Как можно избежать несчастных случаев на производстве?

СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г. № 19-70
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя
России
от 13 марта 1995 г. № 18-22

ТИПОВАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ
ЦНИИОМТП (В. Пивовар, В. Новиков,
Н. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В. Мелкозеров, В. Кабанов, В. Бычков), РАО ЕЭС России (В. Подойма) и других организаций,
акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.

Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.

Типовые
инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об
охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.

Предназначены
для организаций строительства, предприятий промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К
УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В. Алексеев, инж. Ягодин).

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.

Общие
требования

К работе слесарем по ремонту
дорожно-строительных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский
осмотр, обучение по специальной программе и инструктажи по безопасности труда и
имеющие удостоверение о присвоении ему квалификации.

Поступающий на работу слесарь по ремонту
дорожно-строительных машин должен пройти вводный инструктаж по безопасности
труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной
безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, первичный инструктаж
на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с
обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Слесарь по
ремонту дорожно-строительных машин обязан выполнять только ту работу, которая
разрешена администрацией. Без разрешения и инструктажа производить работу, не
входящую в обязанности слесаря, запрещается.

На
территории дорожной организации соблюдать следующие правила:

— быть
внимательными к сигналам водителей движущегося транспорта;

— запрещается:
прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего
освещения и открывать дверки электрошкафов, включать и останавливать (кроме
аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в
круг обязанностей администрации, стоять или проходить под поднятым грузом или
вблизи него, ездить на подножках и крыльях машин.

Требования безопасности перед
началом работы

Перед началом работы слесари обязаны:

а) предъявить руководителю удостоверение о проверке
знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж
на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) надеть спецодежду,
спецобувь и при работе на строительной площадке — каску
установленного образца.

После получения задания у бригадира или руководителя работ слесари
обязаны:

а) подготовить необходимые
средства индивидуальной защиты и проверить их исправность.

б) проверить
рабочее место и подходы к нему на соответствие
требованиям безопасности;

в) подобрать
инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и
соответствие требованиям безопасности;

г) при пользовании переносной
электролампой проверить ее исправность и целостность изоляции
шлангового провода.

Слесари не должны приступать к выполнению
работ при следующих нарушениях требований безопасности:

а)
неисправностях технологической оснастки,
средств защиты работающих и инструмента (гаечных ключей, слесарных молотков,
кувалд, зубил, керн и т. ), указанных в
инструкциях заводов-изготовителей по их
эксплуатации, при которых не допускается их применение;

б)
несвоевременном проведении
очередных испытаний (технического осмотра)
технологической оснастки, инструмента и приспособлений;

в) несвоевременном проведении очередных испытаний или истечении срока эксплуатации средств зашиты работающих, установленного
заводом-изготовителем;

г) неустойчивом положении узлов, агрегатов строительной
техники;

д) вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением;

е) недостаточной освещенности или загроможденности
рабочих мест и подходов к ним;

ж) отсутствии средств
пожаротушения. Обнаруженные нарушения требований
безопасности должны
быть устранены собственными
силами до начала работ, а при невозможности
сделать это слесари обязаны сообщить о них бригадиру
или руководителю работ.

СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиум
ЦК профсоюза работников строительства и
промышленности строительных материалов
России от 15 декабря 1994 г. № 19-70
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя России от 13
марта 1995 г. № 18-22

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для слесарей
строительных
ТОИ Р-66-55-95

Типовые инструкции
разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.

В соответствии с действующим
законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в
пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований
инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих
организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные
инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в
процессе труда работниками этих предприятий.

В целях унификации
требований инструкций по охране труда специализированными организациями
разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются
министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкции
разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения
правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм
и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих
требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской
Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными
министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые
профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для
удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам,
выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам
выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС
для этих профессий.

Слесари
строительные (далее
— «слесари») при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по
охране труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и
жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных
норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по
эксплуатации механизированного инструмента и
оборудования, применяемого в процессе работы.

Требования безопасности перед началом работы

а) предъявить
руководителю работ удостоверение о проверке знаний
безопасных методов работ, получить задание
у бригадира или руководителя работ и пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых
работ;

б) надеть спецодежду, спецобувь и
каску установленного образца;

в) подготовить необходимые средства индивидуальной защиты
(защитные очки при работе на
точильно-шлифовальных станках, с зубилом или
паяльной лампой; защитные очки со светофильтрами при работе вместе с электрогазосварщиком;
предохранительный
пояс при работе вблизи неогражденных перепадов по высоте).

После
получения задания у бригадира или руководителя работ слесари
обязаны:

а) проверить
рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности труда;

б) подготовить инструмент, оборудование и технологическую
оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность
и соответствие требованиям безопасности;

в) при наличии
электропривода на ремонтируемом оборудовании
вывесить плакат «Не включать — работают люди!»,
выключить двигатель коммутирующим устройством и вынуть плавкие
вставки в цепи питания электродвигателя;

г) при газоэлектросварочных работах по
ремонту машин и механизмов с двигателями внутреннего сгорания (насос,
компрессор, электрогенератор) слить топливо
согласно инструкции завода-изготовителя.

Слесари не должны приступать к выполнению работ при
следующих нарушениях требований безопасности:

а) наличии дефектов ручного инструмента (повреждений деревянных рукояток
молотков, напильников, плохого их закрепления, повреждений рабочих концов
инструментов ударного действия и т

б)
неисправностях металлообрабатывающих станков и ручного механизированного
инструмента, указанных в инструкциях
заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;

в) совмещении слесарных работ по одной вертикали с
другими строительно-монтажными
работами;

г) недостаточной освещенности и при загроможденности
рабочих мест и
подходов к ним;

д) отсутствии ограждений рабочих мест, расположенных на высоте 1,3 м и более, и оборудованных
систем доступа к ним;

е) отсутствии
необходимых средств механизации и грузозахватных
приспособлений при монтаже, демонтаже и ремонте
скользящей опалубки (в том числе с гидродомкратами), навесных и выносных площадок,
площадок для сигнальщиков, защитных ограждений. струбцин и т

ж) выполнении
работ повышенной
опасности без наряда-допуска. Обнаруженные
нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала
работ, а при невозможности сделать это слесари обязаны сообщить бригадиру или руководителю работ.

Читайте также:  РЕМОНТ ТЕХНИКИ В ЧЕРНИГОВЕ

Требования безопасности во время работы

Во время
работы слесари обязаны;

а) подбирать и
применять исправный слесарный инструмент. Запрещается использовать
дополнительные рычаги для наращивания усилия
на гайки или головки болтов;

б) пользоваться
защитными очками при работе зубилом или другим
рубящим инструментом;

в) складировать
и переносить инструмент,
а также мелкие детали к рабочему месту в специальных ящиках или сумках;

г) проверять при сборке узлов
и элементов конструкций совпадение отверстий с помощью конусной оправки или
специального ломика;

д) промывать детали керосином
и бензином, обдувать их
сжатым
воздухом в специально отведенных местах, под
вытяжной вентиляцией с соблюдением правил пожарной безопасности;

е) использовать для прохода на
рабочее место предусмотренные для этого системы доступа
(лестницы, трапы, мостики);

ж) применять при
выполнении работы на высоте предохранительные
пояса с креплением в местах, указанных
бригадиром или руководителем работ.

Слесари,
осуществляющие строповку и перемещение груза
кранами, должны иметь удостоверение стропальщиков и выполнять требования
«Типовой инструкции по охране труда для стропальщиков».

При выполнении работ с применением ручных электрических и пневматических машин слесари обязаны:

а) работы на
высоте выполнять со средств подмащивания, а приставные
лестницы применять для прохода на рабочее место;

б) пользоваться,
как правило, ручными электрическими машинами с
двойной изоляцией;

в) не допускать
натяжения и перегибания шлангов и кабелей ручных пневматических и электромашин, пересечения их с тросами, электрокабелями и электросварочными проводами, находящимися под
напряжением, а также с шлангами для подачи
кислорода, ацетилена и
других газов:

г) проверять перед включением ручных электрических
машин соответствие напряжения тока сети
напряжению тока электродвигателя, указанного на табличке,
прикрепленной
к корпусу машины.

а) для подключения или отключения
вспомогательного оборудования (понижающего
трансформатора, преобразователя частоты тока, защитно-отключающего
устройства), а также устранения неисправностей оборудования с электроприводом
приглашать дежурного электрослесаря.

При выполнении работ паяльной лампой слесари обязаны выполнять
следующие требования:

а) применять
горючую жидкость, предназначенную для данной лампы;

б) не заливать
горючее вблизи открытого огня или в горящую
лампу;

в) не заливать
горючее более 3/4 вместимости бачка лампы.

При работе на
заточном станке слесарю необходимо проверить наличие кожуха абразивного круга и защитного прозрачного экрана, а также
правильность установки упора. Запрещается при обработке
деталей на точильно-шлифовальном станке
работать в рукавицах.

При работе на сверлильном
станке слесарю необходимо
надеть защитные
очки и следить, чтобы сменный режущий инструмент был надежно укреплен в патроне, а обрабатываемые изделия — в тисках.

Запрещается выполнять работу
на сверлильном станке в рукавицах. При сверлении нужно следить за тем, чтобы не образовывалась
длинная стружка. Удалять стружку следует
крюком, металлическую пыль сметать металлической щеткой.

Во время работы сверлильного
станка запрещается:

а) охлаждать вращающееся сверло влажной ветошью;

б) укреплять,
размечать или измерять обрабатываемую деталь;

в) удалять
стружку из просверливаемых отверстий.

г) касаться движущихся частей станка;

д) держать обрабатываемую
деталь руками;

е) останавливать
сверло нажимом руки на шпиндель, патрон или приводной ремень.

При работе вместе со сварщиком слесарю следует надевать очки с защитными светофильтрами.

Слесарю
запрещается производить ремонт нагруженной
оснастки, заполненной тары, грузозахватных приспособлений
на грузовом крюке крана.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При
потере устойчивости элементов опалубки, конструкций или отдельных узлов
оборудования в процессе их монтажа, обслуживания и
ремонта работы необходимо приостановить, покинуть
рабочее место и доложить о случившемся бригадиру или руководителю
работ.

В случае поломки электрифицированного
инструмента или оборудования необходимо его отключить и попытаться устранить неисправность собственными силами. При
невозможности это сделать необходимо сообщить
бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

По окончании работы слесари обязаны:

а) отключить
электрифицированный инструмент и оборудование

б) привести в
порядок рабочее место,
убрать инструмент, материалы, средства защиты
в предназначенные для этого места хранения;

в) о всех
нарушениях, имевших место в процессе работы, сообщить бригадиру или руководителю работ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с действующим
законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в
пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований
инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций
и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции
являются нормативными документами и обязательны для выполнения в процессе труда
работниками этих предприятий.

Слесари по
ремонту дорожно-строительных машин и тракторов
(далее — «слесари») при производстве работ согласно имеющейся квалификации
обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по
охране труда для работников строительства, промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства»,
настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил
Российской Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, а
также требования инструкций
заводов-изготовителей по эксплуатации обслуживаемого
оборудования и технологической оснастки.

Требования
безопасности во
время работы

В процессе работы слесари обязаны соблюдать следующие
требования:

а) при ремонте или техническом обслуживании дорожно-строительной
техники повесить на рулевое колесо или рычаги
машины табличку «Двигатель не пускать — работают люди!»;

б) выполнять
работы по ремонту или техническому обслуживанию дорожно-строительных
машин при неработающем двигателе, за
исключением работ по регулировке карбюратора, проверке электрооборудования и тормозной системы;

в) залезать под машину и вылезать из-под нее следует со
стороны противоположной проезду, а находясь под машиной, следует размещаться между колесами или гусеницами
вдоль машины;

г) до начала производства сварочных работ слить бензин, дизельное топливо и масло, а бензобаки
закрыть асбестовыми чехлами;

д) разборку и сборку агрегатов выполнять
в стационарных или передвижных мастерских
только на специальных стендах, оснащенных устройствами закрепления;

е) не производить работы на
отдельных узлах машин, поднятых грузоподъемным механизмом;

ж) опустить на
опоры или заблокировать сборочные единицы машин, агрегатов,
которые могут перемещаться под действием собственной массы, а также подложить под гусеницы и колеса машин
противооткатные упоры (башмаки);

з) не хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся
жидкости и обтирочный материал.

Домкраты следует устанавливать на
прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота подъема домкрата должна соответствовать
необходимой высоте подъема машины и ее частей. После подъема машины домкратами следует подставлять козелки. Работать под машиной, поднятой только
домкратом, но не установленной на козелки, запрещается.

При выполнении работ на самосвале с
поднятым кузовом следует
предварительно установить
кузов на упорную штангу.

Слив масла и воды из агрегатов
машины необходимо производить только в специальную
тару. Случайно пролитое
на пол масло или оброненный солидол следует немедленно засыпать опилками или сухим песком и
собрать в специально отведенное место.

При работах, связанных с проворачиванием
коленчатого и карданного валов, слесари должны проверить, выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных
машин), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночный тормоз. После окончания работ следует затянуть рычаг тормозной системы и включить первую
передачу.

Разборку и сборку колес следует производить на стенде или ровной
чистой площадке. Накачивать шины колес следует только при наличии ограждения
или страхующего устройства. Осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой
запрещается.

При ремонте и обслуживании дорожно-строительных машин с высокой платформой слесари должны пользоваться специальными лестницами-стремянками
со ступенями шириной не менее 300 мм. Применять приставные лестницы не
допускается.

При ремонте дорожно-строительных машин следует снимать,
транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мосты,
кузов и раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных
инвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение
работ.

Проверку соосности отверстий при
сборке узлов следует выполнять с помощью конусной оправки.

Производить осмотр и ремонт машин в осмотровой
яме следует в защитных очках.

При сметании стружки и пыли с
верстака или деталей необходимо пользоваться волосяной щеткой и защитными
очками. Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку (опилки).

При осмотре машин в стационарных помещениях следует пользоваться
переносной электролампой напряжением не выше 42 В, а при повышенной влажности
или на открытом воздухе — не выше 12 В. Пользоваться открытым огнем при осмотре
машин не разрешается.

Читайте также:  Технологические карты для ремонта с х техники

При работе с электросварщиком
следует пользоваться очками с защитными светофильтрами.

При применении грузоподъемных механизмов к строповке
агрегатов и деталей допускаются слесари, имеющие удостоверение
стропальщика.

К работе с электрифицированным инструментом допускаются слесари,
имеющие II квалификационную группу по электробезопасности.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае возникновения загорания необходимо
работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми
покрывалами, песком
или сильной струей воды), а при невозможности ликвидировать загорание следует
вызвать пожарную охрану.

При потере устойчивости узлов и
агрегатов дорожно-строительных машин во время ремонтных
работ их следует прекратить
и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в
предотвращении произвольного перемещения частей машин.

Требования безопасности по окончании работы

По окончании
работы слесари обязаны:

а) привести в
порядок рабочее место, убрать инструмент,
приспособления и материалы;

б) отключить от
сети применяемые
в работе электроинструмент, станки и
механизмы;

в) убрать ручной инструмент и
спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной
защиты в предназначенное для хранения место;

г) о всех замеченных
во время работы неполадках
сообщить бригадиру или руководителю.

Требования после окончания работы

Привести в
порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить на
отведенное для них место.

Если
дорожно-строительная техника остается на специальных подставках, проверить
надежность ее установки. Не оставлять машины, или отдельные ее части висящими
на тросе грузоподъемного механизма.

Сообщить
бригадиру или механику обо всех нарушениях и неполадках, которые были выявлены
в процессе работы.

Спецодежду
повесить в специально предназначенный для этой цели шкаф.

Вымыть
руки и лицо теплой водой с мылом.

Мыть руки
в масле, бензине, керосине и вытирать их ветошью, загрязненной опилками и стружкой,
запрещается.

В случае
возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану устно или через
электроизвещатель и приступить к тушению огня местными средствами.

Заместитель председателя ЦК профсоюза
работников

автомобильного транспорта и дорожного
хозяйства

25 января 1993 г.

Первый заместитель генерального директора

Федерального
дорожного департамента Минтранса РФ

ТИ Р М-015-2000

К выполнению обязанностей слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе, прошедшие вводный и на рабочем месте инструктажи по охране труда.

Допуск к работе слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин оформляется приказом по предприятию после выдачи на руки удостоверения и настоящей Инструкции.

Повторная проверка знаний слесаря проводится комиссией:

— периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

— при переходе с одного предприятия на другое;

— по требованию лица, ответственного по надзору, или инспектора госгортехнадзора.

Слесарь, допущенный к самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин, должен знать:

— назначение, устройство и принцип действия всех механизмов обслуживаемой техники и инструкции по техническому обслуживанию и ремонту;

— основные причины неполадок и аварий в механизмах, уметь находить и устранять их;

— технологический процесс ремонта, сборки и монтажа механического оборудования;

— методы и приемы выполнения слесарно — монтажных работ;

— назначение, устройство, конструкцию, правила подбора и применения рабочих, измерительных и слесарно — монтажных инструментов, обращение с ними и правила хранения;

— ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки механического оборудования;

— способы оказания пострадавшим первой медицинской помощи, место нахождения медицинской аптечки;

— сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.

При использовании для ремонтных целей грузоподъемных машин, управляемых с пола, слесарь — ремонтник должен пройти специальный инструктаж с последующей проверкой навыков по управлению машиной и обвязке (зацепке) грузов в установленном порядке.

Обо всех авариях и несчастных случаях необходимо сообщить ответственному за проведение работ.

При получении новой (незнакомой) работы слесарь должен требовать от мастера дополнительного инструктажа.

Во время работы необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

Во время работы следует выполнять режим труда и отдыха. Отдыхать и курить разрешается в специально отведенных местах.

При проведении работ на слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: производственный микроклимат, шум и вибрация от работающих механизмов, пары горюче — смазочных материалов.

Слесари должны быть обеспечены спецодеждой: костюмом хлопчатобумажным, рукавицами брезентовыми. На наружных работах зимой дополнительно: курткой хлопчатобумажной на утепленной прокладке.

Не разрешается включать или останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки, механизмы и электроприборы, работы на которых не поручены администрацией.

Не допускается прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, клеммам и другим токоведущим частям, открывать дверцы электрораспределительных шкафов и снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования.

Если электрооборудование неисправно, следует вызвать электромонтера. Самому устранять неисправности не разрешается.

В случае поражения человека электрическим током необходимо быстро отключить ту часть оборудования, к которой прикасается пострадавший. Если при этом пострадавший может упасть с высоты, следует предупредить или обезопасить его падение. В случае невозможности быстро отключить оборудование, необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей.

При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей следует воспользоваться сухой тряпкой, доской, веревкой, одеждой или другим сухим, не проводящим тока материалом. Пользоваться металлическими, мокрыми предметами не разрешается. При необходимости следует перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) топором с сухой деревянной рукояткой или инструментом с изолированными рукоятками.

Лица, не выполняющие требований настоящей Инструкции, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Требования безопасности перед началом работ

Перед началом работы необходимо привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развивающихся концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор. Не разрешается работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках).

Внимательно осмотреть место работы, привести его в порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.

Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений. При работе применять только исправный инструмент:

— гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин; губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны, раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов не разрешается;

— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятке путем расклинивания заершенными клиньями, не должны иметь наклепа;

— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твердых пород (кизила, бука, молодого дуба и т

— ударные инструменты (зубила, крейцмейсеры, бородки, просечки, кернеры и др. ) не должны иметь трещин, заусенцев, наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм.

Переносить инструмент к рабочему месту разрешается только в специальной сумке или ящике.

Проверить освещение рабочего места, чтобы оно было достаточным и не слепило глаза. Пользоваться при работе местным освещением напряжением не выше 36 В.

При пользовании электрической лампой следует проверить наличие на лампе защитной сетки, исправность шнура и изоляционной резиновой трубки. Напряжение переносной лампы допускается не выше 12 В.

При необходимости работать с помощью грузоподъемных машин, управляемых с пола, проверить исправность основных деталей и узлов механизма подъема груза, а именно:

— состояние крюка, отсутствие износа в его зеве свыше 10% первоначального сечения, отсутствие трещин, разогнутости, заедания в крюковой обойме и наличие шплинтовки или стопорения гайки крепления крюка в обойме;

— состояние грузового каната (количество оборванных проволок на одном шаге свивки каната не должно превышать установленных норм);

Читайте также:  Техника безопасности при ремонте буксового узла электровоза

— работу тормоза механизма подъема груза (проверяется грузом, по массе равным или близким номинальной грузоподъемности данной машины при подъеме его на высоту 200 — 300 мм; при остановке на указанной высоте тормоз должен надежно удерживать груз, при сползании или проседании груза тормоз подлежит регулировке или замене);

— работу ограничителя высоты подъема крюка (при подъеме крюка вверх он должен остановиться после нажатия на концевой выключатель);

— работу кнопочного управления (все движения должны соответствовать надписям над кнопками), отсутствие заедания кнопок в гнездах и состояние видимого защитного заземления (тросика).

Примечание. Для работы с помощью ручной тали необходимо получить разрешение лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемных машин.

Чистку, ремонт, осмотр находящегося в эксплуатации крана и его частей следует проводить только после его остановки и отключения от электропитания.

Работа около движущихся частей станков и механизмов разрешается после ограждения опасных мест.

Требования безопасности во время работы

Следует выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.

Обтирочный материал, используемый в процессе работы, следует собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.

Не разрешается хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся материалы и обтирочный промасленный материал.

При запрессовке или распрессовке деталей с помощью кувалды и выколотки, последнюю следует держать клещами или специальным захватом. Выколотка должна быть сделана из мягкого материала.

При рубке металла зубилом необходимо пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами или сеткой. Для защиты окружающих следует устанавливать предохранительные щитки.

При работе штабером второй конец его следует закрывать специальным футляром или ручкой.

При работе с паяльной лампой не разрешается:

— применять горючую жидкость, не предназначенную для данной лампы;

— заливать горючее в горящую лампу;

— заливать горючее вблизи открытого огня;

— закачивать в лампу воздух больше допустимого давления;

— заливать горючее более чем на 3/4 емкости лампы.

При обнаружении неисправности (течи горючего, пропуска газа через резьбу горелки и т. ) немедленно прекратить работу и заменить паяльную лампу.

При работе электроинструментом необходимо соблюдать следующие требования:

— работать в резиновых перчатках и диэлектрических галошах или на диэлектрическом коврике;

— не подключать электроинструмент к распределительным устройствам, если отсутствует надежное штепсельное соединение;

— предохранять провод, питающий электроинструмент от механических повреждений;

— не переносить электроинструмент за провод, пользоваться для этого ручкой;

— не производить замену режущего инструмента до полной его остановки;

— при перерывах в работе или прекращении подачи электроэнергии выключить инструмент;

— не работать с переносным электроинструментом на высоте более 2,5 м на приставных лестницах.

При проведении периодических осмотров грузоподъемных машин следует производить тщательную проверку состояния всех механизмов, грузовых канатов, крюковой подвески, металлоконструкций. Результаты осмотра и выявленные при осмотре дефекты следует занести в журнал периодических осмотров грузоподъемных машин.

При осмотре механизмов крана следует:

— проверить штопорное крепление муфт, соединяющих валы электродвигателей, редукторов и др. ; при обнаружении люфта устранить его; при износе шпонок заменить их;

— при обнаружении ослабления болтового соединения половин соединительной муфты подтянуть ослабевшие гайки; при износе кожаных или резиновых колец у пальцев эластичных муфт поставить новые кольца;

— не допускать продольного перемещения червяка в упорном подшипнике, вызывающего удары при пуске и остановке электродвигателя;

— не допускать провертывания внешних колец шариковых подшипников в корпус подшипников и следить за тем, чтобы внутренние пальцы плотно сидели на шейке вала;

— при обнаружении излома зуба любой шестерни механизма подъема, трещины во вращающихся деталях механизмов кранов (зубчатых колесах, блоках, тормозном шкиве, муфте и др. ) прекратить работу крана до смены дефектной детали и сообщить об этом мастеру;

— пробуя электротормоз, убедиться, остается ли хотя бы незначительный запас хода тяги электромагнита, а также прочно ли закреплены контргрузы на рычагах тормоза (в случае необходимости следует их укреплять цепочкой); при ослаблении тормозных тяг периодически, в зависимости от износа обкладок, подтягивать тяги;

— при обнаружении даже небольших трещин или надрывов в тормозной ленте прекратить работу крана, сообщив об этом мастеру;

— при значительном износе обкладки у колодок тормозов сменить изношенные обкладчики;

— периодически, не реже одного раза в квартал, проверять крепление уравнительного неподвижного блока, а также состояние его оси;

— следить, чтобы все доступные вращающиеся части механизмов грузоподъемной машины, такие как зубчатые передачи, валы, храповики, звездочки, шпонки и пр. , были закрыты ограждениями соответствующей конструкции;

— следить за своевременной смазкой всех механизмов крана и отсутствием течи смазки из подшипников и редукторов;

— регулярно производить осмотр фермы крана и рамы тележки.

К ремонту крана разрешается приступать только с разрешения ответственного лица.

Ремонт крана следует производить только на ремонтных площадках. Перед началом работ кран должен быть обесточен путем выключения рубильника главных троллейных проводов и поставки закороток. Кроме того, — выключить рубильник в кабине крана. На рубильниках следует повесить запрещающие плакаты «Не включать — работают люди».

Пробные включения крана во время ремонта и по окончании его допускается производить только с разрешения и в присутствии лица, ответственного за ремонт.

По окончании ремонта или технического обслуживания необходимо сделать соответствующую запись в журнале периодических осмотров крана.

Перед установкой на станок шлифовального круга необходимо убедиться в наличии на нем заводского клейма, на котором должно быть указано предельно допустимое число оборотов. Превышать предельно допустимое число оборотов не разрешается. Не допускается работать на шлифовальных кругах, имеющих трещины или другие дефекты.

При установке и креплении шлифовального круга на шпинделе следует соблюдать следующие меры предосторожности:

— не допускать ударов по кругу;

— применять зажимные диски (фланцы) одинакового размера;

— устанавливать между зажимными дисками и камнем специальные прокладки толщиной не менее 1 мм;

— следить, чтобы диаметр отверстия в камне был больше диаметра шпинделя на 0,51 мм.

После установки шлифовального круга необходимо:

— проверить работу шлифовального круга на холостом ходу в течение 2 — 3 мин. и убедиться в отсутствии биения камня и правильности балансировки шлифовального круга;

— укрепить защитные кожухи;

— проверить, чтобы круг начинал вращение плавно, без рывков.

Зазор между шлифовальным кругом и подручником должен быть не более 3 мм.

При работе на заточных станках не разрешается:

— зачищать круг, касаться его руками;

— открывать защитные кожуха вала, шпинделя, шкива, камня;

— надевать, снимать и переводить ремень;

— работать без защитного экрана или очков;

— работать торцевыми поверхностями круга, если он не предназначен для этого вида работ.

При работе необходимо следить, чтобы круг срабатывался равномерно. При образовании выбоин и уступов круг следует заменить.

При обнаружении неисправной работы электрофицированного, пневматического или другого инструмента необходимо отключить его от питающей сети и доложить об этом бригадиру или механику.

При несчастных случаях оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости, отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

При получении травмы немедленно прекратить работу, поставить в известность администрацию и обратиться за медицинской помощью.

При захвате вращающимися частями машин, стропами, траверсами, крючками и т. частей тела или одежды необходимо немедленно подать сигнал о прекращении работы. Не следует пытаться самостоятельно освободиться от захвата, если есть возможность привлечь окружающих.

При возникновении пожара необходимо:

— прекратить работу;

— отключить электрооборудование;

— сообщить руководству и вызвать пожарную охрану;

— приступить к тушению пожара имеющимися средства пожаротушения.

Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в инструментальный ящик.

Сообщить сменщику, бригадиру или мастеру о выполненной работе, имеющихся неполадках в работе, о принятых мерах и их устранении и сделать соответствующую запись в журнале сменных слесарей.

Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

Спецодежду повесить в специально предназначенный для этой цели шкафчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *