5.4.1. На учениях (тактико-специальных занятиях) в полевых условиях старший начальник обязан пре дусматривать обслуживание всей участвующей в них техники связи и АСУ в соответствии с принятой еди ной системой технического обслуживания.
Техническое обслуживание проводится по плану-рафику, который составляется при разработке плана технического обеспечения учений. План-график согласуется по времени начала и окончания работ с взаимодействующими узлами и линиями связи.
5.4.2. Разрешение на проведение технического об служивания дает дежурный по узлу связи.
Выключение действующей техники связи и АСУ для проведения технического обслуживания проводится поочередно с заменой выключенных средств резервными. При отсутствии резервных средств разрешение па выключение техники связи и АСУ дает
старший начальник, в интересах которого организуется связь. При этом принимаются меры для обеспечения связи по обходным каналам.
5.4.3. Для оказания помощи подразделениям в обеспечении безотказной работы техники связи и АСУ на учениях могут создаваться группы технического обеспечения.
На группы возлагается:
контроль за технически правильным развертыванием техники связи и АСУ;
обеспечение качественной проверки аппаратуры, а также контроль параметров каналов связи и приведение их в соответствие с установленными нормами;
оказание помощи подразделениям в организации и проведении работ по восстановлению нарушенных связей, а также работ технического обслуживания, связанных с регулировкой и измерением параметров аппаратуры;
контроль за техническим состоянием техники связи и АСУ, качеством проведения технического обслуживания и соблюдением личным составом правил и мер безопасности;
сбор, обобщение и представление установленным порядком сведений об отказах и повреждениях техники связи и АСУ и выработка предложений по их предупреждению.
5.4.4. Для выполнения работ, возлагаемых на группу технического обеспечения, в ее распоряжение выделяются инструмент, принадлежности, материалы и другое техническое имущество, необходимое для технического обслуживания и ремонта средств связи в полевых условиях.
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕМОНТА
6.3.1. Сроки проведения плановых среднего, капитального и регламентированного ремонтов техники связи и АСУ отражаются в перспективных и годовых планах эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники, разрабатываемых в соединении (части), а также в довольствующих органах объединений, организующих плановый ремонт этой техники.
6.3.2. Для комплексных образцов техники связи и АСУ сроки плановых ремонтов устанавливаются в соответствии с потребностями основной составной части и ремонт ее проводится ремонтными органами связи. Ремонт средств подвижности, агрегатов электропитания и других составных частей осуществляется на специализированных ремонтных предприятиях их заказчиков и планируется в объеме, обеспечивающем восстановление ресурса, до очередного планового ремонта основной составной части.
6.3.3. При разработке перспективных и годовых планов должен обеспечиваться ступенчатый последовательный выход в ремонт техники связи и АСУ, неоказывающий существенного влияния на боеготов ность и боеспособность части (соединения).
6.3.4. На основании плановой и фактической потребности в среднем и капитальном ремонтах начальник связи соединения (части), командир соединения (части) связи представляет в довольствующий орган заявку на ремонт техники связи и АСУ (приложение 11), в том числе на составные части комплексных образцов, в очередном планируемом году. Довольствующий орган обобщает полученные заявки на ремонт, определяет номенклатуру и количество техники связи и АСУ, подлежащей ремонту в подчиненных ремонтных органах; на ремонт остальной техники связи и АСУ, включая и составные части комплексных образцов, представляет заявку в вышестоящий довольствующий орган.
6.3.5. В довольствующих органах при планировании ремонта кроме потребностей войск связи учитываются потребности в плановых ремонтах средств связи и автоматизации, являющихся составными частями образцов вооружения и военной техники других родов войск (служб) и специальных войск. Данные о потребностях в ремонте таких средств связи и автоматизации представляют органы управления техническим обеспечением родов войск (служб) и специальных войск на основании разрабатываемых ими планов эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники.
6.3.6. В довольствующих органах при планировании ремонта отдельно учитываются потребности в среднем, капитальном и регламентированном ремонтах составных частей комплексных образцов техники связи и АСУ, осуществляемых по кооперации специализированными ремонтными органами других родов войск (служб) и специальных войск. На основании установленных потребностей в органы управления техническим обеспечением соответствующих родов войск (служб) и специальных войск представляются необходимые данные для планирования работы подчиненных специализированных ремонтных предприятийс учетом потребностей войск связи.
6.3.7. Сроки и порядок представления заявок на ремонт и обмена данными о потребностях в ремонте составных частей комплексных образцов вооружения и военной техники устанавливаются соответствующими органами управления техническим обеспечением.
6.3.8. Выписки из утвержденных начальником довольствующего органа планов высылаются подчиненным довольствующим органам (воинским частям), заявки на ремонт которых удовлетворяются в планируемом году. В выписках указываются номенклатура и количество техники связи и АСУ, а также ее составных частей, принятых для ремонта, сроки отправки в ремонт и адреса ремонтных органов. При необходимости в выписках приводятся данные о виде и количестве средств связи и автоматизации, подлежащих ремонту выездными бригадами.
Одновременно выписки из плана направляются каждому подчиненному ремонтному органу. В выписках указывается номенклатура и количество техники связи и АСУ, поставляемой для ремонта в планируемом году, кто поставляет и сроки поставки.
6.3.9. В ремонтных подразделениях связи соединений (частей) за 5 дней до начала очередного месяца их командирами разрабатываются месячные планы работы (приложение 12), утверждаемые командиром (начальником), организующим производственную деятельность подразделений.
6.3.10. Планирование производственной деятельности бюджетных и хозрасчетных ремонтных предприятий связи центрального подчинения и объединений производится в соответствии с требованиями действующих приказов Министра обороны СССР.
Стационарные ремонтные органы и мастерские связи
В условиях мирного времени с экономической точки зрения целесообразно в частях и соединениях текущий ремонт и основные работы технического обслуживания производить в стационарных мастерских, не прибегая к использованию мобильных мастерских, ресурс которых должен сохраняться для нужд военного времени.
Организационная структура, техническое оснащение, обеспеченность личным составом стационарных ремонтных органов и мастерских связи зависит от их вида, специализации и решаемых задач. Рассмотрим организационную структуру каждого вида.
Ремонтные заводы связи представляют собой предприятия промышленного типа с годовым и перспективным планированием. Объем и номенклатура ремонтных работ определяется штабами, в подчинении которых находятся заводы. Основную часть производственного и управленческого аппарата заводов составляют рабочие и служащие ВС РФ. Техническое оснащение заводов и структурное построение соответствуют технологии капитального ремонта (403 ЦРЗ — г.Москва,(радиостанции СМ, апп. ЗАС), 733 ЦРЗ – г.Иваново ( ССС, ТРС, КШМ), 190 ЦРЗ – г. Рыбинск (радиостанции БМ, СМ, апп. ЗАС), 127 ЦРЗ — г. Воронеж (КСА)).
Основной производственной единицей в структуре заводов являются цехи. Число цехов может быть различным. Чаще всего имеется два-три основных цеха и один-два вспомогательных. Деятельностью заводов руководят заводские управления во главе с начальников завода. Планирование, контроль, учет технической и экономической деятельности, материально-технического обеспечения производят соответствующие отделы и службы.
На ремонтных заводах широко применяется внутрицеховая специализация. Существуют три вида специализации: предметная, подетальная, технологическая. Поскольку производство носит мелкосерийный характер, подетальная специализация в цехах не применяется. Специализация организованно закреплена разделением цехов на участки и отделения. Участки создаются по предметному принципу специализации. Участок производит ремонт одного-двух типов аппаратуры или отдельных сложных блоков. На рабочих местах участков ремонтируются отдельные блоки. Сборка сложной аппаратуры, ее регулировка и проверка производятся специальными бригадами, состоящими из высококвалифицированных рабочих.
Отделения в цехах создаются по техническому принципу специализации. Отделения выполняют работы в интересах всего цеха или ряда цехов.
Например, отделение измерительных приборов радиоцеха ремонтирует всю измерительную аппаратуру, входящую в номенклатуру завода, а не только измерительные приборы, входящие в ремонтируемый комплект радиостанции. Поверку измерительных приборов производит заводская лаборатория измерительной техники.
В отдельных случаях, когда нецелесообразно демонтировать громоздкую аппаратуру, капитальный ремонт производится на месте ее использования бригадами выездного отделения завода.
Проверка работоспособности отремонтированных средств связи и автоматизации в полевых условиях производится силами основных цехов и отдела технического контроля на испытательном полигоне.
В мирное время на ремонтных заводах в основном применяется индивидуальный метод ремонта. Чтобы сократить время ремонта, комплектующие изделия и их блоки ремонтируются на различных рабочих местах одного или нескольких цехов.
Ремонтные базы связи имеют примерно такую же структуру, что и ремонтные заводы, но меньшее число инженерно- технических работников и производственных рабочих. В соответствие этим базы выполняют меньший объем ремонтных работ. На базах применяется такая же, как и на ремонтных заводах, технология ремонта техники связи и АСУ. Однако возможности по изготовлению ремонтного оборудования резко ограничены, что в свою очередь, оказывает влияние на производительность труда. В ряде случаев базы объединены со складами связи и выполняют большой объем работ, связанных с хранением техники связи и АСУ.
Стационарные мастерские связи объединений состоят из нескольких ремонтных участков.
Объем ремонта выполняемой мастерскими, значительно ниже, а номенклатура ремонтируемой техники связи и АСУ даже шире, чем на заводах. Возможности узкой специализации подразделений мастерской весьма ограничены. Каждый участок производит ремонт нескольких типов техники. По каждому типу ремонтируемой техники специализируется группа рабочих численностью два-пять человек. Мастерские пользуются той же ремонтной документацией, что и ремонтные заводы.
Технологическое оборудование мастерских не позволяет в полной мере своими силами выполнить ряд сложных работ, таких как фотоградуировка шкал, проверка и настройка высокостабильных генераторов, восстановление гальванических покрытий и других. Поэтому мастерские производят капитальный ремонт лишь несложной техники связи и АСУ. На сложной технике выполняется только средний ремонт. Ремонт осуществляется индивидуальным методом.
Для ремонта в полевых условиях и оказания помощи войскам в ремонте техники связи и АСУ на месте их эксплуатации используются мобильные мастерские соответствующего типа.
Войсковые стационарные мастерские связи создаются в местах постоянной дислокации войск. В них оборудуются специализированные рабочие места по ремонту коротковолновых радиостанций, радиорелейных и ультракоротковолновых станций, телеграфной техники, аппаратуры ВЧ телефонирования, тонального телеграфирования, телефонной техники, специальной аппаратуры и измерительных приборов. Кроме того, создаются рабочие места для выполнения слесарно-механических работ и стеллажи для размещения ремонтного фонда средств связи и автоматизации, а также для хранения измерительных приборов, ремонтных комплектов и материалов. Число рабочих мест в мастерских различно.
На рабочих местах в определенном порядке устанавливаются измерительные приборы, инструмент, типовое и нетиповое стендовое оборудование. В состав технической документации рабочих мест входят схема поиска неисправностей и схема измерения характеристик ремонтируемой аппаратуры.
Для проведения технического обслуживания в объеме ТО‑2 техника связи и АСУ, смонтированная на автомобильной базе, устанавливаются рядом с помещением мастерской. Мастера производят проверку и доведение до норм электрических характеристик аппаратуры непосредственно в аппаратных. Для этого в аппаратную с рабочих мест мастерской переносятся необходимые приборы. При такой организации технического обслуживания затрачивается много времени на перенос, установку приборов и сборку измерительных схем.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей выполняют водители и личный состав автомобильной мастерской части в пунктах технического обслуживания (ПТО), представляющих собой стационарное сооружение.
Раздельное строительство капитальных сооружений для мастерских двух типов связано с большими затратами средств. В современных условиях наиболее целесообразным является строительство в соединениях (частях) связи объединенных пунктов комплексного обслуживания и ремонта техники связи и АСУ.
Пункты технического обслуживания и ремонта (ПТОР) размещаются в одном капитальном здании и предназначаются для проведения под единым руководством:
— измерения основных характеристик средств связи и автоматизации и доведения их до норм ТУ при выполнении работ ТО‑2;
— проведения работ в объеме текущего ремонта для всей техники связи и АСУ соединения (части), а также среднего ремонта средств связи установленной номенклатуры;
— поверка и ремонт средств измерений всех типов, разрешенных для конкретной части (соединения) связи.
В зависимости от наличия помещений производится разделение ПТОР на отдельные участки. Для узловой части (соединения) связи на ПТОР е оборудуются следующие рабочие места, специализированные по следующим видам аппаратуры:
— передатчики и приемники автомобильных радио- и радиорелейных станций метровых волн;
— передатчики и приемники автомобильных КВ радиостанций;
— маломощных радиостанций КВ и УКВ диапазонов;
— аппаратуры ВЧ телефонирования;
— аппаратуры тонального телеграфирования;
— оконечной и коммутационной телефонной аппаратуры;
— оконечной и коммутационной телеграфной аппаратуры.
В тех случаях, когда объем работ на рабочих местах по отдельным видам аппаратуры невелик или ограничены производственные площади, рабочие места оборудуются для нескольких видов техники. Рабочие места по техническому обслуживанию и ремонту сложных средств связи и автоматизации оборудуются в виде постов, приспособленных к дистанционному измерению основных электрических параметров в объеме годового технического обслуживания (ТО‑2).
Аппаратные (станции) при проведении ТО‑2 устанавливаются в боксе, в выходы аппаратуры кабелями подключаются к щиткам бокса. С помощью переговорных устройств оператор рабочего места имеет возможность руководить действиями экипажа по подключению соединительных линий к контрольным точкам аппаратуры и проводить дистанционное измерение электрических параметров.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильной и бронетанковой техники производится непосредственно в боксах. Боксы должны быть снабжены грузоподъемными устройствами для съема и транспортировки в ремонтные помещения агрегатов электропитания и двигателей автомашин.
В отдельных помещениях оборудуются участки по техническому обслуживанию и ремонту агрегатов электропитания, по ремонту кабеля, антенно-фидерных устройств, по ремонту вооружения и химического имущества, по покраске блоков и деталей. Отдельные помещения отводятся для технического обслуживания и зарядки щелочных и кислотных аккумуляторов. Предусматриваются кладовые измерительных приборов, запасных частей и ремкомплектов, склады ремонтного фонда, помещения для поверки измерительных приборов и другие вспомогательные помещения.
Пункты технического обслуживания и ремонта соединений (частей) связи является материальной основой обеспечения высокого уровня технической эксплуатации техники связи и АСУ в войсках. Правильное их использование обеспечивает своевременное выполнение технического обслуживания в полном объеме силами части, снижает пребывание техники связи и АСУ в ремонте.
На технике, получившей боевые повреждения, проводится восстановительный ремонт.
При восстановительном ремонте основное время занимает устранение неисправности, т.к. место повреждения, как правило, ярко выражено.
Повреждения могут быть различной степени тяжести:
— сильные повреждения — требуют для восстановления специализированное оборудование и выполняются работы в стационарных условиях (неплановый капитальный ремонт);
— средние повреждения ‑ восстановление может быть проведено в специализированных подвижных войсковых мастерских связи (неплановый средний ремонт);
— слабые повреждения — восстановление может быть проведено силами экипажа или же подвижной мастерской связи — (текущий ремонт).
Характерные неисправности автомобильных средств связи и АСУ, получивших слабые повреждения:
— поломка окон, дверей, обшивки кузова;
— повреждение мачт, соединительных линий;
— срыв и незначительные повреждения слабо закрепленной аппаратуры;
— незначительная деформация кожухов аппаратуры и стоек;
— выход из строя ЭВП со стеклянными баллонами;
— выход из строя шкал измерительных приборов;
— нарушение регулировок механических реле;
— повреждение аккумуляторных батарей за счет их перевертывания.
Характерные неисправности при средних повреждениях:
— пробоины в кузове и двигателе;
— срыв устройств, закрепленных на стенах;
— перекос стоек, деформация кожухов;
— повреждение основных приводов монтажа;
— некоторое разрушение печатного монтажа;
— повреждение встроенных измерительных приборов.
При организации восстановительного ремонта техники со слабыми и средними повреждениями применяются упрощающие аспекты в технологии ремонта:
— заделка пробоин в кузовах производится только в том случае и в таком объеме, чтобы обеспечить элементарные условия эксплуатации аппаратуры;
— не проводятся работы по восстановлению ресурса;
— элементы со сколами, трещинами, срывом резьбы, шлица — не заменяются, если их состояние в существенной мере не влияет на работоспособность аппаратуры;
— допускается наличие остаточной деформации;
— допускаются следы копоти, грязи, не заменяются смазки, если с этими признаками аппаратуры сможет проработать не менее 30 дней;
— лакокрасочные покрытия, как правило, не восстанавливаются, а при необходимости допускается применение краски другого цвета;
— допускается установление измерительных приборов без поверочных клейм;
— допускается восстановление надписей путем приклеивания бумажных шильдиков;
допускается замена элементов на нетиповые.
Сдача техники связи и автоматизации в плановый ремонт производится после ее освидетельствования.
Основанием для отправки техники связи и АСУ в ремонтные органы является наряд, выданный соответствующим довольствующим органом.
Техника связи и АСУ отправляется в комплекте, обеспечивающем все виды работ. Средства подвижности должны быть технически исправны, подготовлены к эксплуатации в соответствии с временем года и обеспечивать перемещение своим ходом. В бензобаках должно быть не менее 1/4 заправки горючего.
Из комплекта техники связи и АСУ, отправляемой в ремонт с возвратом в части оставляется следующее имущество:
— одиночный комплект ЗИП‑О;
— специальный инструмент, запасные колеса автомобилей и шанцевый инструмент;
— переносные средства измерений, часы и секундомеры;
— телефонные аппараты, пишущие и счетные машинки;
— паяльные лампы, пылесосы, тара для электролита, воды, масла и горючего;
— приборы химической и радиационной разведки, дегазации и дезактивации.
Техника связи и АСУ, отправляемая в ремонт без возврата в часть, должна быть укомплектована согласно ведомости промышленного комплекта и на основании распоряжения об отправке в ремонт и акта ремонтного органа о приемке в ремонт снимается с учета части.
Перед отправкой техники связи и АСУ в ремонт отправитель обязан:
— очистить ее от пыли, грязи, ржавчины и других окислов;
— укомплектовать в соответствии с требованиями;
— составить ведомости комплекта изделия, отправляемого в ремонт и оформить оправдательные документы на утраченное (списанное) техническое имущество;
— проверить соответствие номеров всех комплектующих изделий по номерам, указанным в формулярах;
— проверить правильность и полноту заполнения формуляров, заверить подписью заместителя командира по вооружению и гербовой печатью части данные о наработке изделия и установленной категории.
При отправке ВТС и АСУ в ремонтный органЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— заменять комплектующие изделия, если это не связано с их утратой или вынужденной заменой в процессе эксплуатации или проведенным ремонта агрегатным методом, о чем должны иметься записи в формуляре или прилагаться другие оправдательные документы;
— изымать или заменять блоки, узлы, элементы и детали.
Для техники связи и АСУ, смонтированной на средствах подвижности, отправитель дополнительно ОБЯЗАН:
— проверить прочность крепления всех узлов, блоков и устройств;
— привести средство подвижности в состояние, при котором обеспечивается его самостоятельное перемещение и оформить на нее акта приемки — передачи основных средств в бюджетных учреждениях (форма №ОС-1);
— очистить шасси и кузов от пыли, грязи, ржавчины, других окислов и нанести на открытые металлические поверхности защитную смазку.
В ремонт техника связи и АСУ отправляется железнодорожным (автомобильным, воздушным, водным) транспортом или своим ходом. Секретная (специальная) техника транспортируется железнодорожным (автомобильным) транспортом или своим ходом под охраной караула до места назначения.
В случае отправления ВТС и АСУ в ремонт контейнерах, она должна быть упакована в прочную (табельную) тару и размещена в контейнерах так, чтобы исключалось ее повреждение при транспортировании.
Техника связи и АСУ определенных номенклатур, установленных довольствующим органом, подлежит сдаче в ремонтные органы представителем воинской части.
Одновременно с отправкой техники связи и АСУ в ремонтный орган воинская часть обязана выслать следующие документы:
— наряд на ремонт — 2 экземпляра:
— акта приемки — передачи основных средств в бюджетных учреждениях (форма №ОС-1) – 2 экземпляра;
— ведомость комплекта изделия, отправляемого в ремонт (приложение 13 к РТОС и АСУ ВС-87) — 2 экземпляра;
— полный комплект эксплуатационной документации;
На каждый источник питания электроэнергией в ремонтный орган отдельно представляются:
— акт технического состояния — два экземпляра;
— справка о состоянии электротехнического изделия, сдаваемого в капитальный ремонт — два экземпляра;
заполненные и заверенные гербовой печатью воинской части формуляр на источник питания электроэнергией и паспорт (формуляр) на его первичный двигатель.
Для передачи ремонтному подразделению военного учреждения в ремонт материальных ценностей (вооружения, военной техники, имущества) в финансовом органе по указанию руководителя военного учреждения по представлению (заявке, плану) начальника соответствующей службы, осуществляющей материальное обеспечение, выписываются:
по основным средствам — накладная (форма № ОС-2);
Акт приемки — передачи основных средств в бюджетных учреждениях (форма № ОС-1) выписывается при передаче для ремонта вооружения, военной техники и других основных средств в ремонтное военное учреждение:
— соединения, береговой, плавучей базы — по указанию командира соединения, береговой, плавучей базы;
— объединения, на ремонтное предприятие Министерства обороны, а также на предприятие промышленности — по указанию руководителя вышестоящего органа военного управления.
— факт принятия материальных ценностей в ремонт подтверждается подписью приемщика ремонтного военного учреждения и других лиц в акте (форма № ОС-1).
Прием отремонтированных материальных ценностей производится:
а) от собственного ремонтного подразделения:
основных средств — по накладной (форма № ОС-2);
б) от ремонтного военного учреждения объединения, соединения, береговой, плавучей базы, ремонтного предприятия Вооруженных Сил, предприятия промышленности (при получении отремонтированных материальных ценностей, числящихся на учете военного учреждения) — по акту (форма № ОС-3) на каждую единицу вооружения (военной техники) с указанием в нем объема выполненных ремонтных работ и гарантийной наработки замененных агрегатов или систем (акт подписывается лицом, сдающим отремонтированные вооружение, военную технику, и приемщиком военного учреждения).
Прием военным учреждением ранее не состоявших на учете материальных ценностей от ремонтного военного учреждения объединения, соединения, береговой, плавучей базы, ремонтного предприятия Вооруженных Сил, предприятия промышленности оформляется:
основных средств — актом (форма № ОС-1);
- A) научная дисциплина, исследующая и обобщающая специфические связи между обществом и окружающей средой
- A) Средство организации связи между удаленными абонентами
- D) органы местного самоуправления.
- Акционерное общество как юридическое лицо ( понятие, виды, понятие и виды акций, органы управления).
- Анализ взаимосвязи прибыли и движения ДС (косвен метод)
- Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности
- Анализ размерностей и нормализация уравнений взаимосвязи физических величин.
- Аттестация рабочих мест по условиям труда. Опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте работников, обслуживающих станционное оборудование связи
- Билет 27. Связи с общественностью и журналистика: сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Билет № 81 Высшие органы исполнительной власти в республиках-субъектах РФ: порядок образования, компетенция, принимаемые ими акты
Армейская мастерская по ремонту средств связи
Полевые ремонтные мастерские
К необъятному семейству всевозможных средств обслуживания и ремонта в полевых условиях различных видов автомобильной, бронетанковой и инженерной техники, их агрегатов и вооружения относились многочисленные автономные универсальные и специализированные мастерские на шасси ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131Н с коробками отбора мощности, лебедками, типовыми цельнометаллическими кузовами КМ-131 или бескаркасными К-131 и специальными прицепами. Основу ремонтных средств составляли системы подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ первого модернизированного семейства ПАРМ-1А, а также более совершенные комплекты ПАРМ-2 и ПАРМ-3М второго и третьего поколений с рационализированным составом оборудования. Они выпускались в 1970 – 1980-е годы в кузовах КМ-131 образца 1970 года и К-131 образца 1981 года. Им на смену пришли новые усиленные герметизированные кузова КМ-131 образца 1991 года с новыми системами герметизации, отопления и очистки воздуха. Все они были максимально приспособлены к установке тяжелого оборудования, длительной автономной работе в наиболее неблагоприятных условиях, оснащались системами энергоснабжения и жизнеобеспечения, переговорным устройством с кабиной водителя, радиостанцией и обогреваемой палаткой для работы вне автомобиля.
Мастерская МТО-70 комплекса ПАРМ-1А в цельнометаллическом кузове. 1972 год.
В состав ремонтных комплексов ПАРМ входило многочисленное семейство мастерских технического обслуживания МТО-70 и МТО-80 двух поколений разного уровня и назначения, которые могли работать совместно с другими средствами ПАРМ или самостоятельно. Они служили для регулярного обслуживания и проведения мелкого ремонта различных видов колесной и гусеничной техники, их различных агрегатов и систем вооружения, и в зависимости от назначения имели разную комплектацию. Основу семейства МТО составляли многопрофильная автомобильная мастерская МТО-АМ и ее специализированные варианты МТО-АТ-М1 для многоцелевых военных автомобилей, МТО-4ОС для четырехосной техники и автотракторная версия МТО-АТ. Для обслуживания инженерной, автомобильной и другой военной техники служила мастерская МТО-И. Узкоспециализированными являлись мастерские для обслуживания артиллерийского и бронетанкового вооружения МТО-АР и МТО-БТ и их различных систем. К этой же гамме относились средства обслуживания шасси подвижных ракетных систем, например, МТО-АТГ-М1 гусеничных зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1» и «Тунгуска».
В комплектацию машин семейства МТО входили диагностические и контрольные стенды, приборы и комплекты инструментов, легкое слесарное, сверлильное, шлифовальное, сварочное, электротехническое, столярное, малярное, зарядочное, заправочное и моечное оборудование с питанием от собственного электрогенератора мощностью до 12 кВт, а также смонтированный на переднем бампере съемный стреловой кран грузоподъемностью 1,5 т с высотой подъема груза 3,7 м и тросовым приводом от лебедки автомобиля.
В комплексы ПАРМ входили также многочисленные соответственно укомплектованные многоцелевые и специализированные мастерские для проведения любых работ по текущему и среднему ремонту практически всех средств транспорта, боевой техники и вооружения, состоявших на вооружении. С середины 1960-х годов к наиболее распространенным относились универсальные ремонтно-механические мастерские МРМ с более тяжелым станочным оборудованием для ремонта автомобильной, тракторной и специальной военной техники, включая вооружение. В 1980-е годы в войска поступил модернизированный вариант МРМ-М2 с более совершенным оборудованием. Для ремонта автотехники служила профильная мастерская МРС-АТ комплекса ПАРМ-3М, выполнявшая полный цикл работ в полевых условиях от слесарных до зарядки аккумуляторных батарей. Ее разновидностью являлась сварочная мастерская автомобильная МС-А, выпускавшаяся с 1970-х годов Центральным ремонтным заводом № 258 РВСН СССР из города Батайск Ростовской области и выполнявшая комплекс сварочных работ при ремонте деталей из конструкционных, броневых и высоколегированных сталей, алюминиевых и прочих сплавов. Танкоремонтные мастерские ТРМ-70 и ТРМ-80 образца 1970 и 1980 годов служили для текущего и среднего ремонта всех видов бронетанковой техники. Другими профильными ремонтными и вспомогательными средствами были мастерская МЭС для обслуживания и ремонта электрического, инфракрасного и навигационного оборудования бронетанковых войск; станция для ремонта и зарядки аккумуляторов СРЗ-А-М1 с 30-киловаттным электрогенератором и мастерская МРИВ со станочным оборудованием для обслуживания и ремонта инженерной техники и вооружения. К другим средствам комплексов ПАРМ относились электрогазосварочная мастерская ЭГСМ-70, для ремонта электрооборудования и систем питания МЭСП-АТ, ремонтно-зарядная станция ПРЗС-70 и другие. В комплекты ПАРМ-1А и ПАРМ-2 входил транспортный автомобиль АТ-1, представлявший собой доработанный бортовой грузовик 131-й серии с двухосными прицепами ПТ-1 и ПТ-2, приспособленными для перевозки вспомогательного имущества и материалов.
ЗИЛ-131 в варианте транспортного автомобиля АТ-1 с прицепом ПТ-1 из состава комплексов ПАРМ.
Комплектация разных видов мастерских комплексов ПАРМ соответствовала их назначению и включала специальное оборудование, соответствовавшее их профилю. В состав различных ремонтных средств входили токарно-винторезные, фрезерные, шлифовальные, сверлильные и заточные станки, слесарно-механическое оснащение, сварочное и кузнечное оборудование с горном и наковальней, водяная мотопомпа, различные приборы, инструмент, материалы и запасные части. Источниками электроэнергии являлись собственные генераторные станции мощностью 12 – 16 кВт, передвижные электростанции или промышленная сеть переменного тока напряжением 380 – 400 В. Внутри кузовов обычно размещали 3 – 5 рабочих мест, и еще 6 – 9 мест находились под открытым небом, под навесами или в палатках. Для отдыха персонала на верстаках оборудовали спальные места и на покатых частях потолка подвешивали гамаки. Полная масса мастерских на шасси ЗИЛ-131 в среднем составляла 10 т, время их развертывания – 25 – 30 минут. Максимальная скорость движения – 60 – 80 км/ч, запас хода до 800 км.
В инженерных частях использовалась собственная автономная полевая ремонтная инженерная мастерская АПРИМ-2, переставленная в конце 1960-х годов с шасси ЗИЛ-157 на автомобили серии 131 и получившая новые электросварочный агрегат АДБ-306 на прицепе и генератор мощностью 9,6 кВт с приводом от двигателей ГАЗ-320 (32 л.с.) или ГАЗ-321 (45 л.с.), унифицированных с моторами легковых машин «Волга». С 1984 года выпускался модернизированный вариант АПРИМ-М с дополнительными шлифовальным станком и гидропрессом.
Для проведения текущего ремонта наземного артиллерийского и простого ракетного вооружения, их узлов и боеприпасов служили комплексы дивизионных артиллерийских мастерских ДАРМ-70 и ДАРМ-85 образца 1970 и 1985 годов. В их состав входили ремонтно-слесарная мастерская МРС-АР, ремонтно-механические МРМ-АР, МРС-АРМ-2 и МРМ-М3 разной комплектации, мастерские для ремонта оптических приборов ОП и ОП-М, оптико-электронных приборов ОЭ и ОП-П и стрелкового вооружения МРС-ОР, а также мастерские ремонта боеприпасов Н-1Л и обслуживания вооружения МТО-ВМ. Для доставки вспомогательного оборудования в комплексах ДАРМ применяли транспортные автомобили ТА-5 и ТА-6М на базе бортового ЗИЛ-131.
В Войсках связи, ВВС, ПВО и РВСН использовались многофункциональные контрольно-ремонтные автомобильные станции КРАС, состоявшие из 23 профильных мастерских разной комплектации. Они служили для проведения различных видов технического обслуживания, регламентных работ, контроля, регулировки и ремонта зенитных, противотанковых и зенитно-ракетных систем, механической, электрической, наземной и авиационной радиотехнической и специальной военной аппаратуры. Мастерские первого выпуска размещались в кузовах КУНГ-1М, поздние варианты – в кузовах К-131 и КМ-131. Друг от друга они отличались комплектацией, а мастерские серии КРАС-1 снабжались монтажными площадками на крыше и телескопической мачтой.
К прочим ремонтным средствам относились машина обслуживания вертолетов и самолетов МОВС, аппаратная технического обслуживания АТО-3 или автономная ремонтно-измерительная мастерская для проведения ремонта средств связи тактического звена армии, мастерская радиотехническая МРТС с двухосным прицепом-электростанцией, передвижная ремонтно-химическая мастерская ПРХМ-Д для обслуживания и ремонта оборудования, приборов и вооружения дивизионов радиационной, химической и бактериологической защиты. В 1969 году на вооружение был принят комплекс подвижных ремонтных мастерских службы горючего ПРМ-СГ на трех автомобилях ЗИЛ-131 с кузовами-фургонами и на одном бортовом грузовике с лебедкой, служивший для ремонта различных насосов, фильтров, паровых котлов, трубопроводов, металлических и резинотканевых резервуаров и тары. Мастерские для испытаний и обслуживания ракетного вооружения относились к средствам обеспечения ракетных комплексов.
СИСТЕМА РЕМОНТА ТЕХНИКИ СВЯЗИ И АСУ
6.1.1. Ремонт есть комплекс мероприятий по восстановлению исправности или работоспособности, а также восстановлению ресурса техники связи и АСУ, проводимых по единой системе комплексного ремонта вооружения и военной техники.
6.1.2. Система ремонта техники связи и АСУ включает в себя подлежащие ремонту объекты, средства их ремонта, исполнителей и документацию.
К средствам ремонта относятся технические средства для выполнения восстановительных работ при проведении ремонта, включающие контрольно-поверочную аппаратуру, стенды, установки, запасные части, инструмент, приспособления и другое оборудование, указанное в эксплуатационной и ремонтной документации.
Ремонт в зависимости от его сложности производится личным составом, за которым закреплена техника связи и АСУ, ремонтными подразделениями связи соединений и частей, ремонтными органами связи объединений и центрального подчинения по технологии, устанавливаемой в эксплуатационной и ремонтной документации.
6.1.3. Начальники войск связи (начальники связи) объединений, соединений и частей, командиры соединений и частей связи организуют и обеспечивают ремонт находящейся в их ведении техники связи и АСУ, а также средств связи и автоматизации, входящих в состав комплексных объектов вооружения и военной техники, эксплуатируемых другими родами войск (службами) и специальными войсками.
6.1.4. К ремонтным органам связи объединений относятся стационарные мастерские, ремонтные заводы и базы, а также ремонтные части связи. К ремонтным органам связи центрального подчинения относятся ремонтные заводы, базы и мастерские связи, подчиненные управлениям начальника Связи Вооруженных Сил СССР и начальников войск связи видов Вооруженных Сил.
6.1.5. Стационарные ремонтные органы связи оснащаются технологическим оборудованием, необходимой ремонтной документацией, обеспечивающими выполнение всех операций, предусмотренных технологией ремонта, производимого этими ремонтными органами.
Ремонтные подразделения связи соединений и частей в условиях мирного времени ремонт техники связи и АСУ производят в оборудованных соответствующим образом стационарных мастерских или ПТОР.
6.1.6. Подвижные ремонтные части и подразделения связи в соответствии с их предназначением комплектуются аппаратными технического обеспечения (АТО) и аппаратными для обслуживания и ремонта автомобильной техники, позволяющими выполнять в полевых условиях измерения параметров и характеристик при техническом обслуживании и производить установленные для них виды ремонта комплексных объектов связи и АСУ определенной номенклатуры.
ВИДЫ РЕМОНТА ТЕХНИКИ СВЯЗИ И АСУ
6.2.1. На технике связи и АСУ проводятся предусмотренные единой системой комплексного ремонта вооружения и военной техники следующие виды ремонта:
текущий ремонт (ТР);
средний ремонт (СР);
капитальный ремонт (КР);
регламентированный ремонт (РР).
Вид проводимого ремонта определяется техническим состоянием средств связи и АСУ. Для комплексных образцов техники связи и АСУ с ремонтом основной составной части совмещается по времени и месту ремонт остальных составных частей, вид которого для каждой части определяется ее фактическим состоянием.
6.2.2. Текущий ремонт техники связи и АСУ является неплановым и включает в себя комплекс работ по обеспечению или восстановлению ее работоспособности после отказов и боевых повреждений путем замены и (или) восстановления отдельных составных частей. По трудоемкости и характеру выполняемых работ к операциям текущего ремонта относятся поиск и замена отказавших легкосъемных функциональных узлов и элементов, а также другие восстановительные операции, не требующие использования специального ремонтного оборудования.
6.2.3. Текущий ремонт производится личным составом экипажей (расчетов), за которым закреплена техника, с привлечением при необходимости сил и средств ремонтных подразделений связи соедине ний и частей. Ремонтные работы выполняются в стационарных мастерских связи, ПТОР, местах размещения техники и в полевых условиях.
6.2.4. Средний ремонт техники связи и АСУ заключается в восстановлении работоспособности и частичном восстановлении израсходованного ресурса путем замены или восстановления отказавших, поврежденных и достигших предельного состояния элементов, функциональных узлов и других комплектующих изделий. При среднем ремонте проводится контроль технического состояния всех блоков, приборов, агрегатов и других составных частей техники связи и АСУ с доведением при необходимости ее основных параметров до норм, предусмотренных действующей нормативно-технической документацией.
6.2.5. Средний ремонт, как правило, является плановым и проводится после расхода межремонтного ресурса, если по своему фактическому техническому состоянию техника связи и АСУ требует восста новления свойств, характеризующих ее способность выполнять заданные функции в соответствии с предназначением.
Для восстановления техники связи и АСУ с эксплуатационными и боевыми повреждениями средней сложности проводится неплановый средний ремонт.
Средний ремонт техники связи и АСУ выполняется силами ремонтных подразделений связи соединений (частей) и ремонтных органов связи объединений.
6.2.6. Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления израсходованного ресурса техники связи и АСУ с заменой или восстановлением любых составных частей.
Капитальный ремонт, как правило, является плановым и проводится после расхода межремонтного ресурса (срока), установленного для этого вида ремонта, или 12 лет хранения, если по своему фактическому техническому состоянию техника связи и АСУд требует ремонта.
При плановом капитальном ремонте производятся: полная разборка техники связи и АСУ, проверка и дефектация всех приборов, блоков, агрегатов и других комплектующих изделий; замена или восстановление неисправных или неработоспособных элементов; замена всех израсходовавших ресурс электрорадиоэлементов; восстановление монтажа, гальванических и лакокрасочных покрытий; восстановление надписей и градуировки шкал; комплексная проверка и испытания на соответствие требованиям техническиx условий на капитальный ремонт. Для восстановления техники связи и АСУ, получившей сильные эксплуатационные и боевые повреждения, проводится неплановый капитальный ремонт. Капитальный ремонт техники связи и АСУ производится на стационарных ремонтных предприятиях связи центрального подчинения, а также в ремонтных органах видов Вооруженных Сил и военных округов (групп войск).
6.2.8. Техника связи и АСУ в мирное время может направляться в неплановые средний и капитальный ремонты только при представлении в довольствующий орган одновременно с заявкой на потребность в ремонте материалов расследования причин, вызвавших необходимость проведения досрочного ремонта.
G.2.9. Регламентированный ремонт заключается в полном или близком к полному восстановлении ресурса техники связи и АСУ с ограниченной наработкой или содержащейся на длительном хранении в течение значительного периода эксплуатации (хранения). Регламентированный ремонт вводится по мере поступления нормативно-технической документации на этот вид ремонта конкретных образцов техники связи и АСУ.
6.2.10. Для ремонта техники связи и АСУ используются комплекты ЗИП, электрорадиоэлементы, электротехнические изделия и другие запасные части, поставляемые россыпью.
В зависимости от состава и назначения промышленностью поставляются следующие виды комплектов ЗИП:
эксплуатационные, к которым относятся одиночный (индивидуальный) комплект ЗИП-О, входящий в состав каждого образца техники связи и АСУ и предназначенный для проведения текущего ремонта, и групповой комплект ЗИП-Г, поставляемый на группу однотипной техники связи и АСУ (отдельно от нее) и предназначенный для проведения текущего ремонта и пополнения расхода ЗИП-О;
ремонтные, к которым относятся комплекты ЗИП-Р № 1 и 2, поставляемые на группу однотипной техники связи и АСУ (отдельно от нее) и предназначенные для проведения капитального и среднего ремонтов соответственно.
На отдельные типы техники связи и АСУ могут создаваться другие комплекты ЗИП (региональный, базовый, станционный, аварийный и др.).
6.2.11. Ремонт учебной техники связи и АСУ производится силами ремонтных подразделений соединений, частей и учреждений, где она эксплуатируется.