Общее устройство и основы эксплуатации инженерной техники;

Согласно Положений о ППР и ТОиР /13-15/ для горного оборудования рекомендуется проводить:

— техническое обслуживание, включающее: ежесменное обслуживание (ЕО); ежесуточную проверку правильности эксплуатации (ЕПП); ежедневное (ТО1), недельное (ТО2), двухнедельное (ТО3), месячное (ТО) техническое обслуживание. Для автотракторной техники в Положении о ППР и ТОиР предусматривается сезонное (осенне-весеннее) техническое обслуживание.

— плановые ремонты, включающие: текущие (Т1, Т2, Т3) ремонты; капитальные ремонты (К), полугодовые и годовые ревизии и наладки (НРП, НРГ).

Техническое обслуживание горных машин и оборудования представляет собой комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Ежесменное техническое обслуживание (ЕО) включает уход и надзор за оборудованием и является основным профилактическим мероприятием, направленным на поддержание машин в работоспособном состоянии и увеличение межремонтных периодов.

Ежесменное техническое обслуживание производит дежурный и эксплуатирующий оборудование персонал в соответствии с утвержденными рабочими инструкциями и правилами технической эксплуатации (ПТЭ) механического и ПУЭ электрического оборудования.

Ежесуточная проверка правильности эксплуатации и технического состояния оборудования (ЕПП) осуществляется инженерно-техническими работниками (ИТР) или лицами, ответственными за технически исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования с целью контроля выполнения работ ежесменного обслуживания оборудования эксплуатационным и дежурным персоналом.

Все замеченные ими нарушения ПТЭ и неисправности оборудования должны быть зафиксированы в журнале приема и сдачи смен и своевременно устранены эксплуатационным, дежурным или ремонтным персоналом.

В зависимости от режима работы машины и напряженности про­изводственного процесса ежесуточное техническое обслуживание (ТО1) может выполняться в период между сменами, в специально отведенное время в течение рабочей смены или во время технологических простоев оборудования.

Ежесуточное техническое обслуживание (ТО1) предусматривает выполнение ра­бот ЕО и, кроме того, дополнительный объем работ пере­чень которых приводится в руководстве по эксплуатации или по техническому обслуживанию и ремонту ГМиО.

Ежесуточное техническое обслуживание (ТО1) выполняется силами ремонтных электрослесарей, постоянно обслу­живающих данный вид оборудования и машинистов.

Еженедельное техническое обслуживание (ТО2), кроме работ ЕО и ТО1, предусматривает выполнение работ по обеспечению работоспособности без интенсивного изнашивания деталей. Еженедельное техническое обслуживание производится для большинства видов оборудования. Например, такие горные маши­ны, как буровые каретки и станки, погрузочные машины, оборудование очистных механизированных комплексов после недельной работы, нуждаются в проведении дополнительных ремонтно-регулировочных работ, которые не входят в состав работ ЕО и ТО1. Перечень работ по ТО2 регламентируется инструкциями по техническому обслуживанию конкретного типа машины.

Еженедельное обслуживание выполняется силами эксплуатационного персонала, ремонтных электрослесарей, постоянно обслуживающих данный вид оборудования, и слесарей электромеханической службы цехового подразделения.

Двухнедельное техническое обслуживание (ТО3) включает в себя, помимо работ по ЕО, ТО1, ТО2, дополнительные работы, регламентируемые инструкциями по техническому обслуживанию конкретного типа машины и не­обходимые для обеспечения работоспособности и безопасной эксплуатации оборудования.

Двухнедельное техническое обслуживание (ТО3) выполняется один раз в две недели силами специализиро­ваннойбригады ремонтных электрослесарей и слесарей с участием эксплуатационного персонала.

Ежемесячное техническое обслуживание (ТО) вы­полняется один раз в месяц силами ремонтных электрослесарей и слесарей электромеханической службы цехового подразделения с участием эксплуатационного персонала обслуживающего машины.

Объем работ ТО полностью включает рабо­ты, входящие в состав ЕО, ТО1, ТО2, ТО3, и, кроме того, при ТО про­изводится замена наиболее быстроизнашиваемых деталей, регу­лировка отдельных механизмов, устранение неисправностей, об­наруженных в машине к этому периоду, взятие проб смазки или ее замена и другие работы.

Сезонное техническое обслуживание выполняют для подготовки самоходного автотракторного оборудования к осенне-зимнему и весенне-летнему сезонам, а так­же перед хранением. При этом заменяют масла, топливо, охлаж­дающую жидкость при переходе к соответствующему периоду эк­сплуатации.

Текущие ремонты оборудования (согласно ГОСТ 18322-78) характеризуются выполнением объема работ по: чистке, промывке и ревизии механизмов; выверке отдельных узлов; полной или частичной замене масла в емкостных (картерных) системах смазки; проверке креплений и замене вышедших из строя крепежных деталей, а также работ по частичной замене быстроизнашивающихся деталей и узлов с межремонтным периодом текущего ремонта.

Текущий ремонт проводят в процессе эксплуатации для гаран­тированного обеспечения исправного или работоспособного со­стояния горной машины и оборудования. Текущий ремонт предусматривает частичную разборку, устранение неисправностей, а также замену и восстановление отдельных деталей, сборочных единиц, агрегатов (кроме базовых), обеспечивающих нормальную работу оборудования до очередного планового ремонта. Сроки проведения текущего ремонта опреде­ляются графиком ППР. При наличии в оборудовании узлов и деталей с большой разницей в износостойкости, характере и объеме работ, выполняемых при остановках оборудования на текущие ремонты, и от продолжительности таких остановок текущие ремонты подразделяются на первый текущий ремонт (Т1), второй текущий (Т2), третий текущий ремонт (Т3) и т.д. При этом для одного и того же вида оборудования объем работ каждого предыдущего (по порядку) вида ремонта входит в объем последующего, т.е. текущий ремонт Т2 полностью включает в себя также работы, выполняемые как при техническом осмотре и текущем ремонте Т1, так и работы по замене деталей с межремонтным периодом Т2 ремонта. Аналогично объем работ текущего ремонта Т3 включает все предыдущие работы, выполняемые при ТО, Т1 и Т2, а также работы по замене деталей с межремонтным периодом текущего Т3 ремонта и т.д.

Текущие ремонты выполняются силами ремонтных бригад цеховых подразделений предприятия с участием эксплуатационного персонала, а в случае производства крупных текущих ремонтов (по графикам, утверждаемым администрацией предприятия) к их выполнению привлекаются подрядные специализированные организации.

Систематически проводимые плановые текущие ремонты оборудования при свое­временном и качественном их выполнении обеспечивают безотказную высокопроизво­дительную работу оборудования на протяжении межремонтного периода.

Капитальный ремонт — вид планового ремонта, выполняемый для восста­новления исправности и полного или близкого к полному восстанов­лению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Выполняют капитальный ремонт ГМиО в соответствии с техническими условиями и рабочей документацией завода-изго­товителя. Главная форма организации капитального ремонта круп­ного карьерного оборудования — полевой ремонт, выполняемый с привлече­нием специализированных ремонтных организаций.

При капитальном ремонте должны быть восстановлены первоначальные характеристики оборудования: производительность, мощность и др. Капитальные ремонты могут проводиться непрерывно в полном объеме (рис. 6.3) или частями — рассредоточено в течение ремонтного цикла.

Рис. 6.3. Объем работ капитального ремонта ГМиО: VЕО, VТО, VТ1, VТ2, VТ3, VК – объемы работ ежесменного и технического обслуживания, текущих ремонтов Т1, Т2, Т3 и капитального ремонта

Капитальный ремонт выполняется при полной разборке оборудования с заменой или ремонтом базовых деталей, заменой всех изношенных деталей, сборкой и наладкой оборудования.

Как правило, транспортабельное оборудование подлежит капитальному ремонту в специализированных ремонтных организациях (РМЗ). Нетранспортабельное оборудование (например, дробилки конусные и щековые, мельницы и др.) ремонтируются на месте оборудования с использованием специально разработанных стендов.

Одновременно с капитальным ремонтом при необходимости осуществляется модернизация оборудования, включаемая в состав работ капитального ремонта, а продолжительность простоя на капитальном ремонте устанавлива­ется с учетом объема работ, связанных с модернизацией.

Под модернизацией понимается изменение и усовершенствования конструкций оборудования (по чертежам завода-изготовителя, проектной организации или предприятия, эксплуатирующего оборудование), направленные на повышение производительности, износостойкости и надежности, а также на улучшение условий его обслуживания, ремонта и других эксплуатационных качеств.

Наладка и ревизиясложного или уникального оборудования выполняется по специальным инструкциям заводов-изготовителей или организаций, разработавших это оборудование, с привлечением в необходимых случаях специализированных наладоч­ных организаций.

Общее устройство и основы эксплуатации инженерной техники;

К инженерной технике (ИТ) относятся: машины инженерного вооружения; электротехнические средства общевойскового назначения; подвижные средства технического обслуживания и ремонта средств инженерного вооружения;

навесное и прицепное инженерное оборудование; техника общего и производственно-технического назначения. Эксплуатация — это стадия жизненного цикла машины с момента принятия ее воинской частью от завода изготовителя или ремонтного предприятия, включающая комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию, приведению в установленную степень готовности по назначению, поддержанию в установленной степени готовности к использованию, использованию по назначению, хранению и транспортированию.

Под эксплуатацией инженерной техники понимается ее использование по назначению, техническое обслуживание, хранение и транспортирование.

Инженерная техника эксплуатируется воинскими частями, которым они положены по штатам (табелям) мирного и военного времени, только по прямому назначению и в пределах норм расхода ресурсов, установленных приказом Министра обороны РФ.

В мирное время инженерная техника в воинских частях распределяется по группам эксплуатации: боевая, учебно-боевая, строевая, учебно-строевая и учебная.

К боевой группе относятся машины, предназначенные для действия в боевых порядках войск в целях нанесения потерь в живой силе и технике противника, уничтожения или повреждения объектов с использованием инженерных боеприпасов, а также для разведки противника и проводимых им инженерных мероприятий.

Вся остальная инженерная техника зачисляется в строевую группу эксплуатации. К группе учебно-боевой (учебно-строевой) относятся боевые (строевые) машины, выделяемые для отработки задач по боевой подготовке и совершенствованию практических навыков водителей (механиков-водителей, экипажей, расчетов).

Инженерная техника, предназначенная табелями штатов для обеспечения учебного процесса в учебных воинских частях и военно-учебных заведений МО РФ, зачисляется в учебную группу эксплуатации.

Запрещается использовать боевые и строевые машины, для целей не связанных с боевой подготовкой. В целях обеспечения высокой боевой готовности подразделений и частей инженерных войск, равномерного и ступенчатого выхода в ремонт в мирное время инженерная техника боевой и строевой групп эксплуатации содержится на кратковременном хранении.

К использованию допускаются исправные, прошедшие техническое обслуживание и подготовленные к работе машины. Подготовка к использованию включает крепление (нанесение) номерных и опознавательных знаков, обкатку новых или капитально отремонтированных, выполнение специальных работ для использования в сложных условиях, ежедневное или очередное техническое обслуживание № 1 или 2, работы, выполняемые перед выходом из парка — контрольный осмотр водителем (механиком-водителем), проверка готовности машин командирами подразделений или их заместителями и контроль технического состояния начальником КТП).

Готовность машины к использованию определяется ее исправностью, надежностью, заправкой горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, а также укомплектованностью индивидуальными комплектами запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) по установленному табелю.

Использование инженерной техники каждой группы эксплуатации в мирное время ограничивается установленными в километрах пробега или часах работы годовыми нормами расхода моторесурса. Во время боевых действий нормы расхода моторесурса не устанавливаются, машины используются исходя из поставленных боевых задач.

Инженерная техника, которая не планируется к использованию в сроки, установленные приказом МО РФ, подлежат постановке на кратковременное или длительное хранение.

Читайте также:  Владивосток сервисный центр по ремонту бытовой техники

Хранение — это этап эксплуатации, при котором неиспользуемая по назначению техника содержится в специально отведенном для размещения месте в заданном состоянии, и обеспечивается их сохраняемость и сохранение в течение установленных сроков.

Подготовка техники к кратковременному и длительному хранению, содержание на хранении и снятие с хранения определяется руководством «Хранение инженерной техники и инженерного имущества» и нормативно-технической документацией (НТД).

Транспортирование инженерной техники — это подготовка к перевозке и перевозка машин железнодорожным, морским, речным, воздушным транспортом, на прицепах на различные расстояния, а также подготовка их к использованию после транспортирования.

Порядок и правила транспортирования техники определяется эксплуатационными и нормативно-техническими документами по организации воинских перевозок,

Основой обеспечения высокой постоянной готовности инженерной техники к использованию по назначению является проведение в установленные сроки контроля ее технического состояния с последующим полным и качественным выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с требованиями НТД и реальным техническим состоянием.

Техническое обслуживание инженерной техники

В настоящее время в Вооруженных Силах РФ принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с периодическим контролем технического состояния вооружения и военной техники. Она включает в себя три подсистемы: контроля технического состояния; технического обслуживания; ремонта.

Одним из основных мероприятий по поддержанию качественных показателей технического состояния инженерной техники является техническое обслуживание. Характеристика подсистемы технического обслуживания инженерной техники приведена в табл. 33.

Техническое обслуживание — это комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности машин при использовании по назначению, хранении и транспортировании.

Своевременное и качественное техническое обслуживание (ТО) должно обеспечить:

постоянную готовность машин к выполнению поставленной задачи и безопасность движения;

устранение причин, вызывающих преждевременный износ, отказы и неисправности; работоспособность в пределах установленного ресурса (межремонтного пробега или пробега до списания);

минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов. Техническое обслуживание включает заправку машин эксплуатационными материалами, чистку и мойку, техническое диагностирование, подтяжку креплений, регулировку агрегатов и других сборочных единиц, смазочные работы, устранение отказов и неисправностей (текущий ремонт).

Основными видами ТО инженерной техники являются: по этапам эксплуатации: техническое обслуживание при использовании, техническое обслуживание при хранении, техническое обслуживание при транспортировании;

по регламентации выполнения: техническое обслуживание с периодическим контролем, регламентированное техническое обслуживание;

по периодичности и объемам проведения: ежедневное техническое обслуживание (ЕГО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), техническое обслуживание № 1 при хранении (Т0-1х), техническое обслуживание № 2 при хранении (Т0-2х), техническое обслуживание № 2х с переконсервацией и контрольным пробегом (Т0-2хПКП);

по условиям эксплуатации: сезонное техническое обслуживание (СО), техническое обслуживание в особых условиях.

Техническое обслуживание образцов должны планироваться и проводиться, как правило, комплексно, совмещено по времени и месту их проведения для всех составных частей образцов с привлечением соответствующих специалистов (ремонтного подразделения, служб).

Периодичность видов ТО инженерной техники определяется периодичностью технического обслуживания автомобильных базовых шасси и бронетанковых базовых машин (табл. 31).

Примечание: * В графе 5 приведены средние значения трудозатрат. В зависимости от наработки техники, условий эксплуатации они могут отличаться от данных приведенных в таблице.

Запрещается сокращать объем работ по техническому обслуживанию, а также уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания техники.

ЕГО предназначено для подготовки инженерной техники к дальнейшему использованию и устранения выявленных в процессе контрольно-технического осмотра (КТО) недостатков. Оно проводится после использования образца, но не реже, чем через 250 км пробега (20 часов наработки) для гусеничных образцов и 500 км (40 часов наработки) — для колесных образцов.

ЕГО осуществляют расчеты (механики-водители) машин с использованием комплектов ЗИП и элементов парка в соответствии с «Инструкцией по ТО и эксплуатацией» образца и по результатам КТО. ЕГО включает заправку, мойку, смазку в соответствии с картой смазки, проверочные и необходимые крепежные и регулировочные работы, устранение выявленных неисправностей. От качества проведения ЕГО зависит быстрота вывода машин из парка по тревоге, ее надежность, трудоемкость выполнения следующего ТО.

Техническое обслуживание с периодическим контролем (ТО ПК) предназначено для поддержания техники в исправном (работоспособном) состоянии, проводится одновременно с КТО и техническим диагностированием (ТД) расчетами (механиками-водителями) машин с участием специалистов ремонтного подразделения, осуществивших КТО и ТД, с использованием комплектов ЗИП и оборудования ПТОР.

ТО-1 (ТО-1х), ТО-2 (ТО-2х) предназначены для поддержания машин в исправном (работоспособном) состоянии. Они проводится расчетами (механиками-водителями) и специалистами подразделений технического обслуживания и ремонта части с учетом результатов КТО и ТД с использованием комплектов ЗИП, оборудования ПТОР, подвижных средств ТО и Р в соответствии с «Инструкцией по ТО и эксплуатации машин» (Руководством по хранению инженерной техники и инженерного имущества) и с учетом результатов КТО.

ТО-2х ПКП предназначено для поддержания техники в исправном (работоспособном) состоянии, обеспечения сохраняемости. Оно проводится через 5 лет хранения личным составом частей, ремонтных подразделений с использованием комплектов ЗИП оборудования ПТОР и подвижных средств технического обслуживания и ремонта в соответствии с «Инструкцией по ТО и эксплуатации машин» и «Руководства по хранению инженерной техники и инженерного имущества» и по результатам ТД.

СО предназначено для подготовки машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации и проводится два раза в год при использовании и кратковременном хранении образцов. Сезонное обслуживание проводится расчетами (механиками-водителями), специалистами ремонтного подразделения части с использованием комплектов ЗИП, оборудования ПТОР и подвижных средств технического обслуживания и ремонта в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации машин» и по результатам проведения КТО, ТД.

РТО предназначено для обеспечения работоспособности (исправности) техники с ограниченной наработкой, обеспечения сохраняемости. При проведении РТО обеспечивается частичное восстановление ресурса машин заменой ненадежных деталей, проведением регулировочных и настроечных работ. РТО осуществляет личный состав, подразделений технического обслуживания и ремонта, хранения, ремонтных органов частей с использованием комплектов РТО, ЗИП и оборудования ПТОР в соответствии с «Инструкцией по проведению РТО машин» с учетом результатов ТД.

Вопрос № 1. Общие положения по организации эксплуатации военно-инженерной техники в части. Время — 40 мин.

Организационные принципы эксплуатации машин были приняты в 1914-1917 годах с появлением первых автомобильных рот.

Эксплуатация машин – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективной работы, транспортирования и хранения машин с достижением наиболее длительных сроков службы в постоянной технической готовности.

Организация эксплуатации машин инженерного вооружения в современный период требует от офицеров высокой инженерной подготовки, глубоких знаний инженерного вооружения, высокой технической культуры внутренней собранности и дисциплинированности, жесткой требовательности к себе и подчиненным, основанной на понимании сущности и закономерности требований по эксплуатации машин.

В понятие «Эксплуатация машин» включаются все мероприятия, связанные с использованием машин, а именно:

— приемка и обкатка машин,

— подготовка машин к работе и обслуживании их при выполнении задач инженерного обеспечения,

— организация работ,

— техническое обслуживание машин,

— парковая служба,

— транспортировка машин,

— хранение машин,

— ведение технической документации.

Таким образом эксплуатация техники заключается в применении её по назначению с соблюдением режимов и условий, установленных нормативно-технической документацией.

Перед использованием проводится подготовка машин к использованию, которая включает в себя ввод в строй, определение технического состояния, проведение технического обслуживания перед эксплуатацией. Ввод в строй производится при поступлении техники в часть и заключается в проведении мероприятий по зачислении ёе в списки части, передачи в подразделение, закрепление за личным составом и проведении по необходимости обкатки машин.

Техническое обслуживание– комплекс операций по поддержанию работоспособности техники и имущества, при её использовании по назначению.

Транспортирование – этап эксплуатации, включающий подготовку и перевозку или перемещение техники с использованием транспортных или буксировочных средств.

Хранение – этап эксплуатации, при котором неиспользуемая по назначению техника, имущество содержатся в специально отведенном для их размещения месте, в заданном состоянии, и обеспечивается их сохранность в течении установленных сроков.

Организация эксплуатации инженерной техники в войсковых условиях имеет ряд особенностей:

— Передвижение техники осуществляется преимущественно в колоннах, как по дорогам, так и вне дорог.

— Машины могут использоваться в различных климатических условиях, возможны частые перегрузки двигателя, нагрузочный режим имеет ярко выраженный динамический характер.

— Обслуживание и ремонт техники должны проводится в любое время года и суток , в стационарных и полевых условиях с использованием стационарного оборудования или оборудования передвижных ремонтных мастерских.

— Нормы расхода моторесурсов в мирное время ограничены, большая часть техники находится на кратковременном или длительном хранении и требует организационно-технических мероприятий по поддержанию её в постоянной боевой готовности.

— Большое количество разных марок техники осложняет грамотную эксплуатацию и ремонт в боевых условиях, особенно снабжение эксплуатационными материалами , запасными частями и инструментами.

В процессе эксплуатации инженерных машин в соответствии с выполняемыми задачами и условиями использования, к ним предъявляют целый ряд эксплуатационных требований.

— Инженерная техника должна быть приспособлена к длительным работам в любых климатических, географических и дорожных условиях.

— Напряженная эксплуатация инженерной техники в боевых условиях требует, чтобы машина длительное время работала надежно, периодичность её обслуживания была бы достаточно велика, трудоемкость незначительна, а запас хода до ремонта достаточно велик.

— Необходимость совершения длительных маршей, часто под воздействием противника, требует от расчетов (водителей, членов экипажей) напряжения всех физических и моральных сил.

— Инженерные задачи на дорожной, землеройной и некоторых других видах техники выполняются в условиях большой запыленности, вибрации, повышенной температуры, поэтому условия работы в кабинах должны отвечать определенным эргономическим требованиям.

Совокупность показателей эксплуатационных свойств машины составляют её эксплуатационную характеристику.

Основными эксплуатационными свойствами машины являются:

— работоспособность в различных физико-географических и климатических условиях,

— экономичность расхода эксплуатационных материалов.

Эксплуатационные свойства машин закладываются при её конструировании, зависят от условий эксплуатации, квалификации механиков-водителей и изменяются в процессе эксплуатации.

— Маневренность (подвижность машины) включает понятие максимальной скорости передвижения в различных условиях, проходимость, управляемость (легкость управления и радиусы поворота).

Маневренность ухудшается в процессе эксплуатации вследствие износа и нарушения регулировок трансмиссии и органов управления. Умелое управление машиной повышает маневренность, что способствует более успешному выполнению инженерных задач.

— Работоспособность – возможность применения машины на различных театрах военных действий, в различное время года и суток. Работоспособностью машины называется такое состояние, при котором она способна выполнять заданные функции в пределах установленных параметров, отраженных в инструкции, паспорте, формуляре.

Читайте также:  Ремонт техники ялта жадановского

— Надежность — свойство машины выполнять заданные функции в процессе эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования в определенный период времени. Надежность является основным эксплуатационным свойством. Она обусловлена такими свойствами, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность.

— Транспортабельность– машины характеризует приспособленность МИВ к перевозкам железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортным средством и определяется массой, центром тяжести, временем погрузки и выгрузки и т.д.

— Эргономические показатели – определяют совокупность факторов , характеризующих возможность достижения оператором ( водителем) максимальной эффективности выполняя свои функциональные обязанности. Они связаны амплитудой и частотой вибрации тела водителя, уровня шума в кабине, усилием прилагаемых к педалям и рычагам.

— Экономичность расхода эксплуатационных материалов – характеризуется в основном топливной экономичностью и определяется следующими показателями:

— Удельным расходом топлива (кг/час)

— Экономичной характеристикой двигателя, которая является зависимостью расхода топлива ( в литрах на моточас, литрах на 100 км пути) от скорости движения и коэффициента сопротивления .

Средним расходом топлива на единицу выполненной работы.

— Запас хода по топливу, т.е. путем, проходимым машиной с полностью заправленными баками (км).

Экономичность расхода топлива зависит от типа двигателя и состояния топливной аппаратуры, а также от конструкции силовой передачи и ходовой части.

Наиболее экономичными по удельному расходу топлива являются дизельные двигатели. У опытных водителей средний расход топлива на единицу выполненной работы составляет на 15-20% меньше, чем у неопытных.

Высокая топливная экономичность может быть достигнута оптимальным нагрузочным режимом, который определяется механиком-водителем.

Одним из важнейших эксплуатационных показателей любой инженерной машины является её производительность

— Техническая производительность — Пт – определяется как отношение объёма выполненных работ к времени непосредственного их выполнения

Эксплуатационная производительность (эффективная) Пэф определяется как отношение объема выполненных работ, к суммарному времени затраченному на их выполнение.

Отношение эффективной производительности к технической выражается суммарным коэффициентом эффективности конструктивных возможностей машины.

Подставляя в формулу 3 значение формул 2 и 1 получим

где – время непосредственного выполнения задачи работы машиной.

Тм – время, затрачиваемое на маневр машины,

Тусл – потери времени на приспособленность машины к данным условиям

Тн – потери времени на устранение неисправностей, отказов, обслуживание и т.д.

Ттр – потери времени на погрузку, выгрузку машины и приведение её в рабочее состояние.

Тэрг – потери времени в результате несоответствия органов управления и условий выполнения задач оптимальным параметром, т.е. потери времени на эргономические показатели.

Таким образом эксплуатационные свойства машины необходимо учитывать при оценке технических возможностей машин в различных условиях эксплуатации и боевого применения . Это позволяет своевременно предусматривать организационно-технические мероприятия для поддержания эксплуатационных свойств в нужных пределах, конкретно ставить задания подчиненным по обслуживанию и ремонту техники в ходе её эксплуатации.

Режимы эксплуатации инженерной техники.

В течение года различают два сезонных периода эксплуатации – весеннее – летний и осенне-зимний. Если первый период времени характеризуется повышенным тепловым режимом работы машин, большим содержанием пыли в воздухе и нередко выпадением дождей, то второй период характерен низкими температурами окружающего воздуха и трудностями разработки мерзлых грунтов. Начало обоих периодов времени года весна и осень сопровождается распутицей, грязью на дорогах и в поле и значительной влажностью воздуха.

В весеннее – летний период расчетам машин необходимо вести тщательное наблюдение за охлаждением двигателей во избежание их перегрева, внимательно следить за смазкой, не допуская ее загрязнения абразивными частицами, чаще проверять фильтры, не допускать образования коррозии, особенно в открытых узлах сопряжений деталей.

В осеннее – зимний период года затрудняется запуск двигателей, требуется умелое использование расчетами машин пусковых устройств, облегчающих запуск двигателей при низких температурах, ухудшается смазка из – за повышенной вязкости масел, усиливаются нагрузки на рабочий орган и его привод при разработке мерзлых грунтов.

Командир части на основании приказа командующего военным округом отдает приказ по части о конкретных сроках подготовки и перевода машин на летнюю и зимнюю эксплуатацию.

Подготовка личного состава, машин и парка к сезонному техническому обслуживанию и эксплуатации проводится по детально разработанному плану, с конкретными сроками выполнения тех или иных мероприятий, с указанием ответственных лиц.

Заместитель командира подразделения по технической части и командиры технических взводов обязаны подготовить личный состав к проведению сезонного технического обслуживания и эксплуатации машин. Личный состав взводов на специальных занятиях должен изучить объем и содержание работ по сезонному техническому обслуживанию и особенности использования, вождения, технического обслуживания и содержания (хранения) машин в предстоящий сезонный период. При подготовке к эксплуатации машин в зимний период личный состав надо научить пользоваться охлаждающими низкозамерзающими жидкостями, средствами подогрева двигателей и повышения проходимости машин. Порядок запуска и подогрева двигателей в зимнее время осваивается практически каждым механиком – водителем на своей машине. По окончании занятий весь личный состав должен, пользуясь закрепленной за ним материальной частью, сдать зачет, результаты которого объявляются в приказе по части. Не сдавшие зачет механики – водители не допускаются к управлению машинами.

Сезонное техническое обслуживание совмещается с очередным номерным техническим обслуживанием. Все необходимые работы по техническому обслуживанию выполняются расчетами машин под руководством командиров взводов и заместителя командира подразделения по технической части. Для выполнения более сложных работ по текущему ремонту могут привлекаться специалисты из ремонтного взвода.

Сезонные технические обслуживания рекомендуются проводить на специально подготовленных постах с оснащением их всеми необходимыми приспособлениями и приборами, повышающими качество работ и ускоряющими процесс их выполнения. Наглядная агитация в парке и на специализированных постах должна мобилизовывать и помогать практическими советами решить задачу- высококачественного и своевременного перевода техники на сезонную эксплуатацию.

В целях сохранения постоянной боевой готовности части необходимо так планировать работы по переводу машин на сезонное обслуживание, чтобы машины, поступившие на сезонное техническое обслуживание, к концу рабочего дня были приведены к полной готовности для эксплуатации. Как правило, перевод машин на сезонный период эксплуатации организуется последовательно по отдельным видам машин так, чтобы одна часть машин находилась в техническом обслуживании, другая – в технической готовности для эксплуатации.

Командир подразделения по ремонту техники отвечает за производственную деятельность подразделений.

За своевременное и качественное выполнение ремонтных работ и технического обслуживания, за сохранность оборудования, инструмента, запасных частей, материалов и поступивших в ремонт машин, за эвакуацию поврежденных машин , техническое обслуживание и ремонт техники в ремонтном подразделении, части планируется на каждый месяц , для чего составляется месячный производственный план ремонта и график ТО.

Командир подразделения обязан (по ремонту техники)

— Знать устройство ремонтируемых машин, технологию их ремонта и технического обслуживания, технические условия для ремонта машин

— знать устройство и возможности производственного оборудования подразделения

— руководить производственной деятельностью, размещением и перемещением подразделения, технической подготовки л/с

— обеспечивать выполнение производственных планов и высокое качество ремонта и технического обслуживания машин

— своевременно истребовать и получать необходимые запасные части, инструмент, материалы и применять меры по обеспечению ими подразделения

— контролировать качество работ и обеспечивать выполнение л/с подразделения установленных норм выработки

— добиваться повышения производительности труда и улучшения качества обслуживания и ремонта машин

— следить за правильным использованием производственного оборудования и экономном расходованием запасных частей, инструмента и материалов

— осуществлять эвакуацию и восстановление поврежденных машин

— организовывать радиационную и химическую разведку района размещения подразделения и сборного пункта поврежденных машин, определять зараженность машин, подлежащих ремонту и эвакуации и организовывать их специальную обработку

— выделять необходимые силы и средства в состав технического замыкания колонны на марше

— организовывать учет работ по техническому обслуживанию и ремонту машин

Вопрос 37. Единая система комплексного технического обслуживания и ремонта инженерной техники.

В основе любой системы технического обслуживания лежит непосредственно техническое обслуживание — комплекс работ, проводимых на объектах ВВТ для поддержания исправности или только работоспособности с целью обеспечения боевой готовности (ГОСТ В 19819-84).

Данным положениям в полной мере соответствует единая система комплексного технического обслуживания и ремонта (ЕС КТОР) ВВТ.

Единая система комплексного технического обслуживания и ремонта ВВТ включает в себя следующие виды:

а) техническое обслуживание при использовании:

— контрольный осмотр (КО);

— ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

— техническое обслуживание №1 (ТО-1);

— техническое обслуживание №2 (ТО-2);

— сезонное техническое обслуживание (СО);

— регламентированное техническое обслуживание (РТО);

б) техническое обслуживание при кратковременном хранении:

— техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х);

в) техническое обслуживание при длительном хранении:

— техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х);

— регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Вопрос 38 Цель, виды, периодичность и трудоёмкость технических обслуживаний машин.

ТО — обеспечение постоянной технической готовности машины, максимальное продление межремонтных сроков работы и устранение причин, вызывающих преждевременный износ и приводящих к неисправности узлов и агрегатов. Основные виды:

А) по этапам эксплуатации:

•                  ТО при использовании по назначению

•                  ТО при хранении

•                  ТО при транспортировании

Б) по регламент. Цели выполнения:

•                  Не плановое ТО

•                  Плановое ТО

В) По периодичности и объемам выполнения:

•                  Контрольный осмотр перед выходом из парка (перед началом работы, перед переправой и после)

•                  Виды КТС

•                  Констрольный осмотр (КО), контрольно-тех. Обслуживание (КТО), техническая диагностика (ТО)

Контрольный осмотр (КО) — проводится с целью проверки готовности к использованию систем, агрегатов, механизмов аппаратуры для обеспечения надежной работы и безопасности движения машины..

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в конце дня после каждого выхода из парка независимо от пробега (в конце суток боевых действий). Цель – подготовить к дальнейшей эксплуатации.Исполнители – мех.вод, оператор.

ТО-1 Проводится через каждые 100 часов работы двигателя или через 1000км. . Продолжительность: без регулировок – 5-6 ч. С – 7-8. ТО-2 . Через каждые 300ч или 2000 км. Продолжительность – без регулировки – 14-16ч, с регул – 15-16.

Сезонное техническое обслуживание (СО) — проводится с целью подготовки машин в соответствии с условиями предстоящей эксплуатации.

Регламентированное техническое обслуживание (РТО) — проводится с целью поддержания боеспособности ВВТ в течении последующих 5-7 лет. РТО проводится с специально подготовленными бригадами с участием экипажей (водителей) через 5-7 лет длительного хранения ВВТ.

Читайте также:  ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК НА РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ

ВОПРОС №39. Система войскового ремонта, принятая в ВС РФ. Виды и методы ремонта.

Ремонт инженерной техники- проводится для восстановления исправного (работоспособного) состояния, полного или частичного восстановления ресурсов ИТ путем замены агрегатов, узлов и деталей, сост. частей образцов ИТ.

-по степени восстановления ресурса:

текущий ремонт (ТР) — заключается в устранении неисправности и повреждений возникающих в процессе эксплуатации машины,

ТРп (простой) – до 10 часов в зависимости от сложности конструкции.

ТРс (сложный) более 10 часов.

средний ремонт (СР) — заключается в частичной разборке машины, в замене или капитальном ремонте НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АГРЕГАТОВ НО НЕ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ

капитальный ремонт (КР) — заключается в полной разборке машины, инструментальной дефектации, замене или ремонте всех её составных частей, с выполнением сварочных, пригоночных, регулировочных и других специальных работ, сборке испытаний и покраске машины

регламентный ремонт (РР) — проводится для восстановления надежности ИТ, находящиеся на длительном хранения

ремонт по техническому состоянию (РТС) – проводится по результатам проведения КТО и ТД в объеме востанновления работоспособности и частичного восстановления ресурсов инженерной техники до очередного ремонта.

— по планированию (по времени проведения) плановый ремонт и неплановый ремонт;

— по совмещению времени и места проведения ремонта образца ВВТ, комплексный ремонт и специализированный ремонт.

1) Индивидуальный метод

2)АГРЕГАТНЫЙ МЕТОД РЕМОНТА

3)СМЕШАННЫЙ МЕТОД РЕМОНТА

ВОПРОС №40. Межремонтные и амортизационные сроки и нормы наработки инженерной техники.

2002 г. № 55 «Об утверждении Руководства о порядке эксплуатации и ремонта инженерной техники и инженерного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время»

Для каждого вида инженерной техники, устанавливаются свои сроки и нормы наработки, которые определяются приказами Министра обороны. Техника делится на виды: например, боевая, учебно-боевая, строевая, учебно-строевая, учебная и в каждом виде существуют свои сроки. Сроки определяются в зависимости от выработки моторесурсов.

Нормы наработки автомобилей до списания определяются их наработкой с начала эксплуатации до второго капитального ремонта; гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей и транспортеров — до четвертого капитального ремонта; тракторов — до третьего капитального ремонта.

Наработка до ремонта и списания машин, специальное обору­дование которых приводится в действие от их двигателей, исчис­ляется с учетом работы этих двигателей.

Учет наработки инженерной техники ведется по показаниям спидометров и счетчиков моточасов

Один моточас работы специального оборудования прирав­нивается к пробегу:

— для инженерной техники, смонтированной на автомобильных шасси, — 25 км;

— для инженерной техники, смонтированной на специальных колесных шасси, на бронетанковых базовых шасси, колесных тя­гачах, гусеничных транспортерах и тягачах, — 15 км;

— для инженерной техники на базе — колесных тракторов — 10 км,

— для инженерной техники на базе гусеничных тракторов — 5 км.

Один моточас работы специального оборудования тяжелых механизированных мостов и танковых мостоукладчиков приравнивается к трем установкам моста.

Отсчет наработки и сроков службы до первого среднего и капитального ремонта необходимо вести от даты ввода в эксплуатации, до регламентированного ремонта – от даты постановки на длительное хранение, а до второго среднего, капитального и регламентированного ремонта – от даты проведения капитального (регламентированного) ремонта.

Капитальный ремонт выполняется инженерной технике, находящейся на текущем довольствии в течение 10 лет и выработавшей более 50% межремонтных норм (ресурса);

Инженерная техника, выработавшая межремонтные или амортизационные нормы (сроки службы), направляется в ремонт или списывается только по заключению соответствующей комиссии воинской части.

Межремонтный ресурс (ресурс) инженерной техники, прошедшей регламентированный ремонт, устанавливается как для техники, прошедшей первый капитальный ремонт.

Для автомобильной техники:

Межремонтным пробегом машины называется пробег в километрах с момента изготовления или после среднего (капитального) ремонта до очередного ремонта.

Нормы наработки до ремонта автомобильной техники устанавливаются для машин интенсивного использования. Использование считается интенсивным, если машина вырабатывает установленную норму наработки до капитального ремонта в течение не более 12 лет.

Действующие нормы наработки межремонтных пробегов машин и агрегатов установлены приказом МО РФ №370, 1996 г.

Вопрос 41. Общие положения по организации хранения инженерной техники

Хранение – этап эксплуатации машин, в течение которого неиспользуемые п о назначению машины размещаются в специально отведенном месте для обеспечения их сохраняемости в заданном состоянии в течение установленных сроков. — кратковременное (до одного года); -длительное (один год и более).

На кратковременное хранение ставятся машины, использование которых не планируется более трех месяцев. Машины, которые содержатся на длительном хранении, размещаются отдельно от других машин.

Подготовка машин к хранению включает работы по техническому обслуживанию машин и консервации систем, узлов и агрегатов для обеспечения в заданных условиях исправного, работоспособного состояния в течение предстоящего срока хранения. Техническое обслуживание и консервация представляют единый технологический процесс. Постановка машин на длительное хранение оформляется актом закладки (освежения) материальных средств установленной формы, составляемым комиссией по результатам проверки готовности машин к хранению. О постановке машин на длительное хранение делается запись в паспорте машины. Содержание машин на хранении включает: уход,техническое обслуживание,замену (освежение) шин, аккумуляторных батарей, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, опробование, переконсервацию и контроль содержания машин в процессе хранения.

Вопрос 42. Назначение парков и требования, предъявляемые к ним. Общее устройство постоянных парков и их элементов.

Парк -территория, оборудованная для хранения, ТО, ремонта и приведения в готовность к боевому применению (использованию) ВВТ. Парки могут быть постоянные и полевые.

Требования, предъявляемые к парку:

1) размещение всех ВВТ, предусмотренных штатами и табелями к штатам воинской части мирного и военного времени;

2) подготовку к использованию, проведение всех видов комплексного технического обслуживания и текущего ремонта ВВТ;

3) подготовку к хранению, хранение в условиях, определенных приказами министра обороны, а также нормативно-технической документацией, техническое обслуживание при хранении, снятии ВВТ с хранения и вывод из парка по тревоге в установленные сроки;

4) безопасность труда личного состава, соблюдение правил личной гигиены, создания благоприятных микроклиматических условий при проведении всех видов работ;

5) материально-техническое и специальное обеспечение работ на ВВТ;

6) контроль за состоянием ВВТ должностными лицами;

7) возможность проведения занятий с личным составом для совершенствования навыков в выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВТ;

8) охрану грифованных объектов и ВВТ с боеприпасами;

9) внутреннюю и внешнюю связь;

10) противопожарную защиту, молниезащиту и защиту от статического электричества;

11) охрану окружающей среды;

12) надежную охрану, оборону и маскировку от наземной, воздушной и космической разведки.

Постоянные парки оборудуются в пункте постоянной дислокации полка и в учебных центрах и представляют собой охраняемую огражденную территорию с капитальными зданиями и сооружениями. стоянках закрытого (в хранилищах) или открытого (под навесами или на площадках) типа.

Территория постоянного парка делится на три зоны:

зона N 1 — зона хранения вооружения и военной техники боевой и строевой групп эксплуатации; зона N 2 — зона технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники; зона N 3 — зона хранения вооружения и военной техники учебно-боевой, учебной и транспортной групп эксплуатации.

ВОПРОС №43. Полевые парки, расположение их на местности

Полевые парки организуются при временном расположении воинской части (подразделения) в полевых условиях. Они могут устраиваться компактно или рассредоточено.

Порядок устройства и оборудования полевого парка определяется задачами, возложенными на воинскую часть, продолжительностью ее расположения в районе, размером, характером и рельефом участка местности, отведенной под полевой парк, временем года и наличием средств технического обслуживания и ремонта.

Полевые парки должны обеспечивать: подготовку ВВТ к использованию и своевременный вывод их по тревоге; использование защитных свойств местности, надежную организацию охраны и обороны парка, а также маскировки и укрытия машин и личного состава, а также: комплексное техническое обслуживание и ремонт подвижными средствами обслуживания и ремонта; дезактивацию и дегазацию ВВТ; материально-техническое и специальное обеспечение работ; надежную охрану, оборону и маскировку от надземного и воздушного противника; безопасность и удобство работ личного состава на ВВТ; соблюдение правил пожарной безопасности, личной и общественной гигиены; охрану окружающей среды.

Полевой парк состоит из участков для размещения подразделений. В нем оборудуются: КТП; пункт заправки; пункт чистки и мойки (при наличии источников воды); площадка для технического обслуживания и ремонта;  площадка для ВВТ, ожидающих технического обслуживания и ремонта; площадка для размещения складов ВТИ; площадка для складирования металлолома; стоянки ВВТ; укрытия для личного состава, ВВТ и материальных средств на площадках и участках для размещения подразделений.

При оборудовании участков для размещения подразделений устраиваются дороги, подъездные пути, основные и запасные выходы

На участках для размещения подразделений полевого парка размещаются ВВТ и личный состав не более одного подразделения.

При компактном устройстве парка расположение участков для размещения подразделений и расстановки на них ВВТ должно соответствовать требованиям, предъявляемым к открытым стоянкам. При оборудовании стоянок территория участков для размещения подразделений должна расчищаться.

ВВТ размещаются с учетом организации круговой обороны и маскируются. Расстояние между образцами ВВТ должно быть таким, чтобы исключалось поражение более одного образца при взрыве авиационной бомбы любого калибра. Для каждого образца ВВТ оборудуются укрытия

ВОПРОС №44. Организация планирования эксплуатации и ремонта техники

Эксплуатация инженерной техники и инженерного имущества – стадия жизненного цикла изделия, включающая следующие элементы:

1. Ввод в Э

2. Приведению в установленную степень готовности к использованию по назначению

3. Поддержание в установленной степени готовности к использованию

7. Снятие с Э

Цель Э – реализация максимальных возможностей машин при полном обеспечении эксплуатационных свойств

Ввод в Э – этап, включающий комплекс подготовительных работ, контроля, проверки и приемки эксплуатирующим соединением (в/ч) машины поступившей после изготовления или ремонта и закрепление за подразделением, должностным лицом с оформлением соответствующих документов

-Приведению в установленную степень готовности к использованию по назначению

— Поддержание (изделия военной техники) в (установленной степени) готовности (к использованию по назначению)

-Использование (изделия военной техники) по назначению

-Хранение* (изделия военной техники) при эксплуатации —

— Транспортирование* (изделия военной техники) при эксплуатации

— Снятие (изделие военной техники) с эксплуатации — Прекращение

ИТ делится на следующие группы эксплуатации: боевая, учебно-боевая, строевая, учебно-строевая, учебная

Мы поможем в написании ваших работ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *