Цель и организация планирования ремонта военной автомобильной техники в войсковом звене
Планирование эксплуатации и ремонта автомобильной техники осуществляется во всех войсковых частях и включает разработку комплекса мероприятий по организации и обеспечению правильного использования машин для выполнения задач боевой подготовки и хозяйственной деятельности.
Планирование имеет целью обеспечить:
- Постоянное содержание машин в исправном состоянии.
- Технически правильное, эффективное и экономичное использование машин.
- Своевременное проведение технического обслуживания.
- Содержание в боевой и строевой группах машин с ресурсом до очередного среднего или капитального ремонта в пределах установленных норм (пр. МО МЗ 70-96).
Исходными данными для планирования ремонта машин в войсковой части являются:
- Сведения о потребности в ремонте машин на период планирования (сведения оформляются в результате сопоставления ресурса машин до очередного ремонта и планируемого расхода мото-ресурсов, а в военное время — на основе оценки вероятного выхода машин из строя ).
- Сведения о производственных возможностях подчиненных ремонтных подразделений.
- Данные о наличии и возможности получения запчастей и материалов.
- Данные о возможностях и сроках ремонта машин и агрегатов средствами старших начальников.
Требования к планированию ремонта машин:
- Выход машин в ремонт в течении года должен быть ступенчатым.
- Потребности в ремонте машин должны соответствовать возможностям ремонтных частей (подразделений).
Основные документы планирования:
При планировании ремонта машин разрабатываются:
- Годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части.
- Месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части.
- План-задание ремонтной части (подразделения) на техническое обслуживание и ремонт машин на месяц.
- План-график технического обслуживания и ремонта машин воинской части на месяц.
- Годовой производственный план и производственно-финансовая смета ремонтной части окружного подчинения, содержащейся на госбюджете.
- Годовой техпромфинплан ремонтной части, содержащейся на хозяйственном расчете.
При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия. рф» обязательна.
Разработка месячного плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части (подразделения)
План разрабатывается начальником автомобильной службы воинской части за 5 дней до начала планируемого месяца в одном экземпляре по форме, приведенной в приложении 11 «Наставления по автомобильной службе Советской Армии и Военно-Морского Флота». План разрабатывается с использованием следующих исходных данных:
- Годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части.
- Наличия и технического состояния машин.
- Месячного плана подвоза материальных средств автомобильным транспортом.
- Календарного плана основных мероприятий части на месяц.
- Указаний командира (штаба) по обеспечению мероприятий.
- Расчет заявок на машины, составляемые начальниками служб.
- Плана-графика работы отделения технической диагностики и регулировочно-настроечных работ.
- Плана-графика РТО, РР и замены СПВ или выписки из него (для частей выполняющих РТО).
- Сведения о расходе моторесурсов автомобильной техники воинской части к началу планируемого месяца.
- Потребности в обслуживании и ремонте паркового оборудования.
Первый раздел плана разрабатывается подразделениям. Самостоятельным подразделом планируется работа отделения технической диагностики и регулировочно-настроечных работ. Наименования подразделений указываются в графе 2. Размещаются они в такой последовательности: подразделения боевого, технического и тылового обеспечения.
Для заполнения первого раздела плана необходимо:
- Оценить наличие на основании анализа эксплуатации машин в текущем месяце (предшествующем планируемому), данных паспортов (формуляров) машин и книги учета работы машин и расхода горючего машин прицепов в подразделениях, их техническое состояние и расход моторесурсов и выполненных технических обслуживаниях и смазочных материалов за прошедший период сначала года.
- Проанализировать сведения о потребности в моторесурсах на планируемый месяц, оставшемся лимите моторесурсов, равномерности загрузки ПТОР и обеспечении ступенчатого выхода машины в ремонт.
- Определить, из каких подразделений и в каком количестве потребуются машины для обеспечения боевой и политической подготовки, боевой и мобилизационной готовности, хозяйственной деятельности, выполнения задач, не связанных с нуждами части (по указанию вышестоящих штабов).
Используя эти сведения и данные годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники, заполняют графы 4 и 5 для каждой планируемой машины, марку и номерной знак которых записывают в графах 2 и 3. Используя данные графы 15 месячного плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники текущего месяца, а также книги учета ремонта (обслуживания и обработки) вооружения, техники, имущества и книги учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов, заполняют графы 6 и 7.
Для заполнения граф 8, 9 и 10 необходимо определить для каждой машины расход моторесурсов на месяц и рассчитать потребность в техническом обслуживании и ремонте. В графах 9 и 10, кроме того, должны учитываться фактическая потребность в проведении Т0-1х, Т0-2х, РТО и РР на основании заявок командиров подразделений, подаваемых в автомобильную службу воинской части 20-23 числа каждого месяца, предшествующего планируемому. Необходимость в проведении указанных видов технического обслуживания (ремонта) на каждой машине определяется командиром подразделений из графиков технического обслуживания и опробования каждой машины подразделения, содержащейся на длительном хранении.
Графа 15 заполняется в конце месяца на основании данных книги учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения и техники, имущества и книги учета работы машины, расхода горючего и смазочных материалов. Исходными данными для планирования в месячном плане работы отделения технической диагностики и регулировочно-настроечных работ являются план-график работы этого отделения и заявки командиров подразделений с указанием сроков выполнения работ на машинах подразделения, согласованные с командиром ремонтной роты (взвода).
При заполнении соответствующих граф месячного плана в графах 2 и 3 указываются отдельно за каждое подразделение марки и номерные знаки машин, на которых планируется работа отделения, а в графе 7 проставляется дата выполнения работ отделением на машине в последний раз, в графе 9 — планируемый срок проведения работ и в графах 11-14, заполняемых в конце каждой недели, — число месяца, когда работа была фактически завершена.
При составлении месячного плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники в подразделениях II-VI разделы плана разрабатываются с указанием в них мероприятий, предусмотренных в месячном плане работы автомобильной службы воинской части.
В воинских частях, где месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники разрабатывается в автомобильной службе части, мероприятия разделов II, IV-VI плана не заполняется, а отражаются в месячном плане работы службы.
Третий раздел “Обслуживание и ремонт паркового оборудования, подвижных средств и технического обслуживания и ремонта машин” целесообразно включать самостоятельным разделом в первый раздел месячного плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части. При этом марки, типы (модели) паркового оборудования и подвижных средств технического обслуживания и ремонта следует указывать в графе 2, а инвентарные номера (номерные знаки) — в графе 3. Графы 5-7 нужно заполнять с использованием данных журнала учета работы паркового оборудования воинской части.
В графе 9 следует планировать выполнение ежемесячных и сезонных технических обслуживаний, в графе 10 — капитального ремонта, а в графах 11-14 — фактический срок их выполнения.
Графу 15 — не заполнять.
Анализ итогов выполнения месячного плана проводится в конце каждого месяца; на оборотной стороне плана подводятся итоги эксплуатации автомобильной техники, которые докладываются командиру части для принятия решений по устранению недостатков.
По результатам работы за месяц в необходимых случаях могут издаваться приказы.
Анализ результатов выполнения месячного плана рекомендуется проводить по следующим вопросам:
- Характер и законченность использования автомобильной техники.
- Причины перерасхода моторесурсов, горючего и смазочных материалов.
- Оценка содержания техники хранения и машин постоянного использования на стоянках (основные недостатки, лучшие и худшие подразделения).
- Замечания по оформлению учетно-отчетных документов: путевых листов, книг учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов, паспортов (формуляров) машин и формуляров (паспортов) двигателей силовых установок, книг учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения, техники и имущества, плана-графика технического обслуживания и ремонта машин, журнала выхода и возвращения машин и других.
- Лучшие подразделения, водители и ремонтники по эксплуатации, содержанию и ремонту автомобильной техники.
На основании данных месячного плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части (подразделения) разрабатываются или корректируются следующие документы:
- План-график технического обслуживания и ремонта машин воинской части.
- План-задание ремонтной части (подразделению).
- Наряд на использование машин.
- Паспорт (формуляр) машины.
Разработка годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части
Годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части разрабатывается начальником автомобильной службы в двух экземплярах: один экземпляр плана представляется начальнику автомобильной службы соединения (объединения, округа), второй экземпляр остается в воинской части. План разрабатывается с использованием следующих исходных данных:
- Наличие и техническое состояние машин.
- Ресурс (срок службы) машин.
- Нормы расхода моторесурсов (за вычетом резерва округа).
- Потребность в машинах и в моторесурсах на год.
- Потребность в техническом обслуживании машин хранения.
- Потребность в регламентированном техническом обслуживании, регламентированном ремонте и замене автомобильных СПВ.
- Производственные возможности подразделений обслуживания и ремонта машин (фонда рабочего времени).
Расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения боевой и мобилизационной готовности воинской части разрабатывается штабом воинской части совместно с заместителем командира воинской части по вооружению, начальниками родов войск и служб. Расчет составляется по соответствующим разделам плана боевой подготовки и категориям обучаемого личного состава с выделением самостоятельным подразделом потребности в автомобильной технике и моторесурсах на вождение.
Расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения хозяйственной деятельности воинской части разрабатывается заместителем командира воинской части по тылу согласно с начальниками родов войск и служб. Расчет составляется по соответствующим разделам годового хозяйственного плана воинской части с учетом обеспечения задач, не связанных с нуждами воинской части (по указанию вышестоящих штабов).
Расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения боевой и мобилизационной готовности и хозяйственной деятельности части должны составляться с учетом проводимых в воинской части мероприятий по повышению эффективности использования автомобильной техники, экономии моторесурсов и горючего. Реализация указанных мероприятий достигается:
- Укомплектованием воинской части и подразделений автомобильной техникой в соответствии со штатом и правильным ее распределением.
- Рациональным планированием учений, стрельб, полетов, строительных работ и хозяйственной деятельности, обеспечивающим использование для этих целей минимального количества автомобильной техники.
- Первоочередным использованием для перевозок материальных средств автомобилей народнохозяйственного назначения, ограниченным использованием для этих целей полноприводных автомобилей новых марок.
- Соблюдением установленного порядка использования легковых, грузовых и специальных автомобилей общего назначения и автомобильных СПБ.
- Выбором наиболее рациональных маршрутов движения.
Анализ соответствия возможностей автомобильной службы и потребностей в автомобильной технике и моторесурсах, выполняется начальником автомобильной службы по форме, приведенной в приложении. Результаты анализа докладываются начальнику штаба и заместителям командира воинской части по вооружению и по тылу для согласования и корректирования расчетной потребности.
На основании уточненных данных, штабом составляется расчет на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения плана боевой подготовки и годового хозяйственного плана воинской части, который утверждается командиром воинской части и является исходным документом для разработки годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части, контроля за расходом моторесурсов при выполнении соответствующих мероприятий.
При составлении годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники необходимо руководствоваться следующими указаниями:
- При заполнении графы 2 плана, марки машин располагать в порядке установленном в донесении по форме ГАБТУ.
- Графы 3-7 заполнять, используя данные соответствующих разделов паспортов (формуляров) машин о годах изготовления машин, номерных знаках, пробегах с начала эксплуатации (после последнего планового ремонта ).
- В графе 8 указывать нормативные значения расхода моторесурсов за вычетом резерва округа 7% с учетом дополнительных норм для обучения личного состава вождению машин, обкатки новых и отремонтированных средним (капитальным) ремонтом.
Для заполнения графы 9 плана необходимо:
- Определить марки и номера машин боевой, учебной, учебно-боевой и строевой групп, которые привлекаются на все виды учений, тактико-специальные занятия, боевое дежурство, обеспечение полетов летательных аппаратов и др.
- Определить марки и номера машин транспортной и строевой (при необходимости) групп, предполагаемых к использованию для подвоза военно-технического имущества и других материальных средств.
- Установить каждой машине годовой расход моторесурсов, для обеспечения боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, хозяйственной деятельности, других задач с учетом расхода моторесурсов на обучение вождению машин и внести соответствующие значения в графу 9 плана.
По данным графы 9 проверить:
- Не превышает ли планируемый расход моторесурсов каждой машины двух (для устаревших марок трех) годовых норм.
- Обеспечивается ли ступенчатость выхода техники в ремонт.
- Не превышает ли запланированный суммарный расход моторесурсов машин данной группы эксплуатации (графа 9) соответствующих нормативных значений (графа 8).
- Соответствует ли запланированный расход моторесурсов утвержденному расчету на использование автомобильной техники и расхода моторесурсов для обеспечения плана боевой и политической подготовки и годового хозяйственного плана, выполнению задач по указанию вышестоящих штабов.
При заполнении граф 10 и11 плана техническое обслуживание машин планировать с учетом установленной в Российской Армии и Военно-Морском флоте периодичности (по пробегу и по времени). Техническое обслуживание СПВ планировать с учетом совмещения с соответствующим по пробегу (времени) техническим обслуживанием (регламентом) установленного на них вооружения. А регламентированное техническое обслуживание СПВ — на основании плана-графика регламентированного технического обслуживания, регламентированного ремонта и замены СПВ соединения, для чего в строке соответствующих СПВ в графе 11 сделать запись «РТО». Техническое обслуживание машин, содержащихся на длительном хранении, планировать на основании плана-графика технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении, и в графе 10 плана сделать запись «ТО-1х», а в графе 11 – “Т0-2х». Техническое обслуживание прицепов планировать с периодичностью обслуживания тягачей. Техническое обслуживание двигателей силовых установок планировать по наработке в моточасах с учетом требований приказа Министра Обороны СССР 1985г. № 300 (п. 22).
Графы 12-18 плана заполнять на основании данных о машинах, требующих ремонта и находящихся в ремонте к началу планируемого периода (графы 12 и 13), и данных о выходе машин в плановый ремонт в течении года (графы 14, 15, 17 и 18).
В графе 15 плана на основании выписки из плана-графика регламентированного технического обслуживания, регламентированного ремонта и замены СПВ в строке машин, которым запланирован регламентированный ремонт, сделать запись «РР».
Средние ремонты планировать с учетом производственной возможности ремонтных средств части (для частей, которым разрешено выполнять средние ремонты). Если потребность в средних ремонтах больше чем производственные возможности ремонтных средств части, то проведение их планировать вне части (графа 17).
Для заполнения граф второго раздела годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники использовать суммарные данные показателей первого раздела. При этом в строках, соответствующих определенным маркам машин, в графах 23, 24, 26, 28, 31 сделать записи о планируемых Т0-1х, Т0-2х, РТО, РР дробью, в числителе которой указать вид обслуживания (ремонта), а в знаменателе — его количество.
На основании данных годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники разрабатываются (ведутся) следующие планирующие и учетно-отчетные документы:
- Месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части (подразделения).
- План-график работы отделения технической диагностики и регулировочно-настроечных работ.
- Расчет потребности в денежных средствах по §22 ст.88 а.
- Донесение о потребности, наличии, техническом состоянии и движении автомобильной техники, форма 1/ГАБТУ.
- Донесение о ремонте автомобильной техники, форма 5/ГАБТУ.
- Донесение об эксплуатации автомобильной техники, форма 7/ГАБТУ.