Метрологическая поверка средств технического обслуживания (ремонта)
Одной из важнейших составных частей системы технического обслуживания и ремонта АТ является метрологическое обеспечение, научной основой которого является метрология — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Основные цели метрологического обеспечения — повышение качества продукции, эффективности управления производством и уровня автоматизации производственных процессов, эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментов и испытаний, мероприятий по профилактике, диагностике, контролю условий труда, охране окружающей среды и т. , а также обеспечение взаимозаменяемости деталей, узлов и агрегатов, создание необходимых условий для кооперирования производств, развития специализации и др.
Основные задачи метрологического обеспечения в системе ТОиР:
■ установление номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений;
■ проведение работ по созданию и внедрению современных методик выполнения измерений и средств измерений, испытаний и контроля, установление состава применяемых при ТОиР средств измерений и средств поверки;
■ внедрение государственных и отраслевых стандартов;
■ поверка и метрологическая аттестация средств измерений;
■ проведение метрологической экспертизы проектов НТД, конструкторской и технологической документации.
Цель метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации — обеспечение эффективности измерений при контроле изделий в процессе их разработки, изготовления, эксплуатации и ремонта в соответствии с положениями государственных стандартов, устанавливающих метрологические правила, положения и нормы.
Решение задач метрологического обеспечения в авиапредприятиях осуществляют их метрологические службы и базовая поверочно-ремонтная метрологическая лаборатория, инженерно-технический состав которых проходит специальную подготовку по метрологии и получает допуск на право выполнения соответствующих работ.
Руководство по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации. Стандарт организации ФГУП ГосНИИ ГА.
Типовое положение «О службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиапредприятия гражданской авиации».
(в редакции приказов Минтранса России от 31. 2008 № 20, от 16. 2015 № 275, от 21. 2016 № 171, от 01. 2016 № 259, от 24. 2017 №193)
Утверждено первым заместителем Директора ФАС России 27. 1997.
Технические условия на конкретный тип поискового, аварийно-спасательного оборудования и снаряжения, раздел «Технические требования».
Руководство по оценке соответствия нормативным требованиям поискового оборудования, аварийно-спасательных средств и пожарно-технической продукции (временное), утвержденное Директором ФАС России 24. 1998.
Требования СДС ОГА к специальному оборудованию технических средств авиаГСМ и спецжидкостей. Стандарт организации ФГУП ГосНИИ ГА.
ГОСТ Р 52906-2008 Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования.
ГОСТ Р 18. 03 – 2018 «Технологии авиатопливообеспечения. Средства фильтрации авиатопливообеспечения. Общие технические требования»
ГОСТ Р 18. 01-2015 «Технологии авиатопливообеспечения. Функциональные и технологические параметры автотопливозаправщиков (топливозаправщиков) аэродромных. Требования заказчика».
Утверждены ФГУП ГосНИИ ГА
Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 января 2008 г. № 2-ст.
Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2018 г. №848-ст
Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 сентября 2015 г. №1344-ст.
Инструктивный материал ИКАО «Руководство по критериям квалификационной оценки пилотажных тренажеров» (Doc. 9625-AN/938).
«Нормы годности авиационных тренажеров для подготовки авиационного персонала воздушного транспорта».
Утверждены ФАС России 15. 98 с Дополнением № 1 от 18. 2000.
ГОСТ Р 8. 654. Общие требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения.
ОСТ 54-3-1572. 80-2001. Аттестация испытательного оборудования. Порядок проведения.
Письмо Росавиации от 03. 2002 №24. 7-261ГА.
ОСТ 54-3-154. 82-2002. Методики выполнения измерений. Порядок проведения аттестации.
Требования к лабораториям неразрушающего контроля авиационной техники.
Авиационная метрология. Общие сведенияПравить
- Обеспечение единства и требуемой точности измерений при создании, эксплуатации, ремонте АТ и СНО
- Определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, испытаний, эксплуатации, ремонта АТ и СНО
- Создание эталонов единиц величин и внедрение средств измерений и специальных средств измерений, применяемых для контроля параметров АТ и СНО в процессе эксплуатации и ремонта
- Осуществление метрологического контроля путём поверки и калибровки средств измерений, проверки своевременности представления их на поверку (калибровку)
- Осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для поверки (калибровки) средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений
- Разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологического обеспечения производственной деятельности ГА
- Испытания и сертификация специальных средств измерений, определение вида их метрологического обслуживания (поверка или калибровка), ведение ведомственного реестра
Особенности метрологии в авиацииПравить
- Контрольно-проверочная и контрольно-измерительная аппаратура, применяемая при техническом обслуживании и ремонте авиационного и радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов
КПА радиооборудования (связного, локационного, навигационного) — комбинированные измерительные установки, технологические пульты, эквиваленты антенн, имитаторы радиомаяков, имитаторы наземных запросчиков-ответчиков и т. д.КПА приборного, кислородного, высотного оборудованияКПА электрооборудования и электроавтоматикиКПА автопилотов и автоматизированных бортовых систем управления (АБСУ)КПА навигационных систем и навигационных комплексовКПА средств объективного контроля (СОК) летательных аппаратов - КПА радиооборудования (связного, локационного, навигационного) — комбинированные измерительные установки, технологические пульты, эквиваленты антенн, имитаторы радиомаяков, имитаторы наземных запросчиков-ответчиков и т. д.
- КПА приборного, кислородного, высотного оборудования
- КПА электрооборудования и электроавтоматики
- КПА автопилотов и автоматизированных бортовых систем управления (АБСУ)
- КПА навигационных систем и навигационных комплексов
- КПА средств объективного контроля (СОК) летательных аппаратов
- Средства неразрушающего контроля и диагностики ЛА — дефектоскопы (ультразвуковые, токовихревые и др.), установки для анализа масел (на предмет стружки) и т. д.
- КПА систем вооружения летательных аппаратов
- КПА управляемых средств поражения
- Средства контроля взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома — средства измерения коэффициента сцепления и др.
- Специальные средства контроля, настройки, регулировки наземной аппаратуры радиосвязи, радиолокации, радионавигации и систем посадки
Также регулярной поверке подлежат:
- Все стрелочные измерительные приборы в составе аэродромных подвижных и стационарных установок, стендов и пультов, кроме индикаторных (т.е. не применяемых для снятия показаний)
- Механический измерительный инструмент общего пользования (типа штангенциркулей, линеек)
- Специальные приборы для контроля авионики
- Эквивалент антенны р/станции КАРАТ
- Комплект приборов для проверки р/станции КАРАТ
- Прибор СПК-П1 для проверки радиовысотомеров
- Прибор ИЧ-РВ для проверки радиовысотомеров
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 декабря 2015 года; проверки требуют 15 правок.
Авиацио́нная метроло́гия — раздел прикладной и законодательной метрологии, занимающийся обеспечением единства измерений в авиации и метрологическим надзором (контролем), направленным на повышение качества предоставляемых работ и услуг, обеспечение безопасности полетов.
Метрологическая служба гражданской авиацииПравить
В СССР метрологическая служба ГА как единая структура была образована в 1978 году с принятием Положения о метрологической службе гражданской авиации, однако лаборатории измерительной техники на предприятиях ГА существовали и ранее. С 1978 года организовываются базовые поверочно-ремонтные лаборатории во всех территориальных управлениях ГА (при наиболее крупных предприятиях этих управлений). К середине 80-х годов XX века удалось охватить метрологическим обслуживанием практически все предприятия и организации гражданской авиации в полном объеме. С началом рыночных реформ и развалом единой системы гражданской авиации положение с авиационной метрологией начало ухудшаться. В 1995 году было введено Положение о метрологической службе гражданской авиации Российской Федерации, однако, при отсутствии финансирования, существенных улучшений не произошло. В настоящее время некоторые малые авиапредприятия и отдельные объекты Росаэронавигации в отдаленных районах страны не охвачены метрологическим обслуживанием полностью или частично.
СтруктураПравить
- Подразделение главного метролога ГА
- Головные и базовые организации метрологической службы
- Ответственные за метрологическое обеспечение в Региональных управлениях воздушного транспорта
- Центры авиационной метрологии
- Метрологические службы юридических лиц
Головные организацииПравить
По состоянию на 15. 2009г. головных организаций в ГА нет — информация ВНИИМС
Некоторые базовые организацииПравить
- Центр Авиаметрология и Сертификация
- Центр Авиаметрологии и Сертификации «Восток»
Некоторые региональные центры авиационной метрологииПравить
- Санкт-Петербург — ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ
- Красноярск — ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ ООО «Аэропорт Емельяново»
- Новосибирск — СИБИРСКИЙ ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ, ФГУП
- Магадан — ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ авиакомпании «Мавиал» (ликвидирован вместе с авиакомпанией)
- Якутск — ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ авиакомпании «Якутия»
- Самара — Центр метрологического обеспечения производства (ЦМОП) авиакомпании «Самара» (ликвидирован вместе с авиакомпанией)
- Екатеринбург — МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОАО «Аэропорт Кольцово»
МероприятияПравить
Статья 123 Устава внутренней службы ВС РФ.
«Начальник метрологической службы полка подчиняется заместителю командира полка по вооружению — начальнику технической части и является прямым начальником личного состава контрольно-поверочного пункта (пункта измерительной техники). В дополнение к изложенному в статьях 112 — 114 настоящего Устава он обязан:
организовывать совместно с начальниками других служб полка метрологическое обеспечение, непосредственно руководить проведением наиболее сложных и ответственных измерений;
участвовать в работе комиссий полка по приему и вводу в эксплуатацию вооружения и военной техники;
организовывать поверку и ремонт средств измерений;
анализировать состояние метрологического обеспечения вооружения и военной техники, организовывать профилактические мероприятия по предупреждению причин снижения эффективности эксплуатации вооружения и военной техники;
проверять не реже двух раз в год наличие и состояние, правильность применения и хранения средств измерений, объем и полноту проведения метрологического обслуживания вооружения и военной техники
В позднесоветское время поверочные лаборатории имелись в каждом авиационном гарнизоне (аэродроме). В зависимости от особенностей дислокации, состава и типов эксплуатируемой техники это могла быть группа в составе ТЭЧ полка, или отдельная (гарнизонная) лаборатория с подчинением заместителю командира дивизии (соединения, объединения) по вооружению (главному инженеру), а также более крупные лаборатории окружного подчинения. В дальнейшем поверочные лаборатории в военной авиации РФ неоднократно реорганизовывались (как правило, в сторону уменьшения штатов и количества), и к настоящему времени сведены к минимуму.
Нормативная документацияПравить
- Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений».
- Т 54-5-1531 71-99 Метрологическое обеспечение технической эксплуатации наземных систем и средств УВД, навигации, посадки и связи. Основные требования Архивная копия от 12 апреля 2009 на Wayback Machine
- ПР 50-732-93 ГСИ. Типовые положения о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц
- ПР 50.2.008-94 Правила Госстандарта РФ по аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органах управления
- Федеральные авиационные правила «Метрологическое обеспечение разработки, эксплуатации и ремонта АТ и СНО ГА»
- РД 54-3-152.53-95 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Положение о метрологической службе гражданской авиации
- РД 54-3-152.51-97 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Порядок аккредитации метрологических служб предприятий гражданской авиации на право калибровки специальных средств измерений
- РД 54-3-152.52-95 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления ведомственного метрологического надзора за состоянием метрологического обеспечения в гражданской авиации
- РД 54-3.152.55-98 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Руководство по качеству метрологической службы предприятия гражданской авиации. Основные положения по разработке
- РД 54-3-152.57-2000 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Руководство по метрологии. Руководство по установлению номенклатуры средств измерений, подлежащих поверке в гражданской авиации России
- Приказ Федеральной авиационной службы России. О ВВЕДЕНИИ КАЛИБРОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
- СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Архивная копия от 21 мая 2007 на Wayback Machine
- ОСТ1-00472-83 Аппаратура контрольно-проверочная изделий авиационной техники. Термины и определения