Безопасность при ремонте электрических машин переменного тока

Главная » Статьи » Техника безопасности » Статьи по охране труда » Техника безопасности » Ремонт электрических машин: основы техники безопасности

Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте

Ко
всем электродвигателям,
применяемым в приборах и машинах бытового
назначения, предъявляются общие и
специальные технические требования.
Общие требования распространяются на
все электродвигатели, а специальные
определяются особыми техническами
условиями заказа на данный тип
электродвигателя в зависимости от его
назначения.

Основные технические
требования следующие:

— полная
надежность работы при всех условиях
эксплуатации;

— хорошая
коммутация коллекторных машин при любых
режимах работы.


обеспечение
большой кратности пускового момента
электродвигателя по


достижение
минимальных габаритов и массы;

— наличие
защиты от радиопомех у коллекторных
электродвигателей,

создаваемых ими
при работе;

— при
длительной работе электродвигателей
с номинальной нагрузкой превышение
температуры обмотки (измеренное методом
сопротивления) над температурой
окружающей среды для электродвигателей,
предназначенных для работы в среде с
температурой 40 °С, не должно превышать
65 °С; для работающих в среде с температурой
50 °С —55 °С; для электродвигателей,
работающих в среде с температурой 60″С,
-40″С;


сопротивление
изоляции всех токоведущих частей между
собой и каждой из них относительно
корпуса электродвигателей, измеренное
в холодном состоянии (при температуре
20 °С и относительной
влажности окружающей среды 60 — 70 %),
должно быть не
менее 100 МОм, в нагретом состоянии при
установившейся температуре — не менее
50 МОм;

— изоляция
всех токоведущих частей относительно
корпуса должна выдерживать без пробоя
испытательное напряжение 1000 В переменного
тока промышленной частоты в течение 1
мин при температуре 20 °С и относительной
влажности воздуха 60 — 70 %;


электродвигатели
должны безотказно работать при тряске
с ускорением 70 м/с2
и частоте ударов до 80 мин»1,
а также при вибрациях с частотой 10 Гц
при амплитуде колебаний (1,4 ±0,2) мм;

— уровень
звука электродвигателей, работающих в
помещении, не должен превышать 80 дБА.

Основы техники безопасности

Даже самые мощные и надежные электрические машины имеют ограниченный во времени эксплуатационный ресурс. Наступает день, когда силовые агрегаты нуждаются в ремонте. Задачей номер один по степени приоритетности следует считать создание таких условий, чтобы устранение неисправности прошло не только в предельно сжатые сроки, но и в максимально безопасном режиме.

К ремонту моторов допускают электромонтеров с квалификационной группой не ниже III, перед началом проведения работ проходит инструктаж по технике безопасности (ответственный за его проведение – начальник электротехнической службы хозяйства). К устранению неисправностей привлеченные исполнители приступают лишь при наличии у них специальных защитных средств для работы с установками под напряжением до 1000 В – речь ведется о диэлектрических перчатках, инструментарии с диэлектрическими ручками, переносном заземлении (закоротке). К числу дополнительных защитных средств относят изолирующие подставки, галоши, материал изготовления которых обладает диэлектрическими характеристиками.

Перед началом проведения ремонта электродвигателей необходимо проверить исправность защитных средств, особое внимание обращают на дату их последней проверки. Принципиально важно, чтобы установки были отключены от питающих сетей. Между губками и ножками отключающего рубильника помещают лист материала-диэлектрика, на его рукоятку вешают предупреждающий плакат «Не включать. Работают люди». Отвечающим за ремонт электрических установок специалистам необходимо принять меры для предупреждения вращения электрического двигателя от машины.

Запрещается снимать во время работы вращающиеся части электрических силовых агрегатов. Обслуживание щеточного аппарата двигателя допускается проводить (в единоличном порядке) специально обученному сотруднику с группой допуска по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать ряд требований:

  • находиться в головном уборе, полностью застегнутой спецодежде (остерегаясь ее захвата вращающимися частями двигателя);
  • пользоваться диэлектрическими галошами и ковриками;
  • не касаться (одновременно) токоведущих заземленных частей или двух полюсов.

Требования к персоналу, обслуживающему
электроустановки.

Лица не достигшие 18-летнего возраста.
Не могут быть допущены в качестве
электромонтеров и рабочих к работам в
электроустановках.

— при приеме на работу обязательное
прохождение медкомиссии. Для электромонтеров
по обслуживанию электрооборудования
к болезням, препятствующим их работе в
электроустановках, относятся:

А) психические заболевания со значительными
изменениями личности;

Б) органические заболевания центральной
нервной системы, в том числе эпилепсия
и эпилептиформные состояния;

В) наркомания, токсикомания, хронический
алкоголизм,

Г) нарушение функции вестибулярного
аппарата, в том числе болезнь Меньера;

Д) стойкое понижение слуха любой
этиологии, одно- или двухстороннее (речь
шёпотом воспринимается на расстоянии
не менее 3 м);

Е) острота зрения без коррекции ниже
0,5 на одном глазу и ниже 0,2 на другом;

Ж) хронические заболевания перднего
отрезка глаз (коньюктивы, роговицы, век,
слезовыводящих путей) и сетчатки;

З) ограничение поля зрения более чем на
20º.

К) нарушение цветоощущения;

Л) гипертоническая болезнь IIиIIIстадий, ишемическая
болезнь сердца (стенокардия, с частыми
приступами).

Медицинское освидетельствование
осуществляют индивидуальным направлением
в поликлинику. Оформлять коллективное
направление на медицинское
освидетельствование не разрешается.

Заключение медицинской комиссии
электромонтер возвращает в отдел кадров,
где оно хранится в личном деле работающего,
а инженер по охране труда завода делает
соответствующую отметку в журнале
регистрации вводного инструктажа и
обучения по технике безопасности, в
удостоверении по технике безопаснотси
и направлении на работу, с которым
электромонтер приходи на рабочее место.

Обучение персонала правилам техники
электробезопасности.

Приказ о зачислении работника в штат
предприятия может быть издан только
после того как поступающий освоит
вводный инстуктаж.

По характеру и времени инструктажи
по технике безопасности подразделяются
на:

— первичный на рабочем месте;

«Журнал регистрации вводного инструктажа
по охране труда»хранится у инженера
по охране труда.

«Журнал регистрации инструктажа на
рабочем месте» — у мастера. Эти журналы
являются документами строгой отчетности,
поэтому они должны быть прошнурованы,
а их страницы – пронумерованы.

К эксплуатации и ремонту электрических машин допускаются электромонтер, имеющие квалификационную группу не ниже III и прошедшие инструктаж на рабочем месте. Ответственность за безопасность при обслуживании и ремонте несет руководитель электротехнической службы хозяйства.

Электромонтеры должны иметь основные защитные средства для установок напряжением до 1000 В: диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными рукоятками, закоротки (или переносное заземление) и указатели напряжения. Дополнительные средства: диэлектрические галоши, резиновые коврики, изолирующие подставки и плакаты.

Перед применением защитных средств следует внешним осмотром убедиться в их исправности, обращая внимание на дату их проверки.

При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо строго соблюдать правила тех безопасности при эксплуатации электрических машин

Распоряжение на проведение работ (устное или оформленное нарядом) дает руководитель электротехнической службы хозяйства или лицо, его заменяющее, с квалификацией не ниже 4 группы.

При техническом обслуживании электроустановки должны быть отключены от питающей сети. Между ножами и губками отключающего рубильника необходимо положить лист изоляционного материала, а на рукоятку привода рубильника или автоматического выключателя повесить плакат: «Не включать, работают люди». Перед началом работ необходимо принять меры, предупреждающие возможность вращения электродвигателя от рабочей машины.

Рабочие электрифицированных механизмов должны быть проинструктированы по правилам эксплуатации и техники безопасности при работе на установках.

1. Правила технической эксплуатации 2009 г.

2. Система планово–предупредительного ремонта и технического обслужи вания электрооборудования сельскохозяйственных предприятий Госагропрома СССР. М. Агропромиздат, 1987.

3. Сердешнов А.П. Янукович Г.И. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования в сельском хозяйстве: Справочник.– Мн. Ураджай. 1993.

4. Пястолов А.А. и др. Эксплуатация и ремонт электроустановок. М. Колос, 1984.

5. Таран В.П. и др. Справочник по эксплуатации электроустановок. М. Колос,1983

6. Грундулис А.О. Защита электродвигателей в сельском хозяйстве. – М.: Колос, 1983.

7. Янукович Г.И. и др. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственного электрооборудования. – Мн.: «Ураджай» 2000.

Читайте также:  Район нагорный ремонт бытовой техники

8. Куценко Г.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок. Мн.: Дизайн ПРО 2003.

9. Куценко Г.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок. (Практикум) Мн.: Дизайн ПРО 2003.

10. Пясталов А. А., Ерошенко Г.П. Эксплуатация электрооборудования. – М.; Агропромиздат, 1990.

11. Куценко Г.Ф. Охрана труда в электроэнергетике.– Мн. Дизайн ПРО 2005.

Все электрические машины устанавливают на промышленных предприятиях в соответствии с требова-ниями Правил устройства электроустановок (ПУЭ). По исполнению и техническим характеристикам электрические машины должны соответствовать режиму работы и условиям окружающей среды.

В цехах (землеприготовительных, сталелитейных, гальванических и др.), где воздух непригоден для вентиляции продуваемых двигателей (пыль, влага, высокая температура и т. п.), забор охлаждающего воздуха должен производиться извне. Приток наружного воздуха на цели охлаждения в этих случаях должен быть не менее рекомендованного заводом-изготовителем. Попадание в двигатель пыли резко ухудшает условия его охлаждения, приводит к повышенному нагреву и ускоренному старению изоля-ции. Влажный воздух, используемый для охлаждения машины, снижает электрическую прочность изо-ляции и вызывает ее пробой.

Для каждого двигателя на напряжение выше 1000 В, а также для двигателей мощностью 40 кВт и выше независимо от рабочего напряжения на предприятии должна быть следующая техническая документа-ция:

паспорт двигателя, протокол приемно-сдаточных испытаний (карта ремонта), принципиальные и мон-тажные (исполнительные) схемы управления, сигнализации и релейной защиты, технические акты о повреждениях двигателей, эксплуатационный журнал и другая техническая документация в объеме требований нормативных документов.

На каждом предприятии для каждого участка или цеха должна быть составлена местная инструкция по эксплуатации электрических машин.

В местных инструкциях указывают:

техническую характеристику установленных двигателей; порядок подготовки к пуску, последователь-ность операций пуска, останова и технического обслуживания во время нормальной эксплуатации и в аварийных режимах; порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям двигателей, требования по технике безопасности, взрыво- и пожароопасности, специфические рекомендации для каждой конкрет-ной группы двигателей. Указания по режимам, периодичности осмотров и контролю за работой двига-телей должны быть конкретными для каждого типа или группы эксплуатируемых двигателей. Местную инструкцию разрабатывают специалисты энергетической службы цеха и утверждает главный инженер предприятия. Инструкцию пересматривают не реже 1 раза в 3 года.

Надзор за нагрузкой двигателей, вибрацией, температурой подшипников и охлаждающего воздуха, уход за подшипниками (поддержание уровня масла) и устройствами для охлаждения электродвигателя, а также операции по пуску и остановке двигателей осуществляет технологический персонал цеха, обслуживающий механизмы.

Дежурный электротехнический персонал цеха периодически, в сроки, установленные графиком обхо-дов-осмотров оборудования, обязан осматривать двигатели и контролировать режим их работы по всем показателям в объеме типовой инструкции.

На двигателях и приводимых ими механизмах должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения. Опробование двигателей после ремонта или монтажа, для определения направления вращения осуществляют при отсоединенном приводном механизме.

Крышки подшипников и коробки выводов двигателей (особенно в запыленных помещениях) тщательно уплотняют, корпуса двигателей и металлические оболочки питающих кабелей — надежно заземляют.

Защиту электрических машин выполняют в соответствии с ПУЭ. Двигатели с принудительной смазкой подшипников, как правило, обеспечивают блокировкой, отключающей их при прекращении подачи смазки в подшипники или превышении допустимой температуры. На двигателях, имеющих принуди-тельную вентиляцию, устанавливают защиту, действующую на сигнал и отключение двигателя при повышении его температуры выше допустимой или прекращении работы вентиляции.

Электродвигатели, у которых возможны систематические перегрузки по техническим причинам, снаб-жают защитой от перегрузки, действующей на сигнал, автоматическую разгрузку механизма или на от-ключение.

При отключении двигателя ответственного механизма под действием защиты и отсутствии резерва до-пускается повторное включение его после тщательной проверки схемы управления, защиты и самого двигателя.

Синхронные двигатели эксплуатируются в основном в режиме, обеспечивающим поступление в сеть опережающего тока при оптимальном значении коэффициента мощности.

Электродвигатели мощностью до 5000 кВт включительно на напряжение выше 1000 В включают без сушки при соблюдении условий, приведенных в «Инструкции по определению возможности включения вращающихся электрических машин постоянного тока без сушки» (СН 282) и «Инструкции по определению возможности включения вращающихся электрических машин переменного тока без сушки» (СН 241). Без сушки включают и электродвигатели на напряжение ниже 1000 В, если сопротивление изоляции их обмоток, измеренное при температуре 10—30°С, не ниже 0,5 МОм.

У электрических машин постоянного тока сопротивление изоляции обмоток измеряют относительно корпуса, а бандажа — относительно корпуса и удерживаемых обмоток. При номинальном напряжении двигателя до 500 В включительно измерение производят мегаомметром на напряжение 500 В, а при но-минальном напряжении выше 500 В — мегаомметром на напряжение 1000 В. В эксплуатации сопро-тивление изоляции обмоток измеряют вместе с соединенными с ними цепями и кабелями.

В процессе эксплуатации у отдельных электромашин возникают неисправности. Способы определения и устранения причин, приводящих к ненормальным режимам работы электрических машин, приведены в табл. 42—44. Если при техническом обслуживании обнаруженную неисправность устранить нельзя из-за сложности, то определяют, какому виду ремонта подлежит электрическая машина (текущему или капитальному).

При осмотре электродвигателей, расположенных на движущихся частях рабочей машины, мегаоммет-ром проверяют, нет ли обрыва заземляющей жилы кабеля.

Состояние соединительной муфты проверяют, обращая особое внимание на ее детали муфты. Повреж-денные резиновые детали заменяют. Мегаомметром на 500 В измеряют сопротивление изоляции обмо-ток статора-электродвигателей единой серии относительно корпуса. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм при температуре 293 К (20°С). У электродвигателей, имеющих датчики темпе-ратурной защиты, измеряют сопротивление изоляции цепи датчиков относительно обмотки статора и корпуса. Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм. Тщательно осматривают доску зажи-мов.

Снимают защитный кожух и продувают щеточный механизм сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 атм). Очищают щеточный механизм сухим обтирочным материалом, а затем осматривают.

При осмотре щеточного механизма проверяют биение коллектора и контактных колец индикатором часового типа.

Коллектор при неровностях и биениях до 0,2 мм полируют, до 0,5 мм — прошлифовывают, превышаю-щих 0,5 мм — протачивают при ремонте. Полировку проводят при номинальной частоте вращения вала машины мелкой стеклянной шкуркой № 180—200, наложенной на пригнанный по коллектору деревянный брусок, шлифовку и проточку выполняют на токарных станках.

При необходимости заменяют щетки:

марка щетки должна соответствовать данным завода-изготовителя машины и характеру ее работы;

траверсы устанавливают по заводским меткам на нейтрали;

в обойму щеткодержателя щетки вставляют свободно с зазором 0,1—0,4 мм в направлении вращения и 0,2—0,5 мм в направлении оси коллектора; радиальный зазор между контактными кольцами или кол-лектором и щеткодержателем должен быть равномерным и составлять не больше 2—4 мм.

Широкое применение электрической энергии привело к тому, что практически все взрослое население в своей жизни каждодневно соприкасаются с различными электроустановками. Как и все машины, и механизмы электроустановки могут являться источником травматизма.

При прохождении тока через тело человека происходит его нагрев, причем количество выделяющейся теплоты пропорционально квадрату тока. Чем больше напряжение, тем меньше сопротивление тела человека, тем больше ток. При больших токах поражение ткани нагреваются до 60-70С, при которой свертывается белок и возникает ожог.

Человек начинает ощущать на себе переменный ток при 0,6 – 15мА. Токи от 12 – 15мА вызывают сильные боли в пальцах и кистях. Человек выдерживает такое состояние 5 — 10с и может самостоятельно оторвать руки от электродов. Ток 20 — 25мА вызывают очень сильную боль, руки парализуются, дыхание затрудняется, человек не может, освободиться от электродов. При токе 50 – 80мА наступает паралич дыхания, а при 90 – 110мА паралич сердца и смерть.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники череповец рыбинская 20

Менее чувствительно человеческое тело к постоянному току. Его воздействие ощущается при 12 — 15 мА. Ток 20 — 25 мА вызывает незначительное сокращение мышц рук. Только при токе 90—110 мА наступает паралич дыхания. Самый опасный — переменный ток частотой 50 — 60 Гц. С увеличением частоты токи начинают распространяться по поверхности кожи, вызывая сильные ожоги, но, не приводя к электрическому удару.

В отношении поражения людей электротоком в «Правилах устройства электроустановок» различают:

1) Помещения с повышенной опасностью, характеризующейся наличия в них одного из следующих условий, создающих повышенную опасность:

А) сырой и проводящей пыли.

Б) токопроводящих полов.

В) высокой температуры.

Г) возможность одновременного прикосновения человека и имеющим соединения с землей метало конструкциями зданий, технологическим аппаратом и т.д.

2) Особо опасные помещения характеризуются наличием одного из следующих условий, создающих особую опасность:

А) особой сырости.

Б) химической активной среды.

В) одновременно наличие двух или более условий повышенной опасности.

3) Помещения без повешенной опасности, в которых отсутствуют условия, создающие повышенную опасность или особую опасность.

В качестве защитных мер при прикосновении к нетоковедущим частям применяют защиту заземления, зануления, двойную изоляцию, пониженное напряжение, защитные средства.

Защитным заземлением называют металлическое соединение с землей нетоковедущих металлических частей электрической установки (корпуса электрических машин, трансформаторов, реостатов, светильников, каркасы щитов, металлические оболочки кабелей, и т.д.).

Защитное отключение называют автоматическое отключение электроустановки системой защиты при возникновении опасности поражении человека электрическим током.

Под двойной изоляцией кабелей понимается дополнительная кроме основной изоляции, которая ограждает человека случайно от металлических нетоковедущих частей, могущих случайно оказаться под напряжением. Этот способ защиты чаще всего применяют в электрооборудовании небольшой мощности (электроизолированной ручкой инструмент, бытовые приборы и ручные электрические лампы).

Большую роль в обеспечении безопасности персонала играют различные защитные средства и предохранительные приспособления (резиновые диэлектрические перчатки, боты, галоши, коврики, изолирующие подставки, переносные заземления, временные ограждения, предупредительные плакаты, защитные очки и др.).

Важным для обеспечения безопасности является знания персоналом устройства и правила эксплуатации электроустановок, высокая трудовая дисциплина, поддержка в исправном состоянии электрооборудования, исправность связи сигнализации и блокировок, наличии защитных средств и средств пожаротушения.

Если, несмотря на все принятые меры безопасного ведения работ все же происходит поражения персонала электрическим током, то спасение пострадавшего в большинстве случаев зависит от быстроты освобождения его от действия электрического тока, также от быстроты и правильности оказания пострадавшему помощи.

Может оказаться, что пострадавший сам не в состоянии освободиться от действия электрического тока (отнять руку от токоведущих частей, отойти, оторвать провод, разомкнуть цепь). В этом случае ему нужно немедленно оказать помощь, приняв меры предосторожности, что бы самому не оказаться в положении пострадавшего.

Необходимо отключить установку ближайшем выключателем или прервать цепь тока, перерезав провод с помощью инструментов с изолирующими ручками (нож, кусачки, топор и другие).

В условиях не позволяющих отключить установку для освобождения пострадавшего от действия электрического тока необходимо отделить его от токоведущих частей: в условиях напряжением до 1000В можно оттащить его за одежду, если она сухая, (при этом нельзя касаться руками тела пострадавшего, чтобы не оказаться вместе с ним под напряжением), можно воспользоваться изолирующими средствами (перчатки диэлектрические, коврик резиновый и другие) в некоторых случаях можно воспользоваться сухой деревянной палкой или доской, сухой одеждой.

Если пострадавший лежит на земле или на проводящем ток полу, следует изолировать его от земли, подсунув под него деревянную доску или фанеру.

После освобождения пострадавшего от действия электрического тока ему немедленно нужно оказать доврачебную помощь в соответствии с его состоянием. Для определения этого состояния необходимо провести следующие мероприятия:

1) уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность.

2) Проверить наличие у пострадавшего дыхания.

3) Проверить наличие у пострадавшего пульса на лучевой артерии у запястья или сонной артерии на переднебоковой поверхности шеи.

4) Выяснить состояние зрачка (узкий или широкий) широкой зрачок указывает на резкое ухудшение кровообращения мозга.

Если пострадавший находится в состоянии, но до этого был в состоянии обморока, следует уложить в удобное положение, обеспечить полный покой, непрерывно наблюдая за его дыханием и пульсом.

Почти вся электрическая энергия (на долю химических источников приходится незначительная часть) вырабатывается электрическими машинами. Но синхронные двигатели могут работать не только в генераторном режиме, но и в двигательном, преобразуя электрическую энергию в механическую. Обладая высокими энергетическими показателями и меньшими, по сравнению с другими преобразователями энергии, расходами материалов на единицу мощности, экологически чистые электромеханические преобразователи имеют в жизни человеческого общества огромное значение.

Наиболее распространенные асинхронные двигатели электрические, они просты в производстве и надежны в эксплуатации (особенно короткозамкнутые). Их главные недостатки: значительное потребление реактивной мощности и невозможность плавного регулирования частоты вращения. Во многих мощных электроприводах применяют синхронные двигатели электрические. В тех случаях, когда необходимо регулировать частоту вращения, пользуются двигателями электрическими постоянного тока и значительно реже в этих случаях применяют более дорогие и менее надежные коллекторные двигатели электрические переменного тока. Мощность электрического двигателя от десятых долей Вт до десятков мВт.

1. Вешеневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе — М.: Энергия, 1977. — 425 с.

2. Гольдберг О.Д. Гурин Я.С. Проектирование электрических машин. — 2-е изд. перераб и доп. — М.: Высшая школа. — 2001.

3. Иноземцев Е.К. Ремонт и эксплуатация электродвигателя с непосредственным водяным охлаждением типа ЛВ — 8000/6000 УЗ — М.: Энергия, 1980 — 546 с.

4. Иванов И.И., Равдоник В.С. Электротехника: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1984. — 375 с.

5. Копылов И.П., Клоков Б.К., Морозкин В.П. Проектирование электрических машин: Учебное пособие для вузов — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2002 — 757 с.

6. Копылов И.П. Электрические машины: Учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк.; Логос; 2000. — 607 с.

7. Копылов И. П., Клокова Б. К. Справочник по электрическим машинам: В 2 т./ Т. 1 и 2.-М.: Энергоатомиздат, 1988.-456 с:

8. Столов Л.И., Афанасьев А.Ю. Моментные двигатели постоянного тока. — М.: Энергоатомиздат,1989. — 224 с.

Меры безопасности при обслуживании электродвигателей.

При работе, связанной с прикосновением
к токоведущим или вращающимся частям
электродвигателя и приводимого им в
движение механизма, необходимо остановить
электродвигатель и на его пусковом
устройстве или ключе управления повесить
плакат «Не включать. Работают люди».

Операции по отключению и включению
электродвигателей напряжением выше
1000 В пусковой аппаратурой с приводами
ручного управления производят с
изолирующего основания в диэлектрических
перчатках.

При работе на электродвигателе заземление
накладывают на кабель ( с отсоединением
или без отсоединения его от электродвигателя)
или на его присоединение в распределительном
устройстве. При работе на механизме,
если она не связана с прикосновением к
вращающимся частям или рассоединена
соединительная муфта, заземлять питающий
кабель не требуется.

Перед допуском к работе на электродвигателях
насосов, дымососов и вентиляторов, если
возможно вращение электродвигателей
от соединенных с ними механизмов, должны
быть закрыты и заперты на замок задвижки
и шиберы последних, а также приняты меры
по затормаживанию роторов электродвигателей.

Обслуживать щеточный аппарат на
работающем электродвигателе допускается
единолично работнику оперативного
персонала или выделенному для этой цели
обученному работнику, имеющему группу
по электробезопасности не ниже III.
При этом необходимо соблюдать следующие
меры предосторожности:

— работать в головном уборе и застегнутой
спецодежде, остерегаться захвата ее
вращающимися частями машины;

Читайте также:  Ремонт бытовой техники на Богдана Хмельницкого в Новосибирске

— пользоваться диэлектрическими калошами
или резиновыми ковриками;

— не касаться руками одновременно
токоведущих и заземленных частей;

Кольца ротора допускается шлифовать
на вращающемся электродвигателе лишь
с помощью колодок из изоляционного
материала с применением защитных очков.
У работающего многоскоростного
электродвигателя неиспользуемая обмотка
и питающий ее кабель должны рассматриваться
как находящиеся под напряжением.
Ограждение вращающихся частей
электродвигателей во время их работы
снимать запрещается!

Техника безопасности при ремонте электрических машин

При
проведении планово-предупредительных
работ, технического обслуживания,
текущих и капитальных ремонтов
электрических машин специалисту
необходимо соблюдать технику безопасности
при эксплуатации.

И в
свою очередь должен знать следующее:

1.
Выводы обмоток и кабельные воронки у
электродвигателей должны быть закрыты
ограждениями, снятие которых требует
отвёртывания гаек или вывинчивания
винтов. Снимать эти ограждения во время
работы электродвигателя запрещается.
Вращающиеся части электродвигателей:
контактные кольца, шкивы, муфты,
вентиляторы — должны быть ограждены.

2.
Открывать ящики пусковых устройств
электродвигателей, установленных в
цехе, когда устройство находится под
напряжением, разрешается для наружного
осмотра лицам, имеющим квалификационную
группу не ниже 4-ой.

3.
Операции по включению и выключению
электродвигателей пусковой аппаратурой
с приводами ручного управления должны
производиться с применением диэлектрических
перчаток или изолирующего основания
(подставки).

4.
Включение и отключение выключателей
электродвигателей производится дежурным
у агрегатов единолично.

5. У
работающего синхронного электродвигателя
неиспользуемая обмотка и питающий его
кабель должны рассматриваться как
находящиеся под напряжением.

6.
Работа в цепи пускового реостата
работающего электродвигателя допускается
лишь при поднятых щетках и замкнутом
накоротко роторе.

Шлифование
колец ротора допускается проводить на
вращающемся электродвигателе лишь при
помощи колодок из изоляционного
материала.

7. Перед
началом работы на электродвигателях,
приводящих в движение насосы или
тягодутьевые механизмы, должны быть
приняты меры, препятствующие вращению
электродвигателя со стороны механизма
(насос может работать как турбина,
дымосос может начать вращаться в обратную
сторону за счёт засоса холодного воздуха
через трубу и т. д.). Такими мерами являются
закрытие соответствующих вентилей или
шиберов, их заклинивание или перевязка
цепью с запиранием на замок (или снятием
штурвала) и вывешиванием плакатов «Не
открывать — работают люди» или расцеплением
муфт.

8. При
отсоединении от синхронного электродвигателя
питающего кабеля концы всех трёх фаз
кабеля должны быть замкнуты на коротко
и заземлены.

Заземление
концов кабеля должно производиться
посредством специально приспособленного
для этой цели переносного заземления,
выполненного в соответствии с общими
требованиями.

Организация электроремонтного производства

Определение трудоемкости ремонта и
численности персонала

Для планирования
производства и определения годовой
программы ремонтного предприятия
необходимо иметь сведения о количестве,
мощности, режимах и условиях работы
электрооборудования, которое будет
обслуживаться этим предприятием, с
учетом возможного развития обслуживаемых
предприятий района (обычно на 5-7 лет
вперед).

Все электрические
машины, находящиеся в эксплуатации,
разделяются на группы в зависимости от
типа (синхронные, асинхронные, постоянного
тока и коллекторные), мощности (малой –
до 1.1. кВт, средней – 100-400 кВт и большой
– свыше 400 кВт), напряжения (низковольтные
– до 1000 В и высоковольтные – свыше 1000
В), исполнения и длительности межремонтного
периода.

При наличии
указанных сведений по номенклатуре
машин, подлежащих ремонту, годовая
производительность электроремонтного
завода в единицах продукции можно
рассчитать по формуле:

Kp
– коэффициент, учитывающий развитие
предприятий обслуживаемого района, а
также возможные внезапные отказы
электрических машин (обычно принимаютKp=1,3-1,6).

Объем работ
ремонтного предприятия в денежном
выражении составит:

Годовая
трудоемкость работ по ремонту
рассматриваемого парка электрических
машин:

Количество
производственных рабочих, необходимых
для выполнения годовой программы Т,
составляет:

Где Ф – годовой
фонд времени одного рабочего ( исчисляется
исходя из числа рабочих дней в году, их
продолжительности, длительности
отпуска),ч. Годовой фонд времени равен
в среднем 1910-1930 часов.

По известному
количеству основных рабочих
электроремонтного цеха Nопределяется количество вспомогательных
рабочих (0,15-0,18)N,
инженерно-технических работников —
(0,08-0,12) от числа основных и вспомогательных
рабочих, служащих и младшего обслуживающего
персонала — (0,025-0,04) от числа основных и
вспомогательных рабочих.

Примерное
распределение рабочих по профессиям
выглядит следующим образом, % :
электрообмотчики – 40, электрослесари
– 37, электромонтеры испытательной
станции –3, станочники –5, пропитчики
–4, остальные 11.

При проектировании
электроремонтных цехов за условную
единицу ремонта принимается трудоемкость
ремонта одного асинхронного электродвигателя
с короткозамкнутой обмоткой ротора
мощностью 5 кВт исполнения IP23
на напряжение 220/380 В и частоту вращения
1500 об/мин. Трудоемкость кап ремонта
такого двигателя составляет 8.2 чел-ч,
текущего – 3,6.

При отсутствии
точных данных по структуре электродвигателей
их количество определяется в зависимости
от общего количества станков, установленных
на предприятии. Для перехода к двигателям
условной мощности 5 кВт количество
станков на предприятии следует умножить
на коэффициент, зависящий от типа
предприятия:

Заводы
строительного, дорожного и коммунального

Если известна
средняя мощность установленных
двигателей, и она отличается от 5 кВт,
то приведение к условной мощности 5 кВт
осуществляется с помощью коэффициентов
приведения:

Средняя
мощность, кВт
Коэффициент приведения

1
0,69

3
0,78

15
1,5

20
1,8

30
2,1

Рассчитанную
по такой методике трудоемкость ремонта
следует увеличить на 30%

Для учета
вспомогательного электрооборудования
(вентиляторы, машины постоянного тока
и пр.).

.Технические условия ремонта

В зависимости от массы и размера машины
либо демонтируются и направляются в
ремонт, либо ремонт производится
непосредственно на месте их установки.
В любом случае передача и приемка машин
в ремонт и сдача их заказчику после
ремонта производятся в соответствии с
ТУ, в которых регламентируются взаимные
обязательства заказчика и ремонтного
предприятия.

Приемка машин в ремонт производится по
акту. В акте кроме паспортных данных
машины и предполагаемого объема ремонта
указываются технические требования,
которым должна удовлетворять машина
после ремонта (модернизации), — напряжение,
частота вращения, класс нагревостойкости
изоляции и др. В ремонт принимаются
только комплектные электрические
машины, имеющие все основные узлы и
детали, включая старые обмотки. Все
соединительные и установочные детали
должны быть демонтированы заказчиком.
В ремонт не принимаются машины
раскомплектованные, с разбитыми корпусами
и подшипниковыми щитами, со значительным
(более 25 %) повреждением активной стали.

При ремонте у машин сохраняется
конструкция завода-изготовителя, и, как
правило, они ремонтируются с сохранением
паспортных данных. Ремонт электрических
машин проводится в соответствии со
следующими требованиями, обеспечивающими
их эксплуатационную надежность:

  • применяемые материалы должны удовлетворять
    условиям соответствующих стандартов;
    класс нагревостойкости изоляции должен
    быть не ниже предусмотренного
    заводом-изготовителем;
  • предельно допустимые значения превышения
    температуры отдельных частей электрических
    машин должны удовлетворять требованиям
    ГОСТ 183-74
  • требованиям стандарта должны удовлетворять
    допуски на установочные и присоединительные
    размеры (ГОСТ 8592-79);
  • отремонтированные машины должны быть
    снабжены всеми деталями и очищены, а
    обмотка, поверхность магнитопровода,
    крепления обмоток и схемы покрыты
    лаком; внутренние поверхности
    подшипниковых щитов и корпуса, вентиляторы
    и внешние поверхности электрических
    машин должны быть покрашены, конец вала
    должен быть покрыт консервационной
    смазкой;
  • обмотки и другие токоведущие части
    должны быть надежно закреплены, пазовые
    клинья не должны иметь слабины;
  • подшипники скольжения должны работать
    спокойно, без течи масла, подшипники
    качения должны быть заполнены смазкой;
  • отремонтированная машина должна пройти
    приемо-сдаточные испытания, после чего
    ремонтные организации гарантируют её
    исправную работу в течение 1 года при
    соблюдении условий транспортировки,
    хранения и эксплуатации.
  • Выводные концы обмоток должны быть
    промаркированы в соответствии со
    стандартом, на корпусе машины должен
    быть установлен новый щиток. На щитке
    должны быть указаны: наименование
    предприятия, проводившего ремонт, тип
    машины, номинальные мощность, напряжение,
    ток, частота вращения, КПД, коэффициент
    мощности (только для машин переменного
    тока), дата выпуска из ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *