Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте трактора ДТ-75В

Техника безопасности при техническом обслуживании трактора

Общие требования. Техническое обслуживание проводят при неработающем дизеле, выключенном ВОМ, опущенных навешенных машинах и заторможенном тракторе.

Для подъема трактора следует пользоваться надежными домкратами. После подъема под ось переднего моста, полуоси задних колес или под остов трактора необходимо подставлять подкладки и упоры, исключающие падение и перекатывание трактора.

Если техническое обслуживание проводят в закрытом помещении, то последнее должно быть всегда чистым, с плотным полом и иметь хорошие освещение и вентиляцию, полный набор инструментов и приспособлений. Если рабочее место находится в закрытом помещении, то необходимо помнить, что при работе двигателя выделяются отработавшие газы. Они содержат в себе водяной пар и большое число различных химических элементов и их соединений, причем некоторые из них очень токсичны (ядовиты).

Особую опасность для здоровья человека представляют собой оксид углерода (СО) и оксид азота (N2O5), содержание которых в газах может доходить до 0,5% (по объему).

Оксид углерода нарушает окислительные процессы в организме, что может привести к летальному исходу.

Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань и приводит к хроническим заболеваниям. Двуокись азота (NO2) раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе.

Поэтому работа тракторного двигателя в закрытом помещении не допускается. В том случае, если в закрытом помещении необходимо завести двигатель, то необходимо применять гибкие металлические шланги для отвода в атмосферу отработавших газов.

Работа с топливосмазочными материалами (ТСМ). Трактористу приходится ежедневно иметь дело с топливом и смазочными материалами, которые токсичны (ядовиты). Часто он не обращает должного внимания на это обстоятельство, что порой приводит к весьма нежелательным последствиям.

Топливо и масло могут попасть в организм человека через дыхательные пути, кожные покровы, органы пищеварения и через слизистую оболочку глаза. Чаще всего эти продукты проникают в организм человека через дыхательные пути.

Через кожные покровы проникают только те ядовитые вещества, которые растворимы в жирах и жироподобных веществах организма.

Рассмотрим влияние отдельных видов ТСМ на организм человека.

В условиях высокой концентрации паров бензина человек может потерять сознание, и если его своевременно не вывести из зараженной атмосферы, может произойти даже остановка дыхания.

Засасывание ртом бензина через резиновую трубку для создания сифона может привести к воспалению легких. Бензин, попавший в желудок человека, вызывает отравление.

Этилированный бензин. Попадание этого бензина на кожу способствует накапливанию свинца в организме человека. После его испарения на коже остается ничтожное количество тетраэтилсвинца’, который может попасть внутрь организма.

Опасность представляют также детали двигателя, покрытые ! нагаром и осадками, образовавшимися на них при работе двигателя на этилированном бензине.

Работая с этилированным бензином, нельзя употреблять его для мытья деталей двигателя, рук и чистки одежды. После работы запрещается принимать пищу и курить, не вымыв предварительно руки теплой водой с мылом.

Дизельное топливо. Большая концентрация паров дизельного топлива в воздухе смертельна для человека. Частое и длительное воздействие дизельного топлива на кожу человека представляет значительно большую опасность, чем воздействие бензина. Оно может вызвать острое и хроническое заболевание кожных покровов.

Смазочные масла. При систематическом контакте с маслом возникают острые или хронические заболевания кожи. Особенную опасность представляют собой масла, содержащие присадки, обладающие высокой токсичностью.

Работа с шинами. Запрещается накачивать шины трактора воздухом без проверки давления.

Работы с подъемными устройствами. Поднимать трактор домкратом следует на ровной горизонтальной площадке, предварительно подложив под движители клиновидные колодки. Домкрат, применяемый для подъема, должен быть исправным. Подставлять его нужно в местах, указанных заводом-изготовителем, т. е. там, где краской на остове трактора написано «Дк» (см. рис. 3, г). Если надо поднять домкрат над уровнем площадки, то под его опорную поверхность подложите деревянные широкие отрезки досок, которые создадут устойчивость домкрату.

Перед поднятием трактора заглушите двигатель и затяните стояночный тормоз.

При поднятии домкратом колесного трактора с ломающейся рамой предварительно заблокируйте горизонтальный шарнир рамы пальцем с чекой или болтом сечением не менее 25 мм (см. рис. 3, б). После этого подставьте под трактор специальные козлы. Нельзя в качестве подставок применять кирпичи, камни, детали машин и пр.

Если поднята только одна часть трактора, например передняя, то под задние колеса разместите упоры и подкладки, исключающие перекатывание трактора.

Выполняя работу под трактором, тракторист предварительно должен убедиться в том, что на машине не лежат незакрепленные детали или инструмент, которые при толчках могут упасть и нанести повреждение.

Работы с системой охлаждения. Проверяя уровень охлаждающей жидкости в радиаторе горячего двигателя, помните, что возможен выброс из заливной горловины струи перегретого пара (или воды), вызывающего сильные ожоги кожных покровов и глаз человека. Поэтому открывать крышку радиатора следует только защищенной рукой и стоять в это время с наветренной стороны, отвернувшись от радиатора.

Читайте также:  ТЕЛЕФОН СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА ПО РЕМОНТУ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

Работы с приборами электрооборудования. Выполняя работы с аккумуляторной батареей, помните, что серная кислота, входящая в состав электролита, при попадании на кожу вызывает сильный ожог. Для этого нужно немедленно промыть поврежденное место большим количеством воды или раствором питьевой соды. Особенно опасно попадание брызг кислоты в глаза.

Переносить аккумуляторные батареи следует только с помощью разного рода приспособлений.

Запрещается проверять степень заряженности батареи коротким замыканием клемм проводников любого типа и пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита.

Инструмент и приспособления, применяемые при техническом обслуживании, должны быть исправными, чистыми и сухими.

При работе с гаечными ключами используйте такие, на ручках которых нет сколов, заусенцев и тому подобных повреждений, вызывающих не только мозоли, но и сдирание кожи с ладони.

Применяйте ключи тех размеров, которые соответствуют размерам отвинчиваемых гаек, винтов и болтов. Ключи, не соответствующие размерам гаек, портят их грани. При отсутствии ключа нужного размера нельзя вставлять в его зев всякого рода подкладки для «подгонки» его по размеру гайки, а также не следует пользоваться для отвинчивания гаек зубилом и молотком. Движение руки с ключом при затяжке гаек должно быть направлено «на себя», а не «от себя».

Гаечный ключ с изношенными губками зева также непригоден к работе, так как при этом наблюдается смятие граней гайки и, как правило, срыв и повреждение руки работающего.

Недопустимо также пользоваться ключом с трещинами. Во время работы он может сломаться и травмировать человека.

При отвинчивании тугосидящих гаек и болтов в практике находят применение удлинители. Нельзя использовать отрезок трубы, так как при изготовлении ключа его прочность рассчитывают на определенный момент, при увеличении же момента ключ может сломаться и послужить причиной травмы.

И совершенно недопустимо удлинять ключ, которым отвертывают гайку, вторым ключом, так как при этой возможна не только поломка ключа, но и соскакивание одного ключа с другого.

Требования безопасности при обслуживании и диагностировании трактора

При техническом обслуживании и диагностировании тракторов и самоходных шасси необходимо соблюдать следующие основные требования техники безопасности.

К обслуживанию указанных машин допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующее удостоверение. Диагностирование и техническое обслуживание разрешается выполнять в спецодежде.

Все работы, за исключением тех, выполнение которых возможно только при работающем механизме, следует выполнять при выключенном дизеле. При работающем дизеле работы выполняют только в том случае, если рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, в кабине нет посторонних лиц и аккумуляторная батарея выключена из электрической цепи.

Запрещается находиться под трактором при работающем дизеле. Перед тем как пустить дизель, необходимо убедиться, что рычаг коробки передач и рукоятки распределителя гидросистемы находятся в нейтральном положении. При запуске пускового двигателя вручную запрещается наматывать пусковой шнур на руку. На конце шнура должна быть деревянная рукоятка, при охвате которой шнур следует пропускать между пальцами.

Во время диагностирования и технического обслуживания возле трактора не должно быть посторонних лиц.

Диагностические средства и слесарный инструмент, применяемый для различных работ по выявлению и устранению отказов, должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопас» ность выполнения работ. Инструмент не должен иметь трещин, отслоений, заусенцев и забоин. Используемые ключи должны иметь зев заданного размера, быть без забоин и не развернуты. При подтяжке креплений следует опасаться рядом расположенных деталей с острыми кромками. Движение руки с ключом должно быть направлено на себя, а не от себя. При работе раздвижным ключом нужно прижимать губки ключа вплотную к граням гайки и поворачивать его в сторону подвижной части.

При регулировке составных частей, связанной с частичной или полной разборкой их, нужно соблюдать меры безопасности, рекомендуемые при разборочно-сбороч-ных работах: применять исправное оборудование и инструмент, пользоваться специальными механизмами при подъеме тяжелых составных частей, применять съемники и специальные приспособления при выпрессовке и снятии деталей, предупреждать самопроизвольное перемещение как самого трактора, так и отдельных составных частей.

Объекты диагностирования и регулирования осматривают, пользуясь переносной лампой напряжением не более 36 В. Лампа должна быть защищена проволочной сеткой. Применять для этих целей различные горелки, спички и факелы запрещается.

При промывке составных частей керосином или бензином необходимо принимать меры, предупреждающие воспламенение паров промывочной жидкости: обеспечивать надежность изоляции электропроводки от замыкания на корпус и появления искры, не курить.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в серове адреса и телефоны

Очищают и промывают диагностируемые составные части, например масляные фильтры, воздухоочиститель, форсунки, щетинной щеткой, скребками и специальными приспособлениями, предупреждающими повреждение кожи рук абразивами и заусенцамн, а также загрязнение ее смолистыми веществами, вызывающими тяжелые последствия.

Для защиты кожи рук от воздействия нефтепродуктов и смолистых веществ применяют следующие защитные средства: пасту «Ялот», мазь «Миколан», пасты «Биологические перчатки», приготовляемые на основе метилцеллюлозы, и др. Небольшое количество пасты или мази наносят на кожу и, равномерно растерев по поверхности кожи, дают защитному средству подсохнуть. Эти средства легко смываются водой.

При выполнении какой-либо работы, требующей поднятия рамы, а также передней или задней оси трактора (например, при проверке и регулировке подшипников ходовой системы), применяют только исправный домкрат или подъемный механизм, а под домкрат подкладывают надежные подставки из нехрупкого материала. Во время выполнения работ при поднятой раме или оси трактора нельзя оставлять раму (ось) на домкрате, следует подставлять под них надежные подставки и затормаживать трактор.

При установке на выпускную трубу эжектора прибора КИ-4887-II остерегаться возможных ожогов рук о выхлопную трубу.

Чтобы не допустить ожога рук, сливать горячее масло из картера при его замене следует в защитных рукавицах.

Заправлять трактор топливом разрешается только закрытым способом при соблюдении требований пожарной безопасности.

Перед измерением зазоров в сопряжениях кривошнп-но-шатунного механизма индикаторами с применением компрессорно-вакуумной установки убеждаются в надежности фиксации коленчатого вала от прокручивания под действием сжатого воздуха. Зазоры разрешается измерять при наличии осмотровой канавы и переносной лампы (светильника).

Гайки шпилек крепления головки цилиндров подтягивают динамометрическим ключом, а в случае его отсутствия торцовым ключом без применения удлинителя,так как из-за чрезмерно большого крутящего момента возможен срыв резьбы в гайке или поломка ключа и, следовательно, травмирование руки.

При очистке термостата от накипи кипячением в содовом растворе и проверке его работы пользуются рукавицами, предохраняющими руки от ожогов.

Устройство для проверки загрязненности воздухоочистителя следует присоединять к впускному трубопроводу при неработающем дизеле.

Во время проверки давления впрыска и качества рас-пыливания топлива форсунками нельзя допускать попадания струи топлива на руки, так как распыленные частицы топлива, ударяя с большой силой, пробивают кожный покров и проникают в организм, оказывая на него вредное воздействие. Недопустимо также попадание паров топлива в зону дыхания. Поэтому испытывать форсунки без применения специального глушителя запрещается.

Чтобы не происходило разбрызгивания топлива, выбрасываемого секциями насоса при проверке состояния плунжерных пар прибором КИ-4802-ГОСНИТИ, на штуцеры непроверяемых секций навинчивают защитные колпачки.

При измерении частоты вращения вала приставным тахометром следует остерегаться соприкосновения с незащищенными вращающимися деталями.

При ввинчивании датчика измерителя мощности ИМД-2М и ИМД-Ц в отверстие кожуха маховика следует соблюдать осторожность, не допуская задевания за него зубьев венца маховика.

Чтобы предотвратить пуск пускового двигателя при выполнении диагностических и регулировочных работ, его коленчатый вал прокручивают при снятом проводе высокого напряжения с электрода свечи (у двигателей П-23 и П-23М снимают оба провода).

Открывать люк кожуха муфты сцепления пускового двигателя и регулировать муфту следует при неработающем пусковом двигателе. Необходимо следить, чтобы в картер муфты сцепления не попадали посторонние предметы (болты, гайки, инструмент и т. п.).

Во избежание разноса пускового двигателя механизм включения должен быть отрегулирован так, чтобы шестерня привода венца маховика дизеля выключалась автоматически в момент, когда он начинает работать устойчиво.

При прокручивании коленчатого вала дизеля во время регулировки муфты сцепления трактора следует проявлять осторожность, чтобы не повредить пальцев рук.

Своевременная проверка и регулировка механизмов управления поворотом (особенно колесных тракторов)— одно из основных условий безопасности движения трактора. Чтобы обеспечить эти условия, следует своевременно устранять неисправности и чрезмерно большой свободный ход рулевого колеса, смазывать трущиеся сочленения, не допускать нарушений в работе гидроусилителя рулевого управления (если он установлен на тракторе), своевременно и тщательно регулировать следящее устройство (К-700 и К-701) и обратную связь (Т-150К) механизмов управления поворотом.

Запрещается езда на тракторе, а также стоянка на наклонной и неровной площадке с неисправными тормозами, так как это является одной из наиболее частых причин наезда и других несчастных случаев (особенно при работе на транспортных работах). Состояние тормозной системы нужно проверять ежедневно перед началом работы. Педали должны свободно проворачиваться на своих осях, соединения тяг с рычагами быть надежными, ход левой и правой педалей одинаковым.

Безопасность движения трактора во многом также зависит от состояния ходовой системы. Для предупреждения несчастных случаев следует соблюдать правила выполнения работ при техническом обслуживании ходовой системы.

Читайте также:  Ремонт техники беларусь гомель улица м г ефремова

При выполнении диагностических и регулировочных работ, требующих поднятия рамы трактора, нужно приподнимать каждую сторону поочередно и предотвращать возможность перемещения трактора. При разъединении и соединении гусеничных цепей, а также при перестановке или замене ведущих колес и опрессовке опорных катков пользуются специальными съемниками. Выбивать пальцы гусениц разрешается выколоткой из мягкой стали и пользоваться исправной кувалдой. Следует остерегаться сбегающей ветви гусеницы при ее разъединении. Зашплинтовывать пальцы гусениц необходимо стандартными или изготовленными по форме стандартных шплинтами. Чтобы облегчить регулировку^натяже-ния гусениц и не допускать срыва ключа, после каждой регулировки резьбы натяжного винта смазывают солидолом и обматывают тканью.

В ходовой системе колесных тракторов необходимо своевременно контролировать давление воздуха в шинах и проверять состояние шин путем внешнего осмотра. Шины не должны иметь трещин, пузырей и других дефектов, могущих вызывать их разрыв. Давление в шинах следует поддерживать в соответствии с видом выполняемой работы.

При накачивании воздуха в шины нельзя допускать повышения давления выше нормального, так как это может привести к их разрыву, выскальзыванию замочного кольца и, как следствие, к травмированию обслуживающего персонала.

При перестановке или замене колес и регулировке подшипников в их ступицах раму или оси трактора устанавливают на надежные подставки. Оставлять раму или ось на домкрате запрещается.

Во время проверки работы гидравлической системы навесного устройства под нагрузкой нельзя находиться возле трактора посторонним лицам.

При проверке подачи насоса и состояния распределителя нужно обеспечивать надежное присоединение к гидросистеме прибора КИ-5473-ГОСНИТИ и соблюдать осторожность при диагностировании данных составных частей.

Особую осторожность следует проявлять при контроле технического состояния аккумуляторных батареи. Во избежание ожогов кожи нельзя допускать попадания на руки электролита. Батареи разрешается очищать обтирочным материалом, смоченным в водном растворе аммиака (нашатырном спирте). При проверке уровня электролита пользоваться открытым огнем не разрешается, так как смесь водорода, выделяющегося из электролита, с кислородом воздуха (гремучий газ) взрывоопасна.

При проверке разряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой необходимо остерегаться случайного прикосновения к нагревшемуся сопротивлению, так как это может вызвать ожог. Недопустима проверка разряженности батареи путем короткого замыкания клеммы, так как возможны ожоги. При недостатке в аккумуляторах электролита следует доливать в них только дистиллированную воду.

Тракторы и самоходные шасси обязательно должны быть снабжены стеклоочистителями.

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте трактора ДТ-75В

1. Техническое обслуживание трактора проводите только после его остановки, при неработающем дизеле, установке рычага коробки передач в нейтральное положение, опущенном механизме навески и выключенном включателе «массы».

2. Применяйте только исправный инструмент, без трещин, забоин, заусенцев.

3. Применяйте гаечные ключи соответствующего размера. Запрещается применять прокладки между зевом ключа и гранями гаек.

4. При подтягивании крепежных деталей остерегайтесь расположенных вблизи деталей с острыми углами и кромками.

5. При проверке уровня масла в конечных передачах остерегайтесь выброса горячего масла, который может произойти из-за повышения давления в картере конечной передачи при засорении отверстия в сапуне.

6. При заполнении системы охлаждения дизеля антифризом становитесь так, чтобы пары и брызги относились ветром в сторону.

Категорически запрещается засасывать антифриз ртом при переливании его с помощью шланга. После работы с антифризом обязательно вымойте руки.

7. Применять этилированный бензин для пускового двигателя не рекомендуется. В случае его применения будьте осторожны, так как такой бензин очень ядовит. При попадании этилированного бензина на кожу рук и одежду немедленно вымойте руки с мылом, а одежду постирайте.

8. Во избежание отравления не засасывайте дизельное топливо и бензин ртом при переливании его с помощью шланга.

9. Не пользуйтесь открытым огнем при проверке уровня топлива, уровня электролита в банках аккумулятора и заправке топливных баков.

10. Осматривать и обслуживать аккумуляторные батареи надо осторожно, так как электролит, попадая на кожу рук, вызывает ожоги. При приготовлении электролита сначала заливайте в посуду воду, а затем, непрерывно перемешивая,тонкой струйкой доливайте кислоту. Обратный порядок не допускается.

11. При проверке степени заряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой нельзя касаться нагревшегося сопротивления, так как это может привести к ожогу.

12. При демонтаже и монтаже деталей вблизи горячего выхлопного коллектора опасайтесь прикосновений к нему во избежание ожогов.

13. Остерегайтесь сбегающей ветви гусеничной цепи при ее разъединении.

14. Очистку и обмывку деталей и узлов производите скребком, ветошью или щеткой.

15. Остерегайтесь вращающихся лопастей вентилятора дизеля при проверке показаний счетчика моточасов.

16. Проверку натяжения ремня вентилятора производите только при неработающем дизеле.

17. Соблюдайте меры предосторожности при прочистке сердцевины радиатора и при подпайке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *