Общие положения по охране труда при обслуживании строительных машин
Система законодательных актов и соответствующих мероприятий, призванная обеспечить безопасность, здоровье и работоспособность трудящихся, называется охраной труда.
Составными частями охраны труда являются трудовое законодательство, техника безопасности и производственная санитария.
Основу трудового законодательства составляют положения Кодекса законов о труде, базирующиеся на Конституции СССР, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, инструкции-ВЦСПС, нормы и правила Госгортехнадзора и Главной государственной санитарной инспекции СССР, требования соответствующих СНиПов.
Техника безопасности представляет собой систему организационных и технических мероприятий и средств, направленных на предотвращение воздействия на работающих производственных факторов, приводящих к травмам.
Производственной санитарией называется система организационных и санитарно-гигиенических мероприятий и средств, предупреждающих воздействие на работающих производственных факторов, приводящих к заболеваниям.
На производственных предприятиях ответственность за выполнение всего комплекса мероприятий по охране труда возлагается на директора и главного инженера. На больших предприятиях вопросами охраны труда занимаются специально назначенные инженеры по технике безопасности; на мелких предприятиях, у которых в штатах отсутствует такая должность, непосредственный контроль за выполнением и соблюдением правил охраны труда возлагается приказом директора на одного из инженерно-технических работников.
В СССР охрана труда приравнена к важнейшим государственным мероприятиям и является общенародным делом. Ежегодно профсоюзные организации в коллективных договорах предусматривают проведение значительных мероприятий, направленных на повышение техники безопасности и улучшение производственной санитарии.
Любая травма или заболевание трудящихся затрагивает инте« ресы всего общества. Поэтому работа по охране труда на предприятии ведется по всем направлениям — проводится обучение рабочих безопасным методам работы, осуществляется соответствующий инструктаж рабочих по действующим правилам и нормам охраны труда, совершенствуются машины и рабочие места с точки зрения повышения их безопасности, систематически изучаются причины, вызывающие травмы и профессиональные заболевания, и проводятся соответствующие мероприятия по их устранению, организуется текущее и перспективное планирование мероприятий по охране труда.
Должный эффект от всех этих мероприятий будет высоким только в том случае, если все непосредственные участники производственного процесса тщательно изучат и будут соблюдать требования и правила техники безопасности и производственной санитарии.
Выполнение правил техники безопасности и производственной санитарии обязательно как для исполнителей, так и для администрации.
Инструктаж — одно из обязательных мероприятий, обеспечивающих безопасность работы при техническом обслуживании и ремонте машин. Рабочие, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.
На производстве предусмотрено проведение четырех видов инструктажа: ЕВОДНОГО, выполняемого при приеме; на рабочем месте, осуществляемого при допуске к работе; повседневного, проводимого в процессе работы, и повторного, производимого через каждые три месяца. О прослушивании инструктажа делают записи в журнале регистрации, составляемом по утвержденной форме.
При вводном инструктаже дается общее представление о правилах техники безопасности, действующих на данном предприятии. Цель инструктажа на рабочем месте — ознакомление рабочего с особенностями правил техники безопасности, выполнение которых обеспечивает безопасность работы на данном конкретном рабочем месте. Повседневный инструктаж проводят при обнаружении нарушения правил техники безопасности или при резком изменении обычных условий работы. Повторный инструктаж проводят для закрепления полученных знаний.
Зачастую люди не задумываются, сколько и на что они тратят своё драгоценное время. Если подсчитать, то большую часть времени мы проводим на работе, занимаясь трудовой деятельностью. Трудовая деятельность проходит в различной производственной среде, где на нас воздействуют множество факторов: режим труда и отдыха, питание, температура, освещение, влажность, давление, микроорганизмы, химические вещества, психологический микроклимат и многое другое. Всё это можно объединить одним словосочетанием — санитарно-гигиенические условия. От того, насколько соответствуют эти условия санитарным правилам и нормам, зависит не только комфортность во время работы, но и состояние здоровья во время и после окончания трудовой деятельности.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай постоянно проводится профилактическая работа по соблюдению требований СанПиН по гигиене труда в различных отраслях экономической деятельности. Тем не менее, регулярные плановые проверки предприятий различной формы собственности выявляют нарушения санитарного законодательства в исполнении требований к устройству и оборудованию, содержанию производственных помещений и предприятий в целом, требований к отоплению, освещению, вентиляции и прочим параметрам микроклимата; требований к личной гигиене. Неоднократно на нарушителей налагались штрафы, хотя «штрафные» суммы можно своевременно потратить на улучшение условий труда.
Представленная ниже информация подскажет, что должен знать и делать работодатель для улучшения условий труда своих сотрудников.
Обязательно проводится оценка реальных условий на конкретных рабочих местах с использованием лабораторно-инструментальных исследований, на основании которых на предприятии разрабатывают комплексные планы улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий.
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
В необходимых случаях на отдельных видах работ (разгрузочно-погрузочные работы, технологические процессы) работникам предоставляются регламентированные перерывы для обогрева и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников, работающих в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых не обогреваемых помещениях.
Работодатель также обязан обеспечить сохранность здоровья работников путём вакцинации от гриппа, клещевого энцефалита и других инфекций, представляющих опасность при определённом виде деятельности. Кроме вакцинации должны проводиться другие медико-профилактические и оздоровительные мероприятия: производственная гимнастика, организация профилактическое питание, здоровый отдых, строгое соблюдение личной гигиены, мероприятия по закаливанию организма, физиотерапевтические процедуры.
В организации за счёт работодателя по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха и психологической разгрузки в рабочее время, создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников питьевого режима.
Работодатель обязан за свой счет обеспечивать приобретение, выдачу, хранение, стирку, чистку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников согласно установленным нормам. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам должны выдаваться сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства согласно утверждённым в установленном порядке нормам.
Уважаемы работодатели! Не забывайте, что соблюдение санитарных правил и норм на предприятии — это залог сохранения здоровья работающих и процветания вашего предприятия.
По всем вопросам в области производственной санитарии можно обратиться по телефонам 8 (38822) 6-43-78 и 8 (38822) 6-43-84.
Задачи производственной санитарии?
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма — одна из главны забот Советского государства. Всемерное оздоровление и облегчение условий труда — одна из важных задач подъема народного благосостояния. На всех предприятиях внедрены и внедряются современные средства техники безопасности и санитарно-гигиенические условия, устраняющие производственный травматизм и профессиональные заболевания.
Значение освещенности рабочих мест?
Правильная организация электрического освещения рабочих мест имеет существенное значение для успешного выполнения работ, особенно в осенне-зимний период. Недостаточная освещенность рабочих мест снижает производительность труда, ухудшает качество работы и во многих случаях является причиной травматизма. Достаточность освещения и его качество оцениваются показателями, для определения которых служат световые величины и единицы их измерения. Например, освещенность проходов к рабочим местам (лестницы, леса) должна быть не менее 5 лк (люкс), а для чтения — порядка 75 лк. Величина освещенности определяется специальным прибором — люксометром.
Причины возникновения профессиональных заболеваний?
Профессиональные заболевания рабочих и служащих возникают от всех видов вредности, которыми может обладать объект производства продукции (шум, вибрация, электрический ток, пыль, тепловыделение, радиоактивное облучение и т. Основными причинами (носителями) указанных видов опасностей профессиональных заболеваний могут быть на объекте движущие и недвижущие части машин, источники и блоки питания, радиоактивные и ядовитые вещс-ства. Только полное соблюдение требований охраны труда: техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда — позволит предотвратить возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Необходимо улучшать условия труда, обеспечивать надлежащее техническое обслуживание всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие санитарным правилам и нормам. Указанные условия должны предупреждать профессиональные заболевания среди рабочих, подвергающихся воздействию вредных факторов которыми может сопровождаться производство.
Порядок проведения инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии?
Руководители предприятий обязаны обеспечивать своевременное и качественное проведение инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии для вновь поступающих и всех работающих независимо от их стажа, опыта их работы и квалификации на основе правил и инструкций по охране труда и техники безопасности с учетом конкретных условий работы. Инструктаж по технике безопасности должен проводиться двух видов: вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, который, в свою очередь, делится на первичный, периодический и внеочередной. Вводный инструктаж должен проводиться инженером по технике безопасности, а на предприятиях, где его нет, — техническим руководителем предприятия — для всех вновь поступающих на работу, ИТР, служащих и учащихся, направляемых для прохождения производственной практики. Цель инструктажа — дать общие сведения по технике безопасности, производственной санитарии и о правилах поведения на производстве. Во время вводного инструктажа вновь поступающие должны быть ознакомлены: с основными положениями советского законодательства по охране труда; с правилами внутреннего распорядка и поведения на территории предприятия; с противопожарными требованиями.
Инструктаж на рабочем месте по технике безопасности, по правильным приемам и методам работы и по соблюдению производственной дисциплины проводит непосредственный руководитель: электромеханик, мастер и др. Проводящий инструктаж должен убедиться в четком знании инструктируемым работником требований, изложенных в правилах и инструкциях по работе. Лифтерам и проводникам пассажирских и грузовых лифтов следует вручить Инструкцию для лифтеров. Внеочередной инструктаж на рабочем месте проводится в следующих случаях: при изменении условий работы и при применении работающим неправильных или опасных приемов, нарушающих производственную инструкцию и дисциплину труда. После проведения вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте необходимо сделать соответствующие записи в журнале регистрации проведенного инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии (форма 3). При проведении внеочередного инструктажа в графе 9 журнала необходимо указать причины, выдававшие этот инструктаж.
Автотранспортных средств в Республике Алтай становится все больше с каждым годом, растет и число предприятий по их ремонту и обслуживанию – автосервисов, автомоек, пунктов шиномонтажа. Требования санитарного законодательства распространяются на все организации, независимо от их размера, будь то крупный комплекс автосервиса – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий шиномонтажку на одно рабочее место. Решение об организации автосервиса – поступок, заслуживающий со стороны надзорных служб уважения и понимания. Но часто при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз таких организаций, эти чувства пропадают, так как обнаруживаются многочисленные нарушения санитарного и трудового законодательств, регламентирующие соблюдение требований к условиям труда работников, а также к охране окружающей среды, например, иметь герметичные сливные колодцы, договоры на вывоз жидких отходов.
Опыт проведения экспертиз показывает, что большинство автосервисов и автомоек организуются без выполнения требований по разработке и согласованию в установленном порядке: размещение проводится в приспособленных помещениях – гаражах, складских и т. п, не оборудованных системами отопления и вентиляции, не имеющих возможности качественного освещения и проветривания, не решены вопросы обеспечения санитарно-бытовыми помещениями. Кроме того, не всегда организуются обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работающих. Все это свидетельствует о гигиенической безграмотности работодателей. Прежде чем оказывать подобные услуги населению, руководителям объектов, в зависимости от объема планируемых работа, необходимо проконсультироваться Роспотребнадзоре или его филиалах о возможности размещения объектов на выбранных территориях и площадях на соответствие имеющихся условий требованиям санитарных норм и правил. Это прежде всего, СанПиН 2. 1/2. 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также СП 2. 1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию, рабочему инструменту. Такая консультация необходима для рациональной организации труда в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
Важный момент при открытии автосервиса – разработка проекта организации рабочих мест и трудового процесса. Данные работы осуществляются проектной организацией с учетом санитарных норм и правил с дальнейшим согласованием в установленном порядке. Это следующие нормативные документы:
- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
- СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
- СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»;
- СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ»;
- СП 3935-85 «Санитарные правила при работе со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками»;
- СП 991-72 «Санитарные правила при окрасочных работах с применением ручных распылителей»;
- СП 1009-73 «Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов»;
- СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей»;
- СН 952-72 «Организация процессов пайки мелких изделий сплавами, содержащими свинец»;
- МУ 2.1.5.1183-03 «Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий»;
- ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».
Необходимость выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на объектах закреплена ФЗ №52 от 30. 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который обязывает граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдать санитарные правила, обеспечивать безопасные для здоровья человека условия труда при выполнении того или иного вида деятельности. Подтверждение соблюдения требований санитарного законодательства – организация и проведение производственного контроля. Для этого до начала осуществления деятельности, в соответствии с СП 1. 1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Цель производственного контроля – обеспечение безопасности и безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объекта при должном выполнении санитарных правил, профилактических мероприятий, организации и осуществлении контроля за их соблюдением. В программе производственного контроля отражаются организационные вопросы, вопросы содержания производственных и бытовых помещений, контроля производственного оборудования и используемых инструментов, инженерно-технических систем – вентиляции, освещения, отопления, водоснабжения, канализации, медицинское обслуживание работающих, обеспечение лабораторно-инструментальных исследований факторов трудового процесса, предусматриваются мероприятия по улучшению труда в зависимости от вида оказываемых услуг. Безусловно, работа в автосервисе не является безвредной и безопасной. Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта включают в себя проведение таких видов работа как сварка, окраска, мойка деталей и узлов. Их выполнение, а также наличие выхлопных газов (при въезде и выезде машин) связаны с выделением в воздух рабочей зоны ряда вредных химических веществ – оксида углерода, окислов азота, формальдегида и т. В связи с этим, обслуживающий персонал автосервиса должен проходить предварительный и периодический медицинские осмотры, в соответствии с приказами Минздрава России №302н от 12. 2011г. «О порядке проведения предварительных (при поступлении) и периодических медосмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» В соответствии с действующим законодательством, работодатель обязан обеспечить проведение медосмотров и имеет право не допускать к работе сотрудников, которые их не прошли. Документом, подтверждающим прохождение медосмотров, является заключительный акт по результатам осмотра – он хранится у работодателя. При этом личные медицинские книжки сотрудникам, занятым ремонтом и техническим обслуживанием автотранспорта, не требуются. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод, что соблюдение требований санитарного законодательства при организации работ по ремонту и обслуживания автотранспортных средств, гарантирует сохранение здоровья, в том числе профессионального, высокую работоспособность обслуживающего персонала и обеспечит возможность оказания автосервисом качественных услуг населению.
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай готовы оказать предпринимателям, оказывающим услуги по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств консультационную помощь по разъяснению действующих требований к данному виду услуг.
Техника безопасности, производственная санитария и пожарная безопасность на СТО
Обеспечить безопасность труда каждого рабочего, инженера и служащего, занятого в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей,— задача большого социально-политического и экономического значения. На предприятиях системы автотехобслуживания Минавтотранса РСФСР получило широкое развитие перспективное комплексное планирование мероприятий по охране труда. За одиннадцатую пятилетку на СТО в РСФСР освоено на охрану труда 5,8 млн. , внедрено новое отечественное и импортное гаражное оборудование на сумму 4,6 млн. Это повысило культуру производства и облегчило труд ремонтных рабочих.
На предприятиях автотехобслуживания большое внимание уделяется законодательной регламентации в области охраны труда (ОТ) и, в частности, технике безопасности (ТБ), совершенствованию нормативно-технической документации, направленной на обеспечение безопасных условий труда и создание безопасной техники и технологии.
Проведение организационных, технических, санитарно-гигиенических и противопожарных мероприятий, направленных на создание безопасных высокопроизводительных условий труда, основывается на действующем в стране законодательстве по охране труда. Для повышения научно-технического уровня соответствующей документации на СТО внедряются положения системы стандартов безопасности труда (ССБТ), включающие более 250 государственных и около 200 отраслевых стандартов, а также стандарты и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.
При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на СТО выполняются положения ССБТ в части соблюдения требований безопасности труда согласно: ГОСТ 12. 017—79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей»; ГОСТ 12. 004—85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»; ГОСТ 12. 019—79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»; ГОСТ 12. 005—75 «ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности»; ГОСТ 12. 009—76 «ССБТ. Работы погрузочно-раз-грузочные. Общие требования безопасности» и другим стандартам, регламентирующим требования к индивидуальным средствам защиты, выбросам вредных веществ, шумам, охране природы, знакам безопасности. Кроме государственных стандартов ССБТ, важными документами являются Строительные нормы и правила (СНиП), правила устройства и безопасной эксплуатации различного оборудования.
Расширение ТО и ремонта автомобилей индивидуальных владельцев, переход на более высокий качественный уровень немыслимы без правильной организации и управления охраной труда. Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на современном этапе не может быть достигнуто только за счет технических, санитарно-гигиенических и экономических мероприятий без совершенствования методов работы по ОТ, повышения уровня организационной деятельности руководителей и инженерно-технических работников непосредственно на СТО.
Работа диспетчеров, производственных мастеров, приемщиков стола заказов и руководителей других отделов направлена на постоянное обеспечение нормальных условий труда рабочих и ежедневное решение производственной задачи планирования загрузки рабочих с тем, чтобы удовлетворить потребность в ремонте автомобилей и выполнить технико-экономические показатели работы СТО.
Нарушения трудовой и технологической дисциплины, пренебрежение Правилами техники безопасности, халатность, а иногда и пьянство — основные причины несчастных случаев на производстве. Вот почему приобретает остроту вопрос личной ответственности слесаря, жестянщика, сварщика, маляра, мастера, директора СТО за безопасность труда. В связи с этим актуальным стало требование перенести центр тяжести воспитательной, организаторской, профилактической работы в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда непосредственно в цеха и на рабочие места.
Организационные, технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия, направленные на выполнение положений по ОТ, конкретизируются правилами. В системе предприятий автотехобслуживания основополагающим документом являются «Правила по охране труда на автомобильном транспорте». Однако эти Правила не полностью учитывают специфику ТО и ремонта автомобилей на СТО. Поэтому в 1986 г. разработаны инструкции по охране труда на предприятиях системы автотехобслуживания.
В инструкциях для СТО включены такие вопросы, как самообслуживание автомобилей их владельцами на специализированных постах СТО, проведение торговых операций, предпродажная подготовка автомобилей, работа выездных ремонтных бригад при обслуживании транспорта в местах проживания владельцев, работа на охраняемых стоянках автомобилей, в мотелях, деятельность работников консультационных бюро, обслуживание автомобилей по гарантии заводов-изготовителей и другие вопросы.
Если на станции есть посты самообслуживания, то заказчики могут на них обслуживать и ремонтировать автомобили своими силами с использованием инструментов и материалов станции. В этих случаях заказчики обязаны соблюдать установленные Правила техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии. Перед началом работ представитель станции знакомит заказчика с Правилами, о чем делается запись в специальном журнале.
В инструкциях для СТО отражены вопросы ОТ при внедрении новых технологических процессов (например, наклейки и испытания тормозных накладок, противокоррозионное покрытие кузовов автомобилей), работы с электро- и пневмоинструментом. Правила и инструкции определяют единые требования к системам жизнедеятельности предприятий и организаций (отоплению, вентиляции, водоснабжению и др. ), раскрывают права и обязанности должностных лиц, а также устанавливают требования безопасности к различным рабочим участкам и местам. Помимо правил и инструкций, на СТО должны выполняться требования органов надзора и контроля за состоянием охраны труда и окружающей среды на производстве (Госгортехнадзо-ра, Госсаннадзора, Госпожнадзора и др. ), технической правовой инспекции труда соответствующего ЦК профсоюза.
Рабочие всех профессий и служб СТО, инженерно-технические работники, служащие, практиканты, учащиеся, временно работающие в организации, проходят инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Допуск к работе без прохождения инструктажа не разрешается. Инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий. В производственных объединениях автотехобслуживания или на СТО разрабатываются инструкции по охране труда для каждой профессии или вида работ (рабочего поста, участка) с учетом специфики производства. Инструкции утверждаются администрацией СТО совместно с комитетом профсоюза и вывешиваются на видном месте.
В соответствии с «Положением о разработке инструкций по охране труда», утвержденным Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, областным производственным объединениям и СТО разрешается разрабатывать с учетом конкретных условий предприятий инструкции для работающих отдельных специальностей при отсутствии их в «Правилах по охране труда на автомобильном транспорте». При составлении инструкций требуется отражать в них следующие четыре аспекта: общие требования, перед началом работы, во время работы, по окончании работы. Содержание общих требований по охране труда должно отражать следующие положения. Основной задачей всей работы по технике безопасности является предупреждение несчастных случаев с работающими на рабочем месте. Каждый вновь поступивший на предприятие рабочий обязан пройти в отделе техники безопасности вводный инструктаж, получить экземпляр инструкции и удостоверение о прохождении инструктажа и предъявить это удостоверение администрации цеха (мастеру). До того, как новый рабочий приступит к работе, мастер должен проинструктировать его на рабочем ме^те. Мастер может допустить рабочего к самостоятельной работе после того, как убедится, что новый рабочий усвоил безопасные приемы работы. Если рабочий применяет неправильные, опасные приемы работы, мастер должен немедленно повторно объяснить ему, как следует работать правильно и лично показать безопасные приемы работы.
Организация работ по охране труда
Общее руководство работой по охране труда в областных производственных объединениях автотехобслуживания возлагается на руководителя (директора, начальника) и главного инженера.
В производственных объединениях, на СТО в зависимости от числа работающих штатным расписанием устанавливается количество освобожденных работников службы охраны труда: один — при численности работающих 250—500 чел. ; два — при численности 501 —1500 чел. ; три (бюро, группа) — при численности свыше 1500 чел. На должность инженера (ст. инженера) по охране труда назначаются лица, имеющие высшее образование. В своей деятельности они подчиняются главному инженеру.
Главные механики, главные энергетики, главные конструкторы, главные технологи производственных объединений (в зависимости от наличия по штатному расписанию) должны осуществлять мероприятия по внедрению безопасных и безвредных условий труда в соответствии с разработанными для них положениями. Руководство охраной труда на СТО, в цехах, на производственных участках возлагается соответственно на руководителей СТО, на начальников цехов и участков. На СТО, где должность инженера по охране труда штатом не предусмотрена, приказом руководителя станции из числа ИТР назначается лицо, ответственное за охрану труда, обязанное заниматься вопросами охраны труда не менее 1 ч в день.
Все руководители производства участвуют в административно-техническом (трехступенчатом) контроле за выполнением мероприятий по охране труда. Этот контроль является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза на СТО. Осуществляется он снизу доверху в три этапа (ступени.
Трехступенчатый контроль не исключает проведения административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей, инженерно-технических работников. В зависимости от специфики производства, структуры предприятия и мощности его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится: на первой ступени — на участке цеха, в смене или бригаде; на второй — в цехе, на производстве или участке СТО; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень. Ежедневно до начала работы мастер, механик, руководитель участка обходят все рабочие места. Они проверяют чистоту рабочих мест, состояние гаражного и станочного оборудования, ограждений, исправность инструмента и приспособлений, правильность использования рабочими средств индивидуальной защиты и состояние пожарной безопасности. При обнаружении неисправности оборудования, нарушения Правил техники безопасности принимаются меры к их устранению и производится запись в книге мастера или руководителя участка.
Вторая ступень. Два раза в месяц руководитель СТО с представителем комиссии охраны труда обходят вверенные им участки работы. После обхода они дают соответствующие распоряжения об устранении недостатков, выявленных во время осмотра. Все замеченные недостатки или нарушения Правил и требований охраны труда вносятся в журнал.
Третья ступень. Контроль проводится с привлечением технических специалистов и руководителей объединения не реже 1 раза в квартал. Наряду с другими вопросами на третьей ступени проверяются состояние травматизма и условий труда, показатели улучшения условий труда (комплексный коэффициент), выполнение соглашения по улучшению условий труда.
По результатам проверки составляется протокол, в котором указываются недостатки и нарушения, назначаются ответственные за выполнение намеченных мероприятий, устанавливаются сроки исполнения.
В отдельных случаях в протоколе комиссии предусматриваются меры дисциплинарной ответственности руководителей подразделений.
Требования безопасности к технологическим процессам
Безопасность технологического процесса ТО и ремонта автомобиля на рабочем месте регламентируется ГОСТ 12. 002—75 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12. 017—79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности». Основные требования по безопасности труда излагаются в «Инструкции по охране труда и технике безопасности на предприятиях системы автотехобслуживания». Удовлетворение психофизиологических требований обеспечивается внедрением рационального режима труда и отдыха, цветовой отделкой помещения и оборудования участка.
Содержание вредных примесей в воздухе должно отвечать требованиям ГОСТ 12. 005—76 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны производиться на постах (специально отведенных местах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями. Посты ТО и ремонта должны располагаться так, чтобы расстояние между автомобилями, автомобилями и конструкциями здания обеспечивало удобство работы и безопасность.
На постах механизированной мойки, диагностирования и других, оснащенных специальным технологическим оборудованием, расстояния между автомобилями и конструкциями здания должны устанавливаться в зависимости от вида и габаритов технологического оборудования.
Все виды работ по ТО и ремонту проводятся при выключенном двигателе, за исключением тех случаев, когда работа двигателя требуется по технологии. При этом требуется наличие местного отсоса для удаления отработавших газов.
В помещениях с поточным движением автомобилей обязательно устройство звуковой и световой сигнализации, своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале движения автомобиля с поста на пост. Посты должны иметь сигналы аварийной остановки.
Если снятие агрегатов и деталей связано с большими физическими усилиями или их расположение создает неудобства в работе, применяют соответствующие приспособления, обеспечивающие безопасность при выполнении этой работы. Снятие, транспортировку и установку крупногабаритных агрегатов массой более 20 кг осуществляют при помощи подъем-но-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими надежное удержание агрегатов.
Перед снятием агрегатов или деталей, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобилей, предварительно сливают топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальные резервуары, не допуская проливания. При установке автомобиля на поворотном стенде его надежно закрепляют, снимают аккумуляторную батарею, при необходимости сливают топливо, масло и охлаждающую жидкость. Слив топлива производят в местах, исключающих возможность его возгорания. Хранение слитого топлива на постах ТО и ремонта запрещается.
На СТО при выполнении некоторых работ могут произойти несчастные- случаи и тогда пострадавшему необходимо оказать первую (доврачебную) медицинскую помощь. При установке или снятии тяжелых деталей — колес автомобиля, передних и задних мостов, коробок передач возможны ушибы. При нарушении правил погрузки и выгрузки агрегатов, тары, падении в осмотровую канаву, наезде автомобиля возможны переломы.
При выполнении сварочных и медницких работ, при применении щелочей и кислот возможны ожоги (четырех степеней). Наиболее тяжелые и опасные ожоги третьей и четвертой степеней.
На производственных участках СТО, где выделяются отработавшие газы, окись углерода, пары свинца, бензола, бензина, могут возникнуть отравления.
На предприятии возможны случаи перегрева тела и тогда возникает тепловой удар, а при применении сжатых газов и в зимнее время бывают случаи обмораживания.
Работы электротехнического персонала на СТО могут проводиться в порядке технической эксплуатации, по распоряжению (устному или письменному), по наряду. Перечень работ, проводимых тем или иным способом, устанавливается ответственным за электрохозяйство в зависимости от квалификации электротехнического персонала.
Все нетоковедущие части электрооборудования (в том числе и переносного) должны быть надежно заземлены (при использовании для электроснабжения схемы с глухозаземленной нейтралью). Обязательно наличие видимого соединения нетоковедущих частей с нулевым проводом. Предохранительные устройства должны иметь вставки, предусмотренные проектом. Использование некалиброванных вставок запрещается. Исполнение электрооборудования должно соответствовать условиям работы по степени защиты и в пожарном отношении.
К работе с ручными электрическими машинами или инструментом допускаются рабочие, прошедшие производственное обучение и имеющие квалификационную группу по электробезопасности. Электроинструмент выдается после проверки вместе с защитными приспособлениями.
Переносной электроинструмент должен быть на напряжение 12 В для особо опасных условий труда и работ на улице, 42 В — для остальных случаев. При необходимости использования переносного электроинструмента на напряжение выше указанного используют основные и дополнительные средства защиты. Присоединение переносного оборудования осуществляется при помощи штепсельных соединений (при мощности выше 5 кВт через пусковую аппаратуру). Электротехнический персонал проходит обучение и сдает экзамены на квалификационную группу 1 раз в год, а административный — 1 раз в 2 года.
За состояние естественного и искусственного освещения отвечает главный энергетик предприятия или лицо, на которое возложены обязанности главного энергетика (ответственный за электрохозяйство). Предприятия, имеющие газоразрядные источники света мощностью 150 кВт и более, должны иметь электротехнический персонал для их обслуживания. Искусственное освещение на рабочих местах, в бытовых вспомогательных помещениях должно удовлетворять требованиям СНиП 11-4-79. Очистка осветительной аппаратуры производится на деревообрабатывающем и шиномонтажном участках, постах мойки 1 раз в месяц, на аккумуляторном, кузнечном участках — 1 раз в 2 мес, в зонах ТО, в цехах слесарно-механическом, ремонта электрооборудования, ремонта приборов — 1 раз в 3 мес.
Ответственность за техническое состояние, эксплуатацию, своевременный ремонт отопления предприятия возлагается на ответственное лицо, а по цехам и участкам — соответственно на начальников цехов и участков. Отопление (совместно с вентиляцией) должно обеспечить температуру в соответствии с нормативными требованиями. Перед началом отопительного сезона котельные, калориферные установки и приборы местного отопления должны быть тщательно проверены и отремонтированы. Неисправные отопительные приборы и печи допускать к эксплуатации не разрешается.
Машинисты, кочегары, истопники и лица, выделенные согласно приказу, должны ежегодно перед началом отопительного сезона проходить обучение с последующей сдачей экзаменов. Лицам, обслуживающим котлы в неавтоматизированных котельных, запрещается оставлять котлы без присмотра.
В пожаро- и взрывоопасных помещениях все металлические элементы вентиляционных установок должны быть заземлены. Конструкция и материал элементов должны исключать возможность ценообразования. Каждое из таких помещений оборудуется отдельной вентиляционной системой. Воздух, содержащий пыль, должен подвергаться очистке.
Вентиляционные камеры должны быть закрыты на замок, вход в них посторонним лицам запрещен, хранить в вентиляционных камерах оборудование или материалы запрещается. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в’ воздухе рабочей зоны должны быть не более указанных в ГОСТ 12. 005—76.
Руководитель СТО несет ответственность за рациональное использование воды и качество сточных вод (водоснабжение и канализация). СТО оборудуются хозяйственно-питьевым, производственным и противопожарным водопроводами, возможно применение повторного и оборотного водоснабжения в соответствии с СНиП 2. 01-85 и П-93-74.
СТО оборудуется бытовой и производственной канализацией, возможно их объединение. При наличии хозяйственно-питьевого водопровода устройство внутренней канализации обязательно. Если в смене занято до 25 чел. , а централизованный источник водоснабжения отсутствует, допускается обеспечение питьевой водой в зависимости от местных условий. Сточные воды от мойки автомобилей, деталей, полов в помещениях ТО должны очищаться в местных очистных установках (грязеотстойниках, бензо- и маслоуловителях), если концентрация нефтепродуктов при сбросе составляет 4,4 мг/л.
Очистка грязеотстойника с ручным удалением осадка должна производиться в основном не реже 1 раза в неделю, а с механическим — ежедневно. Местные очистные установки должны размещаться вне зданий на расстоянии от наружных стен не менее 6 м. Как исключение, эти установки допускается размещать в отдельно стоящих зданиях для мойки автомобилей. Устройство фекальной канализации необязательно на предприятиях при количестве работающих в смену не более 25 чел. В этом случае необходимо предусматривать устройство наружных уборных с выгребными ямами. Удаление сточных вод от душевых и умывальников решается в зависимости от местных условий.
углекислотный огнетушитель, ящик с песком, полотно (асбест, войлок), два лома, три багра, два топора. Пожарные щиты должны устанавливаться в помещениях на видных и легкодоступных местах по возможности ближе к выходам из помещений. Территории предприятий обеспечиваются пожарными щитами (из расчета один щит на площадь до 5000 м2). В составе пожарного щита песок может быть заменен флюсами, карналлитом, кальцинированной содой или другими местными негорючими сыпучими материалами.
Необходимое количество первичных средств пожаротушения рассчитывают отдельно по каждому этажу и помещению, а также по этажам стоянок.
Если в одном помещении находится несколько различных по пожарной опасности производств, не отделенных друг от друга противопожарными стенами, все эти помещения обеспечиваются пожарным инвентарем и другими видами средств пожаротушения по нормам наиболее опасного производства. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам.
На случай возникновения пожара должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей. Согласно СНиП 2. 02-85 должно быть не менее двух эвакуационных выходов. При возникновении пожара весь состав добровольной пожарной дружины и все работающие на предприятии принимают участие в его ликвидации.
Охрана труда
Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.
Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.
Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».
При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».
В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.
В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.
При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.
Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).
При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.
Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.
- поднимать автомобиль за буксирные крюки;
- работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
- ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.
При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.
В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей
Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.
При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.
Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.
При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др. Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.
Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.
Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.
Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.
Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.
Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.
Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.
Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.
Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.