ОБКАТКА ЭТО РЕМОНТ ТЕХНИКИ

Обкатка
– проводиться с целью приработки
сопрягаемых поверхностей деталей
агрегатов, углов и машин в целом.

В
результате взаимного перемещения между
микронеровностями – возникает контактное
взаимодействие, приводящее к протеканию
процесса резания, деформирования и
упругого взаимодействия приводящее к
формированию при соответствующих
условиях рабочего микрорельефа
поверхности. В результате этого –
снижается величина сил трения и
уменьшается величина износа сопрягаемых
деталей.

Холодная
обкатка
— первоначальная – осуществляется в
течении 18-20 минут, при минимальной
частоте вращения коленчатого вала и
окончательная – 18-20 минут с частотой
вращения коленчатого вала 0,7-0,8 – эта
обкатка осуществляется без нагрузки,
подача топлива не подается.

Горячая
обкатка
– предварительная и окончательная без
нагрузки в течение 12-18 минут, а затем с
увеличением нагрузки до 80-85% от номинальной
по 17-20 минут на 4х ступенях нагрузки.

В
процессе обкатки контролируется
температура масла и охлаждающей жидкости,
давления масла в системе смазки, частота
вращения к/в и величина нагрузки. Для
обкатки двигателя существуют обкаточные
стенды обеспечивающие холодную и горячую
обкатку.

Испытания:
осуществляется при максимальной
нагрузки, при номинальной частоте к/в,
в результате чего определяется часовой
и удельный расход топлива, а так же
развивающаяся мощность двигателя.
Мощность двигателя

После
обкатки проводят контрольный осмотр
(двигатель снимают со стенда и устанавливают
на стенд для контрольного осмотра). При
этом сливают масло, открывают поддон
картера, снимают головку блока цилиндров
и контролируют состояние рабочих
поверхностей, на которых не допускается
наличие царапин и зазоров. Контрольные
осмотр производиться выборочно.

Обкатка
и испытание – завершающие операции в
технологическом процессе ремонта
машин, определяющие эффективность их
работы при последующей эксплуатации.
Основные задачи, решаемые в процессе
обкатки и испытания: подготовка сборочных
единиц к восприятию эксплуатационных
нагрузок, выявление возможных дефектов,
связанных с качеством восстановления
деталей и сборочных работ, проверка
основных характеристик в соответствии
с требованиями нормативной документации.

Испытание
на холостом ходу (обкатка) имеет целью
обеспечить приработку поверхностей
подвижных соединений и выявить дефекты,
возникшие в результате допущенных при
ремонте и последующей сборке отклонений
от технических условий (повышенный
шум, вибрации, толчки, чрезмерный нагрев
трущихся поверхностей и др.).

В
процессе обкатки сверяют действительные
частоты вращения, величины подач, числа
ходов ползунов, скорости перемещения
различных узлов машины с паспортными
данными. Расхождение не должно превышать
±5 %.

Выявленные
при обкатке дефекты устраняют
соответствующими регулировками,
отладками, а при необходимости — с
частичной или полной разборкой механизма.

Испытание
под нагрузкой проводится после обкатки
и имеет целью проверку работы отдельных
механизмов и машины в целом при действии
на них рабочих номинальных нагрузок и
кратковременных перегрузок до 25 %. В
процессе испытания машины под действием
постепенно возрастающего нагружения
на различных режимах проверяют работу
всех механизмов, систем управления,
гидро- и пневмосистем, электроаппаратуры,
систем смазки и охлаждения, работу
муфт, тормозов, зажимов, автоматических,
реверсивных и предохранительных
устройств.

Отремонтированные
агрегаты проходят приемочные, контрольные,
приемо-сдаточные и эксплуатационные
испытания. Приемочные испытания проводят
в случае освоения ремонта новой модели
автомобиля или использования в
отремонтированном агрегате деталей,
восстановленных новым методом.
Контрольные испытания проходят все
отремонтированные двигатели после
приработки. В ходе контрольных испытаний
(они, как правило, совмещены с приработкой)
проверяется, нет ли резких стуков и
шумов, выделяющихся из общего шума
работы двигателя, выбрасывания или
течи масла, воды или топлива, пропуска
отработавших газов в местах соединений,
подсоса воздуха через прокладки впускной
трубы и карбюратора. Приемо-сдаточные
испытания проходят все отремонтированные
двигатели после приработки. Целью
приемо-сдаточных испытаний является
оценка качества сборки, а также качества
приработки сопряжений двигателя. Если
в процессе приработки и испытания
обнаруживают неполадки, то двигатель
отправляют на устранение дефектов, а
затем повторно испытывают.

Наряду
с приемо-сдаточными испытаниями для
отремонтированных двигателей проводят
инспекционные испытания, в ходе которых
двигатель частично или полностью
разбирают с целью оценки состояния
рабочих поверхностей основных деталей.
Осмотру подвергают те двигатели, при
обкатке и испытаниях которых возникли
подозрения на возможные появления
дефектов, а также среди карбюраторных
двигателей проверяется каждый 20-й, а
среди дизелей — каждый 10-й двигатели.

Читайте также:  Академика павлова ремонт техники

Обкатка — необходимая операция перед началом эксплуатации двигателей. Рабочие поверхности деталей, поступающих на сборку двигателей, имеют следы механической обработки в виде микронеровностей.

В начальный период работы двигателя трущиеся поверхности контактируют только в отдельных точках. Общая площадь контакта намного меньше кажущейся поверхности соприкосновения. Если при этом двигателю дать большую нагрузку, то в точках соприкосновения сопряженных поверхностей возникает высокая температура, что приводит к задирам, заклиниваниям и повышенному износу.

Для каждой трущейся пары свойственна своя оптимальная шероховатость, при которой наблюдается наименьший износ, наименьшие потери на трение при относительном перемещении деталей и наилучшая способность воспринимать эксплуатационные нагрузки.

Процесс обкатки заключается в приработке трущихся поверхностей путем сглаживания выступающих шероховатостей до определенной величины.

По мере увеличения нагрузки соприкасающиеся неровности пластически деформируются и частично срезаются. Вследствие разрушения выступов неровности сглаживаются, и фактическая площадь контакта увеличивается. Среднее удельное давление и средняя температура на площади фактического контакта понижаются. В процессе приработки нагрузку увеличивают, и так циклы повторяются до получения оптимальной шероховатости сопряженных поверхностей.

Физико-механические качества трущихся поверхностей в процессе обкатки изменяются. К окончанию приработки поверхности приобретают свойства, при которых износ и механические потери на режимах эксплуатационных нагрузок становятся минимальными.

Таким образом, цель приработки в процессе обкатки двигателей — в кратчайший срок при минимальной величине износа достичь оптимальной шероховатости и других необходимых физико-механических качеств трущихся поверхностей.

В зависимости от свойств материала и смазки, конструкции двигателя, режима работы требования к качеству приработанных поверхностей меняются. Поэтому режимы и продолжительность обкатки подбирают из условий необходимости обеспечения полной приработки наиболее нагруженных поверхностей.

Каждый двигатель подвергают стендовой и эксплуатационной обкатке.

Назначение стендовой обкатки: приработать трущиеся поверхности так, чтобы можно было проверить качество ремонта двигателя при помощи измерения основных технико-экономических показателей его при кратковременном (не более 5 мин) нагружении до номинальной мощности.

Технологический процесс стендовой обкатки состоит из трех стадий:

— холодная обкатка,
— горячая обкатка без нагрузки
— горячая обкатка с нагрузкой

Холодная обкатка — обкатка, при которой коленчатый вал двигателя приводится во вращение от постороннего приводного устройства (стенда).

Горячая обкатка без нагрузки — обкатка, при которой двигатель работает сам, не требуя энергии от постороннего источника для прокручивания. Вся энергия его уходит на преодоление внутренних сопротивлений, эффективная мощность равна нулю.

Горячая обкатка с нагрузкой — обкатка, при которой двигатель вырабатывает энергию и отдает ее тормозу или другому какому-либо загружающему устройству.

Каждая стадия холодной и горячей обкатки делится на несколько режимов, отличающихся один от другого продолжительностью, частотой вращения коленчатого вала и нагрузкой.

Эксплуатационная обкатка — это начальный период эксплуатации двигателя после ремонта (изготовления), во время которого завершается приработка рабочих поверхностей деталей и осадка прокладок. Эксплуатационная обкатка характеризуется постоянным уменьшением интенсивности изнашивания деталей в течение определенного периода. По окончании обкатки интенсивность изнашивания становится постоянной при дальнейшей работе деталей в нормальных условиях. Двигатель способен воспринимать полные нагрузки в течение длительного времени. Обкатку двигателей проводят обычно на тракторе, автомобиле или комбайне на особых режимах эксплуатации, при которых ограничивается скорость движения на разных передачах и величина нагрузки. Режимы обкатки приведены в технической документации по эксплуатации машин. Продолжительность обкатки обычно не превышает 60 час.

Обкатка
является начальным (и важнейшим) периодом
эксплуатации автомобильной техники
общевойскового назначения и автомобильных
базовых шасси. Во время обкатки происходит
приработка рабочих поверхностей деталей,
узлов и механизмов, осадка прокладок и
сальников, а также ослабление затяжки
креплений.

Обкатке
подвергаются все новые машины, а также
машины после капи­тального или среднего
ремонта.

Не
подвергаются обкатке в воинской части
новые машины, прошедшие обкатку на
заводе-изготовителе, о чем в паспортах
(формулярах) этих машин представителем
заказчика делается соответствующая
запись, а также машины после
регламентированного ремонта, обкатка
и испытание пробегом которых проводятся
на ремонтном предприятии ( в организации).

Машину можно
использовать по прямому назначению,
ставить на хранение или под комплектацию
специального оборудования только после
ее об­катки.

Читайте также:  Ремонт техники на проспекте победы в челябинске

Обкатка новых
машин проводится в воинской части,
получившей машину на укомплектование
(длительное хранение), или на заводе,
получившем машину (шасси) под комплектацию
оборудования.

Машина, предназначенная
под комплектацию специального оборудования
массой более 75% номинальной грузоподъемности,
обкатывается до мон­тажа на нее этого
оборудования.

На обкатываемые
машины выдаются в установленном порядке
путевые листы, на которых в верхнем
правом углу делается запись «Обкатка».

На
период обкатки приказом командира
воинской части назначается от­ветственный
за обкатку машин из числа офицеров
(прапорщиков) автомобиль­ной службы,
который непосредственно руководит
проведением обкатки.

Машины
на период обкатки закрепляются за
опытными водителями, хорошо знающими
устройство, правила обкатки и особенности
эксплуатации этих машин.

Новые
машины, предназначенные для штатного
укомплектования, обка­тываются в
кратчайшие сроки, но не позднее трех
месяцев со дня поступления их в воинскую
часть, а машины, предназначенные для
длительного хранения не позднее шести
месяцев со дня поступления.

Машины,
прошедшие капитальный или средний
ремонт, обкатываются в возможно кратчайший
срок, но не позднее трех месяцев со дня
поступления их в воинскую часть.

Моторесурсы
на обкатку новых (прошедших капитальный
или средний ремонт) машин разрешается
выделять дополнительно к основным
годовым нормам расхода моторесурсов.
Моторесурсы, израсходованные на
обкаточный пробег на заводе-изготовителе,
засчитываются в норму расхода моторесурсов
на обкатку машин в воинской части.

Режим обкатки
автомобилей общевойскового назначения

Протяженность
пробега в период обкатки автомобилей
общевойскового назначения (далее —
автомобилей) устанавливается следующая:

-для
новых автомобилей, а также для автомобилей,
прошедших капи­тальный или средний
ремонт с заменой или капитальным ремонтом
двигателя, — 1000 км. Если завод-изготовитель
в руководстве (инструкции) по эксплуата­ции
на машину устанавливает период обкатки,
отличающийся от указанного, то следует
пользоваться нормативами, указанными
в руководстве (инструкции) по эксплуатации;

-для
автомобилей, прошедших средний ремонт
без замены или капи­тального ремонта
двигателя, — 500 км.

В обкатку автомобиля
включается и пробег, совершенный при
обкаточ­ных испытаниях на
заводе-изготовителе.

Режим
обкатки (нагрузка, скорость движения и
другие параметры) но­вых и капитально
отремонтированных автомобилей и их
специального обору­дования
устанавливается для каждой марки
автомобиля в соответствии с требованиями
по обкатке завода-изготовителя или
завода (ремонтного пред­приятия),
проводившего ремонт.

Масса
перевозимого груза в период обкатки
автомобиля не должна быть более 75% его
номинальной грузоподъемности. По
согласованию с заводом-изготовителем
и представительством заказчика обкаточный
пробег автомобиля может проводиться
без такого ограничения нагрузки.

Скорость
движения автомобиля в период обкатки
не должна превышать 60% максимальной
скорости, установленной для соответствующей
передачи.

При
обкатке автомобилей, если нет рекомендаций
завода-изготовителя или ремонтного
предприятия по режиму обкатки, следует
руководствоваться следующими основными
правилами:

1)
начинать движение только после полного
прогрева двигателя. Про­гревать
двигатель следует на средних частотах
вращения коленчатого вала до устойчивой
его работы на холостом ходу. Частота
вращения коленчатого вала на холостом
ходу должна быть несколько повышенной
для улучшения условий его приработки;

2) при
движении автомобиля не допускать резкого
включения сцепле­ния и изменения
частоты вращения коленчатого вала
двигателя, особенно в на­чальный
период после пуска двигателя при еще
неустановившемся тепловом режиме, а
также резкого торможения комбинированным
способом (с включен­ным двигателем);

3)
следить за давлением в системе смазывания
двигателя, которое долж­но быть в
пределах, установленных требованиями
руководства (инструкции) по эксплуатации
для данного автомобиля;

4) обкатку автомобиля
проводить только на сортах горючего и
масел, предусмотренных химмотологическими
картами;

5) не
допускать максимальной частоты вращения
коленчатого вала двигателя при его
прогреве после пуска и при движении
автомобиля;

6) не
перегружать двигатель во время движения
автомобиля, при увеличении (уменьшении)
нагрузки своевременно переходить на
низшие (высшие) передачи;

7) при
движении постоянно следить за показаниями
контрольных приборов и своевременно
принимать меры к устранению выявленных
нарушений нормальной работе автомобиля;

8) на
остановках проверять степень нагрева
узлов и механизмов тран миссии и ходовой
части. При повышенном нагреве узлов и
механизмов выявлять и устранять причины
нагрева;

9)
следить за состоянием всех крепежных
деталей автомобиля, обращать особое
внимание на крепление рулевого колеса,
гаек крепления сошки рулевого привода,
рычага поворотного кулака, стремянок
рессор, колес и кабины;

Читайте также:  Мастерские по ремонту бытовой техники рязань

10)
включать насосы гидроподъемника на
автомобилях, оснащенных самосвальными
кузовами, при давлении в пневмосистеме
не менее 6 (кгс/см);

11)
следить за соединениями трубопроводов.
При обнаружении течи горючего, масла,
охлаждающей или тормозной жидкости, а
также утечки воздуха в соединениях
тормозной системы немедленно принять
меры по их устранению.

При
обкатке автомобилей запрещается:

-движение
в тяжелых дорожных условиях (по глубокому
снегу, песку, грязи, на дорогах с крутыми
подъемами и спусками), при гололеде;

-движение с прицепом
( кроме автомобилей семейства КАМАЗ);

-движение
со сниженным давлением воздуха в шинах.
Для машин с регулируемым давлением
воздуха в шинах давление в шинах должно
быть ниже 1,5 (кгс/см2).
Допускается кратковременное движение
в тяжелых дорожных условиях и по
бездорожью (протяженностью до 500 м) со
сниженным давлением воздуха в шинах до
0,5 (кгс/см ) (у автомобилей КАМАЗ-43;
КАМАЗ-43105 — до 0,7 (кгс/см2);
колесных шасси 543, 7410, 7911, 5921, 59: 6944 и их
модификаций — до 1,0 (кгс/см );

— даже
кратковременное движение с полностью
выжатой педалью управления дроссельной
заслонкой подачи топлива;

— работа двигателя
под нагрузкой при температуре охлаждающей
жидкости ниже 60 С;


движение с отключенным масляным
радиатором в летний период
эксплуатации;

— работа
двигателя и агрегатов с уровнем масла
ниже нижней контрольной метки и на не
рекомендованных химмотологической
картой горючее смазочных материалах.

Окраска машин. Технологические особенности окраски ремонтируемых изделий.

Подготовка
поверхности деталей машин к ок­раске.
Лакокрасочные покрытия высокого качества
могут быть получены только при тщательной
очистке окрашиваемой поверх­ности
от старой краски, продуктов коррозии,
жировых и других заг­рязнений.
Присутствие на поверхности изделия
загрязнений орга­нического или
неорганического происхождения снижает,
а иногда и полностью исключает возможность
образования адгезионных связей между
окрашиваемой поверхностью и покрытием.
Некото­рые из них могут вызвать
подпленочную коррозию металла. При
нанесении лакокрасочных материалов на
хорошо очищенную по­верхность капля
материала смачивает окрашиваемую
поверхность и растекается по ней.

Грунтование.
Эту операцию следует проводить в возможно
более короткий срок после подготовки
поверхности к нанесению лакокрасочного
покрытия. На подготовленную поверхность
изде­лия наносят первый слой
лакокрасочного покрытия — грунтовку,
которая служит основой покрытия. Она
предназначена для созда­ния прочного
антикоррозионного слоя, имеющего высокую
сцепляемость с металлом и последующими
слоями лакокрасочного по­крытия.

Разведенную
до рабочей вязкости грунтовку наносят
на поверх­ность изделия краскораспылителем,
электроосаждением или кис­тью. Грунт
должен ложиться ровным тонким слоем,
без пропусков и подтеков. С особой
тщательностью его наносят на сварные
швы, стараясь заполнить все поры.

Шпатлевание.
Эта операция предназначена для
сглажива­ния шероховатостей и
незначительных неровностей на
окрашивае­мой поверхности. Шпатлевка
представляет собой густую пастооб­разную
массу. Она состоит из пигментов и
наполнителей, затертых на различных
лаках.

Нанесение
наружных слоев лакокрасочного покрытия.
Эта операция зависит от требований,
предъявляемых к внешнему виду окрашиваемых
поверхностей. Лакокрасочное по­крытие
может быть декоративным (у легковых
автомобилей), обык­новенным (у грузовых
автомобилей и тракторов) и защитным (у
сельскохозяйственных машин).

Для
получения декоративных покрытий
выполняют много­слойную окраску,
уделяя особое внимание отделочным
работам. На кузова легковых автомобилей
наносят до шести слоев нитро­эмали
или до трех слоев синтетической эмали.
Каждый последую­щий слой наносят на
хорошо просушенный нижележащий слой,
что не выполняют при окраске синтетическими
и некоторыми другими эмалями.

Сушка
лакокрасочных покрытий.
Лакокрасочные материалы, применяемые
для нанесения наружных слоев покры­тия,
в результате испарения растворителя,
окисления, конденсации или полимеризации
пленкообразующего вещества образуют
плен­ку. Испарение растворителя и
другие процессы, протекающие в
ла­кокрасочном покрытии, зависят от
температуры нагрева и степени подвижности
воздуха, соприкасающегося с покрытием.
Испарение ускоряется при периодической
смене насыщенного парами раство­рителя
окружающего воздуха.

Контроль
качества лакокрасочных покры­тий.
Качество покрытий оце­нивают по
внешнему виду, тол­щине, блеску,
твердости, адге­зии, прочности при
изгибе и ударе, масло-, водо- и
бензо-стойкости, стойкости к различ­ным
реагентам, свето- и термо­стойкости,
атмосферостойкости и др. Рассмотрим
некоторые из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *