Эксплуатация и ремонт инженерной техники

К инженерной технике (ИТ) относятся: машины инженерного вооружения; электротехнические средства общевойскового назначения; подвижные средства технического обслуживания и ремонта средств инженерного вооружения;

навесное и прицепное инженерное оборудование; техника общего и производственно-технического назначения. Эксплуатация — это стадия жизненного цикла машины с момента принятия ее воинской частью от завода изготовителя или ремонтного предприятия, включающая комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию, приведению в установленную степень готовности по назначению, поддержанию в установленной степени готовности к использованию, использованию по назначению, хранению и транспортированию.

Под эксплуатацией инженерной техники понимается ее использование по назначению, техническое обслуживание, хранение и транспортирование.

Инженерная техника эксплуатируется воинскими частями, которым они положены по штатам (табелям) мирного и военного времени, только по прямому назначению и в пределах норм расхода ресурсов, установленных приказом Министра обороны РФ.

В мирное время инженерная техника в воинских частях распределяется по группам эксплуатации: боевая, учебно-боевая, строевая, учебно-строевая и учебная.

К боевой группе относятся машины, предназначенные для действия в боевых порядках войск в целях нанесения потерь в живой силе и технике противника, уничтожения или повреждения объектов с использованием инженерных боеприпасов, а также для разведки противника и проводимых им инженерных мероприятий.

Вся остальная инженерная техника зачисляется в строевую группу эксплуатации. К группе учебно-боевой (учебно-строевой) относятся боевые (строевые) машины, выделяемые для отработки задач по боевой подготовке и совершенствованию практических навыков водителей (механиков-водителей, экипажей, расчетов).

Инженерная техника, предназначенная табелями штатов для обеспечения учебного процесса в учебных воинских частях и военно-учебных заведений МО РФ, зачисляется в учебную группу эксплуатации.

Запрещается использовать боевые и строевые машины, для целей не связанных с боевой подготовкой. В целях обеспечения высокой боевой готовности подразделений и частей инженерных войск, равномерного и ступенчатого выхода в ремонт в мирное время инженерная техника боевой и строевой групп эксплуатации содержится на кратковременном хранении.

К использованию допускаются исправные, прошедшие техническое обслуживание и подготовленные к работе машины. Подготовка к использованию включает крепление (нанесение) номерных и опознавательных знаков, обкатку новых или капитально отремонтированных, выполнение специальных работ для использования в сложных условиях, ежедневное или очередное техническое обслуживание № 1 или 2, работы, выполняемые перед выходом из парка — контрольный осмотр водителем (механиком-водителем), проверка готовности машин командирами подразделений или их заместителями и контроль технического состояния начальником КТП).

Готовность машины к использованию определяется ее исправностью, надежностью, заправкой горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, а также укомплектованностью индивидуальными комплектами запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) по установленному табелю.

Использование инженерной техники каждой группы эксплуатации в мирное время ограничивается установленными в километрах пробега или часах работы годовыми нормами расхода моторесурса. Во время боевых действий нормы расхода моторесурса не устанавливаются, машины используются исходя из поставленных боевых задач.

Инженерная техника, которая не планируется к использованию в сроки, установленные приказом МО РФ, подлежат постановке на кратковременное или длительное хранение.

Хранение — это этап эксплуатации, при котором неиспользуемая по назначению техника содержится в специально отведенном для размещения месте в заданном состоянии, и обеспечивается их сохраняемость и сохранение в течение установленных сроков.

Подготовка техники к кратковременному и длительному хранению, содержание на хранении и снятие с хранения определяется руководством «Хранение инженерной техники и инженерного имущества» и нормативно-технической документацией (НТД).

Транспортирование инженерной техники — это подготовка к перевозке и перевозка машин железнодорожным, морским, речным, воздушным транспортом, на прицепах на различные расстояния, а также подготовка их к использованию после транспортирования.

Порядок и правила транспортирования техники определяется эксплуатационными и нормативно-техническими документами по организации воинских перевозок,

Основой обеспечения высокой постоянной готовности инженерной техники к использованию по назначению является проведение в установленные сроки контроля ее технического состояния с последующим полным и качественным выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с требованиями НТД и реальным техническим состоянием.

Право эксплуатировать технику имеют воинские части, которым она положена по штату (табелю, нормам снабжения).

Планирование эксплуатации техники осуществляется в пределах годовых норм расхода моторесурсов по группам эксплуатации, указанных в Руководстве по эксплуатации и ремонту технику.

В целях обеспечения выполнения планов боевой и политической подготовки, экономного расходования установленных годовых норм расхода моторесурсов разрабатывается годовой план эксплуатации и ремонта техники войсковой части (приложение), в котором предусматриваются мероприятия, направленные на поддержание техники в постоянной боевой готовности. К годовому плану прилагаются графики представления воинскими частями на периодическую проверку средств измерения и объектов, подлежащих контролю органами Котлонадзора и Энергонадзора.

На основании этого плана составляется месячный план эксплуатации и ремонта техники войсковой части (приложение 10).

Разработка, подписание и утверждение годовых и месячных планов эксплуатации и ремонта осуществляется в соответствии с требованиями Положения о войсковой (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил.

Планы эксплуатации и ремонта техники части составляются по службам. Если в инженерной части предусмотрена одна служба, то в этом случае составляется единый план для всей техники по разделам: инженерная, автомобильная, бронетанковая и.т.д.

Ежедневное использование техники в части осуществляется по наряду на использование техники (приложение 2). Наряд на использование техники составляется на основании заявок в технической части в двух экземплярах накануне дня выхода техники из парка.

Использование самоходной и прицепной техники без номерных знаков запрещается. Порядок нанесения номерных и опозновательных знаков определен Положением о номерных, опозновательных и предупредительных знаках, надписях и обозначениях на автомобильной технике Советской Армии и Военно-Морского Флота и в руководстве «Инженерно-техническое обеспечение».

Перед принятием новых образцов техники с личным составом, который будет их эксплуатировать, проводятся занятия по изучению устройства, правил эксплуатации и мер безопасности при их использовании, обслуживании и ремонте. Механики-водители (экипажи, расчеты) при получении техники других марок проходят переподготовку, инструктируются по мерам безопасности, после чего сдают экзамены на право управления машиной и ее эксплуатации.

При некомплекте техники в частях в первую очередь укомплектовываются учебно-боевая и учебно-строевая группы эксплуатации.

Техника учебно-боевой и учебно-строевой групп эксплуатации, направляемая в капитальный ремонт, после оформления документации на ремонт заменяется техникой из боевой и строевой групп с наименьшим запасом ресурса.

Техника устаревших образцов, перечень которой определен Руководством по эксплуатации и ремонту техники, зачисляется в учебно-строевую группу и эксплуатируется в первую очередь до очередного капитального ремонта, после чего списывается.

В приказе на ввод в строй указывается:

— Тип и марка машины,

— Заводской номер шасси,

— Заводской номер двигателя,

— Наработка (пробег) на день ввода,

— Подразделение, в которое передается машина

— Присвоенный военный номер,

— Группа эксплуатации

— Фамилия механика водителя, за которым машина закрепляется.

Номер приказа ввода машины в строй заносится в паспорт машины. Механик водитель расписывается в формуляре о принятии машины и несет полную ответственность за её техническое состояние и готовность к использованию.

Машина закрепляется за механиком водителем, как правило до конца службы. Запрещается без крайней необходимости перемещение механика водителя с одной машины на другую.

Подготовка техники к работе включает:

— закрепление её за механиком водителем,

— нанесение номерных опозновательных знаков,

— обкатку новой и отремонтированной техники,

— проведение ежедневного или номерного ТО,

— проведение работ выполняемых перед выездом из парка,

— контрольный осмотр механиком водителем, проверка готовности старшим техником или техником подразделения , контроль технического состояния начальника КТП.

Запрещается использование техники:

— не по прямому назначению,

— сверхштатной и израсходовавшей годовую норму расхода ресурсов,

— механиками водителями , не имеющими соответствующей подготовки и правильно оформленных документов на право управления данной техникой,

— не прошедшей освидетельствование (Гостехнадзор)

— при заправке её горючим, смазочным и другими эксплуатационными материалами не предусмотренными нормативно-технической документацией,

— для выполнения работ, вызывающих её перегрузку,

— с непроверенными средствами измерения , неиспытанными защитными средствами, не освидетельствованными сосудами и баллонами, работающих под давлением.

— неисправными или неопломбированными спидометром (счетчиком моточасов)

— не включенной в наряд или без путевого листа.

Группы эксплуатации инженерных машин определены приказом министра обороны Российской Федерации № 55 от 15 февраля 2002 года «Об утверждении Руководства о порядке эксплуатации и ремонта инженерной техники и инженерного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время»

Читайте также:  Курсы ремонта бытовой техники в краснодаре

Эксплуатация инженерной техники и инженерного имущества ─ это стадия жизненного цикла изделия с момента принятия его воинской частью от завода-изготовителя или ремонтного предприятия, включающая комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию, приведению в установленную степень готовности по назначению, поддержанию в установленной степени готовности к использованию, использованию по назначению, хранению и транспортированию.

Инженерная техника и инженерное имущество эксплуатируются воинскими частями, соединениями, базами хранения вооружения и военной техники, инженерными складами, организациями РОСТО, организациями вооруженных сил российской федерации, которым они положены по штатам (табелям) мирного и военного времени, только по ее прямому назначению и в пределах норм расхода ресурсов, установленных настоящим руководством.

Инженерная техника текущего обеспечения в воинских частях распределяется по группам эксплуатации.

Для инженерной техники установлены следующие группы эксплуатации:

Зачисление инженерной техники в группы эксплуатации производится приказами командиров воинских частей на основании штатов и табелей к ним в соответствии с требованиями пунктов 7, 8 и 9 настоящего руководства.

Инженерная техника, предназначенная для действий в боевых порядках войск в целях нанесения потерь живой силе и технике противника, уничтожения

или повреждения объектов с использованием инженерных боеприпасов, а также для разведки противника и проводимых им инженерных мероприятий, зачисляется в боевую и учебно-боевую группы эксплуатации.

Инженерная техника, предназначенная табелями к штатам для обеспечения учебного процесса в учебных воинских частях, школах прапорщиков и мичманов, воинских частях обеспечения учебного процесса военно-учебных заведений министерства обороны российской федерации**, а также на военных кафедрах высших учебных заведений и организациях РОСТО, зачисляется в учебную группу эксплуатации.

Вся остальная инженерная техника зачисляется в строевую и учебно-строевую группы эксплуатации.

В воинских частях кадра, на базах хранения военной техники (далее именуются ─ БХВТ) и инженерных складах (далее именуются ─ ИС) инженерная техника зачисляется только в боевую и строевую группы эксплуатации, за исключением инженерной техники, предназначенной табелями к штатам для обеспечения хозяйственной и производственно-складской деятельности.

В учебно-боевую и учебно-строевую группы эксплуатации в воинских частях зачисляется инженерная техника из расчета:

1 машина (комплект инженерной техники, включающий две и более машины) ─ при наличии от 1 до 5 машин (комплектов) одного типа;

2 машины (комплекта) ─ при наличии от 6 до 10 машин (комплектов) одного типа;

3 машины (комплекта) ─ при наличии от 11 до 15 машин (комплектов) одного типа;

5 машин (комплектов) ─ при наличии более 15 машин (комплектов) одного типа.

Понтонные парки зачисляются в учебно-строевую группу эксплуатации в количестве:

Понтонный парк специальный ППС-84 ─ 1/12 комплекта в понтонно-мостовом батальоне;

самоходный понтонный парк СПП ─ 1/6 комплекта для паромно-мостовых машин и 1/2 комплекта для остальных комплектующих элементов парка (речные, береговые, переходные звенья и выстилки) в воинской части;

понтонно-мостовые парки ПМП, ПМП-М, ПП-91 ─ 1/2 комплекта в понтонно-мостовом батальоне и 1/4 комплекта (в том числе одно береговое звено, одна выстилка и три катера) в понтонной роте инженерно-саперного батальона.

в боевую и строевую группы эксплуатации зачисляется инженерная техника, имеющая неснижаемый запас ресурса до очередного планового ремонта не менее:

а) 12000 км ─ для инженерной техники, смонтированной на автомобильных базовых шасси и прицепах;

б) 5000 км ─ для инженерной техники, смонтированной на специальных колесных шасси;

в) 3500 км ─ для инженерной техники, смонтированной на бронетанковых базовых машинах* и инженерных машин индивидуальной компоновки, собранных на типовых узлах и агрегатах автомобильных базовых шасси** и бронетанковых базовых машин;

г) 1000 моточасов (часов) ─ для оборудования станций передвижных ре-компрессионных (водолазных), бурильных машин, передвижных буровых установок, инженерных подвижных средств обслуживания и ремонта, войсковых фильтровальных станций, станций передвижных опреснительных, станций комплексной очистки и опреснения воды, установок для добычи воды, комплектов погружных насосов, экскаваторов войсковых и производственно-технического назначения (по рабочему оборудованию), автомобильных и пневмоколесных кранов, крановых самопогрузчиков, автопогрузчиков и электротехнических средств;

д) 450 моточасов ─ для буксирно-моторных катеров, путепрокладчиков и бульдозеров колесных, автогрейдеров, скреперов, траншейных и котлованных машин колесных, комплектов мостостроительных средств, электропогрузчиков, прицепных, навесных и переносных механизмов и агрегатов (лодочные моторы, бензомоторные пилы, электросварочные агрегаты, мотопомпы), а также рам лесопильных, станций окрасочных, станций передвижных компрессорных и навесного бульдозерного оборудования;

е) 230 моточасов ─ для путепрокладчиков, траншейных и котлованных машин, смонтированных на шасси гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей.

10. Инженерная техника и инженерное имущество по техническому и качественному состоянию учитывается по категориям:

Инженерная техника ─ по пяти категориям;

Первая─ новая, поступившая с заводов промышленности инженерная техника с пробегом (наработкой) в пределах гарантийных обязательств, устанавливаемых заводами-изготовителями;

Вторая ─ исправная инженерная техника с пробегом (наработкой, сроком

Хранения) свыше гарантийных обязательств, устанавливаемых заводами-изготовителями;

Третья─ инженерная техника, требующая среднего ремонта. Для навесных, прицепных, переносных механизмов и электротехнических средств третья категория не устанавливается;

Четвертая ─ вся инженерная техника, требующая капитального ремонта;

Пятая─ инженерная техника, выработавшая ресурс (срок службы) до списания (выслужившая предельные сроки хранения), поврежденная, подлежащая списанию, восстановление которой невозможно или нецелесообразно.

Техническое состояние инженерной техники, смонтированной на автомобильном базовом шасси или бронетанковой базовой машине, определяется техническим состоянием шасси (машины), а также состоянием специального (рабочего) оборудования, установленного (смонтированного) на данном шасси (машине). Категория инженерной техники в целом устанавливается по низшей из категорий, определяемых в отдельности для шасси (машины) и специального (рабочего) оборудования.

Инженерное имущество ─ по трем категориям:

Первая ─ новое, не бывшее в использовании имущество, со сроками хранения до 50 процентов от предельного;

Вторая – годное имущество, находящееся или бывшее в использовании, а также новое со сроками хранения свыше 50 процентов от предельного;

Пятая– негодное, подлежащее списанию имущество, а также находящееся на хранении свыше предельных сроков хранения.

Третья и четвертая категории для инженерного имущества не устанавливаются.

Для перевода инженерной техники и инженерного имущества из одной категории в другую составляются акт технического состояния и акт изменения качественного состояния согласно руководству по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в вооруженных силах*, которые утверждаются командиром воинской части. Из первой категории во вторую техника переводится после отработки установленного срока службы (пробега, наработки, хранения), о чем указывается в формулярах (паспортах) изделий; акты в этом случае не составляются.

Вся инженерная техника и инженерное имущество, независимо от их назначения, источников поступления и способов приобретения или изготовления, подлежат обязательному учету в соответствии с руководством по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в вооруженных силах. Ответственность за организацию и ведение учета несут командиры воинских частей, начальники служб воинских частей, командиры подразделений, начальники складов и мастерских. До постановки на учет и ввода в строй использование инженерной техники и имущества запрещается.

Эксплуатация (в том числе ввод в строй, реконструкция, ремонт, модернизация) сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных кранов всех типов, кранов-манипуляторов и кранов трубоукладчиков, грузозахватных органов и приспособлений, подъемников (вышек) и других технических устройств, подконтрольных Инспекции государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются ─ объекты гостехнадзора), входящих в состав инженерной техники и инженерного имущества, должна осуществляться в соответствии с требованиями «Руководства по обеспечению выполнения нормативно-технических документов федерального горного и промышленного надзора России при разработке, производстве, эксплуатации, модернизации и реконструкции объектов, подконтрольных органам государственного технического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации»* (далее именуется — руководство РТБ-95).

Поступившее в подразделение табельное инженерное имущество закрепляется за личным составом и маркируется. Использование инженерного имущества, не закрепленного за личным составом, запрещается.

Маркировка табельного инженерного имущества может быть выполнена

На специальной табличке или непосредственно на корпусе или футляре (чехле) изделия. В маркировке указываются: наименование или марка изделия, номер по книге учета, подразделение, лицо, ответственное за эксплуатацию.

При маркировке шанцевого инструмента указывается только его номер, который устанавливается командиром подразделения, и подразделение. Маркировка наносится на нерабочей части инструмента (на черенке, ручке).

Порядок маркировки (клеймения) имущества приведен в приложении

№ 1 к настоящему руководству.

Инженерная техника, положенная по штатам (табелям) в воинских частях, эксплуатируется в пределах годовых норм расхода ресурсов, указанных в приложении № 2 к настоящему руководству.

Читайте также:  Фгос спо ремонт радиоэлектронной техники

Использование техники, находящейся в воинской части сверх штатов (табелей), запрещается. Эта техника приводится в исправное состояние и ставится на хранение до получения указаний о дальнейшем ее применении.

В воинских частях полного и сокращенного состава инженерная техника боевой и строевой групп эксплуатации используется только на тактических, тактико-специальных, специальных и командно-штабных учениях. Для

воинских частей кадра, БХВТ, ИС ─ только при проведении отмобилизования и учебных сборов с приписным составом.

Для отработки задач по боевой подготовке и сохранения ресурса машин боевой и строевой групп эксплуатации, приказом командира воинской части на основании расчета, утверждаемого начальником инженерных войск военного округа (начальником инженерной службы видов (родов) вооруженных сил), разрешается выводить из их числа необходимое количество машин каждого типа и определять им повышенный расход в пределах годовых норм, установленных для учебно-боевой и учебно-строевой групп эксплуатации обеспечивающих выполнение программ обучения личного состава воинской части по специальности. Для указанных целей используют машины более ранних годов изготовления и с меньшим запасом ресурса до планового ремонта или списания.

Установленная приказом командира воинской части годовая норма расхода ресурса для этих образцов техники, основание, дата и номер приказа записываются в раздел “особые отметки” формуляра (паспорта) инженерной техники и заверяются гербовой печатью воинской части.

В целях сокращения количества инженерной техники, находящейся в использовании и обеспечения равномерного выхода ее в ремонт приказом командира воинской части разрешается увеличивать до двух годовых норм расход ресурсов одних машин за счет снижения годовых норм расхода ресурсов других однотипных машин (электротехнических средств такой же марки или модификации) такой же группы эксплуатации.

Новая, а также прошедшая средний или капитальный ремонт инженерная техника, поступившая в воинскую часть, подвергается обкатке.

Обкатка инженерной техники проводится согласно указаниям предприятий — изготовителей и инструкции по обкатке инженерных машин.

Обкатка автомобильных базовых шасси инженерной техники осуществляется согласно инструкции по обкатке автомобилей, гусеничных тягачей, транспортеров и тракторов. Для этого сверх годовых норм выделяются ресурсы в соответствии с годовыми нормами расхода ресурсов автомобильной техники в вооруженных силах российской федерации на мирное время*.

Обкатка инженерной техники, поступившей в воинскую часть на укомплектование, проводится только после постановки ее на учет, согласно пункта 13 настоящего руководства и присвоения ей военных номеров или государственных регистрационных знаков. Инженерной технике, предназначенной для постановки на длительное хранение, государственные регистрационные знаки присваиваются только на период обкатки.

Не подвергается обкатке инженерная техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в полном объеме, установленном техническими условиями, о чем в формулярах (паспортах) в разделе «обкатка машин» должны быть сделаны соответствующие записи, заверенные печатью предприятия-изготовителя (ремонтного предприятия).

Не подвергаются обкатке базовые шасси и рабочее оборудование дорожных индукционных миноискателей, инженерных разведывательных машин, гусеничных минных заградителей, установок разминирования, инженерных машин разграждения, танковых мостоукладчиков, паромно-мостовых машин, гусеничных самоходных паромов, плавающих транспортеров, буксирно-моторных катеров, путепрокладчиков, бульдозеров, траншейных и котлованных машин, передвижных опреснительных станций, передвижных буровых установок, войсковых фильтровальных станций, установок добычи воды, станций комплексной очистки и опреснения воды, подвижных окрасочных станций,

Электротехнических средств, автокранов, а также рабочее оборудование инженерных ремонтных мастерских, комплектов мостостроительных средств, мостостроительных установок и тяжелых механизированных мостов.

Не подлежат опробованию в течение гарантийного срока техника и имущество, поступающие с заводов изготовителей в законсервированном виде.

Ресурсы, израсходованные на контрольные и приемо-сдаточные испытания на заводах, зачисляются в норму расхода ресурсов на обкатку инженерной техники в войсках и заносятся в формуляр (паспорт) инженерной техники.

Ресурсы на обкатку инженерной техники, предназначенной для зачисления в боевую и строевую группы эксплуатации, а также для всей инженерной техники, поступающей в воинскую часть на длительное хранение, расходуются сверх установленных годовых норм.

Обкатка инженерной техники других групп проводится за счет годовых норм расхода ресурсов, установленных для этих групп эксплуатации.

В период обкатки инженерной техники допускается расходовать ресурсы:

Инженерной техники боевой и строевой групп эксплуатации ─ для выполнения задач боевой подготовки;

Инженерной техники остальных групп эксплуатации ─ для хозяйственно-технических и других нужд воинской части.

Использовать инженерную технику в период обкатки для обучения личного состава практическому вождению запрещается.

Отметка о проведенной обкатке делается в формуляре (паспорте) инженерной техники.

Планы эксплуатации и ремонта инженерной техники воинской части составляются по службам. Если в воинской части предусмотрена одна служба, то в этом случае составляется единый план для всей техники по разделам: инженерная, автомобильная, бронетанковая и т.д. Разработка, подписание и утверждение годовых и месячных планов эксплуатации и ремонта осуществляются в соответствии с требованиями положения о войсковом (корабельном) хозяйстве вооруженных сил*.

При поступлении инженерной техники на укомплектование штатной (табельной) потребности воинских частей или по прибытии ее из ремонта расход ресурсов на каждый оставшийся месяц до конца текущего года планируется в пределах 1/12 годовой нормы той группы эксплуатации, в которую она зачислена.

Порядок подготовки образца инженерной техники для транспортирования различными видами транспорта, способы крепления образца при транспортировании, требования к транспортированию, порядок погрузки, выгрузки и меры предосторожности выполняются в соответствии с Руководством по эксплуатации на конкретный образец инженерной техники.

Обеспечение аккумуляторными батареями осуществляется главным автобронетанковым управлением министерства обороны российской федерации через бронетанковую службу управления вооружения военного округа (флота) на инженерную технику, смонтированную на бронетанковых базовых машинах, а также электротехнические средства и через автомобильную службу управления вооружения военного округа (флота) ─ на инженерную технику, смонтированную на автомобильных базовых шасси, специальных колесных шасси, многоосных колесных тягачах, гусеничных тягачах, транспортерах-тягачах и транспортерах, тракторах, прицепах и полуприцепах, в автомобильных кузовах-фургонах и унифицированных многоцелевых кузовах-контейнерах.

Обеспечение тяговыми аккумуляторными батареями для электропогрузчиков, а также источниками тока для инженерного имущества, осуществляется Управлением начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации через начальника инженерных войск военного округа.

Система ТО – важнейший элемент системы эксплуатации техники и имущества. Она является планово-предупредительной, основывается на обязательном проведении установленных видов ТО всех составных частей с определённой периодичностью в целях предупреждения отказов, неисправностей.

Система называется плановой, т.к. все виды ТО проводятся строго по плану, разработанному на основе теории и практики эксплуатации машин.

Система называется предупредительной потому, что её основой являются техническое обслуживание (уход) и текущие ремонты.

Предупредительный характер системы определяется обязательностью выполнения операций по техническому обслуживанию и строгому надзору, контролю технического состояния машин. Предупредительность системы – в её неразрывной связи между элементами комплекса профилактических мероприятий.

Своевременное и качественное проведение ТО должно обеспечивать:

● постоянную готовность техники и имущества к использованию;

● безопасное и безаварийное использование техники и имущества;

● максимальное продление межремонтного ресурса;

● устранение причин, вызывающих повышенный износ, преждевременное

старение, разрушение, неисправности и отказы составных частей и

● надёжную работу техники в течение отработки установленных

межремонтных ресурсов и сроков службы;

● минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных

Техническое обслуживание техники включает:

◘ заправку её горючим, смазочными материалами, охлаждающей,

тормозной и другими жидкостями;

◘ чистку и мойку;

◘ промывку (замену) топливных, масляных и воздушных фильтров;

◘ проверку крепления и состояния (техническое диагностирование)

агрегатов, сборочных единиц и механизмов, их регулирование и смазку,

устранение выявленных неисправностей;

◘ проверку укомплектованности техники.

Все операции технического обслуживания должны быть проведены не позже истечения времени (наработки, пробега), установленного нормативно-технической документацией (НТД).

Общая характеристика единой системы технического обслуживания

инженерной техники и инженерного имущества.

В постоянных парках частей техническое обслуживание проводится в пунктах ТО и ремонта техники, на площадках (пунктах) ЕТО техники с использованием табельного стационарного оборудования и индивидуальных комплектов инструмента. Использование оборудования подвижных ремонтных мастерских для этих целей в постоянных парках разрешается в пределах годовых норм эксплуатации и только в случае отсутствия в части стационарных средств. Неисправности техники, выявленные при ТО, устраняются немедленно. Текущий ремонт может производиться на постах ТО, если его объём не нарушает организацию работ пункта технического обслуживания.

Вопрос 2. Виды и периодичность контрольных осмотров технических обслуживаний.

Техническим обслуживанием называется комплекс работ по уходу за машинами с целью содержания их в постоянной технической исправности. Высококачественное и систематическое проведение ТО обеспечивает нормальный рабочий процесс машин, эксплуатационную надёжность, увеличение межремонтных сроков и минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Читайте также:  Кем работает техник по ремонту автомобильного транспорта

Техническое обслуживание машин при их использовании в зависимости от периодичности и объёма работ подразделяют на следующие виды:

(КО) – контрольный осмотр перед выходом из парка или перед началом работы;

(КО) – контрольный осмотр во время работы или в пути, на коротких остановках;

(ЕТО) – ежедневное техническое обслуживание в конце рабочего дня или смены;

(СО) – сезонное техническое обслуживание, проводимое два раза в год с переходом на осенне-зимнюю и весенне-летнюю эксплуатацию;

(РТО) – регламентированное техническое обслуживание.

Периодичность, трудоёмкость и объём работ по техническому обслуживанию ВИТ определяются техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации, приказами Министра обороны РФ, Руководством «Инженерно-техническое обеспечение». При несовпадении периодичности ТО в разных документах необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации на конкретные марки техники.

Виды, периодичность и объём работ по техническому обслуживанию инженерной техники, имущества, находящихся на хранении, определяются руководством «Хранение инженерной техники и инженерного имущества».

ТО имущества, входящего в комплекты инженерной техники, проводится в сроки, установленные для этой техники.

КО и ЕТО проводятся по мере необходимости в процессе использования техники, имущества. Если они не используются, то КО не проводится, а ЕТО планируется в сроки, определяемые по НТД.

Для техники, смонтированной на автомобильных прицепах, периодичность ТО определяется периодичностью ТО основной (инженерной) составной части агрегата.

Периодичность проведения комплексного ТО техники,смонтированной на автомобильных и танковых средствах подвижности (кроме автомобильных прицепов), определяется периодичностью их ТО, которое, как правило, проводится: ТО-1 — один раз в год, ТО-2 — один раз в два года.

Если по условиям обстановки не представляется возможным провести требуемое номерное техническое обслуживание сразу в полном объёме, то в первую очередь должны быть проведены обязательные работы, без которых техника не может выполнить поставленную задачу. Остальные работы технического обслуживания должны выполняться на привалах, при возвращении в места постоянной дислокации и т. д.

Осуществление всех видов мероприятий по уходу за машинами, проводимых по системе ТО, чрезвычайно важно для инженерных войск. Машины инженерного вооружения (МИВ), как правило, работают в неблагоприятных условиях – часто в непогоду, в пыли, в непосредственном соприкосновении с грунтом, с длительными большими нагрузками. Передвигаются МИВ нередко по бездорожью или взрыхлённому грунту. Как при работе, так и при передвижении в узлы инженерных машин проникают пыль, песок и грязь.

Работы по заправке машины горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами являются ответственными операциями по техническому уходу и занимают до 25% времени, отводимого на ЕТО.

Небрежность механика – водителя машины при заправке горючими и смазочными материалами может привести к остановкам двигателя из-за засорения топливной системы, и неэкономному расходу материалов, загрязнению машины и ускоренному её износу.

Чистка и мойка машины не только создают ей опрятный вид, но и облегчают техническое обслуживание. Загрязнённая машина затрудняет КО, при смазке и регулировке возможно попадание абразивных частиц между трущимися поверхностями сопряженных деталей.

Промывка фильтров предохраняет проникновение абразивных частиц в наиболее уязвимые узлы агрегатов машины, тем самым обеспечивая бесперебойность работы машины и ее более длительный срок службы.

Тяжелые условия работы машин инженерного вооружения, часто с перегрузками, вибрация и сотрясения машин при их транспортировке и работе требуют постоянного контроля надёжности крепления и состояния деталей, узлов, агрегатов и приборов. Слабое крепление деталей машины, вовремя не устранённое, может привести к крупным авариям.

Наиболее часто встречающейся дефект в узлах и механизмах машины — это увеличенные зазоры между сопряженными деталями. Основной причиной появления ненормальных зазоров является изнашивание трущихся поверхностей сопряженных деталей. Ненормальные зазоры вызывают нарушение регулировок в узлах и механизмах, что приводит к усиленному изнашиванию машины, возникновению брака в работе, возможным поломкам и нарушению безопасности работы.

Восстановление установленных техническими условиями зазоров, ходов, температур, давлений и других показателей называется регулировкой. Регулировка величины зазоров может, производится и в связи с изменением условий работы. Конструкции узлов на машинах обычно создаются такими, что позволяют достигать восстановления допустимых зазоров между сопряженными деталями их регулировкой.

Сезонное техническое обслуживание техники проводится два раза в год в целях подготовки и обеспечения надежной работы в зимнее и летнее периоды эксплуатации. Подготовка личного состава, парков, а также средств технического обслуживания и ремонта к эксплуатации техники в зимний (летний) период проводится в сроки, устанавливаемым командующимивойскамивоенных округов, и по планам, утверждаемыми командирами частей.

Дата перехода на зимний (летний) режим эксплуатации и слива воды из систем охлаждения техники объявляется приказом командира по

При СО выполняются работы очередного ТО и дополнительно:

● промываются система охлаждения, топливные баки, система смазки двигателя (кроме двигателей типа В-2), фильтры топливной, масляной гидравлической систем;

● проверяются и приводятся в исправное состояние средства, облегчающие пуск двигателя;

● устанавливаются (снимаются) утеплители;

● проверяются и приготавливаются к работе (снимаются) средства обогрева кабины (кузова);

● проверяется и регулируется применительно к предстоящему периоду эксплуатации система питания двигателя, производится переход на зимние (летние) сорта топлива;

● заменяются смазка и тормозная жидкость в агрегатах и механизмах техники соответственно предстоящему периоду эксплуатации.

Регламентированное техническое обслуживание техники и имущества проводится в целях поддержания их надёжности и постоянной готовности к использованию по прямому предназначению.

Запасные части и материалы на проведение РТО техники, включая автомобильные средства подвижности, поставляются комплектами с заводов-изготовителей. Комплекты содержат документацию на РТО. Допускается на инженерную технику с собственной базой, рабочее (специальное) оборудование и электротехнические средства поставка запасных частей и материалов россыпью. В этом случае РТО проводится в соответствии с указаниями инструкций по РТО на конкретный образец техники и в сроки, указанные в них.

РТО техники и имущества включает:

●выполнение подготовительных работ: подготовку личного состава, материально-техническое и технологическое обеспечение;

● снятие их с хранения (расконсервацию);

●проверку технического состояния внешним осмотром, контрольным пробегом и работой под нагрузкой;

●чистку и мойку;

●диагностирование и дефекацию составных частей и де­талей;

●замену деталей ограниченного срока службы и деталей (комплектующих изделий) по необходимости;

●промывку составных частей и систем с заменой масел и смазок (специальных жидкостей);

●выполнение смазочно-заправочных работ, предусмотренных таблицей смазки;

●проверку контрольно-измерительных приборов и электрооборудования;

●устранение отказов и неисправностей;

●проведение рихтовочных, сварочных, окрасочных и других работ;

●проверку качества выполнения работ;

● подготовку к длительному хранению и консервацию.

виды технического обслуживания

Техническое обслу-живание №1 при
хранении (ТО-1х)

Вопрос №3. Требования безопасности при техническом обслуживании инженерных машин.

Техническое обслуживание инженерной техники требует соблюдения определенных норм и правил, исключающих случаи производственного травматизма и обеспечивающих сохранение здоровья всего личного состава причастных к использованию, техническому обслуживанию и ремонту техники.

Весь личный состав должен твердо знать требования правил техники безопасности и неукоснительно выполнять их на практике.

Для проведения эксплуатационных регулировок двигателей допускаются лица знающие устройство и порядок проведения регулировок.

Техника должна быть установлена на оборудованных постах, заторможена стояночными тормозами с выключенным зажиганием и включателем «массы». Под колеса и гусеницы подложить не менее двух упоров.

Регулировки выполнять только на неработающем двигателе.

Во избежание травмы рук применять только исправный инструмент.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор.

При регулировках, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания и включателя «массы», а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.

Запрещается производить регулировочные работы на автомобилях со снятыми колесами и вывешенными на домкратах и талях.

Не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих.

После выполнения регулировочных работ перед пуском двигателя нужно убедиться, что весь личный состав, принимавший участие, находится на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.

Запрещается курить и зажигать открытый огонь под машинами и на машинах, на площадках выполнения регулировочных работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *