Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех. обслуживанию пожарной техники.

Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.

Техническое обслуживание ПА производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией. При этом должны выполняться следующие основные требования:

После установки автомобиля на осмотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку «Двигатель не запускать — работают люди». Перед въездом или съездом о канавы, эстакады, напольного подъемника необходимо убедиться в отсутствии предметов или людей на пути движения автомобиля. При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач, под колеса положить не менее двух упоров (башмаков).

Запрещается производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов.

При поднятии (вывешивании) одного колеса (оси) рядом с домкратом становится упор (козел), а под колеса другого моста ставятся «башмаки». Перед началом обслуживания на механизме управления подъемником вывешивают табличку «Не трогать — под автомобилем работают люди». Запрещается поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные крюки. Во избежание самопроизвольного опускания вывешенного автомобиля под раму гидравлического подъемника подставляют регулируемые по высоте упоры — штанги.

Запрещается выполнять техническое обслуживание автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

Работа двигателя проверяется при включенном стояночном тормозе и нейтральном положении рычага переключения передач (при этом включается вытяжная вентиляция и используются газоотводы).

При проведении работ разрешается пользоваться только исправным и соответствующим своему назначению инструментом. Запрещается применение рычагов или надставок для увеличения плеча гаечных ключей.

Шиномонтажные работы производить только специальным съемником, в предназначенном для этого месте.

Запрещается выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилем и т.

Накачивание смонтированной шины разрешается производить в специальном ограждении или с применением других устройств, предохраняющих; выскакивание замочного кольца и разрывы покрышки.

При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза) а после их выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу.

Запрещается обслуживание трансмиссии при работающем двигателе.

На агрегатно-механическом участке для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов используют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляют.

Запрещается работать на станках; и оборудовании без их заземления.

Паяльные лампы, электрический и пневматический инструмент выдается только рабочим, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ним.

Запрещается пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства.

При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. ), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы. Подъемники и домкраты испытываются один раз в 6 месяцев статической нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10% в течение 10 мин. с грузом в верхнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%. Все результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

Не включать пожарный насос без кожуха, закрывающего вал, муфту и фланец насоса.

Не производить при включенном пожарном насосе сборочно-разборочные работы и операции по техническому обслуживанию, за исключением обслуживании уплотнения.

Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарных аварийно-спасательных автомобилей

183. При работе на пожарных аварийно-спасательных автомобилях запрещается:

1) находиться посторонним лицам в зоне работы пожарного аварийно-спасательного автомобиля;

2) включать привод генератора при оборотах двигателя, превышающих обороты холостого хода;

3) проводить техническое обслуживание при работающей электросиловой установке;

4) осуществлять эксплуатацию электросиловой установки при ослаблении креплений генератора, блоков, входящих в состав электросиловой установки, электропроводки, трансмиссии привода генератора, стуках и шумах в генераторе, не обусловленных нормальной его работой, а также при невозможности установления номинальных параметров генератора;

5) устранять неисправности устройства обеспечения безопасности и контрольно-измерительных приборов;

6) работать с неисправным электроинструментом;

7) работать с электроинструментом на приставных лестницах и лестницах-стремянках, а также на металлических лестницах;

8) пользоваться электроинструментом во время выпадения атмосферных осадков;

9) подключать посторонние потребители электроэнергии, не входящие в комплектацию пожарного аварийно-спасательного автомобиля;

10) производить изменения в электросхемах;

11) отключать устройство защитного отключения;

12) производить дозаправку бака топливом при работающей электросиловой установке;

13) работать при подтекании топлива в соединениях трубопроводов системы питания автомобиля;

14) работать без заземляющего контура на электросиловой установке пожарного аварийно-спасательного автомобиля;

15) устанавливать опоры на краю траншей, ям, обрывов, оврагов, на крышки коллекторов и рыхлый грунт;

16) отключать во время работы ограничители грузоподъемности;

17) переключать движение стрелы на противоположное положение мгновенно, без остановки;

18) эксплуатировать кран-манипулятор при недостаточном уровне масла в масляном баке гидросистемы или при подтекании жидкости из гидросистемы;

19) производить резкое включение крана-манипулятора при подтягивании груза;

20) производить движение с поднятыми на мачте над крышей прожекторами.

184. К работе с краном-манипулятором допускаются лица, прошедшие курс обучения и имеющие допуск на право управления краном-манипулятором и строповки грузов.

При работе используются стропы, прошедшие проверку.

185. В случае подтекания масла из гидросистемы работа прекращается и устраняется неисправность.

186. Перед включением электросиловой установки производится заземление пожарного аварийно-спасательного автомобиля.

187. Электрооборудование подвергается осмотру ежедневно при смене караула. Защита выходов напряжения генератора проверяется на срабатывание устройства защитного отключения, измерение сопротивления изоляции узлов электросиловой установки, токоприемников и элементов кабельных линий и распределительных коробок.

188. Если при включении выключателя «220 В 50 Гц» на электрощите происходит постоянное срабатывание защиты генератора, то пожарный аварийно-спасательный автомобиль подлежит отправке на стационарную проверку.

189. При эксплуатации генератора электросиловой установки ведется журнал, в котором регулярно записываются показания измерительных приборов, время работы и остановки, отклонения от нормы в его работе и работе двигателя, а также фиксируются осмотры и текущий ремонт.

190. Во время работы с выносной электростанцией необходимо соблюдать следующие требования:

1) выполнять требования технической документации по эксплуатации электростанции;

2) находиться у электростанции и следить за показаниями контрольных приборов;

3) проверять нагрузку генератора периодически по амперметру, наблюдать за щетками на контактных кольцах генератора. При повышенном искрении установить его причины и устранить неисправность;

4) следить за указателем давления масла (при падении давления масла в системе смазки немедленно остановить двигатель и устранить неисправность), за температурой подшипниковых узлов двигателя и генератора (неисправности в подшипниках сопровождаются их повышенным нагревом и увеличением шума);

5) постоянно контролировать работу двигателя и генератора. При возникновении повышенных уровней шума, стука при работе двигателя остановить двигатель для устранения неисправности.

191. Перед началом выполнения работ со стационарной и выносной лебедкой от мотопривода или гидропривода водитель убеждается в отсутствии людей в опасной в случае обрыва троса лебедки зоне. Наматывание троса на барабан лебедки производится при отсутствии людей в опасной зоне.

192. Во время проведения работ принимаются меры по предотвращению попадания рук или других частей тела в движущиеся (вращающиеся) части лебедки или под перемещаемый груз.

193. Запрещается эксплуатация лебедки при неисправном состоянии троса, превышении допустимых нагрузок, недостаточной видимости зоны проведения работ, неправильно навитом тросе на барабан.

194. При работе дисковой пилой с электроприводом соблюдаются следующие меры безопасности:

1) режущий диск при неработающем инструменте не касается посторонних предметов;

2) при внезапной остановке электродвигателя (вследствие исчезновения напряжения в сети, зажима режущего диска), а также при переходах от реза к резу электродвигатель пилы выключается;

3) пила отключается при техническом обслуживании, перерывах в работе и после окончания работы.

195. При работе дисковой пилой с электроприводом запрещается:

1) работать на открытых площадках во время атмосферных осадков, в помещениях с взрывоопасной или химически активной средой, а также в условиях воздействия капель и брызг;

2) работать при неисправном режущем диске (трещины, выщербины и поломки края режущей поверхности диска);

3) работать при отсутствии защитного кожуха;

4) допускать соприкосновение электрокабеля с горячими и масляными поверхностями;

5) работать пилой при повреждении штепсельного соединения, электрокабеля, неисправности выключателя, круговом искрении щеток на коллекторе, появлении дыма или запаха, появлении повышенного шума, стука, вибрации, поломки корпусных деталей и других повреждениях.

196. При использовании гидравлического аварийно-спасательного оборудования и инструмента проверяется состояние шлангов и соединительных штуцеров. Осматриваются режущие кромки инструмента, которые в случае неисправности — заменяются, затем протираются маслом.

197. Запрещается работать с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием при:

1) подтекании жидкости из гидросистемы (штуцеров, шлангов, уплотнительных колец);

2) наличии сколов режущей поверхности инструмента;

3) ослаблении крепления губок режущего элемента.

198. При работе с дымососом необходимо соблюдать следующие требования:

1) не допускать включение дымососа, не подготовленного для проведения работ, и без команды руководителя тушения пожара;

2) исключать возможность попадания посторонних предметов в вентилятор дымососа;

3) не производить эксплуатацию дымососа без защитной сетки.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ФПС

Пожарные и аварийно-спасательные машины (ПАСМ в дальнейшем пожарные машины – ПМ) являются, как уже указывалось, оперативными средствами тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Возникновение пожаров и аварий появляются в непредсказуемое время. Их локализация и ликвидация во многом зависит от времени начала работ. Оно же в основном определяется скоростью прибытия по вызову ПМ. Вот поэтому пожарные автомобили и аварийно-спасательные машины должны содержаться в постоянной оперативной и, следовательно, технической готовности.

Эффективное использование ПМ требует, чтобы в течение всего срока службы параметры их технического состояния не выходили за установленные для них пределы.

Комплекс работ по поддержанию технической готовности ПМ и необходимого их технического состояния составляет содержание технического обеспечения. Оно включает техническое обслуживание, ремонт ПМ и пополнение эксплуатационными материалами.

Система технического обслуживания и ремонта в ФПС

По назначению пожарные автомобили (ПА) должны содержаться в постоянной технической готовности. Она определяется:

исправным техническим состоянием автомобиля и его систем;

заправкой эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами;

укомплектованностью ПТВ и инструментом согласно табельной положенности и охране труда;

Читайте также:  NotebookService

соответствием внешнего вида пожарного автомобиля нормативно-технической документации.

Эксплуатация ПА сопровождается расходом эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ. Следовательно, снижается их техническая готовность, ее необходимо восстанавливать.

Эксплуатация ПА сопровождается также снижением эффективности функционирования систем их механизмов, износом рабочих поверхностей деталей механизмов. Поэтому в эксплуатации ПА всегда сопровождается контролем технического состояния всех его систем и механизмов. По результатам контроля производится их техническое обслуживание или ремонт.

Комплекс работ по поддержанию технической готовности ПА и работоспособности их систем и механизмов называется техническим обслуживанием (ТО).

При эксплуатации ПА расходуется определенный ресурс. Отдельные механизмы по различным причинам могут выходить из строя, появляются неисправности.

Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности механизмов или систем и восстановлению их ресурса называется ремонтом (Р).

Для технического обслуживания и ремонта ПА необходимы определенное оборудование, документация на их проведение и исполнители, т. нужны определенные силы и средства. Совокупность взаимосвязанных средств: документации технического обслуживания, ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества механизмов и систем, составляет систему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

В ФПС, как и во всей стране, принята планово-предупредительная система ТО и Р. Ее сущность состоит в том, что планируется периодичность ТО и Р и объем их работ. Однако ТО проводится в обязательном порядке, а ремонт – по необходимости.

Для реализации системы ТО и Р необходимо знать периодичность Ткмпроведения работ по ТО и ремонту и трудоемкость tчел. -ч их выполнения.

Трудоемкость выполняемых работ по обслуживанию механизмов и ремонтов определяют методом хронометрирования и, обычно, задается в человеко-часах (t, чел. -ч). Для обслуживания и ремонта ПМ в целом определяется срок (в сутках), в течение которого оно должно быть произведено.

Периодичность проведения технического обслуживания обозначают буквой Т с индексом, указывающим на вид ТО и Р. Например: ТТО-1 – периодичность проведения технического обслуживания ТО-1, ТКР – капитального ремонта и т.

Аналогично обозначается и трудоемкость t технических воздействий.

Периодичность Т проведения технического обслуживания регламентируется величинами пробега ПА в км или в часах работы агрегата. Она может определяться различными методами.

Трудности определения периодичности технического обслуживания обусловлены разнообразием выполняемых работ. Обычно ТО включает несколько видов работ: смазочные, крепежные, регулировочные. Кроме того, каждый механизм и система имеют свою оптимальную периодичность обслуживания.

Периодичность ТО может определяться по так называемым стержневым операциям. В соответствии с этим методом периодичность ТО приурочивается к оптимальной периодичности наиболее важных (стержневых) операций. Такими операциями могут быть операции, обусловливающие безопасность движения, операции, характеризующиеся большой трудоемкостью работ, требующих специального оборудования и др. Периодичность проведения таких операций принимается за основу, и к ним присоединяют операции ТО других механизмов.

Используется также технико-экономический метод (рис. Удельная стоимость обслуживания С руб. /км тем меньше, чем больше пробег Ткм(кривая 1). Однако при этом возрастает удельная стоимость ремонта Ср (кривая 2). Трудоемкость ТО устанавливается нормативно-технической документацией. Периодичность обслуживания определяется по минимальному значению суммы СТО и СР (кривая 3).

Для новых ПА (ПМ) и другой пожарной техники укк

Техническое обслуживание и ремонт. Система ТО и Р обеспечивает и поддерживает техническую готовность ПА. Все работы по ТО можно разделить на регламентные и плановые (схема на рис. К регламентным работам относятся: ежедневное ТО (ЕТО), обслуживание на пожаре ТОп, после пожара ТОпп, обслуживание после первого пробега 1000 км и через 10 дней (аккумуляторные батареи). К плановым относятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание ТОс. При этом обслуживание, обозначенное А, проводят в пожарных частях, а Б – в подразделениях технической службы.

Трудоемкость tчел. -ч и величина периодичности обслуживания Ткмопределяют режимы ТО.

Рис. Классификация видов ТО

Для анализа системы ТО и Р кратко изложим назначение видов ТО, их периодичность и трудоемкость.

Ежедневное ТО проводится при смене караула. Работы выполняет личный состав дежурного караула под руководством командира отделения.

Цель обслуживания – определить техническую готовность. Трудоемкость работ не нормируется. По опыту работы она не превышает 2 чел.

Техническое обслуживание на пожаре Тп. Осуществляется оно на пожаре. Контроль осуществляет водитель пожарного автомобиля.

Цель контроля – осуществлять эксплуатацию ПМ в соответствии с рекомендованными технической документацией режимами. Трудоемкость не нормируется.

Техническое обслуживание после пожара Тпп. Проводится в пожарной части. Работу выполняет водитель и пожарные под руководством командира отделения.

Цель обслуживания – восстановление технической готовности. Продолжительность работ не нормируется, но по опыту оно, в среднем, не превышает 2 чел.

Обслуживание один раз в десять дней. Проводит водитель. Проверяется плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях.

Регламентные виды технического обслуживания осуществляются силами водителей и пожарных. При этом, как правило, не требуется привлечение специального оборудования и вывод ПМ из состава дежурной смены.

Нормативные или плановые ТО-1 и ТО-2 предназначены для определения технического состояния эксплуатируемых машин, обслуживания систем базового шасси (систем смазки, охлаждения, питания топливом и др. ), а также механизмов и систем пожарной надстройки.

Перечень работ ТО-1 и ТО-2, периодичность их проведения установлены в Наставлении по технической службе.

Проводимые ТО в плановом порядке должны обеспечить эффективное применения пожарных машин в периоды между обслуживаниями.

Техническое обслуживание ТО-1 проводят водители ПМ в пожарных частях, используя приборы и инструмент поста технического обслуживания.

ТО-2 проводится в пожарных частях технической службы с участием водителя ПМ.

В виде исключения допускается проведение ТО-2 в пожарной части водителями обслуживаемого автомобиля под руководством старшего водителя.

Периодичность технического обслуживания в соответствии с Наставлением по технической службе, которая представлена в табл

Вид пожарного автомобиля
ТО-1, км, но не реже 1 раза в месяц
ТО-2, км, но не реже 1 раза в год
Основные
(автоцистерны; насосно-рукавные, порошковые и др. автомобили)

Специальные
(автолестницы, автоподъемники, газодымозащитной службы, связи и освещения и другие автомобили)

Вспомогательные
(легковые, грузовые автомобили, автобусы и другие транспортные средства)
согласно инструкциям заводов-изготовителей

Периодичность технического обслуживания указана в километрах общего пробега. Общий пробег складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега.

Указанная нормативная периодичность технического обслуживания распространяется на пожарные автомобили, эксплуатирующиеся в умеренном климатическом районе для 3 категории условий эксплуатации.

Корректировка нормативов периодичности технического обслуживания осуществляется отделом (отделением) пожарной техники УГПС, ОГПС в зависимости от условий эксплуатации согласно таблицам 1,2,3 приложения 15 к Наставлению.

Время пребывания ПМ на техническом обслуживании не должно превышать:

Для ПМ на большегрузных шасси, пожарных автолестниц и пожарных автоподъемников с высотой подъема более 50 м, пожарных машин, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, при ТО-2 допускается увеличение времени простоя до пяти дней.

Нормативы трудоемкости сезонного обслуживания составляют от трудоемкости ТО-2:

холодного климатического района 30%;

для прочих климатических районов 20%.

В соответствии с табл. 1 все ПМ после указанных величин пробегов подвергаются техническому обслуживанию. Если же в течение месяца или года величины пробегов машин были меньше нормативных значений, то они должны подвергаться установленному виду технического обслуживания.

При ТО ПМ могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий ремонт) в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО. При его превышении ПМ подвергается текущему ремонту.

Ремонт ПА. Ремонт – это комплекс операций по восстановлению работоспособностиДля ПА установлены основные агрегаты, базовые и основные детали в них. Например, основной агрегат – двигатель и сцепление. Базовыми деталями для него являются: блок цилиндров, головка блока цилиндров, коленчатый вал и т. , основные детали перечислены в Наставлении по технической службе ГПС. Изложенная классификация важна для уяснения вида ремонтов.

В ГПС ремонт ПА подразделяется на следующие виды:

для автомобилей: текущий (ТР), средний (СР), капитальный (КР);

для агрегатов: текущий, капитальный.

Ремонты производят в пожарных частях и подразделениях технической службы (рис.

Рис. Места проведения ремонтов

Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности механизмов или замены отдельных агрегатов, в том числе, одного основного. Кроме того, выполняются крепежные, сварочные, слесарно-механические и другие работы.

Трудоемкость ТР нормируется в пределах от 15 чел. -ч/1000 км (ГАЗ-66 и др. ) до 20,5 чел. -ч/1000 км общего пробега (КамАЗ). Это в 2,5 – 3 раза больше трудоемкости на ТР базового шасси.

Средний ремонт пожарного автомобиля предусматривается, если требуется капитальный ремонт двигателя. Возможна также замена нескольких агрегатов (в том числе, двух-четырех основных).

Пробег ПА до капитального ремонта двигателя находится в пределах от 70000 (ГАЗ-66) до 130000 км (КамАЗ 43102, Урал-43202).

Трудоемкость работ при СР находится в пределах от 315 чел. -ч (ГАЗ-66 и др. ) до 450 чел. -ч (Урал-43202, КамАЗ). При этом до 50 % трудоемкости приходится на ремонт шасси.

Время простоя ПА в среднем ремонте не должно превышать 30 календарных дней.

Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, систем, приборов.

Агрегаты подвергаются КР в случае, если базовая и основные детали требуют ремонта, а также, если работоспособность агрегата не может быть восстановлена или восстановление экономически нецелесообразно при ТР.

Периодичность пробега ПА до капитального ремонта изменяется в пределах от 80000 км (ГАЗ-66) до 170000 км общего пробега (ЗИЛ, КамАЗ). Трудоемкость КР находится в пределах от 520 чел. -ч (ГАЗ-66 и др. ) до 800 чел. -ч (Урал 43202, КамАЗ, ЗИЛ-130). Это почти в два раза больше трудоемкости КР базового шасси.

Время простоя ПА в КР не должно превышать 60 календарных дней.

XIII. Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники

Пожарная техника предназначена для использования личным составом пожарной охраны при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Пожарная техника поставляется в подразделения пожарной охраны с сертификатом соответствия, сертификатом пожарной безопасности и подлежит учету с момента поступления в подразделения пожарной охраны. Она маркируется с указанием инвентарного номера, который не меняется в процессе эксплуатации на весь период ее нахождения в подразделении пожарной охраны.

Пожарная техника, не имеющая инвентарного номера и даты испытания, считается неисправной и снимается с расчета.

Ответственными за безопасность проведения работ при эксплуатации, техническом обслуживании и испытании пожарной техники являются начальники подразделений пожарной охраны, обеспечивающих проведение технического обслуживания и испытаний согласно требованиям технической документации завода-изготовителя.

К управлению и эксплуатации мобильных средств пожаротушения не допускаются лица, не прошедшие специальную подготовку.

Техническое состояние пожарной техники должно отвечать требованиям технической документации завода-изготовителя. В процессе эксплуатации запрещается вносить изменения в конструкцию пожарной техники.

При поступлении в подразделения новых, наукоемких образцов пожарно-технической продукции проводится ознакомление и инструктаж личного состава под роспись в журнале инструктажей с последующей проверкой знаний правил охраны труда при обращении с ними.

Осмотр и проверка работоспособности пожарной техники проводятся закрепленным за ней личным составом пожарной охраны при заступлении на дежурство.

К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу по электробезопасности не ниже III.

Читайте также:  Сервисные центры по ремонту бытовой техники в астане

При заступлении на дежурство проверяется целостность и надежность крепления подножек, поручней, рукояток, исправность замков, дверей и отсеков, техническое состояние пожарного автомобиля, заправка горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами.

Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарного автомобиля, выполняется безопасным. Крыши и платформы пожарных автомобилей имеют настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

Двери кабины пожарного автомобиля, а также дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля снабжаются автоматически запирающимися замками, удерживающимися в закрытом положении и фиксирующимися в открытом положении.

Дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля оборудуются устройством, подающим сигнал об их открытии на щит приборов кабины водителя.

Дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля, открывающиеся вверх, фиксируются на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность при эксплуатации.

100. С наступлением отрицательных температур напорные патрубки и сливные краны пожарного насоса держатся открытыми и подлежат закрытию только при работе пожарного насоса на пожаре и проверке его на «сухой» вакуум.

101. При техническом обслуживании пожарного автомобиля на пожаре (учении) водитель выполняет следующее:

1) устанавливает пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от воздействия огня (теплового излучения) и не ближе 1,5 — 2,5 м от задней оси до водоисточника;

2) выбирает остановочную площадку с наименьшим углом перепада высот между передней и задней осью колес пожарного автомобиля;

3) устанавливает противооткатные упоры для колес пожарного автомобиля;

4) не допускает резких перегибов всасывающих пожарных рукавов; при этом всасывающая сетка полностью погружается в воду и находится ниже уровня воды, но не ниже 200 мм;

5) смазывает подшипники и сальники при работе пожарного насоса (по необходимости);

6) проверяет на подтекание соединения и сальники насоса, выкидные вентили, а также системы охлаждения двигателя (основную и дополнительную), масло из двигателя, коробки переключения передач, коробки отбора мощности, жидкость из узлов и систем гидравлических приводов;

7) следит, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя пожарного автомобиля была на уровне 80 — 95 °C, а также за давлением масла в двигателе. При средних оборотах двигателя пожарного автомобиля давление должно быть не менее 2,0 кг/см2;

8) промывает чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости пожарного насоса и проходные каналы пеносмесителя;

9) открывает краны и выпускает воду из рабочей полости насоса по завершении работы, после чего их закрывает.

102. После возвращения с пожара (учения) под контролем и при непосредственном участии начальника (руководителя) караула (дежурной смены) осуществляется приведение техники и личного состава в готовность к выезду.

Проводятся следующие мероприятия:

  • водители проводят дозаправку автомобилей горюче-смазочными материалами (при заправке за пределами подразделения на пожарном, аварийно-спасательном автомобиле выезжает весь личный состав караула (дежурной смены);
  • личный состав караула (дежурной смены) проводит замену неисправного пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, заправку пожарных автомобилей огнетушащими веществами;
  • водители и личный состав проводят техническое обслуживание пожарной и аварийно-спасательной техники;
  • начальник (руководитель) караула (дежурной смены) докладывает о готовности караула (дежурной смены) к выполнению задач по предназначению.

103. К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них.

104. Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов, роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики подлежат заземлению.

105. Перед техническим обслуживанием, ремонтом или монтажом узлов с электрооборудованием с диагностических стендов снимается (отключается) электрическое напряжение.

106. При подготовке к работе проверяется:

1) крепление узлов и деталей;

2) наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов;

3) исправность подъемных механизмов и других приспособлений;

4) достаточность освещения рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.

107. Во время работы диагностических стендов запрещается:

1) работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;

2) открывать пульт управления, доводить частоту оборотов вращения ротора электрической машины выше допустимого значения.

108. При проведении диагностики пожарный автомобиль устанавливается и закрепляется на диагностическом стенде оператором. Закрепление пожарного автомобиля на диагностическом стенде осуществляется фиксирующим устройством и упорами (башмаками), которые подкладываются под оба передних или оба задних колеса. Во время работы двигателя пожарного автомобиля на диагностическом стенде отработанные газы из глушителя принудительно отводятся через вытяжное устройство с использованием накидного шланга или безшланговым методом (вытяжной вентиляцией). Выезд пожарного автомобиля с диагностических стендов осуществляет оператор при опущенном пневмоподъемнике или застопоренных барабанах, при этом датчики приборов отключаются и снимаются с агрегатов, а вытяжное устройство отработанных газов отводится в сторону.

109. Для удаления медно-графитовой пыли один раз в месяц открываются люки, крышки электрических машин и продуваются сжатым воздухом контактные кольца, щетки и щеткодержатели.

В конце смены следует обесточить диагностический стенд рукояткой блок-предохранитель-рубильник, закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.

110. При подключении прибора для замера расхода топлива (расходомера) необходимо соблюдать осторожность, избегая разлива или разбрызгивания топлива. При длительных перерывах в работе топливо из стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов сливается.

111. При стендовом диагностировании запрещается:

1) находиться в осмотровой канаве и стоять на пути движения пожарного автомобиля в момент въезда его на диагностический стенд и съезда с него;

2) находиться посторонним лицам в осмотровой канаве во время диагностирования пожарного автомобиля, стоять на барабанах (роликах) диагностического стенда;

3) касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и тормозной установки во время работы диагностического стенда;

4) производить диагностирование пожарного автомобиля при неисправном электрооборудовании диагностического стенда;

5) включать соединительные муфты до полной остановки электротормозного стенда и беговых барабанов;

6) производить контроль диагностических параметров, связанных с вращением барабанов стенда, без находящегося за рулем пожарного автомобиля оператора;

7) работать на диагностическом стенде до полной фиксации пожарного автомобиля;

8) вскрывать задние стенки пультов управления и регулировать устройства и приборы диагностического стенда при включенном рубильнике электроснабжения;

9) производить диагностирование пожарного автомобиля на ходу при неподключенном заборнике отработанных газов и выключенной приточно-вытяжной вентиляции.

112. Помещения диагностики пожарной техники обеспечиваются огнетушителями, индивидуальными средствами защиты, аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.

113. Запрещается проведение испытаний тормозных механизмов на ходу внутри помещения диагностики.

114. Работа двигателя пожарного автомобиля проверяется при включенном ручном тормозе, нейтральном положении рычага коробки переключения передач и, в случае проведения проверки в гараже, подключенной к газоотводу выхлопной системы.

115. Труднодоступные точки на пожарном автомобиле смазываются с использованием наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами.

116. При проверке уровня масла в агрегатах для освещения применяются переносные лампы с защитным кожухом напряжением не выше 36 В или электрические фонари. Запрещается пользоваться открытым огнем.

117. При техническом обслуживании и ремонте пожарной техники используются исправные инструмент и приспособления, соответствующие своему назначению.

118. После установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку: «Двигатель не запускать — работают люди».

119. При необходимости выполнения работ под автотранспортным средством, находящимся вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, личный состав обеспечивается лежаками.

120. При техническом обслуживании и ремонте пожарной техники запрещается:

1) наращивать гаечные ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;

2) применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;

3) выбивать диски кувалдой, производить демонтаж автомобильных шин с диска колеса путем наезда на него автомобилем;

4) пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;

5) выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов;

6) обслуживать трансмиссию при работающем двигателе пожарного автомобиля;

7) выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях) без установки козелков (упоров);

8) подкладывать вместо козелков (упоров) диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

9) работать на станках и оборудовании без их заземления.

121. Крепежные операции выполняются с использованием преимущественно накидных или торцевых ключей. В труднодоступных местах при ограниченном угле поворота используются ключи с трещотками (храповым механизмом).

Запрещается вращать ключи вкруговую во избежание их возможных срывов и травм рук работника.

122. Шиномонтажные работы производятся съемником в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины производится с применением устройств, предотвращающих вылет замочного кольца и не допускающих разрывы покрышки.

123. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, дополнительно проверяется выключение зажигания, рычаг коробки переключения передач устанавливается в нейтральное положение, освобождается рычаг стояночного тормоза, после чего стояночный тормоз затягивается и вновь включается низшая передача.

124. Техническое обслуживание и ремонт агрегатов проводятся при использовании стендов, соответствующих своему назначению.

125. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления заземляются.

126. Пожарный автомобиль оснащается аптечкой, укомплектованной в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.

Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:

  • ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.
  • Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
  • ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.
  • СО – сезонное, при смене времени года.

Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:

  • месяц;
  • полугодие;
  • год;
  • согласно регламенту.

На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.

Ежедневное

Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:

  • внешним видом;
  • безопасностью езды;
  • исправностью основных агрегатов;
  • функционированием ПТВ и АСО;
  • уровнем горючего, охладителя и ГСМ.

Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:

  • ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;
  • ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
  • специальные ПА – 7 мин.;
  • АЛ и АЦПК – 10 мин.

В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:

Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.

Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:

Читайте также:  Ремонт бытовой техники уфа затон

Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.

Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:

  • плотность электролита;
  • давление в колёсах;
  • уровень затяжения колёсных гаек.

Техническое обслуживание на пожаре и АСР

В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:

  • безопасное удаление от пожара;
  • отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;
  • смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;
  • отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;
  • нагрев охлаждающей жидкости;
  • давление масла в моторе;
  • показания КИП;
  • очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;
  • заполнение резервуара воды после завершения тушения;
  • откачка воды из насоса и системы подачи;
  • ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.

В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:

  • Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.
  • Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.
  • Гидрант – плотное соединение сальников.
  • Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.
  • Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.
  • Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.

Первое техническое обслуживание

Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:

  • основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;
  • специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.

Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.

ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:

  • Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.
  • Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.
  • Смазка элементов.
  • Прочистка фильтров.
  • Функционирование осветительных приборов и сигналов.
  • Работа насоса и всех коммуникаций.

При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:

  • Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.
  • Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.
  • Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.
  • Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.
  • Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.
  • Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.

Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.

Второе техническое обслуживание

Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:

  • основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;
  • специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.

ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:

  • кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;
  • двигатель;
  • сцепление;
  • коробка переключения передач;
  • спидометр;
  • карданная передача;
  • задний и передний мост, рулевое управление;
  • тормоз;
  • аккумулятор, генератор;
  • зажигание;
  • свет и сигналы.

При проведении ТО-2 дополнительно осматривается специальное оборудование:

  • резервуар для воды и ВМП;
  • насос – функционирование, управление, КИП;
  • места для пожарного расчёта;
  • подогрев резервуара;
  • охлаждение двигателя;
  • смазка агрегатов, связанных с пожарной техникой;

В случае необходимости, сюда включается текущий ремонт. На все этапы ТО-2 выделяется 2 дня для основных ПА, 3 дня для специальных и 5 дней для крупной техники – АЦЛ и АЦПК выше 30 м, большегрузных шасси. Если срок эксплуатации транспортного средства составляет от 10 лет, то на него также выделяют 5 дней.

Сезонное техническое обслуживание

Пожарный автомобиль полностью подготавливается к работе в определённый период – зима или лето. Обслуживание выполняется 1 раз в полгода и обычно совмещается с ТО-1 и ТО-2 в следующих периодах – 15. 03-15. 05, 15. 09-15. Основные работы:

  • прочистка охлаждающего контура;
  • тестирование функционирования кранов и слива тормозной системы и питания;
  • смена смазки в основных агрегатах;
  • тестирование карбюратора, насоса топлива;
  • прочистка бака горючего;
  • стендовая проверка аккумулятора.

Техническое обслуживание при хранении техники

В этом случае руководствуются инструкциями по эксплуатации от производителя, в которых указываются нормы и необходимые работы. В общих случаях проводятся:

  • внешний осмотр состояния основных элементов кузова и рамы;
  • очистка от загрязнений;
  • проверка защитных покрытий, а при необходимости – их нанесение;
  • проверка герметичности.

Порядок планирования ТО

Для технического обслуживания составляется специальный график с указанием дней для каждой отдельной единицы техники. ТО-2 на год разрабатывается отделом ПТ, проходит согласование с отделом службы и подготовки, утверждается начальником УГПС, ОГПС. ТО-1 на год разрабатывается начальником ТС, проходит согласование со службой пожаротушения, утверждается начальником гарнизона. В некоторых случаях допускается составление единого плана для обоих видов технического обслуживания.

Меры безопасности при ТО и ремонте АЦ и насосно-рукавных автомобилей

Для проведения технического обслуживания подготавливается специальный пост, либо хорошо вентилируемое помещение. В нём предусматривается смотровая канава с металлическими или ЖБ ребордами и щитами. Также в ней присутствует обогрев на зимний период. Помещение снабжается системой отвода газов, с возможностью подключения к выхлопной системе ПА.

  • самостоятельная модификация рабочего инструмента;
  • снятие колёс при помощи кувалды, наезда автомобиля и других нетехнических методов;
  • вести работу с трансмиссией при заведённом автомобиле;
  • осуществлять любые работы со станками без заземления;
  • пользоваться электрическим оборудованием с нарушениями в изоляции или без заземления;
  • работать на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии, на домкратах и т.д.;
  • использовать посторонние предметы в качестве подкладки под вывешенный ПА;
  • работать с подвешенным ПА без подставки упоров;
  • выполнять проверку систем при включённом двигателе, где это не требуется;
  • преграждать проходы, подходы к источникам воды, пожарному оборудованию, рабочему инвентарю;
  • оставлять открытыми баки для горючего;
  • использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки элементов;
  • держать ЛВЖ и ГЖ, которые не требуются для ТО, и оставлять их в открытом виде.

Виды ремонтов

Несмотря на периодическое ТО, вероятность повреждения остаётся всегда, так как пожарная техника постоянно сталкивается с экстремальными ситуациями. В связи с этим остаётся необходимость в ремонтных работах. К тому же, после превышения пробега для определённого типа ПА, допускается его использование, при условии качественного ремонта.

Ремонт производится только после полной диагностики пожарного автомобиля и установления неисправностей. Существует 3 вида восстановительных работ:

  • текущий;
  • средний;
  • капитальный.

Текущий ремонт (ТР)

Необходим для поддержания работоспособности пожарного автомобиля, посредством установки новых агрегатов или восстановления уже имеющихся, но не более 1 базового. Помимо этого, производятся:

  • регулировка отдельных элементов;
  • улучшение крепёжа;
  • сварка;
  • слесарные работы;
  • механические работы.

Текущий ремонт допускает лишь частичную разборку агрегатов, замену его части или её восстановление, опять же, за исключением основных. Необходимость в починке может быть выявлена во время прохождения контрольного осмотра, либо по непосредственному сообщению водителя.

Средний ремонт (СР)

В этом случае допускается замена целого ряда агрегатов, но если они являются основными, то не более 4 штук. Сюда может входить двигатель, которому требуется капитальный ремонт, и полная покраска кузовной части. В результате этих действий обеспечивается правильное функционирование пожарного автомобиля.

Капитальный ремонт (КР)

Наиболее комплексный подход, при котором допускается полная разборка любой детали, или их замена. Причиной для производства капитального ремонта может служить выявление необходимости в полном ремонте следующих элементов:

  • кузов;
  • кабина;
  • резервуар;
  • насос;
  • более 2 элементов шасси.

В состав комиссии, которая определяет тип ремонта и срочность его проведения входят:

  • члены технической службы гарнизона;
  • начальник подразделения;
  • отделы технической службы;
  • старший водитель;
  • прикреплённый водитель из части, откуда прибывает ПА.

После проведения ремонта, автомобиль проходит испытание в специальном посту – проезд 2-4 км. Перед тем, как ПА будет возвращена обратно на дежурство, она проходит обкатку на протяжении 400 км после КР и 150 км по СР. Все выполненные работы заносятся в формуляр и подписываются начальником отдела технической службы, который и несёт за них ответственность, а также печатью.

Нормы потребления топлива

Они были введены МЧС России, чтобы обеспечить постоянное наличие и контроль над использованием горючего. Есть 2 вида учёта его потребления:

  • массовое выражение (кг, тонн) – планирование и поступление в подразделения;
  • объёмное (литры) – расход в подразделениях, кроме консистентных смазок.

Для современных ПА существуют 3 типа норм:

  • работа двигателя при полной нагрузке на каждые 100 км;
  • работа агрегатов в стационарном режиме;
  • работа двигателя без нагрузки.

Полный перечень норм расхода топлива представлен в приложении №7 к приказу МВД №549 от 20. 93 г. Они являются базовыми, то есть используются в качестве основы при расчётах, но дополнительно к ним могут применяться и различные коэффициенты увеличения:

  • Наличие прицепа. Бензин — +2 л на 1 тонну веса прицепа, а дизель — +1.3 л.
  • Климатический регион. Южный – до 5%, средний – до 10%, северный – до 15%, крайний северный – до 20%.
  • Горная местность. Высота над уровнем моря 500-1500 м — +5%, 1501-2000 м — +10%, 2001-3000 м – 15%, 3000 м и более — +20%.
  • В пунктах с более 1 млн. жителей – до 10%.
  • Пробег 1 000 км после капитального ремонта – до 10%.
  • Полевые условия и лес – до 20%, в период снегов или при наличии песка – до 35%.

Существует коэффициент понижения, если ПА эксплуатируется за чертой города на дорогах с улучшенным покрытием – до 15%. В случае, если требуется применить несколько надбавок, то берётся их итоговая сумма. Расчёт расхода производится водителем каждый раз после выезда, с учётом конкретных условий, с которыми он столкнулся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *