Меры безопасности при ремонте и эксплуатации контактной сети Приказ Минтруда России от 25 сентября 2020 г. № 652н «Об утверждении правил охраны здоровья работников железнодорожного транспорта» (документ не вступил в силу сила) опубликована на портале Правительства Российской Федерации

содержание   .. 

40   

 

43 

44 

45 

 

47 

48 

49  50 
..

Основными задачами эксплуатации контактной сети являются обеспечение
токосъема при наибольших установленных скоростях движения и любых
атмосферных условиях, предупреждение появления неисправностей и
обеспечение длительных сроков службы устройств контактной сети.

Эксплуатационное обслуживание контактной сети, линий электропередачи (ЛЭП)
и воздушных линий напряжением до 400 в (ВЛ) включает:

Обслуживают контактную сеть участки энергоснабжения, которые
эксплуатируют также тяговые подстанции, посты секционирования и
принадлежащие железной дороге воздушные линии и трансформаторные
подстанции.

В пределах каждого участка энергоснабжения контактная сеть делится на
дистанции протяженностью 50—80 км приведенной длины электрифицированных
путей.

(Согласно Техническим условиям проектирования
электрификации железных дорог нормальной колеи на постоянном токе 3 000
в (ТУПЭ-57) при исчислении приведенной длины дистанции 1 км каждого
главного пути сверх первого принимается равным 0,9 км первого главного
пути, а 1 км станционного электрифицированного пути — равным 0,75 км
первого главного пути.)

Для удобства обслуживания контактной сети и быстрого выполнения
восстановительных работ дежурные пункты дистанций располагают в средних
частях обслуживаемого участка. Однако, если границей дистанции является
станция с большой приведенной длиной контактной сети, дежурный пункт
часто располагают на этой станции, хотя она и не является серединой
участка.

Эксплуатационная длина электрифицированной линии, находящейся в ведении
одной дистанции контактной сети, обычно не превышает 50 км при
расположении дежурного пункта в середине обслуживаемого ею участка и 30
км при расположении его в одном из концов дистанции.

На крупных узловых станциях могут быть созданы самостоятельные дистанции
контактной сети или дополнительные дежурные пункты.

Границы участков энергоснабжения устанавливаются приказом начальника
дороги; границы дистанций контактной сети определяются начальником
участка энергоснабжения и утверждаются службой электрификации и
энергетического хозяйства.

Дистанции контактной сети обслуживают не только все устройства
контактной сети, но и продольные линии электропередачи (ЛЭП) напряжением
6—35 кв (в том числе линии системы ДПР — «два провода — рельс»,
предназначенные для питания нетяговых потребителей, расположенных вблизи
железной дороги на участках

переменного тока, и линии автоблокировки,
проложенные по опорам контактной сети) и воздушные линии (BJI)
напряжением до 400 в, смонтированные на опорах контактной сети или
отдельно стоящих опорах обходов.

Дистанции, расположенные на станциях стыкования, кроме этого,
обслуживают пункты группировки.

Общий штат дистанции контактной сети определяется на основании
обобщенных среднесетевых данных, отражающих опыт эксплуатации
электрифицированных железных дорог. Установлено, что для
эксплуатационного обслуживания 1 км развернутой длины контактной сети
необходимо 0,35—0,40 чел. Это значит, что штат дистанции контактной сети
составляет в среднем 24—35 чел.

Основной производственной единицей, самостоятельно производящей работы
по текущему содержанию контактной сети, является бригада. При работах
бригада обычно пользуется съемной изолированной вышкой, для возможности
переноски которой бригада должна состоять из 5 чел. Работой бригады
руководит бригадир — электромонтер V или IV группы. Ограждают работающую
на путях бригаду 2 сигналиста (при работе в кривых малых радиусов или в
условиях плохой видимости число сигналистов увеличивают). В зависимости
от протяженности дистанции и размеров движения, а также от совершенства
и состояния устройств контактной сети на дистанции имеется одна или две
бригады.

Для своевременной ликвидации повреждений на дистанции контактной сети
круглосуточно дежурят электромонтеры и шоферы монтажно-восстановительной
дрезины и автолетучки. Обычно в штате дистанции 5 дежурных
электромонтеров и 10 шоферов.

Руководят работой дистанции начальник и мастер (электромеханик),
являющийся заместителем начальника дистанции.

Многочисленные ряды электрификаторов постоянно борются за повышение
экономичности электротяги. Поэтому на многих дистанциях обязанности
шоферов выполняют дежурные электромонтеры. На отдельных дистанциях
практикуется дежурство на дому.

Весь персонал дистанции должен хорошо знать Правила технической
эксплуатации железных дорог, правила техники безопасности, должностные
инструкции и другие директивные материалы, относящиеся к их работе.
Работникам, успешно выдержавшим испытания, комиссия присваивает
квалификационные группы, которые в соответствии с правилами техники
безопасности дают им определенные права при производстве работ.

Для возможности проведения плановых и восстановительных работ дистанции
контактной сети снабжаются защитными и монтажными приспособлениями и
транспортно-восстановительными средствами.

Основными защитными средствами являются диэлектрические перчатки,
изолирующие штанги, указатели напряжения, заземляющие штанги,
предохранительные пояса, монтерские когти.

К монтажным приспособлениям и средствам относятся изолированные съемные
вышки (конструкции их различны для работ на контактной сети постоянного
и переменного тока), приставные и навесные лестницы, лебедки,
полиспасты, натяжные зажимы и др.

Изолированная съемная вышка, предназначенная для работ под напряжением
на контактной сети переменного тока (рис. 49), представляет собой две
деревянные лестницы, установленные на легкой металлической тележке и
заканчивающиеся вверху рабочей площадкой.

Для повышения изолирующих свойств деревянных стоек лестниц при
изготовлении вышек на заводе их пропитывают 10%-ным раствором
гидрофобной кремнийорганической жидкости № 2. С этой же целью, как
показал опыт эксплуатации съемных вышек на Восточно-Сибирской дороге,
целесообразно также дополнительно покрывать стойки лаками № 1201 или
бакелитовым.

Для более равномерного распределения потенциала по изолирующим вставкам
к нижней части рабочей площадки прикреплены 4 потенциальных кожуха,
охватывающих вставки. Эти кожуха одновременно являются защитой вставок
от увлажнения в период дождя. Деревянный пол рабочей площадки покрыт
металлической сет-

кой, благодаря чему монтер в период работы с
завешенными на контактный провод шунтирующими штангами надежно ставится
под потенциал сети.

Безопасность монтеров, находящихся на путях и удерживающих изолированную
вышку за тележку для предотвращения при работе произвольного перемещения
ее по рельсам, обеспечивается надежным соединением тележки с тяговым
рельсом путем установки на него вышки неизолированным колесом (остальные
колеса изолированы, чтобы вышка не воздействовала на автоматическую
блокировку участка).

Изолированная съемная вышка, предназначенная для работ под напряжением
на контактной сети постоянного тока (рис. 50), отличается от
рассмотренной выше съемной вышки отсутствием изолирующих вставок и
потенциальных кожухов, в которых нет необходимости при напряжении в
контактной сети 3 кв.

Рис. 50. Изолированная съемная вышка для работ под
напряжением на контактной сети постоянного тока

Каждая изолированная съемная вышка после изготовления или ремонта и
периодически в процессе эксплуатации подвергается механическим и
электрическим испытаниям.

Кроме изолированных съемных вышек, при работах под напряжением на
контактной сети постоянного тока применяются изолированные приставные
лестницы; бригада при этом состоит не менее чем из 3 чел. (без учета
сигналистов).

Для монтажно-восстановительных целей в настоящее время широко
применяется дрезина ДМ, описанная в главе «Монтаж контактной сети».

Значительно более совершенной является автомотриса АГВ, разработанная
проектно-конструкторским бюро Главного управления электрификации и
энергетического хозяйства MFIC. Основным монтажным средством этой
автомотрисы (рис. 51) является подъемноповоротная рабочая изолированная
площадка. В отличие от системы подъема рабочей площадки, применяющейся
на дрезине ДМ, рабочая площадка автомотрисы поднимается с помощью двух
жестких рам, шарнирно соединенных между собой в средних частях. Привод
подъемного устройства гидравлический. Наибольшая высота пола рабочей
площадки над уровнем головок рельсов равна 7 622 мм. Рабочая площадка
повертывается вручную на 90° в обе стороны от своего нормального
положения.

Рис. 51. Автомотриса АГВ

Поднимаются на рабочую площадку через две
переходные (нейтральные) площадки, одна из которых имеет нормальную
изоляцию, а другая (дополнительная) — пониженную.

Для оценки регулировки контактного провода на рабочей площадке
установлен специальный токоприемник по типу трамвайного, но с нормальным
полозом. Наинизшая высота полоза токоприемника над уровнем головок
рельсов 5 272 мм, наивысшая 6 800 мм. Привод токоприемника
гидравлический. Давление полоза на контактный провод порядка 6 кГ. В
опущенном положении токоприемник не препятствует работам на
изолированной площадке.

Наблюдают за контактной сетью и токоприемником из смотровой кабины,
расположенной в средней части автомотрисы и оборудованной электрическим
отоплением с питанием от генератора.

Автомотриса имеет кран грузоподъемностью 3 Т. Максимальная высота крюка
крана над уровнем головок рельсов на вылете 1,54 м равна 7 м, а на
вылете 5,3 м — 3,6 м. Кран поворачивается на 90° в обе стороны от своего
нормального положения; он позволяет грузить на автомотрису барабаны с
проводом и устанавливать опоры контактной сети (при габарите до 3,5 м
краном можно установить нераздельную железобетонную опору длиной до 13
м).

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в медведково адреса и телефоны

Основным источником питания механизмов автомотрисы, освещения и
переносных приспособлений служит электростанция переменного тока.
Генератор мощностью 50 кет работает от дизеля автомотрисы.
Электростанция генерирует трехфазный переменный ток напряжением 400 в.

Прожекторы, установленные на изолированной рабочей площадке, питаются от
аккумуляторной батареи напряжением 12 в, расположенной на самой
площадке.

Автомотриса АГВ укомплектовывается переносной бензомотор-, ной
электростанцией мощностью 1 кет, напряжением 230 е, сварочным
трансформатором, переносными прожекторами и радиостанцией для связи
автомотрисы с энергодиспетчерским пунктом.

Кроме монтажно-восстановительных дрезин, дистанции контактной сети имеют
съемные дрезины типа ТД-5 с прицепом, которые используются для перевозки
ревизионных бригад к месту работы или для восстановительных целей.

Дежурные пункты дистанций контактной сети строятся по типовым проектам.
В основном здании дежурного пункта имеется комната для дежурного
персонала, помещение для ревизионных бригад, кабинет начальника
дистанции, мастерская для ремонта деталей, гараж для
монтажно-восстановительной дрезины и автолетучки, кладовая для хранения
материалов и бытовые помещения.

На территории дежурного пункта, кроме основного
здания, размещается склад для оборудования, материалов и инвентаря,
погрузочная платформа, стеллаж для опор, площадка для съемных вышек,
склад горючих и смазочных материалов и склад топлива (если не
предусмотрено электрическое отопление).

Дежурные пункты дистанций контактной сети для беспрепятственного выезда
восстановительных средств имеют подъездные пути, примыкание которых
обеспечивает быстрый выезд на главные пути. К гаражу дистанции
подводится также грунтовая дорога для автотранспорта.

В процессе эксплуатационного обслуживания контактной сети как при
выполнении плановых работ, так и при ликвидации аварий персонал
дистанции в оперативном отношении подчинен энергодиспетчеру. Обычно
энергодиспетчерский пункт самостоятельно руководит работой энергоучастка.
Однако практика эксплуатации устройств энергоснабжения на Московской
дороге показала целесообразность создания главного энергодиспетчерского
пункта для руководства всеми энергодиспетчерскими пунктами дороги.

Энергодиспетчеры главного пункта добиваются нормального энергоснабжения
дороги, руководят всей оперативной работой, обеспечивают
взаиморезервирование устройств энергоснабжения и решают оперативные
вопросы связи с энергосистемами, питающими тяговые подстанции. Главный
энергодиспетчерский пункт расположен в управлении дороги, поэтому его
диспетчеру удобна оперативная связь по вопросам поездной работы с
дежурными диспетчерами движения.

Значительно улучшает организацию эксплуатации широко внедряемое сейчас
телеуправление тяговыми подстанциями, постами секционирования и
секционными разъединителями контактной сети, в результате чего, в
частности, резко повышается степень использования «окон?/ в движении
поездов для производства работ на контактной сети со снятием напряжения.

В последние годы для улучшения содержания контактной сети, усиления
контроля за ее состоянием и повышения ответственности обслуживающего
персонала за исправное ее содержание введена балльная система оценки
контактной сети. По этой системе отступления от нормального (расчетного)
значения того или иного показателя оцениваются определенными
количествами штрафных баллов. Так, например, отклонение высоты
контактного провода в створе опор от расчетной на 101—200 мм (в сторону
увеличения или уменьшения) оценивается 50 штрафными баллами, отклонение
на ±201 мм и более — 100 штрафными баллами. Подобным образом расценены
отклонения от расчетных величин высоты контактного провода в середине,
пролета, зигзагов и выносов контактного провода и т. д.

Решающей величиной для балльной оценки состояния контактной сети
является средний балл, представляющий собой суммарное количество
штрафных баллов в пределах дистанции контактной сети

или энергоучастка, отнесенное к 1 км развернутой
длины контактной сети обследованных путей. Дистанция контактной сети
считается отличной, если средний балл находится в пределах 0—20 (для
главных путей станций и перегонов), хорошей — при среднем балле 21—40,
удовлетворительной — при среднем балле 41—100 и неудовлетворительной —
при среднем балле более 100.

Для возможности балльной оценки на дистанции ведется журнал состояния
контактной сети, где фиксируются расчетные или

нормальные и фактические данные, получаемые на
основании периодических измерений, производимых ревизионной бригадой,
или на основании лент регистрирующих приборов, установленных в
специальных вагонах, оборудованных измерительными пантографами.

В эксплуатируемых в настоящее время на дорогах измерительных вагонах
контактной сети (рис. 52) имеются приборы для записи высоты контактного
провода, зигзагов и выносов. Разработаны и находятся в стадии испытания
приборы для записи износа контактного провода. Для наблюдения за
контактной сетью и пантографом на крыше вагона предусмотрена смотровая
вышка.

В организационном отношении все работы на контактной сети, ЛЭП и ВЛ
оформляются нарядами, выдаваемыми начальником дистанции,
электромехаником (мастером) или лицами с квалификационной группой V,
назначаемыми специальным распоряжением по участку энергоснабжения.

содержание   ..  

90   

 

93 

 

95 

96 

97 

98 

99  ..

Техника безопасности при работах на контактной сети

Работы на контактной сети постоянного и переменного тока выполняются как
со снятием напряжения с контактной сети, так и под напряжением.

Работы со снятием напряжения после отключения
контактной сети

При работах со снятием напряжения после отключения контактной сети от
источников питания ее надежно заземляют.

На участках постоянного тока это заземление необходимо для защиты
работающих от подачи напряжения на секцию контактной сети из-за
ошибочных действий персонала, производящего переключения, или перекрытия
воздушных промежутков и секционных
изоляторов, изолирующих данную секцию, пантографами электроподвижного
состава, которому ошибочно разрешено заехать на эти устройства.

На участках переменного тока заземление контактной сети служит для
защиты работающих не только от случайно поданного рабочего напряжения,
но и от напряжения в отключенных от источника питания проводах,
обусловленного индуктивным (электромагнитным) влиянием контактной сети
переменного тока.

Электромагнитное влияние контактной сети
переменного тока для удобства рассматривают состоящим из двух частей:
одной части, обусловленной наличием электрического поля в пространстве,’
окружающем контактную сеть, находящуюся под высоким напряжением
(электрическое влияние), и другой части, обусловленной наличием
переменного магнитного поля, связанного с прохождением переменного тока
по сети (магнитное влияние).

Рассмотрим электрическое влияние контактной сети.

Между влияющим проводом, находящимся под высоким напряжением (контактной
подвеской или дополнительным проводом) и подверженным индуктивному
влиянию отключенным и изолированным от земли проводом существует
емкостная связь. Одной из обкладок конденсатора служит провод,
находящийся под напряжением, а другой — провод, подверженный влиянию.

Схема емкостной связи между проводами в нашем случае приведена на рис.
107, где буквой К обозначен провод, находящийся под напряжением, а
буквой А — отключенный провод.

Между проводами К и А существует емкостная связь, величина которой равна
C1, ф/км; провод А относительно земли имеет емкость С2, ф/км.

Рис. 107. Схема емкостной связи между проводами при
электрическом влиянии

Как видно из формулы (2), потенциал, наведенный в
результате электрического влияния, определяется величиной напряжения в
контактной сети и характером расположения проводов. Из этой формулы ясно
также, что индуктированный потенциал при электрическом влиянии не
зависит от величины тока в тяговой сети и его частоты.

Для иллюстрации на рис. 108 приведена кривая, выражающая зависимость
потенциала Uа, наведенного в изолированном проводе длиной 3 км в
результате электрического влияния контактной подвески, находящейся под
напряжением 27,5 кв, от расстояния а между этими проводами. При
расстоянии а, равном 5—10 м, потенциал изолированного провода достигает
нескольких тысяч вольт. По мере удаления провода от контактной подвески
потенциал быстро снижается и при расстоянии 30 м становится равным 250
в.

При воздействии на изолированный провод нескольких контактных подвесок
(на многопутных участках или станциях) индуктированный потенциал
повышается незначительно (примерно на 20%) по сравнению с влиянием одной
контактной подвески. Наличие заземленных проводов вблизи изолированного
провода искажает электрическое поле, что ведет к уменьшению наведенного
потенциала примерно на 30%. Это учитывается коэффициентом р в формуле
(2).

Читайте также:  Рида ремонт бытовой техники коптево

Фронт работ на отключенных питающих линиях и
дополнительных проводах (питания линейных потребителей, обводных,
отсасывающих, обратных, освещения и др.) на участках переменного тока
из-за значительного ослабления экранирующего действия рельсов уменьшают
и расстояние между заземляющими штангами принимают не более 100 м.

На контактной сети постоянного тока работы со снятием напряжения
производятся согласно правилам безопасности с установкой двух
заземляющих штанг, располагаемых в пределах видимости, но не далее 300 м
в обе стороны. Работа допускается также с одной заземляющей, штангой,
если работающие не удаляются от нее далее чем на один пролет.

Заземление контактной сети на месте работ со снятием напряжения является
основным мероприятием, гарантирующим безопасность работающих. Поэтому
качеству заземления сети уделяется самое серьезное внимание.

Большую роль играет конструкция заземляющей штанги. Заземляющая штанга
должна иметь устройство, позволяющее проверять отсутствие напряжения в
контактной сети перед наложением
заземления. Таким устройством может быть или тонкий штырь на конце
древка штанги (отсутствие напряжения проверяется «на искру»), или
указатель напряжения.

Общий вид заземляющей штанги для дорог постоянного тока конструкции ЦНИИ
МПС, снабженной указателем напряжения, приведен на рис. 112. Штанга
выполнена из бакелитовых труб 2, 12, 13 и 17, соединенных между собой
шарниром 18. На трубе 2 установлен бронзовый хомут 4, к которому
крепится крюк 6 с пружиной 5 и медный гибкий провод 7 сечением 50 мм2,
конец которого соединен с заземляющим башмаком. В верхней части трубы 2
укреплен цилиндр 3 со штырем L

Основной элемент указателя напряжения — неоновая лампа типа МН-7,
питание которой осуществляется по цепи: штырь 1 — сопротивления 8 типа
ВС-2 — провод 10 (пропущенный через соединительную втулку 11) — неоновая
лампа 15 — провод 9 — хомут 4 — заземляющий провод 7 — заземляющий
башмак.

Неоновая лампа вставляется в патрон 14 и сверху закрывается колпаком 16,
имеющим отверстие, направленное к нижнему концу штанги.

При работе с этой заземляющей штангой, как и с другими штангами,.
сначала присоединяют заземляющий башмак к тяговому рельсу, а затем
прикасаются штырем 1 к фиксатору или струне контактной подвески.
Отсутствие свечения лампы при этом показывает, что напряжение с
контактной сети снято. Штангу своим крюком завешивают на фиксатор или
провод.

Перед применением заземляющей штанги проверяют исправность ее указателя
напряжения. Для этого после подсоединения заземляющего башмака к рельсу
штырем 1 прикасаются к заведомо находящимся под напряжением частям
подвески. Свечение неоновой лампы свидетельствует об исправности
указателя напряжения.

Более высокое качество контакта заземляющей штанги с фиксатором и
проводом обеспечивает заземляющая штанга с завинчивающимся крюком,
предложенная лабораторией контактной сети ЦНИИ МПС для дорог переменного
тока. Сильный ножевой контакт этого крюка снимает наведенные потенциалы
с проводов даже в случае небольших их величин и при наличии хорошей
окраски или, наоборот, сильного корродирования поверхности фиксаторов,
на которые устанавливаются заземляющие штанги.

Применение заземляющих штанг с завинчивающимся крюком также исключает
всякие случаи нарушения контакта штанги с фиксатором, которые могут
произойти, например, при сильном сотрясении контактной подвески, при
попытке установить штангу более

надежно и пр. Нарушения же контакта между штангой и
контактной сетью даже крайне малой продолжительности из-за наводки
потенциалов на контактной сети переменного тока оказываются опасными.

Рис. 112. Заземляющая штанга с указателем
напряжения (трос и заземляющий башмак не показаны)

Рис. 113. Пружинный заземляющий башмак для
установки сбоку
рельса:
1—головка (в отверстие вставляется заземляющий провод); 2 — упор;
3—направляющая; 4 — гайка специальная; 5 —валик; 6 — ручка; 7 — упорная
планка; 8 — скоба наружная; 9— планка; 10 — скоба внутренняя; 11—трубка
(с внутренней нарезкой); 12 — пружина; 13 — стержень (с нарезкой); 14 —
болт для закрепления заземляющего провода в головке

Трос заземляющей штанги, предназначенной для
контактной сети переменного тока, выполняется из гибкого медного провода
сечением не менее 25 мм2.

Заземляющая штанга должна иметь надежный контакт не только с контактной
сетью, но и с тяговым рельсом, поэтому большое значение имеет
конструктивное выполнение заземляющего башмака штанги. В настоящее время
существует несколько конструкций башмаков заземляющей штанги. Наиболее
прост в изготовлении

башмак, закрепляемый за подошву рельса. Однако в
зимних условиях, когда нижняя часть рельса закрыта льдом и снегом,
установка такого башмака требует много времени.

В другом конструктивном выполнении башмак заземляющей штанги
устанавливается сбоку рельса. Башмак, предложенный на 9-м участке
энергоснабжения Московской дороги П. А. Сем-ковым (рис. 113),
устанавливается в распор между рельсом и костылем и имеет две точки
опоры на верхней поверхности шпалы.

Применение принципа ломающегося рычага вместо широко распространенных
винтовых натяжных устройств значительно сокращает время установки
башмака на рельс и его снятия.

Винтовое сочленение стержня- и трубки основной распорки позволяет
применять этот башмак для рельсов различных типов. При большем размере
рельса стержень распорки больше вывертывают из трубки, при меньшем —
меньше. Регулируют величину выходящей из трубки части стержня до
установки башмака на рельс. Важным условием надежности контакта этого
башмака с рельсом является правильный выбор пружины: пружина должна быть
выполнена из проволоки диаметром 4 лш.

Для уменьшения переходного сопротивления поверхность рельса в месте
соприкосновения с башмаком (при любой его конструкции) до установки
последнего тщательно зачищают.

Заземлению контактной сети при работах со снятием напряжения в местах
секционирования уделяется особое внимание. Заземляющие штанги
устанавливают на проводах обеих стыкуемых секций контактной сети и на
всех нейтральных элементах (на изолирующих сопряжениях анкерных участков
с нейтральными вставками).

Наиболее сложно заземление контактных подвесок при работе на нейтральных
вставках, так как работающая группа, неправильно разобравшись в
принадлежности проводов тому или иному анкерному участку или нейтральной
вставке, может на провода одного из анкерных участков завесить лишние
заземляющие штанги, а на нейтральную вставку — ни одной. Для повышения
безопасности работ в этом случае целесообразно, кроме установки
заземляющих штанг, включить один из секционных разъединителей, питающих
нейтральную вставку. При этом, если производится ревизия самих
секционных разъединителей, то работу выполняют поочередно: сначала
осматривают первый продольный разъединитель при включенном втором, а
затем второй при включенном первом.

При всех манипуляциях с заземляющей штангой соблюдают чрезвычайно важное
по условиям безопасности правило: при наложении заземления сначала
устанавливают башмак на тяговый рельс, а затем крюк штанги на контактную
сеть; при снятии заземления сначала снимают крюк с контактной сети, а
затем заземляющий башмак с рельса.

Устанавливают заземляющую штангу в диэлектрических
перчатках.

Работы со снятием напряжения оформляются нарядами. Разрешение на ту или
иную работу дает энергодиспетчер, который, получив заявку от
руководителя работ, снимает напряжение с места работы и запрещает
перекрытие воздушных промежутков и секционных изоляторов, ограничивающих
отключаемую секцию, пантографами электроподвижного состава, для чего
дает соответствующие приказы дежурным по станциям.

Разрешение, даваемое энергодиспетчером руководителю работ, имеет форму
приказа.

После окончания работ руководитель дает уведомление энергодиспетчеру, по
получении которого последний подает напряжение на отключенную ранее
секцию.

содержание   ..  

90   

 

93 

94 

 

96 

97 

98 

99  ..

Техника безопасности при
работах на контактной сети

Работы на контактной сети под напряжением

Принцип работы под напряжением заключается в том, что рабочую площадку
монтажного средства (изолированной съемной вышки или
монтажно-восстановительной дрезины), на которой находится монтер, ставят
под потенциал контактной сети.

Практически это выполняется следующим образом. Изолированную съемную
вышку, например, устанавливают под контактную подвеску в месте
предстоящей работы. При этом ни одним своим элементом вышка не должна
прикасаться к частям, находящимся под напряжением. Монтер поднимается по
одной из лестниц вышки на рабочую площадку, находясь как можно дальше от
проводов контактной сети.

Читайте также:  Договор на ремонт техники в организациях

После этого, взяв в руки шунтирующую штангу, провод которой присоединен
к полу рабочей площадки, монтер дотрагивается ее крюком до струны
контактной подвески, проверяя тем самым изоляцию съемной вышки. Если
искрения в месте контакта крюка шунтирующей штанги со струной нет,
значит изоляция вышки удовлетворительна. Монтер завешивает шунтирующую
штангу на провод, а затем и вторую штангу, в результате чего рабочая
площадка надежно ставится под потенциал контактной сети.

При одинаковых потенциалах рабочей площадки и контактной сети монтер
может прикасаться к частям, находящимся под напряжением (и,
следовательно, выполнять работу), не испытывая каких-либо неприятных
ощущений, так как через его тело не протекает никакого тока.

Чтобы подняться на рабочую площадку второму монтеру, монтер, находящийся
наверху, снимает шунтирующие штанги с контактной сети, отодвигается от
частей, находящихся под напряжением, чем исключает всякую возможность
случайного прикосновения к ним, и (только после этого) дает разрешение
второму монтеру подняться на вышку.

Полная безопасность работающих под напряжением на
съемной вышке лиц обеспечивается соблюдением следующих основных
положений:

не подниматься на вышку и не спускаться с нее при завешенных на
контактную сеть шунтирующих штангах или прикасающихся к контактной сети
элементах вышки;

не прикасаться к частям контактной сети, находящимся под напряжением,
при неустановленных шунтирующих штангах;

не передавать на рабочую площадку каким бы то ни было способом материал
и инструмент при завешенных шунтирующих штангах;

не прикасаться (непосредственно или через какие-либо предметы) к частям
контактной сети, не находящимся под напряжением;

не работать на расстоянии менее 0,8 м (на контактной сети постоянного
тока) и 1 м (на контактной сети переменного тока) от заземленных частей,
частей и проводов, находящихся под любым другим напряжением, проводов,
пересекающих ревизуемую подвеску, и проводов, электрически с ревизуемыми
проводами наглухо и видимо не связанных;

не спускаться по вышке ниже шунтирующего пояса и не подниматься выше
заземленного пояса при завешенных шунтирующих штангах;

находящимся внизу лицам не прикасаться к вышке выше заземленного пояса и
не дотрагиваться до упавших шунтирующих штанг и свисающих с рабочей
площадки предметов;

не оставаться на проводах контактной сети при передвижении вышки на
новое место или после снятия вышки с пути.

При работах под напряжением в местах секционирования (на воздушных
промежутках, секционных изоляторах и пр.) шунтирующие штанги вышки
устанавливают на провода, принадлежащие разным секциям.

Работать под напряжением разрешается в светлое время суток; в
исключительных случаях работа допускается и в темное время, но при
хорошей освещенности места работ, обеспечивающей видимость изоляторов и
проводов контактной сети на расстоянии не менее 50 м.

Работы под напряжением запрещаются в следующих случаях: во время грозы,
дождя, тумана и мокрого снегопада; под пешеходными мостами,
путепроводами, бункерами, в тоннелях и на мостах с ездой понизу;

на несущем тросе под консолями, ригелями и сигнальными мостиками, а
также под гибкими поперечинами с нижним фиксирующим тросом, не
находящимся под напряжением той же секции на которой работают;
во всех местах, где расстояние от работающего до заземленных конструкций
или частей и проводов, находящихся под любым другим напряжением и
электрически не связанных с ревизуемыми проводами, менее 0,8 м для
контактной сети постоянного тока и 1 м для контактной сети переменного
тока. При работах с подвесными лестницами на контактной сети постоянного
тока это расстояние должно быть не менее 1 м. На контактной сети
переменного тока расстояние по воздуху от конца подвесной лестницы при
любом ее положении до указанных частей должно быть не менее 1 м когда
не может быть использована полная длина изолирующей части приставной
лестницы (при работах на контактной сети постоянного тока) или съемной
вышки.

Работы под напряжением ведут по нарядам. Во всех случаях, кроме работ в
местах секционирования и на изолированных гибких поперечинах, от
энергодиспетчера не требуется приказа, разрешающего работы.
Энергодиспетчер только уведомляется руководителем работ о месте и
характере предстоящей работы.

В местах секционирования и на изолированных гибких поперечинах работают
по приказу энергодиспетчера, обеспечивающего до начала работ
электрическое соединение секций, на стыке которых ведут эти работы.

Некоторые работы на контактной сети выполняют, как уже упоминалось, при
снятии напряжения с оборудования или отдельных узлов отключением их от
проводов, постоянно находящихся под напряжением. Так, на время ревизий
секционных разъединителей и роговых разрядников отсоединяют их шлейфы от
контактных подвесок; при смене фиксаторов их открепляют от контактного
провода и отводят в сторону, располагая параллельно пути.

Особое место занимают работы на изолированных гибких поперечинах, т. е.
на таких гибких поперечинах, где изоляторы в тросах врезаны как вблизи
контактных подвесок, так и вблизи опор. Элементы гибких поперечин,
расположенные около изоляторов, ближних к контактным подвескам (и сами
изоляторы), осматривают после подачи напряжения на нейтральные части
тросов соединением их с контактными подвесками. Работники в этом случае
поднимаются с изолированных съемных вышек.

Элементы, расположенные около изоляторов, ближних к опорам (и сами
изоляторы), осматривают после заземления нейтральных частей тросов. В
этом случае работники поднимаются по опорам.

Все работы на контактной сети выполняются в строгом соответствии с
Правилами техники безопасности при эксплуатации контактной сети
постоянного тока электрифицированных железных дорог и Правилами техники
безопасности при эксплуатации контактной сети переменного тока
электрифицированных железных дорог, утвержденными Президиумом ЦК
профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и руководством
Министерства путей сообщения.

Безопасность персонала, эксплуатирующего контактную
сеть, во многом зависит от качества и состояния монтажных и защитных
средств. При работах разрешается пользоваться только теми средствами,
которые прошли соответствующие испытания, и время очерёдного испытания
не истекло.

Практика показала, что наиболее правильно проводить
механические испытания предохранительных поясов, когтей и веревок
полиспастов на специальных стендах (рис. 114).

Основной частью этого стенда является стойка 1 из двух соединенных между
собой швеллеров, прикрепленных анкерными болтами к бетонному основанию и
стене. В верхней части к стойке приварен кронштейн 2 из полосовой стали,
на котором закреплен деревянный полукруглый брус 12. Ниже к стойке двумя
хомутами прикреплен круглый брус, собранный из двух долевых половинок
отрезка деревянной опоры. В нижней части стойки на оси крепится

рычаг 7 из полосовой стали, имеющий небольшой вырез
для фиксации подвеса 10 с грузом и дужку 9.  К концам рычага 7 и
кронштейна 2 приварены крюки 8 и 3, используемые для зацепления
полиспаста при подъеме рычага с грузом.

Испытываемый предохранительный пояс надевают на полукруглый брус 12 и
застегивают. На подвес 10 укладывают груз, вес которого равен одной
трети испытательной нагрузки (соотношение плеч рычага 7 равно 1:3).
Рычаг с грузом поднимают с помощью полиспаста. Цепь пояса зацепляют за
дужку 9. После этого веревку полиспаста отпускают, выдерживая пояс под
действием груза в течение 5 мин.

Монтерские когти, подлежащие испытанию, устанавливают на брус 5, на
ступню когтя надевают хомут 6у который после подъема полиспастом рычага
с грузом соединяют с дужкой 9 на рычаге 7 тягой 11. Для испытания
веревок полиспастов служит приваренная к кронштейну 2 дужка 4.

После испытаний на каждом монтажном и защитном средстве ставят клеймо с
указанием даты проведенного испытания, величины приложенного
испытательного напряжения и даты очередного испытания.

Строгое соблюдение правил техники безопасности и местных инструкций,
разрабатываемых на дорогах в дополнение к общесетевым правилам,
обеспечивает полную безопасность работ на контактной сети.

Рис. 114. Стенд для испытания предохранительных
поясов, монтерских когтей и веревок полиспастов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *