Обеспечение экологической безопасности автозаправочных станций

При начале ведения деятельности АЗС

Экологическая документация делится на бессрочную и ту, которую необходимо вести и сдавать с определённой периодичностью. Для объектов III категории опасности НВОС единоразовыми процессами и документами являются:

  • инвентаризация источников выброса загрязняющих веществ;
  • постановка на учёт в качестве ОНВОС
  • составление паспортов на отходы I-IV класса;
  • разработка ППЭК — программы производственного экологического контроля
  • разработка проекта ПВД;

Для каждого из них существуют свои правила и ограничения, которые имеет смысл рассмотреть более подробно.

Данная процедура касается фиксации всех стационарных источников выброса вредных веществ, присутствующих на территории объекта НВОС. На основе полученных данных разрабатываются также нормы выбросов, негативно влияющих на экологию. Инвентаризация должна проводиться всеми объектами НВОС, вне зависимости от присвоенного им класса опасности. Также полученные сведения задействуются при разработке некоторых других документов.

Именно на этом шаге определяется категория опасности объекта НВОС для экологии, что напрямую влияет на количество сдаваемой впоследствии документации. Критерии соотнесения объекта с той или иной категорией описаны в Постановлении Правительства №2398 от 31 декабря 2020 года.

Вкратце требования к объектам IV категории, подвергающейся менее жёсткому контролю, следующие:

  • Размещенные на территории предприятия стационарные источники выбросов загрязняющих веществ не производят таковых в количестве более 10 тонн в год. При этом среди выбросов отсутствуют вещества I или II класса опасности, а также радиоактивные элементы.
  • Воды, ранее использованные для целей, выходящих за рамки бытовой деятельности, не выбрасываются в централизованные системы водоотведения и очистные сооружения.

То есть, если на АЗС присутствуют те или иные отходы I либо II класса опасности, то она относится уже к III категории опасности. Даже при отсутствии веществ I или II класса, если суммарный выброс прочих веществ превышает 10 тонн в год, объекту присваивается III категория опасности. Существуют и другие критерии, также повышающие вероятность, что АЗС не будет отнесена к IV классу, как это и происходит в большинстве случаев.

Экологическая безопасность проведения ТО тракторов

Речь пойдет не об обеспечении экологической безопасности машин путем проведения технического обслуживания (это другая проблема), а об экологической безопасности выполнения самого обслуживания. Данная проблема обусловлена тем, что ежесменные (ЕТО) и периодические первое (ТО-1) и второе (ТО-2) технические обслуживания (ТО) тракторов согласно ГОСТ 20793-86 допускается проводить в полевых условиях. С точки зрения экологии это недопустимо. Поэтому проанализируем, насколько экологически безопасно выполнение ТО в поле, в условиях живой природы.

Итак, при названных ТО в обязательном порядке проверяют уровень масла в двигателе, смазки в корпусах других составных частей, сливают отстой из топливных баков и фильтров. Исследованиями, проведенными в полевых условиях эксплуатации тракторов, по этим технологическим операциям установлено следующее.

В процессе контроля масло, вытекая из вскрытых отверстий и стекая со щупов, загрязняет машину и исполнителя, что снижает культуру производства работ.

При доливке обеспечивают достаточный уровень технических жидкостей, сигналом которого служит также вытекающая из вскрытых отверстий жидкость. Нетрудно представить, что это масло попадает и в почву.

Слив отстоя сопровождается такими нежелательными явлениями, как попадание топлива на руки и одежду механизатора, части машины и нарушением герметичности топливной системы, для восстановления работоспособности которой после слива требуется прокачка топлива. При этом топливо, безусловно, также попадает в почву.

Если при сливе из фильтров топливо можно хотя бы частично направить и таким образом собрать в специальную емкость, то при прокачке после обслуживания это не представляется возможным даже технически.

Теперь проанализируем наиболее сложный вид обслуживания — ТО-2. Основная операция ТО-2 — замена масла в двигателе с очисткой и промывкой центробежного маслоочистителя в дизельном топливе. Ее выполнение практически не исключает возможность попадания масла в почву, например, в процессе отвинчивания сливной пробки картера дизеля. Течь масла также возможна и при осуществлении собственно заправочной операции из-за нарушения технических требований к ее выполнению или негерметичности соединений. В случае отказа заправочного устройства имеют место утечки масла в поле в объеме до 100 л и более. Разумеется, что с точки зрения экологической безопасности современные технологии и средства ТО машин должны полностью исключать попадание нефтепродуктов в почву. Однако осуществить это технически почти невозможно, во-первых, вследствие недостаточной надежности устройств (их отказы неизбежны по объективным причинам); во-вторых, по причине неприспособленности машин к проведению ТО в полевых условиях и, в-третьих, из-за ошибок, а нередко и из-за низкой технической культуры оператора.

Безусловно, наилучшим решением данной проблемы является применение такой технологии, которая бы исключала возможность проведения сложных ТО (ТО-2 с заменой масла в двигателе) в полевых условиях. Нужно сократить до минимума объем работ по ТО и ремонту в поле.

Обеспечение экологической безопасности автозаправочных станций

Автозаправочные станции (АЗС) должны быть экологически безопасными по отношению к основным компонентам природной среды, условиям проживания и здоровья населения.

АЗС — это комплекс зданий, сооружений и соответствующего оборудования, предназначенный для заправки жидким топливом автотранспортных средств (в том числе катеров, моторных лодок), а также при необходимости маслами, смазками, техническими жидкостями, водой и воздухом; для продажи фасованных нефтепродуктов, автопринадлежностей и запасных частей; для оказания услуг по техническому обслуживанию (мойка, смазка, смена масел, мелкий ремонт и др.

АЗС являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и почв в результате испарения нефтепродуктов в процессе приемки, хранения, отпуска и зачистки резервуаров, утечки нефтепродуктов через уплотнительные узлы трубопроводов, топливо-раздаточных и масло-раздаточных колонок; вентиляции газового пространства резервуаров; сточных вод, содержащих нефтепродукты; перелива резервуаров и цистерн; утечки нефтепродуктов при аварийных ситуациях, связанных с коррозийным разрушением резервуаров и коммуникаций; выхлопных газов и т. , а также источником вредного воздействия шума.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на АЗС являются: дыхание топливных емкостей и выброс при отпуске топлива.

Дыхание топливных емкостей — это процесс вытеснения паров нефтепродуктов из газового пространства резервуара или подачи воздуха извне за счет разрежения в газовом пространстве резервуара. Подразделяется на два типа: большое дыхание и малое дыхание.

«Большое дыхание» происходит во время заполнения или опорожнения резервуара.

«Малое дыхание» происходит в результате суточных изменений температуры стенок резервуара а, следовательно, температуры нефтепродукта, т. увеличения/уменьшения объема хранимого топлива за счет его расширения/сокращения в зависимости от температурного коэффициента расширения хранимого топлива, а также в зависимости от места размещения топливных емкостей (надземного или подземного).

Выброс при отпуске топлива происходит в момент заправки автомобиля из его топливного бака за счет вытеснения находящегося в нем воздуха.

Экологическая безопасность АЗС обеспечивается комплексом организационно-правовых, строительно-планировочных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий и средств, включающим:

— обоснованный выбор площадки с учетом: состояния природной среды, градостроительных условий, возможного воздействия АЗС в нормальном режиме эксплуатации и аварийных ситуациях, изменений в окружающей природной среде при эксплуатации АЗС;

— разработку природоохранных мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды;

— соблюдение требований действующих нормативных документов и актов по обеспечению техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при эксплуатации АЗС;

— организацию сбора, отведения и очистки поверхностного (дождевого и талого) стока с территории АЗС;

— организацию системы хозяйственно-бытовой и производственной, дождевой (или производственно-дождевой) канализации;

— использование на территории АЗС специальных покрытий, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и технических жидкостей;

— оснащение АЗС оборудованием, предотвращающим утечки нефтепродуктов и уменьшающим испарение топлива (дыхательной арматурой, резервуарами и технологическими трубопроводами с двойными стенками, с автоматической сигнализацией состояния их герметичности) и др

— использование системы рекуперации паров топлива;

— специальные мероприятия по предотвращению и ликвидации возможных разливов топлива;

— создание благоустроенной санитарно-защитной зоны, обоснованной расчетным путем и согласованной с территориальными органами государственного санитарного надзора;

— организацию государственного и ведомственного контроля за состоянием сбрасываемых хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых стоков, уровнем загрязнения почв и грунтов, атмосферного воздуха.

Каждая действующая АЗС должна иметь паспорт автозаправочной станции, в котором обязательно должен быть раздел «Охрана окружающей среды». Паспорт должен дополняться (корректироваться) при изменении технологии производства, замене оборудования и т. в течение месяца со дня произошедших изменений.

Проектирование, строительство и эксплуатация автозаправочных станций производится организациями, имеющими лицензию на выполнение работ данного профиля.

При выборе места размещения АЗС следует руководствоваться действующими законодательными актами и нормативными документами, учитывать требования разработанной проектной документации по территориальной организации регионов, районной планировки, планировки и застройки населенных мест.

Выбор площадки для размещения АЗС с учетом экологических требований производится на основании предпроектных материалов, обосновывающих размещение объекта, состав которых определяется «Методическими указаниями о составе материалов и основных требованиях по обоснованию места размещения объектов хозяйственной или иной деятельности в Республике Беларусь» Минприроды Республики Беларусь N 3/7 от 31. 93 г.

Размещение АЗС в городах осуществляется в соответствии с утвержденными градостроительными проектами (генеральный план, детальный план) или специальными проектами (схемами) размещения объектов автосервиса (АЗС, станций технического обслуживания и др. ), согласованными в установленном порядке с органами государственного надзора.

Передвижные автозаправочные станции (ПАЗС) должны использоваться в местах загородных стоянок автотранспорта, на автотрассах туристских автомаршрутов, строительных площадках, для заправки автомобилей и другой техники в полевых условиях, для заправки моторных лодок и катеров на пристанях и в местах их скопления, а также временно на территории стационарных АЗС на период ремонта технологического оборудования и зачистки резервуаров.

Стационарные АЗС рекомендуется размещать вдоль транспортных магистралей, в промышленных зонах, включая санитарно-защитные зоны отдельных предприятий, в коммунальных зонах городов и в производственных зонах сельских населенных пунктов.

Размещение АЗС в пределах III пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения на участках защищенных подземных вод требует дополнительного согласования с органами ПО «Беларусьгеология», санитарного надзора, водопользователем.

Размещение АЗС в промышленных и коммунальных зонах и в санитарно-защитных зонах предприятий возможно при исключении дополнительного повышения уровней загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны АЗС.

Реконструкция и расширение действующих АЗС на территориях, где почва и вода загрязнены нефтепродуктами, значения которых превышают фоновые значения, возможны только после проведения экологического обследования данного объекта и при условии снижения его вредного влияния на окружающую среду.

Свод правил
, от 01. 2014 г. № СП 156. 13130. 2014

Приказом МЧС России

от 05. 2014 N 221

СТАНЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗАПРАВОЧНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

CAR REFUELING STATIONS. FIRE SAFETY REQUIREMENTS

1 июля 2014 года

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Сведения о своде правил

РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

Читайте также:  Таблица соответствия ОКЗ-2014 и ОКЗ-93

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 5 мая 2014 г. N 221

ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 30 мая 2014 г.

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МЧС России

Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.

Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.

Требования к автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов складов нефти и нефтепродуктов, к автомобильным газозаправочным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также к автомобильным газонаполнительным компрессорным и автомобильным криогенным станциям, эксплуатирующимся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий нефтяной и газовой (нефтегазовой) промышленности допускается определять по другим нормативным документам в области стандартизации, регламентирующим требования пожарной безопасности к объектам, на которых эти топливозаправочные пункты предусматриваются.

При проектировании автозаправочных станций наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими нормативными документами по пожарной безопасности в части, не противоречащей требованиям настоящего свода правил.

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12. 007-76* Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12. 044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

ГОСТ Р 53316-2009 Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания

ГОСТ Р 54808-2011 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

аварийный расход газа по трубопроводу: Расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.

аварийный пролив топлива: Топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.

автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами: Автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.

автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельный участок многотопливной АЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.

безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места): Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

блок хранения топлива: Сборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.

блок хранения жидкого моторного топлива: Сборочная единица технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.

газоуравнительная система: Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.

граница АЗС: Отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.

двустенный резервуар: Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.

двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.

заглубленное размещение оборудования: Размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.

закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования: Обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.

заправочный островок: Технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.

здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.

здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.

контейнер хранения жидкого моторного топлива: Технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.

линия выдачи: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.

линия деаэрации: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.

линия наполнения: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

линия обесшламливания: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).

линия рециркуляции: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.

места массового пребывания людей: Территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).

многокамерный резервуар: Резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.

насос перекачивания: Насос, входящий в состав технологической системы АЗС и обеспечивающий перекачивание топлива внутри указанной технологической системы, и/или из автоцистерны в резервуар для хранения топлива, и/или наоборот.

островок безопасности: Сооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.

площадка для автоцистерны: Технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС.

площадка заправки ПАГЗ (МЭГК): Технологическая площадка, предназначенная для установки ПАГЗ (МЭГК) при заправке сосудов аккумулятора ПАГЗ (МЭГК) природным газом.

площадка подпора: Участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.

резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе.

самосрабатывающий огнетушитель: Огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.

самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС: Комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.

сбросная труба: Устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.

свободное пространство шахты резервуара или технологического колодца: Воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.

система объединенного контроля герметичности двустенного (двухоболочечного) резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для периодического контроля герметичности внешней и постоянного контроля внутренней стенок двустенного (двухоболочечного) резервуара на месте эксплуатации.

система периодического контроля герметичности резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для периодического определения персоналом АЗС герметичности резервуаров на месте эксплуатации.

система постоянного контроля герметичности резервуара (межстенного пространства двустенного или двухоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре): Комплекс оборудования, предназначенного для раннего обнаружения разгерметизации резервуара (межстенного пространства двустенного или духоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) в автоматическом режиме на месте эксплуатации.

система предотвращения переполнения резервуара: Комплекс оборудования, предназначенного для автоматической сигнализации персоналу АЗС о необходимости прекращения операции наполнения резервуара топливом по достижении номинального уровня его наполнения и автоматического прекращения сливо-наливной операции в случае достижения предельного уровня наполнения, указанных в документации на технологическую систему АЗС.

технологический отсек: Выгороженный участок технологической системы, в котором размещается технологическое оборудование.

технологическая система АЗС: Комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС.

технологически связанные с АЗС производственные объекты: Объекты, предназначенные для производства и/или хранения моторного топлива, поставляемого на АЗС по трубопроводам, и характеризующиеся общими с АЗС системами предотвращения пожара и противопожарной защиты.

Обозначения и сокращения

АЗС — автомобильная заправочная станция

АГЗС — автомобильная газозаправочная станция

АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция

АЦ — автомобильное транспортное средство для транспортирования топлива (автоцистерна)

ГЖ — горючая жидкость

КриоАЗС — криогенная автозаправочная станция

ЛВЖ — легковоспламеняющаяся жидкость

КПГ — компримированный природный газ

МЭГК — многоэлементный газовый контейнер

НКПР — нижний концентрационный предел распространения пламени

ПАГЗ — передвижной автомобильный газозаправщик

ПАЗС — передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива

СПГ — сжиженный природный газ

СУГ — сжиженные углеводородные газы

Территория населенных пунктов — территория поселений и городских округов

ТРК — топливораздаточная колонка

Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный).

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в азове адреса и телефоны

Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.

Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная, в том числе, для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа ПАГЗ (МЭГК) КПГ.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ, выполненного как единое заводское изделие.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция — АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения СУГ, выполненного как единое заводское изделие.

Криогенная автозаправочная станция (КриоАЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на территории станции путем регазификации СПГ.

Передвижная КриоАЗС — КриоАЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки, хранения и регазификации СПГ, выполненного как единое заводское изделие.

При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС, имеющих техническую документацию.

Техническая документация на технологическую систему АЗС должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

При размещении АЗС вне территории населенных пунктов минимальные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или КПГ, границ площадок для АЦ и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, котельной, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящим сводом правил не регламентируются.

При размещении АЗС вне территории населенных пунктов минимальные расстояния следует определять:

до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения — до стен, окон и дверей зданий;

до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния от АЗС до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории, а именно:

до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;

до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;

до остальных дорог и улиц — не нормируются.

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними.

На АЗС могут размещаться здания, сооружения и помещения для оборудования технологической системы АЗС, котельной, а также административные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

На территории многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС с двухоболочечными резервуарами СПГ или АГЗС с двустенными резервуарами, а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы; для сервисного обслуживания транспортных средств — посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

На территории АЗС не допускается размещать наружные установки категории АН, БН, ВН и ГН, не относящиеся к технологической системе АЗС или котельной АЗС.

К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,2 м (для резервуаров и трубопроводов с жидким моторным топливом) или не менее 0,5 м (для сосудов, резервуаров и трубопроводов с КПГ или СПГ, а также СУГ и его парами) или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность защиты и ее теплоизолирующую способность в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода), при воздействии на нее воды во время тушения пожара, а также в течение 60 минут огневого воздействия на нее возможного пожара.

Пример — Указанное требование допускается выполнять следующим образом.

Для защиты от воздействия пожара резервуаров (трубопроводов), полностью или частично расположенных над поверхностью земли, позволяющей приравнивать их к подземным, допускается применять поверхностную огнезащиту, выполненную из негорючих материалов и обеспечивающую целостность указанных резервуаров (трубопроводов) при воздействии на них возможного пожара в течение времени не менее 60 минут, а также работоспособность оборудования, необходимого для их безопасного опорожнения от топлива и его паров. Поверхностная огнезащита должна выполняться стойкой как к воздействию огня, так и к воздействию воды при тушении пожара.

На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий А, Б (за исключением помещений для оборудования с КПГ и для перекачивания сжиженных углеводородных и/или природного газов, которое относится к технологической системе АЗС) и Г (за исключением котельной).

В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли.

При расположении помещений различного функционального назначения (помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров, помещение сервисного обслуживания транспортных средств или помещение для персонала АЗС) в одном здании минимальные расстояния определяются до ближайшей перегородки, стены и проема в стене помещения как до здания того же функционального назначения. При этом расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, определяются по другим нормативным документам по пожарной безопасности.

Здания и сооружения, расположенные на территории АЗС, должны быть одноэтажные, I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1, или IV степени огнестойкости класса С0. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Опоры и несущие конструкции эстакад для прокладки трубопроводов с топливом и его парами должны изготавливаться из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее R60. В случае прокладки трубопроводов СПГ указанные опоры и конструкции должны сохранять свои функциональные свойства при воздействии на них аварийных проливов криогенных жидкостей.

На территории АЗС допускается предусматривать котельные только для нужд АЗС. При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °C. Следует применять электрические котлы или котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе (за исключением АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, АГЗС с одностенными резервуарами и КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе) с температурой вспышки более 45 °C.

При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа, в том числе, регазифицированного.

Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую трубу, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону оборудования технологической системы АЗС и площадки для АЦ. Дымовая труба должна оснащаться искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов.

Котельные на дизельном топливе должны размещаться в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств.

Оборудование хранения и линии подачи дизельного топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящего свода правил, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу устанавливается запорная арматура и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.

На территории АЗС не допускается устройство подземных воздушных пространств (тоннели, каналы), не предназначенных для обращения в них топлива и/или его паров, а также подземных помещений и подпольных пространств, в которые возможно поступление топлива и/или его паров в результате аварийной ситуации. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.

Помещения для персонала АЗС, включая операторную, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками первого типа и перекрытиями третьего типа.

Допускается предусматривать место оператора в помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров при условиях размещения кабелей электропитания электрических агрегатов технологической системы в специальном помещении электрической щитовой, управления работой технологической системы и обесточивания электропитания АЗС оператором посредством слаботочной системы управления, а также обеспечения возможности визуального контроля за технологическими операциями оператором АЗС.

Читайте также:  РЕМОНТ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В ГУСЕВЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Не допускается объединять в едином здании:

помещения для оборудования технологической системы АЗС категорий А, Б и В1 — В2 и помещения сервисного обслуживания транспортных средств, водителей и пассажиров;

помещения сервисного обслуживания транспортных средств (за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе) и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;

помещения магазина, в котором предусмотрена продажа товаров, содержащих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, и помещения общественного питания. В случае, если указанные товары размещены только в помещении кладовой, отделенной от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками первого типа, допускается размещать помещения магазина в едином здании с помещениями общественного питания.

В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различной функциональной пожарной опасности должны разделяться противопожарными перегородками первого типа.

При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, допускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.

В зданиях АЗС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.

Помещения категорий В1 — В3, а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.

Смазочные масла (включая отработанные) должны храниться в емкостях общей вместимостью не более 1 м3, размещаемых либо подземно снаружи здания, либо в специальном помещении, отделенном от соседних помещений противопожарными перегородками первого типа и имеющем самостоятельный выход непосредственно наружу здания.

Допускается увеличивать общую вместимость указанных емкостей и производить заправку маслом транспортных средств на самостоятельных заправочных островках в случае, если оборудование для приема, хранения и выдачи смазочных масел и его размещение отвечает требованиям настоящего свода правил, предъявляемым к технологическим системам АЗС жидкого моторного топлива.

В случае, если выход из зданий АЗС расположен на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.

Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии (за исключением несущих конструкций) навесов высотой не менее 4 м над заправочными островками для легковых автомобилей допускается использование материалов группы горючести Г1 — Г2.

Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, СУГ и СПГ не допускается.

Технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивались их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта, вибрации), определяемых проектом на АЗС.

Планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферны

Экологическая документация для автозаправочной станции (АЗС)

Количество экологической документации, которую необходимо вести объекту негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), зависит от присуждённого ему класса опасности. Этот класс определяется после инвентаризации источников отходов и постановки предприятия на государственный учёт в качестве объекта НВОС. Впрочем, большинство АЗС относится к объектам III категории. Снизить требования и встать на учёт в качестве объекта IV класса можно, если на заправке будет только газ, без иных типов топлива.

Паспорта опасного отхода для АЗС

Эта процедура также относится к объектам всех категорий опасности, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду. Все отходы, которые образуются в результате деятельности организации, за исключением отходов V класса, должны обладать соответствующими паспортами отходов. В дальнейшем эти паспорта участвуют при составлении журнала движения отходов и прочих регулярных документов. Примерный перечень отходов для АЗС такой:

Код ФККОНаименование
47110101521Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства
40635001313Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений
44310101523Угольные фильтры отработанные, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)
44310101524Угольные фильтры отработанные, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15% )
91120002393Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов
91920102394Песок, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)
91920101393Песок, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)
91920402604Обтирочный материал, загрязненный  нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)
91920401603Обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)
94250101313Отходы смесей нефтепродуктов при технических испытаниях и измерениях
40231201624Спецодежда из натуральных, синтетических искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)
40310100524Обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства
73310001724Мусор от офисных бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
73322001724Мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный
73339001714Смет с территории предприятия малоопасный
73331002714Смет с территории автозаправочной станции малоопасный
73210001304Отходы из выгребных ям
72110001394Осадок очистных сооружений дождевой (ливневой) канализации малоопасный

Он может дополняться в зависимости от дополнительной деятельности, ведущийся на территории заправки.

Программа экологического контроля для АЗС

Производственный экологический контроль разрабатывается также АЗС и III, и IV категории. Требования к составлению программы описаны в 67 статье ФЗ-7 от десятого февраля 2002 года. До 25 марта следующего за отчётным года по данной программе сдаётся отчёт о выполнении или невыполнении.

В программе содержится подробная информация о типах образующихся на предприятии отходах, ответственных за проведение экологических мероприятий лиц, соответствующем оборудовании, снижающим негативное воздействие на окружающую среду.

В случае, если установленные нормативы не могут выполняться, то АЗС должна также разработать программу мероприятий по охране окружающей среды, назначив ответственных за её исполнение лиц.

Проект ПВД для АЗС

Проект предельно-допустимых выбросов разрабатывается в первую очередь для того, чтобы АЗС могла получить разрешение на деятельность. Расчёт выбросов производится по тем нормативам, которые были установлены Госкомприроды в 1989 году. Для составления проекта должны учитываться географические и климатические условия местности, в которых расположена АЗС, и другие данные. Неизменными являются требования к наличию следующих документов:

  • о праве собственности АЗС на землю;
  • краткая характеристика деятельности АЗС и проводимых на ней работ;
  • план территории АЗС;
  • договор на поставку коммунальных ресурсов;
  • договор о вывозе отходов;
  • схема всех коммуникационных подключений;
  • график работы АЗС;
  • справка о расходе горючего.

Экспертное заключение, составленное на основании всех данных и документов, в последующем идёт на несколько проверок и согласований.

Если всё утверждено, то АЗС получает разрешение на осуществление вредных выбросов. Однако это не совсем бессрочный документ — в зависимости от региона размещения станции, такое разрешение может действовать от 5 до 7 лет. В случае возникновения тех или иных изменений на предприятии — появления нового типа топлива, возникновения дополнительной деятельности (например, по помывке машин), документ должен обновляться.

Проект Санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для АЗС

Проект санитарно-защитной зоны разрабатывается для объектов, которые в ходе своей деятельности образовывают выбросы, шум и электромагнитные излучения. Автозаправочные станции на территории своей площадки образовывают и выбросы и шум, в редких случаях ЭМИ. Как и для проекта ПДВ, в рамках разработки СЗЗ необходимо учитывать географические и климатические условия местности.

Так же, перечень документов для разработки проекта СЗЗ идентичен перечню документов для ПДВ.

Цель разработки проекта СЗЗ установление зоны вокруг предприятия, для предотвращения застройки вокруг опасных производственных объектов, которыми является АЗС.

Более подробно про проект СЗЗ вы можете узнать из нашей статьи.

Статистический отчёт ТП-2.

Впоследствии касательно произведённой утилизации или других мер по избавлению предприятия от отходов составляется Отчёт ТП-2 (отходы). В него включаются статистические коды и копии всех актов приёма, передачи и т. п, связанных с отходами предприятия.

В случае, если в отходах предприятия присутствуют выбросы I либо II класса опасности, то разрабатываются также следующие документы:

  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов.
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сдача отчёта производится не позднее 1 февраля года, следующего сразу за отчетным. Штрафные санкции за невыполнение лежат в диапазоне от 10 000 до 250 000 рублей.

Плата за НВОС

До 10 марта в территориальные органы должен поступить отчёт в форме декларации об осуществлении платы за негативное влияние на окружающую среду. Сама оплата производится до 1 марта того же года. Авансовые платежи проводятся каждый квартал, до 20 числа.

Подтверждение нормативов утилизации или уплата экологического сбора

Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства № 1886-р от 24 сентября 2015 года. За определённый тип продукции фирма, произвёдшая или импортировавшая этот товар, отвечает даже после окончания срока его использования. В случае, если подтверждения о выполнении соответствующей утилизации нет, предприятие уплачивает экологический сбор. Выплата производится до 01. 04, отчёт по ней — до 15.

Штрафы для АЗС

Поскольку автозаправочная станция — объект НВОС III категории, требования к ней достаточно высокие и санкции за невыполнение этих требований соответствующие.

Так, за непроведение инвентаризации источников отходов штрафы равны:

  • 20-40 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 40-60 тысяч рублей для ИП;
  • 200-350 тысяч рублей для юридических лиц.

Аналогичные санкции вводятся за искажение информации в журнале движения отходов или его отсутствие.

За несвоевременную подачу заявки о постановке на учёт ОНВОС:

  • от 5 до 20 тысяч для должностных лиц;
  • от 30 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

За отсутствие паспортов на имеющиеся отходы следует либо приостановка деятельности предприятия на 90 дней, либо штрафы от 100 000 до 350 000 рублей для юридических лиц и от 10 000 до 30 000 для должностных лиц.

За отсутствие ПЭК налагаются штрафы размерами:

  • 500-1000 руб. — физические лица;
  • 3000-6000 руб. — должностные лица;
  • 20 000-80 000 руб. — юридические лица.

Касательно проекта ПДВ идут следующие санкции:

  • 40-50 тысяч рублей штрафа для физических и 180-250 000 рублей для юридических лиц за превышение установленных нормативов;
  • 1-2 тысячи рублей для должностных и 10-20 тысяч рублей для юридических лиц за искажение экологической информации в документе.

За несвоевременную сдачу отчёта ТП-2 следуют штрафы в размере 10-20 тысяч рублей для должностных и 20-70 тысяч рублей для юридических лиц.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт наказание в размере от 3 до 6 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

За неуплату экологического сбора накладывается штраф, в два раза превышающий сумму этого сбора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *