ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

 
ГОСТ Р 59815-2021

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

 Maintenance and repair system of aviation equipment. Organization of aircraft maintenance. Main provisions

Дата введения 2022-07-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт «Центр» (ФГУП «ВНИИ «Центр»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2021 г. N 1571-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в
статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации технического обслуживания авиационной техники гражданского назначения в целях обеспечения поддержания летной годности, работоспособности или исправности авиационной техники при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании с учетом требований воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.

Стандарт позволяет повысить качество и эффективность работ по техническому обслуживанию в рамках реализации программы технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданского назначения.

      1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на авиационную технику гражданского назначения, устанавливает основные положения по организации работ по техническому обслуживанию и применяется к гражданским воздушным судам, зарегистрированным:

— в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, за исключением гражданских воздушных судов, в отношении которых функции по выдаче сертификатов летной годности переданы иностранному государству в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации;

— в реестрах иностранных государств, которые передали Российской Федерации функции по выдаче сертификатов летной годности в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации.

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ Р 54080 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования

ГОСТ Р 55867 Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения

ГОСТ Р 58876 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования

ГОСТ Р 59817 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Правила оформления технологической документации на процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения

      3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

организация по техническому обслуживанию;
организация по ТО: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, выполняющие техническое обслуживание гражданских воздушных судов и имеющие сертификат, подтверждающий соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил.

руководство деятельности организации по техническому обслуживанию;
РДО по ТО: Документ организации по ТО, содержащий основные данные организации по ТО, общие правила и процедуры ТО и процедуры системы контроля качества ТО.

руководство по организации технического обслуживания;
РОТО: Документ эксплуатанта, содержащий организационные положения, требования и программы ТО (ТОиР) по типам ВС и процедуры их реализации в процессе ТО АТ.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

      4 Общие положения

4.1 ТО АТ представляет собой комплекс работ или работу по поддержанию работоспособности или исправности изделия АТ при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании, осуществляемых при эксплуатации АТ.

4.2 Целью ТО АТ является поддержание летной годности ВС, авиационного двигателя, воздушного винта или их частей для обеспечения их соответствия требованиям к летной годности и поддержанию в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении срока службы.

4.3 ТО АТ является частью системы ТОиР АТ, представляющей собой совокупность взаимосвязанных процессов и ресурсов, включая средства ТО, исполнителей и документацию, устанавливающую организационные, нормативные и технические требования к работам по ТО АТ.

4.4 Процессы ТО взаимосвязаны со всеми процессами жизненного цикла АТ, что обусловливает необходимость формирования и выполнения работ по ТО АТ, обеспечивающих достижение конкурентных показателей эффективности системы ТОиР АТ, повышение надежности, качества, безопасности АТ и удовлетворенности потребителей согласно целям авиационной деятельности эксплуатанта.

4.5 Управление процессами ТО должно осуществляться на основе требований системы менеджмента качества, процессного и риск-ориентированного подхода по ГОСТ Р 58876.

4.6 Для организации управления процессами ТО эксплуатанту необходимо обеспечить внедрение соответствующей информационно-аналитической системы планирования, мониторинга и контроля летной годности ВС с учетом требований ГОСТ Р 54080.

4.9 Организация работ по ТО АТ предусматривает следующий порядок:

— разработка программ и руководств по организации ТО;

— планирование работ по ТО;

— проведение работ по ТО;

— мониторинг и контроль результатов ТО;

— улучшение деятельности по ТО.

      5 Разработка программ и руководств по организации технического обслуживания

      5.1 Программа технического обслуживания

5.1.1 Организация работ по ТО АТ осуществляется эксплуатантом ВС как часть общих процессов ТОиР в соответствии с программой ТО (ТОиР)





Программа ТО (ТОиР) может представлять совокупность планов ТО (ТОиР).

5.1.3 Программа ТО (ТОиР) основывается на информации государства-разработчика или организации, отвечающей за разработку типа ВС, а также на применимом опыте эксплуатации АТ.

5.1.4 В соответствии с ГОСТ 18675, разработчик типа ВС излагает сведения по ТО, относящиеся к ВС в целом, в «Руководстве по технической эксплуатации» в следующих разделах





Разделы разрабатываются в соответствии с требованиями действующих норм летной годности (авиационных правил) и подлежат одобрению (утверждению) уполномоченным органом государства-разработчика в области сертификации типовой конструкции.

— «Ограничения летной годности»;

— «Плановое и неплановое ТО» в составе подразделов «Ресурсы и сроки службы» и «Состав работ по ТО»





Подраздел «Состав работ по ТО» для ВС гражданской авиации выполняют в виде документа ИПТО.

5.1.5 При разработке программ ТО (ТОиР) учитывается метод технической эксплуатации изделия АТ:

— технической эксплуатации по ресурсу (наработке);

— технической эксплуатации по состоянию.

5.1.6 Программы ТО (ТОиР) при технической эксплуатации изделия АТ по ресурсу (наработке) выполняют по критерию предельного состояния изделия АТ, который устанавливает величину его наработки или срока службы, по достижении которых использование изделия АТ по назначению прекращается или приостанавливается, после чего оно подлежит восстановлению (плановому ремонту) или списанию.

5.1.7 Программы ТО (ТОиР) при технической эксплуатации изделия АТ по состоянию выполняют с организацией контроля параметров и контролем уровня надежности. При этом периодичность и объем работ на ВС определяют на основе значений диагностических параметров или показателей надежности однотипных изделий АТ, которые характеризуют техническое состояние ВС.

5.1.8 Программа ТО (ТОиР) распространяется на самолет (вертолет), двигатели, воздушные винты и агрегаты. Каждое ВС должно иметь программу ТО (ТОиР), содержащую следующую информацию:

а) работы по ТО и их периодичность с учетом ожидаемых условий эксплуатации ВС. Основные требования к программе ТО (ТОиР) включают:

— осмотр (технический осмотр),

— плановое ТО,

— ремонт и капитальный ремонт,

— осмотр конструкции,

— обязательные работы по ТО и их периодичность, указанные при одобрении типовой конструкции;

б) если применимо, программу сохранения структурной целостности, включающей, как минимум:

— дополнительные осмотры,

— предупреждение и контроль коррозии,

— конструктивные доработки и связанные с этим осмотры,

— методику оценки ремонтопригодности,

— обзор усталостных повреждений;

в) процедуры изменения или отклонения от требований, указанных в перечислениях а) и б), в пользу необязательных указаний государства разработки;

г) если применимо, контроль состояния и программу надежности авиационных систем, агрегатов и двигателей.

Виды и работы по ТО АТ, включаемые в программу ТО (ТОиР) АТ, приведены в приложении А.

Виды и формы работ по ТО АТ в соответствии с российской и международной практикой приведены в приложении Б.

      5.2 Руководство по организации технического обслуживания

5.2.2 Разработка РОТО осуществляется с учетом планируемого характера авиационной деятельности, типов ВС, планируемых к эксплуатации, а также ЭД, поставляемой разработчиком ВС, и включает программы ТО по типам ВС.

5.2.3 РОТО включает:

а) организационную структуру подразделения по поддержанию летной годности ВС эксплуатанта;

б) описание функций, выполняемых подразделением по поддержанию летной годности ВС эксплуатанта;

в) обязанности персонала подразделения по поддержанию летной годности ВС эксплуатанта;

г) описание схем взаимодействия по поддержанию летной годности ВС эксплуатанта с другими службами и подразделениями эксплуатанта, со сторонними организациями;

д) программы ТО по типам ВС и процедуры их реализации;

е) описание процедур управления ТО, включая:

— описание процедур учета наработки ВС и его компонентов с установленным ресурсом, сроком службы,

— описание процедур организации работ по ТО ВС,

— описание процедур передачи ВС для выполнения работ по ТО,

— порядок приемки ВС после выполнения работ по ТО,

— описание процедур системы контроля качества в области ТОиР ВС,

— описание процедур управления ТО, включая процедуры системы менеджмента качества в области ТОиР ВС.

5.2.4 Эксплуатант обязан вносить изменения в РОТО:

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в сервисных центрах Чебоксар

— при изменении организационной структуры и нормативных документов эксплуатанта;

— изменении условий эксплуатации ВС;

— вступлении в силу нормативных правовых актов, регулирующих деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки;

— принятии решения эксплуатантом о совершенствовании РОТО.

5.2.5 При внесении изменений в РОТО эксплуатант обязан своевременно организовать доведение до персонала и изучение им измененных положений РОТО.

      5.3 Руководство по деятельности организации по техническому обслуживанию

5.3.2 РДО по ТО включает информацию по следующим разделам:

— часть 1. Основные данные организации по ТО;

— часть 2. Общие правила и процедуры ТО;

— часть 3. Процедуры системы контроля качества.

5.3.3 Организация по ТО вносит изменения в РДО по ТО при изменениях воздушного законодательства Российской Федерации, а также условий и областей деятельности организации по ТО.

5.3.4 Организация по ТО обеспечивает доступность РДО по ТО для использования всеми работниками организации по ТО и контроль за его выполнением.

      6 Планирование работ по техническому обслуживанию

6.1 В целях организации работ по ТО АТ и практической реализации программы ТО (ТОиР) осуществляется планирование работ по ТО АТ. Планирование работ по ТО АТ необходимо одновременно осуществлять для нескольких временных периодов:

— перспективное (долгосрочное) планирование работ по ТО АТ на год и более с учетом планов эксплуатанта по развитию авиационной деятельности;

— среднесрочное планирование работ по ТО АТ на квартал/месяц;

— оперативное планирование работ по ТО АТ на неделю и сутки/смену с учетом фактически реализуемой программы полетов ВС.

6.2 В целях ресурсного обеспечения планов по ТО АТ одновременно с планированием работ по программе ТО (ТОиР) необходимо обеспечить планирование в соответствии с разделом 7:

— подготовки производства работ по ТО АТ, включая средства ТО;

— потребностей в инженерно-техническом персонале;

— потребностей в запасных частях, компонентах, комплектующих изделиях и материалах;

— метрологического обеспечения работ по ТО АТ





Метрологическое обеспечение работ по ТО АТ должно осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 55867.

— информационного обеспечения деятельности по ТО АТ, включая показатели летной годности ВС.

— показателей эффективности системы ТОиР;

— показателей финансово-экономической деятельности эксплуатанта.

6.4 При планировании ТО необходимо обеспечить взаимную согласованность указанных планов (см. 6.1-6.3) по видам работ, срокам, ресурсам, в том числе финансовым, с планами полетов или использования ВС.

      7 Ресурсное обеспечение работ по техническому обслуживанию

      7.1 Средства технического обслуживания

7.1.1 Работы по ТО АТ должны быть обеспечены:

— производственными площадями для размещения и хранения оборудования, инструмента и материалов;

— помещениями для обеспечения управления работами по ТО АТ;

— площадями для размещения гражданских ВС, их компонентов, достаточной для исключения их повреждения во время выполнения работ по ТО;

— изолированными помещениями для выполнения экологически опасных работ или работ, требующих принятия мер по предотвращению неблагоприятного влияния на выполнение других работ и на окружающую среду или неблагоприятного влияния окружающей среды на выполнение работ (покраска, очистка, мойка, сварка, механическая обработка);

— помещениями и условиями для ТО компонентов;

— вентиляцией, освещением, возможностями поддержания температуры, влажности, иными условиями в месте проведения заявленных (разрешенных) работ, достаточных для их выполнения в условиях, предусмотренных ЭД и документацией разработчика;

— помещениями, площадями и условиями для хранения запасных компонентов и расходных материалов или компонентов, снятых с обслуживаемых ВС;

— оборудованием, инструментами и материалами.

7.1.2 Для проведения работ по ТО АТ необходимо обеспечить:

— раздельное хранение исправных компонентов, оборудования, инструмента и материалов от неисправных компонентов и некондиционных материалов;

— использование технологического, контрольного, измерительного и испытательного оборудования с подтвержденным статусом пригодности к применению для выполнения разрешенных видов работ.

7.1.3 Испытания, проверки, поверки, калибровки, аттестацию соответствующего оборудования следует выполнять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.

7.1.4 При проведении работ по ТО АТ необходимо использовать оборудование, инструменты и материалы, рекомендованные разработчиком ВС или компонента.

Разрешается использование иного оборудования и инструментов с характеристиками, эквивалентными содержащимся в документации разработчика ВС и их компонентов, при указании на необходимость проведения процедуры одобрения организацией по ТО альтернативного оборудования и инструментов в РПО по ТО.

      7.2 Инженерно-технический персонал

7.2.1 Работы по ТО АТ должны быть обеспечены инженерно-техническим персоналом и системой организации его подготовки и контроля квалификации.

7.2.3 Организация по ТО определяет персонал, ответственный за обеспечение и контроль качества выполнения заявленных (разрешенных) работ (далее — персонал, обеспечивающий качество). Требования к персоналу, обеспечивающему качество, устанавливаются в РДО по ТО.

— принимает на работу персонал, необходимый для осуществления деятельности по ТО, в количестве, достаточном для выполнения планируемого объема работ;

— обеспечивает получение и контроль знаний и навыков работников путем проведения их подготовки, стажировки и проверок знаний и навыков.

7.2.5 Организация, выполняющая ТО АТ, определяет сотрудников, на которых возлагаются полномочия, необходимые для организации выполнения заявленных (разрешенных) работ по ТО (далее — руководящий персонал). Лица из числа руководящего персонала подчиняются исключительно руководителю организации по ТО.

7.2.6 В РДО по ТО указывают процедуры замещения должностных лиц руководящего персонала в случае их длительного отсутствия.

      7.3 Информационное и документационное обеспечение

7.3.2 Эксплуатант и организация по ТО ведут учет данных о выполненном ТО, а также о поставщиках услуг ТО для ВС, двигателей, компонентов и/или изделий и поставщиках, которые осуществляют поставку запчастей, компонентов и другого имущества для использования при выполнении ТО на ВС.

7.3.4 Документация по ТО АТ должна быть доступна для персонала, участвующего в организации, выполнении и контроле работ по ТО АТ.

7.3.5 В организации, выполняющей ТО АТ, назначаются лица, ответственные:

— за рассылку (доступ в электронном виде) действующих версий документации в подразделения, выполняющие ТО АТ, и внешним поставщикам услуг;

— пересмотр и внесение изменений в ЭД и документацию по ТО АТ;

— выявление устаревших, переизданных документов, их изъятие из обращения;

— хранение и рассылку документации, полученной из внешних источников.

7.3.6 В случае если эксплуатант использует электронную систему управления и контроля документации и данных, используемых непосредственно при производстве полетов, он проводит в данной системе плановое резервное копирование указанных документов и данных, обеспечивающих ее сохранность.

7.3.7 Перечни используемой ЭД и документации по ТО АТ, в том числе электронных копий, процедуры применения, учета, хранения, поддержания в актуальном состоянии и своевременного обновления, устанавливаются в РДО по ТО.

7.3.8 Организация, выполняющая ТО АТ, осуществляет разработку процедур ТО, производственной и технологической документации по ТО АТ и компонентов, описание производственных процессов на ТО, оформление документации, ее прием от исполнителей, контроль, обработку и хранение. Производственная и технологическая документация может быть оформлена как отдельное приложение к РДО по ТО. Оформление производственной и технологической документации на процессы ТО АТ выполняется с учетом ГОСТ Р 59817.

      8 Проведение работ по техническому обслуживанию

8.1 Эксплуатант организует проведение работ по ТО АТ в соответствии с утвержденным РОТО.

8.3 Работы по ТО АТ проводят в соответствии с РДО по ТО с использованием установленной ЭД и пригодных к применению средств ТО АТ.

8.4 К проведению работ по ТО АТ допускаются специалисты, имеющие свидетельства установленного образца на право проведения работ по ТО ВС.

8.5 Работы по ТО АТ проводят с применением следующих основных методов:

— бригадного метода;

— метода закрепленного ТО ВС;

— посистемного метода;

— зонного метода;

— поэтапного метода ТО.

Указанные методы могут применяться раздельно и комбинированно в различных сочетаниях. Применение соответствующего метода определяется возможностью его осуществления, эффективностью и потребностями эксплуатанта.

8.6 Проведение работ по ТО АТ осуществляется на основании оформленной карты-наряда



, которая содержит задание на проведение ТО и является документом, подтверждающим выполнение ТО АТ.



8.7 Карта-наряд выдается непосредственному руководителю работ по ТО с регистрацией в журнале учета карт-нарядов. Порядок выдачи и регистрации карт-нарядов устанавливается в РДО по ТО.

8.8 При проведении работ по ТО АТ организация по ТО обязана:

— обеспечить контроль полноты и качества выполнения работ по ТО ВС;

— вести учет выполненных работ по ТО ВС;

— обеспечить ведение и сохранность ЭД и судовой документации;

8.10 В случае если организация по ТО не может завершить заказанное ТО, она вправе выдать свидетельство о ТО ВС в рамках утвержденных эксплуатационных ограничений для ВС. Данный факт указывается организацией по ТО в свидетельстве о ТО ВС до выдачи такого свидетельства.

      9 Мониторинг и контроль результатов технического обслуживания

9.1 Мониторинг и контроль результатов ТО АТ осуществляется специально назначенным персоналом эксплуатанта путем анализа показателей эффективности системы ТО АТ и показателей летной годности ВС.

9.2 В состав показателей для мониторинга и контроля рекомендуется включать:

— удельную суммарную трудоемкость ТО АТ;

— удельную суммарную продолжительность ТО АТ;

— среднюю стоимость восстановления изделия АТ;

— наработку на неисправность в полете и на земле;

— коэффициент исправности парка ВС;

— средний процент задержанных вылетов из-за неисправной техники;

— число замечаний экипажа ВС на 1000 часов налета ВС.

9.4 В ходе проведения мониторинга и контроля результатов работ по ТО АТ фактически достигнутые значения показателей оцениваются на соответствие плановым значениям. Оценка проводится на регулярной основе с установленной периодичностью.

9.5 Результаты оценки подвергаются анализу для разработки корректирующих мероприятий.

Читайте также:  Мастерские по ремонту бытовой техники в красногорске

      10 Улучшение деятельности по техническому обслуживанию

10.1 Эксплуатант по результатам мониторинга и контроля работ по ТО АТ разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на повышение эффективности системы ТО АТ и летной годности ВС:

— мероприятия по совершенствованию программы ТО (ТОиР);

— по совершенствованию РОТО;

— по совершенствованию ресурсного обеспечения работ по ТО АТ.

10.2 Эксплуатант при реализации мероприятий по повышению эффективности системы ТОиР организует текущий контроль результативности разработанных и реализуемых мероприятий.

 Виды и работы по техническому обслуживанию авиационной техники

А.1 Виды технического обслуживания

В состав видов работ по ТО АТ включают следующие виды ТО:

— оперативное ТО;

— периодическое ТО;

— особые виды ТО.

В процессе ТО АТ может осуществляться текущий ремонт АТ. Текущий ремонт АТ является внеплановым ТО.

А.2 Оперативное техническое обслуживание

Оперативное ТО предусматривает выполнение подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния АТ, обеспечивающих исправность, готовность и использование ВС по назначению перед вылетом, после посадки или готовности к стоянке в интервалах между формами его периодического ТО.

При оперативном ТО выполняют плановые виды работ в соответствии с РОТО и дополнительные внеплановые работы (текущий ремонт).

Состав видов работ оперативного ТО, их содержание, порядок назначения и выполнения определяется РОТО в программе (плане) ТО (ТОиР) для ВС соответствующего типа и включает:

— работы по встрече ВС;

— по обеспечению стоянки ВС;

— по осмотру и обслуживанию ВС в соответствии с установленными плановыми формами обслуживания, в том числе работы при транзитном обслуживании ВС;

— по обеспечению вылета ВС;

— по обслуживанию бытового оборудования, очистке и мойке ВС.

Необходимость в дополнительных внеплановых работах по обслуживанию бытового оборудования определяется экипажем, неисправностями оборудования, особенностями планируемого полета, а также решением работника организации по ТО при выполнении ТО на ВС.

А.3 Периодическое техническое обслуживание

Периодическое ТО предусматривает выполнение работ по обслуживанию АТ через установленные в ЭД значения наработки или интервалы времени эксплуатации изделий АТ для обеспечения восстановления исправности ВС до установленных ЭД требований.

Периодичность и объем работ каждой формы устанавливают программой ТО (ТОиР) соответствующего типа ВС и указываются в РОТО.

Формы периодического ТО обеспечивают контроль исправности и поддержание летной годности ВС и представляют самостоятельный комплекс работ данного вида ТО, определяемый ЭД для ВС соответствующего типа по признаку условий применения по назначению или по наработке изделий АТ.

При периодическом ТО осуществляются работы по замене двигателей на ВС, а также доработки по бюллетеням.

А.4 Особые виды технического обслуживания

Особыми видами ТО АТ являются:

— при хранении;

— в экстремальных метеоусловиях.

Специальное ТО и ТО ВС в экстремальных метеоусловиях являются внеплановыми видами ТО.

Сезонное ТО является частью работ, выполняемых при подготовке АТ к эксплуатации в осенне-зимнем и весенне-летнем периодах, если это предусмотрено ЭД для ВС соответствующего типа.

Специальное ТО проводят на ВС после полета в особо сложных условиях (перечень соответствующих случаев указывается в ЭД), а также на ВС, подвергшихся воздействию штормового ветра со снегом или пылью на земле и в других случаях, состав которых определяется ЭД для ВС соответствующего типа.

ТО ВС при хранении выполняют при перерывах в полетах свыше срока, установленного ЭД. Объем работ на ВС при переводе его на хранение, при снятии с хранения, а также сроки хранения определяют в ЭД и указывают в РОТО.

А.5 Текущий ремонт авиационной техники

Необходимость проведения текущего ремонта АТ определяют по результатам осмотра (дефектации) ВС.

Текущий ремонт ВС, ремонт авиационного и радиоэлектронного оборудования проводят специализированные подразделения организации по ТО или отдельно назначаемые специалисты, имеющие соответствующую подготовку. Ответственность за качество ремонтных работ несут их исполнители и специалисты, на которых возложены функции контроля.

Текущий ремонт АТ выполняют в соответствии с требованиями ЭД или по технологиям, разрабатываемым организацией по ТО в случае отсутствия в ЭД необходимых указаний. При необходимости разрабатываемые технологии текущего ремонта АТ согласовывают с разработчиками типа ВС и (или) ФОИВ ГА.

 Виды и формы работ по техническому обслуживанию авиационной техники в соответствии с российской и международной практикой


МГТУ ГА Электронное хранилище

Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники

  • Главная

  • Специальности

  • Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (160901)

  • Технологические процессы ТО ЛА и АД

  • Просмотр элемента

JavaScript is disabled for your browser. Some features of this site may not work without it.

Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники

Коротков В. А.

Описание:

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей. Технологические процессы ТО ЛА и АД. Практические занятия. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники: нормативное электронное издание. — Факультет механический. — Кафедра технической эксплуатации ЛА и АД (ТЭ ЛА и АД).

Показать полную информацию

Файлы в этом документе

Icon

Данный элемент включен в следующие коллекции

  • Технологические процессы ТО ЛА и АД

Поиск в DSpace

Просмотр

  • Весь DSpace

  • Эта коллекция

 
ГОСТ Р 59816-2021

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

 Maintenance and repair system of aviation equipment. Organization of work on the repair of aircraft equipment. General provisions

Дата введения 2022-07-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт «Центр» (ФГУП «ВНИИ «Центр»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2021 г. N 1572-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в
статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации ремонта авиационной техники гражданского назначения с учетом требований воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.

Стандарт позволяет повысить эффективность ремонтных работ (мероприятий), необходимых для достижения заданных параметров качества, надежности и безопасности авиационной техники при эксплуатации.

      1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на авиационную технику гражданского назначения, устанавливает основные положения по организации работ по ремонту авиационной техники и применяется к гражданским воздушным судам, зарегистрированным:

— в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, за исключением гражданских воздушных судов, в отношении которых функции по выдаче сертификатов летной годности переданы иностранному государству в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации;

— в реестрах иностранных государств, которые передали Российской Федерации функции по выдаче сертификатов летной годности в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации.

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.103 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 2.603 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию

ГОСТ 3.1102 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения

ГОСТ 14.004 Технологическая подготовка производства. Термины и определения основных понятий

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ 27693 Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание паспортов, этикеток и талонов летной годности

ГОСТ Р 55847 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Контроль параметров технологического оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 55867 Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения

ГОСТ Р 57907 Воздушный транспорт. Техника авиационная гражданская. Ремонт по техническому состоянию. Общие требования

ГОСТ Р 58876 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования

ГОСТ Р 59815 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по техническому обслуживанию авиационной техники. Основные положения

ГОСТ Р 59817 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Правила оформления технологической документации на процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

      3 Термины, определения и сокращения

договор на ремонт авиационной техники:
Договор (контракт), заключенный организацией-заказчиком ремонта с ремонтной организацией на проведение работ по ремонту авиационной техники и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность.

Примечание — Организация-заказчик ремонта может являться эксплуатантом авиационной техники или иным лицом, обладающим правами на заключение договора (контракта).

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

      4 Общие положения

4.1 Ремонт АТ является частью системы ТОиР АТ, представляющей совокупность взаимосвязанных процессов и ресурсов, включая средства ремонта АТ, исполнителей и документацию, устанавливающую организационные, нормативные и технические требования к работам по ремонту АТ.

Читайте также:  Конструкция технология эксплуатации и ремонта авиационной техники зарплата

4.2 Процессы ремонта АТ взаимосвязаны со всеми процессами жизненного цикла АТ, что обусловливает необходимость организации и выполнения работ по ремонту АТ, обеспечивающих достижение конкурентных показателей эффективности системы ТОиР АТ, повышение надежности, качества, безопасности АТ и удовлетворенности потребителей, и согласуется с целями авиационной деятельности эксплуатанта.

4.3 Управление процессами ремонта АТ должно осуществляться на основе требований системы менеджмента качества, процессного и риск-ориентированного подхода по ГОСТ Р 58876.

4.4 В практике авиационной деятельности выделяют следующие виды ремонта АТ:

— ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию.

4.5 Текущий ремонт АТ является внеплановым и проводится без вывода ВС из эксплуатации. Организация работ по текущему ремонту осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 59815.

4.6 Средний и капитальный ремонты АТ являются плановыми, устанавливаются ЭД и проводятся с выводом ВС из эксплуатации. Организация работ по среднему и капитальному ремонту АТ предусматривает следующий порядок:

— разработка программ и руководств по организации ремонта АТ (в соответствии с разделом 5);

— подготовка ремонтного производства (в соответствии с разделом 6);

— планирование работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 7);

— проведение работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 8);

— мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 9).

4.7 Аварийный ремонт является внеплановым и проводится вследствие авиационного события





4.8 Ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию, осуществляется по ГОСТ Р 57907.

4.9 Ремонт АТ проводится ремонтными организациями, обладающими:

4.10 Работы по ремонту АТ проводят на основании заключенного договора (контракта). Заключение договоров (контрактов) на ремонт изделий АТ проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      5 Разработка программ и руководств по организации ремонта

5.1 Разработка и одобрение программ ТО (ТОиР) АТ, включающих работы по среднему и капитальному ремонту АТ, осуществляются эксплуатантом ВС в соответствии с ГОСТ Р 59815. Одобренная программа ТО (ТОиР) АТ является основанием для заключения договоров (контрактов) на ремонт АТ.

5.2 На основании одобренной программы ТО (ТОиР) эксплуатант разрабатывает, одобряет (согласует) и внедряет РОТО, включая процедуры проведения и контроля качества работ по ремонту АТ в соответствии с ГОСТ Р 59815.

5.3 Организация по ТО при наличии прав на работы по ремонту АТ, указанные в приложении к сертификату организации по ТО, осуществляет разработку, одобрение (согласование) и внедрение РДО по ТО в соответствии с ГОСТ Р 59815.

      6 Подготовка ремонтного производства

6.1 Ремонтная документация

6.1.1 Работы по ремонту АТ каждого типа ВС должны быть обеспечены РД





В соответствии с ГОСТ 18675 для гражданских ВС обязательная разработка РД не предусмотрена.

6.1.2 РД для среднего и капитального ремонта соответствующего типа АТ обеспечивает ремонтная организация.

6.1.3 Разработка РД осуществляется на основании информации от разработчика АТ и должна соответствовать ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.602, включая требования к литерам документации по стадиям опытного, серийного (массового) ремонта, разового ремонта одного или ограниченного количества изделий АТ.

6.1.4 Внесение изменений в РД осуществляется в соответствии с ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.603.

6.1.5 При необходимости, ремонтная организация обеспечивает разработку РД с привлечением разработчика изделий АТ или иных организаций, обладающих правами на разработку соответствующей РД на изделия АТ.

6.2 Подготовка производства

6.2.1 Подготовка производства по ремонту АТ включает:

— подготовку необходимых производственных помещений с обеспечением промышленной, экологической, санитарной безопасности и охраны труда;

— достижение технологической готовности производства;

— достижение готовности к обеспечению контроля качества;

— подготовку персонала;

— документационное и информационное обеспечение.

6.2.2 Для выполнения ремонта АТ ремонтная организация должна обладать следующими производственными помещениями:

— крытыми помещениями (ангарами), отапливаемыми в холодной климатической зоне;

— местами стоянок ВС, площадками для проверки двигателей и винтов;

— производственными и вспомогательными площадями для размещения лабораторий по обслуживанию и ремонту авиационного и радиоэлектронного оборудования ВС, проведению неразрушающего контроля и технической диагностики, метрологическому обеспечению ремонта





Метрологическое обеспечение работ по ремонту АТ должно осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 55867.

— ремонтными мастерскими, участками подготовки производства, хранения СЧ и материалов, контрольного, измерительного, испытательного и вспомогательного оборудования, административными помещениями.

6.2.3 Достижение технологической готовности производства в соответствии с ГОСТ 14.004 обеспечивается наличием полных комплектов РД и технологической документации, а также средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема работ с установленными технико-экономическими показателями.

6.2.3.1 Наличие полных комплектов РД и технологической документации достигается за счет выполнения ремонтной организацией мероприятий:

— по созданию комплекта РД (в соответствии с 6.1);

— разработке технологических процессов в соответствии с ГОСТ 3.1102 и формированию полного комплекта технологической документации по ГОСТ Р 59817 с учетом типовой последовательности работ по ремонту, включая процессы разборки изделий АТ, диагностирования технического состояния, восстановления надлежащего технического состояния, сборки, контроля и испытаний АТ.

6.2.3.2 Наличие средств технологического оснащения обеспечивается за счет:

— приобретения необходимого дополнительного оснащения в соответствии с требованиями технологической документации и внедрения его в производство;

— разработки конструкторской документации на необходимые средства технологического оснащения в соответствии с ГОСТ 2.103, изготовления и внедрения средств технологического оснащения в производство;

— подготовки стендового технологического оборудования, применяемого при ремонте изделий АТ в соответствии с ГОСТ Р 55847.

6.2.4 Достижение готовности к обеспечению контроля качества выполнения ремонтных работ и изделий АТ реализуется в рамках системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р 58876.

6.2.5 Подготовка персонала к выполнению необходимых производственных процессов и операций обеспечивается на основе изучения соответствующей ремонтной и технологической документации.

6.2.6 Для документационного и информационного обеспечения деятельности ремонтной организации предусматривают формирование процессов движения и учета документов и информации, необходимой для управления ремонтом АТ, ведение и хранение «дела ремонта изделия» ВС.

      7 Планирование работ по ремонту

7.1 При планировании работ по ремонту АТ ремонтная организация на основании заключенных договоров (контрактов) на ремонт АТ или прогнозной информации по ремонту АТ разрабатывает взаимосвязанные производственные планы:

а) план производства по типам ВС с распределением работ по производственным подразделениям и операциям, установленным технологическими процессами с момента передачи ВС эксплуатантом на ремонт до приемки ВС эксплуатантом после ремонта. Рекомендуется обеспечить планирование производства по нескольким временным периодам:

— долгосрочное планирование на год и более,

— среднесрочное планирование работ на квартал/месяц,

— оперативное планирование работ на неделю и сутки/смену с учетом фактически реализуемых работ по ремонту АТ;

б) в случае необходимости привлечения других организаций для ремонта СЧ, ремонтная организация разрабатывает план ремонта СЧ по данным организациям, начиная с момента подготовки договора (контракта) и до возврата СЧ из ремонта.

7.2 В целях ресурсного обеспечения планов по ремонту АТ одновременно с производственным планированием ремонтных работ необходимо обеспечить планирование:

— текущих работ по подготовке производства, включая ТОиР средств производства, разработку организационно-технических и(или) приобретение нормативных документов;

— пополнения текущих потребностей в необходимом инженерно-техническом и производственном персонале;

— приобретения СЧ АТ и материалов;

— мероприятий по управлению качеством;

— метрологического обеспечения работ по ремонту АТ.

7.3 В целях финансового обеспечения деятельности ремонтной организации целесообразно формирование финансово-экономического плана.

7.4 При планировании ремонта АТ необходимо обеспечить взаимную согласованность указанных планов (7.1-7.3) по видам работ, срокам и ресурсам.

      8 Проведение работ по ремонту

8.1 Проведение работ по ремонту АТ в ремонтной организации включает следующие стадии:

— прием ВС в ремонт;

— ремонт ВС;

— передача ВС после ремонта.

8.2 Прием ВС в ремонт осуществляется с оформлением документов, подтверждающих прием ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов



в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.



8.3 Ремонт ВС осуществляется в соответствии с требованиями ремонтной и технологической документации. В процессе ремонта осуществляется ведение и последующее хранение «дела ремонта изделия» в отношении каждого ремонтируемого ВС.

8.4 По результатам ремонта осуществляется оформление паспорта ВС с внесением соответствующих записей о выполненном ремонте и комплектование удостоверяющими документами по ГОСТ 27693.

8.5 Передача ВС после ремонта осуществляется с оформлением документов, подтверждающих передачу ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.

      9 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту

9.1 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ осуществляется специально назначенным персоналом ремонтной организации путем анализа показателей результатов деятельности.

9.2 В состав показателей для мониторинга и контроля рекомендуется включать:

— удельные показатели объема несоответствий, выявленных в процессе контроля работ по различным процессам ремонта АТ;

— удельные затраты на устранение несоответствий;

— показатели трудоемкости работ по ремонту АТ;

— замечания эксплуатанта ВС после выполнения работ по ремонту АТ.

9.3 Состав показателей для мониторинга и контроля и их плановые значения устанавливаются ремонтной организацией в ходе планирования производственной деятельности.

9.4 В ходе проведения мониторинга и контроля результатов деятельности по ремонту АТ фактически достигнутые значения показателей оцениваются на соответствие плановым значениям. Оценка проводится на регулярной основе с установленной периодичностью.

9.5 Результаты оценки подвергаются анализу для разработки и реализации корректирующих мероприятий.

      10 Особенности организации аварийного ремонта

10.2 Работы по аварийному ремонту АТ проводят организации по ТО, имеющие право на соответствующий ремонт, или ремонтные организации в соответствии с договором (контрактом) на ремонт АТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *