Обслуживание асинхронных двигателей — техника безопасности при выполнении проверок

Первый слайд презентации

Техническое обслуживание и ремонт асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым рото
Техническое обслуживание и ремонт асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

Конструкция асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

Возможные неисправности
асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

Неисправность
Проявление
Причины
Ротор не вращается, двигатель не гудит
Отсутствует напряжение в сети
Не развивает номинальную скорость вращения и гудит
Одностороннее притяжение ротора
а) Износ подшипников.
б) Перекос подшипниковых щитов.
в) Изгиба вала
Ток во всех трех фазах различен и даже на холостом ходу превышает номинальный
Плохо развивает скорость и гудит
а) Неправильно соединены обмотки и одна из фаз оказалась «перевернутой».
б) Оборван стержень обмотки ротора
Ротор не вращается или вращается медленно
Двигатель гудит
Оборвана фаза обмотки статора
Вибрирует вся машина
Вибрирует вся машина
Неуравновешен ротор
Вибрация исчезает после отключения от сети, ток в фазах статора становится неодинаков
Один из участков обмотки статора быстро нагревается
Короткое замыкание в обмотке статора
Перегревается при номинальных перегрузках
Нагревается, нарушение работы
а) Витковое замыкание в обмотке статора.
б) Загрязнение обмоток или вентиляционных каналов
Низкое сопротивление
Низкое сопротивление
а) Увлажнение или загрязнение обмоток.
б) Старение изоляции

Текущий ремонт асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором
Проверка осевого люфта
Проверка радиального люфта
Перед началом разборки необходимо проверить:
Люфт в подшипниках
2) Покрытие краски на корпусе. Выгоревшая или отшелушившаяся местами краска свидетельствует о нагревании двигателя в этих метах. Особенно необходимо обратить внимание на места расположения подшипников.
3) Лапы крепления электродвигателя и вал вместе его соединения с механизмом. Трещины или отломанные лапы необходимо приварить.

Повреждение обмотки статора
После разборки необходимо проверить:
1) Смазку в подшипниках. Или заменить их при износе.
2) Отсутствие касаний при вращении ротора в статоре. Если есть потертости, значит изношены подшипники. Если сильно стёрт ротор или есть значительные сколы (чаще всего в районе крыльчатки), его необходимо будет заменить, потому что будет нарушена балансировка вала.
3) Осмотреть короткозамкнутый ротор на отсутствие повреждений, как правило это оплавления или почернения в местах расположения стержней, соединенных с контактными кольцами. Поврежденный ротор ремонту не подлежит и его необходимо заменить.
4) Осмотреть обмотки статора электродвигателя в первую очередь на целостность, т.е. не должно быть оторванных или торчащих проводов. Затем внимательно осмотреть провода на наличие почернения. Если выгорает электроизоляционный лак, то провода в местах выгорания местах чернеют.

Проверка обмотки на обрыв
Если при внешнем осмотре ничего не выявлено, тогда необходимо продолжить проверку при помощи электротехнических измерений.
Самым распространенным электроизмерительным прибором является мультиметр. При его помощи можно прозвонить обмотки на целостность и на отсутствие пробоя на корпус.
В двигателе необходимо разобрать схему и прозвонить отдельно каждую из трёх обмоток. У них сопротивление должно быть одинаковым с отклонениями не более 5 %.
Необходимо прозвонить все обмотки между собой и на корпус. Если сопротивление велико до бесконечности, значит есть пробой обмоток между собой или на корпус. Такие двигатели необходимо ремонтировать, а именно перематывать обмотки.

Проверка мегаомметром
Мультиметром нельзя проверить величину сопротивления изоляции обмоток двигателя. Для этого необходим меггометр с отдельным источником питания.
При измерении один провод от мегаомметра присоединяют к корпусу в неокрашенном месте, а второй по очереди к каждому выводу обмотки.
После этого необходимо измерить сопротивление изоляции между всеми обмотками. При величине менее 0,5 мОм двигатель необходимо просушить.
Во избежание поражения электрическим током нельзя прикасаться к измерительным зажимам во время проведения измерений.

Съемник подшипников
При замене подшипников выполняются следующие работы.
1) Отвинчиваются болты, крепящие крышки, и отвинчиваются болты на заднем щите, снимаются наружная крышка и задний щит.
2) Отвинчиваются болты переднего щита и легкими толчками ротор подается в сторону переднего щита, затем ротор вынимается из статора, при этом необходимо следить, чтобы не были повреждены лобовые части обмоток и другие детали.
3) Ротор укладывается на подставку, исключающую повреждения его деталей.
4) Подшипники снимаются при помощи съемника.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ проведении ремонта асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

Читайте также:  РЕМОНТ ТЕХНИКИ НА ДОЛГОБРОДСКОЙ

При проведении ремонта асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором необходимо соблюдать технику безопасности.
Выводы обмоток и кабельные воронки у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями, снятие которых требует отвёртывания гаек или вывинчивания винтов. Снимать эти ограждения во время работы электродвигателя запрещается. Вращающиеся части электродвигателя должны быть ограждены.
Открывать ящики пусковых устройств электродвигателя, когда устройство находится под напряжением, разрешается для наружного осмотра лицам, имеющим квалификационную группу не ниже IV.
Операции по включению и выключению электродвигателя пусковой аппаратурой с приводами ручного управления должны производиться с применением диэлектрических перчаток или изолирующего основания (подставки).
Включение и отключение выключателей электродвигателя производится дежурным у агрегатов единолично.
Перед началом работы на электродвигателе, приводящего в движение насос, должны быть приняты меры, препятствующие вращению электродвигателя со стороны механизма. Такой мерой является расцепление муфты.

Пожарная безопасность ПРИ проведении ремонта асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

Техническое обслуживание и ремонт асинхронного электродвигателя с

Необходимо постоянно следить за исправностью электропроводки оборудования, используемого на рабочих местах, не допуская замыканий проводов на землю и между собой.
Баллоны с газом при проведении газосварочных работ следует размещать на открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении. Не допускается проводить сварочные работы, разводить костры, курить и зажигать спички на расстоянии менее 10 м от кислородных и ацетиленовых баллонов. Места проведения сварочных работ и размещения сварочных аппаратов должны быть очищены от горючих материалов и строительного мусора в радиусе не менее 5 м.
Сварка, резка или пайка цистерн и баков из-под горючих жидкостей и газов могут производиться только после предварительной их промывки и последующей продувки паром или инертным газом.
Обтирочные материалы, использованные при ремонте, должны собираться в металлический ящик, а после работы убираться с рабочего места.
В случае воспламенения нефтепродуктов пламя следует гасить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать очаг брезентом. Категорически запрещается заливать огонь водой.
При проведении окрасочных работ запрещается разводить огонь, курить, пользоваться паяльниками и паяльными лампами на окрасочных участках и местах хранения красок и растворителей; хранить пустую тару из-под красок и растворителей в рабочих помещениях; содержать легковоспламеняющиеся жидкости в открытой таре. Разлитые на пол краски и растворители необходимо посыпать сухим песком или опилками и убрать. Все краски и растворители должны храниться в посуде, плотно закрываемой крышками.

При работе, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат “Не включать. Работают люди”.

Операцию отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления производят с изолирующего основания в диэлектрических перчатках.

При работе на электродвигателе заземление накладывают на кабель (с отсоединением или без отсоединения его от электродвигателя) или на его присоединение в распределительном устройстве. При работе на механизме, если она не связана с прикосновением к вращающимся частям или рассоединена соединительная муфта, заземлять питающий кабель электропривода не требуется.

Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замов задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично работнику оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному работнику, имеющему группу по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

— работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;

— пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;

— не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается!

4.1. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в действующих электроустановках

Читайте также:  Программа для сервисного центра по ремонту техники бесплатно

Оформление работ нарядом допуска, распоряжением или перечнем работ в порядке текущей эксплуатации. Наряд – письменное задание на работу в электроустановках, определяющее место, время начала и окончания работы, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ. По наряду проводят все работы по обслуживанию электроустановок, со снятием напряжения, без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них, без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением. Наряд выдается оперативному персоналу непосредственно перед началом подготовки рабочего места. Наряд на работу выписывают в двух экземплярах и заполняют под копирку. Допускается передача наряда по телефону лицом, выдающим наряд, старшему лицу из оперативного персонала данного объекта или ответственному руководителю. При этом наряд заполняют в трех экземплярах: один экземпляр заполняет лицо выдающее наряд, а два – лицо, принимающее его по телефону. При работах в электроустановках без постоянного оперативного персонала и при совмещении лицом из оперативного или оперативно-ремонтного персонала обязанности допускающего и ответственного руководителя выписывают два экземпляра наряда, один из которых передают производителю работ, другой остается у лица, выдающего наряд. При выдаче наряда по телефону лицо, выдающее наряд, диктует его текст (в форме телеграммы), а лицо, принимающее текст, заполняет бланки наряда, указывают его фамилию, подтверждая подписью принимающего текст. Допуск к работе по наряду, выданному по телефону, производят в общем порядке. На однотипные работы, выполняемые без снятия напряжения одной бригадой, может быть выдан общий наряд для поочередного производства работ на нескольких присоединениях, в одном или разных РУ, в разных помещениях подстанции.

1. Допуск к работе.

2. Надзор во время работы.

3. Оформление перерыва в работе, перевод на другое рабочее место и окончание работы.

4. Выполнение работ по распоряжению и в порядке текущей эксплуатации.

4.2 Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения

1. Отключение установки с проведением мер, предотвращающих ошибочную Подачу напряжения к месту работ.

2. Вывешивание предупредительных плакатов и ограждение места работы.

3. Проверка отсутствия напряжения.

4. Наложение и снятие заземления.

5. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ:

1. Внешний осмотр и оценка состояния механической части. Корпус двигателя

очищается от грязи и пыли. Он не должен иметь сколов и повреждений.

Проверяется наличие крышки клеммной коробки. Каждый асинхронный

электродвигатель должен иметь на корпусе шильдик (табличка с информацией о

номинальных параметрах). Вал двигателя не должен перемещаться в радиальном

и осевом направлениях, а звездочка или шкив на валу должны быть закреплены

надёжно и не болтаться. Все болтовые соединения должны быть протянуты, а

резьба не должна быть сорвана.

2. Внешний осмотр и оценка состояния электрической части. Изоляция выводов

должна быть целой, без трещин и повреждений. Токосъёмные кольца очищаются

от пыли и грязи при помощи ветоши. Болтовые крепления наконечников должны

быть надёжно затянуты.

3. Измерения и испытания. При помощи мегомметра проверяется сопротивление

изоляции обмоток, измеряется сопротивление обмоток постоянному току

(сопротивления пофазно должны быть одинаковыми). Двигатель подключается к

сети и включается в работу на холостом ходу. Проверяется отсутствие

вибраций, биений рабочего вала. Двигатель включается в работу под

ПОСЛЕРЕМОНТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПРОШЕДШИХ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, ВЫПОЛНЯЮТ:

1. Испытание обмотки статора и ротора повышенным напряжением.

2. Измерение сопротивления постоянному току (сопротивления фаз обмоток не

должны отличаться более чем на 2%).

3. Измерение воздушного зазора между сталью ротора и статора (зазор не

должен отличаться более чем на ±10% от среднего значения размера).

4. Измерение зазоров в подшипниках скольжения (зазор не должен превышать

значений, указанных в сборке и регулировке).

5. Испытания воздухо- и маслоохладителей гидравлическим давлением.

6. Испытания возбудителей (цепи возбуждения, реостат возбуждения).

7. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу.

8. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.

9. Проверка биения и вибрации при проведении испытаний на холостом ходу и

СУШКА ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК

При неправильном ведении режима сушки происходит порча обмотки. Назначение

сушки — удаление влаги из изоляции обмоток и повышение сопротивления до

Читайте также:  ЧТПУП "РемМонСервис"

значения, при котором электрическую машину можно поставить под напряжение.

СПОСОБЫ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН:

1. Сушка внешним нагревом (с помощью различных нагревательных устройств).

2. Сушка нагревом от тока постороннего источника.

3. Сушка индукционным способом (потерями в активной стали статора или

потерями в корпусе статора).

4. Сушка током короткого замыкания в генераторном режиме.

5. Сушка вентиляционными потерями.

6. Сушка на весьма низкой частоте вращения (1-2% номинальной).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ТО И РЕМОНТ ПЗА

НЕИСПРАВНОСТИ ПУСКОВОЙ И ЗАЩИТНОЙ АППАРАТУРЫ:

1. Залипание контактов.

2. Окисление контактов.

3. Нарушение изоляции.

4. Чрезмерный нагрев силовых контактов.

5. Чрезмерный нагрев катушек.

Текущий ремонт проводится для рубильников, пакетных переключателей, плавких

предохранителей, магнитных пускателей, контакторов, кнопок управления, катушек.

В процессе ТО после снятия напряжения с обслуживаемого аппарата, очищают пыль и

проверяют надёжность крепления. Перегревающиеся контакты разбирают, зачищают и

удаляют с них частицы, а затем промывают бензином. Наплывы и брызги металла

снимают надфилем. Для зачистки контактов используют стеклянную бумагу.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ, ТО И РЕМОНТ ТЕПЛОВОГО РЕЛЕ

ПРОВЕРКУ РЕЛЕ НАЧИНАЮТ С ВНЕШНЕГО ОСМОТРА:

1. Проверяют наличие пломб, целостность кожуха и плотность прилегания его к

цоколю, состояние уплотнений, очистка реле.

ПОСЛЕ СНЯТИЯ КОЖУХА ПРИСТУПАЮТ К ВНУТРЕННЕМУ ОСМОТРУ:

1. Очищают детали, проверяют затяжку винтов, гаек, крепящих пружин,

2. Проверяют надёжность внутренних соединений.

3. Регулируют механическую часть реле.

4. Контакты тщательно очищают и полируют.

Важный момент восстановления работоспособности теплового реле — его

регулировка. Реле испытывают нагрузочным током и снимают его характеристики в

виде зависимости между током срабатывания и выдержки.

УВТЗ, ТО И РЕМОНТ

УВТЗ предназначено для температурной защиты электродвигателей и других

Перед включением УВТЗ в цепь управления электроустановки необходимо убедиться

внешним осмотром в отсутствии механических повреждений и других дефектов,

которые могут нарушить работоспособность или привести к выходу из строя при

Монтаж УВТЗ производится согласно схеме подключений приложения.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ФУЗ-М И Е-511, ТО И РЕМОНТ

Фазочувствительное устройство защиты ФУЗ-М предназначено для защиты трёхфазных

электродвигателей от любых перегрузок с выдержкой времени, зависящей от

величины перегрузки и неполнофазных режимов.

Если контролировать изменение угла сдвига фаз между токами нагрузки

электродвигателя, то его можно защитить от основного аварийного режима — обрыва

фазы. Поэтому устройства защиты, реагирующие на изменение угла фазового сдвига

между токами нагрузки электродвигателя, были названы фазочувствительными.

Для контроля можно использовать различные фазовые детекторы. В этом случае

необходимо из трёхфазных токов питания электродвигателя сформировать два

измеряемых напряжения U1 и U2 с определённым углом сдвига фаз между ними,

используя фазовращающий трансформатор тока ФТТ.

Асинхронный двигатель — это чрезвычайно прочное и износостойкое устройство, обладающее огромным эксплуатационным ресурсом. Правда, для продления срока функционирования конструкции, мастерам приходится ее обслуживать (причем достаточно регулярно, не реже одного раза в три месяца, в соответствии с нормами ГОСТ 51689-2000). Подобные проверки реализуются по шагам прописанных в регламенте инструкций, с соблюдением всех правил из сферы классической техники безопасности.

Ключевых моментов, касающихся ТБ при анализе качественного состояния асинхронного электродвигателя, на самом деле мало. Полная остановка аппарата перед прикосновением к токоведущим или вращающимся деталям, вывешивание плаката «Не включать — работают люди», заземление питающего кабеля электропривода, перекрытие насосов и вентиляторов, затормаживание роторов — каждая операция уберегает специалиста от производственных травм.

Браться за работу может только человек с, как минимум, третьей группой допуска по электробезопасности. Причем к его оснащению и подготовке выдвигается ряд отдельных требований:

  • наличие головного убора и застегивающейся одежды;
  • присутствие диэлектрических галош или прорезиненных ковриков;
  • применение протекционных очков при шлифовке роторных колец и пр.

Касаться руками двух токоведущих полюсных частей и снимать ограждающие решетки с вращающихся механизмов в течение инспекции, конечно же, нельзя.
Любые нарушения представленного регламента способны привести к значительным последствиям — от не слишком критичных производственных травм до буквально летальных исходов. Соблюдать меры предосторожности следует всегда, вне зависимости от темпов работы и сроков, выделенных на ее исполнение.

Возврат к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *