Обслуживание и ремонт военной техники связи

5.4.1. На учениях (тактико-специальных занятиях) в полевых условиях старший начальник обязан пре­ дусматривать обслуживание всей участвующей в них техники связи и АСУ в соответствии с принятой еди­ ной системой технического обслуживания.

Техническое обслуживание проводится по плану-рафику, который составляется при разработке пла­на технического обеспечения учений. План-график со­гласуется по времени начала и окончания работ с вза­имодействующими узлами и линиями связи.

5.4.2. Разрешение на проведение технического об­ служивания дает дежурный по узлу связи.

Выключение действующей техники связи и АСУ для проведения технического обслуживания проводит­ся поочередно с заменой выключенных средств ре­зервными. При отсутствии резервных средств разре­шение па выключение техники связи и АСУ дает

старший начальник, в интересах которого организу­ется связь. При этом принимаются меры для обеспе­чения связи по обходным каналам.

5.4.3. Для оказания помощи подразделениям в обеспечении безотказной работы техники связи и АСУ на учениях могут создаваться группы технического обеспечения.

На группы возлагается:

контроль за технически правильным развертыва­нием техники связи и АСУ;

обеспечение качественной проверки аппаратуры, а также контроль параметров каналов связи и приведе­ние их в соответствие с установленными нормами;

оказание помощи подразделениям в организации и проведении работ по восстановлению нарушенных связей, а также работ технического обслуживания, связанных с регулировкой и измерением параметров аппаратуры;

контроль за техническим состоянием техники свя­зи и АСУ, качеством проведения технического обслу­живания и соблюдением личным составом правил и мер безопасности;

сбор, обобщение и представление установленным порядком сведений об отказах и повреждениях тех­ники связи и АСУ и выработка предложений по их предупреждению.

5.4.4. Для выполнения работ, возлагаемых на груп­пу технического обеспечения, в ее распоряжение вы­деляются инструмент, принадлежности, материалы и другое техническое имущество, необходимое для тех­нического обслуживания и ремонта средств связи в полевых условиях.

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕМОНТА

6.3.1. Сроки проведения плановых среднего, капи­тального и регламентированного ремонтов техники свя­зи и АСУ отражаются в перспективных и годовых планах эксплуатации и ремонта вооружения и воен­ной техники, разрабатываемых в соединении (части), а также в довольствующих органах объединений, организующих плановый ремонт этой техники.

6.3.2. Для комплексных образцов техники связи и АСУ сроки плановых ремонтов устанавливаются в соответствии с потребностями основной составной ча­сти и ремонт ее проводится ремонтными органами связи. Ремонт средств подвижности, агрегатов элек­тропитания и других составных частей осуществляет­ся на специализированных ремонтных предприятиях их заказчиков и планируется в объеме, обеспечиваю­щем восстановление ресурса, до очередного плано­вого ремонта основной составной части.

6.3.3. При разработке перспективных и годовых планов должен обеспечиваться ступенчатый последо­вательный выход в ремонт техники связи и АСУ, неоказывающий существенного влияния на боеготов­ ность и боеспособность части (соединения).

6.3.4. На основании плановой и фактической потребности в среднем и капитальном ремонтах началь­ник связи соединения (части), командир соединения (части) связи представляет в довольствующий орган заявку на ремонт техники связи и АСУ (приложе­ние 11), в том числе на составные части комплекс­ных образцов, в очередном планируемом году. До­вольствующий орган обобщает полученные заявки на ремонт, определяет номенклатуру и количество тех­ники связи и АСУ, подлежащей ремонту в подчинен­ных ремонтных органах; на ремонт остальной техники связи и АСУ, включая и составные части комплекс­ных образцов, представляет заявку в вышестоящий довольствующий орган.

6.3.5. В довольствующих органах при планирова­нии ремонта кроме потребностей войск связи учиты­ваются потребности в плановых ремонтах средств свя­зи и автоматизации, являющихся составными частями образцов вооружения и военной техники других родов войск (служб) и специальных войск. Данные о по­требностях в ремонте таких средств связи и автома­тизации представляют органы управления техниче­ским обеспечением родов войск (служб) и специаль­ных войск на основании разрабатываемых ими пла­нов эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники.

6.3.6. В довольствующих органах при планирова­нии ремонта отдельно учитываются потребности в среднем, капитальном и регламентированном ремон­тах составных частей комплексных образцов техники связи и АСУ, осуществляемых по кооперации специа­лизированными ремонтными органами других родов войск (служб) и специальных войск. На основании установленных потребностей в органы управления техническим обеспечением соответствующих родов войск (служб) и специальных войск представляются необходимые данные для планирования работы под­чиненных специализированных ремонтных предприятийс учетом потребностей войск связи.

6.3.7. Сроки и порядок представления заявок на ремонт и обмена данными о потребностях в ремонте составных частей комплексных образцов вооружения и военной техники устанавливаются соответствую­щими органами управления техническим обеспече­нием.

6.3.8. Выписки из утвержденных начальником до­вольствующего органа планов высылаются подчинен­ным довольствующим органам (воинским частям), заявки на ремонт которых удовлетворяются в плани­руемом году. В выписках указываются номенклатура и количество техники связи и АСУ, а также ее со­ставных частей, принятых для ремонта, сроки отправ­ки в ремонт и адреса ремонтных органов. При необ­ходимости в выписках приводятся данные о виде и количестве средств связи и автоматизации, подлежа­щих ремонту выездными бригадами.

Одновременно выписки из плана направляются каждому подчиненному ремонтному органу. В выпис­ках указывается номенклатура и количество техники связи и АСУ, поставляемой для ремонта в планируе­мом году, кто поставляет и сроки поставки.

6.3.9. В ремонтных подразделениях связи соеди­нений (частей) за 5 дней до начала очередного меся­ца их командирами разрабатываются месячные пла­ны работы (приложение 12), утверждаемые команди­ром (начальником), организующим производственную деятельность подразделений.

6.3.10. Планирование производственной деятельно­сти бюджетных и хозрасчетных ремонтных предприя­тий связи центрального подчинения и объединений производится в соответствии с требованиями действу­ющих приказов Министра обороны СССР.

Стационарные ремонтные органы и мастерские связи

В условиях мирного времени с экономической точки зрения целесообразно в частях и соединениях текущий ремонт и основные работы технического обслуживания производить в стационарных мастерских, не прибегая к использованию мобильных мастерских, ресурс которых должен сохраняться для нужд военного времени.

Организационная структура, техническое оснащение, обеспеченность личным составом стационарных ремонтных органов и мастерских связи зависит от их вида, специализации и решаемых задач. Рассмотрим организационную структуру каждого вида.

Ремонтные заводы связи представляют собой предприятия промышленного типа с годовым и перспективным планированием. Объем и номенклатура ремонтных работ определяется штабами, в подчинении которых находятся заводы. Основную часть производственного и управленческого аппарата заводов составляют рабочие и служащие ВС РФ. Техническое оснащение заводов и структурное построение соответствуют технологии капитального ремонта (403 ЦРЗ — г.Москва,(радиостанции СМ, апп. ЗАС), 733 ЦРЗ – г.Иваново ( ССС, ТРС, КШМ), 190 ЦРЗ – г. Рыбинск (радиостанции БМ, СМ, апп. ЗАС), 127 ЦРЗ — г. Воронеж (КСА)).

Основной производственной единицей в структуре заводов являются цехи. Число цехов может быть различным. Чаще всего имеется два-три основных цеха и один-два вспомогательных. Деятельностью заводов руководят заводские управления во главе с начальников завода. Планирование, контроль, учет технической и экономической деятельности, материально-технического обеспечения производят соответствующие отделы и службы.

На ремонтных заводах широко применяется внутрицеховая специализация. Существуют три вида специализации: предметная, подетальная, технологическая. Поскольку производство носит мелкосерийный характер, подетальная специализация в цехах не применяется. Специализация организованно закреплена разделением цехов на участки и отделения. Участки создаются по предметному принципу специализации. Участок производит ремонт одного-двух типов аппаратуры или отдельных сложных блоков. На рабочих местах участков ремонтируются отдельные блоки. Сборка сложной аппаратуры, ее регулировка и проверка производятся специальными бригадами, состоящими из высококвалифицированных рабочих.

Отделения в цехах создаются по техническому принципу специализации. Отделения выполняют работы в интересах всего цеха или ряда цехов.

Например, отделение измерительных приборов радиоцеха ремонтирует всю измерительную аппаратуру, входящую в номенклатуру завода, а не только измерительные приборы, входящие в ремонтируемый комплект радиостанции. Поверку измерительных приборов производит заводская лаборатория измерительной техники.

В отдельных случаях, когда нецелесообразно демонтировать громоздкую аппаратуру, капитальный ремонт производится на месте ее использования бригадами выездного отделения завода.

Проверка работоспособности отремонтированных средств связи и автоматизации в полевых условиях производится силами основных цехов и отдела технического контроля на испытательном полигоне.

В мирное время на ремонтных заводах в основном применяется индивидуальный метод ремонта. Чтобы сократить время ремонта, комплектующие изделия и их блоки ремонтируются на различных рабочих местах одного или нескольких цехов.

Ремонтные базы связи имеют примерно такую же структуру, что и ремонтные заводы, но меньшее число инженерно- технических работников и производственных рабочих. В соответствие этим базы выполняют меньший объем ремонтных работ. На базах применяется такая же, как и на ремонтных заводах, технология ремонта техники связи и АСУ. Однако возможности по изготовлению ремонтного оборудования резко ограничены, что в свою очередь, оказывает влияние на производительность труда. В ряде случаев базы объединены со складами связи и выполняют большой объем работ, связанных с хранением техники связи и АСУ.

Стационарные мастерские связи объединений состоят из нескольких ремонтных участков.

Объем ремонта выполняемой мастерскими, значительно ниже, а номенклатура ремонтируемой техники связи и АСУ даже шире, чем на заводах. Возможности узкой специализации подразделений мастерской весьма ограничены. Каждый участок производит ремонт нескольких типов техники. По каждому типу ремонтируемой техники специализируется группа рабочих численностью два-пять человек. Мастерские пользуются той же ремонтной документацией, что и ремонтные заводы.

Технологическое оборудование мастерских не позволяет в полной мере своими силами выполнить ряд сложных работ, таких как фотоградуировка шкал, проверка и настройка высокостабильных генераторов, восстановление гальванических покрытий и других. Поэтому мастерские производят капитальный ремонт лишь несложной техники связи и АСУ. На сложной технике выполняется только средний ремонт. Ремонт осуществляется индивидуальным методом.

Читайте также:  ПОЧЕМУ РЕМОНТ ТЕХНИКИ ДОРОГОЙ

Для ремонта в полевых условиях и оказания помощи войскам в ремонте техники связи и АСУ на месте их эксплуатации используются мобильные мастерские соответствующего типа.

Войсковые стационарные мастерские связи создаются в местах постоянной дислокации войск. В них оборудуются специализированные рабочие места по ремонту коротковолновых радиостанций, радиорелейных и ультракоротковолновых станций, телеграфной техники, аппаратуры ВЧ телефонирования, тонального телеграфирования, телефонной техники, специальной аппаратуры и измерительных приборов. Кроме того, создаются рабочие места для выполнения слесарно-механических работ и стеллажи для размещения ремонтного фонда средств связи и автоматизации, а также для хранения измерительных приборов, ремонтных комплектов и материалов. Число рабочих мест в мастерских различно.

На рабочих местах в определенном порядке устанавливаются измерительные приборы, инструмент, типовое и нетиповое стендовое оборудование. В состав технической документации рабочих мест входят схема поиска неисправностей и схема измерения характеристик ремонтируемой аппаратуры.

Для проведения технического обслуживания в объеме ТО‑2 техника связи и АСУ, смонтированная на автомобильной базе, устанавливаются рядом с помещением мастерской. Мастера производят проверку и доведение до норм электрических характеристик аппаратуры непосредственно в аппаратных. Для этого в аппаратную с рабочих мест мастерской переносятся необходимые приборы. При такой организации технического обслуживания затрачивается много времени на перенос, установку приборов и сборку измерительных схем.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей выполняют водители и личный состав автомобильной мастерской части в пунктах технического обслуживания (ПТО), представляющих собой стационарное сооружение.

Раздельное строительство капитальных сооружений для мастерских двух типов связано с большими затратами средств. В современных условиях наиболее целесообразным является строительство в соединениях (частях) связи объединенных пунктов комплексного обслуживания и ремонта техники связи и АСУ.

Пункты технического обслуживания и ремонта (ПТОР) размещаются в одном капитальном здании и предназначаются для проведения под единым руководством:

— измерения основных характеристик средств связи и автоматизации и доведения их до норм ТУ при выполнении работ ТО‑2;

— проведения работ в объеме текущего ремонта для всей техники связи и АСУ соединения (части), а также среднего ремонта средств связи установленной номенклатуры;

— поверка и ремонт средств измерений всех типов, разрешенных для конкретной части (соединения) связи.

В зависимости от наличия помещений производится разделение ПТОР на отдельные участки. Для узловой части (соединения) связи на ПТОР е оборудуются следующие рабочие места, специализированные по следующим видам аппаратуры:

— передатчики и приемники автомобильных радио- и радиорелейных станций метровых волн;

— передатчики и приемники автомобильных КВ радиостанций;

— маломощных радиостанций КВ и УКВ диапазонов;

— аппаратуры ВЧ телефонирования;

— аппаратуры тонального телеграфирования;

— оконечной и коммутационной телефонной аппаратуры;

— оконечной и коммутационной телеграфной аппаратуры.

В тех случаях, когда объем работ на рабочих местах по отдельным видам аппаратуры невелик или ограничены производственные площади, рабочие места оборудуются для нескольких видов техники. Рабочие места по техническому обслуживанию и ремонту сложных средств связи и автоматизации оборудуются в виде постов, приспособленных к дистанционному измерению основных электрических параметров в объеме годового технического обслуживания (ТО‑2).

Аппаратные (станции) при проведении ТО‑2 устанавливаются в боксе, в выходы аппаратуры кабелями подключаются к щиткам бокса. С помощью переговорных устройств оператор рабочего места имеет возможность руководить действиями экипажа по подключению соединительных линий к контрольным точкам аппаратуры и проводить дистанционное измерение электрических параметров.

Техническое обслуживание и ремонт автомобильной и бронетанковой техники производится непосредственно в боксах. Боксы должны быть снабжены грузоподъемными устройствами для съема и транспортировки в ремонтные помещения агрегатов электропитания и двигателей автомашин.

В отдельных помещениях оборудуются участки по техническому обслуживанию и ремонту агрегатов электропитания, по ремонту кабеля, антенно-фидерных устройств, по ремонту вооружения и химического имущества, по покраске блоков и деталей. Отдельные помещения отводятся для технического обслуживания и зарядки щелочных и кислотных аккумуляторов. Предусматриваются кладовые измерительных приборов, запасных частей и ремкомплектов, склады ремонтного фонда, помещения для поверки измерительных приборов и другие вспомогательные помещения.

Пункты технического обслуживания и ремонта соединений (частей) связи является материальной основой обеспечения высокого уровня технической эксплуатации техники связи и АСУ в войсках. Правильное их использование обеспечивает своевременное выполнение технического обслуживания в полном объеме силами части, снижает пребывание техники связи и АСУ в ремонте.

На технике, получившей боевые повреждения, проводится восстановительный ремонт.

При восстановительном ремонте основное время занимает устранение неисправности, т.к. место повреждения, как правило, ярко выражено.

Повреждения могут быть различной степени тяжести:

— сильные повреждения — требуют для восстановления специализированное оборудование и выполняются работы в стационарных условиях (неплановый капитальный ремонт);

— средние повреждения ‑ восстановление может быть проведено в специализированных подвижных войсковых мастерских связи (неплановый средний ремонт);

— слабые повреждения — восстановление может быть проведено силами экипажа или же подвижной мастерской связи — (текущий ремонт).

Характерные неисправности автомобильных средств связи и АСУ, получивших слабые повреждения:

— поломка окон, дверей, обшивки кузова;

— повреждение мачт, соединительных линий;

— срыв и незначительные повреждения слабо закрепленной аппаратуры;

— незначительная деформация кожухов аппаратуры и стоек;

— выход из строя ЭВП со стеклянными баллонами;

— выход из строя шкал измерительных приборов;

— нарушение регулировок механических реле;

— повреждение аккумуляторных батарей за счет их перевертывания.

Характерные неисправности при средних повреждениях:

— пробоины в кузове и двигателе;

— срыв устройств, закрепленных на стенах;

— перекос стоек, деформация кожухов;

— повреждение основных приводов монтажа;

— некоторое разрушение печатного монтажа;

— повреждение встроенных измерительных приборов.

При организации восстановительного ремонта техники со слабыми и средними повреждениями применяются упрощающие аспекты в технологии ремонта:

— заделка пробоин в кузовах производится только в том случае и в таком объеме, чтобы обеспечить элементарные условия эксплуатации аппаратуры;

— не проводятся работы по восстановлению ресурса;

— элементы со сколами, трещинами, срывом резьбы, шлица — не заменяются, если их состояние в существенной мере не влияет на работоспособность аппаратуры;

— допускается наличие остаточной деформации;

— допускаются следы копоти, грязи, не заменяются смазки, если с этими признаками аппаратуры сможет проработать не менее 30 дней;

— лакокрасочные покрытия, как правило, не восстанавливаются, а при необходимости допускается применение краски другого цвета;

— допускается установление измерительных приборов без поверочных клейм;

— допускается восстановление надписей путем приклеивания бумажных шильдиков;

допускается замена элементов на нетиповые.

Сдача техники связи и автоматизации в плановый ремонт производится после ее освидетельствования.

Основанием для отправки техники связи и АСУ в ремонтные органы является наряд, выданный соответствующим довольствующим органом.

Техника связи и АСУ отправляется в комплекте, обеспечивающем все виды работ. Средства подвижности должны быть технически исправны, подготовлены к эксплуатации в соответствии с временем года и обеспечивать перемещение своим ходом. В бензобаках должно быть не менее 1/4 заправки горючего.

Из комплекта техники связи и АСУ, отправляемой в ремонт с возвратом в части оставляется следующее имущество:

— одиночный комплект ЗИП‑О;

— специальный инструмент, запасные колеса автомобилей и шанцевый инструмент;

— переносные средства измерений, часы и секундомеры;

— телефонные аппараты, пишущие и счетные машинки;

— паяльные лампы, пылесосы, тара для электролита, воды, масла и горючего;

— приборы химической и радиационной разведки, дегазации и дезактивации.

Техника связи и АСУ, отправляемая в ремонт без возврата в часть, должна быть укомплектована согласно ведомости промышленного комплекта и на основании распоряжения об отправке в ремонт и акта ремонтного органа о приемке в ремонт снимается с учета части.

Перед отправкой техники связи и АСУ в ремонт отправитель обязан:

— очистить ее от пыли, грязи, ржавчины и других окислов;

— укомплектовать в соответствии с требованиями;

— составить ведомости комплекта изделия, отправляемого в ремонт и оформить оправдательные документы на утраченное (списанное) техническое имущество;

— проверить соответствие номеров всех комплектующих изделий по номерам, указанным в формулярах;

— проверить правильность и полноту заполнения формуляров, заверить подписью заместителя командира по вооружению и гербовой печатью части данные о наработке изделия и установленной категории.

При отправке ВТС и АСУ в ремонтный органЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— заменять комплектующие изделия, если это не связано с их утратой или вынужденной заменой в процессе эксплуатации или проведенным ремонта агрегатным методом, о чем должны иметься записи в формуляре или прилагаться другие оправдательные документы;

— изымать или заменять блоки, узлы, элементы и детали.

Для техники связи и АСУ, смонтированной на средствах подвижности, отправитель дополнительно ОБЯЗАН:

— проверить прочность крепления всех узлов, блоков и устройств;

— привести средство подвижности в состояние, при котором обеспечивается его самостоятельное перемещение и оформить на нее акта приемки — передачи основных средств в бюджетных учреждениях (форма №ОС-1);

— очистить шасси и кузов от пыли, грязи, ржавчины, других окислов и нанести на открытые металлические поверхности защитную смазку.

В ремонт техника связи и АСУ отправляется железнодорожным (автомобильным, воздушным, водным) транспортом или своим ходом. Секретная (специальная) техника транспортируется железнодорожным (автомобильным) транспортом или своим ходом под охраной караула до места назначения.

Читайте также:  Дом быта чкаловский омск ремонт бытовой техники ООО "Телефон и бытовая техника"

В случае отправления ВТС и АСУ в ремонт контейнерах, она должна быть упакована в прочную (табельную) тару и размещена в контейнерах так, чтобы исключалось ее повреждение при транспортировании.

Техника связи и АСУ определенных номенклатур, установленных довольствующим органом, подлежит сдаче в ремонтные органы представителем воинской части.

Одновременно с отправкой техники связи и АСУ в ремонтный орган воинская часть обязана выслать следующие документы:

— наряд на ремонт — 2 экземпляра:

— акта приемки — передачи основных средств в бюджетных учреждениях (форма №ОС-1) – 2 экземпляра;

— ведомость комплекта изделия, отправляемого в ремонт (приложение 13 к РТОС и АСУ ВС-87) — 2 экземпляра;

— полный комплект эксплуатационной документации;

На каждый источник питания электроэнергией в ремонтный орган отдельно представляются:

— акт технического состояния — два экземпляра;

— справка о состоянии электротехнического изделия, сдаваемого в капитальный ремонт — два экземпляра;

заполненные и заверенные гербовой печатью воинской части формуляр на источник питания электроэнергией и паспорт (формуляр) на его первичный двигатель.

Для передачи ремонтному подразделению военного учреждения в ремонт материальных ценностей (вооружения, военной техники, имущества) в финансовом органе по указанию руководителя военного учреждения по представлению (заявке, плану) начальника соответствующей службы, осуществляющей материальное обеспечение, выписываются:

по основным средствам — накладная (форма № ОС-2);

Акт приемки — передачи основных средств в бюджетных учреждениях (форма № ОС-1) выписывается при передаче для ремонта вооружения, военной техники и других основных средств в ремонтное военное учреждение:

— соединения, береговой, плавучей базы — по указанию командира соединения, береговой, плавучей базы;

— объединения, на ремонтное предприятие Министерства обороны, а также на предприятие промышленности — по указанию руководителя вышестоящего органа военного управления.

— факт принятия материальных ценностей в ремонт подтверждается подписью приемщика ремонтного военного учреждения и других лиц в акте (форма № ОС-1).

Прием отремонтированных материальных ценностей производится:

а) от собственного ремонтного подразделения:

основных средств — по накладной (форма № ОС-2);

б) от ремонтного военного учреждения объединения, соединения, береговой, плавучей базы, ремонтного предприятия Вооруженных Сил, предприятия промышленности (при получении отремонтированных материальных ценностей, числящихся на учете военного учреждения) — по акту (форма № ОС-3) на каждую единицу вооружения (военной техники) с указанием в нем объема выполненных ремонтных работ и гарантийной наработки замененных агрегатов или систем (акт подписывается лицом, сдающим отремонтированные вооружение, военную технику, и приемщиком военного учреждения).

Прием военным учреждением ранее не состоявших на учете материальных ценностей от ремонтного военного учреждения объединения, соединения, береговой, плавучей базы, ремонтного предприятия Вооруженных Сил, предприятия промышленности оформляется:

основных средств — актом (форма № ОС-1);

  • A) научная дисциплина, исследующая и обобщающая специфические связи между обществом и окружающей средой
  • A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  • D) органы местного самоуправления.
  • Акционерное общество как юридическое лицо ( понятие, виды, понятие и виды акций, органы управления).
  • Анализ взаимосвязи прибыли и движения ДС (косвен метод)
  • Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности
  • Анализ размерностей и нормализация уравнений взаимосвязи физических величин.
  • Аттестация рабочих мест по условиям труда. Опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте работников, обслуживающих станционное оборудование связи
  • Билет 27. Связи с общественностью и журналистика: сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
  • Билет № 81 Высшие органы исполнительной власти в республиках-субъектах РФ: порядок образования, компетенция, принимаемые ими акты

Армейская мастерская по ремонту средств связи

Полевые ремонтные мастерские

К необъятному семейству всевозможных средств обслуживания и ремонта в полевых условиях различных видов автомобильной, бронетанковой и инженерной техники, их агрегатов и вооружения относились многочисленные автономные универсальные и специализированные мастерские на шасси ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131Н с коробками отбора мощности, лебедками, типовыми цельнометаллическими кузовами КМ-131 или бескаркасными К-131 и специальными прицепами. Основу ремонтных средств составляли системы подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ первого модернизированного семейства ПАРМ-1А, а также более совершенные комплекты ПАРМ-2 и ПАРМ-3М второго и третьего поколений с рационализированным составом оборудования. Они выпускались в 1970 – 1980-е годы в кузовах КМ-131 образца 1970 года и К-131 образца 1981 года. Им на смену пришли новые усиленные герметизированные кузова КМ-131 образца 1991 года с новыми системами герметизации, отопления и очистки воздуха. Все они были максимально приспособлены к установке тяжелого оборудования, длительной автономной работе в наиболее неблагоприятных условиях, оснащались системами энергоснабжения и жизнеобеспечения, переговорным устройством с кабиной водителя, радиостанцией и обогреваемой палаткой для работы вне автомобиля.

Мастерская МТО-70 комплекса ПАРМ-1А в цельнометаллическом кузове. 1972 год.

В состав ремонтных комплексов ПАРМ входило многочисленное семейство мастерских технического обслуживания МТО-70 и МТО-80 двух поколений разного уровня и назначения, которые могли работать совместно с другими средствами ПАРМ или самостоятельно. Они служили для регулярного обслуживания и проведения мелкого ремонта различных видов колесной и гусеничной техники, их различных агрегатов и систем вооружения, и в зависимости от назначения имели разную комплектацию. Основу семейства МТО составляли многопрофильная автомобильная мастерская МТО-АМ и ее специализированные варианты МТО-АТ-М1 для многоцелевых военных автомобилей, МТО-4ОС для четырехосной техники и автотракторная версия МТО-АТ. Для обслуживания инженерной, автомобильной и другой военной техники служила мастерская МТО-И. Узкоспециализированными являлись мастерские для обслуживания артиллерийского и бронетанкового вооружения МТО-АР и МТО-БТ и их различных систем. К этой же гамме относились средства обслуживания шасси подвижных ракетных систем, например, МТО-АТГ-М1 гусеничных зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1» и «Тунгуска».

В комплектацию машин семейства МТО входили диагностические и контрольные стенды, приборы и комплекты инструментов, легкое слесарное, сверлильное, шлифовальное, сварочное, электротехническое, столярное, малярное, зарядочное, заправочное и моечное оборудование с питанием от собственного электрогенератора мощностью до 12 кВт, а также смонтированный на переднем бампере съемный стреловой кран грузоподъемностью 1,5 т с высотой подъема груза 3,7 м и тросовым приводом от лебедки автомобиля.

В комплексы ПАРМ входили также многочисленные соответственно укомплектованные многоцелевые и специализированные мастерские для проведения любых работ по текущему и среднему ремонту практически всех средств транспорта, боевой техники и вооружения, состоявших на вооружении. С середины 1960-х годов к наиболее распространенным относились универсальные ремонтно-механические мастерские МРМ с более тяжелым станочным оборудованием для ремонта автомобильной, тракторной и специальной военной техники, включая вооружение. В 1980-е годы в войска поступил модернизированный вариант МРМ-М2 с более совершенным оборудованием. Для ремонта автотехники служила профильная мастерская МРС-АТ комплекса ПАРМ-3М, выполнявшая полный цикл работ в полевых условиях от слесарных до зарядки аккумуляторных батарей. Ее разновидностью являлась сварочная мастерская автомобильная МС-А, выпускавшаяся с 1970-х годов Центральным ремонтным заводом № 258 РВСН СССР из города Батайск Ростовской области и выполнявшая комплекс сварочных работ при ремонте деталей из конструкционных, броневых и высоколегированных сталей, алюминиевых и прочих сплавов. Танкоремонтные мастерские ТРМ-70 и ТРМ-80 образца 1970 и 1980 годов служили для текущего и среднего ремонта всех видов бронетанковой техники. Другими профильными ремонтными и вспомогательными средствами были мастерская МЭС для обслуживания и ремонта электрического, инфракрасного и навигационного оборудования бронетанковых войск; станция для ремонта и зарядки аккумуляторов СРЗ-А-М1 с 30-киловаттным электрогенератором и мастерская МРИВ со станочным оборудованием для обслуживания и ремонта инженерной техники и вооружения. К другим средствам комплексов ПАРМ относились электрогазосварочная мастерская ЭГСМ-70, для ремонта электрооборудования и систем питания МЭСП-АТ, ремонтно-зарядная станция ПРЗС-70 и другие. В комплекты ПАРМ-1А и ПАРМ-2 входил транспортный автомобиль АТ-1, представлявший собой доработанный бортовой грузовик 131-й серии с двухосными прицепами ПТ-1 и ПТ-2, приспособленными для перевозки вспомогательного имущества и материалов.

ЗИЛ-131 в варианте транспортного автомобиля АТ-1 с прицепом ПТ-1 из состава комплексов ПАРМ.

Комплектация разных видов мастерских комплексов ПАРМ соответствовала их назначению и включала специальное оборудование, соответствовавшее их профилю. В состав различных ремонтных средств входили токарно-винторезные, фрезерные, шлифовальные, сверлильные и заточные станки, слесарно-механическое оснащение, сварочное и кузнечное оборудование с горном и наковальней, водяная мотопомпа, различные приборы, инструмент, материалы и запасные части. Источниками электроэнергии являлись собственные генераторные станции мощностью 12 – 16 кВт, передвижные электростанции или промышленная сеть переменного тока напряжением 380 – 400 В. Внутри кузовов обычно размещали 3 – 5 рабочих мест, и еще 6 – 9 мест находились под открытым небом, под навесами или в палатках. Для отдыха персонала на верстаках оборудовали спальные места и на покатых частях потолка подвешивали гамаки. Полная масса мастерских на шасси ЗИЛ-131 в среднем составляла 10 т, время их развертывания – 25 – 30 минут. Максимальная скорость движения – 60 – 80 км/ч, запас хода до 800 км.

В инженерных частях использовалась собственная автономная полевая ремонтная инженерная мастерская АПРИМ-2, переставленная в конце 1960-х годов с шасси ЗИЛ-157 на автомобили серии 131 и получившая новые электросварочный агрегат АДБ-306 на прицепе и генератор мощностью 9,6 кВт с приводом от двигателей ГАЗ-320 (32 л.с.) или ГАЗ-321 (45 л.с.), унифицированных с моторами легковых машин «Волга». С 1984 года выпускался модернизированный вариант АПРИМ-М с дополнительными шлифовальным станком и гидропрессом.

Читайте также:  Город мастеров тюмень мельникайте 116 ремонт бытовой техники

Для проведения текущего ремонта наземного артиллерийского и простого ракетного вооружения, их узлов и боеприпасов служили комплексы дивизионных артиллерийских мастерских ДАРМ-70 и ДАРМ-85 образца 1970 и 1985 годов. В их состав входили ремонтно-слесарная мастерская МРС-АР, ремонтно-механические МРМ-АР, МРС-АРМ-2 и МРМ-М3 разной комплектации, мастерские для ремонта оптических приборов ОП и ОП-М, оптико-электронных приборов ОЭ и ОП-П и стрелкового вооружения МРС-ОР, а также мастерские ремонта боеприпасов Н-1Л и обслуживания вооружения МТО-ВМ. Для доставки вспомогательного оборудования в комплексах ДАРМ применяли транспортные автомобили ТА-5 и ТА-6М на базе бортового ЗИЛ-131.

В Войсках связи, ВВС, ПВО и РВСН использовались многофункциональные контрольно-ремонтные автомобильные станции КРАС, состоявшие из 23 профильных мастерских разной комплектации. Они служили для проведения различных видов технического обслуживания, регламентных работ, контроля, регулировки и ремонта зенитных, противотанковых и зенитно-ракетных систем, механической, электрической, наземной и авиационной радиотехнической и специальной военной аппаратуры. Мастерские первого выпуска размещались в кузовах КУНГ-1М, поздние варианты – в кузовах К-131 и КМ-131. Друг от друга они отличались комплектацией, а мастерские серии КРАС-1 снабжались монтажными площадками на крыше и телескопической мачтой.

К прочим ремонтным средствам относились машина обслуживания вертолетов и самолетов МОВС, аппаратная технического обслуживания АТО-3 или автономная ремонтно-измерительная мастерская для проведения ремонта средств связи тактического звена армии, мастерская радиотехническая МРТС с двухосным прицепом-электростанцией, передвижная ремонтно-химическая мастерская ПРХМ-Д для обслуживания и ремонта оборудования, приборов и вооружения дивизионов радиационной, химической и бактериологической защиты. В 1969 году на вооружение был принят комплекс подвижных ремонтных мастерских службы горючего ПРМ-СГ на трех автомобилях ЗИЛ-131 с кузовами-фургонами и на одном бортовом грузовике с лебедкой, служивший для ремонта различных насосов, фильтров, паровых котлов, трубопроводов, металлических и резинотканевых резервуаров и тары. Мастерские для испытаний и обслуживания ракетного вооружения относились к средствам обеспечения ракетных комплексов.

СИСТЕМА РЕМОНТА ТЕХНИКИ СВЯЗИ И АСУ

6.1.1. Ремонт есть комплекс мероприятий по вос­становлению исправности или работоспособности, а также восстановлению ресурса техники связи и АСУ, проводимых по единой системе комплексного ремонта вооружения и военной техники.

6.1.2. Система ремонта техники связи и АСУ включает в себя подлежащие ремонту объекты, сред­ства их ремонта, исполнителей и документацию.

К средствам ремонта относятся технические сред­ства для выполнения восстановительных работ при проведении ремонта, включающие контрольно-пове­рочную аппаратуру, стенды, установки, запасные ча­сти, инструмент, приспособления и другое оборудова­ние, указанное в эксплуатационной и ремонтной до­кументации.

Ремонт в зависимости от его сложности произво­дится личным составом, за которым закреплена тех­ника связи и АСУ, ремонтными подразделениями свя­зи соединений и частей, ремонтными органами связи объединений и центрального подчинения по техноло­гии, устанавливаемой в эксплуатационной и ремонт­ной документации.

6.1.3. Начальники войск связи (начальники связи) объединений, соединений и частей, командиры соеди­нений и частей связи организуют и обеспечивают ре­монт находящейся в их ведении техники связи и АСУ, а также средств связи и автоматизации, входящих в состав комплексных объектов вооружения и военной техники, эксплуатируемых другими родами войск (службами) и специальными войсками.

6.1.4. К ремонтным органам связи объединений относятся стационарные мастерские, ремонтные за­воды и базы, а также ремонтные части связи. К ремонтным органам связи центрального подчи­нения относятся ремонтные заводы, базы и мастер­ские связи, подчиненные управлениям начальника Связи Вооруженных Сил СССР и начальников войск связи видов Вооруженных Сил.

6.1.5. Стационарные ремонтные органы связи ос­нащаются технологическим оборудованием, необходи­мой ремонтной документацией, обеспечивающими вы­полнение всех операций, предусмотренных технологи­ей ремонта, производимого этими ремонтными орга­нами.

Ремонтные подразделения связи соединений и ча­стей в условиях мирного времени ремонт техники связи и АСУ производят в оборудованных соответст­вующим образом стационарных мастерских или ПТОР.

6.1.6. Подвижные ремонтные части и подразделе­ния связи в соответствии с их предназначением ком­плектуются аппаратными технического обеспечения (АТО) и аппаратными для обслуживания и ремонта автомобильной техники, позволяющими выполнять в полевых условиях измерения параметров и характе­ристик при техническом обслуживании и производить установленные для них виды ремонта комплексных объектов связи и АСУ определенной номенклатуры.

ВИДЫ РЕМОНТА ТЕХНИКИ СВЯЗИ И АСУ

6.2.1. На технике связи и АСУ проводятся предус­мотренные единой системой комплексного ремонта во­оружения и военной техники следующие виды ре­монта:

текущий ремонт (ТР);

средний ремонт (СР);

капитальный ремонт (КР);

регламентированный ремонт (РР).

Вид проводимого ремонта определяется техниче­ским состоянием средств связи и АСУ. Для комплекс­ных образцов техники связи и АСУ с ремонтом основ­ной составной части совмещается по времени и месту ремонт остальных составных частей, вид которого для каждой части определяется ее фактическим состоя­нием.

6.2.2. Текущий ремонт техники связи и АСУ яв­ляется неплановым и включает в себя комплекс работ по обеспечению или восстановлению ее работоспособ­ности после отказов и боевых повреждений путем за­мены и (или) восстановления отдельных составных частей. По трудоемкости и характеру выполняемых работ к операциям текущего ремонта относятся по­иск и замена отказавших легкосъемных функцио­нальных узлов и элементов, а также другие восста­новительные операции, не требующие использования специального ремонтного оборудования.

6.2.3. Текущий ремонт производится личным со­ставом экипажей (расчетов), за которым закрепле­на техника, с привлечением при необходимости сил и средств ремонтных подразделений связи соедине­ ний и частей. Ремонтные работы выполняются в ста­ционарных мастерских связи, ПТОР, местах разме­щения техники и в полевых условиях.

6.2.4. Средний ремонт техники связи и АСУ за­ключается в восстановлении работоспособности и час­тичном восстановлении израсходованного ресурса пу­тем замены или восстановления отказавших, повреж­денных и достигших предельного состояния элементов, функциональных узлов и других комплектующих из­делий. При среднем ремонте проводится контроль технического состояния всех блоков, приборов, агре­гатов и других составных частей техники связи и АСУ с доведением при необходимости ее основных параметров до норм, предусмотренных действующей нормативно-технической документацией.

6.2.5. Средний ремонт, как правило, является плановым и проводится после расхода межремонтно­го ресурса, если по своему фактическому техническо­му состоянию техника связи и АСУ требует восста­ новления свойств, характеризующих ее способность выполнять заданные функции в соответствии с пред­назначением.

Для восстановления техники связи и АСУ с эк­сплуатационными и боевыми повреждениями средней сложности проводится неплановый средний ремонт.

Средний ремонт техники связи и АСУ выполняет­ся силами ремонтных подразделений связи соедине­ний (частей) и ремонтных органов связи объединений.

6.2.6. Капитальный ремонт осуществляется с це­лью восстановления исправности и полного или близ­кого к полному восстановления израсходованного ресурса техники связи и АСУ с заменой или восстанов­лением любых составных частей.

Капитальный ремонт, как правило, является пла­новым и проводится после расхода межремонтного ресурса (срока), установленного для этого вида ре­монта, или 12 лет хранения, если по своему факти­ческому техническому состоянию техника связи и АСУд требует ремонта.

При плановом капитальном ремонте произ­водятся: полная разборка техники связи и АСУ, про­верка и дефектация всех приборов, блоков, агрега­тов и других комплектующих изделий; замена или восстановление неисправных или неработоспособных элементов; замена всех израсходовавших ресурс элек­трорадиоэлементов; восстановление монтажа, галь­ванических и лакокрасочных покрытий; восстановле­ние надписей и градуировки шкал; комплексная про­верка и испытания на соответствие требованиям техническиx условий на капитальный ремонт. Для восстановления техники связи и АСУ, полу­чившей сильные эксплуатационные и боевые повреж­дения, проводится неплановый капитальный ремонт. Капитальный ремонт техники связи и АСУ произ­водится на стационарных ремонтных предприятиях связи центрального подчинения, а также в ремонт­ных органах видов Вооруженных Сил и военных ок­ругов (групп войск).

6.2.8. Техника связи и АСУ в мирное время может направляться в неплановые средний и капитальный ремонты только при представлении в довольствующий орган одновременно с заявкой на потребность в ре­монте материалов расследования причин, вызвавших необходимость проведения досрочного ремонта.

G.2.9. Регламентированный ремонт заключается в полном или близком к полному восстановлении ресур­са техники связи и АСУ с ограниченной наработкой или содержащейся на длительном хранении в тече­ние значительного периода эксплуатации (хранения). Регламентированный ремонт вводится по мере по­ступления нормативно-технической документации на этот вид ремонта конкретных образцов техники свя­зи и АСУ.

6.2.10. Для ремонта техники связи и АСУ исполь­зуются комплекты ЗИП, электрорадиоэлементы, электротехнические изделия и другие запасные части, по­ставляемые россыпью.

В зависимости от состава и назначения промыш­ленностью поставляются следующие виды комплек­тов ЗИП:

эксплуатационные, к которым относятся одиноч­ный (индивидуальный) комплект ЗИП-О, входящий в состав каждого образца техники связи и АСУ и предназначенный для проведения текущего ремонта, и групповой комплект ЗИП-Г, поставляемый на группу однотипной техники связи и АСУ (отдельно от нее) и предназначенный для проведения текущего ремонта и пополнения расхода ЗИП-О;

ремонтные, к которым относятся комплекты ЗИП-Р № 1 и 2, поставляемые на группу однотипной техники связи и АСУ (отдельно от нее) и предназна­ченные для проведения капитального и среднего ре­монтов соответственно.

На отдельные типы техники связи и АСУ могут создаваться другие комплекты ЗИП (региональный, базовый, станционный, аварийный и др.).

6.2.11. Ремонт учебной техники связи и АСУ про­изводится силами ремонтных подразделений соеди­нений, частей и учреждений, где она эксплуатируется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *