № 14.
6. Водители и механизаторы должны проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
7. Работники в соответствии с установленными нормами обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, в т.ч. непосредственно обеспечивающими безопасность труда.
8. Перевозку работников к месту работы и обратно следует производить только на специально оборудованных автомобилях.
9. Должны быть оборудованы специальные места для кратко-
временного отдыха и приема пищи работающими в поле.
10. Передвижение сельскохозяйственных машин и агрегатов к месту производства работ нужно осуществлять в соответствии с разработанными маршрутами.
Наниматель обязан не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работников, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих выданные им средства индивидуальной защиты, обеспечивающие
Техническое (эксплуатационное) состояние сельхозмашин и оборудования
Конструкция тракторов, самоходных шасси, самоходных комбайнов, прицепных, навесных и полунавесных машин, прицепов, орудий, оборудования и агрегатов, используемых для производства и послеуборочной обработки продукции растениеводства, должна соответствовать требованиям по охране труда.
На борта тракторных прицепов должна быть нанесена надпись: «Перевозка людей запрещена».
Двигатель и другие автотракторные агрегаты, узлы должны не иметь утечки технологических жидкостей (топлива, масла, воды, антифриза, тормозной жидкости и др.), не пропускать выхлопные газы в соединениях выхлопного коллектора с двигателем и выхлопной трубой. Боковые щитки капота двигателя должны иметь амортизирующие прокладки и исправные замки.
Работы должны быть приостановлены в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью работающих.
Крыльчатка вентилятора должна быть исправной. При выявлении деформации или трещин ее необходимо заменить. Лопасти крыльчатки вентилятора окрашиваются в цвет, отличный от цвета двигателя. Рычаги механизмов пускового двигателя должны легко и надежно переключаться. Блокировка запуска двигателя при включенной передаче должна быть исправной.
Не допускаются к эксплуатации машины со снятыми защитными кабинами или внешними защитными каркасами.
Кабины машин должны быть исправными и отвечать следующим требованиям:
– в сварных соединениях защитных кабин или каркасов не допускаются трещины, раковины, ненадежное соединение кабины с рамой машины и деформация защитного каркаса;
– передние, задние и боковые стекла кабины не должны иметь трещин и затемнений, ухудшающих видимость. Устанавливать непрозрачные материалы вместо стекол и нестандартные стекла запрещается;
– стеклоподъемные механизмы боковых стекол кабин должны обеспечивать легкое и плавное перемещение стекол и их фиксацию в установленном положении;
– замки дверей кабины должны исключать возможность их самопроизвольного открывания;
– устройство для фиксации двери в открытом положении должно исключать ее самопроизвольное закрывание;
– стеклоочистители должны обеспечивать качественную очистку стекол;
– устройства по нормализации микроклимата в кабине, системы контроля, сигнализации и освещения должны быть исправны;
– пол кабины должен быть закрыт рифленым ковриком из маслобензостойкого материала, а в местах прохождения рычагов и педалей устанавливаются уплотнители, предотвращающие проникновение пыли в кабину. Сиденье колесного трактора должно быть снабжено ремнями безопасности;
– в местах, предусмотренных конструкцией кабины, должны быть установлены зеркала заднего вида.
на местах производства работ, где будут использоваться пестициды и минеральные удобрения, должны быть в наличии медицинские аптечки.
Рычаги и педали управления рабочими органами машин и орудий должны легко перемещаться и иметь исправные фиксирующие устройства. Опоры (подножки, лестницы) и поручни (перила и ручки) должны содержаться в исправном состоянии.
запрещается отдыхать и спать в борозде, в копнах сена, у обочин дорог, где работают агрегаты, а также у машин и под машинами на стоянках в поле.
Не допускаются к эксплуатации машины:
– с неисправной тормозной системой;
– неисправным рулевым управлением;
– неисправной ходовой частью;
– неисправностями в силовой передаче;
– неисправностями механизма навески и системы гидроуправления;
– без медицинской аптечки, знака аварийной остановки, упоров противооткатных и средств для тушения пожара.
к эксплуатации машин допускаются работники, прошедшие обучение, инструктаж, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда и медицинский осмотр.
– работать с удобрениями без защитных средств (респиратор, защитные очки);
– работать с неисправными кожухами и ограждениями;
– работать с неисправными тормозной системой и электрооборудованием;
– производить очистку, регулировку, устранение неисправностей, техническое обслуживание распределителя при работающем двигателе трактора;
– отсоединять распределитель от трактора при наличии груза в задней части кузова во избежание опрокидывания ее назад;
– выполнять маневры с включенным валом отбора мощности при углах относительного разворота сцепки больше 20 °;
– присутствие во время работы посторонних людей на распределителе и в рабочей зоне (в радиусе 25 м);
– оставлять распределитель, заторможенный стояночным тормозом, на уклонах более 10 °;
– превышать установленную для распределителя скорость.
Василий Хилькович, инженер по охране труда