Обслуживание ремонт и модернизация военной техники

Чтобы не везти технику в цех на долгосрочный ремонт, рембаты устраняют повреждения в кратчайшие сроки в нескольких километрах от поля боя.

Ремонтные батальоны Вооруженных сил РФ оборудовали пункты починки прямо в полевых условиях. Помимо ремонта, специалисты в кратчайшие сроки занимаются и модернизацией техники.

Отремонтированная техника, которая пострадала в бою, проходит обкатку прямо в поле. На соседней площадке специалисты целиком меняют башню танка, так как нет времени везти Т-80 на капитальный ремонт в цех.

«Это можно произвести буквально в течение двух часов, а в отдельных условиях может сутки-двое. В данный момент башенное отделение заменили — на это ушло где-то часов двенадцать», — рассказал командир ремонтного подразделения.

Скорость быстрого ремонта достигается в том числе благодаря конструкторским решениям разработчиков. Танк, образно говоря, состоит из отдельных узлов и агрегатов, достаточно извлечь поврежденный и заменить его новым.

Несколько дней назад танк наехал на мину. У специалистов ремонтного батальона ушли всего сутки на то, чтобы заменить гусеницы и поврежденные агрегаты. Некоторую технику совершенствуют в полевых условиях, учитывая бронебойное иностранное вооружение, которым пользуются ВСУ.

На некоторые боевые машины пехоты навешивают противокумулятивную бронепластину, каждая из которых весит около пятидесяти килограммов и способна выдержать удар ручного противотанкового гранатомета или даже ракеты. Всего же ремонтники в течение трех дней приварят на отдельную БМП около двух тонн защиты, после чего машина снова отправится в бой. Также специалисты придумали приваривать специальные решетки, чтобы спасти жизнь экипажу бронемашины. Они нужны для того, чтобы рассеивать энергию снаряда при попадании.

Рембаза Вооруженных сил России может починить технику абсолютно любой сложности. Начиная от реактивной системы залпового огня «Ураган» и тяжелой артиллерии и заканчивая системами противовоздушной обороны. Например, у одной из машин заменили насос турбины и блок генератора.

На пункте сбора поврежденных машин все организованно так, чтобы ремонт можно было начать в кратчайшие сроки. Например, если на ремонтный пункт придет машина с поврежденной ходовой частью, то ей не будут чинить колеса, а просто поставят новые. В случае, если прибудет танк с поврежденным двигателем, то его тоже не будут чинить, а поставят новый. После того, как у танка восстановили броню и откалибровали прицел, остается финальный этап. Танкисты заряжают боекомплект и проверяют отремонтированную машину.

К настоящему моменту на автодроме готовы к выезду порядка 60 единиц обновленной техники. Её грузят на тралы и отправляют на несколько десятков километров ближе к фронту, в поддержку пехоте.

Ранее стало известно, как рембаты ВС РФ дают вторую жизнь вышедшей из строя технике. Поломанные танки, БМП, МТ-ЛБ и другие бронемашины эвакуируют с передовой под обстрелами, а затем ставят на ход.

Поврежденные в ходе боев танки, БМП и реактивные системы залпового огня восстанавливают агрегатным способом — то есть заменяют изношенные модули на новые.

Ремонт тяжелой бронетехники на скорость и без потери качества идет круглосуточно по периметру всей зоны спецоперации. Поврежденные в ходе боев танки, БМП и реактивные системы залпового огня восстанавливают агрегатным способом — то есть заменяют изношенные модули на новые. Таким образом экономится время, которое ценится военнослужащими на передовой больше всего.

На предельной скорости с крутыми поворотами танк Т-80 мчится по осеннему полю. Машина останавливается и открывает огонь. Это не учения и не боевые действия: так проверяется исправность отремонтированных узлов и агрегатов.

Выстрелами проверяют противооткатное устройство. Без него башню просто разнесет. От частой стрельбы в бою устройство изнашивается. А отремонтированное работает как часы.

БМП-3 тоже после ремонта. И тоже контрольный заезд по пересеченной местности. Проверяют часть ходовую, затем боевую в обязательном порядке.

«Важно здесь проверить все машины, чтобы были готовы к боевому применению. Потому что там у ребят не будет времени для проверки», — сказал заместитель командира танковой роты Илья.

В ремонтно-восстановительный батальон машины редко попадают своим ходом. Эвакуацией поврежденной техники с поля боя также занимаются бойцы этого подразделения. Боевые задачи в батальоне выполняют и военнослужащие, призванные из запаса в рамках частичной мобилизации. Батальон мобилен, и может развернуться практически в чистом поле. По условиям работы временные цеха не уступают капитальным — заводским. Вместе с военнослужащими работают представители заводов-изготовителей.

Заменить воздушный фильтр или танковый ствол — специалисты широчайшего профиля здесь ремонтируют практически любые повреждения и системы. Возвращают в бой не только бронетехнику, но и системы залпового огня, буксируемые артиллерийские орудия. Чтобы не терять время, боевую технику ремонтируют так называемым агрегатным способом. Например, если в двигателе есть серьезные неисправности, его сразу меняют на новый. А старый пойдет на завод, на ремонт.

«Техника, которая приходит, подлежит срочному восстановлению. Сначала ремонтируем технику с меньшими неисправностями. Сразу устраняем и ставим в строй. Более тяжелые, где нужна замена двигателя и т.д., мы получаем запчасти, меняем агрегаты. Если нужно, работаем допоздна и решаем задачи свои», — рассказал командир роты ремонтно-восстановительного батальона Николай.

Пневмобаллоны позволяют запустить двигатель танка без аккумулятора. В батальоне пункт заправки баллонов сделали передвижным. Может работать как можно ближе к линии боевого соприкосновения.

«Когда танк едет с неисправными баллонами, ему надо пройти большое расстояние, передвижной сам приезжает и ускоряется процесс», — отметил компрессорщик ремонтно-восстановительного батальона Дмитрий.

Сократить расстояние и время не в ущерб качеству. Делают как для себя. От работы ремонтных подразделений зависит не только выполнение боевой задачи, но и жизни бойцов.

Ранее Минобороны России опубликовало кадры обслуживания и проведения регламентных работ на самолетах, задействованных в специальной военной операции. Обслуживание авиационной техники производится на базе технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) аэродрома, где инженеры авиационных подразделений ежедневно в круглосуточном режиме продолжают выполнять работу по ремонту и обслуживанию боевых самолетов во время проведения специальной военной операции.

Кадры восстановления техники в полевых условиях в ходе СВО

Благодаря современным машинам технического обслуживания и ремонта, а также высокой квалификации военнослужащих ремонтных подразделений, в полевых условиях могут проводиться восстановительные работы любой сложности.

Читайте нас на:

Военнослужащие ремонтных подразделений проводят бесперебойное обслуживание и ремонт военной техники и вооружения (ВВТ) в ходе проведения специальной военной операции. Для этого в полевых условиях российские военные развернули пункт ремонта и восстановления техники.

Военные ремонтных подразделений проводят круглосуточно — в три смены — регламентные работы по восстановлению колесной и гусеничной техники. Особое внимание уделено вопросам обслуживания и ремонта ВВТ войск, действующих на значительном удалении от пунктов временного развертывания и дислокации.

В полевых условиях, благодаря высокой квалификации военнослужащих ремонтных подразделений, могут проводиться восстановительные работы любой сложности при помощи современных машин технического обслуживания и ремонта.

В первую очередь ремонту подлежит вооружение, необходимое для выполнения боевой задачи. Также ремонтируется вооружение, на ремонт которого потребуется небольшой срок.

Производимые при любых погодных условиях работы по ремонту и замене силовых установок, сцеплений и трансмиссий, технических жидкостей помогают российским военнослужащим в срок возвращать технику в передовые подразделения для дальнейшего выполнения всех поставленных задач.

Заместитель командира ремонтно-восстановительного подразделения Алексей отметил, что «по большому счету техника очень надежная и выполняет свои функциональные обязанности».

«На данном объекте был неисправен двигатель и бортовые коробки передач. Сейчас заканчиваем ремонт с этой машиной, устанавливаем бортовую коробку передач и машина выйдет в строй дальше вести боевые действия», — заявил российский военный.

Ранее корреспондент «Звезды» Алексей Алексеев посмотрел, как бойцам Луганской народной Республики удается возвращать в строй любую трофейную технику — от украинских танков до британских бронемашин. Ремонтный батальон в ЛНР постоянно отправляет на передовую восстановленные БТР и БМП, в том числе и захваченные у противника.

ЭКСКЛЮЗИВНО

Пожарные расчеты приступили к работе на территории здания ФСБ в Ростове-на-Дону

Мантуров рассказал, как российский бизнес преодолевает санкции

Саперы ВВО начали разминирование полей в ДНР

Опубликованы кадры из нового дома мальчика Феди, пострадавшего при теракте под Брянском

Ветеран ВМФ Колесник рассказал, какие навыки должны были иметь минеры «Северного потока»

Украинские боевики обстреляли Донецк и ранили подростка

ПОПУЛЯРНОЕ

Опубликованы кадры пожара в здании погрануправления ФСБ в Ростове-на-Дону

Заседание конгресса FIFA впервые переводят на русский язык

«КП»: Костомаров после операции испытывает боли и кричит на близких

Роджер Уотерс пригрозил судом за отмену его концертов в Германии

«Если ничего не мешает, нужно спать ложиться»: Путин пошутил о преодолении трудностей

Читайте также:  РЕМОНТ БЫТ ТЕХНИКИ ВЫБОРГ

Экс-президент Грузии Саакашвили рассказал об угрозе полиорганной недостаточности

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА

Необходимо включить куки (Cookies) в настройках вашего браузера. Мы используем cookies, чтобы обеспечить вам лучшее взаимодействие с нашим сайтом, в частности это просмотр видео к новостям, новых программ и прямого эфира телеканала «Звезда». Наш сайт использует cookies в том числе и от сторонних ресурсов, чтобы предоставить наиболее релевантную вам рекламную информацию. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookies.

Предлагаем посмотреть эту страницу на полной версии сайта.

Для передачи вооружения в ремонтные воинские части и предприятия промышленности курсант должны знать перечень документов, оформляемых для отправки образцов РАВ в ремонт

,

передачу РАВ в ремонтные воинские части, передачу РАВ на предприятия промышленности, требования к изделиям, сдаваемым в ремонт. Авторы подробно рассматривают эти вопросы, которые в дальнейшем позволят избежать ошибок при передаче вооружения в ремонтные воинские части и предприятия промышленности.

Ключевые слова:

ремонт, служба РАВ,

ремонтную воинскую часть

, вооружение, боеприпасы

На ракетно-артиллерийское вооружение, требующее проведения капитального ремонта после выработки ими установленного назначенного ресурса, представляются в ГРАУ МО документы на перевод образца РАВ в 4 категорию в соответствии с методикой, утвержденной начальником ГРАУ МО.

После согласования ГРАУ МО актов технического состояния о переводе в 4 категорию на основании представленныхзаявок начальника службы РАВ вида Вооруженных Сил, военного округа, рода войск Вооруженных Сил и утвержденных актов технического состояния на каждый образец РАВ 4 категории вооружение планируется в капитальный ремонт.

В случаях выхода из строя образцов РАВ в результате боевых повреждений, аварий, нарушения правил эксплуатации (хранения), порчи или утраты составных частей образцы ВВТ планируются в средний или капитальный ремонт (ремонт по техническому состоянию) независимо от выработки назначенного ресурса до ремонта по решению довольствующего ЦОВУ.

При этом начальник службы РАВ вида Вооруженных Сил, военного округа, рода войск Вооруженных Сил дополнительно представляет начальнику ГРАУ МО:

ходатайство об изъятии образцов РАВ в ремонт;

материалы административного разбирательства;

материалы на списание нанесенного материального ущерба, оформленные в установленном порядке;

Решение о проведении заводского (среднего, ремонта по техническому состоянию и капитального) ремонта образцов РАВ принимается начальником уполномоченного органа военного управления.

Образцы РАВ, подлежащие ремонту, записываются начальником технической службы воинской части в книгу учета неисправного вооружения и военной техники с указанием вида ремонта или технического обслуживания.

В органах военного управления ведется учет выполнения плана ремонта в книге учета выполнения плана ремонта (обработки) вооружения, военной техники и имущества

.

Передача в ремонт вооружения в ремонтные воинские части и предприятия промышленности и обратно осуществляется на основании нарядов по актам о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1 (форма по ОКУД 0306001) или актам о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1б (форма по ОКУД 0306031) в соответствии с приказом МО РФ 2013 г. № 300дсп.

Передача РАВ в ремонтные воинские части

При передаче в ремонт образцов вооружения в ремонтные воинские частиони списываются с учета воинской части и ставятся на учет в ремонтной воинской части.

Акт ОС-1 оформляется не менее чем в трех экземплярах: первый и второй экземпляры остаются у воинской части-грузоотправителя, и после списания с регистров учета воинской части первый передается в штатный (обслуживающий) финансовый орган, второй — в довольствующий орган, третий передается ремонтной воинской части и после отражения в регистрах учета направляется в штатный (обслуживающий) финансовый орган.

Образцы РАВ, отправляемые в ремонт в ремонтную воинскую часть (ремонтное подразделение) военного округа или объединения, должны быть полностью укомплектованы. ЗИП с образцами вооружения не передаётся.

Передача низкозамерзающей жидкости в системах охлаждения и горючего, оставшегося в топливных баках, оформляется накладной (форма по ОКУД 0315007).

Продолжительность сдачи образца ВВТ в ремонтную воинскую часть (ремонтное подразделение) военного округа или объединения не должна превышать сроки, определяемые действием наряда.

Образец ВВТ считается сданным (принятым) в ремонт после подписания представителем ремонтной воинской части (ремонтного подразделения) военного округа, объединения соответствующих первичных документов.

Принятые в ремонт образцы ВВТ в учете воинской части списываются с материально ответственного лица и записываются за соответствующей ремонтной воинской частью (ремонтным подразделением) военного округа или объединения, принявшей их в ремонт.

Передача РАВ на предприятия промышленности

При передаче в ремонт материальных ценностей на предприятия промышленности они списываются с учета воинской части и ставятся на учет в военном представительстве Министерства обороны на предприятии промышленности.

Акт ОС-1(б) оформляется не менее чем в четырех экземплярах: первый и второй экземпляры остаются у воинской части-грузоотправителя, и после списания с регистров учета воинской части первый передается в штатный (обслуживающий) финансовый орган, второй — в довольствующий орган, третий передается предприятию промышленности, четвертый военным представительством Министерства обороны на предприятии промышленности направляется в обслуживающий финансовый орган.

На всех экземплярах акта ставится отметка военного представительства Министерства обороны на предприятии промышленности о принятии к учету или выбытии материальных ценностей.

Продолжительность сдачи образца ВВТ в ремонт на ремонтное предприятие (предприятие-изготовитель) не должна превышать сроки, установленные государственными контрактами.

Образцы ВВТ, сданные в заводской ремонт по техническому состоянию или капитальный ремонт, с учета воинской части снимаются.

Передача (прием) материальных ценностей на исследование, испытания, модернизацию, доработку производится аналогичным образом, как в ремонт (из ремонта).

Порядок учета образцов РАВ, передаваемых в ремонт на предприятия промышленности, может изменяться довольствующим центральным органом военного управления по согласованию с Департаментом финансового обеспечения Министерства обороны в зависимости от условий государственных контрактов.

В соответствии с требованиями государственных контрактов, оформленных согласно рекомендациям типовой формы контракта по ремонту ВВТ, изъятие изделий в ремонт на предприятие промышленности оформляется Актом приема-передачи изделий в ремонт по форме, установленной в приложении к государственному Контракту.

Документальное оформление, своевременную передачу ВВТ в ремонт и прием ВВТ обратно в соответствии с государственным контрактом организовывает начальник службы РАВ воинской части.

Подготовка образца ВВТ к отправке в ремонт осуществляется в воинской части, на обеспечении которой он состоит. За подготовку образца РАВ в ремонт отвечает командир подразделения (взвода, роты (батареи) и заместитель командира подразделения по вооружению (старший техник (техник) подразделения). Формуляр (паспорт) образца ВВТ заполняется до последнего дня его эксплуатации.

В капитальный ремонт сдаются изделия 4-й категории. Категория изделия должна быть указана в формуляре образца вооружения.

Изделия должны быть в собранном виде и транспортабельными, при этом должно обеспечиваться безопасное и надежное транспортирование изделий железнодорожным (автомобильным) транспортом и своим ходом.

Все сборочные единицы, приборы должны быть закреплены на штатных местах, за исключением отдельных узлов, блоков и агрегатов, которые по условиям их транспортировки демонтируются и транспортируются отдельно в соответствии с требованиями эксплуатационной документации (требованиями защиты государственной тайны). Данные узлы и блоки (агрегаты) отправляются одновременно с изделием в упакованном или защищенном от повреждения виде.

Изделия, сдаваемые в ремонт, должны быть в полной комплектности согласно формулярам (паспортам), включая одиночные комплекты запасных частей, инструмента и принадлежностей и эксплуатационную документацию. Номера узлов (блоков, приборов) должны соответствовать номерам, указанным в формуляре (паспорте) изделия. Все разделы формуляра на изделие должны быть заполнены.

Изделия, их составные части и ЗИП должны быть разряжены, взрывобезопасны, подвергнуты (при необходимости) дегазации, дезактивации или дезинфекции, очищены от загрязнений, законсервированы для кратковременного хранения в соответствии с ЭД, без замерзающих жидкостей.

Неисправности и поломки на изделиях, сдаваемых в ремонт, должны быть следствием нормальной эксплуатации и естественного износа или боевых повреждений.

В случае утраты, разукомплектования, недостачи, порчи или аварий составных частей вооружения, ЗИП и ЭД принимать меры по их доукомплектованию в местах эксплуатации.

В крайних случаях при невозможности доукомплектования вооружения элементами одиночного комплекта ЗИП и ЭД из-за отсутствия их в довольствующих органах указывать в разделе III акта технического состояния (форма 12) номера актов об их списании.

На сдаваемых в ремонт изделиях допускается:

наличие деталей, узлов, механизмов и агрегатов различной конструкции в пределах конструктивных изменений, произведенных заводом-изготовителем;

наличие дополнительных ремонтных деталей с ремонтными размерами в соответствии с требованиями ремонтной документации.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие промышленности, ремонт, воинская часть, военный округ, ремонтная воинская часть, техническое состояние, капитальный ремонт, изделие, ремонтное подразделение, военное управление.

Библиографическое описание

Комаров, К. М. Оптимизация системы технического обеспечения военной автомобильной техники при использовании встроенного диагностирования / К. М. Комаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76866/ (дата обращения: 16.03.2023).

Читайте также:  Ремонт бытовой техники на дому в могилеве

Во время эксплуатации военной автомобильной техники (далее ВАТ) возникают неисправности агрегатов и систем, происходит изменение значений показателей, непосредственно характеризующих работоспособность ВАТ. Один из наиболее перспективных вариантов поддержания работоспособности автомобильной техники можно считать встроенные диагностирования (далее ВД) агрегатов и систем. Для оптимизации затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт (далее ТО и ТР) военной автомобильной техники применим способ, основанный на ВД. Основными проблемами в области ТО и ТР являются: неопределенность момента постановки ВАТ на обслуживание, что значительно затрудненность процесс планирование и проведение ТО и ТР; возникновение трудностей при совмещении видов ТО; осложнение определения трудозатрат на проведение ремонта; оценка материальных затрат на проведение ТО и ТР. Обозначенные проблемы можно решить, применив способ ВД с использованием специализированного программного обеспечения, адаптированного под марку ВАТ, которое максимально автоматизирует процесс выполнения вышеуказанных задач.

Ключевые слова:

вооружение и военная техника, военная автомобильная техника, эксплуатация, способ, неисправность, встроенное диагностирование, программно-информационный комплекс (ПИК), техническое обслуживание и текущий ремонт, отдел технического обеспечения, автомобильная служба.

При обслуживании ВВТ применяются два способа доведения агрегатов и систем АТ до нормативного технического состояния:

по техническому состоянию.

Обслуживание некоторых деталей (механизмов) с точки зрения экономии средств целесообразно проводить реже, например через одно ТО. Данный недостаток устраним при использовании способа ТО по техническому состоянию, предполагающий проведение диагностики при каждом обслуживании, результатам которого являются необходимые операции по ТО (замена, смазка, регулировка и т. д.). Преимуществом данного способа является полнота использования назначенного ресурса конкретных деталей (узлов) с учетом изменения их фактического технического состояния. Но и этот способ не лишен недостатков. Периодическое диагностирование не позволяет минимизировать затраты на техническое обслуживание, так как для сокращения потерь ресурса изделий следует уменьшать промежуток времени между диагностикой, что подразумевает возрастание затрат. Динамичная же система ТО и ТР, основанная на ВД, обеспечивает оперативное выполнение работ по поддержанию готовности ВАТ.

Использование предлагаемой системы ТО и ТР с применением средств ВД позволяет оценивать фактическое состояние агрегатов и механизмов ВАТ и соответственно определять какие операции по ТО или ТР и когда необходимо провести. Усложнение конструкции и увеличение стоимости АТ из-за увеличения контролепригодности её агрегатов и механизмов является главной проблемой применения динамичной системы ТО и ТР.

Рис. 2. Взаимосвязь ПИК с отделом технического обеспечения и командирами подразделений

Основные задачи ПИК:

− прогнозирование времени постановки АТ на посты ПТОР, объединения операций ТО и ТР в группы для АТ с разным техническим состоянием;

− определение трудоемкости ТО и ТР, оценка материальных затрат на ТО и ТР АТ.

Наряду с этим в воинской части (отдельно взятом парке) возникает необходимость планирования ТО групп ВВТ с разным техническим состоянием. Информацию, полученную с использованием ВД, при планировании обслуживания нужно анализировать, объединять и систематизировать с помощью специального программного обеспечения. Для решения поставленных выше задач предлагается ПИК (рис. 2), в виде автоматизированного рабочего места специалиста отдела технического обеспечения (далее ОТО).

Программно-информационный комплекс включает в себя базы данных о количестве ВАТ воинской части; информацию, полученную по итогам диагностирования; справочные сведения о ВАТ; трудоемкость операций по ТО и ТР; предельно-допустимые значения технического состояния; усредненные величины наработки на отказ агрегатов и механизмов ВАТ, и конкретные рекомендации по устранению основных неисправностей.

Рис. 3. Алгоритм программы планирования ТО и ТР

Данные, полученные системой ВД, обрабатываются расчётно-аналитическим блоком, состоящим из программы оптимизации периода направления ВАТ на ТО и ТР и сигнализатора её состояния. Эта информация является основанием для планирования и своевременного проведения ТО и ТР военной автомобильной техники. Программное обеспечение считывает характеристики с первичных преобразователей системы ВД, установленных на агрегатах и механизмах ВАТ. Эти характеристики автоматически заносятся в базу данных для получения полной картины динамики технического состояния конкретного образца ВАТ. После автоматического прогнозирования наработки до вероятного возникновения отказа, в соответствии с алгоритмом (рис. 3), анализируется вся информация о предотказных состояниях агрегатов и механизмов ВАТ воинской части. Автомобильная техника в зависимости от вида выполняемых операций группируется по постам ПТОР. Программа считает количество автомобилей на один пост и определяет трудоемкость каждой операции по каждому единице техники. Затем определяется порядок прохождения ТО и ТР, начиная с машин, у которых выявлено предотказное состояние узлов или у которых прогнозируемая наработка до отказа минимальна. Специалистом отдела технического обеспечения (начальником автомобильной службы) проверяются сведения о занятости постов ПТОР. Если необходимый пост свободен, то первый из списка автомобиль назначается на прохождение ТО. Данная информация доводится до отдела технического обеспечения (автомобильной службы), руководитель которого дает команду на проведение работ. В перечень работ по ТО и ТР входит достаточно большое количество различных операций. Так, в перечень ежедневного обслуживания входит более 10 операций, в техническое обслуживание № 1 — более 20, в техническое обслуживание № 2 — более 70, в сезонное обслуживание — более 25, в текущий ремонт — более 100. Несвоевременность проведения обслуживания увеличивает количество ремонтных работ и повышает затраты на поддержание ВАТ в технически исправном состоянии. Применение средств ВД снижает вероятность возникновения отказа и суммарную трудоемкость ТО и ТР машин.

Предложенная система ТО и ТР с использованием средств ВД с определенным программно-информационным комплексом дает возможность определять оптимальное время постановки ВАТ на обслуживание или ремонт, группировать операции ТО и ТР; определять трудоемкость работ, что облегчает планирование и управление ТО и ТР военной автомобильной техники, снизит материальные и трудовые затраты на проведение ТО и ТР и продлит ресурс автомобильной техники.

  • Ремонт военной автомобильной техники / Под редакцией кандидата технических наук, профессора А. Н. Герасимова. — Р. 2006. — 74–82 с.
  • Лянденбурский, В. В. Встроенная система диагностирования автомобилей с дизельным двигателем / В. В. Лянденбурский, Ю. В. Родионов, С. А. Кривобок // Автотранспортное предприятие. — 2012. — № 11. — С. 45–48.

Основные термины (генерируются автоматически): техническое состояние, техническое обслуживание, военная автомобильная техника, текущий ремонт, техническое обеспечение, автомобильная техника, воинская часть, механизм ВАТ, операция, автомобильная служба.

Изложены основные результаты изучения вопросов модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники. Определены принципы, виды, рамки, причины и порядок проведения работ по повышению качества, улучшению характеристик и свойств образцов (изделий). Сформулирована постановка задачи оценки причин и целесообразности модернизации образцов вооружения военной и специальной техники.

Ключевые слова:

модернизация, вооружение военная и специальная техника (ВВСТ), образец вооружения, сложная техническая система (СТС), тактико-технические характеристики (ТТХ)

Современный этап развития науки и техники в ведущих странах мира характеризуется планированием и проведением теоретических и практических работ по наращиванию военного потенциала. Осуществляется проектирование, создание и внедрение в вооружённые силы новых видов вооружения различного назначения.

Обзор информационных источников о планах перевооружения армий западных государств показывает, что в них предусматривается не только смена поколений образцов ракетного, авиационного и радиоэлектронного вооружения, но и широкомасштабная модернизация стоящих на вооружении изделий. Приоритетными являются разработки, направленные на создание и улучшение ТТХ образцов и комплексов управляемого ракетного вооружения, автоматизированных и роботизированных боевых систем, бортовых комплексов современных самолётов, вертолётов, кораблей, космических аппаратов.

Перед учёными и конструкторами в области ракетостроения возникает вопрос: целесообразно ли разрабатывать и создавать совершенно новые крылатые и баллистические ракеты при появлении у вероятных противников эффективных средств противовоздушной и противоракетной обороны. Аналогично встаёт вопрос: рационально ли создавать новые противотанковые ракетные комплексы для борьбы с бронированными объектами противника, которые оснащаются средствами динамической, активной и пассивной защиты.

Проектировщики и разработчики образцов ВВСТ стремятся на базе конструкций созданных и опытных изделий провести такие технические доработки, которые позволят расширить их боевые возможности: увеличить дальность и эффективность действия, повысить точность стрельбы, мобильность и автономность функционирования, обеспечить преодоление зон противовоздушной обороны и радиоэлектронных помех, усилить защиту от огневых средств противника и т. п.

Известно, что определение целесообразности разработки и создания новых образцов ВВСТ требует проведения комплексных военно-технических и экономических исследований, включающих дефиницию требований и конкретизацию боевых задач, которые должны решаться с применением тех или иных средств вооружения. Оцениваются как существующие, так и предлагаемые к разработке изделия. Устанавливаются основные тактико-технические и стоимостные характеристики образцов ВВСТ и их составных частей. Изделия и их компоненты сравниваются по основным, наиболее важным показателям. Выявляются конструктивные схемы, взаимосвязи и особенности функционирования всех компонентов, блоков, элементов.

Читайте также:  Мастерская по ремонту бытовой техники в мурманске гвардейская

Модернизация, как процесс повышения качества образца ВВСТ в период его жизненного цикла, является комплексной научно-технической и технологической задачей. Решение её связано оценкой эффективности изделий и планированием мероприятий организационного, инженерного, конструктивно-технического, производственного и экономического характера. Это требует системного подхода, предусматривающего анализ условий, факторов и возможностей применения конкретных образцов ВВСТ, выявление причинно-следственных связей и стоимостных показателей. Возникает необходимость разработки моделей и методик, позволяющих получать качественно-количественные оценки эффективности разрабатываемых, существующих и модернизируемых образцов ВВСТ с установлением их роли и места в системах вооружения войск (сил). Для каждого из образцов определяются требуемые конструктивные, технические, аппаратно-программные, технологические доработки, возможности комплектования необходимыми приборами и устройствами, особенности проведения экспериментов, испытаний, подготовки и запуска серийного производства. Большое значение будет иметь не только обоснование ожидаемого эффекта от модернизации изделий, но и определение возможностей научно-исследовательских организаций, конструкторских, производственных предприятий, военно-промышленных компаний (фирм) по проведению необходимых работ.

Множество Q1 причин модернизации, вызванных неполной реализацией требований при первоначальном проектировании, конструировании, создании и выпуске в серию образца (изделия) ВВСТ:

q11 — подмножество причин, определяющих невозможность полной технической и технологической реализации требований при создании образца;

q12 — подмножество причин, обусловленных материальными ограничениями при создании и серийном производстве образца;

q13 — подмножество причин, обусловленных временными ограничениями при создании и серийном выпуске образца.

Множество Q2 причин модернизации, вызванных возникающими в течение жизненного цикла образца (изделия) ВВСТ изменениями условий функционирования и внешней среды:

q21 — подмножество причин, обусловленных изменениями конструкции и характеристик составных подсистем, компонентов элементов образца;

q22 — подмножество причин, обусловленных изменениями состава, характера и качества противоборствующих систем, комплексов и средств вероятного противника;

q23 — подмножество причин, обусловленных изменениями способов применения образца по назначению;

q24 — подмножество причин, обусловленных изменениями условий функционирования образца в зависимости от вида и характера боевых действий;

q25 — подмножество причин, обусловленных ростом технических и технологических возможностей по усовершенствованию образца.

Множество Q3 причин модернизации, связанных с проявлением недостатков в конструкции и процессах функционирования образцов при испытаниях и в ходе жизненного цикла:

q31 — подмножество причин, обусловленных выявленными недостатками в ходе испытаний и производства образца;

q32 — подмножество причин, обусловленных недостатками, проявившимися в ходе войсковой эксплуатации образца;

q33 — подмножество причин, обусловленных недостатками, которые выявлены в процессах применения образца по назначению (по результатам боевого применения).

В полном объёме обобщённый показатель множества причин модернизации образца (изделия) ВВСТ i-го типа формируется по результатам оценки и прогнозирования трёх составных компонентов:

Q

i

= Q1

i

+ Q2

i

+ Q3

i

,

где i — тип образца (изделия) ВВСТ согласно классификационным признакам; Q1

i

— множество причин, определяемых с учётом условий создания и производства образца, Q2

i

— множество причин по результатам оценки свойств и ТТХ образца и возможностей их улучшения; Q3

i

— множество причин по результатам анализа недостатков, выявленных в ходе войсковой эксплуатации и боевого применения образца.

Виды модернизаций образцов ВВСТ

Процессы модернизации образцов ВВСТ могут быть семи видов. Каждый вид характеризуется определённым сочетанием множеств причин (признаков) и основных условий реализации целей, задач и способов модернизации.

Определение способов и последовательности модернизации сложных технических систем, каковыми являются современные образцы (изделия) ВВСТ, связано с постановкой и решением задач системного инжиниринга, включающих анализ конструктивных и инженерных решений, оценку эффективности боевого функционирования, технического обслуживания и экономической целесообразности применения изделий вооружения и техники в условиях мирного и военного времени.

  • На долгосрочный период формируются требования к образцам ВВСТ, определяется их роль и место в системе вооружения в целом и в составе боевых (огневых) средств войсковых группировок. Формируется система исходных данных, содержащая военно-стратегические, оперативные и тактические сведения, а также классификационные, боевые и стоимостные характеристики существующих образцов ВВСТ и основных объектов вероятного противника. Обеспечивается предварительное определение требований к модернизируемым образцам ВВСТ.
  • Устанавливаются отличия значений ТТХ, присущие существующим образцам (изделиям), от требуемых или задаваемых значений.
  • Выявляются основные технические, инженерные и технологические решения для достижения заданных ТТХ образца. Проводится системный анализ показателей и возможных вариантов модернизации образцов. Данная задача является многокритериальной и в большинстве случаев сводится к структурно-параметрическому синтезу и сравнению обобщённых характеристик.
  • Определяются вид и границы модернизации образцов ВВСТ с учётом качественно-количественных показателей и статистических данных по их функционированию, эксплуатации, а также результатам войсковых испытаний и боевого применения.
  • Проводится оценка возможностей модернизации образцов ВВСТ в периоды их войсковой эксплуатации, нахождения на снабжении войск (сил). Анализ различных вариантов модернизации образцов с выбором наиболее предпочтительных по критерию «эффективность — стоимость».
  • Определяются основные мероприятия по частичной модернизации — доработке образцов. Либо составляются планы полной модернизации, включающие технологии изготовления опытных партий, проведения испытаний и серийного производства образцов.
  • Разрабатывается соответствующая техническая и методическая документация.

В научной и специальной литературе для обозначения предметов исследования употребляются общеизвестные, принятые термины и определения, а также трактовки, которые уточняют и раскрывают сущность понятий «система», «большая система», «сложная система». Для описания сложных технических систем и их составных частей часто используются такие термины, как «элементы», «отношения», «свойства».

Элемент — это отдельный объект или цельный предмет, выполняющий определённые функции, находящийся на каком-либо уровне иерархии или в составе системы. Могут быть основные, системообразующие элементы, а также не основные, вспомогательные, второстепенные элементы.

Термином «отношения» обозначаются связи и взаимосвязи, установленные между элементами системы и с другими системами. При описании сложной технической системы применяются и такие классические и словарные определения, как декомпозиция, соединение, сопряжение, взаимодействие, корреляция и т. п.

Свойства — есть качественная характеристика, совокупность классификационных, организационно-технических и функциональных признаков системы. Это то, что отличает одни технические системы от других либо позволяет судить об их схожести, идентичности, равнозначности.

В составе любой сложной технической системы (S) целесообразно выделять: множества (A) элементов, множества (В) свойств, множества (D) отношений.

Особенностью модернизации образца ВВСТ является то, что должны рассматриваться операции улучшения ТТХ, которые повышают качество образца (как исходной системы) при сохранении в его (её) составе хотя бы одного из системообразующих элементов.

При решении задач модернизации можно выделить следующие характерные черты: процедурные и организационные. Процедурный связан с технологией решения задачи модернизации, а организационный — с объёмом и стратегией работ по модернизации.

В таблице 2 приведены принципы модернизации образцов (изделий) ВВСТ и основные организационно-методические аспекты, которые необходимо учитывать при выборе способов реализации принципов.

Принципы модернизации образцов ВВСТ

Рис. 2. Треугольные графы создания (Gс) и модернизации (Gм) образцов ВВСТ

При оценке возможностей модернизации образцов ВВСТ в качестве ключевого критерия в зависимости от внешних условий и факторов может приниматься любой из трёх показателей: качество, стоимость и время модернизации.

Таким образом, постановку задачи модернизации образцов ВВСТ можно сформулировать следующим образом.

Известны: перечень и ТТХ образцов ВВСТ, показатели функционирования, недостатки и требования по их устранению.

Определяются основные причины и условия модернизации. Выявляются рамки модернизации, стоимостные и временные ограничения.

Требуется разработать план модернизации, включающий правила и порядок выполнения работ по улучшению ТТХ, повышению функциональных возможностей и снижению эксплуатационных расходов образцов ВВСТ.

Решение задач выбора причин и оценки возможностей проведения модернизации предполагает системный подход к изучению процессов разработки, создания, производства, эксплуатации, боевого применения и совершенствования образцов (изделий) вооружения, военной и специальной техники.

  • Новый политехнический словарь / Под ред. А.Ю Ишлинского — Науч. издательство «Большая российская энциклопедия», 2000. — 305 с.
  • Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  • Военная энциклопедия. М.: Воениздат, 2001. Том 5. — 190 с.
  • Литвиенко В. В., Урюпин В. Н., Солдатов А. Н. Методологические аспекты модернизации вооружения, военной и специальной техники. Задачи, виды и принципы модернизации // Военная теория и практика — 2018 — с. 53–62.
  • Цветков В. Я. Сложные технические системы // Образовательные ресурсы и технологии — 2017 — № 3 — с. 86–91.

Основные термины (генерируются автоматически): подмножество причин, изделие, специальная техника, качество, множество причин, модернизация, причина модернизации, система, сложная техническая система, вероятный противник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *