Гост система технического обслуживания и ремонта военной техники

С 1 июля 2021 года введен в действие ГОСТ РВ 0028-001-2020 «Система технического обслуживания и ремонта военной техники. Сервисное обслуживание. Основные положения».

Данный стандарт устанавливает цели, задачи и основные положения по организации и проведению сервисного обслуживания изделий военной техники, функции основных участников, а также требования к документальному обеспечению и показателям оценки качества сервисного обслуживания изделий военной техники.

Порядок лицензирования сервисного обслуживания ВВТ регламентирован Постановлением Правительства РФ от 30. 2021г. №2118, которым утверждено «Положение о лицензировании сервисного обслуживания ВВТ».

Сервисное обслуживание изделий военной техники (ВТ) проводят в целях поддержания (восстановления) исправного (работоспособного) состояния изделий ВТ на заданном государственным заказчиком уровне.

При этом к сервисному обслуживанию вооружения и военной техники относят комплекс работ, направленных на поддержание и восстановление работоспособного или исправного состояния и ресурса изделия военной техники, выполняемых специалистами сервисной организации самостоятельно или с участием личного состава эксплуатирующих организаций и других исполнителей.

Для более детального ознакомления со стандартом на сервисное обслуживание военной техники, Вы можете получить его у нас.

В сервисное обслуживание, как правило, входит:

  • техническое обслуживание ВТ;
  • все виды ремонта изделия военной техники, в том числе текущий, средний;
  • гарантийный и технический надзор при эксплуатации изделия военной техники;
  • работы по гарантийным обязательствам сервисной организации;
  • работа по бюллетеням;
  • мониторинг технического состояния изделия военной техники;
  • хранение запасных частей и материалов;
  • обучение специалистов эксплуатирующей организации;
  • при необходимости, другие виды работ и услуг, предусмотренные контрактом.

Сервисное обслуживание изделий ВТ выполняют по государственному контракту на сервисное обслуживание, заключенному между государственным заказчиком и головным исполнителем (сервисной организацией), в рамках которого головной исполнитель может привлекать различных соисполнителей (контрагентов).

Приемка результатов выполненных работ сервисного обслуживания изделий ВТ в зависимости от места их выполнения может осуществляться:

  • в пунктах (местах) базирования (дислокации) эксплуатирующей организации;
  • на территории сервисной организации.

Участниками сервисного обслуживания изделий ВТ являются:

  • государственный заказчик;
  • научно-исследовательская организация государственного заказчика;
  • эксплуатирующие организации государственного заказчика (воинские части, организации и учреждения и пр.);
  • ремонтные организации государственного заказчика (при их наличии);
  • военное представительство;
  • сервисные организации.

При этом под ремонтной организацией государственного заказчика понимают некоммерческую организацию, созданную государственным заказчиком для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту изделий ВТ.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в Переславле Залесском на Октябрьском

План (план-график) сервисного обслуживания изделия ВТ может включать следующий перечень работ:

  • мониторинг технического состояния;
  • техническое диагностирование;
  • техническое обслуживание;
  • оперативное восстановление (текущий ремонт);
  • средний ремонт;
  • модернизация (модернизационные работы);
  • работы по бюллетеням;
  • продление (увеличение) назначенных показателей ресурсов и сроков службы (хранения);
  • поставка комплектов ЗИП, отдельных агрегатов и запасных частей;
  • выполнение наиболее сложных регулировочных и наладочных (настроечных) операций;
  • подготовка и проведение испытаний (в том числе, специальных) программной продукции;
  • освидетельствование объектов государственного технического надзора;
  • обучение специалистов эксплуатирующей организации в части технического обслуживания и ремонта.

Приемку результатов выполненных работ сервисного обслуживания изделий ВТ, предусматривающую оценку соответствия изделия и выполненных работ сервисного обслуживания требованиям эксплуатационной документации и ремонтной документации изделий ВТ и планам-заданиям, осуществляет комиссия с участием представителей эксплуатирующей организации и специалистов сервисной организации согласно условиям государственного контракта на сервисное обслуживание изделий ВТ.

Приемку результатов выполненных работ сервисного обслуживания изделий ВТ организует эксплуатирующая организация при участии сервисной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 26. 2021 №156-ФЗ деятельность по сервисному обслуживанию ВВТ является лицензируемой. То есть, для проведения этих работ (оказания этих услуг) организация должна иметь такой документ, как лицензия на сервисное обслуживание ВВТ.

Требования ГОСТ РВ 0015-002-2020.

ГОСТ РВ 0015-002-2020 устанавливает требования к СМК организаций, исполняющих государственный оборонный заказ (далее – ГОЗ), при исследованиях, обосновании разработки, проектировании (включая изыскания), разработке, производстве, испытаниях, строительстве, установке, монтаже, техническом и сервисном обслуживании, ремонте, хранении, утилизации и реализации военной продукции и боеприпасов; организаций, исполняющих международные договоры, включая договоры в области военно-технического сотрудничества; организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, закупку, хранение и поставку изделий электронной компонентной базы, а также организаций всех уровней кооперации головного исполнителя.

Главная цель ГОСТ РВ 0015-002-2020 — адаптация передового международного опыта в области систем менеджмента качества под нужды оборонно-промышленного комплекса РФ.

Требования и особенности стандарта

Государственный стандарт ГОСТ РВ 0015-002-2020 включает требования к системе менеджмента качества (далее – СМК), регламентированные ГОСТ Р ИСО 9001, и определяет дополнительные требования, отражающие специфику менеджмента качества на всех стадиях жизненного цикла военной продукции согласно ГОСТ РВ 15. 004 в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, государственными военными стандартами и другими нормативно-техническими документами, включая документы по стандартизации.

Читайте также:  Interremont, Ремонт бытовой техники, Железнодорожный

При создании, совершенствовании и оценке системы менеджмента качества организаций, создающих военную продукцию, применяют совокупность требований ГОСТ Р ИСО 9001 и дополнительных требований настоящего стандарта.

Настоящий стандарт распространяется на участников всех уровней кооперации головного исполнителя (внешние поставщики), формирование которой осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.

При этом в СМК организаций-участников всех уровней кооперации головного исполнителя следует реализовать только те требования, которые распространяются на номенклатуру продукции (военную продукцию, народнохозяйственную продукцию, научно-техническую продукцию, а также выполняемые работы и оказываемые услуги), создаваемую участниками кооперации.

Особенности ГОСТ РВ 0015-002-2020.

Главной особенностью ГОСТ РВ 0015-002-2020 является то, что данный стандарт наконец-таки привел СМК оборонной промышленности по своей структуре и содержанию в соответствие с структурой и содержанием ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

В новом стандарте появились такие термины и требования, которых не было в старом ГОСТе, как анализ и учет рисков, управление рисками, контрафактная продукция, конфигурация, критический риск, среда организации, требования к безопасности военной продукции и пр.

К новшествам ГОСТ РВ 0015-002-2020 также можно отнести отдельные требования по управлению конфигурацией, под которой понимают структурированную совокупность свойств (конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик) предполагаемого к разработке, разрабатываемого или существующего изделия. При этом управление конфигурацией стандарт обязывает осуществлять в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10007-2017 «Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации».

Особое внимание уделено выполнению мероприятий по предотвращению и исключению применения контрафактной продукции. Следует обратить внимание на то, что термин «контрафактная продукция» в тексте ГОСТа встречается 8 раз, что говорит о том, какую важность придали разработчики стандарта гарантированному исключению попадания контрафактной продукции в Вооруженные Силы РФ. Становится очевидным, что принятие нового ГОСТ РВ 0015-002 логично укладывается в русло общей стратегии по противодействию незаконному обороту контрафактной и некачественной продукции на период до 2025 года, обсуждаемой сегодня Правительством РФ.

Значительно возросли требования к руководителю организации. Теперь руководитель должен не просто обеспечить высшее руководство и лидерство, но обязан обладать компетентностью, позволяющей осуществлять организацию работ по созданию, внедрению, поддержанию и развитию СМК в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002. При этом, в новом стандарте осталось такое понятие, как представитель руководства по СМК (или представителя руководства по качеству или заместителя руководителя по качеству или директора по качеству — по решению организации) непосредственно подчиненный руководителю организации и компетентный в вопросах менеджмента качества. Напомним, что такого понятия (такого должностного лица) в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 нет.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники на кожуховской

Большое внимание в новом стандарте ГОСТ РВ 0015-002 уделено вопросам отработки и применения процедуры отбора статистических методов на всех этапах разработки продукции. Определен порядок управления рисками и возможностями. Понятию рисков в новом стандарте также уделено большое внимание, достаточно сказать, что данный термин встречается в ГОСТ РВ 0015-002-2020 более 20 раз! Данному вопросу посвящен отдельный раздел «Действия в отношении рисков и возможностей»

ГОСТом оговорено, что функции и ответственность руководителей процессов СМК должны быть документально оформлены с тем, чтобы предусмотреть рациональное распределение обязанностей всех участвующих в процессе, обеспечить планирование процесса с учетом возможных рисков, определение критериев результативности процесса, его документирование и мониторинг.

Больше внимание уделено документированной информации и тем документам СМК, которые в обязательном порядке должны быть разработаны в организации либо в электронной виде, либо на бумажных носителях. К ним, в первую очередь, можно отнести: Руководство по качеству, Политику и цели в области качества, документированные процедуры по управлению рисками и возможностями, знаниями организации, обменом информацией, управлению документированной информацией, анализу контрактов (договоров), управлению собственностью потребителя, идентификацией и прослеживаемостью и ряд других.

С введением в действие нового стандарта перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса возникает первая задача – это разработка и внедрение СМК по ГОСТ РВ 0015-002-2020, а точнее – переработка (актуализация) имеемой СМК под требования нового ГОСТа.

После решения этой задачи неминуемо возникает очередная – это сертификация по ГОСТ РВ 0015-002-2020, которая может быть проведена в ходе планового или внепланового ресертификационного аудита.

Нюансов и нововведений в новом стандарте достаточно много и в рамках одной статьи раскрыть все особенности ГОСТ РВ 0015-002-2020 просто невозможно. Для более детального ознакомления с новым стандартом мы предлагаем Вам получить этот стандарт у нас и изучить его самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *