Комментарий 1 к Воздушному кодексу Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

404

Страница которую вы ищете не найдена
Вернуться на главную

Ростех нарастил производство комплектующих для микросхем
LADA расширяет список оснащения для Granta’22
«РТ-Техприемка» раскрыла актуальные вопросы импортозамещения в порошковой металлургии
Виктор Евтухов: приоритетная задача — сохранить максимальный ассортимент товаров

Вооружение и военная техника / Участники

12 АРЗ, АО

123 АРЗ, АО

150 АРЗ, АО

218 АРЗ, ОАО

356 АРЗ, АО

419 АРЗ, АО

514 АРЗ, АО

712 АРЗ, ОАО

810 АРЗ, АО

Иркут, Корпорация , ПАО

Новосибирский авиаремонтный завод, АО

Основные задачи цикла:

  • реализация программ военной подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса на военной кафедре по военно-учетным специальностям;
  • участие в проведении воспитательной работы и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи.
  • «Эксплуатация и ремонт авиационного оборудования самолетов и вертолетов»
  • «Эксплуатация и ремонт электрооборудования самолетов и вертолетов «

» Эксплуатация и ремонт авиационного оборудования самолетов и вертолетов «К обучению по военной учетной специальности «Эксплуатация и ремонт авиационного оборудования самолетов и вертолетов» привлекаются студенты следующих02 Управление качеством02 Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов04 Автоматизация технологических процессов и производств02 Металлургия01 Машиностроение02 Наноинженерия03 Информационная безопасность автоматизированных системНа цикле проходят подготовку студенты Самарского университета в течении 2-х лет обучения. Изучение теоретического материала проходит в лекционных аудиториях, а изучение конструкций авиационного оборудования и вопросы эксплуатации — в специализированных лабораториях и непосредственно на авиационной технике. Для этих целей на цикле создана необходимая учебная, материально—техническая база, включающая в себя: макеты, учебно-действующие агрегаты авиационного оборудования, контрольно-проверочная аппаратура, схемы, стенды, плакаты, учебные пособия, слайды. Квалификационная характеристика выпускникаСфера и объекты военно-профессиональной деятельности:Сферой военно-профессиональной деятельности офицера по военно-учетной специальности «Эксплуатация и ремонт авиационного оборудования самолетов и вертолетов», ВУС — 461200 является инженерно-авиационное обеспечение боевых действий и боевой подготовки авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Объектами военно-профессиональной деятельности являются:

  • пилотируемые воздушные суда;
  • средства технического обслуживания авиационной техники;
  • средства технического обслуживания и подготовки авиационного оборудования;
  • подчиненный личный состав.

» Эксплуатация и ремонт электрооборудования самолетов и вертолетов «На цикле проходят подготовку студенты Самарского университета в течении 1-го года обучения. Изучение теоретического материала проходит в лекционных аудиториях, а изучение конструкции авиационного электрооборудования и вопросы эксплуатации — в специализированных лабораториях и непосредственно на авиационной технике. Для этих целей на цикле создана необходимая учебная, материально—техническая база, включающая в себя: макеты, учебно-действующие агрегаты электрооборудования, контрольно-проверочная аппаратура, схемы, стенды, плакаты, учебные пособия, слайды. Квалификационная характеристика выпускникаОбласть военно-профессиональной деятельности выпускника включает:

  • эксплуатацию и ремонт авиационного электрооборудования;
  • ИАО боевых действий и боевой подготовки авиации ВКС.

Объектами военно-профессиональной деятельности выпускника являются:

  • техника и вооружение: пилотируемые, беспилотные и дистанционно пилотируемые воздушные суда;
  • агрегаты и оборудование ВС, в том числе и съемное;
  • средства эксплуатации и ремонта авиационной техники;

Виды военно-профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, при освоениипрограммы военной подготовки:служебная (повседневная и боевая);Задачи военно-профессиональной деятельности выпускникаСлужебная (повседневная и боевая) деятельность:

подразделений в ходе ведения боевых действий и умелому применению штатного вооружения

  • освоение новых (модернизированных) образцов вооружения и военной техники;
  • планирование исполнительной деятельности в области технической эксплуатации

осуществление контроля их деятельности;

стрелкового вооружения и военной техники;

выполнению задач по предназначению;

и съемного в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;

готовности к применению. Выпускник предназначен для прохождения службы в подразделениях и частях ВКС МО РФ на должностях:

  • механик (старший механик) по электрооборудованию групп обслуживания (расчетов);
  • механик (старший механик) группы регламента и ремонта техническо-эксплуатационной части;
  • реализация программ военной подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса в военном учебном центре по военно-учетным специальностям;
  • участие в проведении воспитательной работы и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи.
  • «Эксплуатация и ремонт авиационного вооружения»
  • «Эксплуатация и ремонт авиационного артиллерийского и бомбардировочного вооружения и автоматов пассивных помех»

«Эксплуатация и ремонт авиационного вооружения»К обучению по военно-учетной специальности «Эксплуатация и ремонт авиационного вооружения» привлекаются студенты следующих специальностей:

  • 010501 Прикладная математика и физика;
  • 090105 Информационные технологии;
  • 160302 Ракетные двигатели;
  • 160801 Ракетостроение;
  • 160802 Космические летательные аппараты и разгонные блоки;
  • 200202 Лазерные системы в ракетной технике и космонавтике;
  • 220306 Компьютерные системы управления качеством для автоматизированных производств;
  • 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления.

На цикле проходят подготовку студенты Самарского Университета в течении 2-х лет обучения. Изучение теоретического материала проходит в лекционных аудиториях, а изучение конструкций авиационного вооружения и вопросы эксплуатации — в специализированных лабораториях и непосредственно на авиационной технике. Для этих целей на цикле создана необходимая учебная, материально —техническая база, включающая в себя: макеты, учебно-действующие агрегаты авиационного вооружения, контрольно-проверочная аппаратура, большую номенклатуру учебных авиационных средств поражения, схем, стендов, плакатов, учебных пособий, слайдов. Квалификационная характеристика выпускникаСфера и объекты военно-профессиональной деятельности:Сферой военно-профессиональной деятельности офицера по военно-учетной специальности «Эксплуатация и ремонт авиационного вооружения», является инженерно-авиационное обеспечение боевых действий и боевой подготовки авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Объектами военно-профессиональной деятельности являются:

  • пилотируемые воздушные суда;
  • авиационные средства поражения;
  • средства технического обслуживания авиационной техники;
  • средства технического обслуживания и подготовки авиационного вооружения;
  • подчиненный личный состав.

Виды профессиональной деятельности:Основные виды профессиональной деятельности выпускника:

  • управленческая;
  • инженерно-эксплуатационная;
  • воспитательная.

Перечень первичных воинских должностей, для замещения которых предназначен выпускник:

  • начальник группы обслуживания по специальности;
  • начальник группы регламента и ремонта по специальности;
  • инженер авиационно-технического отряда по специальности;
  • инженер группы регламента и ремонта по специальности.

Перечень последующих должностей, которые может замещать выпускник без дополнительного образования:

«Эксплуатация и ремонт авиационного артиллерийского и бомбардировочного вооружения и автоматов пассивных помех»К обучению ривлекаются студенты следующих специальностей:На цикле проходят подготовку студенты Самарского Университета в течении 1-го года обучения. Изучение теоретического материала проходит в лекционных аудиториях, а изучение конструкций авиационного вооружения и вопросы эксплуатации — в специализированных лабораториях и непосредственно на авиационной технике. Для этих целей на цикле создана необходимая учебная, материально —техническая база, включающая в себя: макеты, учебно-действующие агрегаты авиационного вооружения, контрольно-проверочная аппаратура, большую номенклатуру учебных авиационных средств поражения, схем, стендов, плакатов, учебных пособий, слайдов. Квалификационная характеристика выпускникаОбласть военно-профессиональной деятельности выпускника включает:

  • эксплуатацию и ремонт авиационного вооружения;
  • ИАО боевых действий и боевой подготовки авиации ВКС.
  • техника и вооружение: пилотируемые, беспилотные и дистанционно пилотируемые воздушные суда;
  • агрегаты и оборудование ВС, в том числе и съемное;
  • авиационные средства поражения и устанавливаемые на ВС пиротехнические средства (ПТС);
  • средства эксплуатации и ремонта авиационной техники;

Виды военно-профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, при освоении программы военной подготовки:служебная (повседневная и боевая);Задачи военно-профессиональной деятельности выпускникаСлужебная (повседневная и боевая) деятельность:

  • эксплуатации и поддержание в готовности к применению по назначению штатного стрелкового вооружения и военной техники;
  • содержание авиационной техники в постоянной исправности и боевой готовности к выполнению задач по предназначению;
  • техническая эксплуатация самолетов, вертолетов, агрегатов и оборудования ВС, в том числе и съемного, авиационных средств  поражения и устанавливаемых на ВС пиротехнических средств в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;
  • содержание средств эксплуатации и ремонта авиационной техники в исправности и боевой готовности к применению.
  • механик (старший механик) по авиационному вооружению групп обслуживания (расчетов);
  • механик (старший механик) группы регламента и ремонта техническо-эксплуатационной части;
  • механик (старший механик)  групп обеспечения по авиационному вооружению.

Ежегодно 7 декабря в нашей стране отмечается День инженерно-авиационной службы (ИАС) военно-воздушных сил (ВВС) России (праздничная дата носит неофициальный характер). Не так давно данная служба отмечала свой 100-летний юбилей. Свою деятельность она ведет с 7 декабря 1916 года. Именно в разгар Первой мировой войны в нашей стране было создано управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения. При этом в составе первых авиационных подразделений вооруженных сил Российской империи были предусмотрены должности мотористов, которые занимались техническим обеспечением полетов.

В нашей стране, как и во всем мире, история
развития ИАС неразрывно связана с историей становления и совершенствования военной авиации. В России ее зарождение пришлось на 1910-1912 годы. Уже 25 июня 1912 года при создании в стране военной авиации и утверждения первых штатов авиационных отрядов в них предусматривалось наличие солдат инженерных войск на должности мотористов. Им предписывалось вести необходимую техническую деятельность, направленную на обеспечение полетов. С началом Первой мировой войны их роль только возросла, что отразилось в присвоении им унтер-офицерских званий и званий прапорщиков.

Читайте также:  Слесарь по ремонту авиационной техники профстандарт

В дальнейшем была сформирована технико-эксплуатационная служба, а также возникла необходимость в координации деятельности личного состава авиационных частей по технической эксплуатации разных типов летательных аппаратов, находящихся на вооружении. Координация действий была возложена на управление Полевого Генерал-Инспектора Военно-воздушного Флота, которое было создано приказом №1632 начальника штаба Верховного Главнокомандования от 24 ноября 1916 года (7 декабря по новому стилю). Именно с этого момента идет процесс исчисления деятельности управления технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения ВВС – инженерно-авиационной службы.

В дальнейшем роль боевой авиации в военных действиях только возрастала, а вместе с ней росла и роль инженерно-авиационной службы. Несмотря на это структура ИАС ВВС РККА предвоенного периода (в те годы служба носила название эксплуатационно-технической) обеспечивала эксплуатацию авиатехники лишь в мирное время. К войне она оказалась готова не в полной мере и имела ряд важных недостатков, которые не позволяли в полной мере осуществлять руководство деятельностью личного состава при эксплуатации и ремонте имеющихся боевых самолетов в военный период.

Во-первых, аппарат ИАС перед началом Великой Отечественной войны был слабо развит на всех уровнях. Управление главного инженера ВВС военного округа в СССР состояло на тот момент из пяти человек, старшего инженера авиационной дивизии и полка – всего из трех человек. В складывающихся условиях, когда в ВВС округа входило до 10 авиационных дивизий (порядка 30 авиационных полков) и 10 отдельных эскадрилий, а каждый полк в свою очередь состоял из 5 эскадрилий, такое число инженеров просто физически не могло предметно руководить личным составом ИАС. Во-вторых, проблемой было то, что эксплуатация и ремонт авиатехники находились в разных руках. В-третьих, на всех существующих уровнях управления ИАС почти не было отчетности по авиатехнике, в том числе и пономерного учета наличия и состояния самолетов.

Опыт начавшихся крупномасштабных боевых действий показал, что структура ИАС не справляется с поставленными перед ней задачами, в первую очередь по восстановлению самолетов, поврежденных в боевых действиях, и обеспечению наибольшего количества вылетов на решение различных боевых задач. Достаточно остро встал вопрос о необходимости реорганизации ИАС и в первую очередь ее управленческого аппарата. Реорганизацию пришлось проводить в суровых условиях войны, она началась уже в августе 1941 года. При этом оптимальная структура была сформирована лишь к началу 1943 года.

Проведенная реорганизация инженерно-авиационной службы позволила успешно решать задачи, которые стояли перед ВВС Советского Союза. Боевое содружество летного и технического состава позволило в годы войны обеспечить 3 124 000 боевых вылетов с общим налетом 5 640 000 часов. На самолеты было подготовлено и подвешено 30 450 000 бомб общим весом более 660 000 тонн. Но наиболее сложной составной частью ИАС в годы Великой Отечественной войны было восстановление самолетов, получивших боевые повреждения и повреждения в ходе эксплуатации. Благодаря хорошему функционированию ремонтной сети, как единого органа восстановления авиационной техники, к моменту окончания боевых действий в три раза снизились безвозвратные потери поврежденной авиационной техники, более 90 процентов пополнения парка приходилось на отремонтированные самолеты, 75 боевых вылетов из 100 выполнялись летчиками на самолетах, ранее прошедших ремонт.

Можно отметить, что ИАС наиболее трудных для страны военных лет после проведенной реорганизации успешно справлялась с задачами инженерно-авиационного обеспечения боевых действий. Боевая работа инженерно-технического состава в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена страной. Различными орденами и медалями были награждены 49 946 человек, в том числе орденом Красной Звезды – 21 336 человек, орденом Красного Знамени – 1242 человека, орденом Ленина – 360 человек.

В наши дни в состав специалистов ИАС входит как наземный персонал аэродромов и авиационных баз (специалисты технической эксплуатации авиационных двигателей, планера самолета/вертолета и его систем, радиоэлектронного оборудования, авиационного оборудования, авиационного вооружения), так и члены летных экипажей военной авиации (бортовые техники, бортинженеры, инженеры по десантно-транспортному оборудованию и т.

Сегодня главная задача, которая стоит перед ИАС, – это поддержание самолетов, вертолетов и БПЛА ВКС России в исправном, готовом к применению состоянии. Это достигается лишь за счет повседневной плановой работы большого числа инженеров, механиков и техников. Подготовка офицеров ИАС в России ведется в Воронеже на базе Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Жуковского и Ю. Гагарина». Данная прославленная академия ведет свою историю еще с 1919 года, когда по инициативе знаменитого русского профессора Жуковского был образован Московский авиационный техникум.

Сегодня, кроме задач по обслуживанию и подготовке к полетам авиационной техники на аэродромах, офицеры ИАС принимают непосредственное участие во всех этапах жизненного цикла летательных аппаратов, начиная с момента формулирования требований на научно-исследовательскую работу и заканчивая утилизацией старых образцов военной авиатехники. Специалисты научно-исследовательских организаций ВВС России определяют параметры будущих летательных аппаратов (их ТТХ и внешний облик), исходя из анализа имеющихся на данный момент времени угроз и реализуемости на практике предъявляемых тактико-технических требований, учитывая достигнутый уровень научно-технического прогресса и возможности промышленности.

Стоит отметить, что любые поставки новой авиационной техники в состав авиационных частей ВКС России начинаются с комплексной приемки самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов представителями инженерно-авиационной службы. В последние годы они принимают более 100 единиц различной авиационной техники, включая истребители Су-35С, Су-30СМ, истребители-бомбардировщики Су-34, учебно-боевые самолеты Як-130, а также ударные вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, тяжелые транспортные вертолеты Ми-26Т, транспортно-боевые вертолеты Ми-8 разных модификаций. Только в 2017 году в интересах Минобороны России было поставлено 49 боевых самолетов и 72 различных вертолета. Согласно планам в 2018 году российская армия должна получить еще около 160 новых самолетов и вертолетов.

7 декабря «Военное обозрение» поздравляет всех действующих и бывших военнослужащих, имеющих отношение к Инженерно-авиационной службе ВВС России, с профессиональным праздником.

По материалам из открытых источников,

Совершенствование системы технической эксплуатации новой и перспективной авиационной техники военного назначения

Полковник А. САФИН, кандидат технических наук

Полковник запаса М. ДОРОШЕНКО, кандидат военных наук

Майор В. СТЕПАНОВ

Рассмотрен комплексный подход к совершенствованию системы технической эксплуатации новой авиационной техники с учетом ее технического облика и возможностей инженерно-авиационного обеспечения по поддержанию и восстановлению ее исправности.

The paper examines a comprehensive approach to improving the system of technical exploitation of new aircraft hardware given their technical look and potential of engineering aviation support to maintain and restore good working order.

Система технической эксплуатации авиационной техники, эшелонирование системы технического обслуживания и ремонта, организация технического обслуживания и ремонта авиационной техники, ремонт авиационной техники.

Technical exploitation system for aviation hardware, echeloning of maintenance and repair system, organizing maintenance and repairs of aircraft, repairing aircraft hardware.

В УСЛОВИЯХ крупномасштабного обновления военно-воздушных сил (ВВС) Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации на первый план выходят вопросы повышения эффективности применения новой и перспективной авиационной техники (АТ).

Вместе с тем результат действий объединений, соединений и частей ВВС в военных конфликтах во многом зависит от уровня организации всех видов обеспечения и их эффективной работы. Основной вид технического обеспечения в авиации ВВС — инженерно-авиационное обеспечение (ИАО), комплекс мероприятий, осуществляемый инженерно-авиацион-

ной службой (ИАС) в целях поддержания АТ в постоянной исправности и готовности к применению.

Обеспечение высокого уровня исправности и боеготовности АТ неразрывно связано с совершенствованием системы технической эксплуатации как совокупности взаимосвязанных объектов, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей пра-

вила их взаимодействия документации, необходимых для выполнения технического обслуживания и ремонта, транспортирования,хранения АТ.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в пушкине на дому

Анализ технического облика современной и перспективной АТ1’2 показывает, что организационная структура ИАС (ОС ИАС) в существующей системе технической эксплуатации (СТЭ) объективно ограничивает возможности по поддержанию заданного уровня исправности и боевой готовности АТ. Таким образом, возникает потребность в совершенствовании СТЭ. На необходимость выполнения работ в данном направлении указывают и требования директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по утверждению «Дорожной карты по осуществлению перехода к перспективной системе технического обслуживания и ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил», мероприятия которой (рис. 1) активно реализуются в настоящее время3.

«Созданы прекрасные условия для обучения наших будущих летчиков и техников, — с удовлетворением констатировал министр обороны РФ генерал армии С. Шойгу в ходе

Рис. Техническое обслуживание

Для качественного выполнения задач поддержания исправности и боеготовности АТ возможности организационной структуры ОТС Э АТ должны

инспекции организации учебного процесса Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина» 14 октября 2021 года. — Молодцы строители, инженеры, те, кто занимался самой концепцией войскового ремонта и вертолетов, и самолетов, и беспилотных летательных аппаратов. Это серьезный шаг, который позволит нам практически на порядок сократить сроки ремонта и обслуживания авиации и расходы тоже на порядок, в результате завершено очень большое и важное дело»4.

Как известно, система технической эксплуатации АТ как совокупность сил, средств, объектов эксплуатации, органов управления (ОУ) и документов, на основе которых осуществляется их взаимодействие, представляет собой организационно-техническую систему эксплуатации авиационной техники (ОТС Э АТ)5А7, способ организации компонентов которой осуществляется путем установления между ними взаимосвязей в рамках организационной структуры, которая, в свою очередь, влияет на элементы системы и конечный результат ее деятельности.

»спективной авиационной техники

соответствовать выполняемым задачам. В целом (рис. 2) структура ОТС Э АТ может быть охарактеризована количеством организационных уров-

ней, количеством эксплуатационных и ремонтных органов различного назначения на каждом организационном уровне, составом сил и средств. Естественно, что объектом эксплуатации в ОТС Э АТ является АТ. В свою очередь, силы эксплуатации (СЭ) состоят

из персонала ИАС и обеспечивающих служб, выполняющих и обеспечивающих мероприятия по эксплуатации АТ, в том числе посредством применения соответствующего вооружения военной и специальной техники, являющихся средствами эксплуатации АТ.

Рис. Организационно-техническая система эксплуатации авиационной техники (вариант)

Средства эксплуатации (СрЭ) включают средства наземного обслуживания общего и специального применения (СНО ОП, СНО СП) и составляют технологическую основу, с помощью которой выполняются мероприятия эксплуатации АТ. ОУ осуществляют управление элементами ОТС Э АТ в целях обеспечения необходимого состояния АТ. Документы, регламентирующие взаимодействие СЭ, СрЭ, ОУ и АТ, образуют нормативно-правовую базу (НПБ) эксплуатации АТ.

В процессе функционирования ОТС Э АТ в информационно-управляющей среде (ИУС) эксплуатации АТ происходит постоянный обмен информацией: между органами и объ-

ектами управления — о состоянии АТ и изменении НПБ эксплуатации; между СЭ и АТ — о состоянии АТ.

Результаты ретроспективного анализа исторического развития ОТС Э АТ показывают, что до 70-х годов прошлого столетия все составляющие ОТС Э АТ совершенствовались параллельно, однако в дальнейшем качественное развитие происходило только на АТ, а другие составляющие ОТС Э АТ изменялись только количественно и в настоящее время отстают от существующей АТ на 2—3 поколения (рис. 3), что существенно ограничивает возможности системы технической эксплуатации АТ по реализации своих функций. Для устра-

нения противоречия между техническим обликом АТ и качественным отставанием ОТС их технической эксплуатации (ТЭ) авторами предлагается комплексный подход по совершенствованию ОТС ТЭ АТ, включающий три направления развития системы.

К первому, базовому направлению предлагается отнести развитие организационной структуры СТЭ

в соответствии с техническим обликом АТ 4-го, 5-го и последующих поколений, которые характеризуются большой плотностью монтажа бортового радиоэлектронного и авиационного оборудования, насыщенностью дублирующих и резервирующих систем, применением новых конструкционных материалов и соответственно значительным увеличением сложности и трудоемкости ремонтных работ.

Рис. Диаграмма областей существования системы технической эксплуатации с учетом уровня поколений ее элементов

Однако высокий уровень контролепригодности, конструктивно заложенный при разработке и производстве новой АТ, обусловливает уменьшение трудоемкости технического обслуживания и снижение требуемого уровня квалификации ИТС за счет повышения уровня автоматизации и наличия бортовых автоматизированных систем объективного контроля (АСОК), позволяющих получать информацию о техническом состоянии систем АТ без демонтажа контролируемого оборудования и без применения внешней контрольно-проверочной аппара-туры8. Соответственно, возникают предпосылки для функционального и структурного разделения работ по техническому обслуживанию и работ по восстановлению исправного состояния АТ, что возможно на основе

гармонизации системы технического обслуживания и ремонта АТ с ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники». С этой целью предлагается ввести следующее эшелонирование технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) АТ на основе этапов технической эксплуатации и уровней разукрупнения АТ (табл

эшелон технического обслуживания АТ — место в организационной структуре СТЭ, где предусмотрено выполнение определенных уровней ТО (ТО при подготовке АТ к использованию, ТО при использовании АТ по назначению, ТО после использования и ТО при выполнении сезонных работ). Функционирование данного эшелона ТО предлагается на базе инженерно-авиационной службы авиационной эскадрильи;

В о £ °

и £ о и

Й Я и о § н

д о О й ВСВС

Назначение и задачи эшелонов технического обслуживание и ремонта АТ

Уровни Назначение Задачи Место размещения Нормативно-техническая документация

Эшелон технического обслуживания Обеспечение применения исправного воздушного судна Выполнение ТО при подготовке АТ к использованию, ТО при использовании АТ по назначению, ТО после использования и ТО при выполнении сезонных работ аэ личный состав ИАС аэ Регламент технического обслуживания, руководство по технической эксплуатации

Эшелон ремонта I уровня разукрупнения (мобильная составляющая системы войскового ремонта) Поиск неисправностей и устранение их методом замены съемных элементов на исправные; устранение незначительных повреждений (в объеме текущего ремонта) тэч ап группы регламента тэч Руководство по технической эксплуатации, руководство по войсковому ремонту, технологии выполнения типовых технологических процессов

Эшелон ремонта I уровня разукрупнения (стационарная составляющая системы войскового ремонта) Поддержание и восстановление исправного состояния Контрольно-восстановительное обслуживание (КВО) АТ; нетрудоемкие работы контрольно-вос-становительного ремонта (КоВР) АТ; текущий ремонт при частичной расстыковке и разборке изделий; текущий ремонт неисправных комплектующих изделий (КИ) заменой функциональных узлов; регулировка параметров бортовых комплексов и систем тэч ап группы ремонта тэч Руководство по технической эксплуатации, руководство по войсковому ремонту, технологии выполнения типовых технологических процессов, регламент КВО

Эшелон ремонта III уровня разукрупнения (оперативная составляющая системы войскового ремонта) воздушного судна КоВР АТ объединения; средний ремонт несъемных узлов; оценка технического состояния воздушных судов, комплектующих изделий; ремонт по техническому состоянию комплектующих изделий в целях продления срока их службы; ремонт по техническому состоянию комплектующих изделий методом замены функциональных узлов; ремонт функциональных узлов методом замены элементов; оказание помощи эксплуатирующим частям в освоении технического обслуживания и ремонта воздушных судов; оказание помощи эксплуатирующим частям в подготовке специалистов по ремонту АТ ВАРМ Руководство по технической эксплуатации, руководство по войсковому ремонту, технологии выполнения типовых технологических процессов, регламент КВО, руководство по среднему ремонту, руководство по устранению боевых повреждений

эшелоны ремонта АТ — место в организационной структуре СТЭ, где предусмотрено выполнение определенных уровней ремонта (планового ТО, непланового ТО по результатам оценки фактического технического состояния воздушного судна, работ по обнаружению, локализации, диагностированию и устранению неисправностей, контроля функционирования систем после восстановления исправности, выполнения планового и непланового ремонта, выполнения ремонта

по техническому состоянию). Эшелоны ремонта АТ, в зависимости от уровня разукрупнения АТ и объема выполняемых работ, целесообразно разделить на 3 уровня: эшелоны ремонта первого и второго уровней разукрупнения предлагается разместить на базе технико-эксплуатационной части авиационного полка (тэч ап); эшелон ремонта третьего уровня разукрупнения — на базе войсковых ремонтных органов объединения (например, войсковая авиаремонтная мастерская (ВАРМ)) (рис.

Читайте также:  Максимальные сроки гарантийного ремонта бытовой техники

Рис. Внешний вид передвижных средств войскового ремонта АТ

Вторым направлением совершенствования СТЭ является переход на преимущественную эксплуатацию «по состоянию».

Внедрение новых методов обслуживания и ремонта АТ по состоянию требует решения задач анализа, оценки и прогнозирования технического состояния изделий и функциональных систем воздушного судна, формализации алгоритмов принятия решения о периодичности, объемах и технологии выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту на основе результатов контроля технического состояния и надежности, а также задач по совершенствованию средств и методов технического диагностирования и организационной структуры авиационных частей.

Существующая система средств эксплуатационного контроля бортового оборудования воздушного судна обладает потенциальными техническими возможностями для решения практически всех основных задач, возникающих при эксплуатации АТ по состоянию. Однако реализованных методов и аппаратных средств, используемых для оценки технического состояния, еще недостаточно для полного перевода на эксплуатацию «по состоянию», и они не в полной мере отвечают современным требованиям, предъявляемым к системам контроля и диагностирования. Информация о техническом состоянии бортового оборудования и систем ВС накапливается разрозненно по типам средств диагности-

рования и подразделениям обслуживания АТ, за которыми закреплены эти средства. Отсутствует система и методика комплексного анализа всех видов получаемой в процессе эксплуатации информации о техническом состоянии ВС и его оборудования.

Основными направлениями совершенствования системы контроля технического состояния АТ являются:

• разработка и внедрение АСОК на основе принципа передачи информации наземному приемнику в режиме реального времени;

• разработка контрольно-диагностических средств, обеспечивающих требуемую точность и достоверность измерений параметров;

• прогнозирование остаточного ресурса, выявление отказов и повреждений;

• определение минимальной номенклатуры параметров, несущих достаточную информацию о состоянии контролируемого изделия;

• обоснование допустимых пределов допусков измерения, выбранных для контроля параметров, определение номенклатуры датчиков с учетом выбранных параметров;

• разработка алгоритмов и программ для решения задач технического диагностирования;

• разработка автоматизированной системы принятия решений о техническом состоянии изделий, в основу которой положены реализованные в персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) принципы экспертных систем.

Решение задачи оценки технического состояния АТ целесообразно возложить на тэч ап с образованием в ее структуре принципиально нового подразделения, осуществляющего данную оценку, — центра диагностики и ремонта АТ (рис. 5) с накоплением и обработкой информации всех средств контроля, в которых на основании большого статистическо-

го материала можно прогнозировать изменение технического состояния конкретного самолета. Сбор, хранение, обработка и анализ этой обширной информации в подразделении планируются в рамках автоматизированной интегрированной информационной среды «АТОМ-ИЛП». Наличие информационно-управляющей среды (ИУС), бесспорно, является одним из важных условий применения методов ТО и Р «по состоянию». Также необходима разработка автоматической системы поддержки принятия решения о техническом состоянии ВС на основе принципа получения информации об отказах элементов систем ВС в режиме реального времени, как «воздух—земля», так и «земля—земля», с последующей интеграцией этой системы в автоматизированную интегрированную информационную среду «АТОМ-ИЛП», что позволит существенно сократить продолжительность этапа поиска неисправностей АТ.

К основным задачам центра диагностирования и ремонта АТ предлагается отнести: дешифрирование и анализ материалов объективного контроля в целях контроля состояния авиатехники; прогнозирование отказов бортовых устройств с помощью диагностической аппаратуры и ПЭВМ; анализ результатов (точности) применения средств поражения; выполнение войскового ремонта на АТ и средствах эксплуатации; анализ материалов видеофиксации; информационно-справочное обеспечение боевой подготовки; обеспечение информацией о неисправностях, обнаруженных в ремонтных органах.

Применение на практике указанной стратегии потребует корректировки организационной структуры тэч ап и специально подготовленного личного состава, способного квалифицированно провести оценку технического состояния АТ. Прове-

Примечание: БУР — бортовое устройство регистрации.

Рис. Структура центра диагностики и ремонта АТ

дение организационно-штатных мероприятий целесообразно в рамках имеющейся штатной численности ИАС авиационных частей.

Для обеспечения квалифицированным персоналом необходимо организовать подготовку специалистов в учебных заведениях высшего профессионального образования. Дополнительная специальная подготовка (переподготовка) специалистов ИАС может организовываться при необходимости в условиях части, на авиаремонтных заводах и предприятиях промышленности, в зависимости от планируемой специализации инженерно-технического состава.

Третьим направлением развития ОТС ТЭ АТ является переход к системе обслуживания комплексными техническими расчетами. Предложенные принципы эшелонирования системы ТО и Р позволят в дальнейшем снизить квалификационные требования к уровню подготовки большинства специалистов ИАС эшелона ТО (выполняющих исключительно работы по подготовке АТ к применению) с квалификации «инженер» до квалификации «техник». Это позволит перейти от экипажно-групповой системы обслуживания АТ к системе обслуживания АТ комплексными техническими расчетами, что повысит качество и производительность системы ТО и Р в целом за счет концентрации ее основных усилий по поддержанию и восстанов-

лению исправности АТ на эшелонах ремонта на основе перераспределения высвободившихся специалистов с уровнем квалификации «инженер».

Реализация представленных направлений, с учетом внедрения ИУС на базе АТОМ-ИЛП, обеспечит получение адаптированной к фактическому состоянию АТ системы технической эксплуатации, удовлетворяющей требованиям по поддержанию и восстановлению исправности новой и перспективной АТ (рис.

В результате комплексного подхода к совершенствованию системы технической эксплуатации возможно существенно повысить эффективность инженерно-авиационного обеспечения и достигнуть следующих основных результатов: повысить исправность АТ на 10—15 %; сократить простой АТ из-за отсутствия запасных частей в 1,5—2 раза; увеличить объем работ по войсковому ремонту путем восстановления до 60—80 % отказавших агрегатов и блоков АТ в войсковых условиях при сокращении стоимости их ремонта в 2—4 раза и уменьшении его продолжительности в 5—7 раз (по сравнению с заводским ремонтом); уменьшить затраты на закупку запасных частей на 40—50 %.

Таким образом, рассмотренный комплексный подход позволит модернизировать систему по основным направлениям и позволит перевести ее на качественно новый уровень сво-

— ■ — • возможности развития с учетом внедрения ИУС на основе АТОМ-ИЛП;

возможности развития с учетом АСОК;

— перспектива развития с учетом АТ 6-го поколения.

Рис. Диаграмма возможных областей существования системы технической эксплуатации на основе развития поколений ее элементов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

его развития. В результате в целом АТ, что будет объективно способ-СТЭ будет соответствовать техничес- ствовать повышению уровня исправ-кому облику новой и перспективной ности и боеготовности АТ.

1 Мышкин Л. Прогнозирование развития авиационной техники. Теория и практика. : Издательский дом «Наука», 2017. 480 с.

2 Степанов В. , Сафин А. , Карпенко О. , Трофимчук М. Войсковой ремонт в системе технической эксплуатации на современном этапе развития авиационной техники // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 16. 238—245. URL: Ь«р://шшш. акаде-мия-ввс. рф/images/docs/vks/16-2020/238-245. pdf (дата обращения: 10. 2021).

3 Мараховский И. , Вилинов Л. , Макаров В. , Кузнецова А. О реализации первых мероприятий дорожной карты по осуществлению перехода к перспективной системе технического обслуживания и ремонта авиационной техники // Проблемы эксплуатации авиационной техники в современных условиях: сб. научных статей. Люберцы, 2019. 318 с.

4 Красная Звезда. 2021. 15 октября.

5 ГОСТ 18322-2016. Система технического обслуживания и ремонта техники: введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2017 г. № 186-ст: дата введения 01. 2017. : Стандартинформ, 2017. 16 с.

6 ГОСТ РВ 0101-001-2007 Эксплуатация и ремонт изделий военной техники: принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 февраля 2007 г. № 2-ст: дата введения 01. 2008. : Стандартинформ, 2011. 35 с.

7 Головин В. Информационное и математическое обеспечение задач управления организационно-техническими системами: учеб. пособие / под ред. Головина В. : Издание ВАТУ, 2002.

8 Мышкин Л. Прогнозирование развития авиационной техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *